Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 25 сентября 2017 г. N 450
"Подпрограмма N 2
государственной программы
Сахалинской области
"Социальная поддержка населения
Сахалинской области
на 2014 - 2020 годы",
утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 31 мая 2013 г. N 279
Модернизация и развитие системы социального обслуживания населения
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Модернизация и развитие системы социального обслуживания населения |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство социальной защиты Сахалинской области |
Участники подпрограммы |
Министерство строительства Сахалинской области |
Цель подпрограммы |
Повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения Сахалинской области |
Задачи подпрограммы |
- развитие сети учреждений, осуществляющих социальное обслуживание населения Сахалинской области; - организация социального обслуживания населения Сахалинской области; - информационное обеспечение деятельности в сфере социального обслуживания населения, внедрение информационно-коммуникационных технологий. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма рассчитана на семь лет с 2014 по 2020 годы и осуществляется в один этап |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий, составляет за период с 2014 по 2020 годы составит 16979526,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 2080358,3 тыс. рублей; 2015 год - 1932893,8 тыс. рублей; 2016 год - 2737715,8 тыс. рублей; 2017 год - 3114533,4 тыс. рублей; 2018 год - 1934510,6 тыс. рублей; 2019 год - 1934510,6 тыс. рублей; 2020 год - 3245004,4 тыс. рублей. Из них: - средства федерального бюджета составляют 4346,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 1241,0 тыс. рублей; 2015 год - 887,5 тыс. рублей; 2016 год - 1118,2 тыс. рублей; 2017 год - 1099,3 тыс. рублей; - средства областного бюджета составляют 16975180,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 2079117,3 тыс. рублей; 2015 год - 1932006,3 тыс. рублей; 2016 год - 2736597,6 тыс. рублей; 2017 год - 3113434,1 тыс. рублей; 2018 год - 1934510,6 тыс. рублей; 2019 год - 1934510,6 тыс. рублей; 2020 год - 3245004,4 тыс. рублей. |
Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения |
- удельный вес учреждений социального обслуживания, основанных на иных формах собственности, от общего количества учреждений социального обслуживания всех форм собственности - 15,2%; - доля детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов в общей численности детей-инвалидов - 31,0%; - доля сотрудников, повысивших квалификацию, в общем количестве сотрудников учреждений социального обслуживания Сахалинской области - 8,0%; - доля совершеннолетних лиц, над которыми установлена опека (попечительство, патронаж), в общем числе граждан, нуждающихся в установлении опеки (попечительства, патронажа), - 99,0%; - соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации - 100%; - доля ветеранов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, вдов, погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, граждан, рожденных в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, одиноко проживающих граждан старше 70 лет, инвалидов I и II группы, обеспеченных устройством "тревожная кнопка", от общего числа граждан указанных категорий, обратившихся за получением устройства "тревожная кнопка", проживающих на территории Сахалинской области, - 100%; - доля средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, реструктуризации бюджетной сети, направленных на повышение заработной платы социальных работников, - 40,1%; - доля государственных (муниципальных) учреждений, в которых отношение средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения за отчетный год составляет не более 1:4, в общем количестве государственных (муниципальных) учреждений - 100%; - доля учреждений, ежегодно охваченных независимой системой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений социального обслуживания всех форм собственности - не менее 50% |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы социального обслуживания населения Сахалинской области
Развитие системы социальной защиты населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах и мерах социальной поддержки, особенностями региональной социальной политики, законодательства. Социальное обслуживание населения является одной из составляющих социальной поддержки населения и представляет собой деятельность поставщиков социальных услуг по предоставлению социальных услуг гражданам, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, а также мероприятия по профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании.
Поставщиками социальных услуг являются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на дому, в стационарной или полустационарной формах.
На территории Сахалинской области функционирует сеть организаций социального обслуживания, включающая в себя 28 организаций, подведомственных министерству социальной защиты Сахалинской области (84,8%), и 5 социально ориентированных некоммерческих организаций (15,6%).
Государственную структуру организаций социального обслуживания образуют:
- 6 домов-интернатов для престарелых граждан и инвалидов;
- 4 психоневрологических интерната;
- 3 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 1 - предоставляет социальные услуги в форме стационарного социального обслуживания детям с ментальными нарушениями, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- 1 центр медико-социальной реабилитации;
- 11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
- 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- 1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
- 1 центр социального обслуживания населения, имеющий свои отделения в каждом муниципальном образовании Сахалинской области.
