Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 28 марта 2017 г. N 145
"Подпрограмма N 3
государственной программы
Сахалинской области "Развитие
лесного комплекса, охотничьего
хозяйства и особо охраняемых
природных территорий Сахалинской
области на 2014 - 2020 годы",
утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 18 июля 2013 г. N 353
Обеспечение
использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Сахалинской области
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Сахалинской области |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области |
Участники подпрограммы |
Министерство образования Сахалинской области. Государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества". Областное автономное учреждение "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов". Областное автономное учреждение "Северное лесное хозяйство". Областное автономное учреждение "Центральное лесное хозяйство". Областное автономное учреждение "Восточное лесное хозяйство". Областное автономное учреждение "Западное лесное хозяйство". Областное автономное учреждение "Южное лесное хозяйство". Областное автономное учреждение "Юго-Западное лесное хозяйство" Арендаторы лесных участков |
Цели подпрограммы |
Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов |
Задачи подпрограммы |
1. Обеспечение своевременного, непрерывного воспроизводства лесов, развитие лесопитомнического хозяйства. 2. Осуществление оценки состояния земель лесного фонда, повышение эффективного лесного проектирования и планирования. 3. Обеспечение функционирования системы лесопожарных формирований, проведение работы по предупреждению и тушению лесных пожаров. 4. Обеспечение оперативного контроля наличия вредных организмов и состояния их численности на территории лесного фонда. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в период 2014 - 2020 годов. Этапы не выделяются |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, составляет 3319688,8 тыс. рублей, в том числе средств: - федерального бюджета - 1211553,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 169413,0 тыс. рублей; 2015 год - 169681,6 тыс. рублей; 2016 год - 156606,5 тыс. рублей; 2017 год - 164217,3 тыс. рублей; 2018 год - 170533,8 тыс. рублей; 2019 год - 175365,4 тыс. рублей; 2020 год - 205735,6 тыс. рублей; - областного бюджета - 1603867,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 165285,0 тыс. рублей; 2015 год - 193176,8 тыс. рублей; 2016 год - 256688,2 тыс. рублей; 2017 год - 192171,9 тыс. рублей; 2018 год - 165942,3 тыс. рублей; 2019 год - 165942,3 тыс. рублей; 2020 год - 464661,1 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 504268,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 65781,0 тыс. рублей, 2015 год - 67722,0 тыс. рублей, 2016 год - 69777,0 тыс. рублей, 2017 год - 71914,0 тыс. рублей, 2018 год - 74131,0 тыс. рублей, 2019 год - 76348,0 тыс. рублей, 2020 год - 78595,0 тыс. рублей |
Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения |
1. Отношение переведенных в покрытую лесом площадь земель лесного фонда к площади выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, к 2020 году 53,0%. 2. Лесистость территории Сахалинской области, 2014-2015 - 68,1%, далее с 2016 года ежегодно 68,0%. 3. Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда Сахалинской области, ежегодно 89,0%. 4. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины к 2020 году 33,8%. 5. Увеличение площади лесных насаждений искусственного происхождения к 2020 году до 194,2 тыс. га. 6. Отношение площади земель, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями (за текущий год), к площади фактической сплошной рубки за год (без учета рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов), ежегодно 100%. 7. Площадь рубок ухода в молодняках, ежегодно 1206,5 га. 8. Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда, ежегодно 30,7%. 9. Доля выписок, представленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти Сахалинской области в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги, ежегодно 90%. 10. Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров, к 2020 году 4,5%. 11. Протяженность лесных дорог (противопожарного назначения), построенных за год, ежегодно 85 км. 12. Доля площади лесов, в которых осуществляются лесопатологические обследования, в общей площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, к 2018 году 0,5%, далее до 2020 года ежегодно 0,5%. 13. Отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними, к 2020 году 25%. 14. Отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов, к 2020 году 4,4% |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Леса занимают 87% территории Сахалинской области - 6981,6 тыс. га. Общий запас древесины в Сахалинской области составляет 635,26 млн. куб. м на площади 5777,3 тыс. га. Установленная расчетная годовая лесосека составляет 2332,1 тыс. куб. м. В то же время расчетная лесосека осваивается только на 11,7%. По остальным видам пользования лесных участков площадь, переданная в аренду, составляет около 28,0% лесного фонда области.
