Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства имущественных
и земельных отношений
Сахалинской области
от 30 ноября 2017 г. N 23-П
Порядок
списания объектов государственной собственности Сахалинской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет единый порядок списания объектов государственной собственности Сахалинской области, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к основным средствам, закрепленным за государственными предприятиями Сахалинской области и государственными учреждениями Сахалинской области; созданных или приобретенных за счет средств областного бюджета Сахалинской области; переданных в государственную собственность Сахалинской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Сахалинской области (далее - Порядок).
2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
1) списание имущества - комплекс действий, связанных с признанием имущества, являющегося самостоятельной учетной единицей, непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжения вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения в результате совершения противоправного действия, либо с необходимостью ликвидации государственного недвижимого имущества в случае, если ликвидация такого имущества является единственным способом исполнения предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, препятствующих эксплуатации такого имущества.
Комплекс действий включает в себя:
- определение технического состояния каждой единицы основных средств;
- оформление необходимой документации;
- получение согласования списания;
- демонтаж, разборка;
- утилизация объектов основных средств и постановка на учет материалов, полученных от их ликвидации;
- списание с бухгалтерского учета;
2) государственное имущество Сахалинской области - имущественные объекты, закрепленные за органом исполнительной власти Сахалинской области, государственным учреждением (казенным, бюджетным, автономным) Сахалинской области и казенным предприятием Сахалинской области на праве оперативного управления, государственным унитарным предприятием Сахалинской области на праве хозяйственного ведения;
3) имущество казны Сахалинской области - имущество, находящееся в областной государственной собственности и не закрепленное за областными государственными предприятиями и областными государственными учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, в том числе созданное или приобретенное за счет средств областного бюджета; имущество, не вошедшее в уставный капитал акционерных обществ; находящееся в собственности Сахалинской области недвижимое и движимое имущество, переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям; имущество, включенное в казну на основании определения (решения) суда и по иным основаниям в рамках действующего законодательства;
4) реестр государственной собственности Сахалинской области - база данных, содержащая перечни имущественных объектов и сведения о них, построенная на единых программно-технических принципах;
5) учредитель - орган исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющий организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью государственных унитарных предприятий Сахалинской области, функции и полномочия учредителя государственных учреждений и казенных предприятий Сахалинской области;
6) балансодержатель государственного имущества (далее - балансодержатель) - орган исполнительной власти Сахалинской области, государственное учреждение (казенное, бюджетное, автономное) Сахалинской области и казенное предприятие Сахалинской области, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления; государственное унитарное предприятие Сахалинской области, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения;
7) пользователь имущества казны (далее - пользователь) - организация, которой имущество казны передано в пользование по договору безвозмездного пользования, аренды или доверительного управления;
8) имущество, пришедшее в негодность - имущество, имеющее физический или моральный износ, препятствующий эффективному его использованию владельцем по первоначальному назначению, а также основные средства, не подлежащие восстановлению (ремонту), получившие повреждения, в том числе в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва. При этом, под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
3. Решение о списании имущества принимается в отношении:
1) объектов движимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении государственных предприятий и государственных казенных учреждений Сахалинской области, первоначальной стоимостью от 40000 рублей и выше, а также объектов недвижимости и особо ценного движимого имущества, находящихся в оперативном управлении государственных бюджетных и автономных учреждений Сахалинской области, независимо от первоначальной стоимости имущества;
2) имущества казны Сахалинской области.
4. Действие настоящего Положения не распространяется на списание:
1) основных средств балансодержателя первоначальной стоимостью до 40000 рублей, за исключением имущества, указанного в подпункте 1 пункта 3 настоящего Порядка;
2) затрат в виде капитальных вложений по незавершенным строительством объектам, финансирование которых осуществлялось за счет средств областного бюджета Сахалинской области;
3) имущества государственного предприятия Сахалинской области, в отношении которого принято решение о несостоятельности (банкротстве) и введено конкурсное производство;
4) имущества государственного учреждения, в отношении которого принято решение о ликвидации;
5) материальных запасов.
