Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 10
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 13 мая 2016 г. N 233
"Подпрограмма N 10
государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы",
утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 6 августа 2013 г. N 427
Развитие и поддержка
товаропроводящей инфраструктуры в Сахалинской области
Паспорт подпрограммы
государственной программы Сахалинской области
Наименование подпрограммы |
Развитие и поддержка товаропроводящей инфраструктуры в Сахалинской области |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области |
Участники подпрограммы |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области |
Цели подпрограммы |
Построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность всех участников отношений в сфере торговли, включая: - потребителя, имеющего возможность приобретать качественные товары по справедливой цене, на приемлемых и комфортных условиях; - производителя, имеющего возможность выгодно и гарантированно сбывать свой товар; - субъекта торговли, имеющего возможность осуществлять торговую деятельность, вести и расширять свой бизнес |
Задачи подпрограммы |
1. Повышение эффективности и сбалансированности регулирования отношений в области региональной торговли. 2. Совершенствование нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов. 3. Развитие малых торговых форматов (специализированных павильонов) для сбыта сельскохозяйственной продукции региональных товаропроизводителей и повышения ее товарного производства. 4. Развитие мобильной торговли (торговли с использованием автолавок) для осуществления розничной торговли товарами первой необходимости в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах, а также населенных пунктах, не имеющих объекты торговли. 5. Создание регионального резервного продовольственного фонда для оказания регулирующего воздействия на товарные рынки. 6. Обеспечение возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли. 7. Организация современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков. 8. Развитие ярмарочной торговли, применение максимального упрощения всех процедур для организации и проведения ярмарок и участия в них. 9. Развитие и поддержка социально ориентированных форматов торговли. 10. Подготовка кадров, повышение квалификации работников торговой отрасли |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2016 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы составит 49000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 - 49 000 тыс. рублей. Объем средств областного бюджета составит 49000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 - 49 000 тыс. рублей |
Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения |
1. Количество нестационарных и мобильных торговых объектов - 800 единиц к 2020 году, или 108,8% к уровню 2016 года. 2. Количество социально ориентированных торговых форматов - 105 единиц к 2020 году, или в 2,2 раза к уровню 2016 года. 3. Количество мест на ярмарках - 1540 единиц к 2020 году, или 110,0% к уровню 2016 года. 4. Количество мест на сельскохозяйственных (в т.ч. кооперативных) и специализированных продовольственных рынках - 400 единиц к 2020 году, или 174,7% к уровню 2016 года. 5. Наличие в регионе не снижаемого запаса продовольствия, имеющего стратегическое значение |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз
развития товаропроводящей инфраструктуры в Сахалинской области
Основными тенденциями развития региональной торговли на протяжении ряда лет являются ее количественные и качественные параметры.
Тем не менее, на ее динамику оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы, что определило относительную умеренность их развития на протяжении последних лет.
Особенно заметно тенденция усилилась в 2014 году, когда темп роста оборота розничной торговли к уровню предыдущего года составил менее 1% и находился в параметре 100,8% против 101,8% в 2013 году. Сдерживающее влияние на динамику потребительского спроса оказывали тенденции, имеющие общероссийский характер и выражающиеся в снижении темпов роста реальных денежных доходов населения и потребительского кредитования, увеличение склонности населения к сбережениям. По оценке, за 2015 год оборот розничной торговли составит 134,5 млрд. рублей, или 97,1% к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах.
Торговля входит в перечень приоритетных сфер экономической деятельности Сахалинской области. Её значимость для региональной экономики определяется параметрами, характеризующими вклад в развитие валового регионального продукта, обеспечение налоговых поступлений, занятости населения и формирование сегмента малого и среднего предпринимательства.
