Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению N 467 от 17 июня 2016 г.
Положение
о порядке организации работы рынков на территории Ягоднинского городского округа
Настоящий Порядок определяет основные требования к организации работы рынков на территории Ягоднинского городского округа (далее - округ) в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, Законом Российской Федерации "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1, Законом Российской Федерации "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется на все субъекты торговой деятельности.
1. Общие положения
1.1. Термины и определения:
рынок - имущественный комплекс, действующий в местах, определенных органами местного самоуправления, предназначенный для осуществления торговой деятельности по установленным правилам и нормам, отвечающий требованиям к содержанию его территории и оборудованию;
универсальный смешанный рынок - рынок, на котором осуществляется реализация продовольственных и непродовольственных товаров в специализированных торговых зонах;
специализированный рынок - рынок, на котором доля торговых мест, предназначенных для реализации определенной товарной группы, составляет не менее 60% от их общего количества;
вещевой рынок - рынок, на котором осуществляется реализация непродовольственных товаров;
продовольственный рынок - рынок, на котором осуществляется реализация продовольственных товаров;
рынок (зона) по торговле сельхозпродукцией - рынок (зона), на котором осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции;
зооботанический рынок (зона) - рынок (зона), на котором осуществляется реализация живых животных, птиц, аквариумных рыб, рептилий, кормов, саженцев деревьев и кустарниковых растений, цветов и сопутствующих для них товаров;
авторынок - рынок, на котором осуществляется реализация автомототранспортных средств, запасных частей к ним и иных сопутствующих товаров;
регламент - документ, устанавливающий основные правила организации торговой деятельности рынка;
торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, направленной на удовлетворение покупательного спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг;
субъекты торговой деятельности - юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие торговую деятельность (торговые организации), объединения торговых организаций и граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели) и зарегистрированные в установленном порядке, а также граждане, реализующие продукцию, выращенную в личном подсобном хозяйстве (включая садовые, огородные участки);
полномочные представители субъекта торговой деятельности - физические лица, уполномоченные субъектом торговой деятельности осуществлять торговлю от его имени и полномочия которых подтверждаются приказом о приеме на работу либо трудовым договором или соглашением, а также доверенностью на право осуществлять торговую деятельность;
товар - продукция, представленная для купли-продажи на рынке;
специализированный автофургон - автомобиль, оснащенный специализированным торговым оборудованием, для продажи продовольственных или промышленных товаров.
1.2. По специализации рынки делятся следующим образом:
- универсальный рынок (или смешанный);
- вещевой рынок;
- продовольственный рынок;
- специализированный рынок;
- рынок по торговле сельскохозяйственной продукцией;
- зооботанический рынок;
- авторынок.
1.3. Специализация рынка и зонирование территории рынка по группам реализуемых товаров определяется администрацией рынка по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления, а также с территориальными отделами Роспотребнадзора и Ростехнадзора с учетом требований к условиям реализации товаров, установленных Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
1.4. Решение об организации рынка, вводе (приемке) в эксплуатацию и прекращении его деятельности принимается в соответствии с постановлением главы Ягоднинского городского округа по согласованию с Собранием представителей муниципального образования "Ягоднинский городской округ".
Эксплуатация рынка до оформления в установленном порядке акта ввода (приемки) запрещается.
1.5. Регламент рынка разрабатывается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставными документами и в обязательном порядке освещает вопросы:
- режим работы рынка и порядок доступа на рынок продавцов, покупателей, обслуживающего автотранспорта;
- характеристику предоставляемых продавцами торговых мест и объектов, порядок (обеспечивающий учет торгующих на рынке), условия и стоимость их аренды и платежи в бюджет;
- порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов питания (с учетом специализации рынка);
- перечень дополнительных услуг;
- права, обязанности, ответственность субъектов рынка.
2. Требования к содержанию и оборудованию рынка
2.1. На территории рынка запрещается:
- организация дополнительных торговых мест помимо утвержденных схемой размещения объектов;
- размещение на территории рынка объектов игорного бизнеса, в том числе установка игровых автоматов с вещевым и денежным выигрышем, а также распространение и проведение различных лотерей;
- торговля на рынках товарами потребительского спроса из емкостей (контейнеров), предназначенных для перевозки грузов (включая торговые объекты контейнерного типа), а также из автомобилей (за исключением специализированных автофургонов);
- реализация продовольственных и непродовольственных товаров с автомашин, за исключением специализированного автотранспорта и оборудования (автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей), имеющих разрешительную документацию на вид деятельности;
- нахождение легкового и грузового автотранспорта в период работы рынка.