5. Основаниями для списания имущества являются:
1) непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, невозможности или неэффективности его восстановления;
2) выбытие имущества из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели, уничтожения или утраты, в том числе в результате стихийных бедствий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, аварий, хищений и т.п., а также вследствие невозможности установления его местонахождения;
3) необходимость ликвидации объекта недвижимого имущества в случае, если ликвидация такого имущества является единственным способом исполнения предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, препятствующих эксплуатации такого имущества.
6. Основанием для списания имущества по причине морального или физического износа является заключение (акт) о техническом состоянии списываемых объектов, подтверждающее непригодность имущества к восстановлению и дальнейшей эксплуатации, подготовленное в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения 1 к настоящему Порядку.
6.1. Основанием для списания имущества по причине, указанной в подпункте 3 пункта 5 настоящего Порядка, является заключение (акт, протокол) о том, что ликвидация объекта недвижимого имущества является единственным способом исполнения предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, препятствующих эксплуатации такого имущества, составленное балансодержателем либо органом по управлению государственным имуществом Сахалинской области (в отношении имущества казны) с привлечением экспертов (специалистов в соответствующей сфере деятельности), и содержащее вывод о необходимости сноса объекта недвижимого имущества.
7. Списанию не подлежит имущество, на которое наложен арест, обращено взыскание в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также государственное имущество Сахалинской области, находящееся в залоге.
8. Истечение нормативного срока полезного использования имущества или начисление амортизации в размере 100% его стоимости не являются основаниями для его списания, если по своему техническому состоянию или после проведения ремонта оно может быть пригодно для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.
9. Подготовку и оформление документов по списанию имущества осуществляет постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов (далее - постоянно действующая комиссия), создаваемая:
1) государственными предприятиями Сахалинской области, государственными казенными, бюджетными, автономными учреждениями Сахалинской области, органами исполнительной власти Сахалинской области - в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении и подлежащего списанию;
2) пользователями имущества казны Сахалинской области - в отношении находящегося у этих пользователей имущества, переданного по договорам безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, если это предусмотрено соответствующим договором.
10. Персональный состав постоянно действующей комиссии и порядок ее деятельности утверждается распорядительным актом балансодержателя, пользователя.
В состав постоянно действующей комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, материально-ответственные лица балансодержателя.
При определении пригодности паросиловых установок, подъемных, воднотранспортных, автотранспортных и других объектов основных средств, подлежащих государственному контролю, для участия в работе комиссии в обязательном порядке приглашаются представители соответствующих инспекций и государственных органов, которые дают письменное заключение о состоянии списываемых объектов основных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Постоянно действующая комиссия:
1) производит непосредственный осмотр имущества, подлежащего списанию, определяет техническое состояние объекта, используя при этом необходимую техническую документацию и данные бухгалтерского учета;
2) определяет возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования государственного имущества, возможность (невозможность) и эффективность (неэффективность) его восстановления.
При необходимости определения целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования объекта, возможности (невозможности) и/или эффективности (неэффективности) его восстановления балансодержатель производит необходимое финансово-экономическое обоснование с приложением расчетов о стоимости ремонта (восстановления). При отсутствии в штатном расписании балансодержателя соответствующих специалистов руководителем рассматривается вопрос о получении заключения специализированной организации в порядке, установленном законодательством.
При подготовке предложения о списании объектов недвижимого имущества комиссией одновременно рассматривается вопрос о земельном участке, на котором расположены данные объекты.
Если подлежащий списанию объект недвижимого имущества является единственным объектом, расположенным на земельном участке, то предложение по списанию такого объекта представляется в Минимущество Сахалинской области одновременно с предложением балансодержателя о дальнейшем использовании освобождаемого земельного участка.
При необходимости рекультивации земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, силами и средствами иной организации балансодержатель проводит процедуры по экономическому обоснованию затрат (объявление торгов, контроль выполнения обязательств по договору, оформление первичных учетных документов);
3) устанавливает причины списания имущества (физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества);
4) выявляет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, вносит предложения о привлечении этих лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством; указывает причины невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
5) определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого имущества;
6) осуществляет контроль за изъятием из списываемого имущества годных узлов, деталей, материалов и контролирует их сдачу соответствующим организациям в установленном законодательством порядке;
7) вносит предложения о наиболее целесообразном способе ликвидации имущества без вреда для третьих лиц и определяет источник финансирования указанных мероприятий;
8) подготавливает акт о списании объектов нефинансовых активов (далее - акт о списании), оформленный в соответствии с требованиями оформления первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, установленными действующим законодательством.
