Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 28 марта 2017 г. N 145
"Подпрограмма N 2
государственной программы
Сахалинской области "Развитие
лесного комплекса, охотничьего
хозяйства и особо охраняемых
природных территорий Сахалинской
области на 2014 - 2020 годы",
утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 18 июля 2013 г. N 353
Развитие
особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области |
Участники подпрограммы |
Управление делами Губернатора и Правительства Сахалинской области. Агентство по туризму Сахалинской области. Министерство образования Сахалинской области. Областное бюджетное учреждение "Природный парк "Остров Монерон". Государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества". Областное автономное учреждение "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов" |
Цели подпрограммы |
Обеспечение сохранения и оценки современного состояния особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и объектов их охраны, создание условий для развития рекреации и туризма на ООПТ и повышение уровня экологического просвещения населения. |
Задачи подпрограммы |
1. Совершенствование охраны природных комплексов и объектов и контроля за соблюдением режима особой охраны ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области. 2. Развитие системы особо охраняемых природных территорий. 3. Создание условий для развития рекреации, туризма, экологического образования и экологического просвещения на базе ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в период 2014 - 2020 годов. Этапы не выделяются |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, составляет 527370,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств: - областного бюджета - 517920,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 55936,7 тыс. рублей; 2015 год - 52809,2 тыс. рублей; 2016 год - 158751,0 тыс. рублей; 2017 год - 69214,3 тыс. рублей; 2018 год - 43664,3 тыс. рублей. 2019 год - 43664,3 тыс. рублей; 2020 год - 93881,0 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 9450,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1150,0 тыс. рублей; 2015 год - 1300,0 тыс. рублей; 2016 год - 1300,0 тыс. рублей; 2017 год - 1300,0 тыс. рублей; 2018 год - 1450,0 тыс. рублей; 2019 год - 1450,0 тыс. рублей; 2020 год - 1500,0 тыс. рублей |
Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения |
1. Доля площади Сахалинской области, занятой ООПТ регионального значения (без учета морской акватории), ежегодно 7,81%. 2. Доля видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Сахалинской области и обитающих на ООПТ регионального значения, в общем количестве видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (зарегистрированных на территории Сахалинской области) и Красную книгу Сахалинской области, ежегодно 78%. 3. Доля видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Сахалинской области и обитающих на ООПТ регионального значения, в общем количестве видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (зарегистрированных на территории Сахалинской области) и Красную книгу Сахалинской области, ежегодно 75%. 4. Доля нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ, за которые виновные лица привлечены к установленной законом ответственности, от общего количества выявленных таких нарушений, ежегодно 75%. 5. Доля ООПТ регионального значения, охваченных природоохранными мероприятиями, от общего количества ООПТ регионального значения, к 2020 году ежегодно 91%. 6. Количество детей, принявших участие в мероприятиях по экологическому просвещению, к 2020 году 2100 чел. |
1. Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации подпрограммы и прогноз развития
По состоянию на 01 января 2017 года ООПТ регионального значения Сахалинской области занимают общую площадь 685 986 га, что составляет 7,81% территории Сахалинской области.
На территории Сахалинской области функционируют 53 ООПТ регионального значения, в том числе:
1. Природные парки - 1 (площадь 1559 га).
2. Государственные природные заказники - 11 (общая площадь 612 032 га).
3. Памятники природы - 41 (общая площадь 72 395 га).
К числу наиболее актуальных проблем в области управления ООПТ относится осуществление их охраны.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации, при этом финансирование содержания администраций осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации.
В настоящее время функцию администрации ООПТ регионального значения Сахалинской области осуществляет государственное казенное учреждение (далее - ГКУ) "Сахалинские лесничества".
Необеспеченность ГКУ "Сахалинские лесничества" трудовыми ресурсами, необходимыми транспортными средствами, оборудованием и полевым снаряжением, средствами связи для осуществления природоохранной деятельности не позволяет проводить регулярную оперативную рейдовую работу по охране ООПТ.
В числе важных проблем следует также отметить недостаточное использование сети ООПТ в рекреационных и туристических целях. Рядом с ООПТ практически отсутствует туристическая инфраструктура. Не организованы мероприятия по благоустройству территорий ООПТ регионального значения, захламлена территория и не производится ее очистка и вывоз мусора, не установлены мусорные контейнеры, разрушена и не ремонтируется существующая инфраструктура, в ряде ООПТ необходимая инфраструктура полностью отсутствует.
