На основании пункта 2 статьи 20 Устава Сахалинской области Сахалинская областная Дума постановляет:
1. Принять обращение Сахалинской областной Думы к Министру транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколову по вопросу о внесении изменений в федеральное законодательство в сфере предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (прилагается).
2. Направить настоящее постановление Министру транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколову.
3. Опубликовать настоящее постановление и указанное обращение в газете "Губернские ведомости" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянного комитета Сахалинской областной Думы по экономическому развитию А.А. Кочнева.
Председатель Сахалинской областной Думы |
А.А. Хапочкин |
Обращение
Сахалинской областной Думы
от 07.12.2017
г. Южно-Сахалинск
Министру транспорта
Российской Федерации
М.Ю. Соколову
Уважаемый Максим Юрьевич!
В ноябре 2015 года у берегов Невельского района Сахалинской области во время шторма потерпел крушение танкер "Надежда", на борту которого находилось 186 тонн мазута и 558 тонн дизельного топлива. В результате разлива нефтепродуктов был нанесен вред окружающей среде, растительному и животному миру. Общий подтвержденный судебными решениями ущерб составил около 524 миллионов рублей.
В связи с отсутствием достаточной суммы страховки и иного финансового обеспечения ответственности собственника судна за ущерб окружающей среде от загрязнения полное возмещение нанесенного ущерба оказалось невозможным.
Рассмотрев по обращению Региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" доклад "Чему научит нас "Надежда" (опубликован на интернет-сайте организации), который содержит описание событий и анализ причин экологической катастрофы, а также анализ нормативной правовой базы в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - доклад), Сахалинская областная Дума отмечает следующее.
В результате анализа нормативной правовой базы, представленного в докладе, выявлены недостатки законодательства, которые депутаты Сахалинской областной Думы предлагают устранить.
Так, в пункте 1 статьи 316 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ) установлено, что собственник судна с момента инцидента несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном.
Одновременно в пункте 1 статьи 323 КТМ РФ установлена обязанность собственника судна, перевозящего наливом в качестве груза более чем 2000 тонн нефти, для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности на сумму, равную пределу его ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со статьей 320 КТМ РФ.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 336.1 КТМ РФ судовладелец с момента инцидента несет ответственность за ущерб от загрязнения, причиненный бункерным топливом, которое находится на борту судна или источником которого является судно. Согласно нормам статьи 336.6 КТМ РФ собственник судна вместимостью более чем 1 000 тонн, зарегистрированного в Российской Федерации, должен осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение своей ответственности за ущерб от загрязнения в сумме, равной пределу его ответственности, определяемому в соответствии с правилами, установленными КТМ РФ.
Таким образом, согласно приведенным положениям КТМ РФ обязанность судовладельца осуществлять страхование ответственности за ущерб от загрязнения нефтью или бункерным топливом либо предоставлять иное финансовое обеспечение ответственности на сумму, равную пределу его ответственности за ущерб от загрязнения, установлена только в отношении судов, перевозящих более 2000 тонн нефти, и судов вместимостью более чем 1000 тонн, перевозящих бункерное топливо, и не распространяется на суда, валовая вместимость которых ниже указанных параметров.
Однако практика показывает, что многомиллионный ущерб окружающей среде может быть нанесен и судном с небольшой валовой вместимостью, а отсутствие страховки и финансовые возможности собственника судна, как правило, не позволяют компенсировать нанесенный ущерб и затраты на ликвидацию последствий аварии. Таковым является случай, произошедший с танкером "Надежда".
Согласно сведениям Российского морского регистра судоходства валовая вместимость судна "Надежда" - 708 тонн, дедвейт 1139 тонн. Фрахтователь судна (ООО "ДВ-Акватория") с 18 марта 2013 года числится в Реестре поставщиков бункерного топлива.
