Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 18 апреля 2017 г. N 168
"Подпрограмма 2
государственной программы Сахалинской области
"Укрепление единства российской нации и этнокультурное
развитие народов России, проживающих на территории
Сахалинской области, на 2015 - 2020 годы",
утвержденной постановлением Правительства
Сахалинской области
от 29 декабря 2014 г. N 649
Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России
Паспорт
подпрограммы государственной программы Сахалинской области
Наименование Подпрограммы |
Подпрограмма 2 "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России" (далее - Подпрограмма) |
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Управление по делам национальностей Правительства Сахалинской области |
Участники Подпрограммы |
Министерство спорта и молодежной политики Сахалинской области. Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области. Министерство социальной защиты Сахалинской области. Министерство образования Сахалинской области. Управление делами Губернатора и Правительства Сахалинской области. Правительство Сахалинской области |
Цель Подпрограммы |
Формирование общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов России |
Задачи Подпрограммы |
Для достижения цели определены следующие задачи: - содействие этнокультурному многообразию народов России; - поддержка языкового многообразия на территории Сахалинской области; - реализация информационно-пропагандистских мероприятий в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы |
Подпрограмма рассчитана на 6 лет с 2015 по 2020 годы и реализуется в один этап |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
Всего по Подпрограмме предусмотрен объем ассигнований в сумме 67074,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 8264,2 тыс. рублей; 2016 год - 15411,5 тыс. рублей; 2017 год - 11015,6 тыс. рублей; 2018 год - 6051,5 тыс. рублей; 2019 год - 5051,5 тыс. рублей; 2020 год - 21280,5 тыс. рублей. Из них по источникам: - средства областного бюджета Сахалинской области - 66376,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 8264,2 тыс. рублей; 2016 год - 14713,0 тыс. рублей; 2017 год - 11015,6 тыс. рублей; 2018 год - 6051,5 тыс. рублей; 2019 год - 5051,5 тыс. рублей; 2020 год - 21280,5 тыс. рублей; - средства федерального бюджета - 698,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 698,5 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей. |
Целевые индикаторы Подпрограммы и их количественные значения |
Определены следующие целевые индикаторы и показатели Подпрограммы: - количество человек, вовлеченных в реализуемые органами исполнительной власти мероприятия, направленные на содействие этнокультурному многообразию народов России, в 2020 году составит - 43500 человек; - количество учителей, принявших участие в повышении квалификации, в 2017 году составит 3 человека; - количество телевизионных и печатных проектов на языках народов, проживающих на территории Сахалинской области и ориентированных на гармонизацию межэтнических отношений, получивших поддержку, в 2020 году составит 8 единиц; - количество созданных и размещенных тематических материалов (проектов) в электронных и печатных средствах массовой информации по формированию общегражданской идентичности и межэтнической толерантности в 2020 году составит - 341 единицу |
1. Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации Подпрограммы и прогноз развития
Российская Федерация является многонациональным государством, что отражено в Конституции Российской Федерации. На территории России проживает 193 народа, в число которых входят не только представители коренных и малочисленных народов. Этнокультурный и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России в первую очередь факторами национальной безопасности, что отражено в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики), в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683.
Сахалинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 100 национальностей.
Многонациональность региона никогда не являлась причиной напряженности в межэтнических отношениях. Исторически сложилось так, что в процессе совместного проживания и взаимодействия различных этнических общностей на территории Сахалинской области между народами складывались традиции взаимопонимания, веротерпимости и уважения.
В настоящее время актуальные потребности в социально-экономическом развитии Российской Федерации внесли серьезные коррективы в уклад жизни регионов. Потребности социально-экономического развития Дальневосточного региона обусловили процессы этнической миграции, прежде всего из среднеазиатских государств - бывших советских республик. Вследствие этого значительно увеличилось этнокультурное и конфессиональное разнообразие населения в Сахалинской области. Противоречивое влияние миграций связано с тем, что вместе с позитивными эффектами происходит рост численности незаконных мигрантов.