Из 33 организаций социального обслуживания Сахалинской области 19 расположены в административных центрах муниципальных образований, 14 - в сельской местности. Общая емкость учреждений составляет:
- для несовершеннолетних - 866 мест;
- для престарелых граждан и инвалидов - 1736 мест;
- для лиц без определенного места жительства и занятий - 35 мест.
Сеть учреждений социального обслуживания Сахалинской области функционирует в рамках Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Закон Сахалинской области от 26.12.2014 N 97-ЗО "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Сахалинской области", а также в соответствии с порядками предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, утвержденными приказом министерства социальной защиты Сахалинской области от 05.12.2014 N 117н.
В Сахалинской области, как и во всей Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост в составе населения численности граждан старшего поколения (женщины в возрасте 55 лет и старше и мужчины в возрасте 60 лет и старше). За последнее десятилетие удельный вес граждан старше трудоспособного возраста в общей численности населения Сахалинской области увеличился с 15,9% до 20,3%. Выявленная тенденция увеличения количества пожилых граждан требует дополнительных затрат на социальное обеспечение, указывает на необходимость создания эффективного функционирования развитой системы социальной защиты населения, способной оказывать различные виды социальной помощи, услуг и социальной поддержки жителям области, опираясь на инновационные технологии и опыт, накопленный в данной сфере мировой практикой.
Существующая очередность в стационарные организации социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. Наиболее остро стоит проблема расширения сети учреждений психоневрологического типа.
Сведения о количестве граждан, состоящих на очереди на поселение в стационарные учреждения социального обслуживания Сахалинской области
По состоянию на: |
Всего, человек |
Из них |
- 01.01.2013 |
468 |
- в дома-интернаты общего типа - 143 чел., - в психоневрологические интернаты - 325 чел. |
- 01.01.2014 |
496 |
- в дома-интернаты общего типа - 171 чел., - в психоневрологические интернаты - 325 чел. |
- 01.01.2015 |
479 |
- в дома-интернаты общего типа - 148 чел., - в психоневрологические интернаты - 331 чел. |
- 01.01.2016 |
406 |
- в дома-интернаты общего типа - 66 чел., - в психоневрологические интернаты - 340 чел. |
С 2015 года при министерстве социальной защиты Сахалинской области создана и постоянно действует комиссия по определению нуждаемости гражданина в социальном обслуживании. При принятии решения о постановке гражданина в очередь на получение социальных услуг комиссия руководствуется критериями, предусмотренными Порядком признания граждан нуждающимися в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и предоставления мест в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме.
Средний период ожидания поселения в дома-интернаты общего типа составляет до 6 месяцев, в дома-интернаты психоневрологического типа - до 3-х лет.
В целях сокращения очередности граждан на поселение в стационарные организации социального обслуживания осуществлена оптимизация существующей сети.
Учитывая, что организации социального обслуживания несовершеннолетних полностью удовлетворяют социальный заказ населения Сахалинской области, принято решение о перепрофилировании в 2016 году государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Углегорский детский дом" в психоневрологический интернат мощностью на 150 мест, в 2017 году центра для несовершеннолетних "Отрадное" (с. Углезаводск) в дом-интернат общего типа. Ориентировочная мощность дома-интерната составит не менее 60 мест.
Снижение очередности на поселение в дома-интернаты общего типа возможно решить за счет организации социального обслуживания пожилых граждан в привычной для них домашней среде. С этой целью в Сахалинской области планомерно ведется работа по развитию надомных форм социального обслуживания, одной из которых является деятельность мобильных бригад. Мобильная служба осуществляет свою работу в двух направлениях:
- предоставление социальных услуг и адресной помощи пожилым людям и инвалидам, проживающим в малых и отдаленных населенных пунктах. Прием и консультирование по социальным вопросам проводят специалист по социальной работе, медицинский работник, юрист, психолог, представители отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области;
- обеспечение возможности пребывания пожилых граждан и инвалидов в привычной домашней среде, что способствует поддержанию их социального и психологического статуса, а также позволяет снизить социальную напряженность, связанную с очередностью на поселение в стационарные учреждения социального обслуживания.
Ежегодно увеличивается численность граждан, воспользовавшихся данной формой обслуживания. В 2015 году услугами мобильных бригад воспользовались более 200 сельских жителей, а в 2016 году - 280. Планируется расширение сети мобильных бригад, работа которых позволит максимально приблизить доступность социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых и других услуг пожилым гражданам, проживающим как в городах, так и в сельской местности.