При этом в транспортно-доступных лесных участках запасы спелых и перестойных насаждений ценных древесных пород в значительной степени истощены, а новые территории практически не осваиваются.
Качественное состояние леса позволяет более эффективно использовать недревесные и рекреационные ресурсы леса. В таких районах области, как Углегорский, Томаринский, Смирныховский, Тымовский в основе доходов населения являются сбор и реализация ягод, грибов, лекарственных растений. Вблизи городов население массово использует территории для отдыха и туризма.
С момента введения Лесного кодекса Российской Федерации (2007 г.) использование лесных участков возможно на праве аренды, постоянного (бессрочного), безвозмездного пользования, предоставленных по результатам аукциона или без проведения аукциона.
Непременным условием проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка является подготовка организатором аукциона документации, которая включает в себя проектную документацию лесного участка, кадастровый паспорт лесного участка (часть 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с этой целью в рамках Подпрограммы планируется внедрение в системе государственного управления лесами Сахалинской области геоинформационных систем, обеспечивающих эффективную информационную поддержку осуществления полномочий Сахалинской области в сфере лесных отношений, что позволит более эффективно организовать работу по оказанию услуг.
Вся информация о лесах содержится в государственном лесном реестре (ГЛР) - систематизированном своде документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
Эффективное ведение лесного хозяйства невозможно без достоверной информации, содержащейся в ГЛР.
На сегодняшний день существуют проблемы, влияющие на достоверность сведений при формировании государственного лесного реестра в лесничествах - филиалах ГКУ "Сахалинские лесничества", в том числе низкая оснащенность лесничеств информационными технологиями, а также, что наиболее важно, несвоевременное проведение лесоустроительных работ.
Материалы лесоустройства являются основой информационной базы государственного лесного реестра при государственном управлении лесами, при оценке ресурсного потенциала лесов Сахалинской области, при планировании и техническом проектировании в лесном хозяйстве.
Ревизионный срок проведения лесоустроительных работ (лесоустроительных материалов) на территории лесного фонда Сахалинской области составляет 10 лет. Ниже приведена таблица фактической изученности лесов:
Таблица N 1
Изученность лесов Сахалинской области в пределах лесничеств
Наименование лесничества |
Год последнего лесоустройства |
Площадь устройства, тыс. га, всего |
1 |
2 |
3 |
Дальневосточный таежный лесной район | ||
Поронайское |
2001 |
404,0 |
2013 |
195,7 |
|
по лесничеству |
599,7 |
|
1 |
2 |
3 |
Анивское |
1994 |
180,3 |
|
2012 |
3,5 |
|
по лесничеству |
183,8 |
Долинское |
1995 |
82,5 |
|
2012 |
6,4 |
|
2014 |
81,3 |
|
2015 |
40,2 |
|
по лесничеству |
210,4 |
Корсаковское |
1995 |
205,3 |
Красногорское |
1995 |
94,7 |
|
1999 |
165,7 |
|
2013 |
38,1 |
|
по лесничеству |
298,5 |
|
|
|
Макаровское |
2009 |
197,4 |
Невельское |
1996 |
125,0 |
Ногликское |
2006 |
956,1 |
1993 |
76,3 |
|
по лесничеству |
1032,4 |
|
Охинское |
1992 |
1171,7 |
Южно-Сахалинское |
1996 |
41,2 |
|
1994 |
4,1 |
по лесничеству |
45,3 |
|
Александровское |
2013 |
404,5 |
Смирныховское |
2005 |
443,4 |
1993 |
186,4 |
|
1999 |
18,8 |
|
2012 |
6,6 |
|
2016 |
358,2 |
|
по лесничеству |
1013,4 |
|
Тымовское |
2001 |
568,2 |
|
2012 |
21,3 |
|
по лесничеству |
589,5 |
Углегорское |
1999 |
360,8 |
|
2012 |
2,7 |
|
по лесничеству |
363,5 |
Холмское |
1995 |
178,0 |
|
2012 |
2,3 |
|
по лесничеству |
180,3 |
Приамурско-Приморский хвойно-широколиственный лесной район | ||
Южно-Курильское |
1996 |
81,5 |
Курильское |
1996 |
295,0 |
Проведение лесоустройства находится в тесной взаимосвязи с фактическим использованием лесов. По состоянию на 01 января 2017 года на территории лесного фонда Сахалинской области в пользование передано 705 лесных участков.