Основные параметры развития торговли Сахалинской области за 2010 - 2014 годы
Показатели |
Единицы измерения |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Количество хозяйствующих субъектов в торговле и общественном питании, всего |
субъектов |
6790 |
6838 |
6479 |
6453 |
6475 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
юридические лица |
субъектов |
1358 |
1547 |
1588 |
1605 |
1611 |
индивидуальные предприниматели |
субъектов |
5432 |
5290 |
4891 |
4848 |
4864 |
Количество работающих в торговле и общественном питании |
человек |
27620 |
29217 |
28785 |
28657 |
28800 |
Инфраструктура | ||||||
Объекты торговли - всего |
единиц |
3660 |
3734 |
3924 |
3988 |
4075 |
из них торговые центры и комплексы |
единиц |
112 |
138 |
145 |
145 |
149 |
Обеспеченность торговыми площадями |
кв. м. |
594,52 |
654,8 |
859,7 |
1011,4 |
1011,4 |
Рынки |
единиц |
20 |
20 |
11 |
11 |
8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
универсальные |
единиц |
12 |
13 |
4 |
4 |
3 |
специализированные |
единиц |
5 |
4 |
4 |
4 |
1 |
Оборот розничной торговли, в действовавших ценах |
млн. рублей |
90443,5 |
97388,9 |
103393,4 |
112666,5 |
122736,6 |
Темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
102,3 |
102,2 |
101,4 |
101,8 |
100,8 |
Доля оборота торгующих организаций в стационарной торговле в общем объеме товарооборота |
% |
97,2 |
97,6 |
98,4 |
98,1 |
98,3 |
Доля рынков в общем объеме товарооборота |
% |
2,8 |
2,4 |
1,6 |
1,9 |
1,7 |
Среднемесячный оборот розничной торговли в расчете на душу населения |
рублей |
14755,2 |
16359,1 |
17392 |
19033 |
20845 |
Удельный вес оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия |
% |
48,8 |
51,3 |
50,1 |
50,1 |
51,7 |
Удельный вес оборота розничной торговли непродовольственными товарами |
% |
51,2 |
48,7 |
49,9 |
49,9 |
48,3 |
Удельный вес оборота розничной торговли ГСМ |
% |
|
2,8 |
3,5 |
4,3 |
- |
Количество малых предприятий в сфере торговли |
единиц |
159 |
233 |
174 |
157 |
- |
Оптовая торговля | ||||||
Оборот оптовой торговли, всего |
млн. руб. |
50091,9 |
59661,2 |
61516,6 |
61416 |
76928,7 |
В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
% |
101,9 |
111,5 |
94,5 |
94,8 |
115,7 |
В т. ч. организаций оптовой торговли |
млн. руб. |
42058,5 |
52030,9 |
52648,9 |
50574,8 |
62380,4 |
К предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
% |
117,8 |
112,0 |
97,5 |
94,9 |
113,9 |
Удельный вес организаций оптовой торговли в общем обороте оптовой торговли |
% |
84 |
87,2 |
85,6 |
82,3 |
81,8 |
Продажа товаров предприятиями других видов экономической деятельности |
млн. руб. |
8033,4 |
7630,3 |
8867,7 |
10841,2 |
14548,3 |
К предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
% |
54,8 |
143,7 |
98,3 |
94,4 |
123,9 |
Доля субъектов малого предпринимательства в обороте оптовой торговли |
% |
- |
59,7 |
67,3 |
52,5 |
42,1 |
На начало 2015 года в сфере торговли (розничная и оптовая торговля) было занято порядка 6 тысяч хозяйствующих субъектов. Количество работающих в отрасли составило около 29 тысяч человек, что определило 10% уровень от экономически активного населения Сахалинской области.
В формировании розничного товарооборота Сахалинской области важную роль играет малый бизнес. В 2015 году на долю крупных организаций приходилось порядка 11% всего товарооборота. В то же время, на долю субъектов малого бизнеса приходится чуть более 87%.
Лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики торговля занимает по количеству малых и средних предприятий. В 2014 году в оптовой и розничной торговле количество предприятий составило 2936 единиц, что определило уровень в структуре учтенных по виду деятельности предприятий в параметре 32%. Сложившемуся положению дел способствовал сформировавшийся низкий уровень государственного участия в сфере торговли, который не оказывает регулирующего воздействия на состояние конкуренции в отрасли. В целом число организаций с государственной и муниципальной собственностью по виду деятельности оптовая и розничная торговля составляет 17 единиц, или 0,4% от общего количества организаций, в том числе по виду деятельности розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, - 0,8%.
Высокий уровень конкуренции и концентрации малого бизнеса в отрасли определили общее направление макроэкономического развития торговли Сахалинской области. На протяжении ряда лет регион является лидером по продажам товаров на душу населения среди субъектов Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа. По итогам 2014 года в Сахалинской области реализовано на душу населения продовольственных и непродовольственных товаров на сумму порядка 250 тыс. рублей.
Высокий уровень продаж обеспечивается соответствующей отраслевой инфраструктурой, которая в Сахалинской области имеет тенденцию роста и на начало 2015 года была представлена более 4 тысячами торговыми объектами суммарной торговой площадью 496,6 тыс. кв. м, включая 156 торговых центров, 217 складскими помещениями общей площадью 132,6 тыс. кв. м, 10 холодильниками суммарной емкостью 4,7 тыс. тн и 3 овощехранилищами на 1,8 тыс. тн.
