Постановление Правительства Сахалинской области
от 25 августа 2016 г. N 428
"О внесении изменений в Инвестиционную стратегию Сахалинской области
до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской
области от 30.06.2016 N 333"
Постановлением Правительства Сахалинской области от 22 января 2018 г. N 21 настоящее постановление признано утратившим силу с 22 января 2018 г.
Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить изменения, вносимые в Инвестиционную стратегию Сахалинской области до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 30.06.2016 N 333 (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости" и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (www.admsakhalin.ru), на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Председатель Правительства Сахалинской области |
В.Г. Щербина |
Изменения,
вносимые в Инвестиционную стратегию Сахалинской области до
2025 года, утвержденную постановлением Правительства
Сахалинской области от 30.06.2016 N 333
(утв. постановлением Правительства Сахалинской области
от 25 августа 2016 г. N 428)
1. В разделе "Макроэкономические и геоэкономические факторы развития Сахалинской области":
1.1. Изложить первый абзац и таблицу 1.4 в новой редакции:
"В 1990-е годы Сахалинская область, как и все регионы Дальнего Востока, переживала сильнейший экономический спад и массовый отток населения. Но с конца 1990-х - начала 2000-х гг. экономика региона продемонстрировала наиболее высокие темпы роста экономики в целом по Российской Федерации благодаря реализации нефтегазовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" (за период 2005 - 2015 годов рост ВРП региона составил 1,9 раза; увеличение объема промышленного производства - в 3,5 раза; рост добычи нефти - в 4,2 раза). Это определяло лидирующее положение региона на инвестиционном поле страны на продолжительное время.
Таблица 1.4
Основные показатели социально-экономического развития Сахалинской области и Российской Федерации в 2001 - 2015 гг.
(рост в среднем, %)
|
Сахалинская область |
Российская Федерация |
||||
2001 - 2008 |
2009 - 2011 |
2012 - 2015 |
2001 - 2008 |
2009 - 2011 |
2012 - 2015 |
|
ВВП (ВРП) |
112,4 |
107,7 |
102,4 |
106,6 |
100,2 |
100,4 |
Индекс промышленного производства |
106,7 |
109,8 |
103,3 |
105,2 |
100,9 |
100,5 |
Инвестиции в основной капитал |
141,2 |
106,4 |
101,5 |
112,3 |
98,9 |
99,3 |
Реальные располагаемые денежные доходы |
113,9 |
97,8 |
104,3 |
110,6 |
103,1 |
100,8 |
Оборот розничной торговли |
117,0 |
102,0 |
100,0 |
112,4 |
102,6 |
100,5 |
Объем платных услуг населению |
112,2 |
102,8 |
102,1 |
105,8 |
100,6 |
101,1 |
В таблице 1.5 в графе "Влияние на экономику Сахалинской области" пункта 1 слова и цифры "Однако по состоянию на октябрь 2014 года отмечается снижение цен на нефть до отметок 80-82 долл.за баррель, что неизбежно отразится на основных отраслях специализации Сахалинской области" заменить словами и цифрами "Однако, безусловно, сложившаяся в 2015 году среднегодовая цена на нефть в размере 51,2 долл. за баррель неизбежно отразится на основных отраслях специализации Сахалинской области".
1.2. Изложить первый, второй и третий абзацы после таблицы 1.5 в следующей редакции:
"Ежегодные темпы роста экономики Сахалинской области в 2012 - 2015 годах составили 2,4%, что выше средних показателей по регионам Российской Федерации, в том числе и регионов Дальнего Востока. Это определяет основной вектор прогноза экономического роста Сахалинской области - базовый (с сохранением темпов развития региона) и умеренно-оптимистичный, предполагающий снижение темпов роста экономики. По первому варианту планируется рост ВРП региона к 2019 году по сравнению с уровнем 2015 года- на 6,5%, по второму варианту - на 7,4%. Варианты отличаются результатами реализации ключевых инвестиционных проектов в области, прежде всего темпами развития нефтегазового сектора области, а также развитием основных отраслей экономики (угольный, рыбохозяйственный комплексы и сельское хозяйство) в прогнозируемом период.
Планируемое в течение 2017 - 2025 годов увеличение объема инвестиций в основной капитал обусловлено ожидаемой реализацией крупных инвестиционных проектов: началом работ по реализации Стадии 2 Чайво - экспорт газа в рамках проекта "Сахалин-1", началом работ по реализации проекта строительства 3-й линии завода по производству СПГ в рамках проекта "Сахалин-2",мероприятий по обустройству и расширению Киринского и Южно-Киринского газоконденсатного месторождения ( "Сахалин-3"), "Создание морского биотехнопарка.
