Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Администрации
Среднеканского городского округа
от 21.09.2018 N 201
Программа
оптимизации расходов бюджета Среднеканского городского округа на 2018 - 2020 годы
1. Текущее состояние муниципальных финансов
На протяжении нескольких лет Среднеканский городской округ сталкивается с недостаточным уровнем бюджетной обеспеченности, который обострился в 2015 году в условиях действия целого ряда факторов, оказывающих влияние на доходные источники и расходные обязательства.
С учетом устойчивой несбалансированности бюджета в муниципальном образовании реализуется комплекс мер, направленных на оптимизацию расходов, мобилизацию доходов бюджета и совершенствование долговой политики в рамках утвержденного постановлением Администрации Среднеканского городского округа от 26.07.2016 г. N 236 Плана мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Среднеканского городского округа на 2016 - 2019 годы, постановлением Администрации Среднеканского городского округа от 20.12.2018 г. N 438 "Об утверждении муниципальной программы "Оздоровление муниципальных финансов Среднеканского городского округа" на 2017 - 2019 годы".
Реализуется целый ряд нормативных актов, направленных на рост доходов бюджета округа, предусматривающих проведение работы по оптимизации налоговых льгот, повышению эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов, актуализации налоговой базы по имущественным налогам.
Продолжена реализация мероприятий, направленных на легализацию заработной платы. На постоянной основе проводятся заседания Межведомственной комиссии по вопросам обеспечения полной и своевременной выплаты заработной платы, повышения уровня оплаты труда работников, поступления налога на доходы физических лиц. В целях сокращения и ликвидации недоимки, созданы комиссии с участием работников администрации, финансовых и налоговых органов и других заинтересованных структур.
Основными направлениями работы указанной комиссии являются:
- анализ состояния платежной дисциплины предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
- разработка мер по недопущению недоимки в местный бюджет по местным налогам, а также другим закрепленным доходным источникам;
- разработка предложений по реструктуризации недоимки по налогам и сборам, включая разработку поэтапных мероприятий по ее сокращению.
Сохраняется зависимость бюджета от ограниченного круга крупных налогоплательщиков. Несвоевременная уплата ими налоговых и иных платежей, сокращение численности работников и замедление темпов роста заработной платы являются основными причинами снижения поступлений в бюджет.
Динамика поступления доходов в бюджет округа
тыс. рублей
Наименование кода поступлений |
Исполнено 2016 год |
Исполнено 2017 год |
Исполнение 2017/2016 |
План 2018 |
План 2018/исполнение 2017 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
всего доходов: |
330 948,30 |
390 122,46 |
59 174,16 |
378 870,90 |
-11 251,56 |
налоговые и неналоговые доходы |
78 287,03 |
82 937,63 |
4 650,60 |
78 112,30 |
-4 825,33 |
безвозмездные поступления |
252 661,27 |
307 184,83 |
54 523,56 |
300 758,60 |
-6 426,23 |
Дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
52 130,00 |
83 909,00 |
31 779,00 |
77 752,00 |
-6 157,00 |
Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
102 679,39 |
118 049,43 |
15 370,04 |
120 299,50 |
2 250,07 |
Субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
88 689,37 |
94 329,10 |
5 639,73 |
74 943,10 |
-19 386,00 |
Иные межбюджетные трансферты |
4 979,63 |
6 334,74 |
1 355,11 |
6 985,20 |
650,46 |
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты городских округов |
4 182,88 |
5 749,35 |
1 566,47 |
20 778,80 |
15 029,45 |
Основной составляющей доходной части местного бюджета являются поступления от налога на доходы физических лиц, акцизов по подакцизным товарам (продукции), платежи при пользовании природными ресурсами и налоги на совокупный доход. Финансовым органом осуществляется мониторинг и анализ достижения главными администраторами доходов установленных прогнозных показателей поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет округа.
Бюджет муниципального образования является дотационным, доля налоговых и неналоговых доходов составляет более 20% в общем объеме доходов бюджета.
Наименование показателя |
Исполнено 2016 год |
Исполнено 2017 год |
План 2018 |
Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов |
24% |
21% |
21% |
Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов |
76% |
79% |
79% |
Муниципальному образованию из бюджета Магаданской ежегодно предоставляется финансовая помощь в виде дотаций и субсидий на исполнение собственных полномочий органов местного самоуправления. Наблюдается тенденция снижения поступления межбюджетных трансфертов при увеличении объема расходных обязательств муниципального образования. Данный фактор является основополагающим по мобилизации неналоговых доходов бюджета.
