Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
городского округа
от 12.12.2016 г. N 796
Муниципальная программа
"Оздоровление муниципальных финансов в Омсукчанском городском округе на 2017 - 2019 годы"
Паспорт
муниципальной программы "Оздоровление муниципальных финансов в Омсукчанском городском округе на 2017 - 2019 годы"
Наименование муниципальной программы |
"Оздоровление муниципальных финансов в Омсукчанском городском округе на 2017 - 2019 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - постановление администрации Омсукчанского городского округа от 17.02.2015 г. N 99 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ администрации Омсукчанского городского округа" |
Заказчик Программы |
Администрация Омсукчанского городского округа |
Разработчик Программы |
Комитет финансов администрации Омсукчанского городского округа |
Ответственный исполнитель Программы |
Комитет финансов администрации Омсукчанского городского округа |
Исполнители Программы |
Комитеты и управления администрации Омсукчанского городского округа |
Цели Программы |
1) Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Омсукчанского городского округа |
Задачи Программы |
- развитие доходного потенциала бюджета Омсукчанского городского округа (реализация резервов по привлечению доходов в бюджет и наращивание собственной доходной базы бюджета Омсукчанского городского округа); - повышение эффективности бюджетных расходов Омсукчанского городского округа; - погашение просроченных расходных обязательств Омсукчанского городского округа. |
Сроки Реализации Программы |
2017 - 2019 годы |
Объем средств на реализацию Программы |
Финансирование не предусмотрено |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- создание стабильных финансовых условий для устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни, достижение стратегических целей социально-экономического развития округа; - обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета округа в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; - создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов; - увеличение доли налоговых и неналоговых доходов бюджета округа в общем объеме собственных доходов бюджета округа (без учета субвенций); - снижение доли просроченной кредиторской задолженности бюджета округа к общему объему расходов бюджета округа. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации Омсукчанского городского округа от 17.02.2015 г. N 99 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ администрации Омсукчанского городского округа". |
1. Содержание проблем и задачи их решения программно-целевым методом
Муниципальные финансы необходимы для реализации органами местного самоуправления своих функций, поэтому эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития Омсукчанского городского округа (далее - округ).
Необходимыми условиями долгосрочной устойчивости бюджетной системы являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансирования этих функций.
Ежегодно на стадии формирования проекта бюджета округа проводилась инвентаризация действующих расходных обязательств на предмет отказа от реализации неприоритетных задач, мероприятий, либо переносу их финансирования на более поздние сроки, в том числе инвентаризация действующих нормативно правовых актов, муниципальных и ведомственных целевых программ; использовались критерии выбора бюджетных обязательств в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики округа на очередной финансовый год с целью усиления целевой направленности использования бюджетных ресурсов, их концентрации и оптимизации. В ходе исполнения бюджета реализовывались мероприятия по реорганизации учреждений, совершенствованию структуры и численности, экономии топливно-энергетических ресурсов, другие мероприятия. Вместе с тем, сохраняются традиционные риски, которые оказывают влияние на объем доходов и расходов бюджета округа, качество бюджетного планирования.
Ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из областного бюджета в рамках проводимой на региональном уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Магаданской области, исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов требуют принятия мер по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета округа.
Абсолютное сокращение расходов ведет к ухудшению их структуры, что без оптимизационных мероприятий отрицательно влияет на качество оказываемых услуг и развитие бюджетной сферы.
Не в полном объеме созданы условия для мотивации органов местного самоуправления и подведомственных учреждений округа по повышению эффективности бюджетных расходов. В этих условиях дальнейшее выстраивание бюджетной политики должно быть подчинено главной цели: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
1.1. Важным условием поддержания стабильности и развития бюджетной системы округа является:
- повышение точности прогнозирования доходов бюджета округа;
- обеспечение полной и своевременной уплаты налогов в бюджет;
- расширение налогооблагаемой базы, налаживание эффективного межведомственного взаимодействия всех участников процесса сбора налогов, а также повышение налоговой культуры налогоплательщиков.
