Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Городской Думы
города Южно-Сахалинска
от 22.08.2017 N 892/45-17-5
Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты
______________ Н.Г. Косякина
"___" _____________ 2017 года
Отчет
о результатах контрольного мероприятия "Проверка Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска, муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений образования" по вопросу организации школьного питания, целевого и законного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий 8.6.1, 8.6.2 Основного мероприятия 8.6 "Обеспечение питанием учащихся и воспитанников образовательных организаций" Подпрограммы "Здоровое питание" Муниципальной программы "Развитие образования в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 27.03.2015 N 754-па за 2016 год и факт 2017 года"
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 8 плана работы Контрольно-счетной палаты Городской Думы города Южно-Сахалинска на 2017 год, распоряжение председателя Городской Думы города Южно-Сахалинска от 02.05.2017 N 131 "О проведении контрольного мероприятия "Проверка Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска, муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений образования".
2. Предмет контрольного мероприятия: целевое и законное использование бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий 8.6.1, 8.6.2 Основного мероприятия 8.6 "Обеспечение питанием учащихся и воспитанников образовательных организаций" Подпрограммы "Здоровое питание" Муниципальной программы "Развитие образования в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 27.03.2015 N 754-па за 2016 год и факт 2017 год.
3. Объекты контрольного мероприятия:
3.1. Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска.
3.2. Муниципальное казенное учреждение "Централизованная бухгалтерия учреждений образования".
4. Цели контрольного мероприятия:
4.1. Установление соблюдения требований законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов при организации питания:
- учащихся 1-4 классов образовательных организаций за счет бюджетных средств за 2016 год, факт 2017 года;
- детей из малоимущих семей и детей, находящихся в социально опасном положении, обучающихся в 5-11 классах общеобразовательных учреждений, за счет бюджетных средств за 2016 год, факт 2017 года.
4.2. Проверка целевого и законного использования средств, направленных на организацию питания учащихся 1-4 классов образовательных организаций за счет бюджетных средств за 2016 год, факт 2017 года.
4.3. Проверка целевого и законного использования средств, направленных на организацию питания детей из малоимущих семей и детей, находящихся в социально опасном положении, обучающихся в 5-11 классах общеобразовательных учреждений, за счет бюджетных средств за 2016 год, факт 2017 года.
5. Проверяемый период деятельности: 2016 год, факт 2017 года.
6. Сроки начала и окончания проведения основного этапа контрольного мероприятия на объекте: с 11 мая по 22 июня 2017 года.
7. Краткая характеристика проверяемой сферы: бюджетные средства городского округа "Город Южно-Сахалинск", направленные на организацию питания учащихся 1-4 классов образовательных организаций, учащихся из малоимущих семей и детей, находящихся в социально опасном положении, обучающихся в 5-11 классах общеобразовательных учреждений.
Общий объем проверенных средств составил 386 063,4 тыс. руб.
8. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.
8.1. Организация питания учащихся 1-4 классов, а также детей из малоимущих семей и детей, находящихся в социально опасном положении, обучающихся в 5-11 классах общеобразовательных учреждений, за счет бюджетных средств предусмотрена в рамках мероприятий Подпрограммы 8 "Здоровое питание" Муниципальной программы "Развитие образования в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 27.03.2015 N 754-па.
8.2. В наименовании мероприятия 8.6.2 Программы "Организация питания детей из малоимущих семей и детей, находящихся в социально опасном положении, обучающихся в 5-11 классах общеобразовательных учреждений, за счет бюджетных средств" не включена категория обучающихся из семей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, осваивающих программы основного общего и среднего общего образования в муниципальной образовательной организации.
8.3. Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Закона Сахалинской области от 08.10.2008 N 98-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по организации питания обучающихся в образовательных организациях" органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 24.06.2015 N 190/12-15-5 "Об установлении дополнительной меры социальной помощи отдельным категориям граждан" установлена дополнительная мера социальной помощи отдельным категориям граждан в виде установления размера части стоимости питания, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск", в размере 500 рублей в месяц на одного обучающегося, осваивающего образовательную программу начального общего образования в муниципальной образовательной организации, и на одного обучающегося из малоимущих семей, семей, находящихся в социально опасном положении, семей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, осваивающего образовательные программы основного общего и среднего общего образования в муниципальной образовательной организации, в течение учебного года с учетом фактической посещаемости.