При взаимодействии принимающего сообщества и этнических мигрантов явным становится рост тревожности общественного сознания, распространяется этническая мигрантофобия, происходит формирование социальной напряженности, которая приобретает устойчивый характер и ведет к конфликтам. В таких условиях чрезвычайно актуальной становится проблема предупреждения проявлений межнациональных конфликтов в среде студенческой молодежи, у которой отсутствует личный позитивный опыт жизни в атмосфере интернациональной солидарности и дружбы народов, сложившейся в советский период.
По результатам проведенного в 2016 году социологического исследования, межнациональные и межконфессиональные отношения в Сахалинской области складываются благоприятно. Положительно оценивают межнациональные отношения 85% опрошенных, межконфессиональные отношения - 87,6%. Отрицательных оценок- 10,4% и 3,5% соответственно.
Как правило, негативные оценки межнациональных отношений чаще дает возрастная группа от 18 до 34 лет, собственники бизнеса, ИП, работники торговли и промышленности. Межконфессиональные отношения хуже других оценивают пенсионеры и люди с самыми низкими доходами.
Согласно результатам опроса, конфликты между людьми различных национальностей могут с наибольшей вероятностью возникнуть в сфере трудовых отношений, а конфликты между людьми разных религий - из-за нежелания людей других религий принимать русскую культуру.
Указанные социально-экономические трансформации послужили предпосылками к возникновению комплекса противоречий и проблем в сфере этноконфессиональных отношений в области.
В общественном сознании доминируют, а зачастую усиливаются многочисленные стереотипные негативные представления о взаимоотношениях представителей различных народов, проживающих в регионе. Это приводит к разобщенности людей разных национальностей, которые, являясь гражданами одного государства, не предполагают, в чем заключается их единство, не видят для себя общих целей и задач, социокультурных ориентиров.
Перечисленные проблемы служат факторами, осложняющими общественно-политическую обстановку в области, оказывающими препятствие для его динамичного социально-экономического развития.
В целях гармонизации межнациональных отношений и этнокультурного развития народов в регионе органами государственной власти области осуществляется поддержка некоммерческих организаций в решении вопросов этнокультурного развития народов и гармонизации межэтнических отношений, социальной и культурной адаптации мигрантов. Ежегодно проводится конкурс на право получения из областного бюджета субсидий на реализацию социально значимых проектов. На постоянной основе национальным общественным объединениям, религиозным организациям оказывается организационная и методическая поддержка в проведении национальных, религиозных праздников и мероприятий.
Одним из примеров взаимодействия органов государственной власти области и институтов гражданского общества является деятельность Сахалинского регионального отделения общероссийской организации "Ассамблея народов России".
По состоянию на январь 2017 года в состав Ассамблеи входит 13 национальных объединений. Ежегодно с участием членов Ассамблеи проводится более 50 мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в области.
Отличительной особенностью реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории области является организационно-управленческий фактор. Начиная с 2012 года, органы государственной власти приступили к созданию единого организационно управленческого механизма по реализации государственной национальной политики. С этой целью был создан совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Губернаторе Сахалинской области. Деятельность совета направлена на координацию взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по вопросам гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и повышение качества управления межнациональными и межконфессиональными процессами.
Данная особенность определяет приоритетные направления мероприятий Подпрограммы, реализация которых будет направлена на создание условий для укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов, проживающих на территории Сахалинской области.
В рамках реализации Подпрограммы планируется проведение мероприятий, направленных на содействие этнокультурному многообразию народов России и поддержку языкового многообразия на территории Сахалинской области.
Вопросы гармонизации межнациональных отношений и этнокультурного развития народов в области требуют координации совместных усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества. В этой связи повышенное внимание уделяется подаче информации в СМИ. Реализация информационно-пропагандистских мероприятий в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития позволит призвать окружающих к терпимости, лояльности к представителям иных наций и народностей, мирному урегулированию межнациональных отношений.