12. Решение о списании имущества принимается членами постоянно действующей комиссии на основании письменного заключения Комиссии.
13. Сведения, указанные в заключении Комиссии, должны соответствовать данным бухгалтерского учета, в том числе инвентарной карточке учета основных средств.
14. До получения согласования списания имущества реализация мероприятий, предусматривающих ликвидацию имущества и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
15. Запрещается уничтожать имущество без предварительного изъятия из него отдельных узлов, деталей, пригодных к дальнейшему использованию.
16. При списании имущества, исключаемого вследствие утраты, хищений или аварий, первоначальную (восстановительную) стоимость имущества на день обнаружения ущерба подлежит возмещению в полном объеме лицом, виновным в причинении ущерба.
17. Ответственность за полноту и достоверность информации в документах, правильность заполнения форм на списание основных средств несет главный бухгалтер в установленном законом порядке.
II. Порядок списания объектов государственной собственности и выполнения мероприятий после согласования списания
18. Для получения согласования о списании государственного имущества балансодержатель представляет в Минимущество Сахалинской области документы в соответствии с Перечнем документов, необходимых для принятия решения о списании государственного имущества Сахалинской области (далее - Перечень), согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
19. Минимущество Сахалинской области обеспечивает рассмотрение представленных документов в течение тридцати рабочих дней с даты регистрации поступивших документов.
20. Минимущество Сахалинской области при рассмотрении документов:
1) проверяет полноту (комплектность) документов на соответствие Перечню;
2) осуществляет анализ документов на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка;
3) готовит на установленном бланке Минимущества Сахалинской области:
- распорядительный акт о согласовании списания государственного имущества;
- уведомление об отказе в согласовании списания государственного имущества в случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка.
21. При получении уведомления об отказе в согласовании списания государственного имущества балансодержатель имеет право повторно обратиться в Минимущество Сахалинской области для получения согласования списания государственного имущества после устранения указанных в письме замечаний.
22. Основаниями для отказа в согласовании списания государственного имущества являются:
1) приложенные документы по составу, форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка;
2) государственное имущество не подлежит списанию в соответствии с настоящим Порядком, не соответствует данным реестра государственной собственности Сахалинской области;
3) неполнота, неразборчивость, недостоверность представленных документов;
4) наличие возможности дальнейшего использования государственного имущества;
5) наличие обязательств (обременений), связанных с государственным имуществом (аренда, безвозмездное пользование и т.п.).
23. Балансодержатель после получения согласования от уполномоченного органа исполнительной власти:
1) проводит мероприятия по ликвидации государственного имущества (разборка, демонтаж, утилизация) самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, либо имеющих право оказывать такие услуги в соответствии с законодательством на основании заключенного договора на утилизацию;
2) в отношении списываемого недвижимого имущества - обеспечивает проведение мероприятий для снятия объекта с кадастрового учета (при наличии), обеспечивает государственную регистрацию прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения (при наличии);
3) в отношении земельного участка - приводит земельный участок в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства;
4) в отношении транспортного средства, самоходной машины, маломерного судна - обеспечивает снятие имущества с регистрационного учета в уполномоченных органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, самоходных машин и маломерных судов;
В акте о списании автотранспортных средств, кроме того, указываются даты последнего капитального ремонта и снятия с учета в органе осуществляющем государственную регистрацию автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской федерации, пробег автотранспортного средства с начала эксплуатации и после последнего капитального ремонта, техническая характеристика агрегатов и деталей автотранспортного средства, а также возможность дальнейшего использования основных деталей и узлов.
При списании объектов основных средств, выбывших вследствие аварии или пожара, к акту об их списании прилагается копия акта соответствующих служб об аварии (происшествии), а также указываются причины, вызвавшие аварию (происшествие), и меры, принятые в отношении виновных лиц, если таковые принимались.
