Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 27 декабря 2017 г. N 644
"Утверждена
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 28 декабря 2015 г. N 548
Государственная программа
Сахалинской области "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы"
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы |
Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство экономического развития Сахалинской области |
Соисполнители государственной программы |
Нет |
Участники государственной программы |
Министерство здравоохранения Сахалинской области; министерство сельского хозяйства Сахалинской области; министерство культуры и архивного дела Сахалинской области; министерство образования Сахалинской области; министерство спорта и молодежной политики Сахалинской области; министерство строительства Сахалинской области; министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области; агентство по труду и занятости населения Сахалинской области; агентство по рыболовству Сахалинской области; агентство по туризму Сахалинской области; агентство по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области |
Подпрограммы государственной программы |
Не выделяются |
Цели государственной программы |
Комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы, обеспечивающее привлекательные условия хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов |
Задачи государственной программы |
- реализация мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы; - строительство и реконструкция объектов муниципальной собственности на Курильских островах; - обеспечение деятельности ГКУ "Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области"; - объекты и мероприятия, реализуемые за счет бюджета Сахалинской области, включая объекты капитального характера государственной собственности |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
Программа реализуется в 2 этапа: I этап - 2016 - 2020 годы; II этап - 2021 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы |
Общий объем средств на реализацию мероприятий, предусмотренных государственной программой, составляет 83 656 160,6 тыс. рублей, из них: 2016 год - 10 623 039,9 тыс. рублей; 2017 год - 6 348 609,3 тыс. рублей; 2018 год - 7 913 671,1 тыс. рублей; 2019 год - 6 474317,4 тыс. рублей; 2020 год - 4 984 217,1 тыс. рублей; 2021 год - 7 184 007,9 тыс. рублей; 2022 год - 12 007 819,9 тыс. рублей; 2023 год - 13 750 634,7 тыс. рублей; 2024 год - 10 324 385,6 тыс. рублей; 2025 год - 4 027 457,7 млн. рублей;
В том числе: - из средств областного бюджета, всего - 44 160 293,2 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 9 066 920,4 тыс. рублей; 2017 год - 5 239 230,2 тыс. рублей; 2018 год - 3 065 966,2 тыс. рублей; 2019 год - 2 808 097,4 тыс. рублей; 2020 год - 2 489 472,8 тыс. рублей; 2021 год - 6 203 620,5 тыс. рублей; 2022 год - 4 843 099,8 тыс. рублей; 2023 год - 6 193 566,0 тыс. рублей; 2024 год - 2 988 447,2 тыс. рублей; 2025 год - 1 261 872,7 млн. рублей;
- из средств местных бюджетов, всего - 37 716,8 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 7 113,2 тыс. рублей; 2017 год - 6 902,4 тыс. рублей; 2018 год - 9 179,4 тыс. рублей; 2019 год - 5 220,0 тыс. рублей; 2020 год - 4 268,4 тыс. рублей; 2021 год - 2 687,9 тыс. рублей; 2022 год - 1 200,0 тыс. рублей; 2023 год - 1 150,0 тыс. рублей;
- из средств федерального бюджета, всего - 20 985 061,7 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год -0,0 тыс. рублей; 2021 год - 554 949,5 тыс. рублей; 2022 год - 6 557 770,1 тыс. рублей; 2023 год - 6 778 568,7 тыс. рублей; 2024 год - 5 862 238,4 тыс. рублей; 2025 год - 1 231 535 тыс. рублей;
- из внебюджетных источников, всего - 18 473 088,9 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 1 549 006,3 тыс. рублей; 2017 год - 1 102 476,7 тыс. рублей; 2018 год - 4 856 530,0 тыс. рублей; 2019 год - 3 661 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 2 490 475,9 тыс. рублей; 2021 год - 422 750,0 тыс. рублей; 2022 год - 605 750,0 тыс. рублей; 2023 год - 777 350,0 тыс. рублей; 2024 год - 1 473 700,0 тыс. рублей; 2025 год - 1 534 050,0 тыс. рублей. |
Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения |
На начало 2026 года значения показателей составят: - численность постоянного населения Курильских островов - 24390 человек; - объем инвестиций в основной капитал - 5928,4 млн. рублей в год; - объем инвестиций в основной капитал на душу населения - 243,1 тыс. руб. в год; - объем налоговых доходов местных бюджетов на территории Курильских островов - 2 000,0 млн. руб. в год; - покупательная способность населения Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума -568,5 процента; - покупательная способность населения Северо-Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума -560,5 процента; - покупательная способность населения Южно-Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума - 373,7 процента. |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации государственной программы и прогноз развития
Государственная программа Сахалинской области "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 N 728-р (в редакции распоряжения Правительства Сахалинской области от 16.11.2015 N 551-р) "Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области" и направлена на дальнейшее комплексное развитие экономики, инфраструктуры, социальной сферы и создание привлекательных условий хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов - стратегически значимой для реализации геостратегических интересов страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе территории Российской Федерации.
