В целях реализации распоряжения правительства Сахалинской области от 22.02.2016 г. N 106-р "Об обеспечении открытости бюджетных данных и повышения бюджетной грамотности населения":
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по обеспечению открытости бюджетных данных муниципальных образований Сахалинской области с использованием сети интернет и представлению местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме
2. Опубликовать настоящее распоряжение на официальном сайте министерства финансов Сахалинской области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра финансов Сахалинской области И.В. Михееву.
Министр финансов Сахалинской области |
А.А. Харченко |
Методические рекомендации
по обеспечению открытости бюджетных данных муниципальных образований Сахалинской области с использованием сети интернет и представлению местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме
(утв. распоряжением Министерства финансов Сахалинской области от 31 марта 2017 г. N 57)
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации принципа прозрачности (открытости) и обеспечения полного и доступного информирования граждан (заинтересованных пользователей) о бюджетах муниципальных образований Сахалинской области.
I. Определения
Открытый бюджет - открытые данные, характеризующие бюджет и бюджетный процесс.
Открытые бюджетные данные - общедоступные документы и материалы, разрабатываемые органами государственной власти и органами местного самоуправления в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета, а также контроля за его исполнением.
Бюджет для граждан*(1) - информация о бюджете в понятной для широкого круга граждан форме.
Бюджетная тематика - темы, имеющие непосредственное отношение к бюджету, бюджетной системе или бюджетному процессу.
Сайт, предназначенный для размещения бюджетных данных - официальный сайт финансового органа местной администрации (далее - финансовый орган) и (или) специализированный сайт местной администрации, предназначенный для размещения бюджетных данных, в том числе предназначенный для размещения бюджетных данных для граждан; в случае отсутствия указанных сайтов в муниципальном образовании - раздел (страница) финансового органа или раздел, посвященный бюджету, на официальном сайте местной администрации.
Организация данных на сайте - совокупность процессов, обеспечивающих представление данных в систематизированном (упорядоченном) виде.
II. Общие положения к открытым бюджетным данным
2.1. Обеспечение полного свободного доступа к бюджетным данным и механизмам общественного участия рекомендуется обеспечивать путем размещения на сайтах, предназначенных для размещения бюджетных данных, финансовых документов и дополнительных материалов к ним по следующим направлениям:
2.1.1 Характеристики первоначально утвержденного бюджета.
2.1.2. Годовой отчет об исполнении бюджета.
2.1.3. Внесение изменений в решение о бюджете.
2.1.4. Отчетность и аналитические данные.
2.1.5. Финансовый контроль.
2.1.6. Проект бюджета и материалы к нему.
2.1.7. Сведения о показателях деятельности государственных учреждений.
2.1.8. Бюджет для граждан (к проекту решения о бюджете, к решению о бюджете, к решению об исполнении бюджета).
2.1.9. Общественное участие в бюджетном процессе.
Общие подходы в отношении содержания и доступности бюджетных документов, а также использования механизмов общественного участия в бюджетном процессе устанавливаются Методикой проведения мониторинга и составления рейтинга муниципальных образований Сахалинской области по уровню открытости бюджетных данных.
2.2. При составлении и публикации открытых бюджетных данных рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
2.2.1. Доступность для общества. Бюджетные данные считаются общедоступными, если их можно гарантированно найти и ознакомиться с их содержанием в заранее известное время и потратив заранее известные (небольшие) ресурсы. Самый простой и экономичный способ сделать документы общедоступными - разместить их в открытом доступе в сети интернет. Использование интернета в качестве канала раскрытия информации органами государственной власти предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
2.2.2. Единство. Бюджетные данные рекомендуется представлять консолидировано, предпочтительно в одном разделе сайта. В случае размещения бюджетных данных обособленно (например, в силу организационной структуры местной администрации), рекомендуется найти способ сообщить о месте их размещения с основного раздела сайта, где размещаются бюджетные данные. Несколько документов по одному вопросу должны быть представлены едино (пакетом документов).
2.2.3. Регулярность и своевременность. Бюджетные данные следует публиковать на каждом из этапов бюджетного процесса в течение финансового года, в соответствии с установленными для соответствующего этапа сроками. Если документ опубликован слишком поздно, он теряет свою актуальность и не может считаться общедоступным. Сроки публикации бюджетных данных устанавливаются Методикой проведения мониторинга и составления рейтинга муниципальных образований Сахалинской области по уровню открытости бюджетных данных.
2.2.4. Полнота (целостность). Общедоступные бюджетные данные должны давать всестороннюю картину бюджетной деятельности муниципального образования. Этот принцип предполагает размещение бюджетных данных с учетом:
1) всех финансовых потоков;
2) всех муниципальных учреждений и унитарных предприятий, которые принадлежат органам местного самоуправления или находятся под их контролем;
3) налоговых льгот (налоговых расходов).
