Решение Магаданского областного суда
от 5 июня 2017 г. N 3а-6/2017
Магаданский областной суд в составе
судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В.,
при секретаре Родионовой Е.И.,
с участием:
представителя административного истца Зариповой Е.В.,
представителя административного ответчика Кубовой Т.Г.,
представителя заинтересованного лица - Магаданской городской Думы Красовского С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Магаданской области о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1.1.2. решения Магаданской городской Думы от 20.09.2016 N 59-Д "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Магадан",
установил:
решением Магаданской городской Думы от 25.12.2009 N 156-Д утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Магадан" (далее - Правила землепользования и застройки).
В указанные Правила землепользования и застройки решением Магаданской городской Думы от 20.09.2016 N 59-Д (далее - Решение N 59-Д) внесены изменения в часть II "Карты градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Магадан" (пункт 1.1.). Решением постановлено: изменить границу территориальной зоны садоводства и дачного строительства СХЗ 705, увеличив ее за счет территориальной зоны природных территорий ПТЗ 1101 в городе Магадане в районе Дукчинского шоссе, согласно приложению 1 к настоящему решению (пункт 1.1.1.); изменить границу территориальной зоны объектов автомобильного транспорта ТЗ 502 и границу зоны природных территорий ПТЗ 1101 на зону ритуального назначения СНЗ 801 в городе Магадане в районе Объездного шоссе, 22 согласно приложению 2 к настоящему решению (пункт 1.1.2.).
Данное Решение N 59-Д опубликовано в печатном издании - газете "Магаданская правда" N 39 (1420), 29.09-06.10.2016.
Заместитель прокурора Магаданской области (далее - прокурор) обратился в Магаданский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1.1.2. Решения N 59-Д "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Магадан", ссылаясь на то, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит статьям 30, 31, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ); статье 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ; СанПиНу 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения"; нарушает права Российской Федерации, муниципального образования "Город Магадан", неопределенного круга лиц на распоряжение и пользование земельными участками с учетом их разрешенного использования.
Указывает, что при подготовке Решения N 59-Д о внесении изменений в Правила землепользования и застройки органом местного самоуправления в нарушение требований части 9 статьи 31 ГрК РФ не осуществлена проверка проекта изменений на соответствие требованиям Генерального плана муниципального образования "Город Магадан" (далее - Генеральный план). Отнесение земельного участка с кадастровым номером 49:09:031608:27, расположенного по адресу: г. Магадан, Объездное шоссе, 22, к зоне ритуального назначения СНЗ 801 осуществлено без учета функциональной зоны, в которой расположен названный участок. Изменения в Генеральный план не вносились.
Магаданская городская Дума требования административного иска не признала. В письменных возражениях просила отказать административному истцу в удовлетворении административного искового заявления.
Полагает, что этапы процедуры подготовки проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и его утверждения соблюдены, оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Определением Магаданского областного суда от 15 мая 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена мэрия города Магадана.
Мэрия города Магадана в письменных возражениях просила отказать прокурору в удовлетворении административного искового заявления.
Считает, что процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки соблюдена и соответствует требованиям действующего законодательства. Формирование спорной территориальной зоны СНЗ 801 не противоречит Генеральному плану, так как установленный градостроительный регламент соответствует промышленному характеру освоения указанной территории и не предполагает размещение объектов жилого назначения.
Размер и границы санитарно-защитной зоны объекта будут определяться проектной документацией крематория, который в настоящее время еще не построен. В зависимости от количества печей (одна или более) будет установлена санитарно-защитная зона. После установления границ санитарно-защитной зоны будут внесены изменения в Генеральный план.
Заинтересованные лица - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Территориальное управление Росимущества в Магаданской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, поддержавшего исковые требования, возражения представителей административного ответчика и заинтересованного лица против удовлетворения иска, проверив положения оспариваемого пункта 1.1.2. Решения N 59-Д на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС РФ.
Пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого пункта 1.1.2. Решения N 59-Д, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
Статьей 2 Закона Магаданской области от 06.12.2004 N 489-ОЗ "О муниципальном образовании "Город Магадан" муниципальное образование "Город Магадан" наделено статусом городского округа.
Согласно статье 23 и пунктам 7, 8 части 2 статьи 29 Устава муниципального образования "Город Магадан", принятым решением Магаданской городской Думы от 26.08.2005 N 96-Д, Магаданская городская Дума является представительным органом муниципального образования, к полномочиям которой относится утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки.
Решением Магаданской городской Думы от 25.12.2009 N 156-Д утверждены Правила землепользования и застройки.