Курильские острова простираются от южной оконечности Камчатки в юго-западном направлении до острова Хоккайдо (Япония) и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном. Большая Курильская гряда, протянувшаяся на 1200 км, включает в себя около 30 островов. Наиболее крупные из них - Парамушир, Онекотан, Симушир, Уруп, Итуруп и Кунашир. Юго-восточнее острова Кунашир отделенная Южно-Курильским проливом лежит Малая Курильская гряда, протяженностью около 100 км, включающая остров Шикотан и группу малых островов. Общая площадь Курильских островов составляет 10,5 тыс. кв.км. Курильские острова имеют вулканическое происхождение.
Курильские острова заселены крайне неравномерно. Население проживает постоянно только на островах Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане. На других островах постоянное население отсутствует.
Административно Курильские острова входят в состав Сахалинской области и делятся на три городских округа: Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по состоянию на 01 января 2014 года население Курильских островов составляло 19,6 тыс. человек (из них 57,2% - городские жители). Из них экономически активное население составляет 8,2 тыс. чел.
Для Курильских островов характерна высокая концентрация производства и уровень производительности труда: по показателю "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по основным видам экономической деятельности на одного занятого" муниципальные образования, расположенные на Курильских островах, уступают только тем муниципальным образованиям Сахалинской области, на территории которых добываются или перерабатываются нефтегазовые ресурсы.
Все населенные острова имеют организованное воздушное и морское сообщение: имеются портпункты Северо-Курильск, Китовый, Рейдово, Южно-Курильск, Крабозаводское, Малокурильское, аэропорты Буревестник (о. Итуруп), Менделеево (о. Кунашир), вертодромы на Шикотане и Парамушире. Тем не менее возможности по приему и отправке морских и воздушных судов очень часто зависят от текущих погодных условий.
На территории островов реализованы проекты по использованию нетрадиционных энергетических ресурсов: малые ГЭС на о. Парамушире, ГеоТЭС Менделеевская на о. Кунашире и ГеоТЭС "Океанская" на о. Итурупе.
На территории Курильских островов отмечены месторождения и проявления черных, цветных, благородных (включая разрабатываемые в настоящий момент на о. Уруп месторождения золота) и редких металлов (включая единственное в мире месторождение рения и связанных с ним элементов), самородной серы, поделочных камней, парогидротерм, многочисленные источники термальных и минеральных вод.
Наличие в регионе уникальных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного и экологического туризма.
Учитывая наличие нереализованного природно-ресурсного потенциала, Курильские острова имеют важнейшее значение для решения геополитических задач Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и в Тихом океане.
Стремительное развитие макрорегиона АТР и связанное с этим формирование одного из глобальных центров экономической активности привело к реализации руководством России системы мер в области полноценной экономической интеграции России в региональные экономические связи и систему товарных потоков.
В первую очередь такие меры включают ускоренное вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов восточных территорий для развития Российской Федерации и регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, исходя из необходимости формирования "быстрого ответа" и невозможности экстренной мобилизации производительных сил в условиях недостаточной плотности населения и внутренних финансовых ресурсов на Дальнем Востоке.
Реализация политики государства в сфере развития Курильских островов базируется на понимании современных вызовов и угроз в отношении интересов России в АТР, транслируемых глобальными центрами силы (включая США и их союзников), и оценке серьезного ресурсного потенциала островов. Этот потенциал до недавнего времени не мог быть освоен из-за инфраструктурной изоляции экономики островов и крайне низкой плотности населения.
