Постановление Губернатора Магаданской области от 4 июля 2018 г. N 107-п
"Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Магаданской области до 2025 года"
В соответствии со Стандартом деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Магаданской области до 2025 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Магаданской области Атанову Т.Н.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о. врио губернатора Магаданской области |
И. Озимок |
Утверждена
постановлением губернатора
Магаданской области
от "04" июля 2018 г. N 107-п
Стратегия
по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Магаданской области до 2025 года
I. Общие положения
Стратегия по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Магаданской области до 2025 года (далее - Стратегия) разработана с учетом долгосрочных задач социально- экономического развития Российской Федерации и Магаданской области, а также задач, определенных приоритетным проектом "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
Целью настоящей Стратегии является определение приоритетных направлений создания благоприятных условий в Магаданской области для развития экспортной деятельности и увеличения объемов экспорта.
Стратегия направлена на решение следующих задач:
- увеличение объема экспорта, в том числе экспорта несырьевой продукции и услуг, числа организаций-экспортеров;
- формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта;
- обеспечение выхода региональных производителей на зарубежные рынки.
Задачи, решаемые настоящей Стратегией, соответствуют целям и задачам Стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года, утвержденной Законом Магаданской области от 11 марта 2010 г. N 1241-03 "О стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года".
Стратегия разработана с учетом следующих документов:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
- государственная программа Магаданской области "Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением администрации Магаданской области от 20 ноября 2011 г. N 1143-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014 - 2020 годы";
- государственная программа Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением администрации Магаданской области от 20 ноября 2011 г. N 1146-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области" на 2014 - 2020 годы";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления от 20.11.2011 г. следует читать как "20.11.2013"
- государственная программа Магаданской области "Развитие внешнеэкономической деятельности Магаданской области и поддержка соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2022 годы", утвержденная постановлением администрации Магаданской области от 31 октября 2013 г. N 1055-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие внешнеэкономической деятельности Магаданской области и поддержка соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2022 годы";
- государственная программа Магаданской , области "Развитие культуры и туризма Магаданской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением администрации Магаданской области от 20 ноября 2013 г. N 1165-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие культуры и туризма Магаданской области" на 2014 - 2020 годы".
II. Текущее состояние экспорта Магаданской области
Одним из направлений внешнеэкономической деятельности региона является внешняя торговля, показателем которой является внешнеторговый оборот (далее - ВТО), зависящий от суммарного объема экспорта и импорта товаров.
Таблица N 1
Анализ внешнеторгового оборота Магаданской области
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. ВТО, тыс. долл. США |
760612,2 |
574952,2 |
376505,0 |
464342,1 |
474044,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
экспорт |
302647,1 |
462133,7 |
330905,4 |
415681,9 |
404683,8 |
импорт |
457965,1 |
112818,4 |
45599,7 |
48660,1 |
69360,9 |
2. Структура ВТО, % |
|
|
|
|
|
ВТО - всего: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
экспорт |
39,8 |
80,4 |
87,8 |
89,5 |
85,4 |
импорт |
60,2 |
19,6 |
12,1 |
10,5 |
14,6 |
3. Сальдо торгового баланса, тыс. долл. США |
- 155318,0 |
349315,3 |
285305,7 |
367021,8 |
335322,9 |
4. Коэффициент покрытия импорта экспортом, % |
66,1 |
409,6 |
725,7 |
854,3 |
583,4 |
5. Темпы роста (к уровню 2013 г.), %: |
|
|
|
|
|
ВТО - всего: |
100,0 |
75,6 |
49,5 |
61,0 |
62,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
экспорт |
100,0 |
152,7 |
109,3 |
137,3 |
133,7 |
импорт |
100,0 |
24,6 |
9,9 |
10,6 |
15,1 |
Анализ внешнеторгового оборота Магаданской области показал, что за последние пять лет произошло снижение объемов внешнеторгового оборота. Значительный спад по отношению к 2013 году отмечается в 2015 году (в 2 раза), что вызвано экономическим кризисом вследствие введенных экономических санкций против России. При этом необходимо отметить, что в 2013 году был зафиксирован резкий подъем объемов внешней торговли Магаданской области.
Объем товарооборота со странами, присоединившимися к экономическим санкциям против России, в среднем снизился в 7 раз.
Доля экспорта в объеме ВТО находилась в пределах от 39,8% в 2013 году до 85,4% в 2017 году, что отразилось на сальдо торгового баланса, которое с 2014 года было положительным, к примеру, в 2016 году объем экспорта превышал объем импорта в 8,5 раз.
Темп роста объема экспорта в 2017 году по отношению к 2013 году составил 133,7%.
Анализ товарной структуры экспорта проводится с целью определения структуры экспорта и определения направления экспорта - сырьевое или несырьевое.
Согласно абзацу третьему пункта 10 статьи 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них.
В письме Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации от 03 августа 2016 г. N 1-4-05/0021@ разъяснено, что исходя из названия вышеперечисленных товаров, к сырьевым товарам могут быть отнесены товары, поименованные в группах 25, 26, 27 раздела V, в группах 28, 29, 31 раздела VI, в группе 44 (ряд товаров) раздела IX, в группе 71 (ряд товаров) раздела XIV, в группах 72-80 раздела XV Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54.