2.2.5. Конкретность. Описания и цифры, относящиеся к статьям бюджета, не должны быть слишком общими, так как это не позволит создать четкое представление о намерениях местной администрации. Описание каждой статьи бюджета должно обеспечивать ясное представление о планируемых расходах. Для представления бюджетных данных следует использовать бюджетную классификацию.
2.2.6. Качество. Бюджетные данные должны быть актуальными, сопоставимыми, без внутренних противоречий и противоречий между различными периодами. Существенные пересмотры в бюджетной статистике за прошлые периоды рекомендуется разъяснять.
2.2.7. Средства и цели. Местным администрациям рекомендуется демонстрировать в бюджете и в отчете о его исполнении четкие связи между поставленными задачами, бюджетными затратами и достигнутыми результатами.
2.2.8. Ориентация на потребителя. Бюджетные данные должны быть понятны для восприятия и удобны для использования потребителями с различным уровнем компетенции, включая законодателей, государственных и муниципальных служащих и граждан.
2.2.9. Публичность. Все граждане должны иметь возможность выносить и выражать свои суждения по вопросам местных бюджетов, в индивидуальном порядке или коллективно, от имени организаций гражданского общества. Это особенно важно для проекта бюджета, который рекомендуется представлять гражданам до его принятия представительным органом муниципального образования.
2.3. Рекомендации к форматам представления бюджетных данных.
Бюджетные данные рекомендуется размещать в открытом доступе в форматах, предоставляющих возможность их повторного использования. Под повторным использованием понимается возможность осуществлять копирование данных (в том числе их отдельных фрагментов), их обработку (включая проведение расчетов), а также интеллектуальный поиск конкретных данных в массиве. Ограничивают возможность повторного использования данных графические форматы.
2.4. Рекомендации к структурированию документов.
Документы, в состав которых входит большое количество приложений или которые состоят из нескольких составляющих, рекомендуется публиковать в структурированном виде, с указанием полных или кратких наименований всех составляющих. Наименование ссылок на документы, папок и (или) файлов должно отражать содержание соответствующего документа.
Под структурированным видом понимаются варианты:
1) наличие содержания к документу с возможностью перехода по ссылке к соответствующей составляющей;
2) размещение всех составляющих раздельно с указанием их полных или кратких наименований.
Рекомендации к структурированию направлены на любой пакет документов, а также на любой сложный документ, который состоит из нескольких составляющих (например, проект закона о бюджете).
2.5. Рекомендации к организации бюджетных данных на сайте.
Бюджетные данные считаются общедоступными только в том случае, если их можно гарантированно найти, затратив на это ограниченное (небольшое) количество времени. В связи с этим особые значение придается организации бюджетных данных на сайте. От того, как они организованы, зависит, будет ли найден документ и сколько времени понадобится, чтобы его найти. Лучше всего если доступ к информации о бюджете, будет обеспечен посетителю официального сайта с главной страницы в форме отдельного раздела с тематическим наименованием.
Основные требования, следование которым обеспечивает возможность находить нужную информацию:
1) систематизация информации на сайте по каким-то принципам и безусловное следование этим принципам;
2) строгое соответствие наименований содержанию;
3) однократное размещение данных, использование взаимосвязей при необходимости обеспечить доступ к данным из разных разделов сайта.
Кроме того, посетитель сайта должен легко находить информацию о бюджете с учетом функции "Поиск". Рекомендуется предусмотреть сортировку результатов поиска по релевантности и дате. Навигация сайта тоже должна быть простой и понятной,
III. Общие положения к бюджету для граждан
3.1. Бюджет для граждан разрабатывается для ознакомления граждан (заинтересованных пользователей) с задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, основными условиями формирования и исполнения бюджета, источниками доходов бюджета, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований, а также вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений.
3.2. Бюджет для граждан рекомендуется использовать в ходе проведения публичных слушаний по проекту бюджета муниципального образования и проекту годового отчета о его исполнении.