Увеличению доходов от использования муниципального имущества способствует систематизация сведений о его наличии и использовании. В этой связи проводятся следующие мероприятия:
- проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;
- определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование;
- выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;
- установление перечня имущества, подлежащего передаче под залог, в доверительное управление и расчет объемов доходов, поступающих в бюджет.
В целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков представляется целесообразным проведение работы по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также разъяснительной работы с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц.
В целях установления налоговых льгот утвержден порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности.
Критериями оценки эффективности предоставления налоговых льгот должны быть:
1. Обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для муниципальных образований направлений хозяйственной деятельности и стимулирование участия в реализации программ социально-экономического развития муниципального образования.
2. Создание необходимых экономических условий для развития инновационной и инвестиционной деятельности.
3. Оказание благоприятных экономических условий для деятельности предприятий, применяющих труд социально-незащищенных категорий населения.
Принимаемые органами местного самоуправления управленческие решения должны быть направлены на реализацию мер по оптимизации бюджетных расходов и поэтапному снижению бюджетного дефицита.
Расходы бюджета Среднеканского городского округа
2016 год исполнение, тыс. рублей |
2017 год исполнение, тыс. рублей |
+/- исполнения 2017 года к 2016 года, тыс. рублей |
Исполнение 2017 к 2016, % |
план 2018 года, тыс. рублей |
+/- плана 2018 года к исполнению 2017 года, тыс. рублей |
план 2018 года к исполнению 2017 года, % |
331 011,53 |
386 137,44 |
55 125,91 |
117 |
388 589,00 |
2 451,56 |
101 |
После распределения межбюджетных трансфертов бюджетная обеспеченность округа составляет 75%, 25% расходных обязательств не обеспечены доходами. В структуре расходов по экономическому содержанию 44% расходов направлено на выплату заработной платы, 13% на уплату страховых взносов, 10% оплата коммунальных услуг учреждениями округа. По отраслям наибольшие удельный вес расходов 40% относится на образование, 25% расходов направлено на решение вопросов местного значения, 18% на жилищно-коммунальное хозяйство.
Отношение просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 01.07.2018 года составляет 1,2% по отношению к расходам бюджета. Отношение прироста расходов бюджета в отчетном финансовом году, не обеспеченных соответствующим приростом доходов бюджета, к объему расходов бюджета составляет 4%.
Превышение расходов на осуществление государственных полномочий, переданных для исполнения субъектом российской Федерации, над фактическим финансированием 2017 года составило 825,5 тыс. рублей
В соответствии с Законом Магаданской области от 27 декабря 2014 года N 1842-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований "поселок Сеймчан" и "село Верхний Сеймчан" путем их объединения с наделением статусом городского округа" ликвидировано два муниципальных поселения, создан городской округ. Сокращение численности муниципальных служащих по итогам реорганизационных мероприятий достигло 5,5%.
С 2015 года к полномочиям городского округа перешли вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства. Началась интенсивная работа по благоустройству населенных пунктов: облагораживанию, установке детских игровых площадок, утилизации несанкционированных свалок.
Значительные ресурсы требуются для расселения граждан из аварийного жилищного фонда, содержанию пустующего жилья, уплаты взносов на капитальный ремонт муниципального жилого фонда.
Увеличиваются требования по содержанию муниципальных учреждений: обеспечение постоянным видеонаблюдением образовательных учреждений, содержание "тревожной кнопки", обслуживание пожарной системы, ведение официальных сайтов и пр. Уменьшение объема субвенций на финансирование деятельности образовательных учреждений, вынуждает исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за счет средств местного бюджета, в связи с чем, увеличивается объем муниципального долга.
В то же время расходы на материальное обеспечение функционирования муниципальных учреждений и расходы капитального характера существенно сокращены. При этом, при осуществлении указанных мероприятий используется взвешенный подход к содержанию материальных затрат: текущие расходы бюджетных учреждений инвентаризированы, определены приоритетные направления оптимизации.
Приняты решения по изменению системы мер социальной поддержки граждан, основывающиеся на принципах адрестности и критериев нуждаемости.
Сокращен перечень социальных выплат, установленных отдельным категориям граждан муниципальными правовыми актами, внесены изменения в муниципальные правовые акты, предусматривающие льготы гражданам, имеющие дублирующий статус получателя мер социальной поддержки с финансовым обеспечением за счет средств бюджета другого уровня.
Понимая необходимость принятия мер по изысканию собственных резервов для поддержания сбалансированности бюджета, органами местного самоуправления проводится планомерная работа по определению приоритетных направлений расходования бюджетных средств, в целях своевременного и безусловного обеспечения социально значимых и первоочередных расходов, по поиску скрытых резервов, повышению эффективности бюджетных расходов.