Таким образом, к несырьевым товарам в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся все виды товаров, не перечисленные в абзаце третьем пункта 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таблица 2
Анализ товарной структуры экспорта Магаданской области
|
Код ТН ВЭД |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||||
тыс. долл. США |
% к итогу |
тыс. долл. США |
% к итогу |
тыс. долл. США |
% к итогу |
тыс. долл. США |
% к итогу |
тыс. долл. США |
% к итогу |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Экспорт - всего: |
|
302647,1 |
100,0 |
462133,7 |
100,0 |
330905,4 |
100,0 |
415681,9 |
100,0 |
404683,8 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рыба мороженная |
0303 |
49222,2 |
16,3 |
37963,4 |
|
40642,9 |
12,3 |
29067,3 |
7 |
26128,0 |
6,4 |
Рыбное филе и прочее мясо |
0304 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
50,8 |
0,0 |
Ракообразные |
0306 |
35786,3 |
11,8 |
39265,0 |
8,5 |
26818,7 |
8,1 |
34171,5 |
8,2 |
53148,2 |
13,1 |
Моллюски |
0307 |
7310,9 |
2,4 |
13765,7 |
3 |
6305,0 |
1,9 |
7839,5 |
1,9 |
9497,9 |
2,3 |
Прочие непищевые животные продукты |
0511 |
7,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Жиры и масла из рыбы и морских млекопитающих |
1504 |
98,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Консервы из водных беспозвоночных |
1605 |
266,9 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Мука из мяса, рыбы и морепродуктов, не пригодная для употребления в пищу |
2301 |
631,7 |
0,2 |
834,6 |
0,2 |
1181,4 |
0,4 |
468,8 |
од |
650,9 |
02 |
Руды и концентраты драгоценных металлов |
2616 |
163838^ |
54,1 |
357194,9 |
77,3 |
236144,5 |
71,4 |
336451,6 |
80,9 |
300222,9 |
742 |
Готовые клеи и адгезивы |
3506 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Растворители |
3814 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Пластмассовая тара и упаковка |
3923 |
0,0 |
0,0 |
0,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие изделия из пластмасс |
3926 |
0,6 |
0,0 |
4,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Резиновые изделия прочие |
4016 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Твердая резина |
4017 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Тара и упаковка из бумаги и картона |
4819 |
0,0 |
0,0 |
2,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Перчатки и рукавицы трикотажные |
6116 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
34,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Фрикционные изделия на основе минералов и целлюлозы |
6813 |
7,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие керамические изделия |
6914 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,8 |
0,0 |
Серебро |
7106 |
32044,2 |
10,6 |
2196,9 |
0,5 |
13717,5 |
4,1 |
5684,1 |
1,4 |
13549,2 |
3,3 |
Ювелирные изделия |
7113 |
34,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
83,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Бытовые и декоративные изделия из драгоценных металлов |
7114 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
42,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отходы и лом черных металлов |
7204 |
12824,5 |
4,2 |
8056,1 |
1,7 |
5354,5 |
1,6 |
1736,6 |
0,4 |
1418,5 |
0,3 |
Трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья) |
7304 |
3,5 |
0,0 |
6,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Трубы, трубки и профили полые прочие |
7306 |
1,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Фитинги из черных металлов |
7307 |
5,2 |
0,0 |
12,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Емкости из черных металлов д ля сжатого газа |
7311 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Стальные тросы, канаты и схожие изделия |
7312 |
0,1 |
0,0 |
25,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Ткань, решетки, сетки из черных металлов |
7314 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Цепи из черных металлов |
7315 |
14,1 |
0,0 |
11,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Крепеж из черных металлов |
7318 |
6,3 |
0,0 |
21,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Пружины, рессоры и листы для них из черных металлов |
7320 |
1,9 |
0,0 |
9,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие литые изделия из черных металлов |
7325 |
3,9 |
0,0 |
7,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие изделия из черных металлов |
7326 |
28,7 |
0,0 |
91,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
24,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Медный крепеж |
7415 |
02 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие изделия из меди |
7419 |
02 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие изделия из алюминия |
7616 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Гаечные ключи |
8204 |
0,0 |
0,0 |
8Д |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие ручные инструменты и приспособления |
8205 |
0,0 |
0,0 |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Сменные рабочие инструменты |
8207 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Дизельные двигатели |
8408 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Части двигателей внутреннего сгорания |
8409 |
19,8 |
0,0 |
108,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Двигатели неэлектрические прочие |
8412 |
4,4 |
0,0 |
111,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Жидкостные насосы |
8413 |
47,1 |
0,0 |
108,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Воздушные насосы |
8414 |
13,9 |
0,0 |
47,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Фильтровальное оборудование и центрифуги |
8421 |
0,5 |
0,0 |
95,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Подъемники, лебедки, домкраты |
8425 |
0,0 |
0,0 |
3,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Части подъемного, дорожно- строительного и горного оборудования |
8431 |
17,5 |
0,0 |
267,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
9,8 |
0,0 |
Оборудование для переработки минеральных веществ |
8474 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
483,9 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
6,6 |
0,0 |
Прочее специальное механическое оборудование |
8479 |
0,0 |
0,0 |
02 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Запорная арматура |
8481 |
27,1 |
0,0 |
22,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Шариковые и роликовые подшипники |
8482 |
132 |
0,0 |