В случае долгосрочного сокращения цен на нефть можно ожидать существенного сокращения темпов роста экономики Сахалинской области, вплоть до стагнации или краткосрочного экономического спада, значительного пересмотра инвестиционных планов нефтяных компаний в сторону сокращения объемов инвестиций, увеличения сроков реализации проектов. В 2014 году объем инвестиций уже был оптимизирован по проекту "Сахалин-1" на 5%, в 2015 на 26%, в 2016 на - 17,7%; по проекту "Сахалин-2" в 2014 - на 30%, в 2015 - 39%, в 2016 - 23%.
Одновременно ослабление рубля будет способствовать частичной нормализации финансовой ситуации в экспортно-ориентированных отраслях и сферах, ориентированных на замещение импорта.".
2. Раздел 1.2 "Оценка стратегически значимых характеристик экономики Сахалинской области" изложить в следующей редакции:
"Сахалинская область с 2000-х гг. начала испытывать сильнейший инвестиционный бум, связанный с реализацией нефтегазовых проектов "Сахалин". До 2005 года Сахалин являлся лидером на Дальнем Востоке по объему инвестиций в основной капитал. К 2009 году объем инвестирования сократился, что связано с завершением стадии строительства на проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Однако по объему инвестиций на душу населения Сахалинская область остается в лидерах (рисунок 1.1).
Структура инвестиций резко отличает Сахалинскую область от других регионов Дальнего Востока, где значительную долю составляют бюджетные средства.
Слабая инвестиционная активность в секторах, не связанных с нефтегазовым сектором и добычей углеводородов, подтверждается отраслевой структурой вложений. В отраслевой структуре инвестиций Сахалина нефтедобыча вместе с геологоразведкой занимает 77%. По инвестициям в другие отрасли Сахалинская область отстает от большинства нефтедобывающих регионов, крупнейших регионов Дальнего Востока. Самое значительное недоинвестирование характерно для обрабатывающей промышленности и инженерной инфраструктуры (рисунок 1.2).
В обрабатывающей промышленности статистика показывает нулевые инвестиции во все подразделы, кроме пищевой промышленности. Инвестиционные вложения 2000-х гг. привели к ярко выраженной сырьевой направленности экономики Сахалинской области, что наглядно отражает структура ВРП, в которой доля добычи полезных ископаемых увеличилась с 22 до 66% за период 2005 - 2015 годов.
Примерно четверть всех инвестиционных вложений до 2009 года приходилась на транспорт и связь, что в большей степени также обеспечено реализацией нефтегазовых проектов и развитием трубопроводного и морского транспорта. К 2015 году доля инвестиций в основной капитал в сферу "Транспорт и связь" снизилась до 8%, что связанно, в первую очередь, с окончанием строительства трубопроводной инфраструктуры в рамках проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2". Основная часть инвестиций в данной сфере связана с железнодорожным транспортом, где реализуется проект по перешивке колеи региона на общероссийский стандарт - с 1067 мм на 1520 мм, а также с работами по реконструкции автомобильной дороги "Южно-Сахалинск - Оха".
Инвестиционный интерес к вложениям в следующий вид экономической деятельности - операции с недвижимым имуществом - также за последнее десятилетие демонстрирует тенденцию к снижению (по итогам 2015 года около 4,0%). Рост вложений в этот вид экономической деятельности также определялся экономической активностью нефтегазовых проектов и не оказал существенного влияния на вложения, например, в торговлю или предоставление прочих услуг.
По объему прямых иностранных инвестиций Сахалинская область в 2000-е годы занимала второе место (в отдельные годы даже первое) после г. Москвы благодаря режиму СРП (рисунок 1.3). Уменьшение данного показателя в 3,5 раза за 3 года (с 2007 г. по 2010 г.) также связано с завершением стадии масштабного строительства по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". В отличие от других регионов, где спад прямых иностранных инвестиций был обусловлен мировым экономическим кризисом, на Сахалине он связан с завершением стадии масштабного строительства в нефтегазовых проектах с переходом в эксплуатационную стадию. В настоящее время в рамках проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" проводятся инвестиционные изыскания по вопросам реализации Стадии 2 Чайво - экспорт газа и строительства 3-й линии завода по производству СПГ соответственно, по итогам которых на основе результатов экономического моделирования будут приняты решения о целесообразности их реализации. Иные иностранные компании, осуществляющие деятельность на территории области, пока не планируют крупных инвестиционных вложений в нефтегазодобычу из-за совокупности проблем с защитой прав собственности и ежегодно растущих инвестиционных рисков, недоступности кредитов в российских кредитных организаций, возникших ограничений по привлечению более "дешевого" зарубежного кредитования, отсутствия выгодных проектов, поэтому возможно предположить, что спад будет продолжаться.
