Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
финансов Республики Крым
от 20.12.2016 N 222
(в редакции приказа Министерства
финансов Республики Крым
от "17" сентября 2018 г. N 193)
Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля в Министерстве финансов Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регулирует организацию, планирование и проведение внутреннего финансового контроля, оформление и рассмотрение его результатов, составления и представления отчётности о результатах.
1.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделений Министерства финансов Республики Крым (далее - подразделения Министерства), исполняющих бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета Республики Крым, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита Республики Крым.
1.3. Субъектами внутреннего финансового контроля являются:
- министр финансов Республики Крым (далее - министр);
- заместители министра, руководители и иные должностные лица уполномоченных подразделений Министерства финансов Республики Крым (далее - Министерство), а также должностные лица иных подразделений Министерства, уполномоченные на осуществление операций/действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур.
1.4. При осуществлении внутреннего финансового контроля ответственные лица руководствуются статьёй 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового контроля, утверждённые приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.09.2016 N 356 (в редакции от 29.12.2017 N 1394) Порядком осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Республики Крым, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита Республики Крым внутреннего финансового контроля, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 550.
1.5. Задачи внутреннего финансового контроля:
- управление событиями, негативно влияющими на выполнение внутренних бюджетных процедур;
- оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Республики Крым, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путём принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
1.6. Внутренний финансовый контроль направлен на:
- соблюдение установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, составления бюджетной отчётности и ведение бюджетного учёта главным распорядителем бюджетных средств Республики Крым;
- подготовка и организация мер по повышению экономности и результативности использовании бюджетных средств;
- соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчётности и ведение бюджетного учёта главным администратором дохода бюджета Республики Крым;
- соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчётности и ведение бюджетного учёта главным администратором источников финансирования дефицита бюджета и подведомственными ему администраторами источников финансирования дефицита бюджета Республики Крым;
1.7. Ответственные должностные лица подразделений Министерства, в рамках проведения внутреннего финансового контроля несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения бюджетных процедур и составляющие их операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры).
2. Предмет и формы внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется путём проведения контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, обеспечению достоверности бюджетной отчётности.
К контрольным действиям относятся:
- проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;
- подтверждение (согласование) операций, подтверждающее правомочность их совершения;
- сверка данных, т.е. сравнение данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учёта с данными первичных документов по расчётам с поставщиками и подрядчиками);
- сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур;
- иные контрольные действия.
2.2. Контрольные действия подразделяются на:
- визуальные контрольные действия, которые осуществляются путём изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур;
- автоматические контрольные действия, которые осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введённых сумм, автоматическая сверка данных);
- смешанные контрольные действия, которые выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.3. Контрольные действия осуществляются ответственными должностными лицами подразделений Министерства в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих бюджетных процедур:
- подготовка документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета Республики Крым;
- составление и ведение кассового плана по доходам бюджета Республики Крым, расходам бюджета Республики Крым и источникам финансирования дефицита бюджета Республики Крым;
- составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Министерства, сводной бюджетной росписи бюджета Республики Крым;
- составление, утверждение и ведение (исполнение) бюджетной сметы Министерства;
- принятие в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
- осуществление начисления, учёта и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет Республики Крым, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативно правовыми актами Российской Федерации);
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Республики Крым, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативно правовыми актами Российской Федерации);
- принятие решений о зачёте (об уточнении) платежей в бюджет Республики Крым (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативно правовыми актами Российской Федерации);
- процедура ведения бюджетного учёта, в том числе принятия к учёту первичных учётных документов (составления сводных учётных документов), отражения информации, указанной в первичных учётных документах и регистрах бюджетного учёта, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
- осуществления предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечении соблюдения их получения условий, целей и порядка их предоставления;
- обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
- составление и представление бюджетной отчётности и сводной бюджетной отчётности Республики Крым;
- осуществление исполнения судебных актов по искам к Республике Крым о возмещении вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) государственных органов Республики Крым или их должностными лицами, в том числе в результате издания государственными органами Республики Крым актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, по искам к публично - правовому образованию, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счёт средств казны Республики Крым (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидированной ответственности главных распорядителей средств бюджета Республики Крым, судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счёт средств бюджета Республики Крым).
2.4. Способами проведения контрольных действий являются:
- сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой операции;
- выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной операции (группы операций).
2.5. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля:
- самоконтроль, осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения Министерства путём проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также путём оценки причин, негативно влияющих на совершение операции;
- контроль по уровню подчинённости, осуществляется руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения Министерства путём подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчинёнными должностными лицами, сплошным способом или путём проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом;
- смежный контроль, осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем подразделения Министерства путём согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений Министерства.
3. Организация внутреннего финансового контроля
3.1. Организация внутреннего финансового контроля предполагает формирование и утверждение порядка осуществления внутреннего финансового контроля, предусматривающего положения, регулирующие:
- формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля;
- ведение, учёт и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;
- составление и представление отчётности о результатах внутреннего финансового контроля.
3.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в подразделениях Министерства в соответствии с утверждённой картой внутреннего финансового контроля.
Подразделения Министерства осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с актами по учётной политике, принятыми в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению".
3.3. Карты внутреннего финансового контроля составляются в подразделениях Министерства, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
3.4. Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным документом к проведению внутреннего финансового контроля, содержащим по каждой отражаемой в нем операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, сроках и (или) периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля, смежного контроля и контроля по уровню подчинённости (подведомственности), периодичности, способа проведения контрольных действий, а также иных необходимых данных. Карта внутреннего финансового контроля должна охватывать все внутренние бюджетные процедуры, за результаты которых отвечает соответствующее подразделение Министерства.