Акты о списании объектов основных средств - движимого имущества и недвижимого имущества составляются в трех экземплярах, подписываются всеми членами комиссии и утверждаются руководителем.
Первый экземпляр утвержденного акта о списании объектов основных средств передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на хранение и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания объектов основных средств, третий экземпляр направляется в Минимущество Сахалинской области.
При списании автотранспортных средств акт формы по ОКУД 0504105 составляется в четырех экземплярах. Первый экземпляр утвержденного акта передается в орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств и самоходных машин на территории Российской федерации, для снятия их с учета; второй экземпляр с документом, подтверждающим снятие транспортных средств и самоходных машин с учета в соответствующем органе, передается в бухгалтерию балансодержателя; третий остается у лица, ответственного за сохранность транспортных средств и самоходных машин, и является основанием для сдачи на хранение материальных ценностей и металлолома, оставшихся после разборки автотранспортных средств; четвертый (с отметкой о снятии с соответствующего регистрационного учета) направляется в Минимущество Сахалинской области;
5) производит оприходование годных деталей, узлов, агрегатов, материалов, полученных в результате ликвидации государственного имущества.
Акты о списании объектов основных средств составляются комиссией по формам первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н:
- акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ОКУД 0504104);
- акт о списании транспортного средства (ОКУД 0504105).
24. Учет и хранение оприходованных годных деталей, узлов, агрегатов, материалов, осуществляется балансодержателем самостоятельно в соответствии с нормами действующего законодательства.
25. Денежные средства, полученные балансодержателем - казенным предприятием и казенным учреждением от реализации списанного имущества, а также средства от списания имущества, составляющего казну Сахалинской области, зачисляются в полном объеме в бюджет Сахалинской области.
26. По окончании мероприятий, предусматривающих ликвидацию имущества, балансодержатель:
1) списывает государственное имущество с бухгалтерского баланса. Операции по выбытию (списанию) имущества оформляются в соответствии с требованиями бюджетного (бухгалтерского) учета, установленными законодательством Российской Федерации;
2) направляет в Минимущество Сахалинской области копии документов, подтверждающих ликвидацию государственного имущества.
В случае, если реализация мероприятий по ликвидации государственного имущества осуществлена с привлечением третьих лиц, дополнительно - копию акта приема-передачи к договору на утилизацию с обязательным указанием полного перечня передаваемого на утилизацию имущества.
27. Срок представления указанных документов в Минимущество Сахалинской области не должен превышать срока, указанного в распорядительном акте Минимущества Сахалинской области о согласовании списания имущества.
28. При наличии обстоятельств, не позволяющих в установленный срок представить копии документов, подтверждающих ликвидацию государственного имущества, балансодержатель направляет в Минимущество Сахалинской области мотивированное ходатайство о продлении срока представления указанных документов.
Минимуществом Сахалинской области продлевается срок представления указанных документов, но не более чем на двенадцать календарных месяцев с даты регистрации поступившего ходатайства.
29. Для исключения государственного имущества из реестра государственной собственности Сахалинской области балансодержатель после завершения мероприятий по ликвидации имущества направляет в Минимущество Сахалинской области копии:
- распорядительного акта (распоряжения, приказа) о списании имущества;
- актов о списании;
- документов, подтверждающих проведение мероприятий по списанию государственного имущества, указанных в п. 23 настоящего Порядка.
Перечень государственного имущества, списанного балансодержателем самостоятельно, после завершения мероприятий по списанию и ликвидации имущества представляется должностным лицом, ответственным за учет имущества балансодержателя, в Минимущество Сахалинской области для внесения соответствующих изменений в реестр государственной собственности Сахалинской области.
30. Поступившие в Минимущество Сахалинской области документы, необходимые для принятия решения о согласовании списания имущества, балансодержателю не возвращаются и остаются на хранении в Минимуществе Сахалинской области в течение 5 лет.
III. Порядок списания имущества казны и выполнения мероприятий после принятия решения о списании
31. Процедура списания имущества казны осуществляется на основании поступившего в Минимущество Сахалинской области обращения пользователя.
32. Рассмотрение документов по списанию имущества казны осуществляется Минимуществом Сахалинской области.