IV. Состав и структура бюджета для граждан
4.1. В бюджет для граждан рекомендуется включать:
глоссарий, разъясняющий основные понятия, используемые в бюджетном процессе, такие как "бюджет", "доходы бюджета", "расходы бюджета", "межбюджетные трансферты" и иные необходимые термины;
описание административно-территориального деления муниципального образования;
основные показатели социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с прогнозом социально-экономического развития муниципального образования в динамике, включая фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период, в том числе показатели, характеризующие численность населения, объем валового регионального продукта, индекс потребительских цен, уровень безработицы, среднемесячную заработную плату, прожиточный минимум, прогноз объемов жилищного строительства;
основные задачи и приоритетные направления бюджетной политики муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период (в случае составления бюджета на трехлетний период), в том числе направленные на поддержание сбалансированности бюджета, повышение эффективности расходов бюджета;
основные характеристики бюджета (в абсолютных и относительных величинах), в том числе сведения о доходах и расходах, межбюджетных трансфертах, планируемых к получению из других уровней бюджета, а также дефицит/профицит бюджета;
основные сведения о межбюджетных отношениях публично-правового образования, в том числе сведения о трансфертах, поступающих из других уровней бюджета;
уровень долговой нагрузки на бюджет, в том числе с отражением структуры долга по видам долговых обязательств;
информацию о позиции муниципального образования в рейтингах открытости бюджетных данных, качества управления муниципальными финансами;
информацию о проведении и участии муниципального образования в конкурсах проектов по представлению бюджета для граждан, о реализации проектов инициативного бюджетирования, а также проектов, направленных на повышение бюджетной грамотности населения.
4.2. В состав информации о доходах бюджета рекомендуется включать (исходя из периода планирования/один, три года):
информацию о планируемых поступлениях в бюджет на очередной финансовый год (и плановый период), в том числе в сравнении с предыдущими годами;
информацию об объеме и структуре налоговых и неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджет в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год (и плановый период)).
4.3. Учитывая особенности классификации доходов бюджета, в целях обеспечения наглядности и понятности для граждан (заинтересованных пользователей) представленной информации, финансовым органам рекомендуется агрегировать данные и представлять их в разрезе основных видов налоговых и неналоговых доходов.
4.4. Информацию о доходах бюджета рекомендуется сопровождать объяснением причин изменения доходов бюджета и кратким описанием деятельности главных администраторов доходов бюджета, влияющей на изменение доходов бюджета.
4.5. Информацию о расходах бюджета рекомендуется структурировать с учетом интересов целевых групп пользователей информации, содержащейся в бюджете для граждан. Целевая группа и ее состав могут определяться критериями отнесения граждан и/или организаций, получающих поддержку (или другие формы выплат) из бюджета, к той или иной целевой группе. К таким критериям могут быть отнесены качественные характеристики представителей целевых групп, численность представителей целевой группы и ее социальная значимость, объем бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку целевой группы. В качестве целевой группы может выступать группа граждан и/или организаций, на которую направлены мероприятия муниципальной программы.
4.5.1. К целевым группам могут быть отнесены крупные социальные группы граждан, получающие поддержку из бюджета в зависимости от их социального статуса (например, семьи с детьми, учащиеся, дети-сироты, инвалиды, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, малообеспеченные граждане, граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, и другие); работники муниципальных учреждений (например, учителя, врачи, социальные работники); организации и предприятия, получающие поддержку или оплату муниципальных заказов из бюджета (например, предприятия малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации, организации с государственным или муниципальным участием и другие).
4.5.2. Информация для целевой группы может быть представлена по следующим направлениям: количественные характеристики (численность целевой группы, доля в общей численности населения муниципального образования, меры поддержки за счет средств бюджета (льготы, денежные выплаты, компенсации, меры социальной поддержки); муниципальные услуги, оказываемые представителям целевой группы за счет средств бюджета; мероприятия муниципальных программ, непосредственно направленные на целевую группу.
4.6. Информацию о расходной части бюджета рекомендуется представлять в разрезе муниципальных программ с указанием непрограммных расходов, выделяя общественно значимые проекты, реализуемые на территории муниципального образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также проектов в рамках инициативного бюджетирования.
4.7. Информацию о расходах бюджета в разрезе муниципальных программ рекомендуется дополнять данными о достигнутых и планируемых целевых показателях программ (в сопоставлении с объемами бюджетных расходов, направляемых на достижение целевых показателей соответствующих программ). Данные о расходах и целевых показателях рекомендуется приводить в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период).
4.8. Сведения о расходах бюджета могут быть дополнительно представлены по разделам и подразделам классификации расходов бюджета и в разрезе видов расходов.
4.9. В составе бюджета для граждан рекомендуется включать сведения об общественно значимых проектах, в том числе о создаваемых в рамках данных проектов объектах капитального строительства межмуниципального характера или имеющих важное значение для социально-экономического муниципального образования.
4.10. Основными критериями для включения общественно значимого проекта в бюджет для граждан могут быть:
значительный объем расходов бюджета, направляемых на финансирование проекта;
широкий охват целевой аудитории (несколько целевых групп, на которые направлена реализация общественно значимого проекта).