Курильские острова обладают высочайшей глобальной ценностью по причине наличия основных ресурсов, на потреблении которых строятся мировые экономические связи в 21 веке - энергоресурсов, запасов животного (морского) пищевого белка, минеральных ресурсов (редкие и тяжелые металлы). Кроме того, Курильские острова образуют естественный стратегический барьер для вооруженных сил потенциальных противников. Особое значение имеют также Курильские проливы.
К числу ресурсов, имеющих региональную ценность, можно отнести наличие серьезного потенциала для развития альтернативной энергетики (геотермальная, ветряная, приливная), элементов уже сформированного инфраструктурного каркаса и близость крупных потенциальных рынков сбыта для производимой продукции.
Основные проблемы развития Курильских островов связаны с низкой плотностью населения, высокими инфраструктурными издержками и обусловленной этими факторами стоимостью осуществления экономической деятельности.
Серьезные риски для поступательного развития островов также создают природно-климатические условия - подверженность территории землетрясениям, вулканической активности, опасности цунами, высокие снеговые и ветровые нагрузки.
Основные внутренние проблемы территории, требующие системного подхода и программных методов решения, сгруппированы в несколько направлений:
1. В настоящее время все еще не удается полностью решить проблему изолированности территорий островов и создать условия функционирования для круглогодичной, всесезонной и регулярной системы транспортного сообщения с Курильскими островами по морю и воздуху. Наличие этой проблемы создает критические сложности для постоянного населения Курил и повышает издержки предприятий на доставку и содержание временного персонала. Кроме того, в условиях мононаправленности экономики и зависимости от осуществления завоза продуктов и иных объектов снабжения, создаются риски дефицита товаров и сильных колебаний розничных цен, что создает дополнительные неудобства для жителей.
Реализация мероприятий действующей программы позволила создать опорную сеть инфраструктуры морских и воздушных перевозок. Для окончательного решения вопроса по организации бесперебойной схемы снабжения и перевозки пассажиров необходимо обеспечить приобретение и функционирование транспортных средств доставки - морских и воздушных судов разного типа и грузоподъемности.
2. Повышение привлекательности Курильских островов как места постоянного проживания невозможно без обеспечения строительства жилья, оснащенного всеми современными видами инфраструктуры: отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, обеспечения благоустройства территории и доступа к коммуникационным услугам. Наряду со строительством нового жилья для вновь прибывающих на острова специалистов должны быть осуществлены масштабные мероприятия по сносу и расселению ветхого и аварийного жилого фонда, доля которого на Курилах достигает 45 - 50%.
С учетом сложности задач по обеспечению заданных объемов жилищного строительства, необходимо массовое опережающее строительство коммунальной и коммуникационной инфраструктуры на территории всех обитаемых островов.
В логике повышения привлекательности островов как места проживания находится и практика прямого материального стимулирования переселения специалистов дефицитных специальностей бюджетной сферы и экономики. Реализуемые Правительством области мероприятия по выплате подъемных для специалистов и членов их семей являются значимым мотивирующим фактором при принятии решения о переезде.
Еще одним направлением повышения комфортности проживания населения на островах является развитие сети муниципальных межпоселенческих дорог и обеспечение их соответствия стандартам безопасности передвижения.
3. Наряду с обеспечением транспортного сообщения и жилищных условий для специалистов, занятых в организациях экономики, необходима поддержка этих экономических агентов при освоении ими технологических и организационных инноваций и выходе на новые рынки сбыта за пределами региона.
При этом допустимо осуществление как прямого субсидирования затрат производителей, связанных с формированием издержек производства, так и реализация инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства или иных схем организации государственной поддержки.
Одним из ключевых направлений поддержки бизнес-субъектов является устранение административных барьеров, сокращение времени, требуемого на получение госуслуг и оформление разрешений надзорных органов.
4. Дальнейшее увеличение объемов добычи и переработки водных биоресурсов невозможно без развития энерговооруженности, роста мощностей и увеличения надежности энергоснабжения. Все технологические процессы береговой переработки продукции, ее фасовки, накопления и транспортировки являются энергоемкими.
В этих условиях направление бюджетных инвестиций в проекты, предусматривающие использование возобновляемых источников энергии - геотермальных, приливных, гидроэлектростанций, являются наиболее инновационным механизмом поддержки развития производственной деятельности.