С 1 января 2015 года внедрена система экстренной связи "Тревожная кнопка" (переносное техническое устройство в виде кулона или мобильного телефона), обеспечивающая экстренную связь с социальным работником, скорой медицинской помощью, полицией и другими специализированными службами. Получателями услуги "тревожная кнопка" являются: ветераны Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, вдовы погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, граждане, рожденные в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, одиноко проживающие граждане старше 70 лет, инвалиды I и II группы, в том числе являющиеся получателями социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому. В 2016 году устройствами "Тревожная кнопка" обеспечено 2270 человек.
Кроме того, на базе ГБУ "Центр социального обслуживания населения Сахалинской области" создана служба "Инватакси" для оказания дополнительной социальной услуги - предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан, не имеющим возможности самостоятельно воспользоваться общественным транспортом для выезда к социально значимым объектам. Приоритетными пунктами назначения являются: учреждения здравоохранения, организации социального обслуживания, подразделения медико-социальной экспертизы, общественные организации. В 2016 году услугами службы "Инватакси" воспользовались 2246 граждан (в 2015 г. - 544 граждан).
Для снижения очередности и удовлетворения потребностей населения в услугах, предоставляемых организациями социального обслуживания, необходимо внедрение стационарозамещающих технологий.
В марте 2015 года принят закон "О приемных семьях для граждан пожилого возраста и инвалидов в Сахалинской области" (Закон Сахалинской области от 30.03.2015 N 9-ЗО). В течение 2015 года разработаны подзаконные акты, обеспечивающие действие закона на территории региона. В период 2015 - 2016 годов в Сахалинской области создана и успешно работает 21 приемная семья.
В период действия договора о приемной семье предоставляется социальная поддержка лицу, осуществляющему уход, в виде ежемесячного социального обеспечения в размере минимальной заработной платы, установленной в Сахалинской области на соответствующий календарный год, на одного гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, проживающего в приемной семье.
Средний размер ежемесячного социального обеспечения в 2015 и в 2016 гг. составил:
- для лиц, проживающих на юге области, - 15 000 руб.;
- для лиц, проживающих в Северных районах, - 18571 руб.;
- для лиц, проживающих на Курильских островах, - 20 000 руб.
Финансирование расходов осуществляется за счет средств бюджета Сахалинской области и подлежит индексации.
В целях повышения доступности и качества социальных услуг в стационарных условиях и на дому приоритетным является предоставление социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким (одиноко проживающим) пожилым людям. Оценка индивидуальной нуждаемости необходима для определения уровня помощи государства конкретному гражданину в зависимости от его возможностей самостоятельно решить трудную жизненную ситуацию.
Для решения указанной задачи проведена масштабная работа по введению системы электронного учета предоставляемых социальных услуг и формированию электронной базы граждан. Информация о каждом учреждении социального обслуживания Сахалинской области размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации. Все учреждения подключены к сети Правительства Сахалинской области и органов государственной власти.
Внедрена в деятельность учреждений автоматизированного программного комплекса "Адресная социальная помощь" в составе автоматизированного рабочего места "Учет предоставления государственных социальных услуг в учреждениях социального обслуживания".
Программа позволяет систематизировать информацию о каждом клиенте, фиксировать врачебные назначения, индивидуальные программы реабилитации, обращения и пожелания обслуживаемых лиц.
Для продвижения принципа "индивидуальной нуждаемости" необходимо продолжить работу по повышению уровня информационно-коммуникационных технологий в учреждениях социального обслуживания, обучению сотрудников учреждений использованию указанных технологий.
Существующий в настоящее время заявительный принцип сужает круг получателей социальной помощи, прежде всего за счет тех, кто не знает о своих правах. Целевое изучение информированности пожилых людей о социальных правах показало, что более 50% из них не ориентируются в своих правах и пытаются ими воспользоваться случайно, получив информацию не от специалистов, а от посторонних людей. Основная причина такого незнания - слабая система информирования граждан о существующих правах и обязанностях в сфере социального обслуживания.
Очень остро стоит проблема по социальной реабилитации особой категории граждан - лиц без определенного места жительства и занятий. В системе социального обслуживания области работают два учреждения, которые осуществляют мероприятия, направленные на оказание социальной помощи лицам без определенного места жительства. В 2012 году специалистами этих учреждений обслужено 1058 граждан (86% от числа обратившихся) категории БОМЖ. За последние три года количество лиц указанной категории, обратившихся за помощью в учреждения социального обслуживания, увеличилось почти в 1,5 раза, что еще раз подтверждает необходимость развития сети учреждений соответствующего типа.