Характерной особенностью для региона является сложившийся высокий показатель обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. жителей, который по состоянию на начало 2015 года составил более 1 тыс. кв. м и был выше норматива расчетной минимальной обеспеченности в 2 раза. При этом фактическая обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей превышает установленный норматив минимальной обеспеченности во всех муниципальных образованиях, что определяет потенциал дальнейшего развития отрасли. В то же время, Стратегией развития торговли Российской Федерации до 2020 года, как одним из механизмов развития торговой отрасли предусматривается совершенствование нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов. Утвержденные на сегодняшний день нормативы не отражают реальной ситуации, поскольку методика расчета учитывает абсолютно все торговые объекты вкупе, не дифференцировано по форматам, т.е. достижение заданного норматива всегда возможно при открытии единственного крупного торгового центра. В этой связи возникает необходимость применения дифференцированного по форматам учета нормативов минимальной обеспеченности.
Вместе с тем в условиях перехода к более низкой траектории экономического роста, обусловленного рядом факторов (снижение возможностей стимулирования потребительского спроса потребительским кредитованием, усложнение общемировой экономической ситуации), существует определенная вероятность снижения потенциала отрасли в обеспечении своих основных функций, важными из которых являются удовлетворение спроса населения в жизненно-необходимых товарах, стимулирование развития производства и обеспечение занятости населения. Одновременно, без развития малых форматов сегодня невозможно решение задач в области импортозамещения потребительских товаров зарубежного производства отечественными аналогами.
Как показывает анализ текущего состояния торговой отрасли, ее уровень развития неоднороден по муниципальным образованиям Сахалинской области. Несмотря на сложившиеся положительные тенденции, по ряду направлений в отдельных муниципальных образованиях торговля демонстрирует низкий уровень своего развития. Например, порядка 80% площадей торговых центров и комплексов приходится на областной центр, на долю наиболее развитых муниципальных образований (городские округа Долинский, Корсаковский, Холмский, Охинский) - еще чуть более 15%. На долю оставшихся жителей, которые составляют порядка 31% населения Сахалинской области, приходится чуть более 5%.
В то же время отдаленные и труднодоступные территории Сахалинской области испытывают острый дефицит торговых объектов, вплоть до полного их отсутствия. Сегодня наиболее остро стоит проблема с обеспечением жителей населенных пунктов муниципальных образований Макаровский, Охинский, Холмский, Томаринский, Тымовский, Углегорский районы. С учетом труднодоступности ряда территорий Сахалинской области, а также в связи со слабой развитостью торговой инфраструктуры или ее полного отсутствия в отдельных населенных пунктах, снабжение отдаленных территорий видится через развитие мобильной торговли (торговли с использованием специализированных автомагазинов, автолавок и иных специально оборудованных для осуществления розничной торговли транспортных средств), которая является единственной возможностью удовлетворять спрос населения таких территорий.
Недостаточная экономическая доступность, выраженная в регионе снижением реальных доходов населения Сахалинской областью, наличием граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, на фоне усложнения экономической ситуации в Российской Федерации определяет систему рисков в области полноценного потребления населением качественных продуктов питания. На протяжении последних лет в структуре розничного товарооборота наибольший удельный вес занимают продовольственные товары, что определяется безусловной их приоритетностью. Вместе с тем в 2014 году обозначилась и получила дальнейшее развитие в текущем году тенденция сокращения физического объема покупок населением таких важных продуктов питания, как мясо, молочные продукты, рыба, фрукты, овощи.
В этой связи решение вопроса в обеспечении населения Сахалинской области доступными и качественными продуктами питания видится через развитие ярмарочной торговли, а также организацию современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков. Для последнего формата торговли (рынки) в Сахалинской области характерна тенденция сокращения количественных и качественных параметров развития. На начало 2015 года количество региональных рынков составляло 8 единиц, при этом специализированный сельскохозяйственный рынок расположен только в муниципальном образовании "Южно-Курильский городской округ". Вместе с тем, как показывает анализ деятельности рынков, сегодня существует потребность в развитии таких форматов. Это обусловлено и проводимой региональной государственной политикой в сфере производства сельскохозяйственной и пищевой продукции. Увеличение количества рынков даст толчок развитию конкуренции и снизит существующие проблемы в обеспечении населения качественной продукцией.
Необходима поддержка в виде разработки специальных мер по созданию и развитию специфического сегмента торговли, имеющего ярко выраженное социальное значение. При этом необходимо учитывать спецификацию таких объектов, которая должна быть направлена на реализацию, прежде всего, свежих скоропортящихся продуктов питания, сельскохозяйственной продукции местного производства. В настоящее время на территории Сахалинской области в 16 муниципальных образованиях функционирует 47 социально ориентированных объектов торговли, которые обеспечивают на определенный перечень продовольствия фиксированную торговую наценку. В рамках реализации подпрограммных мероприятий планируется до 2020 года обеспечить прирост торговых объектов, имеющих статус "Социальный", в количестве не менее 105 единиц. Одновременно в регионе реализуется социальный проект "Региональный продукт "Доступная рыба". Его основной задачей остается обеспечение населения Сахалинской области свежемороженой рыбой по рыночно оправданной цене, которая достигается за счет применения в хозяйственном обороте прямых договоров между участниками процесса и рекомендуемой региональным правовым актом торговой наценки в размере не более 15%, без учета транспортных затрат. Реализация проекта требует со стороны органов власти применения государственной поддержки в виде частичной компенсации затрат, с учетом применения хозяйствующими субъектами рекомендуемой торговой наценки, которая, в свою очередь, направлена на обеспечение покрытия всех затрат, возникающих в ходе торговой деятельности.