Для принятия решения о списании имущества казны пользователь представляет в Минимущество Сахалинской области оформленные надлежащим образом документы в соответствии с Перечнем документов, необходимых для принятия решения о списании имущества, учитываемого в составе казны Сахалинской области (далее - Перечень), согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
33. Минимущество Сахалинской области обеспечивает рассмотрение представленных документов (либо сбор, подготовку и оформление необходимых документов) в течение тридцати рабочих дней с даты регистрации поступивших документов.
34. Минимущество Сахалинской области в отношении имущества казны, находящегося у пользователя:
1) проверяет полноту (комплектность) и анализ документов на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка:
2) издает распорядительный акт о согласовании списания государственного имущества;
3) готовит уведомление на официальном бланке Минимущества Сахалинской области об отказе в согласовании списания государственного имущества в случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка.
35. Для принятия решения о списании имущества казны, об отказе в согласовании списания имущества казны Минимуществом Сахалинской области создается постоянно действующая комиссия по списанию имущества казны Сахалинской области (далее - комиссия).
36. Комиссия осуществляет деятельность в соответствии с Положением о комиссии согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
37. Основаниями для принятия решения об отказе в списании имущества казны Сахалинской области являются:
1) документы по составу, форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, настоящего Порядка;
2) имущество не подлежит списанию в соответствии с настоящим Порядком, не соответствует данным реестра государственной собственности Сахалинской области;
3) неполнота, неразборчивость, недостоверность представленных документов;
4) наличие возможности дальнейшего использования имущества;
5) наличие обязательств (обременений), связанных с имуществом (аренда, безвозмездное пользование и т.п.);
6) наличие в Минимуществе Сахалинской области ходатайства органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, иной организации о передаче (перераспределении) имущества, предлагаемого к списанию, или решения о приватизации (включении в прогнозный план (программу) приватизации) имущества, предлагаемого к списанию.
38. Решение комиссии оформляется актом осмотра, который подписывается участвующими в заседании членами комиссии.
39. В акте осмотра указывается причина выбытия имущества (физический, моральный износ, стихийные бедствия, авария, нарушение условий эксплуатации и т.п.) с обоснованием отсутствия целесообразности его восстановления или дальнейшего использования, включая также невозможность его реализации или передачи заинтересованным лицам.
После подписания акта осмотра Минимущество Сахалинской области готовит распоряжение о списании имущества государственной казны Сахалинской области.
40. Денежные средства, полученные от ликвидации имущества казны Сахалинской области, перечисляются лицом, специализирующимся на утилизации материальных ценностей, в областной бюджет Сахалинской области.
41. Реализация мероприятий по списанию имущества государственной казны Сахалинской области, неиспользуемого или используемого на основании соответствующих договоров пользования организациями государственной и иной формы собственности, проводят указанные пользователи и несут все необходимые затраты на утилизацию (ликвидацию) имущества в соответствии с настоящим Положением и условиями договора пользования.
42. По окончанию мероприятий, предусматривающих ликвидацию имущества казны, Минимущество Сахалинской области списывает имущество с бухгалтерского баланса.
Операции по выбытию (списанию) имущества оформляются в соответствии с требованиями бюджетного (бухгалтерского) учета, установленными законодательством Российской Федерации.
43. По окончании мероприятий, предусматривающих ликвидацию имущества казны, пользователь направляет в Минимущество Сахалинской области копии документов, подтверждающих ликвидацию имущества.
44. В случае, если реализация мероприятий по ликвидации имущества казны осуществлена с привлечением третьих лиц, представляется копия акта приема-передачи к договору на утилизацию с обязательным указанием полного перечня передаваемого на утилизацию имущества.
45. Срок представления указанных документов в Минимущество Сахалинской области не должен превышать срока, указанного в распорядительном акте Минимущества Сахалинской области о согласовании списания имущества.
46. При наличии обстоятельств, не позволяющих в установленный срок предоставить копии документов, подтверждающих ликвидацию имущества казны, пользователь направляет в Минимущество Сахалинской области мотивированное ходатайство о продлении срока представления указанных документов.
Минимуществом Сахалинской области срок преставления указанных документов продлевается, но не более чем на двенадцать календарных месяцев с даты регистрации поступившего ходатайства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.