2.2. При входе на территорию рынка должна быть оформлена вывеска (на русском языке) с указанием его названия, специализации, режима работы.
2.3. На доступном для обозрения месте устанавливаются:
- указатели торговых зон по специализации;
- стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и сервисного обслуживания, административных помещений, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения с территориальным отделом Роспотребнадзора (при реализации продукции животного и растительного происхождения), контрольных весов, автостоянки, туалета и других объектов;
- схема эвакуации рынка при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- информационный стенд, где для сведения продавцов и посетителей рынка вывешиваются:
* Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей",
* правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров,
* перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания,
* информация о порядке и условиях предоставления мест торговли и услуг на рынке, о местонахождении книги отзывов и предложений,
* график проведения санитарных дней,
* перечень основных видов предоставляемых услуг,
*номера телефонов руководителя администрации рынка, органа местного самоуправления, территориального отдела Роспотребнадзора, отдела внутренних дел, куда можно обратиться по вопросам работы рынка, входящим в их компетенцию.
На рынках, где торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом осуществляются с использованием средств измерений (весы, гири, мерные емкости, метры и др.), обязательно наличие измерительных приборов, соответствующих требованиям метрологических правил и норм.
Весы и другие измерительные приборы должны устанавливаться на рабочем месте продавца таким образом, чтобы в наглядной форме (визуально) обеспечивался весь процесс взвешивания, определения стоимости и отпуска товаров.
2.4. На территории рынка в специально отведенных местах могут быть размещены:
- объекты массового питания и сервисного обслуживания;
- стенд для предоставления предприятиями промышленности (на договорных условиях) возможности показа перспективных товаров, проведения презентаций, рекламных кампаний по их популяризации.
2.5. На рынке проводится санитарный день в соответствии с графиком, согласованным с администрацией округа и утвержденным территориальным отделом Роспотребнадзора.
2.6. Территория рынков и подъездные пути к ним в городе должны быть заасфальтированы или замощены и иметь уклоны для стока дождевых вод.
3. Требования к организации торгового процесса
3.1. Организация торгового процесса должна производиться в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (ГОСТов, ТУ, особых условий, ветеринарных, санитарных и других правил), в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки), хранения, реализации товаров и соблюдения прав и интересов покупателей.
3.2. Цены на товары, реализуемые на рынке, формируются в соответствии с договоренностью между продавцом и покупателем, кроме продовольственных товаров, реализуемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, цены на которые устанавливаются приказами департамента цен и тарифов Правительства Магаданской области и постановлениями Губернатора Магаданской области.
Цены на товары указываются в валюте Российской Федерации.
Товары, реализуемые на рынке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должны иметь соответственно оформленные ценники.
3.3. Завоз товара осуществляется до начала работы рынков.
3.4. Продажа алкогольной продукции производится в строгом соответствии с требованиями и правилами, установленными законодательными актами Российской Федерации и Магаданской области.
3.5. Торговля без применения контрольно-кассовых машин запрещается, кроме случаев, утвержденных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
3.6. Товары, запрещенные к реализации на рынке, изложены в приложении N 1 к Порядку организации работы рынков округа.
3.7. Требования к реализации товаров на зооботанических, сельскохозяйственных рынках (зонах), а также товаров, бывших в употреблении, определены соответственно приложениями N 2, 3, 4 к Порядку организации работы рынков округа.
4. Перечень нарушений, которые являются основанием для приостановления деятельности рынка
4.1. Деятельность рынка или торгового объекта при рынке может быть временно приостановлена при наличии следующих нарушений, подтвержденных соответствующими документами:
- отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на пользование земельным участком (необходимая исходно-разрешительная, проектно-сметная документация), нецелевое использование земельного участка;
- ненадлежащее выполнение архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил;
- нарушение санитарного законодательства при организации и эксплуатации рынков, в том числе при отсутствии санитарно-защитной зоны, систем водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения, холодильного оборудования, нарушение специализации торговых мест и торговых рядов, систематическое уклонение от наведения и поддержания установленного санитарно-технического состояния;
- нарушение ветеринарно-санитарных правил и норм (отсутствие сопроводительной ветеринарной документации, предусмотренной законодательством РФ, заключений государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или территориальным отделом Роспотребнадзора, удостоверяющих соответствие реализуемой продукции требованиям ветеринарных правил и норм), документов, подтверждающих качество и безопасность продукции;
- нарушение природоохранного законодательства при организации и эксплуатации рынков, экологических требований;
- несоблюдение требований пожарной безопасности;
- наличие данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность (в том числе незаконная торговля товарами, оборот которых ограничен - оружие, наркотические вещества, алкогольная продукция и т.п.);
- нарушение законодательства о налогах и сборах, систематическое уклонение от уплаты налогов, платежей и штрафных санкций;
- незаконный сбор администрацией рынков денежных средств, принуждение арендаторов к заключению дополнительных услуг, не оговоренных в договоре аренды торгового места;
- использование иностранных работников при отсутствии разрешения на их привлечение и подтверждения на право трудовой деятельности, оформленных в установленном порядке.