Общий размер стоимости питания, осуществляемого за счет средств областного бюджета и за счет средств бюджета городского округа, составляет:
- 1 865 руб. в месяц на одного обучающегося, осваивающего образовательную программу начального общего образования в муниципальной образовательной организации;
- 2 000 руб. в месяц на одного обучающегося из малоимущих семей, семей, находящихся в социально опасном положении, семей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, осваивающего программы основного общего и среднего общего образования в муниципальной образовательной организации.
Однако Уставом городского округа "Город Южно-Сахалинск" использование средств местного бюджета на установление дополнительной меры социальной помощи в размере 500 рублей в месяц на одного обучающегося не предусмотрено.
8.4. В отсутствие порядка использования средств местного бюджета на установление дополнительной меры социальной помощи в Уставе городского округа постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2015 N 2244-па утвержден Порядок расходования средств дополнительной меры социальной помощи отдельным категориям граждан в виде установления размера части стоимости питания, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск", в размере 500 рублей в месяц на одного обучающегося, осваивающего образовательную программу начального общего образования в муниципальной образовательной организации, и на одного обучающегося из малоимущих семей, семей, находящихся в социально опасном положении, семей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, осваивающего образовательные программы основного общего и среднего общего образования в муниципальной образовательной организации, в течение учебного года с учетом фактической посещаемости, и оформления отчетности" (далее - Порядок N 2244-па).
8.5. Пунктом 1.1 Положения об организации питания и порядке оказания услуг общественного питания в образовательных организациях города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 12.05.2015 N 1126-па, (далее - Положение N 1126-па) под организацией питания понимается обеспечение обучающихся основным (горячим) питанием в пределах платы за питание обучающимися и бесплатным питанием в пределах выделяемых бюджетных средств (или из иных источников финансирования) при пятидневной/шестидневной учебной неделе в течение всего учебного дня (согласно расписанию учебных занятий).
Учащиеся образовательных организаций, в которых установлена пятидневная учебная неделя, обеспечены питанием фактически на большую стоимость: учащиеся 1-4 классов в среднем обеспечены питанием в день на 15,8 руб. больше, чем учащиеся 1-4 классов с шестидневной учебной неделей; учащиеся 5-11 классов с пятидневной учебной неделей обеспечены питанием в день на 16,92 руб. больше, чем учащиеся с шестидневной учебной неделей.
Как установлено в ходе проверки, организаторами питания указанная разница компенсируется за счет увеличения массы порций блюд либо исключения (добавления) какого-либо наименования блюд из (в) ежедневного меню, что не предусмотрено ни муниципальными правовыми актами, ни положениями муниципальных контрактов.
Как следует из положений пункта 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08) фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов (приложение 6 настоящих санитарных правил), что должно подтверждаться необходимыми расчетами.
Таким образом, при фактической организации питания в образовательных организациях не соблюдены требования санитарных правил по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп, обучающихся в общеобразовательных организациях, с учетом возраста обучающихся, в связи с чем в порядок необходимо внести изменения в части уточнения размера стоимости питания для учащихся при пятидневной и шестидневной учебной неделе.
8.6. Согласно пункту 2.3 Положения N 1126-па организация питания в образовательных организациях осуществляется лицами, с которыми по результатам конкурса в установленном порядке заключены контракты на оказание услуг общественного питания в образовательных организациях и договоры гражданско-правового характера - юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - организатор питания).
В течение проверяемого периода организация питания в образовательных организациях осуществлялась ИП Валуева Е.С. (12 школ), ООО "Аллегра" (10 школ).
8.7. В соответствии с пунктом 6.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В нарушение требований пункта 6.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 организатором питания ООО "Аллегра" перспективное меню с руководителями образовательных организаций не согласовано.
8.8. В ходе выборочной проверки фактической организации питания в учреждениях образования установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся.
8.8.1. В нарушение требований, установленных пунктом 14.6 СанПиН 2.4.5.2409-08, в отдельных школах установлены факты несоответствия записей наименований блюд в Журнале бракеража готовой продукции с блюдами, указанными в меню, либо отсутствие таких записей.
8.8.2. В нарушение требований, установленных пунктом 14.6. СанПиН 2.4.5.2409-08, в отдельных школах установлены факты несоответствия массы порций блюд массе, указанной в ежедневном и перспективном меню.
8.8.3. В нарушение требований, установленных пунктом 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08, в отдельных школах установлен факт несоответствия фактического рациона питания утвержденному примерному и ежедневному меню:
8.9. Положениями раздела 4 муниципальных контрактов, заключенных между общеобразовательными организациями и организаторами питания, установлено, что стоимость договора включает в себя исключительно стоимость набора продуктов питания, используемых для приготовления блюд, обозначенных в перспективном 24-дневном меню из расчета количества учащихся.