Для эффективной реализации вышеуказанных мероприятий необходим целенаправленный системный комплексный подход, что требует применения программно-целевого метода. Это позволит перейти от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий к целевому финансированию проектов в сфере государственной национальной политики.
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации Подпрограммы, описание основных целей и задач Подпрограммы
Подпрограмма разработана в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Указами Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 07 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
- Федеральным законом от 22 октября 2013 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 года N 2648-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 - 2018 годах стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)";
- приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 октября 2013 года N 440 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России".
Целью Подпрограммы на период до 2020 года является содействие укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию жителей в области путем снижения уровня этнической ксенофобии и формирования культуры межнационального общения.
Целью этнокультурного развития народов в области является укрепление межкультурного взаимодействия в сфере межэтнических отношений. Достижение данной цели предполагает формирование этнокультурной идентичности в гармоничном сочетании с общероссийской гражданской идентичностью. Решение данной задачи неразрывно связано с межкультурной коммуникацией в сфере межэтнических отношений. Межкультурная коммуникация сопровождается целенаправленной деятельностью по формированию этнических ценностей и традиций в неразрывной связи с укреплением российского национального единства народов в области.
Взаимодействие этнических культур становится залогом укрепления единства российской нации и гармонизации межэтнических отношений.
Укрепление единства российской нации создаст условия для:
- формирования общероссийской гражданской идентичности;
- развития этнокультурного потенциала народов в области, являющегося составляющим элементом единого российского народа;
- развития общероссийского гражданского сознания посредством интеграции культур народов в области.
Для достижения поставленной цели в Подпрограмме предусмотрены следующие задачи:
- обеспечение межэтнической толерантности в информационной сфере;
- укрепление общероссийской гражданственности посредством деятельности СОНКО;
- обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления в реализации мероприятий, направленных на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в области.
Действенным инструментом решения вышеуказанных проблем, который поспособствует достижению цели укрепления единства российской нации, повышению эффективности государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики, должна стать Подпрограмма и применяемый в ней программно-целевой метод.
Цель и задачи Подпрограммы соответствуют приоритетным направлениям развития социально-экономической сферы области, а именно:
- Стратегии социального и экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28 марта 2011 года N 99;
- Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р.
3. Перечень мероприятий Подпрограммы
Для решения задач и достижения поставленных целей структурой Подпрограммы предусмотрено три основных мероприятия:
Основное мероприятие 1. "Содействие этнокультурному многообразию народов России".
В рамках реализации данного мероприятия предусмотрено:
- проведение Сахалинского Международного фестиваля национальных культур "Содружество";
- участие учителей и обучающихся во Всероссийских и региональных предметных и методических конкурсах, олимпиадах, фестивалях;
- проведение всероссийского урока, посвященного Дню русского языка;
- региональные конференции, фестивали, "круглые столы" для учеников и учителей, в том числе мастер-классы для учителей родных, включая русский, языков;
- декада "Культура коренных малочисленных народов Севера";
- проведение национальных, торжественных, памятных мероприятий;
- проведение форумов, "круглых столов", конференций по вопросам укрепления гражданского единства и гармонизации межэтнических отношений;
- проведение обучающих семинаров по вопросам профилактики национального экстремизма, развития межнационального и межконфессионального мира и согласия на территории области.
Основное мероприятие 2. "Поддержка языкового многообразия на территории Сахалинской области".
Реализация мероприятия предусматривает:
- повышение квалификации учителей русского языка по вопросу преподавания русского языка как государственного и как иностранного;
- повышение квалификации учителей на межрегиональном уровне по вопросу сохранения и развития языка коренных малочисленных народов Севера;
- издание методических рекомендаций и научно-методических пособий по преподаванию русского (родного) языка;
- издание сборника по обучению родному (нивхскому и уйльтскому) языку в урочное и неурочное время;
- издание сборника сахалинских писателей.
Основное мероприятие 3. "Реализация информационно-пропагандистских мероприятий в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития".