36,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Трансмиссионное оборудование |
8483 |
3062 |
0,1 |
260,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
162 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прокладки и механические уплотнения |
8484 |
0,0 |
0,0 |
02 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Двигатели и генераторы электрические (кроме электрогенераторных установок) |
8501 |
1,4 |
0,0 |
4,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Электрогенераторные установки и вращающиеся эл. преобразователи |
8502 |
0,0 |
0,0 |
64,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Части электродвигателей и электрогенераторов |
8503 |
0,0 |
0,0 |
1,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Трансформаторы электрические |
8504 |
0,0 |
0,0 |
4,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Магниты и магнитные устройства |
8505 |
1,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Аккумуляторы электрические |
8507 |
0,0 |
0,0 |
2,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Электрооборудование для двигателей внутреннего сгорания |
8511 |
3,9 |
0,0 |
14,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Вспомогательное электрооборудование для автотехники |
8512 |
1,0 |
0,0 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Электронагревательные устройства |
8516 |
0,3 |
0,0 |
5,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Резисторы электрические |
8533 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Низковольтная электрораспределительная аппаратура |
8536 |
1,2 |
0,0 |
5,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Провода изолированные |
8544 |
0,1 |
0,0 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Электротехнические изделия из углерода |
8545 |
0,1 |
0,0 |
0,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Электрические части оборудования прочие |
8548 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей |
8703 |
1,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Части и принадлежности моторных транспортных средств |
8708 |
38,0 |
0,0 |
83,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Рыболовные суда и плавбазы |
8902 |
0,0 |
0,0 |
813,1 |
0,2 |
97,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Чертежные и ручные измерительные инструменты |
9017 |
1,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Ареометры, термометры, барометры, гигрометры, психрометры |
9025 |
0,1 |
0,0 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Контрольно- измерительные приборы для жидкостей и газов |
9026 |
4,7 |
0,0 |
4,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Контрольно- измерительные приборы для электрических величин и излучения |
9030 |
0,2 |
0,0 |
2,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие измерительные и контрольные приборы |
9031 |
0,0 |
0,0 |
02 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Приборы автоматического регулирования |
9032 |
1,7 |
0,0 |
14,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Мебель для сидения |
9401 |
0,0 |
0,0 |
4,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Осветительное оборудование |
9405 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Щетки, кисти, швабры, метлы |
9603 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Данные таблицы 2 показывают, что в анализируемый период наибольший удельный вес в структуре экспорта занимают:
- "Руды и концентраты драгоценных металлов" (2616 ТН ВЭД ЕАЭС);
- "Рыба мороженная" (0303 ТН ВЭД ЕАЭС);
- "Серебро" (7106 ТН ВЭД ЕАЭС);
- "Ракообразные" (0306 ТН ВЭД ЕАЭС);
- "Моллюски" (0307 ТН ВЭД ЕАЭС);
- "Отходы и лом черных металлов" (7204 ТН ВЭД ЕАЭС).
На первом месте находятся товары по коду 2616 ТН ВЭД ЕАЭС - "Руды и концентраты драгоценных металлов", относимые к минеральным продуктам, т.е. к сырьевым товарам.
Доля данной группы товаров в общем объеме экспорта Магаданской области в период с 2013 по 2017 гг. составляет от 54,1% до 74,2% и подтверждает его сырьевую направленность.
К несырьевым неэнергетическим товарам, экспортируемым Магаданской областью, относятся товары, входящие в группы: "Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)" (01-24 ТН ВЭД ЕАЭС); "Драгоценные камни, металлы и изделия из них" (группа 71 ТН ВЭД ЕАЭС); "Металлы и изделия из них (группа 72-83 ТН ВЭД ЕАЭС); "Машины, оборудование и транспортные средства" (группы 84-90 ТН ВЭД ЕАЭС).
Таблица N 2.1
Объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) Магаданской области
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объем ННЭ, тыс. долл. США |
125976,5 |
96316,6 |
89406,3 |
77307,6 |
103042,2 |
Доля в общем объеме экспорта, % |
41,6 |
20,8 |
27,0 |
18,6 |
25,5 |
Следует отметить, что в 2013 году на группу "Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)" приходилось 30,7% всего объема экспорта региона, а в 2017 году - 22% (основная причина - снижение как объема экспорта, так и цен на экспортируемую продукцию).
Таблица N 3
Анализ экспорта отдельных товаров
Вид товара |
Ед. изм. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Рыба мороженая |
Количество, тонн |
41034 |
31128 |
33087 |
25521 |
26027 |
Темп роста к 2013 г., % |
100,0 |
75,9 |
80,6 |
62,2 |
63,4 |
|
Средняя цена, дол. США за тонну |
1060,1 |
1219,6 |
1228,4 |
1138,9 |
1003,9 |
|
Темп роста к 2013 г., % |
100,0 |
115,0 |
115,9 |
107,4 |
94,7 |
|
Мука рыбная |
Количество, тонн |
699 |
790 |
930 |
572 |
715 |
Темп роста к 2013 г., % |
100,0 |
113,0 |
133,0 |
81,8 |
102,3 |
|
Средняя цена, дол. США за тонну |
910,7 |
1056,5 |
1270,0 |
819,5 |
910,3 |
|
Темп роста к 2013 г., % |
100,0 |
116,0 |
139,4 |
89,9 |
99,9 |
|
Крабы |
Количество, тонн |
2842 |
3093 |
2276 |
2501 |
3097 |
Темп роста к 2013 г., % |
100,0 |
108,8 |
80,1 |
88,0 |
109,0 |
|
Средняя цена, дол. США за тонну |
7972,1 |
8280,2 |
8891,6 |
9015,9 |
11150, 3 |
|
Темп роста к 2013 г., % |
100,0 |
103,9 |
111,5 |
113,1 |
139,9 |
|
Моллюски |
Количество, тонн |
868 |
1530 |
578 |
695 |
718 |
Темп роста к 2013 г., % |
100,0 |
176,2 |
66,6 |
80,1 |
82,7 |
|
Средняя цена, дол. США за тонну |
8634,9 |
8997,2 |
10908, 3 |
11279, 9 |
13228, 3 |
|
Темп роста к 2013 г., % |
100,0 |
104,2 |
126,3 |
130,6 |
153,2 |
Данные таблицы 3 показывают, что уменьшились объемы реализации "рыбы мороженной" и "моллюсков" к 2017 году по сравнению с 2013 годом, также снизились и цены (за исключением цен на крабы и моллюски).