5. Вопросы освоения сырьевой базы рыбопромышленного комплекса, увеличения ассортимента продукции, глубины ее переработки являются важными для обеспечения устойчивого развития островных территорий. Тем не менее на островах имеются и иные, востребованные в масштабах экономики Азиатско-Тихоокеанского региона, ресурсы.
На территории островов отмечено большое количество проявления руд черных, цветных, редких и благородных металлов, имеются привлекательные для организации предоставления бальнеологических услуг минеральные источники и месторождения грязей.
Наконец, сама природа, памятники культуры, археологии и биоценозы островов, во многом не затронутые деятельностью человека, а на отдельных территориях охраняемые законом, являются важным притягательным фактором и основой для развития туристической деятельности.
Указанное направление нуждается в реализации посредством размещения заказов на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, служащих методической базой, и реализации "якорных" проектов, позволяющих продемонстрировать бизнес-сообществу реальную заинтересованность Правительства области и органов местного самоуправления в привлечении внебюджетных инвестиций.
6. Развитие экономики островов невозможно без сопутствующего развития сети и расширения перечня услуг социальных учреждений. Структура половозрастного состава населения и демографические тенденции обуславливают потребность в соответствующих видах услуг учреждений бюджетной сферы: услуги дошкольного, общего и дополнительного образования, услуги в области осуществления высокотехнологичной медицинской помощи, услуги учреждений культурно-досуговой сферы и физкультурно-оздоровительных учреждений.
Организация сети предоставления этих видов услуг, создание предпосылок к их совершенствованию и повышению качества их оказания - предмет совместного ведения федеральных и областных органов исполнительной власти.
7. Систематическая хозяйственная деятельность, проживание на территории, приуроченной к "Тихоокеанскому огненному кольцу", влекут риски безопасности экономических субъектов и жизнеобеспечения населения.
При этом усилия органов власти должны быть направлены не только на ликвидацию последствий возможных ЧС техногенного или природного характера, но на их предупреждение и формирование эффективной и своевременно действующей системы оповещения об опасных природных явлениях, обеспечение выработки рекомендаций по минимизации негативных последствий природных катастроф.
Реализация мероприятий по ликвидации техногенных загрязнений, предупреждению и прогнозированию опасных природных явлений (цунами, землетрясения, вулканизм), обеспечению деятельности аварийно-спасательных формирований является важнейшей составляющей системного, программного подхода к развитию территорий.
Таким образом, при участии государственных органов возможно осуществление мер по реальной диверсификации экономики островов, развития на территориях новых видов экономической деятельности, основанной на принципах устойчивого и неистощительного развития.
Для осуществления этих мер необходимо обеспечение технологической и методологической эффективности и безопасности работ, достигаемое внедрением современных, научно апробированных подходов и технологий.
Возможности для развития Курильских островов в настоящих условиях лежат, прежде всего, в двух плоскостях: реализация активной политики России в сфере региональной и глобальной безопасности и участие местных экономических агентов в интеграционных экономических процессах в макрорегионе АТР.
Учитывая стратегическую важность региона начиная с 1994 года социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области осуществляется в рамках федеральных целевых программ:
- федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)", одобренная постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 17.12.1993 N 1297 "О федеральной программе социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994 - 1995 годы и до 2000 года";
- федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2006 N 478 "О федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы".
За период 1994 - 2006 годов в рамках реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994 - 2005 годы)" из 153 запланированных мероприятий были выполнены только 40. Не были решены основные проблемы Курильских островов, связанные, прежде всего, с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры региона.
В ходе реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" были существенно обновлены объекты всех инфраструктурных комплексов.
Выполнены мероприятия, позволившие улучшить транспортную доступность островов: построены два аэропорта, вертодром и вертолетная площадка, реконструированы причалы и построены новые портовые сооружения. Выполнены запланированные мероприятия по развитию социальной сферы, в частности, в отраслях здравоохранения и образования, реконструированы в запланированных объемах дороги, осуществлена реализация мероприятий по развитию топливно-энергетического комплекса и строительству объектов водоснабжения и водоотведения.