Материально-техническая база организаций социального обслуживания включает 74 здания социального и хозяйственного назначения. Особое внимание руководители учреждений уделяют выполнению требований правил пожарной безопасности.
Все учреждения в достаточном количестве обеспечены первичными средствами пожаротушения, носилками для эвакуации лежачих больных, электрическими фонарями. Персонал учреждений обеспечен индивидуальными средствами защиты дыхательных путей.
Учреждения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и радиолокационной сетью, выведенной на пульт связи пожарных подразделений муниципальных образований.
Охрана жизни и здоровья людей, создание и обеспечение безопасных условий проживания в учреждениях социального обслуживания находятся под постоянным контролем. Вопросы обеспечения пожарной безопасности систематически рассматриваются на аппаратных совещаниях министерства социальной защиты области и на заседаниях коллегии.
В целях обеспечения своевременного оповещения и координации действий при чрезвычайных происшествиях в учреждениях распоряжением министерства социальной защиты Сахалинской области от 27.08.2010 N 30 утверждена инструкция, определяющая действия персонала в случае чрезвычайного происшествия в учреждении социального обслуживания. Министерством издан приказ от 26.01.2011 N 6 "О назначении ответственных лиц в учреждениях по организации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Для обучения клиентов вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций в учреждениях систематически проводится просветительная работа.
Несмотря на принятые меры по укреплению материально-технического снабжения учреждений социального обслуживания в части проведения текущих и капитальных ремонтов данный вопрос требует дальнейшей проработки.
Финансовые средства, направленные на проведение текущих и капитальных ремонтов учреждений социального обслуживания Сахалинской области
Наименование работ |
2010 год, тыс. рублей |
2011 год, тыс. рублей |
2012 год, тыс. рублей |
Текущие ремонты |
9121,6 |
5164,3 |
5645,3 |
Капитальные ремонты |
31346,0 |
47752,4 |
43489,5 |
Итого |
40467,6 |
52916,7 |
49134,8 |
Все учреждения располагаются в приспособленных зданиях, что затрудняет соблюдение санитарных требований, установленных СанПиН 2.1.2.3358-116 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.05.2016 N 69). Часть учреждений располагаются в зданиях, не соответствующих заданным эксплуатационным требованиям, при этом отсутствуют организации социального обслуживания, располагающиеся в ветхих зданиях, в зданиях, находящихся в аварийном состоянии, а также в зданиях, требующих проведения реконструкции.
Обстановка высокой требовательности к овладению новыми знаниями становится главной в работе с персоналом. Поэтому профессиональный рост специалистов является одной из главных задач отрасли.
В настоящее время в органах социальной защиты сформирована система работы с кадрами учреждений социального обслуживания, в которую входят: повышение квалификации, семинары, конференции, обмен опытом работы, а также система методического обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания путем предоставления методических материалов и разработок по основным направлениям деятельности, которые для специалистов не должны проходить бесследно, а должны способствовать повышению качества воспитательной и реабилитационной работы, а также должны быть внедрены в работу и оценены. Одним из важнейших критериев оценки труда специалистов является аттестация.
Проведение в постоянном режиме аттестационных мероприятий позволит повысить эффективность и качество педагогического труда, выявить перспективу использования потенциальных педагогических возможностей, учесть требования государственных стандартов социального обслуживания, определить необходимость повышения квалификации и обеспечить дифференциацию уровня оплаты труда работников.
В системе социального обслуживания населения Сахалинской области наблюдается дефицит квалифицированных кадров. В настоящее время учреждения социального обслуживания Сахалинской области укомплектованы кадрами на 91%. Причинами дефицита кадров являются не только специфика работы в учреждениях социального обслуживания (особенно психоневрологического типа), влияющая на психологическое состояние работников, но и низкий уровень оплаты труда.
В 2012 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 18,1 тыс. рублей, или 40,9% к уровню среднемесячной заработной платы по Сахалинской области.
В целях сохранения и укрепления кадрового потенциала учреждений социального обслуживания необходимо доведение уровня оплаты труда социальных работников, среднего и младшего медицинского персонала учреждений социального обслуживания, а также педагогических работников учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 и от 28.12.2012 N 1688 к 2018 году до 100 процентов средней заработной платы в Сахалинской области, а врачей, занятых в учреждениях социального обслуживания, к 2018 году до 200 процентов от средней заработной платы в Сахалинской области.
