Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 30 мая 2016 г. N 268
"Подпрограмма N 1
государственной программы Сахалинской области
"Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства
и особо охраняемых природных территорий
Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной
постановлением Правительства Сахалинской области
от 18 июля 2013 г. N 353
Охрана и воспроизводство объектов животного мира
и среды их обитания на территории Сахалинской области
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания на территории Сахалинской области |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области |
Участники подпрограммы |
Государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества" |
Цели подпрограммы |
1. Организация системы эффективной охраны объектов животного мира и среды их обитания на территории Сахалинской области. 2. Обеспечение устойчивого существования, сохранения биологического разнообразия животного мира Сахалинской области, сохранение и увеличение численности охотничьих ресурсов |
Задачи подпрограммы |
1. Проведение биотехнических мероприятий (регулирование численности объектов животного мира, подкормка объектов животного мира в целях выживаемости популяций). 2. Выполнение мероприятий по охране объектов животного мира и учету численности объектов животного мира |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в период с 2014 по 2020 годы. Этапы не выделяются |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, составляет 41647,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств: - федерального бюджета - 1705,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 293,2 тыс. рублей; 2015 год - 280,1 тыс. рублей; 2016 год - 97,3 тыс. рублей; 2017 год - 296,1 тыс. рублей; 2018 год - 246,1 тыс. рублей; 2019 год - 246,1 тыс. рублей; 2020 год - 246,1 тыс. рублей; - областного бюджета - 39942,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 550,0 тыс. рублей; 2015 год - 542,0 тыс. рублей; 2016 год - 5850,0 тыс. рублей; 2017 год - 6200,0 тыс. рублей; 2018 год - 7500,0 тыс. рублей; 2019 год - 8700,0 тыс. рублей; 2020 год - 10600,0 тыс. рублей |
Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения |
1. Доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Сахалинской области, ежегодно 60%. 2. Доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к юридической ответственности, к общему количеству выявленных нарушений, к 2020 году 75%. 3. Отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по видам: - соболь, к 2020 году 50%; - медведь бурый, к 2020 году 45%. 4. Доля площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Сахалинской области, к 2020 году 16%. 5. Доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Сахалинской области, ежегодно 60%. 6. Отношение фактической численности охотничьих ресурсов к расчетной численности охотничьих ресурсов по видам: - благородный олень (изюбрь), к 2020 году 19%; - дикий северный олень, к 2020 году 28% |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы
и прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Сахалинская область является единственной островной областью в составе Российской Федерации. Площадь Сахалинской области составляет 8,7 тыс. кв. км. Значительная протяженность о. Сахалин (948 км) и Курильской гряды (1200 км) в меридиональном направлении определяет характер распространения, распределение, видовое многообразие животного мира.
В сравнении с прилежащей территорией материка островная фауна значительно обеднена, особенно по числу видов млекопитающих. Многие виды являются эндемиками и субэндемиками островных территорий и имеют ограниченные ареалы и особую уязвимость из-за особенностей биологии и экологических связей.
В настоящее время на о. Сахалин и Курильских островах обитают представители всех классов позвоночных. Наиболее изученными являются млекопитающие, птицы и рыбы. На Сахалине и Курильских островах в составе животного мира отмечено более 490 видов позвоночных, в том числе 90 видов млекопитающих (56 видов населяют сушу, 34 вида - морские животные), более 380 видов птиц (более 70 видов зимуют на островах), 7 видов пресмыкающихся, 5 видов земноводных, 38 видов рыб, 2 вида круглоротых и более 1000 видов беспозвоночных животных.
Из всего многообразия животного мира в Красную книгу Сахалинской области включены 13 видов млекопитающих, 92 вида птиц, 4 вида рептилий, 7 видов рыб, 13 видов насекомых, 20 видов моллюсков и 5 видов ракообразных. В их число вошли все виды редких животных, встречающихся на территории Сахалинской области, виды, редкие для Дальнего Востока, а также новые, недавно описанные, распространение и численность которых неизвестна.
Животный мир Сахалинской области является неотъемлемым элементом ее природной среды и биологического разнообразия, возобновляющимся природным ресурсом, регулирующим и стабилизирующим компонентом экосистем.
Охотничьи ресурсы
Сахалинская область относится к числу регионов с традиционно развитой деятельностью по использованию охотничьих ресурсов. В рекреационных целях занятие охотой представляет значительный интерес как для местного населения, так и для охотников из других регионов, посещающих острова. В регионе занимаются охотой более 17 тыс. физических лиц, имеющих на руках охотничьи билеты единого федерального образца. Данный факт свидетельствует о значительной социальной значимости охоты в регионе. Площадь охотничьих угодий Сахалинской области составляет 7534,7 тыс. га. К общедоступным охотничьим угодьям относятся около 90% территории угодий, в которых граждане имеют право свободно пребывать в целях охоты, остальные переданы в пользование 8-ми юридическим лицам на основании охотхозяйственных соглашений.