Программой 2007 - 2015 годов предусматривалась реализация мероприятий, финансируемых за счет средств внебюджетных источников, способствующих достижению цели и задач программы, такие как строительство туристической инфраструктуры, организация рыбоперерабатывающих предприятий и марикультурных хозяйств. Ряд этих мероприятий не были осуществлены по причине неблагоприятного экономического фона (глобальные экономические кризисы) и действующего на островах режима пограничного контроля, осложняющего инвестиционную активность.
При этом реализация федеральной целевой программы 2007 - 2015 годов стала ключевым фактором дальнейшего комплексного развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы, обеспечивающего привлекательные условия хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов.
Тем не менее ряд вопросов в ходе реализации федеральной программы не удалось решить. В частности - необходимо обеспечить завершение формирования инфраструктурного каркаса территории и формирование реальных условий для проявления инновационной активности бизнеса.
С целью создания условий для дальнейшего развития островов постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 793 была утверждена новая федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы". При разработке новой Программы сохранялась преемственность подходов в отношении части целевых показателей эффективности и результативности, используемых в федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы".
Реализация Программы позволит исполнить поручение Президента России В.В. Путина по обеспечению бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между Сахалином, Курильскими островами, Камчаткой и материком. Планируется осуществить обновление парка воздушных и морских судов, реконструировать ряд портовых сооружений и автомобильных дорог. Реализация мероприятий Программы создаст условия для эффективного использования природного потенциала Курил с целью развития отраслей экономики, которые не связаны с рыбохозяйственным комплексом: горнодобывающей отрасли, аграрного сектора, туристического комплекса.
Предстоит продолжить строительство жилья и обновить инженерную инфраструктуру, которая нужна для массовой жилищной застройки, повысить качество услуг в жилищно-коммунальной сфере, а также обеспечить формирование современной коммуникационной инфраструктуры, создание современной системы предупреждения и защиты людей от опасных природных явлений, чрезвычайных ситуаций, улучшить ситуацию по доступности услуг социальной сферы.
Острота и масштабность существующих проблем требуют принятия взвешенных и своевременных мер для обеспечения устойчивого социально-экономического роста и создания условий для увеличения постоянного населения островов.
С целью своевременного осуществления соответствующих мероприятий федеральной целевой программы, в том числе в рамках осуществления их софинансирования из консолидированного бюджета Сахалинской области, дальнейшего развития соответствующих комплексов и отраслей необходимо утвердить государственную программу Сахалинской области "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" (далее - Программа).
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации государственной программы, описание основных целей и задач государственной программы
Приоритеты и цели региональной политики соответствуют приоритетным задачам по опережающему развитию Дальнего Востока Российской Федерации, определенным Президентом Российской Федерации как национальный приоритет развития страны в XXI веке, которые базируются на положениях следующих основных документов стратегического планирования:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р;
- Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р;
- Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р;
- Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р.
Цели и задачи Программы соответствуют целям и задачам федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы".
Мероприятия федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы", реализация которых предполагается на условиях софинансирования из консолидированного бюджета Сахалинской области, включены в состав данной Программы.
Целью Программы является комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы Курильских островов, обеспечивающее привлекательные условия хозяйствования и жизнедеятельности для их населения.
Для достижения этой цели необходимо формирование новой модели развития Курильских островов с использованием инструментов стимулирования экономического роста, развития инфраструктуры и формирования комфортного жизненного пространства.
Для реализации цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- реализация мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы;
- строительство и реконструкция объектов муниципальной собственности на Курильских островах;
- обеспечение деятельности ГКУ "Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области";
- объекты и мероприятия, реализуемые за счет бюджета Сахалинской области, включая объекты капитального характера государственной собственности.
Основные направления Программы:
- развитие транспортных и коммуникационных связей, включая обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между Курильскими островами, островом Сахалин, материком и полуостровом Камчатка;
- создание конкурентоспособных "точек роста", обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие, содействие привлечению прямых инвестиций, в том числе иностранных, стимулирование деловой активности и развитие малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение жителей Курильских островов доступным и комфортным жильем, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности;
- формирование условий для гармоничного развития человеческого капитала и кадрового потенциала Курильских островов.