В рамках реализации данного мероприятия предусмотрено:
- поддержка телевизионных и печатных проектов на языках народов, проживающих на территории Сахалинской области и ориентированных на гармонизацию межэтнических отношений;
- создание и размещение в электронных и печатных средствах массовой информации тематических материалов (проектов) по формированию общегражданской идентичности и межэтнической толерантности;
- издание сборника о народах Сахалинской области;
- проведение социологических исследований.
Перечень основных мероприятий, реализуемых в 2014 - 2016 годах, представлен в приложении N 1 к государственной программе Сахалинской области "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Сахалинской области, на 2015 - 2020 годы" (далее - государственная программа).
Перечень основных мероприятий, реализуемых в 2017 - 2020 годах, представлен в приложении N 1а к государственной программе.
4. Характеристика мер правового регулирования Подпрограммы
Правовое регулирование Подпрограммы регламентируется действующими Законами Сахалинской области в соответствующей сфере, постановлениями Правительства Сахалинской области.
Перечень мер правового регулирования представлен в приложении N 2 к государственной программе.
5. Перечень целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы
Эффективность реализации Подпрограммы оценивается ежегодно по степени достижения целевых индикаторов (показателей).
Система целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы увязана с реализуемыми задачами и позволяет в целом обеспечить объективную оценку эффективности достижения стратегической цели государственной программы.
Состав индикаторов (показателей) результативности и эффективности Подпрограммы определен в соответствии с ее целями, задачами и мероприятиями.
Набор индикаторов (показателей) сформирован таким образом, чтобы обеспечить:
- охват наиболее значимых результатов Подпрограммы;
- оптимизацию отчетности и информационных запросов.
Состав целевых показателей (индикаторов) Подпрограммы выбран в соответствии со следующими принципами:
- способность показателей отражать происходящие в системе государственного управления процессы;
- наблюдаемость значений показателей (индикаторов) в течение срока реализации Подпрограммы;
- однозначность (использование показателей, смысл и значение которых одинаково понимается представителями ведомств);
- сопоставимость (использование показателей, значения которых относительно легко сравниваются между собой применительно к разным периодам времени).
Перечень показателей и индикаторов носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в ходе реализации Подпрограммы в случаях потери информативности показателя, изменения приоритетов государственной национальной политики.
Для реализации поставленной задачи Подпрограммы по формированию общероссийской гражданской идентичности и этнокультурному развитию народов России определены следующие целевые индикаторы (показатели):
1. Целевой индикатор (показатель) Подпрограммы "Количество человек, вовлеченных в реализуемые органами исполнительной власти мероприятия, направленные на содействие этнокультурному многообразию народов России".
2. Целевой индикатор (показатель) Подпрограммы "Количество учителей, принявших участие в повышении квалификации".
3. Целевой индикатор (показатель) Подпрограммы "Количество телевизионных и печатных проектов на языках народов, проживающих на территории Сахалинской области и ориентированных на гармонизацию межэтнических отношений, получивших поддержку".
4. Целевой индикатор (показатель) Подпрограммы "Количество созданных и размещенных тематических материалов (проектов) в электронных и печатных средствах массовой информации по формированию общегражданской идентичности и межэтнической толерантности".
Индикаторы (показатели) соответствуют требованиям объективности, достоверности, измеряемости.
Индикаторы (показатели) формируются на основании информации, представляемой участниками Подпрограммы на ежеквартальной основе, а также учитываются на основе ежегодной статистической отчетности, данных социологических исследований, справочной и аналитической информации Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области, органов исполнительной власти Сахалинской области в процентном и количественном отношении
Сведения о составе и значениях индикаторов (показателей) Подпрограммы приведены в приложениях N 3, 3а к государственной программе.
6. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы за счет средств областного бюджета представлено в приложениях N 4, 4а к государственной программе.