Одним из важных инструментов обеспечения стабилизации продовольственного рынка региона является формирование соответствующего продовольственного резерва.
Создание регионального продовольственного фонда будет направлено на обеспечение регулирующего воздействия на продовольственный рынок и оказание государственной поддержки хозяйствующим субъектам в целях стабилизации ситуации при временных нарушениях снабжения важнейшими видами продовольствия. На закладку в региональный продовольственный фонд будет предусматриваться продовольствие, имеющее стратегическое значение для обеспечения продовольственной безопасности Сахалинской области (мясо говядины, рис, гречневая крупа, мука, масло растительное).
Одновременно с проведением государственных товарных интервенций необходимо рассмотреть возможность введения механизма государственного регулирования торговых наценок на основные продукты питания в муниципальных образованиях, приравненных к районам Крайнего Севера. Целесообразность введения государственного регулирования определяется сложившимся высоким уровнем относительно среднеобластного уровня цен в этих районах.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Целью Подпрограммы является построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность всех участников отношений в сфере торговли, включая:
- потребителя, имеющего возможность приобретать качественные товары по справедливой цене, на приемлемых и комфортных условиях;
- производителя, имеющего возможность выгодно и гарантированно сбывать свой товар;
- субъекта торговли, имеющего возможность осуществлять торговую деятельность, вести и расширять свой бизнес.
Достижение указанной цели будет решаться через обеспечение комплекса мероприятий по решению следующих задач:
- повышение эффективности и сбалансированности регулирования отношений в области региональной торговли;
- совершенствование нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- развитие малых торговых форматов (специализированных павильонов) для сбыта сельскохозяйственной продукции региональных товаропроизводителей и повышения ее товарного производства;
- развитие мобильной торговли (торговли с использованием автолавок) для осуществления розничной торговли товарами первой необходимости в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах, а также населенных пунктах, не имеющих объекты торговли;
- создание регионального резервного продовольственного фонда для оказания регулирующего воздействия на товарные рынки;
- обеспечение возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли;
- организация современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков;
- развитие ярмарочной торговли, применение максимального упрощения всех процедур для организации и проведения ярмарок и участия в них;
- развитие и поддержка социально ориентированных форматов торговли;
- подготовка кадров, повышение квалификации работников торговой отрасли.
3. Прогноз конечных результатов Подпрограммы
Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы являются:
1. Количество нестационарных и мобильных торговых объектов - 800 единиц к 2020 году, или 108,8% к уровню 2016 года.
2. Количество социально ориентированных торговых форматов - 105 единиц к 2020 году, или в 2,2 раза к уровню 2016 года.
3. Количество мест на ярмарках - 1540 единиц к 2020 году, или 110,0% к уровню 2016 года.
4. Количество мест на сельскохозяйственных (в т.ч. кооперативных) и специализированных продовольственных рынках - 400 единиц к 2020 году, или 174,7% к уровню 2016 года.
5. Наличие в регионе неснижаемого запаса продовольствия, имеющего стратегическое значение.
4. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмму предполагается реализовать в 2016 - 2020 годах.
5. Перечень мероприятий Подпрограммы
Перечень основных мероприятий Подпрограммы и ожидаемый непосредственный результат их реализации приведен в приложении N 1 к Государственной программе.
6. Характеристика мер правового регулирования Подпрограммы
На момент принятия Подпрограммы дополнительных мер правового регулирования на территории Сахалинской области для достижения целей Подпрограммы не требуется.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы
Перечень целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы и их значения представлены в приложении N 6 к Государственной программе.
8. Обоснование состава и значения соответствующих
целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы
Показатели Подпрограммы учитываются на основе отчетности участников мероприятий Подпрограммы в количественном отношении, с годовой периодичностью за отчетный период.
Значения целевых индикаторов и показателей Подпрограммы по годам ее реализации представлены в приложении N 6 к Государственной программе.
9. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Ресурсное обеспечение Подпрограммы представлено в приложении N 7 к Государственной программе.
10. Методика оценки эффективности Подпрограммы
Оценка эффективности Подпрограммы осуществляется в соответствии с методикой оценки эффективности Подпрограммы, представленной в приложении N 11 к Государственной программе.".
<< Приложение N 9 |
||
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 13 мая 2016 г. N 233 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.