В настоящее время развитие финансово-бюджетной системы округа осуществляется в условиях непрерывно меняющегося федерального и регионального законодательства, что затрудняет планирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Кроме того, преобладающая часть налоговых доходов, собираемых на территории округа, поступает в федеральный бюджет и бюджет Магаданской области. На протяжении ряда лет ведётся напряженная работа по увеличению доходного потенциала округа.
Основными доходными источниками, формирующими доходную базу бюджета округа, являются:
- налог на доходы физических лиц;
- доходы от использования и реализации имущества;
- налоги на совокупный доход.
Доля перечисленных в общей сумме налоговых и неналоговых доходов по итогам 2015 года составляет 73,1%, 14,1%, 5% соответственно.
Недостаточность доходной базы бюджета округа, требование безусловного исполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597-601, N 606, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688, действующих расходных обязательств бюджета округа приводит к необходимости формирования бюджета с дефицитом.
Основные параметры бюджета округа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
2015 год отчет |
2016 год утверждено |
2017 год прогноз |
2018 год прогноз |
2019 год прогноз |
Доходы, млн руб., в т. ч.: |
577,4 |
580,4 |
577,1 |
591,7 |
606,9 |
Налоговые и неналоговые доходы, млн руб. |
218 |
245,8 |
284,9 |
299,6 |
314,8 |
Безвозмездные поступления, млн руб. |
359,4 |
334,6 |
292,1 |
292,1 |
292,1 |
Темп роста доходов к уровню прошлого года, в % |
|
100,5 |
99,4 |
102,5 |
102,6 |
Расходы, млн руб. |
616,4 |
610 |
577,1 |
616,7 |
631,9 |
Темп роста расходов к уровню прошлого года, в % |
|
99 |
94,6 |
106,9 |
102,5 |
Дефицит, млн руб. |
|
|
0 |
25 |
25 |
В целом ситуация с уровнем дефицита бюджета Омсукчанского городского округа означает необходимость разработки и реализации новых мер повышения эффективности управления муниципальными финансами.
1.2. На формирование доходной части бюджета Омсукчанского городского округа оказывает влияние установление налоговых льгот по уплате местных налогов. Налоговые льготы, предоставляемые из бюджета, должны быть направлены на повышение уровня и качества жизни населения, а также носить стимулирующий и взаимовыгодный характер.
В результате действия налоговых льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков правовыми актами округа, объем недополученных доходов в бюджет округа ежегодно составляет 404 тыс. руб. Хотя размер недополученных доходов является незначительным, в рамках настоящей Программы будет продолжена работа по инвентаризации льгот по налоговым и неналоговым доходам округа, их анализу, дана оценка эффективности по ним, и, в случае необходимости, будут разработаны правовые акты об отмене (изменении) налоговых льгот по местным налогам.
1.3. Одним из инструментов увеличения доходной базы округа является урегулирование задолженности перед бюджетом округа по налоговым и неналоговым доходам. Анализ задолженности по налогам и сборам, поступающим в бюджет округа, администратором которых является налоговый орган, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование налога |
Задолженность по налоговым доходам (тыс. руб.) |
Снижение (рост) задолженности по сравнению с началом 2016 года |
||||
На 01.01.2016 г. |
На 01.05.2016 г. |
На 01.07.2016 г. |
На 01.10.2016 г. |
На 01.11.2016 г. |
||
НДФЛ |
3581 |
3297 |
2394 |
4142 |
5042 |
+1461 |
ЕНВД |
2405 |
2831 |
2987 |
3577 |
3457 |
+1052 |
Налог на имущество ф/л |
110 |
111 |
110 |
107 |
74 |
-36 |
Земельный налог |
283 |
288 |
265 |
245 |
255 |
-28 |
ИТОГО налоговые: |
6379 |
6527 |
5756 |
8071 |
8828 |
+2449 |
Стоит отметить, что администрация Омсукчанского городского округа в соответствии с действующим законодательством не имеет юридических полномочий по применению каких - либо действенных мер в целях уменьшения задолженности по налогам и сборам, т.к. администратором данных поступлений в бюджет является налоговый орган. Кроме того, отсутствие возможности получать сведения от налогового органа по задолженности в разрезе налогов является существенной причиной невозможности проведения мероприятий, которые будут иметь положительный результат в части уменьшения задолженности по налогам и сборам.