Основными видами целевого использования лесов являются: строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов, заготовка древесины, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, рекреационная деятельность.
Для обеспечения нужд местного населения в дровах и деловой древесине ежегодно заключаются порядка 0,8 - 1,0 тыс. договоров купли-продажи лесных насаждений с объемом вырубаемой древесины более 20,0 тыс. куб. м.
Программой инвестиционного проекта о создании на территории Сахалинской области комплексного лесопромышленного предприятия на территории четырех лесничеств северной и центральной части Сахалина планируется в 2014 - 2017 годах осуществлять заготовку древесины хвойных пород на площади около 1 млн. га в объеме 730 - 740 тыс. куб. м. В результате реализации инвестиционного проекта ежегодный объем заготовки древесины к 2017 году достигнет 1 млн. куб. м.
Леса Сахалина расположены в обособленном природно-климатическом районе и повсеместно характеризуются высокой степенью пожарной опасности. Это обуславливается преобладанием в них хвойных, преимущественно елово-пихтовых древостоев (69,5%), а также значительного количества территорий, заросших вейником и курильским бамбуком. Последние отличаются слабой влагоудерживающей способностью, вследствие чего возможность возникновения пожаров наступает уже через 1 - 2 дня после выпадения дождей. Особую высокую пожарную опасность имеют значительные площади естественных молодняков и лесных культур хвойных пород.
Выполнение в условиях Сахалинской области мероприятий по охране лесов (в том числе тушение лесных пожаров) осложняется горным рельефом местности, высокой природной горимостью лесов, сильными ветрами и отсутствием развитой дорожной сети.
Количество зарегистрированных лесных пожаров на территории земель лесного фонда Сахалинской области и площадь, пройденная ими в разрезе муниципальных образований, представлены в таблице:
Таблица N 2
Сводная информация о количестве и площадях лесных пожаров на территории Сахалинской области в 2008 - 2014 годах
Муниципальное образование |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||||||
шт. |
площадь, га |
шт. |
площадь, га |
шт. |
площадь, га |
шт. |
площадь, га |
шт. |
площадь, га |
шт. |
площадь, га |
шт. |
площадь, га |
шт. |
площадь, га |
|
Городской округ "Охинский" |
4 |
147,0 |
4 |
7,0 |
11 |
311,0 |
2 |
124,0 |
2 |
1,4 |
11 |
2760,5 |
2 |
2,90 |
6 |
4,6 |
"Городской округ Ногликский" |
1 |
21,0 |
15 |
6203 |
5 |
21,0 |
1 |
0 |
2 |
2,1 |
13 |
122,4 |
4 |
0,18 |
3 |
1,1 |
"Тымовский городской округ" |
2 |
3,8 |
4 |
419 |
4 |
|
3 |
2 |
|
|
14 |
2364,21 |
7 |
14,82 |
2 |
4,5 |
Городской округ "Александровск-Сахалинский район" |
|
|
3 |
2,0 |
1 |
0,01 |
1 |
12,0 |
3 |
5,45 |
2 |
2,5 |
5 |
62,42 |
6 |
1,48 |
Городской округ "Смирныховский" |
15 |
676,0 |
8 |
30,0 |
7 |
159,0 |
11 |
331,0 |
2 |
40,01 |
31 |
4205,95 |
7 |
793,0 |
7 |
71,65 |
Углегорский муниципальный район |
|
|
1 |
0 |
1 |
1,0 |
4 |
2,1 |
|
|
1 |
1,0 |
5 |
1,06 |
4 |
4,4 |
Поронайский городской округ |
18 |
5038,6 |
6 |
47,0 |
1 |
0 |
4 |
3,0 |
6 |
89,2 |
1 |
0,01 |
4 |
401,0 |
2 |
0,8 |
"Макаровский городской округ" |
2 |
9,5 |
1 |
5,0 |
1 |
7,0 |
|
|
|
|
|
|
1 |
3 |
|
|
"Томаринский городской округ" |
4 |
11,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
Городской округ "Долинский" |
1 |
10,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Холмский городской округ" |
10 |
46,0 |
15 |
70,0 |
6 |
2,0 |
5 |
12,0 |
2 |
1,1 |
3 |
2,55 |
2 |
1,3 |
3 |
2,3 |
"Невельский городской округ" |
|
|
4 |
37,0 |
|
|
1 |
15,0 |
1 |
0,5 |
|
|
|
|
4 |
5,5 |