Динамика роста оплаты труда работников указанных категорий, определяется с учетом Плана мероприятий поэтапного совершенствования систем оплаты труда и повышения заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений Сахалинской области на 2013 - 2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Сахалинской области от 24.01.2013 N 27-р, обеспечивая достижение целевых показателей (100%, 200%) к 2018 году.
Одной из задач по социальному обслуживанию является осуществление прав и исполнение обязанностей лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (далее - полномочия по опеке и попечительству).
В Сахалинской области проживает около 1300 граждан указанной категории. Защита их прав и законных интересов осуществляется органами местного самоуправления на основании переданных государственных полномочий по опеке и попечительству над совершеннолетними лицами, финансирование которых и контроль за их исполнением осуществляет министерство социальной защиты Сахалинской области.
Эффективность работы органов местного самоуправления в части исполнения полномочий по опеке и попечительству определяется долей лиц, которые переданы под опеку (попечительство, патронаж) физическим лицам (опекунам, попечителям, помощникам) или в стационарные учреждения социального обслуживания (психоневрологические интернаты).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) и поручениями Правительства РФ в Сахалинской области положено начало развитию рынка социальных услуг с участием негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций. Нормативной правовой базой Сахалинской области в полной мере созданы условия для доступа социально ориентированных некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей к рынку в сфере социальных услуг.
В областном бюджете для возмещения расходов негосударственным поставщикам на 2016 год предусмотрено 8,0 млн. руб., на 2017 - 2018 годы также ежегодно запланировано по 8,0 млн. руб.
Социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность на территории региона, оказывают такие социальные услуги, которые не входят в компетенции государственных организаций. Тем самым повышается доступность социальных услуг для всех категорий граждан, которые в соответствии с 442-ФЗ могут быть признаны нуждающимся в социальном обслуживании.
Необходимость решения существующих проблем в системе социального обслуживания населения Сахалинской области предопределяют направления и содержание мероприятий подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" (далее - подпрограмма).
Ожидаемыми результатами реализации настоящей подпрограммы являются:
- решение к 2020 году проблемы удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе;
- обеспечение доступности, качества и безопасности социального обслуживания населения;
- повышение престижа профессии "социальный работник", приток молодых специалистов, сокращение дефицита социальных работников в сфере социального обслуживания населения.
2. Цели и задачи подпрограммы
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99, основными приоритетами направления государственной политики в сфере социального обслуживания населения определены следующие:
- модернизация и развитие сектора социальных услуг;
- обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций, предоставляющих социальные услуги;
- развитие механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов государственно-частного партнерства;
- повышение престижа профессии социальных работников, привлечение в сферу социального обслуживания молодых кадров.
Исходя из этого, определена цель настоящей подпрограммы - повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения.
Для достижения указанной цели должно быть обеспечено решение следующих задач:
- развитие сети учреждений, осуществляющих социальное обслуживание населения;
- организация социального обслуживания населения Сахалинской области;
- информационное обеспечение деятельности в сфере социального обслуживания населения, внедрение информационно-коммуникационных технологий.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
Для решения поставленных задач будут реализованы следующие основные мероприятия:
- финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) автономными и бюджетными организациями социального обслуживания населения;
- обеспечение деятельности казенных учреждений организаций социального обслуживания населения;
- осуществление бюджетных инвестиций на строительство специализированных домов-интернатов для престарелых граждан и инвалидов;
- осуществление бюджетных инвестиций на строительство и реконструкцию психоневрологических интернатов;
- осуществление бюджетных инвестиций на строительство (реконструкцию) социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий;
- укрепление материально-технической базы и обеспечение комплексной безопасности организаций социального обслуживания Сахалинской области;
- повышение квалификации персонала организаций социального обслуживания;
- выплата компенсаций поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Сахалинской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), за счет средств областного бюджета;
- организация работы образовательного центра "Университет старшего поколения";
- приобретение для отдельных категорий граждан устройств "тревожная кнопка" (ветераны ВОВ, бывших несовершеннолетних узников фашизма, вдов, погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, граждан, рожденных в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, одиноко проживающих граждан старше 70 лет, инвалидов I и II), обеспечение функционирования устройств, выданных в пользование;
- организация смотров, конкурсов среди организаций социального обслуживания, конкурсов профессионального мастерства и других мероприятий в сфере социального обслуживания;
- проведение независимой системы оценки качества работы организаций социального обслуживания;
- реализация Закона Сахалинской области от 03.08.2009 N 80-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству";
- привлечение в сферу социального обслуживания населения бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев.