Однако и ИП Валуева Е. С., и ООО "Аллегра" в нарушение условий, предусмотренных положениями муниципальных контрактов, завышались цены при расчете стоимости блюд.
8.10. Пунктом 3.3 раздела III Порядка N 2244-па установлено, что расчет суммы, подлежащей оплате за день, производится на основании товарных накладных, подписанных без разногласий уполномоченными представителями сторон в конце каждого рабочего дня текущего месяца с приложением ежедневного меню, согласованного с руководителем образовательной организации и заверенного печатью.
Однако в нарушение требований пункта 3.3 раздела III Порядка N 2244-па в отдельных школах в конце каждого рабочего дня товарные накладные не составляются, уполномоченными представителями сторон не подписываются, ежедневное меню на списание не подписывается. Оформление указанных документов осуществляется в конце текущего месяца.
8.11. Согласно пункту 3.1.10 положений муниципальных контрактов на оказание услуг по организации питания закупка продуктов питания возложена на организаторов питания.
При выборочной проверке ООО "Аллегра" по вопросам закупки продуктов для школьного питания установлено, что закупочная цена на продукты питания не соответствует цене, указанной в прайс-листе поставщика ИП Нечаев А.Н. Аналогичная ситуация выявлена при закупке товаров ИП Валуева Е.С. у поставщика ИП Вешка А.Н.
8.12. В ходе выборочной проверки в отдельных школах установлены факты несоответствия количества дней пропусков в табеле учета питания с табелями учета посещаемости уроков учащимися.
Таким образом, в нарушение пунктов 3.5, 5.2 Порядка N 2244-па без учета фактической посещаемости обучающихся, при отсутствии учетных документов, подтверждающих факт посещения учащимися школы, необоснованное завышение общего объема бюджетных средств, направленного на оплату питания обучающихся, составило 34,3 тыс. руб. за 379 ч/дн.
8.13. В ходе выборочной проверки также установлены случаи оплаты питания по документам, которые фактически являются недостоверными.
8.13.1. 19 апреля 2017 года учащиеся 1-й смены в школе фактически отсутствовали по причине отмены занятий.
Между тем, как установлено в ходе проверки, в МАОУ НОШ по акту о реализации и отпуске изделий с кухни от 19.04.2017 продукты питания списаны на 635 учащихся (с учетом учащихся 1-й смены). Однако записи о снятии проб блюд для 1-й смены МАОУ НОШ N 7 в Журнале бракеража готовой продукции отсутствуют, что подтверждает отсутствие фактической выдачи питания 19.04.2017.
Таким образом, списание блюд на 314 учащихся (1-й смены) на общую сумму 42,1 тыс. руб. осуществлено в нарушение пункта 3.5 Порядка N 2244-па при отсутствии фактической посещаемости обучающихся. Документы, составленные для оплаты питания учащихся МАОУ НОШ N 7 за 19.04.2017, являются недостоверными.
8.13.2. В МАОУ СОШ N 11 образовательный процесс 06.05.2017 не осуществлялся, учащиеся принимали участие в мероприятии "Вахта памяти". Запись о приготовлении и снятии проб с блюд в Журнале бракеража готовой продукции отсутствовала, что подтверждает отсутствие фактической выдачи питания 06.05.2017. Однако согласно накладной от 06.05.2017 горячее питание списано для 102-х учащихся (5-11 классы) на сумму 9,844 тыс. руб.
Учитывая вышеизложенное, списание блюд для 102-х учащихся (5-11 классы) на общую сумму 9,8 тыс. руб. осуществлено в нарушение пункта 3.5 Порядка N 2244-па при отсутствии фактической посещаемости обучающихся. Документы, составленные для оплаты питания учащихся МАОУ СОШ N 11 за 06.05.2017, являются недостоверными.
8.14. В ходе проверки расходования бюджетных средств, направленных на организацию питания учащимся, установлено необоснованное расходование бюджетных средств.
Из положений пунктов 3.4, 3.5 Порядка N 2244-па, пункта 3.1.1 муниципальных контрактов следует, что питание должно быть организовано в учебные дни, количество фактически отпущенного питания за день определяется по данным табеля учета фактического количества питающихся учащихся. Оплата за питание обучающихся производится с учетом фактической посещаемости обучающегося.