Городской округ "Город Южно-Сахалинск" |
1 |
1,0 |
|
|
1 |
1,0 |
|
|
|
|
|
|
1 |
0,2 |
|
|
"Анивский городской округ" |
1 |
10,0 |
1 |
20,0 |
1 |
30,0 |
2 |
6,0 |
1 |
3,0 |
|
|
|
|
|
|
"Корсаковский городской округ" |
8 |
48,0 |
1 |
1,0 |
|
|
6 |
1,0 |
1 |
0,08 |
2 |
2 |
9 |
92,77 |
4 |
0,15 |
"Южно-Курильский городской округ" |
|
|
1 |
15,0 |
1 |
1,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Курильский городской округ" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
3 |
|
|
Всего: |
67 |
6027,1 |
64 |
6855,5 |
36 |
534,3 |
36 |
505,8 |
24 |
142,94 |
79 |
9462,12 |
48 |
1376,21 |
41 |
96,49 |
Из них по 5 северным лесничествам |
22 |
851,8 |
34 |
6660,0 |
24 |
491,8 |
18 |
469,2 |
9 |
49,5 |
71 |
6845,56 |
25 |
873,32 |
24 |
83,33 |
Отношение к общему показателю |
33 |
14 |
53 |
97 |
67 |
92 |
50 |
93 |
37 |
35 |
90 |
72 |
52 |
63 |
58 |
86 |
Анализ лесопожарной обстановки в лесах Сахалинской области на протяжении ряда лет показывает, что основными причинами возникновения лесных пожаров являются: деятельность человека (антропогенные факторы), природные явления (сухие грозы).
Ежегодно по вине человека возникает более 60% лесных пожаров от общего их количества, зарегистрированных на территории земель лесного фонда Сахалинской области, а от грозовых разрядов - до 20%.
Таблица N 3
Анализ причин возникновения лесных пожаров на территории земель лесного фонда Сахалинской области в 2008 - 2014 годах
Причины |
Годы |
Итого |
|||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Местное население |
50 |
49 |
17 |
25 |
19 |
12 |
39 |
37 |
248 |
Грозы |
9 |
12 |
2 |
7 |
2 |
22 |
7 |
4 |
65 |
Лесопользователи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сельскохозяйственные палы |
|
2 |
|
|
|
1 |
|
|
3 |
С земель иных категорий |
|
|
1 |
2 |
|
3 |
2 |
|
8 |
Не выявленные причины |
8 |
1 |
16 |
2 |
3 |
41 |
|
|
71 |
Всего лесных пожаров |
67 |
64 |
36 |
36 |
24 |
79 |
48 |
41 |
395 |
Из них: |
|
||||||||
Отношение возникших лесных пожаров по вине местного населения к общему количеству зарегистрированных лесных пожаров (%) |
75 |
77 |
47 |
69 |
79 |
15 |
81 |
90 |
|
Отношение возникших лесных пожаров от грозового фронта к общему количеству зарегистрированных лесных пожаров (%) |
13 |
19 |
6 |
19 |
8 |
28 |
14 |
10 |
|
На территории лесного фонда Сахалинской области система охраны лесов от пожаров включает в себя:
- министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области;
- специализированное областное автономное учреждение "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - Авиабаза), осуществляющее непосредственное исполнение функций по охране и защите лесов, и работ по тушению пожаров;
- областные автономные учреждения, подведомственные министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, имеющие в составе 6 лесопожарных станций, осуществляющие исполнение функций по тушению лесных пожаров;
- государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества", имеющее филиалы (далее - лесничества) на территории 17 муниципальных образований области и исполняющее функции по государственному пожарному надзору в лесах.
В состав ОАУ "Сахалинская авиабаза" входит:
- 11 лесопожарных станций, расположенных в районах области;
- 2 укрупненных авиа-наземных отделения;
- 1 авиаотделение;
- 1 авиагруппа;
- 1 оперативная авиаточка.
Сеть лесопожарных формирований охватывает всю территорию Сахалинской области. Однако недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров привело к тому, что ряд лесопожарных формирований Сахалинской области до сих пор не соответствует нормативам оснащенности специализированной пожарной техникой.