Таблица N 4
Анализ экспорта Магаданской области по странам
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||||
тыс. долл. США |
% к итогу |
тыс. долл. США |
% к итогу |
тыс. долл. США |
% к итогу |
тыс. долл. США |
% к итогу |
тыс. долл. США |
% к итогу |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Экспорт - всего: |
302647,1 |
100,0 |
462133,7 |
100,0 |
330905,4 |
100,0 |
415681,9 |
100,0 |
404683,8 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по странам Дальнего Зарубежья |
302647,1 |
100,0 |
309344,9 |
66,9 |
141493,7 |
42,8 |
227986,0 |
54,8 |
238677,0 |
58,9 |
Бельгия |
- |
- |
- |
- |
1290,2 |
0,4 |
43882,4 |
10,5 |
88379,5 |
21,8 |
Гонконг |
- |
- |
- |
- |
125,5 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
Дания |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
358,6 |
0,0 |
- |
|
Доминиканская Республика |
1,53 |
0,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Индия |
- |
- |
- |
- |
13717,5 |
4,1 |
5684,1 |
1,4 |
13549,2 |
3,3 |
Испания |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9,8 |
0,0 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
32044,2 |
10,6 |
2196,9 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
Китай |
22478,9 |
7,4 |
14630,4 |
3,2 |
17826,8 |
3,4 |
12113,6 |
2,9 |
21584,3 |
5,3 |
Новая Зеландия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,8 |
0,0 |
Республика Корея |
177228,6 |
58,6 |
244053,1 |
52,8 |
62572,9 |
18,9 |
60597,6 |
14,6 |
69210,3 |
17,1 |
Уганда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6,6 |
0,0 |
США |
579,5 |
0,2 |
1374,4 |
0,3 |
34,2 |
0,0 |
147,6 |
0,00 |
- |
- |
Япония |
70314,3 |
23,2 |
47054,9 |
10,2 |
45926,5 |
13,9 |
105202,1 |
25,3 |
45936,4 |
11,3 |
Прочие страны |
- |
- |
35,2 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
по странам СНГ |
- |
- |
152788,8 |
|
189411,8 |
|
|
|
166006,8 |
|
Беларусь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9671,6 |
2,3 |
15559,9 |
3,8 |
Казахстан |
- |
- |
152788,8 |
33,1 |
189411,8 |
57,2 |
178024,4 |
42,8 |
150446,9 |
37,2 |
Исходя из данных таблицы 4, видно, что основными странами - партнерами региона в экспортных операциях являются страны дальнего зарубежья.
За 2013 - 2017 годы среди стран дальнего зарубежья основными торговыми партнерами являлись Республика Корея, Япония, Бельгия, КНР.
Поставки несырьевого неэнергетического экспорта осуществляются в Республику Корея, КНР.
Страны СНГ являются торговыми партнерами Магаданской области по сырьевому экспорту.
Участники внешнеэкономической деятельности Магаданской области
Количество участников внешнеэкономической деятельности Магаданской области уменьшилось со 130 в 2013 году до 59 в 2017 году, в т.ч. количество экспортеров сократилось с 13 до 10.
Удельный вес количества участников внешнеэкономической деятельности, зарегистрированных на территории Магаданской области, составляет в среднем 1,5% от общего количества участников, зарегистрированных на территории ДФО.
Таблица N 5
Экспортеры Магаданской области
N |
Наименование компании |
Основной вид деятельности |
1 |
2 |
3 |
1. |
ПАО "Магаданский механический завод" |
Производство промывочных приборов для россыпных месторождений золота и платины |
2. |
ООО "Магаданрыба" |
Рыболовство в открытых районах Мирового океана и внутренних морских водах. Объекты промысла: креветка северная, креветка гребенчатая, креветка углохвостая |
3. |
ООО "Магси Интернешнл" |
Рыболовство. Основные объекты промысловой деятельности: трубач, краб стригун опилио, краб равношипый, краб синий, краб камчатский |
4. |
ООО "Тихрыбком" |
Рыболовство. Основные объекты промысловой деятельности: минтай, сельдь, лосось, краб стригун опилио, краб равношипый, краб синий, краб камчатский |
5. |
АО "Тралком" |
Добыча, переработка и реализация морепродуктов |
Важной стороной внешнеэкономической деятельности является экспорт услуг.
Таблица N 6
Анализ экспорта услуг Магаданской области
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||
тыс. долл. США |
% к итогу |
тыс. долл. США |
% к итогу |
тыс. долл. США |
% к итогу |
тыс. долл. США |
% к итогу |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Экспорт услуг - всего: |
2000,1 |
100,0 |
585,4 |
100,0 |
1421,1 |
100,0 |
471,7 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
транспортные услуги |
1895,1 |
94,7 |
522,0 |
89,2 |
1285,6 |
90,5 |
438,7 |
93,0 |
услуги гостиниц |
82,4 |
4,1 |
20,2 |
3,5 |
18,7 |
1,3 |
28,0 |
5,9 |
услуги связи |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
услуги по хранению нерастаможенного груза |
22,6 |
1,1 |
17,8 |
3,0 |
13,7 |
1,0 |
|
|
услуги в области исследований и разработок, и естественных наук |
|
|
25,4 |
4,3 |
9,4 |
0,7 |
|
|
услуги по организации отдыха, культуры и спорта |
|
|
|
|
|
|
|
|
прочие деловые услуги |
- |
- |
- |
- |
93,7 |
6,5 |
5,0 |
1,0 |
Как показывают данные таблицы N б, в 2016 году резидентами национальной экономики для нерезидентов было оказано услуг на сумму 438,7 тыс. долларов - меньше, чем за два предыдущих года, что связано со снижением объема транспортных услуг.
Транспортные услуги занимают наибольший удельный вес в структуре услуг - около 92%, затем следуют услуги гостиниц и услуги по сдаче в аренду нежилого недвижимого имущества.
В 2015 - 2016 годах экспорт услуг осуществляли ПАО "Аэропорт Магадан", ООО "Вилкон", ООО "Гостиница ВМ - Центральная", ООО "ГК Океан "Модерн Машинери". Услугами организаций пользовались партнеры 25 стран.
