Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утвержден
приказом министерства
образования и молодежной политики
Магаданской области
N 890/112 от "29" ноября 2018 г.
Концепция
развития школьных информационно-библиотечных центров Магаданской области
1. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области школьных библиотек, с учетом отечественного и зарубежного опыта. В концепции определены цели, задачи, функции, основные проблемы и направления модернизации библиотек общеобразовательных организаций Магаданской области на 2018 - 2020 годы.
Концепция призвана определить статус, цели, задачи и функции школьных библиотек, пути, методы и средства достижения этих целей. Она исходит из анализа проблемной ситуации в деятельности школьных библиотек региона и учитывает происходящие в обществе демографические, политические, экономические, социально-культурные и информационно-технические изменения и их влияние на условия функционирования библиотечной системы в целом и школьных библиотек, в частности.
Концепция основывается, прежде всего, на следующих документах:
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 года N 273-ФЗ);
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", которая направлена, в том числе, на развитие комфортной и инновационной школьной среды, где важное место должна занять современная школьная библиотека;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 29.05 2015 года N 996-р);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года N 373);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года N 1897);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 года N 413).
- Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (приказ Минобрнауки России от 15.06.2016 года N 715);
- Концепция развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций (проект Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА));
2. Анализ состояния школьных библиотек Магаданской области
Школьных библиотек - 48; фонды - 54224 экземпляров; кадровый состав - 48 библиотекарей; электронных ресурсов - 48 компьютеров.
Ключевые препятствия для развития школьных библиотек региона:
- Существующая нормативная правовая база, регулирующая деятельность школьных библиотек, не соответствует вызовам времени;
- незаслуженно заниженная роль школьной библиотеки в образовательном и воспитательном процессе учащихся школы;
- несоответствие материально-технического оснащения библиотек возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники и т.д.;
- низкое качество книжных фондов школьных библиотек, противоречащее образовательному и социальному заказу; недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим возможность использования текстов художественных произведений, профессиональных баз данных, информационных справочных и поисковых систем, а также иных информационных ресурсов;
- проблемы кадрового обеспечения школьных библиотек, неготовность сотрудников библиотек к широкому использованию новых информационных технологий, практическому применению современных технических средств;
- недостаточно развитая система подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей и других работников школьных библиотек;
- изолированность школьных библиотек в составе системы библиотек региона, взаимодействие носит эпизодический характер и не является последовательно организованным, системным процессом;
- слабое взаимодействие библиотек с бизнес-сообществом, основанное на принципах государственно-частного партнерства и др.
Решение обозначенных проблем позволит позиционировать школьную библиотеку, как общедоступный, открытый, технически оснащенный центр дополнительного образования, интеллектуальную базу внеурочной жизни всего школьного сообщества, обеспечит условия для реализации ФГОС общего образования.
3. Цели и задачи Концепции
Цель настоящей Концепции - определение основных направлений развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций региона, обеспечивающих необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Задачами Концепции являются:
- Определение роли библиотеки в структуре образовательного процесса ОО региона;
- создание модели информационно-библиотечного центра образовательной организации, обеспечивающего необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- разработка вертикали и горизонтали сетевого взаимодействия информационно-библиотечных центров образовательных организаций, обеспечивающих оптимизацию затрат и внедрение инновационных механизмов работы и т.д.
4. Основные направления реализации Концепции
В рамках совершенствования нормативно-правовой базы должна быть обеспечена актуализация ФГОС в части определения роли и задач ШБИЦ в структуре ОО.
Требуется создание нормативных документов:
- Положение и правила пользования ШИБЦ общеобразовательной организации;
- Структура и штатное расписание ШИБЦ общеобразовательной организации;
- Должностные инструкции работников ШИБЦ общеобразовательной организации;
- Нормативная и технологическая документация по работе системы ШБИЦ региона, муниципалитета, сельского поселения и т.д. и функционированию отдельных ШИБЦ общеобразовательной организации т.д.
В рамках развития кадрового состава на базе МОГАУДПО "ИРО и ПКПК"
- создать инфраструктуру переподготовки и повышения квалификации работников, участвующих в библиотечной деятельности;
- обеспечить разработку системы непрерывного образования, ориентированную на гуманитарную, психолого-педагогическую и библиотечно-информационную подготовку педагогов-библиотекарей, включая освоение ими современных библиотечных, культурологических, педагогических и информационных технологий. В результате обучения работники ШИБЦ общеобразовательных организаций должны понимать роль ШИБЦ в образовательном процессе, уметь организовать работу ШБИЦ, согласно новых нормативно-правовых документов; быть всесторонне образованными, технически грамотными специалистами, вызывающими уважение и доверие всего школьного сообщества.