4.2. При установлении указанных нарушений деятельность рынка (торгового объекта на рынке) временно приостанавливается уполномоченными представителями территориальных отделов Роспотребнадзора и Ростехнадзора, должностными лицами территориального отделения надзорной деятельности по Ягоднинскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Магаданской области, иными должностными лицами в пределах их компетенции.
4.3. Функционирование рынка (торгового объекта) возобновляется после полного устранения допущенных нарушений на основании решения должностного лица, принявшего решение о приостановлении его деятельности.
5. Прекращение деятельности рынков (определено пунктом 1.4 статьи 1 данного Положения)
Деятельность рынка прекращается:
- в случае истечения срока аренды земельного участка, временно выделенного под рынок, и отсутствия договора аренды, заключенного на новый срок в установленном порядке;
- при досрочном расторжении договора аренды земельного участка в установленном порядке по инициативе одной из сторон, в том числе в случаях неоднократных, грубых нарушений нормативно-правовых актов Российской Федерации и Магаданской области, допускаемых на территории рынка, подтвержденных актами проверок соответствующих контролирующих органов, за непринятие мер по их устранению.
6. Управление рынком, права, обязанности и ответственность администрации рынка
6.1. Управление деятельностью рынка муниципальной формы собственности осуществляется администрацией рынка (далее - администрация), назначаемой соответствующим органом местного самоуправления. Управление деятельностью рынка, находящегося в частной или иной форме собственности, осуществляется собственником (далее - администрация), являющимся арендатором земельного участка и (или) помещения, выделенного или приобретенного для организации рынка.
6.2. Все отношения субъектов торговой деятельности, работающих на рынках с администрацией, осуществляются на договорной основе.
6.3. Отношения администрации с органами местного самоуправления строятся на договорной основе исходя из правил и требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Магаданской области, настоящим постановлением.
6.4. Администрация рынка имеет право:
- сдавать в аренду торговые места юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на договорной основе для осуществления торговой деятельности и предоставления услуг;
- самостоятельно определять стоимость аренды торгового места;
- предоставлять дополнительные услуги на договорной основе.
6.5. Администрация рынка обязана:
- организовать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, определяющими осуществление торговой деятельности и обеспечивающими охрану окружающей среды, эпидемиологическую безопасность в районе расположения;
- принимать меры к привлечению и участию в торговле на рынке предприятия всех форм собственности, тем самым влияя на снижение цен;
- принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, оказывать содействие сотрудникам милиции, организовывать сторожевую охрану;
- обеспечить необходимые условия для нормального функционирования рынка, в том числе по энерго-, тепло- и водоснабжению;
- обеспечить наличие контрольного журнала проверок торговой деятельности контролирующими органами;
- содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии торговые площади рынка, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и другие, обеспечить своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории;
- назначить приказом ответственного за работу пункта проката средств измерений и обеспечения единства измерений;
- установить плату за прокат средств измерений;
- обеспечить вывоз твердобытовых отходов, крупногабаритного мусора и различного вида тары;
- проводить санитарные дни в соответствии с графиком, согласованным с органом местного самоуправления и утвержденным территориальным отделом Роспотребнадзора;
- обеспечивать продавцов весоизмерительными приборами (весы, гири и другие весоизмерительные приборы должны иметь ясные клейма и представляться на проверку в установленные сроки территориальным органам государственной метрологической службы). Использование бытовых весоизмерительных приборов запрещается;
- создать условия для проведения экспертизы продуктов питания животного и растительного происхождения по показателям ветеринарно-санитарной безопасности и качества за счет средств владельцев продукции в соответствии с действующими правилами ветсанэкспертизы;
- оказывать содействие представителям контролирующих органов в ходе проверки, принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений.