3.5. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
- анализ предмета внутреннего финансового контроля, в том числе на наличие имеющих коррупционные риски операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий;
- формирования перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с указанием отсутствия необходимости или необходимости проведения контрольных действий и способов их осуществления, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков.
На очередной финансовый год каждым подразделением Министерства формируется (актуализируется) Перечень операций, осуществляемых подразделением Министерства, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
При составлении Перечня операций оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением указанной в Перечне операции, в целях её включения в карту внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий.
3.6. Оценка бюджетных рисков производится в соответствии с Методикой оценки бюджетных рисков согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
В настоящем Порядке под нарушением понимается несоблюдение нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, а также требований внутренних стандартов и процедур.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя одного из критериев бюджетного риска оценивается как "высокий", либо при одновременной оценки значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее".
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.
Подразделение (ответственные должностные лица) Министерства, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, представляют в отдел финансового мониторинга и внутреннего контроля (далее - Отдел) информацию об оценке бюджетных рисков одновременно с Перечнем операций.
3.7. Перечня операций утверждается и подписывается руководителем подразделения Министерства и направляется в Отдел, одновременно с картой внутреннего финансового контроля.
На основании представленных Перечней операций, подразделения Министерства в срок до 20 декабря текущего финансового года формируют карты внутреннего финансового контроля на очередной финансовый год по всем бюджетным процедурам.
3.8. Карта внутреннего финансового контроля заполняется по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и утверждается руководителем Подразделения.
3.9 Карта внутреннего финансового контроля на очередной финансовый год формируется и утверждается до 20 декабря текущего финансового года и предоставляется в Отдел.
Уточнение карт внутреннего финансового контроля проводится:
- при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) и получателя бюджетных средств о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
- в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления внутренних бюджетных процедур.
3.10. Руководители подразделений Министерства осуществляют контроль за формированием (актуализацией) перечней операций, оценки бюджетных рисков и формированием карт внутреннего финансового контроля.
4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля
4.1. Информация о результатах внутреннего финансового контроля отражается в Журнале учёта результатов внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и в отчётности о результатах внутреннего финансового контроля.
4.3. Заполнение Журнала учёта результатов внутреннего финансового контроля осуществляется по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке, в соответствии с периодичностью, определённой Планом внутреннего финансового контроля.
4.4. Ведение Журнала учёта результатов внутреннего финансового контроля осуществляется подразделениями Министерства, ответственными за результаты выполнения бюджетных процедур, в электронном виде.
4.5. Ежеквартально Журнал учёта результатов внутреннего финансового контроля распечатывается, подписывается руководителем подразделения Министерства, подшивается в дело, сформированное в соответствии с инструкцией по делопроизводству Министерства, и хранится в течение срока, установленного номенклатурой дел.
4.6. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля, подразделения Министерства ежеквартально составляют отчёт о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчёт).
Отчёт о результатах внутреннего финансового контроля, включает информацию о выявленных недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению, составляется руководителем каждого структурного подразделения Министерства.
4.7. Отчёт составляется на основе данных журналов внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку и представляется в Отдел до 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.
4.8. Аналитическая информация о результатах внутреннего финансового контроля подготавливается в срок до 20 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, и оформляется Отделом в виде служебной записки на имя министра, подписываемой руководителем Отдела и курирующим заместителем министра.
4.9. Министром в целях оценки эффективности осуществления внутреннего финансового контроля, по итогам рассмотрения аналитической информации принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
- обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
- изменение карт внутреннего финансового контроля в целях снижения бюджетных рисков;
- актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
- изменение правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в части установления (уточнения) нормативов (критериев) в сфере регулирования процедур обоснования бюджетных ассигнований, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и управления активами в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также актов, устанавливающих учётную политику;
- уточнение прав по формированию финансовых и первичных учётных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учёта;
- устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
- применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
- ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства, выражающейся в совершенствовании процедуры аттестации и использовании её результатов при принятии кадровых решений, формировании и поддержании кадрового резерва, продвижении наиболее опытных и квалифицированных сотрудников, обеспечении соответствия распределения стимулирующих выплат результатам деятельности сотрудников, создании системы взаимозаменяемости сотрудников, а также введение механизмов кураторства и наставничества, закрепление (уточнение) распределения полномочий и ответственности за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля правовым актом Министерства, актуализацию должностных регламентов и инструкций, установление квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностных лиц, организующих и осуществляющих внутренний финансовый контроль;
- установление требований к доведению до сотрудников Министерства информации, необходимой для правомерного выполнения внутренних бюджетных процедур и выполнения мероприятий, направленных на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.
Приложение N 1
к Порядку осуществления
внутреннего финансового
контроля в Министерстве
финансов Республики Крым
Перечень
операций (действий по формированию документов, необходимых для
выполнения внутренней бюджетной процедуры)
по состоянию на "__"_________ 20__ г.
Наименование структурного
подразделения, ответственного
за выполнение внутренних
бюджетных процедур__________________________________________________
I. _________________________________________________________________
(наименование внутренней бюджетной процедуры)
Процесс |
Операция |
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции |
Бюджетные риски |
Матрица рисков |
Включить в карту ВФК |
Предложения по применению контрольных действий |
||
Оценка вероятности |
Уровень рисков |
|||||||
Вероятность наступления |
Последствия |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Приказ Министерства финансов Республики Крым от 17 сентября 2018 г. N 193 "О внесении изменений в приказ Министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.