4.11. По каждому общественно значимому проекту рекомендуется включать следующую информацию:
общие характеристики проекта (справочная информация) - наименование, место реализации, сроки реализации (для объектов капитального строительства - срок ввода в эксплуатацию);
объем финансирования - общий объем финансирования с разбивкой по годам и источникам финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет, внебюджетные средства);
мероприятия, направленные на достижение поставленных целей, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ Сахалинской области и муниципальных программ, непосредственно влияющие на целевые группы;
показатели (индикаторы), характеризующие процесс реализации проектов муниципальных программ;
ожидаемые результаты, характеризующие итоги реализации проектов муниципальных программ.
4.12. В состав информации о реализации в муниципальном образовании проектов инициативного бюджетирования рекомендуется включать сведения о проектах по поддержке местных инициатив, направленных на решение вопросов местного значения при непосредственном участии граждан.
4.13. Информацию о бюджете для граждан, составленном на основе проекта решения об исполнении бюджета или решения об исполнении бюджета, рекомендуется представлять в соответствии с той же структурой, что и информацию о бюджете для граждан, составленном на основе проекта решения о бюджете или решения о бюджете с указанием причин отклонения фактических значений от запланированных.
4.14. В бюджет для граждан рекомендуется включать контактную информацию для граждан, в том числе сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты, графике работы финансового органа, графике личного приема граждан начальником финансового органа, а также описание дополнительных способов участия граждан в публичных слушаниях по проекту бюджета и отчету о его исполнении в муниципальном образовании, в том числе описание механизмов взаимодействия с депутатами представительного органа муниципального образования.
4.15. В целях дополнительного информирования граждан рекомендуется при составлении бюджета для граждан использовать по выбору удельные и подушевые показатели доходов и расходов бюджета, в том числе в сравнении с аналогичными показателями других муниципальных образований за год, предшествующий составлению бюджета для граждан.
V. Порядок составления и публикации бюджета для граждан
5.1. Бюджет для граждан рекомендуется составлять и публиковать финансовым органам ежегодно на основе следующих документов:
проекта решения о бюджете, подготовленного местной администрацией на рассмотрение представительного органа муниципального образования;
решения о бюджете;
проекта решения об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, подготовленного местной администрацией на рассмотрение представительного органа муниципального образования - в случае проведения публичных слушаний по проекту решения об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.
решения об исполнении бюджета.
5.2. При формировании бюджета для граждан рекомендуется использовать нормативные правовые акты, утверждающие муниципальные программы, а также иные нормативные правовые акты по решению финансового органа.
5.3. При составлении бюджета для граждан рекомендуется руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями.
5.4. В целях обеспечения прозрачности и доступности информации при формировании бюджета для граждан рекомендуется использовать современные технологии визуализации данных.
5.5. В процессе формирования бюджета для граждан рекомендуется проводить общественные обсуждения содержания и способа представления бюджета для граждан, в том числе в форме заседаний рабочих групп, комиссий, а также опросов и горячих линий.
5.6. Бюджеты для граждан подлежат опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети интернет, в том числе в виде брошюр, и (или) в виде сведений, размещаемых на официальном сайте местной администрации, финансового органа или ином информационном ресурсе, предусмотренном для публикации бюджетных данных администрации муниципального образования.
5.7. Сведения, размещаемые на информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети интернет, публикуются в свободном доступе без регистрации граждан (заинтересованных пользователей) или предоставления их персональных данных, а также без заключения лицензионных или иных соглашений для доступа к бюджету для граждан.
5.8. При размещении сведений, размещаемых на информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети интернет, рекомендуется обеспечить обратную связь с гражданами (заинтересованными пользователями), а также предоставлять возможность общения по темам, разделам и рубрикам соответствующего информационного ресурса.
-------------------------------------------
*(1) В средствах массовой информации и в официальных документах понятия Открытый бюджет и Бюджет для граждан очень часто используются в одном контексте и подменяют друг друга как синонимы. Однако понятие Бюджет для граждан предполагает представление данных в наиболее простой и понятной форме. Такой бюджет ориентирован на максимально широкий круг потребителей информации и является составной частью Открытого бюджета - представление бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей, в том числе аналитиков, экспертов, представителей органов власти и т.д., которые используют информацию о бюджете в своей профессиональной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства финансов Сахалинской области от 31 марта 2017 г. N 57 "Об утверждении методических рекомендаций по обеспечению открытости бюджетных данных муниципальных образований Сахалинской области с использованием сети интернет и представлению местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме"
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте министерства финансов Сахалинской области (http://sakhminfin.ru) 6 апреля 2017 г.