Общий объем финансирования 67074,8 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2015 год - 8264,2 тыс. рублей;
2016 год - 15411,5 тыс. рублей;
2017 год - 11015,6 тыс. рублей;
2018 год - 6051,5 тыс. рублей;
2019 год - 5051,5 тыс. рублей;
2020 год - 21280,5 тыс. рублей.
Из них по источникам:
- за счет средств бюджета Сахалинской области - 66376,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2015 год - 8264,2 тыс. рублей;
2016 год - 14713,0 тыс. рублей;
2017 год - 11015,6 тыс. рублей;
2018 год - 6051,5 тыс. рублей;
2019 год - 5051,5 тыс. рублей;
2020 год - 21280,5 тыс. рублей;
- за счет средств федерального бюджета - 698,5 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
2016 год - 698,5 тыс. рублей;
2017 год - 0,0 тыс. рублей;
2018 год - 0,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей.
Информация по ресурсному обеспечению реализации Подпрограммы и прогнозной (справочной) оценке расходов по всем источникам финансирования представлена в приложениях N 5, 5а к государственной программе.
7. Меры государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Подпрограммы
Правовое регулирование регламентируется действующими Законами Сахалинской области в соответствующей сфере, постановлениями Правительства Сахалинской области.
8. Методика оценки эффективности Подпрограммы
Методика оценки эффективности Подпрограммы разработана в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 N 117 (далее - Порядок реализации государственных программ).
Оценка эффективности Подпрограммы производится ежегодно. Основанием для оценки являются данные, включаемые в формы мониторинга реализации государственной программы в порядке и сроки, установленные Порядком реализации государственных программ. Результаты оценки включаются в состав годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы.
Оценка эффективности Подпрограммы осуществляется по мероприятиям, включенным в Подпрограмму.
Оценка эффективности Подпрограммы определяется на основе степени достижения плановых значений индикаторов (показателей), степени реализации мероприятий, степени соответствия запланированному уровню расходов, интегрального показателя эффективности Подпрограммы на основе следующих формул:
1. Степень достижения планового значения индикатора (показателя):
- для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
- для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
, где:
- степень достижения планового значения i-го индикатора (показателя) Подпрограммы;
- значение i-го индикатора (показателя) Подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение i-го индикатора (показателя) Подпрограммы.
Если > 1, то значение принимается равным 1.
На основе степени достижения плановых значений каждого индикатора (показателя) Подпрограммы рассчитывается средняя арифметическая величина степени достижения плановых значений индикаторов Подпрограммы по следующей формуле:
, где:
- степень достижения плановых значений индикаторов (показателей) Подпрограммы;
- число индикаторов (показателей) в Подпрограмме.
2. Степень реализации мероприятий:
, где:
- степень реализации мероприятий Подпрограммы;
- количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
- общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Расчет степени реализации мероприятий осуществляется по мероприятиям, включенным в план-график реализации государственной программы.
3. Степень соответствия запланированному уровню расходов:
, где:
- степень соответствия запланированному уровню расходов Подпрограммы;
- кассовые расходы на реализацию Подпрограммы в отчетном году;
- плановые расходы на реализацию Подпрограммы в отчетном году.
4. Интегральный показатель эффективности Подпрограммы:
, где:
- интегральный показатель эффективности Подпрограммы;
- степень достижения плановых значений индикаторов (показателей) Подпрограммы;
- степень реализации мероприятий Подпрограммы;
- степень соответствия запланированному уровню расходов Подпрограммы.
Показатели эффективности Подпрограммы, предусмотренные пунктами 1 - 4 настоящего раздела, оцениваются согласно следующим значениям:
- высокий уровень эффективности, если значение составляет более 0,95;
- средний уровень эффективности, если значение составляет от 0,90 до 0,95;
- низкий уровень эффективности, если значение составляет от 0,83 до 0,90.
В остальных случаях эффективность Подпрограммы признается неудовлетворительной.
<< Приложение N 5 |
Приложение >> N 7 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 18 апреля 2017 г. N 168 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.