6.6. Администрация рынка обязана выделить и оборудовать:
- помещение для размещения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или территориального отдела Роспотребнадзора (при реализации пищевых продуктов животного и растительного происхождения);
- помещение или место для разруба мясосырья;
- помещение, включая помещение-изолятор, оборудованное холодильной камерой для временного хранения продукции, от которой отобраны пробы для лабораторных исследований и изъятые из оборота контролирующими органами;
- камеры хранения;
- помещение для хранения дезинфицирующих средств;
- пункт проката тележек для доставки товара до торговых мест;
- пункт проката средств измерений;
- средства пожаротушения и средства оповещения покупателей и продавцов на случаи аварийных и чрезвычайных ситуаций;
- стоянки для автотранспортных средств арендаторов и покупателей;
- общественные туалеты, водопровод;
- мусоросборники.
6.7. Администрация рынка обеспечивает:
- потребности продавцов в торгово-технологическом (включая холодильное) оборудовании, инвентаре, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам;
- осуществление в течение дня оперативного контроля за наличием у торгующих требуемых документов, нагрудных торговых знаков;
- принятие оперативных мер по устранению причин конфликтных ситуаций при обслуживании покупателей;
- наличие книги отзывов и предложений, зарегистрированной в органе местного самоуправления, которая выдается покупателю по первому требованию.
7. Порядок предоставления торговых мест
7.1. Предоставление торговых мест осуществляется по договору аренды, в котором в обязательном порядке должны быть отражены вид объекта, условия и стоимость его аренды, размеры взимаемой платы за дополнительно предоставляемые услуги и другие необходимые реквизиты, указанные в договоре.
7.2. Торговые места на рынках предоставляются администрацией при обязательном предъявлении:
Индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица:
- паспорта;
- свидетельства о государственной регистрации;
- свидетельства о постановке на учет и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), выданного налоговыми органами;
- карточки регистрации контрольно-кассовой машины, включенной в Государственный реестр.
Юридическими лицами:
- свидетельства о государственной регистрации с отметкой о постановке на налоговый учет;
- карточки регистрации контрольно-кассовой машины, включенной в Государственный реестр.
Иностранными гражданами и лицами без гражданства:
- визы;
- паспорта;
- документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания;
- оформленное миграционной службой Магаданской области подтверждение на право трудовой деятельности при приеме на работу по контракту.
Гражданами, реализующими сельхозпродукцию, выращенную в личном подсобном хозяйстве (включая садовые, огородные участки):
- ветеринарно-санитарного заключения на продукты и пищевое сырье животного происхождения, надлежащее ветеринарно-санитарному надзору в соответствии с действующим законодательством;
- паспорта;
- документов о владении (пользовании) земельным (дачным) участком.
7.3. Субъекты торговой деятельности (продавец) обязаны предъявлять также иные документы, установленные регламентом.
7.4. Полномочный представитель субъекта торговой деятельности обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также приказ о приеме на работу либо трудовой договор, подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность, и карточку регистрации контрольно-кассовой машины, включенной в Государственный реестр, и предъявить по первому требованию администрации и соответствующих контролирующих органов.
7.5. Оплата торгового места производится до начала торговли.
7.6. Получение от продавцов денежных средств оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины.
7.7. Передача торгового места третьему лицу запрещается.
8. Режим работы рынка
8.1. Режим работы устанавливается администрацией рынка по согласованию с администрацией города.
Администрация города может вносить коррективы по режиму работы рынков в предпраздничные и праздничные дни, дни проведения мероприятий.
8.2. Время работы отдельных объектов регламентируется общим режимом работы рынка.
8.3. При закрытии рынка для проведения плановых санитарно-технических работ администрация предварительно информирует продавцов, население и органы местного самоуправления о причинах и периоде закрытия рынка.
8.4. В случае необходимости закрытия обособленного объекта торговли (павильон, палатка, киоск и т.п.) во время работы рынка продавец обязан вывесить объявление с информацией для покупателей о причинах и периоде закрытия объекта, а в случае закрытия объекта более чем на 1 час рабочего времени, помимо объявления для посетителей, письменно известить об этом администрацию рынка.
8.5. В случае закрытия рынка для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей и органов исполнительной власти доводится незамедлительно.
9. Контроль за работой рынков
9.1. Контроль за соблюдением на рынках требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется соответствующими органами (определено пунктом 4.2 статьи 4 данного Положения) и администрацией в пределах своей компетенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.