Недооснащенность лесопожарных формирований по конкретным видам техники по состоянию на 01 января 2013 года приведена ниже:
Наименование |
Норматив |
Фактическое наличие, ед. |
|||
Всего |
Износ |
||||
до 80% |
81 - 99% |
100% |
|||
Трактор гусеничный лесопожарный |
22 |
14 |
3 |
0 |
2 |
Лесопожарный вездеход |
24 |
19 |
4 |
0 |
2 |
Автомобиль или МЛК на базе УАЗ |
31 |
23 |
0 |
0 |
6 |
Вахтовый автомобиль |
22 |
19 |
6 |
0 |
4 |
Недооснащение материально-технической базы лесопожарных формирований приводит к снижению эффективности тушения лесных пожаров, в том числе увеличению времени их тушения, возникновению дополнительных затрат, связанных с тушением за счет привлечения сторонних сил и средств.
Еще одним направлением мероприятий по защите лесов является защита лесов от вредителей. По состоянию на 01 декабря 2015 года площадь лесного фонда, охваченная очагом стволовых вредителей, составила 447,8 га, из них шелкопрядом-монашенкой охвачено 447,8 га. В 2015 году на территории лесного фонда Сахалинской области сотрудниками филиала ФБУ "Рослесозащита" - "Центр защиты леса Приморского края" проводились работы по дентальному надзору и учетам численности вредителей Сахалинской области. По итогам работ выявлено, что на территории Углегорского лесничества, по сравнению с 2014 годом, площадь очага увеличилась на 156 га и составляет 447,8 га. На территории Красногорского лесничества очаг затух под воздействием естественных факторов. Таким образом, общая площадь очагов шелкопряда-монашенки на территории Сахалинской области сократилась на 630,7 га и составила 447,8 га. В случае благоприятных погодных условий, в 2016 году в Углегорском часть 4 (бывшем Орловском) лесничестве возможно расширение очага, ожидается более высокая дефолиация хвойных пород. Рекомендуется провести мероприятия по локализации и ликвидации очага шелкопряда-монашенки в Углегорском лесничестве на площади 447,8 га.
Оказывают влияние на повреждаемость лесов также промышленные выбросы, добыча полезных ископаемых, использование лесов в рекреационных целях.
Выполнение своевременных профилактических лесозащитных мероприятий при условии их правильного обоснования способно значительно уменьшить потерю объемов лесных ресурсов.
В целом многофакторность повреждения лесов в регионе требует создания, своевременного планирования, обеспечения адекватным финансированием многофункциональной системы защиты и охраны лесов. В рамках подпрограммы предусмотрена реализация мероприятий, направленных на достижение этой задачи.
Воспроизводство лесов, сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств лесов является одним из основных требований, предъявляемых к ведению лесного хозяйства. Только при условии своевременного воспроизводства лесов может осуществляться многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом. Несвоевременное лесовосстановление на не покрытых лесной растительностью землях и, прежде всего, на участках, пройденных лесными пожарами или вышедших из-под сплошных рубок, может привести к накоплению земель, не покрытых лесной растительностью, снижению площади хвойных лесов и замене их на малоценные лиственные насаждения.
В Сахалинской области земли, нуждающиеся в лесовосстановлении (фонд лесовосстановления), занимают 354,0 тыс. га, что составляет 5,1% от общей площади земель лесного фонда. На большей части не покрытых лесной растительностью земель (20,9 тыс. га) возобновление леса успешно проходит естественным путем или может быть обеспечено путем проведения мероприятий по содействию естественному лесовосстановлению. В связи с этим основным способом лесовосстановления в Сахалинской области является естественное восстановление лесов за счет мер содействия лесовосстановлению, проводимых путем сохранения подроста при рубках лесных насаждений, минерализации поверхности почвы и ухода за самосевом и подростом хозяйственно-ценных древесных пород. Содействие естественному лесовосстановлению является одним из наиболее экономичных способов воспроизводства лесов, который при сравнительно небольших материальных и трудовых затратах в условиях Сахалина дает высокий лесоводственный эффект.