- создание информационно-аналитической системы "Учет социальных услуг" в организациях социального обслуживания с применением современных информационно-коммуникационных технологий и защиты информации;
- обучение сотрудников организаций социального обслуживания использованию информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечение доступности информации о деятельности организаций социального обслуживания;
- совершенствование системы и обеспечение достоверности статистического учета, характеризующего состояние и развитие учреждений социального обслуживания.
Реализация указанных мероприятий осуществляется министерством социальной защиты Сахалинской области, министерством строительства Сахалинской области.
4. Характеристика мер правового регулирования подпрограммы
Развитие системы социального обслуживания возможно лишь при совершенствовании базы, состоящей из федерального и регионального законодательства, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости граждан.
Вступивший в силу 01.01.2015 г. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" установил правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
С целью реформирования системы социального обслуживания и удовлетворения потребностей населения в социальных услугах высокого качества, во исполнение Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в период 2014 - 2016 гг. в Сахалинской области принято 26 нормативных правовых актов. Перечень мер правового регулирования представлен в приложении N 5 к Госпрограмме.
5. Перечень целевых индикаторов (показателей) подпрограммы
Мониторинг эффективности реализации подпрограммы осуществляется ежегодно министерством социальной защиты Сахалинской области на основании статистической отчетности и информации о ходе реализации программных мероприятий. Для оценки эффективности реализуемых мероприятий используются следующие показатели достижения цели:
- удельный вес учреждений социального обслуживания, основанных на иных формах собственности, от общего количества учреждений социального обслуживания всех форм собственности.
Отражает достигнутый в отчетном году уровень привлечения негосударственных учреждений к предоставлению услуг социального обслуживания.
В динамике характеризует развитие рынка услуг социального обслуживания за счет расширения сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности в сфере социального обслуживания населения.
- доля детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов, в общей численности детей-инвалидов.
Характеризует уровень охвата детей-инвалидов мероприятиями по социально-медицинской, социально-педагогической, социально-психологической, социально-трудовой реабилитации, осуществляемой в рамках социального обслуживания учреждениями социального обслуживания для детей-инвалидов в отчетном году, позволяет в динамике оценивать результаты реализации мероприятий, направленных на решение задачи реабилитации детей-инвалидов.
- доля сотрудников, повысивших квалификацию, в общем количестве сотрудников учреждений социального обслуживания Сахалинской области.
Позволяет оценить уровень организации работы по повышению квалификации персонала учреждений социального обслуживания. В динамике позволяет оценить эффективность деятельности по повышению кадрового потенциала работников учреждений социального обслуживания.
- доля совершеннолетних лиц, над которыми установлена опека (попечительство, патронаж), в общем числе граждан, нуждающихся в установлении опеки (попечительства, патронажа).
Характеризует уровень социальной и гражданской защищенности лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. В динамике позволяет оценить эффективность работы органов опеки и попечительства органов местного самоуправления Сахалинской области по исполнению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству над совершеннолетними лицами.
- соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Отражает уровень достижения в отчетном году цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", предусматривающей повышение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, до 100 процентов средней заработной платы в Сахалинской области.
- доля ветеранов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, вдов, погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, граждан, рожденных в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, одиноко проживающих граждан старше 70 лет, инвалидов I и II группы, обеспеченных устройством "тревожная кнопка", от общего числа граждан, указанных категорий, обратившихся за получением устройства "тревожная кнопка", проживающих на территории Сахалинской области.
Измеряет результаты реализации мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей ветеранов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, вдов погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, граждан, рожденных в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, одиноко проживающих граждан старше 70 лет, инвалидов I и II группы в услугах социального обслуживания, снижение числа негативных последствий для их здоровья и жизни за счет более оперативной помощи. В динамике оценивает повышение возможности для указанной категории граждан пользоваться системой вызова помощи в экстренных ситуациях. Является показателем того, как решается задача по обеспечению граждан указанной категории устройством "тревожная кнопка".
- доля средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, реструктуризации бюджетной сети, направленных на повышение заработной платы социальных работников, %.
Отражает уровень достижения в отчетном году задачи, определенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", предусматривающей повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.