Экспорт туристических услуг
Популяризация внутреннего туризма рассматривается как одна из задач импортозамещения, а развитие въездного туризма является одним из перспективных путей решения задачи по увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта страны.
Анализ состояния туризма Магаданской области
Таблица N 7
Число туристских фирм
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Число туристских фирм (на конец года) всего: |
13 |
16 |
16 |
12 |
в том числе занимавшихся турагентской деятельностью |
8 |
13 |
13 |
11 |
Средняя численность работников (включая внешних совместителей и работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера), человек |
58 |
58 |
55 |
36 |
Таблица N 8
Численность туристов, обслуженных туристскими фирмами
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||
всего: |
в т.ч. принято граждан других стран |
всего: |
в т.ч. принято граждан других стран |
всего: |
в т.ч. принято граждан других стран |
всего: |
В т.ч. принято граждан других стран |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Обслужено туристов - всего: |
6692 |
12 |
6678 |
26 |
5107 |
18 |
3291 |
5 |
из них по странам: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Австралия и Океания |
|
|
|
11 |
|
|
|
|
Австрия |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Великобритания |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
Испания |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
Италия |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Страны Прибалтики |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
Германия |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
Другие страны Европы |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
Канада |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
США, включая Гавайские острова |
|
2 |
|
2 |
|
10 |
|
5 |
Япония |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Другие страны Америки |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
Другие страны |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
Данные таблиц N 7 и N 8 позволяют судить о недостаточно развитом въездном туризме Магаданской области. Однако здесь необходимо отметить, что реальный поток иностранных туристов немного выше указанных цифр за счет количества туристов, посещающих регион самостоятельно без обращения в туристские фирмы Магаданской области.
III. Анализ потенциально-перспективных зарубежных экспортных рынков
География экспортных поставок товаров Магаданской области включала в разное время до 15 стран - партнеров в торговых сделках, среди них, кроме традиционных европейских и азиатских, были и африканские - Сенегал, Судан, Танзания.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция), определены страновые приоритеты внешнеэкономической политики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе:
- государства - члены Содружества Независимых Государств, особенно страны "тройки" (Белоруссия, Казахстан и Россия);
- Китай и Индия в связи с их особой растущей геополитической ролью в мире;
- Страны Европейского союза;
- США;
- Япония и Республика Корея;
- страны Латинской Америки и Карибского бассейна;
- страны Ближнего Востока и Северной Африки;
- страны Африки.
Статистические данные (таблица 4), характеризующие экспортные операции по странам, отражают, что Магаданская область в 2013 - 2017 годах вела основную экспортную торговлю с Китаем, Республикой Корея, США, Японией, Индией, которые традиционно включаются в число стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Магаданской области необходимо на стратегический срок до 2025 года сохранить экспортные отношения со странами СНГ и странами, входящими в состав Азиатско-Тихоокеанского региона с сохранением существующих направлений экспорта и участием в развитии новых направлений, определенных в Концепции как приоритетные:
- создание на территории России предприятий по рыбопереработке;
- укрепление позиций России на рынке в качестве экспортера черных и цветных металлов;
- реализация инвестиционных проектов по разработке природных ресурсов, создание перерабатывающих производств на территории Российской Федерации, прежде всего в районах Сибири и Дальнего Востока;
- создание совместных предприятий по добыче и переработке промышленного сырья.
Исходя из географического расположения и транспортной инфраструктуры Магаданской области, наиболее потенциально- перспективными зарубежными экспортными рынками остаются страны Восточной Азии (Гонконг и КНР, Республика Корея, Япония), Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Таиланд) и Южной Азии (Индия), которые включены в число приоритетных стран и территорий мира для развития российского экспорта товаров.
Отраслевые приоритеты развития экспорта в Магаданской области в обозначенную Стратегией перспективу будут связаны:
- с эксплуатацией естественных конкурентных преимуществ, вытекающих из обладания богатыми природными ресурсами, прежде всего минерально-сырьевыми;
- с развитием туризма, опирающегося на особенные природно-климатические условия, заповедные территории, культурно-исторические события региона;
- с развитием рыбной отрасли, потенциал которой заключается не только в использовании водно-биологических ресурсов, но и в модернизации рыболовецкого флота, развитии перерабатывающих мощностей, повышении эффективности борьбы с незаконным выловом и оборотом морепродуктов, совершенствованием государственного регулирования хозяйственной деятельности в области рыболовства.
Таблица N 9
Целевые показатели Стратегии
|
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Год |
|||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Экспорт товаров |
|||||||||
|
Несырьевой экспорт |
|||||||||
|
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (группы 01-24) |
Млн. долл. США |
89,00 |
89,00 |
90,0 |
91,0 |
91,9 |
92,83 |
93,76 |
94,7 |
|
Драгоценные камни, металлы и изделия из них (группа 71) |
Млн. долл. США |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
13,0 |
|
Машины, оборудование и транспортные средства (группы 84-90) |
Млн. долл. США |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,5 |
2,5 |
2,7 |
2,7 |
3,0 |
|
Металлы и изделия из них (группа 72-83) |
Млн. долл. США |
9,3 |
9,3 |
9,3 |
9,5 |
9,5 |
9,7 |
9,7 |
10,0 |
|
Сырьевой экспорт |
|||||||||
|
Минеральные продукты (группы 25-27) |
Млн. долл. США |
311,75 |
313,0 |
313,0 |
145,0 |
145,0 |
145,0 |
145,0 |
145,0 |
2. |
Экспорт услуг |
|||||||||
|
Туризм |
|||||||||
|
Численность иностранных граждан, прибывших в регион с туристической целью |
Тыс. чел. |
0,05 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
0,11 |
0,12 |
|
Объем экспорта оказываемых услуг |
Млн. долл. США |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
3. |
Экспортеры |
|||||||||
|
Количество организаций - экспортеров |
Вд. |
10 |
10 |
11 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
IV. Анализ внутренних и внешних барьеров развития экспорта
Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.