На лесных участках, где естественное лесовосстановление хозяйственно ценными лесными древесными породами не может быть обеспечено, проводится искусственное лесовосстановление (создание лесных культур). Объектами искусственного лесовосстановления являются гари и вырубки разных лет, а также пустыри и иные категории земель. Ежегодный объем искусственного лесовосстановления должен составлять в 2014 - 2015 г. - 940 га, 2016 г. - 840 га, 2017 - 2020 г. г. - 940 га. Искусственное лесовосстановление выполняется методом посадки леса, имеет высокий процент ручных работ и является наиболее затратным лесовосстановительным мероприятием.
Ежегодная потребность в стандартном посадочном материале для выполнения лесокультурных работ составляет 3,3 млн. шт. Для обеспечения выращивания посадочного материала в лесном фонде области имеется 9 лесных питомников. Все лесные питомники переданы областным автономным учреждениям, которые не имеют достаточного финансирования для их содержания. В лесных питомниках требуется ежегодное выполнение комплекса агротехнических мероприятий с применением гербицидов и удобрений при выращивании посадочного материала, проведение мероприятий по повышению плодородия почв и расширению посевных площадей.
Для этого потребуется провести оснащение автономных учреждений тракторной техникой, оборудованием и механизмами, предназначенными для производства работ в лесных питомниках, а также обеспечить приобретение расходных материалов: минеральных и органических удобрений и гербицидов. Для обеспечения потребности лесных питомников в посевном материале требуется проведение мероприятий по заготовке (закупке) лесных семян, а также формированию в урожайные годы страховых фондов семян. В связи с этим необходимо осуществить строительство и ввод в эксплуатацию объекта для сушки и переработки шишек хвойных пород - семенного центра с оборудованием для обработки шишек и семян. В целях исключения потери качества лесных семян при их длительном хранении проектируется строительство склада для хранения лесных семян, оснащенного холодильным оборудованием.
При выполнении указанных мероприятий обеспечивается благоприятный прогноз развития лесного хозяйства в области воспроизводства лесов, учитывая важность и необходимость своевременного выполнения мероприятий по искусственному лесовосстановлению и содействию естественному возобновлению леса на участках, не покрытых лесной растительностью.
2. Цели и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Для достижения этой цели подпрограммой обозначены следующие задачи:
1. Обеспечение своевременного, непрерывного воспроизводства лесов, развитие лесопитомнического хозяйства.
2. Осуществление оценки состояния земель лесного фонда, повышение эффективного лесного проектирования и планирования.
3. Обеспечение функционирования системы лесопожарных формирований, проведение работы по предупреждению и тушению лесных пожаров.
4. Обеспечение оперативного контроля наличия вредных организмов и состояния их численности на территории лесного фонда.
Решение указанных задач позволит обеспечить рациональное использование земель лесного фонда, улучшение породного состава лесов, увеличение площади земель, покрытых лесной растительностью, сохранение и усиление водоохранных, средозащитных и иных полезных природных свойств лесов.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
Система подпрограммных мероприятий, разработанная с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов федерального и областного уровня, включает следующее:
1. Обеспечение своевременного, непрерывного воспроизводства лесов, развитие лесопитомнического хозяйства.
1.1. Воспроизводство лесов (искусственное и естественное восстановление лесов, агроуход, рубки ухода, выращивание посадочного материала).
1.2. Развитие системы воспроизводства лесов.
2. Осуществление оценки состояния земель лесного фонда, повышение эффективного лесного проектирования и планирования.
2.1. Внедрение геоинформационных технологий и систем для ведения лесного хозяйства.
2.2. Проведение лесоустройства.
2.3. Осуществление государственного кадастрового учета лесных участков.
3. Обеспечение функционирования системы лесопожарных формирований, проведение работ по предупреждению и тушению лесных пожаров.
3.1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
3.2. Противопожарное обустройство лесов на землях лесного фонда Сахалинской области.
3.3. Создание защитных противопожарных полос путем контролируемого выжигания сухих горючих материалов на участках лесного фонда Сахалинской области
3.4. Тушение лесных пожаров.
3.5. Проведение противопожарной (лесопожарной) пропаганды.
3.6. Приобретение специализированной лесопожарной техники и противопожарного оборудования.
4. Обеспечение оперативного контроля наличия вредных организмов и состояния их численности на территории лесного фонда.
4.1. Проведение лесопатологических обследований.
4.2. Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий.