Проводится анализ реестра расходных обязательств с учетом объективных бюджетных потребностей и обоснованности осуществления расходов, с учетом учета показателей среднесрочного финансового плана.
При проведении оптимизационных мероприятий в бюджетном секторе возникают определенные сложности как объективного, так и субъективного характера, в частности, обусловленные территориально-экономическими особенностями округа.
В соответствии с Законом Магаданской области от 27 декабря 2014 года N 1842-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований "поселок Сеймчан" и "село Верхний Сеймчан" путем их объединения с наделением статусом городского округа" Среднеканский городской округ, став правопреемником упраздненных муниципальных образований, принял все их муниципальные долговые обязательства 74 198,6 тыс. рублей, из них 69 500,9 тыс. рублей бюджетные кредиты. Муниципальный долг по кредитам МО "поселок Сеймчан" перед Среднеканским районом был списан, а долговые обязательства Среднеканского городского округа перед областным бюджетом остались в полном объеме.
Вместе с тем, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В целях исполнения бюджетного законодательства необходимо принять меры по сокращению дефицита бюджета и поэтапному сокращению объема муниципального долга.
Среднеканский городской округ проводит долговую политику, направленную на поддержание сбалансированности бюджета и соответствия параметров бюджета округа ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Система управления муниципальным долгом включает определение обоснованности заимствований, минимизацию расходов на обслуживание, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.
Таким образом, в условиях жестких бюджетных ограничений для обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе требуется разработка и реализация комплексного программного документа по оптимизации расходов бюджета Среднеканского городского округа.
2. Цель и задачи Программы
Программа оптимизации расходов бюджета Среднеканского городского округа на 2018 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы, при безусловном исполнении расходных обязательств и выполнении задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач Программы:
1) оптимизация расходов на муниципальное управление;
2) оптимизация расходов на содержание бюджетной сети, а также численности работников бюджетной сферы;
3) совершенствование системы закупок для муниципальных нужд;
4) сокращение просроченной кредиторской задолженности бюджета;
5) сокращение объема муниципального долга.
3. Риски реализации программы
К основным рискам реализации настоящей Программы относятся:
- вызванные инфляционным давлением на текущие расходы;
- связанные с принятием на федеральном уровне решений, влияющих на увеличение расходных обязательств нижестоящих уровней;
- связанные с возникновением непредвиденных ситуаций форс-мажорного характера;
- усиления социальной напряженности, связанные с высвобождением работников и трудностями их последующего трудоустройства;
- отсутствие квалифицированных кадров.
- неисполнение долговых обязательств в срок, в связи с отсутствием денежных средств и отказом в реструктуризации кредитов.
4. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы являются обеспечение исполнения расходных обязательств Среднеканского городского округа при сохранении стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, оптимальной долговой нагрузки.
В результате реализации мероприятий Программы и решения вышеуказанных задач ожидается:
- обеспечение сбалансированности местного бюджета с учетом необходимости безусловной реализации приоритетных направлений социально-экономического развития и достижения измеримых, общественно значимых результатов, установленных указами Президента Российской Федерации;
- создание стабильных финансовых условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня и качества жизни;
- модернизация бюджетного процесса путем повышения результативности бюджетных расходов и внедрения программно-целевых методов управления;
- снижение уровня дефицита бюджета;
- сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне.