Необходимость укрепления экспортного потенциала продиктована значимостью экспорта как фактора развития экономики регионов, поэтому устранение внутренних и внешних барьеров развития экспорта на региональном уровне - одна из задач органов государственной власти всех уровней.
К основным внешним факторам (барьерам), сдерживающим развитие экспорта, относятся:
- заградительные меры стран - потенциальных рынков сбыта;
- экономические санкции по отношению к России.
К основным внутренним факторам (барьерам), сдерживающим развитие экспорта, относятся:
- отсутствие компетенций у хозяйствующих субъектов для работы на зарубежном рынке, а также наличия необходимой информации о внешних рынках, включая требования иностранного законодательства;
- низкая конкурентоспособность отечественной продукции по большинству номенклатурных позиций, низкий уровень развития технологий, а также ценовая конкуренция со стороны производителей иных стран;
- высокая стоимость финансовых ресурсов, привлекаемых под экспортные сделки и на разработку экспортно ориентированной продукции;
- высокие затраты на продвижение продукции (участие в выставках, рекламные мероприятия, выпуск образцов для исследований и демонстрации, проведение маркетинговых исследований);
- высокие удельные затраты на омологацию и сертификацию продукции, их необходимость для каждого конкретного рынка сбыта;
- высокие затраты на транспортировку продукции до конечного потребителя;
- отсутствие региональных мер по оказанию системной финансовой поддержки несырьевого экспорта.
Помимо перечисленных выше обобщенных данных о внутренних барьерах для развития экспорта на региональном уровне, дополнительными барьерами для экспортеров Магаданской области являются:
сложные природно-климатические условия (отрицательная среднегодовая температура);
- территориальная удаленность региона от центра страны, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и
жизнеобеспечения населения от поставок из других регионов России топлива, продовольствия и товаров;
- очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территории региона и низкая плотность населения;
ограниченная транспортная доступность некоторой части территории региона;
- отсутствие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание услуг связи населению и хозяйствующим субъектам на всей территории Магаданской области.
V. Цели и задачи Магаданской области в части развития экспорта
Целью настоящей Стратегии является определение приоритетных направлений и инструментов создания благоприятных условий в Магаданской области для развития экспортной деятельности и увеличения объемов экспорта.
Достижению стратегической цели будет способствовать решение следующих задач:
1) увеличение объема экспорта, в том числе экспорта несырьевой продукции и услуг, числа организаций-экспортеров;
2) формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта;
3) обеспечение выхода региональных производителей на зарубежные рынки.
Для решения первой задачи - увеличение объема экспорта, в том числе экспорта несырьевой продукции и услуг, числа организаций- экспортеров - определены два направления ее решения.
Направление 1. Диверсификация регионального экспорта.
С учетом современного развития хозяйственного комплекса Магаданской области на период, обозначенный Стратегией, наиболее предпочтителен такой уровень диверсификации как инерционная (мобилизационная) диверсификация, вовлекающая в экспортный оборот товары и услуги, принципиально не меняющие, а лишь корректирующие сложившуюся специализацию регионального экспорта посредством эксплуатации уже имеющихся преимуществ путем их консолидации, комбинирования и получения синергического эффекта.
Потенциал инерционной диверсификации для Магаданской области основан на эксплуатации природно-ресурсного фактора, который в силу своих масштабов и уникальности содержит еще не реализованные экспортные возможности.
Магаданская область является одним из крупнейших регионов России по потенциальным ресурсам минерального сырья и представлена широким комплексом благородных, редких, цветных и черных металлов, неметаллических полезных ископаемых.
На территории области сосредоточено более 11% запасов разведанного россыпного золота, 15% - рудного золота и около 50% серебра - от общих запасов этих металлов в России.
Кроме традиционных золотых, серебряных и оловорудных месторождений на территории области известны перспективные рудопроявления и месторождения олова, меди, полиметаллов, молибдена, вольфрама, ртути, сурьмы, редких металлов.
Регион располагает значительными запасами бурого и каменного углей, железной руды.
На территории области широко представлены различные неметаллические полезные ископаемые и поделочные камни; имеются термоминеральные хлоридные, натриево-кальциевые источники воды различной минерализации.
Магаданская область может стать поставщиком на мировой рынок экологически чистой природной продукции (пушнины, дикорастущих ягодных культур, лекарственных трав, ядер и масел лесных орехов и т.д.).
Природно-климатические условия и история развития региона создают условия для развития экспорта туристических услуг за счет развития экологического, приключенческого, спортивного, экстремального, сельского, лечебно-оздоровительного и других видов туризма.
Интенсификации экспорта туристических услуг должно способствовать использование такого инструмента стимулирования экономической политики как территория опережающего социально- экономического развития (ТОСЭР).
ТОСЭР "Колыма" должна привлечь внимание бизнеса к инвестиционным проектам, связанным с развитием туристической инфраструктуры в Магаданской области в районах, обладающих уникальными туристическими рекреациями.
Увеличение экспорта несырьевой продукции связано прежде всего с таким уровнем диверсификации как углубление переработки первичных ресурсов и, прежде всего, водных биологических ресурсов.
Акватория северной части Охотского моря, примыкающая к территории Магаданской области, относится к наиболее высокопродуктивным районам Мирового океана. Ихтиофауна представлена большим количество рыб, многие из которых имеют промысловое значение - это минтай, сельдь, треска, мойва и прочие. Реки бассейнов Охотского моря - крупнейшие нерестилища тихоокеанских лососей Северо-Востока Азии - кеты, горбуши, кижуча, нерки.