Таким образом, отсутствие системного и комплексного подхода в вопросах создания, охраны и управления ООПТ, разрозненность усилий государственных органов исполнительной власти Сахалинской области при использовании ООПТ, непоследовательное решение задач в сфере охраны ООПТ может привести к деградации системы ООПТ в Сахалинской области.
ООПТ являются традиционной и одной из самых эффективных форм природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Развитие и совершенствование сети ООПТ обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных обязательств в сфере охраны окружающей среды.
С целью решения указанных проблем министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области была разработана долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012 - 2018 годы", которая утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 12.12.2011 N 530. Мероприятия указанной программы финансировались из областного бюджета в 2014 году.
С целью обеспечения преемственности в области управления ООПТ регионального значения мероприятия в сфере ООПТ нашли отражение в настоящей подпрограмме.
ООПТ относятся к объектам общенационального достояния, имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Сохранение и развитие сети ООПТ является одной из форм реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Без своевременной поддержки деятельности и развития региональной сети ООПТ могут возникнуть такие неблагоприятные последствия, как:
- нарушение природоохранного законодательства и причинение вреда природным комплексам;
- увеличение размера экологического ущерба;
- разрушение уникальных природных комплексов и уничтожение объектов особой охраны на ООПТ регионального значения;
- сокращение биологического разнообразия, нарушение экологического равновесия.
Программно-целевой метод в качестве основы государственного управления для принятия сбалансированных и последовательных решений является наиболее предпочтительным инструментом управления, поскольку позволит существенно повысить эффективность решения вопросов поддержки и развития ООПТ, стоящих перед органами государственной власти в Сахалинской области.
Система ООПТ Сахалинской области обеспечивает сохранение биологического разнообразия и создает условия для устойчивого развития территории. Наличие этой системы помогает поддерживать природный баланс, сохранять природно-ресурсный потенциал и поддерживать положительный моральный климат в обществе, способствует решению социальных вопросов.
2. Цели и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является обеспечение сохранения и оценки современного состояния особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и объектов их охраны, создание условий для развития рекреации и туризма на ООПТ и повышение уровня экологического просвещения населения. Для достижения этой цели подпрограммой обозначены следующие задачи:
1. Совершенствование охраны природных комплексов и объектов и контроля за соблюдением режима особой охраны ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
2. Развитие системы особо охраняемых природных территорий.
3. Создание условий для развития рекреации, туризма, экологического образования и экологического просвещения на базе ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
Реализация поставленных целей и задач и использование результатов запланированных мероприятий подпрограммы позволит комплексно подойти к решению проблем сохранения и восстановления биологического разнообразия, системы ООПТ регионального значения и наметит перспективы ее дальнейшего развития.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
Система программных мероприятий, разработанная с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов федерального и областного уровня, включает в себя:
1. Совершенствование охраны природных комплексов и объектов и контроля за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий регионального значения
1.1. Осуществление охраны ООПТ регионального значения.
1.2. Приобретение техники и оборудования для организации охраны ООПТ регионального значения.
1.3. Изготовление и установка информационных знаков для обозначения границ и режима ООПТ регионального значения.
2. Развитие системы особо охраняемых природных территорий.
2.1. Инвентаризация памятников природы регионального значения Сахалинской области.
2.2. Комплексное экологическое обследование заказников Сахалинской области.
2.3. Комплексное экологическое обследование участков территорий и подготовка научного обоснования для последующего придания им правового статуса ООПТ регионального значения.
2.4. Межевание земельного участка ООПТ и постановка на кадастровый учет.
2.5. Инвентаризация и составление кадастра объектов животного и растительного мира, зарегистрированных на ООПТ регионального значения.
2.6. Проведение учетов численности и мониторинг состояния объектов животного и растительного мира, в том числе занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области.
2.7. Разработка проектов нормативных правовых актов, стратегических документов, научно-методических материалов для обеспечения деятельности в сфере создания и функционирования ООПТ регионального значения (методические рекомендации, порядки, методы, критерии, нормативы).
3. Развитие рекреации, туризма и экологического просвещения.
3.1. Проведение оценки рекреационного потенциала ООПТ, оценка допустимой антропогенной нагрузки на природные комплексы, разработка рекомендаций по организации экологического туризма, новых туристических маршрутов.
3.2. Развитие инфраструктуры туризма на ООПТ (устройство кемпингов, палаточных городков).
3.3. Благоустройство ООПТ регионального значения.