Экономическая деятельность по использованию охотничьих ресурсов в последнее время в области малоэффективна и имеет преимущественно рекреационный характер.
Из всего видового многообразия животного мира объектами охоты на территории Сахалинской области являются 16 видов млекопитающих и около 80 видов птиц. Из них в значимый хозяйственный оборот вовлечено менее 30% охотничьих видов, а в интенсивный - менее 10%.
Наибольшее значение в области имеет любительская и спортивная охота на пернатую дичь, зайца-беляка, лисицу, бурого медведя, дикого северного оленя, изюбра. Промысловая охота проводится на пушных животных. Основным объектом пушного промысла является соболь, который наиболее востребован на современном рынке.
В прошлом веке освоение Сахалина и Курильских островов сопровождалось интенсивным негативным человеческим воздействием на хрупкие островные экосистемы, что соответственно не могло не сказаться на состоянии популяций наиболее уязвимых видов диких животных. В указанное время по причине прямого преследования человеком произошло резкое сокращение численности и исчезновение около 10 видов диких животных на островах.
В то же время на территории области акклиматизированы и реакклиматизированы более 10 видов млекопитающих. Многие из этих видов прочно вошли в состав дикой фауны и был получен значительный экономический эффект от их использования.
В настоящее время состояние популяций большинства охотничьих видов на территории Сахалинской области стабильное и не вызывает опасений, за исключением диких копытных животных. Наиболее сложной и актуальной в области остается проблема с состоянием численности популяций и охраной среды обитания благородного оленя (изюбра) и дикого северного оленя.
Сложившиеся в 90-е годы отрицательные социально-экономические условия повлекли за собой резкое усиление браконьерства, что в свою очередь привело к резкому снижению численности диких копытных на территории области. Наибольшие потери понесла популяция благородного оленя (изюбра) на Сахалине. Экстремальные природные условия его обитания на Сахалине в виде многоснежных зим также неоднократно вызывали значительную гибель оленей. За последние полтора десятка лет численность изюбра сократилась в 4-5 раз и его современное поголовье составляет около 130 особей, в то время как во второй половине 90-х годов насчитывалось не менее 700 особей.
Сложившаяся с начала века отрицательная тенденция постоянного снижения численности благородного оленя продолжается. На данный момент остро стоит вопрос сохранения этого ценного охотничьего вида в составе охотничьей фауны Сахалина. В случае непринятия срочных и особых мер охраны этот ценный охотничий вид в ближайшее десятилетие может исчезнуть из состава охотничьей фауны Сахалина.
Важным и непростым остается вопрос выведения из депрессивного состояния, сохранения и увеличения поголовья (численности) популяции дикого северного оленя. За последнее десятилетие из-за массового браконьерства, негативного антропогенного воздействия на среду обитания животных численность его популяции сократилась примерно в 3 раза и составляет сейчас в среднем около 2000 особей. Тенденция постоянного снижения поголовья этого вида сохраняется по настоящее время и остановить ее пока не удается.
С целью усиления охраны ценных охотничьих видов и среды их обитания, обеспечения воспроизводства, сохранения и увеличения численности диких копытных в 2009 году в Сахалинской области был введен запрет охоты на изюбра и ограничена охота на дикого северного оленя. В 2012 году запрет охоты на благородного оленя был продлен сроком до 2015 года, а также была запрещена охота на дикого северного оленя и лося в установленные сроки. Однако принятые меры охраны не дали должного эффекта и не остановили негативную тенденцию постоянного снижения поголовья диких копытных животных в силу ряда объективных проблем и обстоятельств.
В целом сложившаяся современная ситуация с охраной животного мира и среды его обитания в Сахалинской области характеризуется долговременными проблемами, которые требуют срочного своего решения на региональном уровне. Самым сложным остается вопрос отсутствия необходимого финансирования из федерального и областного бюджетов в сфере охраны животного мира Сахалинской области. Такая ситуация сложилась после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
До настоящего времени не обеспечено финансирование переданных полномочий Сахалинской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В районных лесничествах не имеется достаточных материально-технических и других необходимых средств для полноценного исполнения государственных полномочий по охране объектов животного мира и среды их обитания. Вследствие всего этого осуществление эффективной охраны животного мира и среды его обитания на территории области нереально и малоэффективно, особенно с учетом значительной протяженности Сахалина, труднодоступности и отдаленности угодий.