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы должны стать в качественном выражении:
- принципиальное улучшение транспортной доступности островов путем обеспечения регулярности осуществления грузовых и пассажирских перевозок;
- создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала, развития ресурсоперерабатывающих производств с использованием современных технологий и адаптированных к условиям Курильских островов инновационных разработок;
- снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики и улучшения качества жизни;
- модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение и жилищный сектор.
В количественном выражении в ходе выполнения мероприятий Программы планируется достижение следующих основных результатов:
- объем отгрузки продукции рыбоперерабатывающих производств в целом по муниципальным образованиям Курильских островов к 2020 году составит 6920 млн. рублей, к 2025 году - 17 000,0 млн. рублей;
- ежегодный объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) к 2020 году увеличится в 1,45 раза;
- будет обеспечен рост покупательной способности населения муниципальных образований Курильских островов (в процентах к уровню прожиточного минимума), в частности:
- в Курильском городском округе в 2013 году составил 465,7 процента, к 2020 году ее рост планируется до 560,7 процентов и к 2025 году до 568,5 процента;
- в Северо-Курильском городском округе в 2013 году составил 367,2 процента, к 2020 году ее рост планируется до 525,2 процента и к 2025 году до 560,5 процента;
- в Южно-Курильском городском округе в 2013 году составил 314,8 процента, к 2020 году ее рост планируется до 409,5 процента и к 2025 году до 535,5 процента.
Результирующим показателем эффективности программы должен стать прирост численности постоянного населения островов к 2025 году, почти на четверть до 24,39 тыс. человек.
3. Перечень мероприятий государственной программы
Перечень мероприятий и основных мероприятий Программы изложен в приложении N 1 к настоящей Программе и сгруппирован по следующим разделам:
1. Мероприятия федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы";
2. Строительство и реконструкция объектов муниципальной собственности на Курильских островах;
3. Осуществление деятельности в сфере строительства;
4. Объекты и мероприятия, реализуемые за счет бюджета Сахалинской области, включая объекты капитального характера государственной собственности.
Раздел "Мероприятия федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" включает укрупненные мероприятия и мероприятия (объекты) федеральной целевой программы, реализация которых предусматривает финансирование (софинансирование) из средств консолидированного бюджета Сахалинской области.
Детализация укрупненных мероприятий, включенных в состав федеральной целевой программы, осуществляется по следующим механизмам:
- в случае если укрупненное мероприятие предусматривает финансирование только из консолидированного бюджета Сахалинской области, выделение и утверждение перечня объектов (мероприятий) производится в структуре настоящей Программы в рамках приложения N 2;
- в случае если укрупненное мероприятие предполагает наличие финансирования из федерального бюджета, но конкретный объект (мероприятие) реализуется только за счет средств консолидированного бюджета Сахалинской области либо внебюджетных источников, пообъектная детализация производится по результатам бюджетного планирования на очередной финансовый год в рамках мероприятий по утверждению либо корректировке настоящей Программы;
- в случае если реализация конкретного предлагаемого к финансированию объекта (мероприятия) в составе укрупненного мероприятия федеральной целевой программы предусматривает использование средств федерального бюджета, такие объекты выделяются в соответствии с методикой детализации укрупненных инвестиционных проектов, утвержденной в составе федеральной целевой программы. Детализация осуществляется федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками соответствующих мероприятий федеральной целевой программы. При этом в состав настоящей Программы в ходе ее утверждения или корректировки за два года до открытия финансирования из федерального бюджета включаются объекты (мероприятия), финансирование разработки (корректировки) проектной документации и (при необходимости) прохождение ценового и технологического аудита по которым осуществляется за счет средств областного бюджета;
- в состав настоящей Программы могут включаться отдельные мероприятия, направленные на обеспечение проведения процедур, необходимых для открытия федерального финансирования по объектам и мероприятиям федеральной целевой программы.
Раздел "Строительство и реконструкция объектов муниципальной собственности на Курильских островах" содержит мероприятия, предусматривающие завершение строительства (реконструкции) объектов, финансирование которых осуществлялось в предыдущие периоды посредством предоставления муниципальным образованиям, расположенным на Курильских островах, субсидий на повышение экономической активности. В состав раздела включены мероприятия по строительству и реконструкции объектов муниципальной собственности, создание которых предусматривалось в рамках иных программных документов.