(В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" с 2014 года Росстат не осуществляет статистическое наблюдение за иностранными инвестициями)
Накопленные иностранные инвестиции в экономике Сахалинской области составляют около 47 млрд. долларов США. Это более 10% в общероссийском объеме.
За 2014 год в экономику области поступило иностранных инвестиций около 3,0 млрд. долларов (для сравнения: 2012 г. - 10,6 млрд. долларов) Основные страны инвесторы, осуществляющие деятельность на территории области, показаны на рисунке 1.4.
На протяжении многих лет самая высокая доля в инвестиционной деятельности отмечалась у Нидерландов (компания "Шелл"), Японии (международный консорциум проектов "Сахалин-1" и консорциум "Содеко", а также компаний "Мицуи", "Мицубиси"), США (оператор проекта "Эксон Нефтегаз Лимитед"), Индия представлена индийской "Нефтегазовой Государственной Корпорацией" ( "ОНГК") в лице ОНГК "Видеш Лимитед", Китай ( "СИНОПЕК" - 25%, геологоразведочные работы в рамках проекта "Сахалин-3"). По итогам 2013 года доля Нидерландов резко сократилась при одновременном резком сокращении объемов иностранного инвестирования в регион.
Инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвесторов реализовывались в угледобыче: приобретение 55% акций ООО "Углегорскуголь" южнокорейскими компаниями "Эмай Контэнс Холдингс" и УРИ Банк. Китай направлял инвестиции в угледобычу в Долинском районе, Долинский кирпичный завод.
Моноотраслевая структура инвестиционных вложений определяет территориальную неравномерность их распределения. Порядком 50-60% всего объема инвестиций в экономику Сахалинской области за период 2010 - 2015 годов было вложено в Ногликский ГО, в город Южно-Сахалинск 20-30%, в Охинский ГО - 8 -10% (соответственно) (рисунок 1.5).
Для Сахалинской области отмечается в целом уникальная ситуация: показатель соотношения инвестиций и ВРП в несколько раз превышает среднероссийские значения.
За счет масштабных инвестиционных вложений в добычу углеводородов Сахалинская область на протяжении всех 2000-х и начала 2010-х гг. росла более быстрыми темпами, чем абсолютное большинство регионов России (рисунок 1.7). Но этот разрыв в темпах роста существенно замедлился в последние годы.
При анализе инвестиционной привлекательности нельзя не учитывать и объективные слабые стороны Сахалинской области, касающиеся привлечения внебюджетных инвестиций: природно-климатические риски осуществления деятельности, недостаточная инфраструктурная обеспеченность, в том числе недостаточно развитая сеть дорог, отсутствие глубоководных морских портов, несоответствие инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Сахалинской области, требованиям нормативных правовых актов для обслуживания большого объема потоков.
Более того, одним из факторов, отрицательно влияющих на решение иностранной компании, является размер и качество внутреннего рынка, покупательная способность местного населения. Рынок товаров и услуг Сахалинской области имеет ограниченный характер. В первую очередь это связано с количеством местных жителей, число которых невелико и более того, продолжает, хоть и медленно, уменьшаться. Для инвестора это означает, прежде всего, то, что внутренний спрос на продукцию, производимую на территории области, будет ограниченным. Из этого вытекает еще одна проблема - ограниченный внутренний рынок труда, нехватка инженерно-технических кадров и старение высококвалифицированных специалистов. Тарифы на электроэнергию по сравнению с материковой частью Российской Федерации все еще остаются существенно выше, что не может не сказаться негативно на развитии промышленности региона, а также на конечную стоимость производимой продукции. При оценке инвестиционных рисков серьезными инвесторами, так или иначе, рассматриваются природно-климатические условия региона, ведь Сахалинская область подвержена сейсмической опасности. Суровый сахалинский климат также вносит свою лепту в ухудшение условий функционирования многих производств, некоторые делая и вовсе нерентабельными.".
3. В разделе 3.2.1 "Рыбохозяйственный кластер" абзац 5 дополнить словами и цифрами: "В 2014 году вылов ВБР составил 726,7 тыс. тонн, или 86,9%, к уровню 2013 года, в 2015 году 719,7 тыс. тонн, или 99,03%, к 2014 году.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Сахалинской области от 25 августа 2016 г. N 428 "О внесении изменений в Инвестиционную стратегию Сахалинской области до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 30.06.2016 N 333"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (www.admsakhalin.ru) 29 августа 2016 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 31 августа 2016 г., в газете "Губернские ведомости" от 9 сентября 2016 г. N 165
Постановлением Правительства Сахалинской области от 22 января 2018 г. N 21 настоящее постановление признано утратившим силу с 22 января 2018 г.