Для уменьшения размера сложившейся задолженности по налоговым доходам перед бюджетом округа необходимо принимать меры по ее урегулированию путем:
- создания качественной отчетности главных администраторов (администраторов) доходов в части задолженности по платежам в бюджет;
- проведения совместной работы администраторов доходов, органов местного самоуправления округа по взысканию задолженности по платежам в бюджет, в том числе через работу комиссий при администрации округа.
1.4. В округе организован ежемесячный учет кредиторской задолженности бюджета в разрезе классификации операций сектора государственного управления. Наибольшее внимание уделяется состоянию кредиторской задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, начислениям на оплату труда, оплате жилищно-коммунальных услуг.
Финансовая необеспеченность расходных обязательств оказала негативное влияние на наметившуюся положительную динамику устойчивости бюджета округа. Подтверждением является возникновение неоплаченных бюджетных обязательств, и как следствие - просроченной кредиторской задолженности бюджета округа перед поставщиками услуг.
По состоянию на 01.01.2016 г. кредиторская задолженность Омсукчанского городского округа составляет 22442,6 тыс. руб., на 01.07.2016 г. - 20627,4 тыс. руб., на 01.11.2016 г. - 56585 тыс. руб., в том числе просроченная кредиторская задолженность - 16310 тыс. руб. по оплате услуг теплоснабжающей организации ООО "Востокмонтажспецстрой" по отоплению пустующего муниципального жилья в п. Дукат и п. Омсукчан. Решение данной проблемы невозможно осуществить в течение одного финансового года, т.к. требует значительного размера бюджетных средств. В целях недопущения роста просроченной кредиторской задолженности необходимо в течение действия Программы ежегодно предусматривать средства в бюджете округа на ее погашение, а также на оплату услуг теплоснабжающей организации по отоплению пустующего муниципального жилья, предоставляемых в текущем финансовом году.
1.5. По состоянию на 01.10.2016 г. численность муниципальных служащих округа составляет 81 штатных единиц. В соответствии с методическими рекомендациями по определению структуры исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, установлению должностных окладов выборных должностных лиц местного самоуправления, должностных лиц, замещающих муниципальные должности, отдельных категорий муниципальных служащих органов местного самоуправления численность муниципальных служащих администрации Омсукчанского городского округа и ее структурных подразделений должна быть в количестве 76 штатных единиц.
В связи с преобразованием трех муниципальных образований на территории Омсукчанского района в одно муниципальное образование "Омсукчанский городской округ" были созданы два новых структурных подразделения администрации Омсукчанского городского округа со статусом юридического лица: Управление культуры, социальной и молодежной политики и Управление спорта и туризма, которые являются учредителями подведомственных муниципальных бюджетных и казенных учреждений.
В целях осуществления централизованного бюджетного (бухгалтерского) учета в подведомственных учреждениях, а также для выполнения полномочий главного распорядителя бюджетных средств в части составления консолидированной бюджетной отчетности по итогам исполнения бюджета округа за отчетный финансовый год при данных двух структурных подразделениях администрации Омсукчанского городского округа из состава работников бухгалтерских служб подведомственных учреждений были созданы централизованные бухгалтерии, что позволило при уменьшении численности бухгалтерских служб учреждений улучшить качество составления бухгалтерской и бюджетной отчетности. Создание двух вышеперечисленных структурных подразделений администрации Омсукчанского городского округа не повлияло на увеличение штатной численности муниципальных служащих, так как работники централизованных бухгалтерий не являются муниципальными служащими.
В связи с тем, что централизованные бухгалтерии при вновь созданных структурных подразделениях не являлись отельными юридическими лицами в виде казенных или бюджетных учреждений, отражение расходов по оплате труда с начислениями на оплату труда как муниципальных служащих, так и работников централизованных бухгалтерий при данных подразделениях осуществлялось по единой классификации, предусмотренной только для отражения расходов на содержание органов местного самоуправления. Данный факт в настоящее время приводит к искажению отчетности по отражению расходов на функционирование органов местного самоуправления округа, так как централизованные бухгалтерии не являются органом местного самоуправления.