Танкер "Надежда" был застрахован в Акционерном обществе "Страховое общество газовой промышленности" с лимитом ответственности по риску "Страхование ответственности за загрязнение" 3 миллиона рублей. Данная сумма несоизмеримо мала по сравнению с размером нанесенного в результате аварии ущерба окружающей среде.
Согласно части 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме. Но финансовое положение собственника танкера "Надежда" не позволило компенсировать нанесенный аварией ущерб и затраты на ликвидацию ее последствий.
Учитывая изложенное, просим Вас, Максим Юрьевич, инициировать внесение изменений в КТМ РФ в части установления требования к собственникам нефтеналивных судов, перевозящих также и менее 2000 тонн нефти и (или) нефтепродуктов, а для бункеровочных судов - и менее 1000 тонн, по осуществлению страхования или иного финансового обеспечения ответственности за ущерб от загрязнения на сумму, равную пределу их ответственности, определяемому в соответствии с правилами, установленными КТМ РФ.
Также предлагаем внести соответствующие изменения в приказ Минтранса России от 25 ноября 2002 года N 147 "Об утверждении Правил выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью", распространив его требования и на нефтеналивные суда валовой вместимостью менее 2 000 тонн.
Далее. В процессе проведения анализа нормативных правовых актов, устанавливающих правила плавания и стоянки судов в акватории морского порта, выявлены недостатки отдельных норм, требующих совершенствования.
Так, пунктом 71 Обязательных постановлений в морском порту Невельск, утвержденных приказом Минтранса России от 22 января 2014 года N 15 (далее - Обязательные постановления), установлено: "Передача срочной навигационной и гидрометеорологической информации, а также штормовых предупреждений капитанам судов, находящихся у причалов морского порта, производится на 16 канале связи ОВЧ незамедлительно после получения такой информации, суда подтверждают СУДС ее получение.".
Таким образом, согласно указанной норме срочная гидрометеорологическая информация и штормовое предупреждение передаются незамедлительно только тем судам, которые находятся у причалов, без учета судов, находящихся на внешних и внутренних рейдах морского порта в районах якорных стоянок.
Указанная норма не согласуется с пунктом 117 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 20 августа 2009 года N 140, согласно которому при получении штормового предупреждения "капитан морского порта принимает меры по обеспечению безопасности плавания (стоянки) судов в морском порту и дает капитанам судов, СУДС, операторам морских терминалов, владельцам причальных устройств (причалов) и другим лицам и организациям, осуществляющим деятельность в морском порту, указания о проведении необходимых мероприятий по обеспечению безопасности оставшихся в морском порту судов и плавучих объектов".
Для устранения указанной несогласованности предлагаем внести изменение в пункт 71 Обязательных постановлений, изложив его в следующей редакции: "71. Передача срочной навигационной и гидрометеорологической информации, а также штормовых предупреждений капитанам судов, находящихся у причалов и на внешних и внутренних рейдах морского порта, производится на 16 канале связи ОВЧ незамедлительно после получения такой информации, суда подтверждают СУДС ее получение.".
Предлагаем также внести при необходимости аналогичные изменения в Обязательные постановления для других морских портов.
Кроме этого, депутаты Сахалинской областной Думы обращают внимание на то, что до настоящего времени Министерством транспорта Российской Федерации не утвержден устав службы на морских судах и судах внутреннего водного транспорта (за исключением судов рыбопромыслового флота), принятие которого закреплено пунктом 5.2.17 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395.
Просим ускорить разработку и утверждение указанного нормативного правового акта.
Председатель Сахалинской областной Думы |
А.А. Хапочкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Сахалинской областной Думы от 7 декабря 2017 г. N 1/9/142-7 "Об обращении Сахалинской областной Думы к Министру транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколову по вопросу о внесении изменений в федеральное законодательство в сфере предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов"
Настоящее постановление вступает в силу с 7 декабря 2017 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 декабря 2017 г., на официальном сайте Сахалинской областной Думы (http://www.dumasakhalin.ru) 13 декабря 2017 г., в газете "Губернские ведомости" от 22 декабря 2017 г. N 234