В указанные Правила землепользования и застройки Решением N 59-Д внесены изменения в части II "Карты градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Магадан" (пункт 1.1.). Решением постановлено: изменить границу территориальной зоны садоводства и дачного строительства СХЗ 705, увеличив ее за счет территориальной зоны природных территорий ПТЗ 1101 в городе Магадане в районе Дукчинского шоссе, согласно приложению 1 к настоящему решению (пункт 1.1.1.); изменить границу территориальной зоны объектов автомобильного транспорта ТЗ 502 и границу зоны природных территорий ПТЗ 1101 на зону ритуального назначения СНЗ 801 в городе Магадане в районе Объездного шоссе, 22 согласно приложению 2 к настоящему решению (пункт 1.1.2.).
Решение N 59-Д опубликовано в печатном издании - газете "Магаданская правда" N 39 (1420), 29.09-06.10.2016.
Таким образом, Решение N 59-Д принято с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, а также официального опубликования.
В этой связи согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судебной проверке подлежит соответствие содержания оспариваемого пункта 1.1.2. Решения N 59-Д нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В силу статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований, в том числе, являются генеральные планы городских округов.
В силу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Частью 4 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с пунктом 9 статьи 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Город Магадан" (далее - Генеральный план), утвержденным решением Магаданской городской Думы от 26.07.2006 N 77-Д (в ред. решения Магаданской городской Думы от 23.12.2014 N 101-Д), земельный участок с кадастровым номером 49:09:031608:27 расположен в функциональной зоне природного ландшафта.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 49:09:031608:27 является Веч Д.В.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Магадан", утвержденными решением Магаданской городской Думы от 25.12.2009 N 156-Д, указанный земельный участок находится в зоне природных территорий ПТЗ 1101 и частично в границах улично-дорожной сети - территориальной зоне объектов автомобильного транспорта ТЗ 502.
Целевое использование территорий, в границах которых находится земельный участок с кадастровым номером 49:09:031608:27 отраженных в Генеральном плане и в Правилах землепользования и застройки совпадают.
Веч Д.В. обратился с заявлением в мэрию города Магадана о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером 49:09:031608:27.
Просил перевести часть зоны природных территорий ПТЗ 1101 и территориальной зоны объектов автомобильного транспорта ТЗ 502 в зону ритуального назначения СНЗ 801 для строительства крематория в городе Магадане в районе Объездного шоссе, 22, необходимого для осуществления деятельности ООО "Колымский мемориальный комплекс".
Решением N 59-Д в Правила землепользования и застройки внесены изменения. Согласно пункту 1.1.2. Решения N 59-Д границы территориальной зоны объектов автомобильного транспорта ТЗ 502 и зоны природных территорий ПТЗ 1101 изменены на зону ритуального назначения СНЗ 801 в городе Магадане в районе Объездного шоссе, 22.
Вместе с тем корреспондирующих изменений в Генеральный план не вносилось. Последние изменения внесены в Генеральный план решением Магаданской городской Думы от 23.12.2014 N 101-Д. Оспариваемое Решение N 59-Д принято Магаданской городской Думой 20.09.2016.
Таким образом, Решение N 59-Д не согласовывалось с принципом соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, закрепленным в статьях 31 и 34 ГрК РФ.
Кроме того территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером 49:09:031608:27 не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне.
Согласно карте градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Магадан (приложение N 2 к Решению N 59-Д) указанный земельный участок отнесен к двум территориальным зонам, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что оспариваемый муниципальный правовой акт противоречит требованиям части 4 статьи 30 ГрК РФ и части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем суд не может согласиться с доводом административного иска прокурора о противоречии пункта 1.1.2. Решения N 59-Д статье 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ и СанПиНу 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" поскольку санитарно-защитная зона крематория в настоящее время не установлена.
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требование прокурора о признании пункта 1.1.2. Решения N 59-Д недействующим со дня вступления решения в законную силу подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит публикации в официальном печатном издании - газете "Магаданская правда".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Магаданской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1.2. решения Магаданской городской Думы от 20.09.2016 N 59-Д "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Магадан".
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Магаданская правда".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить срок изготовления решения суда в окончательной форме - 09 июня 2017 года.
Судья Магаданского областного суда |
С.В. Бобылев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Магаданского областного суда от 5 июня 2017 г. N 3а-6/2017 О признании недействующим пункта 1.1.2. решения Магаданской городской Думы от 20.09.2016 N 59-Д "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Магадан"
Текст решения опубликован в газете "Вечерний Магадан" от 19 октября 2017 г. N 42, в газете "Вечерний Магадан" от 18 января 2018 г. N 3