В целях решения задачи по полному и качественному отражению расходов в бюджете округа как на содержание органов местного самоуправления, так и муниципальных учреждений, оказывающих муниципальные услуги, необходимо осуществить создание нового муниципального учреждения, в состав которого будут входить как централизованные бухгалтерии отраслевых структурных подразделений администрации Омсукчанского городского округа, так и работники, осуществляющие техническое обеспечение их деятельности.
Все вышеперечисленные проблемы и задачи не могут быть решены в течение одного финансового года и будут решаться программно-целевым методом за период с 2017 по 2019 годы.
Организационной основой решения указанных проблем в сфере оздоровления муниципальных финансов Омсукчанского городского округа должна стать настоящая Программа.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Настоящая Программа разработана в целях формирования бюджетной политики округа, ориентированной на создание условий для эффективного управления муниципальными финансами округа и укрепление устойчивости бюджетной системы округа.
Программа определяет основные направления деятельности исполнительных органов местного самоуправления округа в сфере оптимизации расходов бюджета округа, ограничения бюджетного дефицита, погашения просроченных расходных обязательств на период до 2019 года.
Основной целью Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета округа.
Для достижения поставленной цели в рамках Программы предусматривается комплексная и системная реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:
- развитие доходного потенциала округа (реализация резервов по привлечению доходов в бюджет и наращивание собственной доходной базы бюджета);
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- погашение просроченных расходных обязательств округа.
Срок реализации Программы: 2017 - 2019 годы.
3. Система целевых индикаторов и ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы
Для оценки промежуточных и конечных результатов реализации Программы будут использованы целевые индикаторы, приведенные в таблице 3.
Таблица 3
N |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значения целевых показателей (индикаторов) |
||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||
1 |
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета округа |
тыс. руб. |
284942,4 |
299608,4 |
314792,2 |
2 |
Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета округа в общем объеме собственных доходов бюджета округа (без учета субвенций) |
% |
71,4 |
72,4 |
73,4 |
3 |
Отношение дефицита бюджета округа к доходам бюджета округа, рассчитанное в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации |
% |
0 |
8,3 |
7,9 |
4 |
Отношение объема просроченной кредиторской задолженности бюджета округа к расходам бюджета округа |
% |
не более 2,8 |
не более 1,3 |
0 |
5 |
Уменьшение размера просроченной кредиторской задолженности бюджета округа на конец года |
тыс. руб. |
не более 13000 |
не более 7000 |
0 |
6 |
Отсутствие просроченной кредиторской задолженности по оплате труда |
тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
7 |
Штатная численность органов местного самоуправления округа |
ед. |
78 |
76 |
76 |
8 |
Создание эксплуатационного центра |
шт. |
1 |
- |
- |
9 |
Штатная численность работников, осуществляющих обеспечение деятельности органов местного самоуправления округа |
ед. |
46 |
44,5 |
44,5 |
В результате реализации Программы ожидается достижение следующих результатов:
- создание стабильных финансовых условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни, достижение стратегических целей социально-экономического развития Омсукчанского городского округа;
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета округа в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов;
- сокращение размера просроченной кредиторской задолженности бюджета округа;
- увеличение доли налоговых и неналоговых доходов бюджета округа в общем объеме собственных доходов бюджета округа (без учета субвенций);
- снижение доли просроченной кредиторской задолженности бюджета округа к общему объему расходов бюджета округа.
4. Сведения о заказчике и исполнителях Программы
Заказчиком программы является администрация Омсукчанского городского округа. Ответственным исполнителем является Комитет финансов администрации Омсукчанского городского округа.
Исполнителями Программы являются управления и комитеты администрации Омсукчанского городского округа.
5. Механизм реализации Программы
Заказчик программы в лице администрации Омсукчанского городского округа организовывает работу, направленную на:
1) координацию деятельности разработчика Программы в процессе разработки Программы, обеспечивает согласование проекта постановления администрации Омсукчанского городского округа об утверждении Программы и вносит его в установленном порядке на рассмотрение главы администрации Омсукчанского городского округа;
2) организацию управления Программой;
3) реализацию Программы;
4) достижение целей, задач и конечных результатов Программы.