В числе ресурсов - промысловые беспозвоночные - крабы, трубач, креветки, кальмары, морские ежи, а также ластоногие (тюлени).
В сфере оказания услуг перспективным является предоставление новых воздушных коридоров над территорией иностранным авиаперевозчикам и их эксплуатация с учетом наличия такого объекта инфраструктуры как аэропорт "Магадан", который расположен в фокусе двух главных секторов Азиатско-Тихоокеанского региона, узле пересечения множества кратчайших трасс, соединяющих Америку с Восточной Азией, Австралией, и является наиболее оптимальным для осуществления промежуточных технических посадок на этих длинных авиатрассах.
Увеличение объема экспорта транспортных услуг за счет интенсификации использования возможностей морского порта Магадан, расположенного на стыке двух транспортных магистралей - морского транспортного пути и федеральной дороги Р-504 "Колыма".
Направление 2. Вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в экспортную деятельность.
Значительные резервы совершенствования экспортной деятельности кроются в активизации экспортной деятельности малого бизнеса, современные масштабы участия которого в экспортной деятельности крайне малы.
Специфика малых предприятий состоит в том, что, даже имея потенциально экспортабельную продукцию, они не могут реально приступить к экспортной деятельности из-за нехватки оборотного капитала, отсутствия специальных знаний и навыков, подготовленных кадров.
Первичная мобилизация потенциально экспортабельных ресурсов малого бизнеса возможна путем проведения скоординированной с общенациональной, региональной информационной и консультационной кампании по вопросам организации экспортной деятельности и существующих в этой области перспектив.
В обозначенный Стратегией период:
- будет продолжаться работа по проведению с субъектами МСП тренингов в рамках федеральных партнерских программ обучения, реализуемых некоммерческой организацией "Магаданский региональный фонд развития предпринимательства" совместно с АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и привлечению к тренингам АО "Российский экспортный центр";
- будут создаваться условия для более активных контактов региональных малых предприятий с небольшими иностранными компаниями, заинтересованными в освоении российского рынка;
- на базе региональных учреждений профессионального образования будет организовано обучение (переподготовка, повышение квалификации) сотрудников субъектов МСП по программам ведения бизнеса, в том числе экспортной деятельности.
Решение задачи мобилизации экспортных возможностей субъектов МСП в обязательном порядке предполагает наличие действенной системы государственной поддержки экспорта: субсидирование субъектов МСП в рамках региональных государственных программ поддержки МСП и развития отдельных отраслей; предоставление поручительств (гарантий) по обязательствам субъектов МСП перед кредитными организациями; льготное кредитование субъектов МСП кредитными организациями по программе "6.5" АО "Корпорация "МСП" и АО "МСП Банк", по программе 1706 Минэкономразвития России по утвержденному перечню приоритетных отраслей.
Вторая задача направлена на формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта.
В Магаданской области создана институциональная инфраструктура экономического развития региона, основу которой составляет министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области (далее - Минэкономразвития Магаданской области), осуществляющее разработку, реализацию и координацию социально-экономической, внешнеэкономической и территориальной политики Магаданской области.
Функции специализированной организации по привлечению инвестиций, сопровождению инвестиционных проектов по принципу "одного окна" и продвижению инвестиционных возможностей Магаданской области в России и за рубежом исполняет Агентство по привлечению инвестиций, являющееся структурным подразделением Минэкономразвития Магаданской области.
Некоммерческая организация "Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства" (далее - Фонд) оказывает содействие развитию МСП на территории Магаданской области и осуществляет свою деятельность по ряду направлений:
- предоставляет финансовую поддержку субъектам МСП, в том числе в форме предоставления займов; предоставления субсидий, компенсаций части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства;
- участвует в формировании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- участвует в подготовке и повышении квалификации кадров малых и средних предприятий;
- организует и оказывает информационную, консультативную помощь субъектам МСП;
- содействует деловым контактам и совместным проектам в форме информационных, консультационных, представительских и агентских услуг для российских и зарубежных предпринимателей, а также предприятий всех форм собственности;
- организует в стране и за рубежом стажировок специалистов, а также командирование за границу отечественных и прием в регионе иностранных специалистов и других лиц, по направлениям деятельности Фонда.
Создан Совет по улучшению инвестиционного климата, поддержке экспорта и развитию конкуренции при губернаторе Магаданской области, куда входят представители бизнес-структур, научных учреждений, органов исполнительной и законодательной власти Магаданской области, представители территориальных федеральных органов государственной власти.
В числе основных задач Совета по улучшению инвестиционного климата, поддержке экспорта и развитию конкуренции - разработка и реализация механизмов повышения эффективности внешнеторговой деятельности на территории Магаданской области и развитие внешнеэкономических связей.
В целях реализации основных направлений стратегического развития сформирован состав проектного офиса по направлению "Международная кооперация и экспорт" для рассмотрения вопросов и проблем экспортеров, разработки мер поддержки несырьевого экспорта, в т.ч. оптимизация административных процедур для осуществления экспорта.
Таким образом, в обозначенный Стратегией период необходимо сосредоточить все перечисленные элементы институциональной инфраструктуры экономического развития региона на повышение эффективности инфраструктуры поддержки экспорта, чтобы они способствовали:
- сохранению и увеличению объема регионального экспорта;
- повышению финансовой и правовой грамотности, формированию культуры экспорта в Магаданской области в целях расширения потенциального круга экспортеров с особым фокусом на некрупных
экспортерах из числа субъектов МСП;
- формированию спроса на российские товары и услуги, работе с потребителями экспорта.