Важным в данное время остается вопрос выработки эффективной и целенаправленной региональной государственной политики в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Сахалинской области.
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере охраны
и воспроизводства объектов животного мира Сахалинской области,
описание основных целей и задач подпрограммы
Государственная региональная политика в сфере охраны животного мира Сахалинской области определяется исходя из положений Конституции Российской Федерации, требований Федеральных законов от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положений Лесного кодекса Российской Федерации, государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (подпрограмма "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", и обеспечивает проведение на территории области единой государственной политики в сфере охраны среды обитания объектов животного мира.
Охрана объектов животного мира и среды их обитания характеризуется особой важностью для государства и нацелена на сохранение и восстановление животного мира как общенародного достояния.
Его рациональное использование является одной из естественных основ экологического благополучия, устойчивого социально-экономического развития Сахалинской области и реализации законных прав граждан на отдых.
Основной целью подпрограммы является проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану объектов животного мира, качественный государственный учет их численности.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
- проведение биотехнических мероприятий (регулирование численности объектов животного мира, подкормка объектов животного мира в целях выживаемости популяций);
- выполнение мероприятий по охране объектов животного мира и учета численности объектов животного мира.
3. Прогноз конечных результатов подпрограммы
Выполнение программных мероприятий позволит достичь к 2020 году следующих показателей на территории Сахалинской области:
- сохранить биологическое разнообразие, обеспечить воспроизводство и увеличение численности объектов животного мира;
- создать оптимальные условия для проведения эффективной охраны, качественного учета численности объектов животного мира и среды их обитания, повышения эффективности изучения и рационального использования охотничьих ресурсов;
- сохранить и увеличить численность дикого северного оленя и благородного оленя (изюбря).
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в период 2014 - 2020 годов. Этапы реализации подпрограммы не выделяются.
5. Перечень мероприятий подпрограммы
Для решения поставленных задач подпрограммой предусмотрена реализация следующего мероприятия - организация охраны и учета численности объектов животного мира, включающая в себя:
- проведение государственной экологической экспертизы "Обоснование лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Сахалинской области";
- проведение биотехнических мероприятий (регулирование численности объектов животного мира, подкормка объектов животного мира в целях выживаемости популяций);
- выполнение мероприятий по охране объектов животного мира и учету численности объектов животного мира.
Развернутый перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 1 к Государственной программе.
6. Характеристика мер правового
регулирования подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы регламентируется федеральным и областным законодательством.
На момент принятия подпрограммы дополнительных мер правового регулирования на территории Сахалинской области для достижения целей подпрограммы не требуется.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) подпрограммы
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы соответствуют ее целям и задачам. Показатели реализации подпрограммы в целом предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации мероприятий подпрограммы.
В качестве основных показателей подпрограммы используются показатели, учитывающие численность и добычу охотничьих ресурсов. Данные индикаторы являются обобщающими показателями, характеризующими общий уровень реализации региональной политики в сфере охраны животного мира Сахалинской области.
Сведения об индикаторах (показателях) подпрограммы по годам ее реализации представлены в приложении N 5 к Государственной программе.
8. Обоснование состава и значения соответствующих
целевых индикаторов (показателей) подпрограммы
Источником исходных данных для определения значений целевых индикаторов (показателей) являются данные государственного мониторинга состояния популяций объектов животного мира, данные ежегодного учета численности.
Плотность основных видов охотничьих ресурсов - особей на 1000 га охотничьих угодий рассчитывается по формуле:
, где:
N - численность вида, определяемая на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов, особей;
Sохотугодий - общая площадь охотугодий области, га.
Доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Сахалинской области.
Значение показателя рассчитывается как отношение видов, по которым министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области и подведомственными учреждениями ведется учет их численности, к общему количеству видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Сахалинской области.
Источником получения информации для показателя являются данные, предоставляемые филиалами ГКУ "Сахалинские лесничества", подведомственного министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, данные кадастра и мониторинга объектов животного мира.
9. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий подпрограммы, составляет 41647,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
- федерального бюджета - 1705,0 тыс. рублей;
- областного бюджета - 39942,0 тыс. рублей.
Ежегодное финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств федерального и областного бюджетов осуществляется в пределах средств, предусматриваемых законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год, и может корректироваться.
Ресурсное обеспечение подпрограммы в разрезе источников и главных распорядителей бюджетных средств представлено в приложениях N 6, 7 к Государственной программе.
10. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности подпрограммы осуществляется в соответствии с методикой оценки эффективности подпрограммы, представленной в приложении N 8 к Государственной программе.".
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 30 мая 2016 г. N 268 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.