Показатель определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных учреждений", утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 N 171.
Источник данных - оперативная информация учреждений социального обслуживания.
- доля государственных (муниципальных) учреждений, в которых отношение средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения за отчетный год составляет не более 1:4, в общем количестве государственных (муниципальных) учреждений.
Отражает устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений.
- доля учреждений, охваченных независимой системой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги от общего числа таких учреждений.
Измеряет результаты мероприятий, направленных на повышение качества предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания, повышение эффективности работы учреждений социального обслуживания и ответственности их руководителей, обеспечение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления учреждениями социальных услуг.
Сведения о порядке формирования индикатора (показателя) подпрограммы
N пп. |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Алгоритм формирования (формула) и методологические пояснения к показателю |
Метод сбора информации, индекс формы отчетности |
Реквизиты акта, в соответствии с которым формируются данные |
1 |
Удельный вес учреждений социального обслуживания, основанных на иных формах собственности, от общего количества учреждений социального обслуживания всех форм собственности. |
% |
, А - общее количество учреждений социального обслуживания всех форм собственности, включенных в реестр поставщиков социальных услуг, в течение отчетного периода, единиц; B - количество учреждений социального обслуживания, основанных на иных формах собственности, включенных в реестр поставщиков социальных услуг, в течение отчетного периода, единиц |
Периодическая отчетность по форме N 3-собес, форме N 6-собес, утвержденной приказом Росстата от 11.09.2009 N 196 |
|
2 |
Доля детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов, в общей численности детей-инвалидов. |
% |
, A - общая численность детей-инвалидов в Сахалинской области, которым в отчетном году установлена ежемесячная денежная выплата, человек; B - число детей-инвалидов, обслуженных учреждениями социального обслуживания в отчетном году, человек |
Периодическая отчетность по годовой форме N 1-СД, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23.11.2005 |
|
3 |
Доля сотрудников, повысивших квалификацию, в общем количестве сотрудников учреждений социального обслуживания Сахалинской области. |
% |
, A - общая численность сотрудников учреждений социального обслуживания Сахалинской области, человек; B - численность сотрудников учреждений социального обслуживания, повысивших свою квалификацию в отчетном периоде |
Периодическая информация, представляемая учреждениями социального обслуживания Сахалинской области |
|
4 |
Доля совершеннолетних лиц, над которыми установлена опека (попечительство, патронаж), в общем числе граждан, нуждающихся в установлении опеки (попечительства, патронажа). |
% |
, A - общая численность совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, состоящих на учете в органах опеки и попечительства органов местного самоуправления Сахалинской области, в отчетном периоде, человек; B - общая численность совершеннолетних лиц, состоящих на учете в органах опеки и попечительства муниципального образования, нуждающихся в установлении опеки (попечительства, патронажа), в отчетном периоде, человек |
Периодическая отчетность органов местного самоуправления об осуществлении государственных полномочий лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности |
|
5 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации. |
% |
, A - средняя заработная плата в Сахалинской области, руб.; B - средняя заработная плата социальных работников, руб. |
Периодическая информация учреждений социального обслуживания о средней заработной плате социальных работников и прогнозных данных министерства экономического развития Сахалинской области о средней заработной плате в Сахалинской области в соответствующем отчетном периоде |
|
6 |
Доля ветеранов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, вдов, погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, граждан, рожденных в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, одиноко проживающих граждан старше 70 лет, инвалидов I и II группы, обеспеченных устройством "тревожная кнопка", от общего числа граждан, указанных категорий, обратившихся за получением устройства "тревожная кнопка", проживающих на территории Сахалинской области |
% |
, A - общее количество ветеранов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, вдов, погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, граждан, рожденных в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, одиноко проживающих граждан старше 70 лет, инвалидов I и II группы, обратившихся за получением устройства "тревожная кнопка", проживающих на территории Сахалинской области, человек; B - количество ветеранов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, вдов погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, граждан, рожденных в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, одиноко проживающих граждан старше 70 лет, инвалидов I и II группы, обеспеченных устройством "тревожная кнопка", проживающих на территории Сахалинской области, человек |
Периодическая отчетность ГБУ "Центр социального обслуживания населения Сахалинской области" |
|
7 |
Доля государственных (муниципальных) учреждений, в которых отношение средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения за отчетный год составляет не более 1:4, в общем количестве государственных (муниципальных) учреждений |
% |
, A - общее количество государственных (муниципальных учреждений) в системе социального обслуживания, ед.; B - количество государственных (муниципальных учреждений) социального обслуживания, в которых отношение средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения за отчетный год составляет не более 1:4, ед. |
Периодическая информация учреждений социального обслуживания |
|
8 |
Доля учреждений, охваченных независимой системой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги от общего числа таких учреждений |
% |
, A - общее количество учреждений социального обслуживания, ед.; B - количество учреждений социального обслуживания, охваченных независимой системой оценки качества работы организаций, ед. |
Периодическая отчетность по результатам проведенных мероприятий независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги |
|
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения", за период с 2014 по 2020 годы составит 16979526,9 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 2080358,3 тыс. рублей;
2015 год - 1932893,8 тыс. рублей;
2016 год - 2737715,8 тыс. рублей;
2017 год - 3114533,4 тыс. рублей;
2018 год - 1934510,6 тыс. рублей;
2019 год - 1934510,6 тыс. рублей;
2020 год - 3245004,4 тыс. рублей.