В рамках раздела "Осуществление деятельности в сфере строительства" предусматриваются расходы на содержание государственного казенного учреждения "Дирекция по реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов".
Раздел "Объекты и мероприятия, реализуемые за счет бюджета Сахалинской области, включая объекты капитального характера государственной собственности", обобщает реализацию объектов и мероприятий, включая строительство объектов, направленных на обеспечение необходимых условий для реализации полномочий Сахалинской области в соответствующих сферах деятельности на территории Курильских островов.
В составе мероприятий Программы присутствуют прикладные научные исследования, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по направлениям:
- комплексная оценка использования потенциала природных ресурсов Курильских островов для вовлечения его в хозяйственный оборот;
- развитие въездного туризма.
В рамках мероприятий по улучшению инвестиционного климата предполагается реализация за счет средств областного бюджета целевой поддержки промышленных предприятий, производящих продукцию из водно-биологических ресурсов (в том числе - на частичную компенсацию затрат на энергоснабжение).
В рамках повышения привлекательности островов для квалифицированных специалистов, их материальной поддержки при принятии решения о переезде на постоянное место жительства на Курильские острова предполагается реализация мероприятия по осуществлению из средств бюджета области выплат стимулирующего характера для квалифицированных специалистов, переселяющихся на постоянное место жительства, и работы в учреждениях муниципального и областного подчинения. Порядок выплаты пособия квалифицированным специалистам в целях их стимулирования к переселению на Курильские острова на постоянное место жительства и работы в государственных и муниципальных учреждениях Сахалинской области утверждается Правительством Сахалинской области.
Обеспечение контроля над полнотой и своевременностью реализации мероприятий Программы предполагается на основе утверждения и обеспечения ежемесячного администрирования ответственным исполнителем Программы планов-графиков реализации мероприятий с предоставлением ежеквартального доклада Губернатору и Правительству Сахалинской области.
4. Характеристика мер правового регулирования государственной программы
Реализация мероприятий государственной программы регламентируется федеральной и областной нормативно-правовой базой, включая:
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
- постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 793 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы";
- постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
- постановление Правительства Сахалинской области от 19.04.2011 N 136 "Об утверждении порядка оценки эффективности использования бюджетных инвестиций, направляемых в объекты капитального строительства";
- постановление Правительства Сахалинской области от 21.03.2014 N 118 "Об утверждении порядка осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Сахалинской области, за счет средств областного бюджета";
- постановление Правительства Сахалинской области от 01.07.2015 N 253 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием Сахалинской области" и другие.
Перечень нормативно-правовых актов, принятие которых потребуется в связи с утверждением настоящей Программы, указан в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Перечень целевых индикаторов (показателей) государственной программы
Перечень и значения целевых индикаторов (показателей) Программы по годам ее реализации приведены в приложении N 5 к настоящей Программе.
Перечень целевых индикаторов и показателей Программы сформирован исходя из необходимости мониторинга достижения ее целей и выполнения поставленных задач.
Перечень показателей соответствует утвержденному перечню и методике сбора и расчета значений целевых индикаторов и показателей федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 793.
При формировании системы целевых индикаторов и показателей учитывалась возможность дополнительной оценки достоверности и прогнозных значений целевых индикаторов и показателей Программы на основе сведений, получаемых в результате прикладных целевых научных исследований, предусмотренных Программой.
Показатели, характеризующие результативность использования муниципальными образованиями Сахалинской области, расположенными на Курильских островах, субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, применяются в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 11.03.2016 N 102 "О перечне расходных обязательств муниципальных образований Сахалинской области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Сахалинской области, целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения на 2016 - 2018 годы".
Перечень и прогнозные значения целевых индикаторов и показателей не являются исчерпывающими и могут уточняться в ходе корректировок настоящей Программы.
6. Ресурсное обеспечение государственной программы
Источниками финансирования Программы являются:
- средства областного бюджета;
- средства федерального бюджета;
- средства местных бюджетов;
- средства внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 83 656 160,6 тысяч рублей, в том числе за счет средств областного бюджета в течение 2016 - 2025 годов составит 44 160 293,2 тысяч рублей.
Ежегодное финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусматриваемых законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год, и может корректироваться.