3.4. Проведение экологических образовательных мероприятий.
Развернутый перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 1 к Государственной программе.
4. Характеристика мер правового регулирования подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы регламентируется федеральным и областным законодательством.
На момент принятия подпрограммы дополнительных мер правового регулирования на территории Сахалинской области для достижения целей подпрограммы не требуется.
5. Перечень целевых индикаторов (показателей) подпрограммы
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы соответствуют ее целям и задачам. Показатели реализации подпрограммы в целом предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации мероприятий подпрограммы.
В качестве основных показателей подпрограммы используются показатели, учитывающие видовой состав млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Сахалинской области, а также показатель, учитывающий проведение природоохранных мероприятий. Данные индикаторы являются обобщающими показателями, характеризующими общий уровень реализации региональной политики в сфере ООПТ Сахалинской области
Перечень целевых индикаторов подпрограммы определены исходя из целей, задач и мероприятий подпрограммы.
Показатель 1. "Доля площади Сахалинской области, занятой ООПТ регионального значения (без учета морской акватории)".
Значение показателя рассчитывается как отношение площади, занятой ООПТ регионального значения (без учета морской акватории), к общей площади Сахалинской области.
Источником получения информации для показателя являются данные государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области.
Показатель 2. "Доля видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Сахалинской области и обитающих на ООПТ регионального значения, в общем количестве видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (зарегистрированных на территории Сахалинской области) и Красную книгу Сахалинской области".
Значение показателя рассчитывается как отношение количества "краснокнижных" видов млекопитающих, обитающих на территории ООПТ регионального значения, к общему количеству "краснокнижных" видов млекопитающих, обитающих на территории Сахалинской области.
Источником получения информации для показателя являются учетные данные, представляемые филиалами ГКУ "Сахалинские лесничества", подведомственного министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, данные государственного кадастра и мониторинга объектов животного мира, утвержденные списки "краснокнижных" видов.
Показатель 3. "Доля видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Сахалинской области и обитающих на ООПТ регионального значения, в общем количестве видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (зарегистрированных на территории Сахалинской области) и Красную книгу Сахалинской области".
Значение показателя рассчитывается как отношение количества "краснокнижных" видов птиц, обитающих на территории ООПТ регионального значения, к общему количеству "краснокнижных" видов птиц, обитающих на территории Сахалинской области.
Источником получения информации для показателя являются учетные данные, представляемые филиалами ГКУ "Сахалинские лесничества", подведомственного министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, данные государственного кадастра и мониторинга объектов животного мира, утвержденные списки "краснокнижных" видов.
Показатель 4. "Доля нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ, за которые виновные лица привлечены к установленной законом ответственности, от общего количества выявленных таких нарушений".
Значение показателя рассчитывается как отношение количества постановлений о назначении административного наказания к общему количеству составленных протоколов.
Источником получения информации для показателя являются данные, представляемые филиалами ГКУ "Сахалинские лесничества", подведомственного министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Показатель 5. "Доля ООПТ регионального значения, охваченных природоохранными мероприятиями, от общего количества ООПТ регионального значения".
Значение показателя определяется как отношение суммы количества ООПТ, на территории которых проводились природоохранные мероприятия (рейды), к общему количеству ООПТ регионального значения.
Источником получения информации для показателя являются данные (отчеты), представляемые филиалами ГКУ "Сахалинские лесничества", подведомственного министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Показатель 6. "Количество детей, принявших участие в мероприятиях по экологическому просвещению".
Значение показателя рассчитывается как сумма фактического количества детей, принявших участие в мероприятиях по экологическому просвещению, за год.
Источником получения информации для показателя являются отчетные данные министерства образования Сахалинской области.
Сведения об индикаторах (показателях) подпрограммы по годам ее реализации представлены в приложении N 5 к Государственной программе.
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, составляет 527370,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
- областного бюджета - 517920,8 тыс. рублей;
- внебюджетных источников - 9450,0 тыс. рублей.
Ежегодное финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусматриваемых законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год, и может корректироваться.
Ресурсное обеспечение подпрограммы в разрезе источников и главных распорядителей бюджетных средств представлено в приложениях N 6, 7 к Государственной программе.
7. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности подпрограммы осуществляется в соответствии с методикой оценки эффективности подпрограммы, представленной в приложении N 8 к Государственной программе.".
<< Приложение N 2 |
Приложение >> N 4 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 28 марта 2017 г. N 145 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.