На достижение эффективности инфраструктуры поддержки экспорта должны быть направлены механизмы оказания финансовой поддержки экспорта и предоставления нефинансовой поддержки экспортерам и экспортно ориентированным предприятиям, предусмотренные государственными программами Магаданской области "Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014 - 2020 годы", "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014 - 2020 годы", "Развитие внешнеэкономической деятельности Магаданской области и поддержка соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2022 годы", "Развитие культуры и туризма Магаданской области" на 2014 - 2020 годы".
Третья задача направлена на обеспечение выхода региональных производителей на зарубежные рынки и должна способствовать расширению доступа российского экспорта на внешние рынки.
Решение задачи обеспечения выхода региональных производителей на зарубежные рынки будет способствовать расширению доступа российского экспорта на внешние рынки.
Продвижение региональных производителей на внешние рынки планируется осуществить по двум основным направлениям:
первое - информационно-консультационное - должно быть направлено на подготовку участия региональных производителей в мероприятиях за рубежом и формах участия (экспонирование и показ товаров (работ, услуг) с целью их продвижения, определение степени заинтересованности в сотрудничестве и получение отклика, подготовка необходимых презентационных и рекламных материалов и т.п.);
второе направление - промоутерско-организационное, которое будет осуществляться с помощью таких инструментов как:
- организация бизнес-миссий (в том числе реверсных) для представителей регионального бизнес-сообщества и участия региональных компаний в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
- организация деятельности рабочих групп и проведение рабочих встреч с представителями Генеральных консульств зарубежных стран по вопросам развития внешнеторговой деятельности;
- подписание соглашений о внешнеэкономическом сотрудничестве со странами, представляющими интерес для внешнеторгового сотрудничества;
- взаимодействие с Торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом.
Исходя из поставленной цели и задач Стратегии можно оценить перспективы развития экспорта Магаданской области до 2025 года.
Данные анализа ВТО Магаданской области показали его сырьевую направленность, а основными видами экспортируемых из Магаданской области товаров были товары по коду 26 ТН ВЭД ЕАЭС - это "Руды, шлак и зола", занимающие до 80,0% всего объема экспорта Магаданской области.
На обозначенный Стратегией срок сырьевая направленность экспорта региона сохранится. Основой экспорта станут ресурсы месторождений полезных ископаемых как уже разрабатываемых, так и тех, на которых уже ведутся работы по строительству горнодобывающих предприятий, и ввод в эксплуатацию которых состоится в 2018 - 2019 годах.
До 2025 года сохранится доля на уровне 17,0 - 18,0 процентов в структуре экспорта несырьевых товаров по коду 03 ТН ВЭД ЕАЭС "Рыба, ракообразные, моллюски и др. водные беспозвоночные".
Перспективы экспортного потенциала рыбохозяйственного комплекса Магаданской области находятся в прямой зависимости от ресурсного обеспечения рыболовства.
Увеличению экспорта будет способствовать:
- сохранение на существующем уровне или увеличение объема квот добычи (вылова) водных биоресурсов, выделяемых хозяйствующим субъектам;
- расширение масштабов промысловой разведки, позволяющей осваивать неиспользуемые виды морских биоресурсов;
- глубокая переработка добытых биоресурсов на судах промыслового флота и развитие береговой переработки.
Перспективными торговыми партнерами останутся страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) - Китай, Республика Корея, США, Япония, Индия.
Среди стран СНГ основные ориентиры экспорта продукции для предприятий Магаданской области будут связаны с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
VI. Формат и принципы взаимодействия органов исполнительной власти Магаданской области с экспортерами региона
Взаимодействие органов исполнительной власти (далее - ОИВ) Магаданской области с экспортерами региона будет осуществляться в форматах:
- личного приема у руководителей ОИВ Магаданской области в установленные дни и часы приема;
- консультаций и переговоров;
- участия в деятельности общественных советов, создаваемых при ОИВ Магаданской области;
- рабочих совещаний и встреч;
- иных формах, предусмотренных федеральным и региональным законодательством.
ОИВ Магаданской области в процессе взаимодействия с экспортерами региона следуют следующим принципам:
- содействуют соблюдению прав экспортеров региона в курируемых областях производства и сферах и оказывают помощь в создании благоприятных условий для деятельности, связанной с экспортом товаров и услуг;
- учитывают мнение экспортеров при разработке и принятии нормативных правовых актов, затрагивающих интересы экспортеров;
- представляют экспортерам по их запросу исчерпывающую информацию, в пределах компетенций, по вопросам организации экспортной деятельности.
VII. Ресурсы, необходимые для реализации Стратегии
Ресурсное обеспечение Стратегии планируется за счет средств, выделяемых на реализацию государственных программ Магаданской области:
"Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014 - 2020 годы", утверждена постановлением администрации Магаданской области от 20 ноября 2011 г. N 1143-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014 - 2020 годы";
"Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014 - 2020 годы", утверждена постановлением администрации Магаданской области от 20 ноября 2011 г. N 1146-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области" на 2014 - 2020 годы";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления от 20.11.2011 г. следует читать как "20.11.2013"
"Развитие внешнеэкономической деятельности Магаданской области и поддержка соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2022 годы", утверждена постановлением администрации Магаданской области от 31 октября 2013 г. N 1055-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие внешнеэкономической деятельности Магаданской области и поддержка соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2022 годы";
"Развитие культуры и туризма Магаданской области" на 2014 - 2020 годы", утверждена постановлением администрации Магаданской области от 20 ноября 2013 г. N 1165-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие культуры и туризма Магаданской области" на 2014 - 2020 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Магаданской области от 4 июля 2018 г. N 107-п "Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Магаданской области до 2025 года"
Текст постановления официально опубликован не был
Указом Губернатора Магаданской области от 22 декабря 2022 г. N 218-У настоящий документ признан утратившим силу с 27 декабря 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Губернатора Магаданской области от 24 мая 2019 г. N 128-у