5. Перечень мероприятий программы
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Единица измерения. |
Целевые индикаторы |
Значение целевого показателя |
||
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
1. Оптимизация расходов на муниципальное управление | |||||||
1.1 |
укрупнение органов местного самоуправления путем слияния Комитета по управлению муниципальным имуществом, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Среднеканского городского округа и градостроительства, Управления социальной политики Администрации Среднеканского городского округа и Администрации Среднеканского городского округа |
Администрация Среднеканского городского округа |
тыс. рублей |
Бюджетный эффект |
0 |
1814,8 |
1814,8 |
1.2 |
установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих и численности работников муниципальных учреждений |
Администрация Среднеканского городского округа |
да/нет |
Соблюдение запрета |
да |
да |
да |
1.3 |
передача специализированным учреждениям непрофильных функций органов исполнительной власти |
Администрация Среднеканского городского округа |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
1.4 |
дальнейшее развитие предоставления муниципальных услуг в электронной форме |
Администрация Среднеканского городского округа, муниципальные учреждения |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
1.5 |
установление запрета на принятие новых расходных обязательств муниципального образования, включая создание новых муниципальных учреждений (за исключением случаев, когда учреждение создается для обеспечения оптимизации расходов бюджета округа). |
Администрация Среднеканского городского округа |
да/нет |
Соблюдение запрета |
да |
да |
да |
1.6 |
повышение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности |
Администрация Среднеканского городского округа |
тыс. рублей |
Бюджетный эффект |
0 |
384,0 |
160,0 |
1.7 |
оптимизация расходов на материальное обеспечение органов местного самоуправления |
Администрация Среднеканского городского округа |
тыс. рублей |
Бюджетный эффект |
0 |
215,0 |
500,0 |
2. Оптимизация расходов на содержание бюджетной сети, а также численности работников бюджетной сферы | |||||||
2.1 |
мониторинг непревышения значений целевых показателей заработной платы, установленных в региональных планах мероприятий ("дорожных картах") изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования, культуры |
Главные распорядители средств бюджета, руководители учреждений |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
2.2 |
анализ нагрузки на бюджетную сеть (контингент, количество бюджетных учреждений, количество персонала, используемые фонды) |
Администрация Среднеканского городского округа |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
2.3 |
укрупнение или присоединение "мелких" учреждений к более крупным |
Администрация Среднеканского городского округа |
тыс. рублей |
Бюджетный эффект |
0 |
0 |
1236,0 |
2.4 |
реализация (продажа) излишнего, консервация неиспользуемого имущества учреждений, анализ возможностей выделения земельных участков для их последующей реализации (сдачи в аренду) |
Администрация Среднеканского городского округа, руководители учреждений |
тыс. рублей |
Бюджетный эффект |
0 |
200,0 |
0 |
2.5 |
оптимизация численности персонала учреждений на основе перераспределения функциональных обязанностей и нагрузки на сотрудников, уменьшение численности обслуживающего персонала и непрофильных специалистов учреждений |
Руководители учреждений |
тыс. рублей |
Бюджетный эффект |
656,5 |
4462,2 |
4462,2 |
3. Совершенствование системы закупок для муниципальных нужд | |||||||
3.1 |
организация совместных закупок для нужд органов власти и учреждений |
Администрация Среднеканского городского округа, руководитель МКУ ЦХТО, руководители учреждений |
да/нет |
Соблюдение показателя |
нет |
да |
да |
3.2 |
использование единой электронной площадки (в том числе межрегиональной) для осуществления закупок малого объема |
Администрация Среднеканского городского округа, руководитель МКУ ЦХТО, руководители учреждений |
да/нет |
Соблюдение показателя |
нет |
да |
да |
4. Сокращение просроченной кредиторской задолженности бюджета | |||||||
4.1 |
проверка обоснованности возникновения и достоверности отражения в годовой отчетности кредиторской задолженности, в том числе просроченной |
Управление финансов Администрация Среднеканского городского округа |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
4.2 |
инвентаризация муниципальных контрактов и договоров, заключенных муниципальными учреждениями, на соответствие утвержденным лимитам бюджетных обязательств и планам финансово-хозяйственной деятельности |
Управление финансов, Администрация Среднеканского городского округа, главные распорядители бюджетных средств, руководители учреждений |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
4.3 |
проведение инвентаризации кредиторской задолженности с целью списания задолженности с истекшим сроком исковой давности, в том числе подведомственных муниципальных учреждений |
Руководители учреждений |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
4.4 |
осуществление ежемесячного мониторинга просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений, анализ причин возникновения задолженности |
Управление финансов, Администрация Среднеканского городского округа, главные распорядители бюджетных средств, руководители учреждений |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
4.5 |
принятие обязательств муниципальными учреждениями в текущем финансовом году при условии первоочередного исполнения обязательств прошлого года |
Руководители учреждений |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
4.6 |
представление в финансовый орган информации о погашении имеющейся просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений с указанием конкретных мер по ее погашению |
Руководители учреждений |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
5. Сокращение объема муниципального долга | |||||||
5.1 |
установление ограничений на привлечение новых заимствований (только на рефинансирование долга и финансирование инвестиционных расходов) |
Администрация Среднеканского городского округа |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
5.2 |
Проведение мониторинга долговых обязательств в целях своевременного погашения обязательных платежей и недопущения образования просроченной задолженности по долговым обязательствам |
Управление финансов |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
5.3 |
Проведение мероприятий по реструктуризации муниципального долга |
Управление финансов, Администрация Среднеканского городского округа |
да/нет |
Соблюдение показателя |
да |
да |
да |
Итого: |
|
|
656,5 |
7076,0 |
7873,0 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Среднеканского городского округа Магаданской области от 21 сентября 2018 г. N 201 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.