Между тем в ходе проверки установлено, что бюджетные средства в течение проверяемого периода были направлены на оплату питания учащихся в полном объеме, дни каникул (осенних, зимних, весенних) исключены из оплаты не были, экономия за дни каникул не образовывалась.
С целью освоения выделенных помесячно бюджетных средств организаторы питания нарушали требования действующих санитарных правил, увеличивая массу порций блюд либо добавляя в ежедневное меню какое-либо блюдо, не предусмотренное перспективным меню. Также установлены нарушения по факту перерасхода выдачи фруктов на одного учащегося образовательных учреждений.
Таким образом, в нарушение положений Порядка расходования субвенций из областного бюджета Сахалинской области на организацию питания обучающихся в образовательных организациях, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 26.12.2008 N 417-па, Порядка N 2244-па, условий муниципальных контрактов в 2016-2017 учебном году необоснованное расходование бюджетных средств составило 12 690,3 тыс. руб.
9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: от 17.07.2017 N 019-3631.
10. В результате проведенного контрольного мероприятия установлено финансовых нарушений на сумму 12 799,6 тыс. руб., в том числе:
- 12 690,3 тыс. руб. - необоснованное расходование бюджетных средств в нарушение положений Порядка N 417-па, Порядка N 2244-па, условий муниципальных контрактов;
- 23,1 тыс. руб. - расходование бюджетных средств в нарушение требований, установленных пунктом 14.6. СанПиН 2.4.5.2409-08;
- 34,3 тыс. руб. - расходование бюджетных средств в нарушение пунктов 3.5, 5.2 Порядка N 2244-па, без учета фактической посещаемости обучающихся, при отсутствии учетных документов, подтверждающих факт посещения учащимися школы;
- 51,9 тыс. руб. - расходование бюджетных средств в нарушение пункта 3.5 Порядка N 2244-па при отсутствии фактической посещаемости обучающихся, по документам, являющимися недостоверными.
Кроме того, установлены следующие нарушения:
10.1. Наименование мероприятия 8.6.2 Программы "Организация питания детей из малоимущих семей и детей, находящихся в социально опасном положении, обучающихся в 5-11 классах общеобразовательных учреждений, за счет бюджетных средств" не содержит категорию обучающихся из семей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, осваивающих программы основного общего и среднего общего образования в муниципальной образовательной организации.
10.2. Уставом городского округа "Город Южно-Сахалинск" использование средств местного бюджета на установление дополнительной меры социальной помощи, в размере 500 руб. в месяц на одного обучающегося, не предусмотрено.
10.3. При отсутствие порядка использования средств местного бюджета на установление дополнительной меры социальной помощи в Уставе городского округа постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2015 N 2244-па утвержден Порядок расходования средств дополнительной меры социальной помощи отдельным категориям граждан в виде установления размера части стоимости питания, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск".
10.4. Учащиеся образовательных организаций, в которых установлена пятидневная учебная неделя, обеспечены питанием фактически на большую стоимость: учащиеся 1-4 классов в среднем обеспечены питанием в день на 15,8 руб. больше, чем учащиеся 1-4 классов с шестидневной учебной неделей; учащиеся 5-11 классов с пятидневной учебной неделей обеспечены питанием в день на 16,92 руб. больше, чем учащиеся с шестидневной учебной неделей.
10.5. В нарушение требований пункта 6.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 организатором питания ООО "Аллегра" перспективное меню с руководителями образовательных организаций не согласовано.
10.6. В ходе выборочной проверки фактической организации питания в учреждениях образования установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся.
10.7. Организаторами питания в нарушение условий, предусмотренных положениями муниципальных контрактов, завышались цены при расчете стоимости блюд.
10.8. В нарушение требований пункта 3.3 раздела III Порядка N 2244-па в отдельных школах в конце каждого рабочего дня товарные накладные не составляются, уполномоченными представителями сторон не подписываются, ежедневное меню "на списание" не подписывается. Оформление указанных документов осуществляется в конце текущего месяца.
10.9. Закупочные цены на продукты питания не соответствует ценам, указанным в прайс-листах поставщиков.
11. Предложения (рекомендации):
В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных по результатам контрольного мероприятия, направить начальнику Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска представление об устранении нарушений. Более подробная информация отражена в акте КСП от 22.06.2017.
Приложение: Перечень законов Российской Федерации, нормативных правовых актов Сахалинской области, муниципальных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольных мероприятий, на 1 л. в 1 экз.
Аудитор Контрольно-счетной палаты Городской Думы города Южно-Сахалинска |
С.С. Баскаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.