Развернутый перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 1 к Государственной программе.
4. Характеристика мер правового регулирования подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы регламентирована федеральным законодательством, областными законодательными и иными нормативно-правовыми актами.
На момент принятия подпрограммы дополнительных мер правового регулирования на территории Сахалинской области для достижения целей подпрограммы не требуется.
5. Перечень целевых индикаторов (показателей) подпрограммы
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы соответствуют ее целям и задачам. Показатели реализации подпрограммы в целом предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации мероприятий подпрограммы.
В качестве основных показателей подпрограммы используются показатели, учитывающие объемы выполнения работ по воспроизводству лесов, оперативность тушения лесных пожаров, а также показатели использования лесов. Данные индикаторы являются обобщающими показателями, характеризующими общий уровень реализации региональной политики в сфере лесного хозяйства Сахалинской области
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы определены в соответствии с требованиями к характеристике каждого показателя (адекватность, точность, объективность, достоверность, однозначность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность).
При формировании показателей учитывается отраслевая статистическая отчетность, статистическая отчетность министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в процентном и количественном отношении с годовой периодичностью за отчетный год, анализ основных отраслевых направлений Государственной программы и другие факторы.
Целевые индикаторы подпрограммы определены исходя из целей, задач и мероприятий подпрограммы. Выбранные целевые индикаторы (показатели) подпрограммы ориентированы на достижение конечных результатов подпрограммы.
Показатель 1 "Отношение переведенных в покрытую лесом площадь земель лесного фонда к площади выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов".
Значение показателя рассчитывается как отношение переведенных в покрытую лесом площадь земель лесного фонда к площади выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов.
Источником получения информации для показателя являются данные федерального отраслевого наблюдения 11-ОИП "Сведения об отнесении земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями", 10-ОИП "Сведения о повреждении и гибели лесов", 12-ОИП "Сведения об отводе лесосек и рубках лесных насаждений".
Показатель 2 "Лесистость территории Сахалинской области".
Значение показателя рассчитывается как отношение площади, покрытой лесной растительностью, к общей площади лесного фонда, выраженное в процентах.
Источником получения информации для показателя являются данные государственного лесного реестра, ведение которого осуществляется в рамках административного регламента, утвержденного приказом МПР России от 31.10.2007 N 282, данные федерального отраслевого наблюдения формы 1-Полномочия "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей", утвержденной приказом Рослесхоза от 16.04.2012 N 141.
Показатель 3 "Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда".
Значение показателя рассчитывается как отношение площади ценных лесных насаждений к общей площади, покрытой лесной растительностью, в составе земель лесного фонда, выраженное в процентах.
Источником получения информации для показателя являются данные государственного лесного реестра, ведение которого осуществляется в рамках административного регламента, утвержденного приказом МПР России от 31.10.2007 N 282, данные федерального отраслевого наблюдения формы 1-Полномочия "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей", утвержденной приказом Рослесхоза от 16.04.2012 N 141.
Показатель 4 "Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины".
Значение показателя рассчитывается как отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины, выраженное в процентах.
Источником получения информации для показателя являются данные федерального отраслевого наблюдения формы 12 - ОИП "Сведения об отборе лесосек и рубках лесных насаждений".
Показатель 5. "Увеличение площади лесных насаждений искусственного происхождения".
Значение показателя приводится с нарастающим итогом по годам, выраженное в тыс. га.
Источником получения информации для показателя являются данные формы 13-ГЛР "Сведения о наличии и состоянии лесных культур", утвержденной приказом Минприроды России от 06.10.2016 N 514 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра".
Показатель 6. "Отношение площади земель, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями (за текущий год), к площади фактической сплошной рубки за год (без учета рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов)".
Значение показателя рассчитывается как отношение площади земель, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями (за текущий год), к площади фактической сплошной рубки за год (без учета рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов), выраженное в процентах.
Источником получения информации для показателя являются данные федеральных отраслевых наблюдений формы 11 - ОИП "Сведения об отнесении земель, предназначенных для лесовосстановления к землям, занятым лесными насаждениями" и формы 12 - ОИП "Сведения об отводе лесосек и рубках лесных насаждений".
Показатель 7. "Площадь рубок ухода в молодняках".
Значение показателя приводится в соответствии с Лесным планом Сахалинской области, выраженное в тыс. га.