Оценка объемов возможного привлечения средств из федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников подлежит ежегодному уточнению.
Ресурсное обеспечение Программы в разрезе источников и главных распорядителей бюджетных средств представлено в приложениях N 6,7к настоящей Программе.
7. Меры государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы
Меры государственного регулирования и управления рисками должны опираться на своевременное выявление и минимизацию их влияния на достижение цели Программы.
Основными рисками при реализации Программы являются:
- риск недостаточного обеспечения финансирования Программы;
- риск возникновения сбоев (низкого качества управления) при реализации Программы;
- риск несовершенства технологической инфраструктуры;
- риск задержки реализации ключевых мероприятий Программы;
- риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы (масштабные природные и техногенные катастрофы, вооруженные конфликты и др.).
С целью минимизации влияния рисков на достижение цели и запланированных результатов в процессе реализации Программы возможно принятие следующих общих мер:
- мониторинг реализации Программы, позволяющий отслеживать выполнение запланированных мероприятий и достижения промежуточных показателей и индикаторов Программы;
- принятие решений, направленных на достижение эффективного взаимодействия исполнителей и участников Программы, а также осуществление контроля качества ее выполнения;
- оперативное реагирование на изменения факторов внешней и внутренней среды и внесение соответствующих корректировок в Программу.
Управление рисками осуществляется ответственным исполнителем и участниками Программы в процессе мониторинга реализации Программы и оценки ее эффективности и результативности.
8. Методика оценки эффективности государственной программы
Методика оценки эффективности Программы разработана в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 N 117 (далее - Порядок реализации государственных программ). Оценка эффективности Программы производится ежегодно. Основанием для оценки являются данные, включаемые в формы мониторинга реализации Программы в порядке и сроки, установленные Порядком реализации государственных программ. Результаты оценки включаются в состав годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы.
Оценка эффективности Программы осуществляется отдельно по мероприятиям каждой подпрограммы.
Оценка эффективности Программы определяется на основе степени достижения плановых значений индикаторов (показателей), степени реализации мероприятий, степени соответствия запланированному уровню расходов, интегрального показателя эффективности Программы и показателя комплексной эффективности Программы на основе следующих формул:
1. Степень достижения планового значения индикатора (показателя):
- для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
- для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
,
где:
- степень достижения планового значения i-го индикатора (показателя) Программы;
- значение i-го индикатора (показателя) Программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение i-го индикатора (показателя) государственной программы.
Если , то значение СДi принимается равным 1.
На основе степени достижения плановых значений каждого индикатора (показателя) Программы рассчитывается средняя арифметическая величина степени достижения плановых значений индикаторов Программы по следующей формуле:
,
где:
- степень достижения плановых значений индикаторов (показателей) Программы;
- число индикаторов (показателей) в Программе.
2. Степень реализации мероприятий:
,
где:
СРм - степень реализации мероприятий Программы;
Мф - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
Мп - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Расчет степени реализации мероприятий осуществляется по мероприятиям, включенным в план-график реализации Программы.
3. Степень соответствия запланированному уровню расходов:
, где:
ССур - степень соответствия запланированному уровню расходов Программы;
Рк - кассовые расходы на реализацию Программы в отчетном году;
Рп - плановые расходы на реализацию Программы в отчетном году.
4. Интегральный показатель эффективности Программы:
,
где:
- интегральный показатель эффективности Программы;
- степень достижения плановых значений индикаторов (показателей) Программы;
- степень реализации мероприятий Программы;
- степень соответствия запланированному уровню расходов Государственной программы.
5. Показатель комплексной эффективности Программы рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- показатель комплексной эффективности Программы;
К - количество подпрограмм, включая Программу, при наличии в ней мероприятий, не входящих в перечень мероприятий подпрограмм Программы.
Показатели эффективности Программы, предусмотренные пунктами 1 - 5 настоящего раздела, оцениваются согласно следующим значениям:
- высокий уровень эффективности, если значение составляет более 0,95;
- средний уровень эффективности, если значение составляет от 0,90 до 0,95;
- низкий уровень эффективности, если значение составляет от 0,83 до 0,90.
В остальных случаях эффективность Программы признается неудовлетворительной.".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 27 декабря 2017 г. N 644 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.