Из них:
- средства федерального бюджета составляют 4346,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 1241,0 тыс. рублей;
2015 год - 887,5 тыс. рублей;
2016 год - 1118,2 тыс. рублей;
2017 год - 1099,3 тыс. рублей;
- средства областного бюджета составляют 16975180,9 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 2079117,3 тыс. рублей;
2015 год - 1932006,3 тыс. рублей;
2016 год - 2736597,6 тыс. рублей;
2017 год - 3113434,1 тыс. рублей;
2018 год - 1934510,6 тыс. рублей;
2019 год - 1934510,6 тыс. рублей;
2020 год - 3245004,4 тыс. рублей.
7. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы разработана в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 N 117 (далее - Порядок реализации государственных программ).
Оценка эффективности подпрограммы производится ежегодно. Основанием для оценки являются данные, включаемые в формы мониторинга реализации Госпрограммы в порядке и сроки, установленные Порядком реализации государственных программ. Результаты оценки включаются в состав годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Госпрограммы.
Оценка эффективности подпрограммы осуществляется по мероприятиям, включенным в подпрограмму.
Оценка эффективности подпрограммы определяется на основе степени достижения плановых значений индикаторов (показателей), степени реализации мероприятий, степени соответствия запланированному уровню расходов, интегрального показателя эффективности подпрограммы на основе следующих формул:
1) Степень достижения планового значения индикатора (показателя):
- для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
- для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
, где:
СДi - степень достижения планового значения i-го индикатора (показателя) подпрограммы;
ЗИфi - значение i-го индикатора (показателя) подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
ЗПпi - плановое значение i-го индикатора (показателя) подпрограммы.
Если , то значение СДi принимается равным 1.
На основе степени достижения плановых значений каждого индикатора (показателя) подпрограммы рассчитывается средняя арифметическая величина степени достижения плановых значений индикаторов Госпрограммы по следующей формуле:
, где:
СД - степень достижения плановых значений индикаторов (показателей) Госпрограммы;
N - число индикаторов (показателей) в подпрограмме.
2) Степень реализации мероприятий:
, где:
СРм - степень реализации мероприятий подпрограммы;
Мф - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
Мп - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Расчет степени реализации мероприятий осуществляется по мероприятиям, включенным в план-график реализации Госпрограммы.
3) Степень соответствия запланированному уровню расходов:
, где:
ССур - степень соответствия запланированному уровню расходов подпрограммы;
Рф - кассовые расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году;
Рп - плановые расходы на реализацию подпрограммы государственной в отчетном году.
4) Интегральный показатель эффективности подпрограммы:
, где:
ПЭj - интегральный показатель эффективности подпрограммы;
СДj - степень достижения плановых значений индикаторов (показателей) подпрограммы;
СРмj - степень реализации мероприятий подпрограммы;
ССуpj - степень соответствия запланированному уровню расходов подпрограммы.
Показатели эффективности подпрограммы, предусмотренные пунктами 1 - 4 настоящего раздела, оцениваются согласно следующим значениям:
- высокий уровень эффективности, если значение составляет более 0,95;
- средний уровень эффективности, если значение составляет от 0,90 до 0,95;
- низкий уровень эффективности, если значение составляет от 0,83 до 0,90.
В остальных случаях эффективность подпрограммы признается неудовлетворительной.
<< Приложение 2 Приложение 2 |
Приложение 4 >> Приложение 4 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 25 сентября 2017 г. N 450 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.