Источником получения информации для показателя являются данные федерального отраслевого наблюдения формы 1-Полномочия "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей", утвержденной приказом Рослесхоза от 16.04.2012 N 141.
Показатель 8. "Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда".
Значение показателя рассчитывается как отношение фактической площади земель лесного фонда, переданных в пользование, к общей площади земель лесного фонда Сахалинской области, выраженное в процентах.
Источником получения информации для показателя являются данные федерального отраслевого наблюдения формы 1-Полномочия "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей", утвержденной приказом Рослесхоза от 16.04.2012 N 141, отчета об исполнении переданных полномочий в области лесных отношений 6-ОИП "Сведения об использовании лесных участков, предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное), безвозмездное пользование", утвержденного приказом Рослесхоза от 28.12.2015 N 565.
Показатель 9. "Доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти Сахалинской области в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги".
Значение показателя рассчитывается как отношение количества выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти Сахалинской области в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, к общему количеству принятых заявок на предоставление данной услуги, выраженное в процентах.
Источником получения информации для показателя является журнал учета заявлений и выписок, утвержденный приказом МПР России от 31.10.2007 N 282 "Об утверждении административного регламента исполнения государственных функций по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра".
Показатель 10. "Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров".
Значение показателя рассчитывается как отношение количества крупных лесных пожаров к общему количеству лесных пожаров, выраженное в процентах.
Источником получения информации для показателя являются данные федерального отраслевого наблюдения формы 7-ОИП "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей".
Показатель 11. "Протяженность лесных дорог (противопожарного назначения), построенных за год".
Значение показателя приводится по запланированным объемам, утвержденным Лесным планом Сахалинской области, выраженное в км.
Источником получения информации для показателя являются данные федерального отраслевого наблюдения формы 1-Полномочия "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей", утвержденной приказом Рослесхоза от 16.04.2012 N 141.
Показатель 12. "Доля площади лесов, в которых осуществляются лесопатологические обследования, в общей площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью".
Значение показателя рассчитывается как отношение площади лесного фонда, на которой планируется проведение лесопатологического мониторинга лесных участков, в общей площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, к общей площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, выраженное в процентах.
Источником получения информации для показателя являются данные федерального отраслевого наблюдения формы 1-ГП (мониторинг) "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей".
Показатель 13. "Отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними".
Значение показателя рассчитывается как отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними, выраженное в процентах.
Источником получения информации для показателя являются данные федерального отраслевого наблюдения формы 1-ГП (мониторинг) 10-ОИП; 12-ЛХ "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей".
Показатель 14. "Отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов".
Значение показателя рассчитывается как отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов, выраженное в процентах.
Источником получения информации для показателя являются данные федерального отраслевого наблюдения формы 1-ГП (мониторинг) 10-ОИП; 12-ЛХ "Отчет о достижении целевых прогнозных показателей".
Состав приведенных целевых индикаторов характеризует процесс своевременного качественного воспроизводства лесов, отражает количественные и качественные изменения, происходящие на не покрытых лесной растительностью землях лесного фонда, связанные с увеличением площади лесных земель, с проведенными мероприятиями по содействию естественному восстановлению леса, созданию лесных культур.
Состав показателей (индикаторов) увязан с задачами и основными мероприятиями подпрограммы, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты, эффективность подпрограммы на весь период ее реализации.
Сведения об индикаторах (показателях) подпрограммы по годам ее реализации представлены в приложении N 5 к Государственной программе.
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, составляет 3319688,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
- федерального бюджета - 1211553,2 тыс. рублей;
- областного бюджета - 1603867,6 тыс. рублей;
- внебюджетных источников - 504268,0 тыс. рублей.
Ежегодное финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств федерального и областного бюджетов осуществляется в пределах средств, предусматриваемых законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год, и может корректироваться.
Ресурсное обеспечение Подпрограммы в разрезе источников и главных распорядителей бюджетных средств представлено в приложениях N 6, 7 к Государственной программе.
7. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности подпрограммы осуществляется в соответствии с методикой оценки эффективности подпрограммы, представленной в приложении N 8 к Государственной программе.".
<< Приложение N 3 |
Приложение >> N 5 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 28 марта 2017 г. N 145 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.