Ответственный исполнитель:
1) разрабатывает Программу;
2) определяет ответственных за выполнение мероприятий Программы;
3) участвует в обсуждении вопросов, связанных с реализацией Программы в части соответствующего мероприятия;
4) представляет в установленном порядке заказчику Программы предложения об изменении сроков выполнения мероприятий и корректировке их перечня;
5) обеспечивает эффективность и результативность реализации Программы;
6) готовит и представляет муниципальному заказчику Программы отчет о реализации мероприятий.
Ответственный исполнитель готовит отчет о реализации Программы и в установленный срок представляет его в отдел экономики администрации Омсукчанского городского округа для оценки эффективности реализации Программы.
Соисполнители Программы:
1) осуществляют реализацию основных мероприятий, в отношении которых они являются соисполнителями, вносят ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в Программу;
2) представляют ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга о ходе реализации и подготовки годового отчета о ходе реализации Программы.
Контроль над реализацией Программы осуществляется администрацией Омсукчанского городского округа в соответствии с разделом VII Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Омсукчанского городского округа, утвержденного постановлением администрации Омсукчанского городского округа от 17.02.2015 г. N 99.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы будут выполняться в рамках функциональных обязанностей отделов, управлений и комитетов администрации Омсукчанского городского округа.
7. Перечень программных мероприятий
В рамках реализации программы предусмотрено выполнение следующих программных мероприятий:
а) развитие доходного потенциала округа.
В целях укрепления и развития доходного потенциала организовать мероприятия и эффективное взаимодействие органов местного самоуправления, федеральных и республиканских органов власти по следующим направлениям:
- содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами;
- установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам;
- инвентаризация имущества, находящегося в муниципальной собственности, с целью выявления неиспользуемого имущества и определения направления его эффективного использования;
- выявление землепользователей, не имеющих надлежащим образом оформленных документов на занимаемые ими земельные участки, ведение учета таких землепользователей, а также проведение работы по оформлению договоров аренды на земельные участки;
- обеспечения своевременной подготовки для представления в судебные органы материалов по вопросам расторжения договоров и взыскания в принудительном порядке задолженности по арендной плате за землю и муниципальное имущество, повышение эффективности претензионно-исковой работы;
- обеспечение выполнения установленных планов по мобилизации налоговых и неналоговых доходов бюджета округа;
- оптимизация действующих льгот по местным налогам и неналоговым доходам округа.
б) урегулирование задолженности в бюджет округа по налоговым и неналоговым доходам.
В целях сокращения и ликвидации задолженности организовать работу по следующим направлениям:
- создание качественной отчетности главных администраторов (администраторов) доходов в части задолженности по неналоговым платежам в бюджет;
- активизировать совместную работу администраторов доходов, органов местного самоуправления округа и правоохранительных органов с работодателями по легализации доходов, взысканию задолженности по платежам в бюджет, в том числе через работу комиссий при администрации округа.
в) погашение кредиторской задолженности бюджета округа.
При создании муниципального образования "Омсукчанский городской округ" кредиторская задолженность муниципальных образований "п. Омсукчан" и "п. Дукат" за предоставленную тепловую энергию в пустующий муниципальный жилфонд образовалась просроченная кредиторская задолженность. В целях уменьшения размера существующей просроченной кредиторской задолженности необходимо провести мероприятия по постепенному ее погашению в течение периода действия Программы, к концу 2019 года планируется уменьшение просроченной задолженности бюджета округа за поставленные услуги по отоплению пустующего муниципального жилья с 20,6 млн. руб. до 0 млн. руб.
г) повышение эффективности бюджетных расходов округа.
Основным из направлений по повышению эффективности бюджетных расходов является оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления округа, в том числе необходимо провести следующие мероприятия:
- сокращение численности муниципальных служащих органов местного самоуправления округа, что позволит уменьшить численность муниципальных служащих с 81 в 2016 году до 76 человек в 2019 году;
- создание муниципального учреждения "Эксплуатационный центр" в целях упорядочения отражения в бюджетной отчетности расходов на содержание централизованных бухгалтерий при структурных подразделениях администрации Омсукчанского городского округа, а также оптимизации численности работников, не являющихся муниципальными служащими, и работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления округа.
Сведения об основных мероприятиях Программы приводятся в приложении к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.