В рамках материально-технического обеспечения в каждом ШИБЦ общеобразовательной организации необходимо:
- создавать или передавать в пользование ШБИЦ помещения, оборудованные согласно современным требованиям технического оснащения, предусматривающие пространственно-обособленные зоны различных типов для хранения и обработки фондов, работы с читателями, проведения мероприятий и т.д.;
- актуализировать целевые высококачественные разноформатные фонды (печатные, мультимедийные, цифровые/электронные), способствующие реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению коллективных и индивидуальных проектов, а также личностному росту читателей и педагогов;
- создать условия для организации образовательной, творческой и игровой деятельности учащихся;
- распространять технологии электронного обучения, обеспечивать свободный доступ для участников образовательных отношений к ресурсам учебного назначения, ресурсам ведущих федеральных и региональных библиотек с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав и т.д.
В рамках развития информационно-ресурсного обеспечения необходимо:
- ориентироваться на использование печатных изданий, электронных информационных и образовательных ресурсов, в том числе мультимедийных и интерактивных;
- обеспечить централизованную каталогизацию фондов печатных изданий, электронных ресурсов и оборудования;
- проработать механизмы привлечения к разработке, актуализации и экспертизе контента участников образовательной деятельности - учителей, методистов, руководящих работников, родителей, обучающихся, а также общественных и некоммерческих организаций и др.
В рамках развития планирования и организации внеурочной деятельности на базе ШБИЦ
- организовать единую службу, в том числе виртуальную, для методического сопровождения всех этапов деятельности ШБИЦ и т.д.
5. Механизм реализации Концепции
Для реализации концепции в первую очередь необходимо создать, протестировать, скорректировать и внедрить единую региональную автоматизированную информационно-библиотечную систему региона и разработать базовую модель ШБИЦ.
Единая региональная система может иметь вертикальную и горизонтальную системы взаимодействия.
Вертикальная кооперация позволит осуществить разработку, апробацию и распространение образовательных моделей и практик, создаваемых научно-педагогическим сообществом, и поддерживать единство, полноту и актуальность нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, программного и информационно-ресурсного обеспечения школьных ИБЦ на всей территории региона.
Горизонтальная кооперация школьных информационно-библиотечных центров обеспечит совместную реализацию образовательного процесса несколькими образовательными организациями, в частности, выполнение учебно-исследовательских проектов и проведение внеурочных мероприятий культурно-просветительского, гражданско-патриотического и информационно-развлекательного характера. Горизонтальная кооперация позволит расширить образовательный контент, создаст условия для обмена методическими разработками педагогов.
Субъектами единой библиотечной системы региона могут выступать: региональный информационно-библиотечный центр, муниципальные информационно-библиотечные центры, межмуниципальные информационно-библиотечные центры, школьные информационно-библиотечные центры и др.
Региональный информационно-библиотечный центр
Региональный информационно-библиотечный центр - это просветительская площадка, обладающая условиями для формирования профессиональных компетентностей сотрудников системы образования Магаданской области, реализации инновационных педагогических практик, трансляции новаторского опыта.
Региональный информационно-библиотечный центр предоставляет возможность:
- получения доступа к любой информации, касающейся системы образования;
- реализации активных методов обучения педагогов;
- осуществления педагогических проб с использованием инновационных инструментов, средств и методов организации учебной деятельности;
- работы с обучающимися образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного образования;
- реализации образовательных проектов;
- обмена опытом (здесь можно дать открытый урок, мастер-класс с трансляцией для образовательных организаций региона и Российской Федерации);
- представления современного ИБЦ и определения перспектив для развития информационно-образовательной среды образовательной организации.
РИБЦ обеспечивает методическое сопровождение функционирования сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций, в целях обеспечения информационно-образовательных потребностей субъектов образовательных практик.
Функции регионального информационно-библиотечного центра:
- координация инновационных практик информационно-библиотечных центров, направленных на организацию эффективной деятельности ИБЦ различного уровня;
- повышение квалификации сотрудников в области эффективного использования всего видового многообразия информационных ресурсов, технологических средств и программно-аппаратных комплексов, используемых в информационно-библиотечных центрах различного уровня;
- организация мероприятий методического характера федерального и регионального уровней при участии муниципальных и школьных ИБЦ с целью распространения положительного опыта функционирования информационно-библиотечных центров различного уровня;
- оказание консультативной, информационно-библиографической поддержки в решении задач, возникающих в профессиональной или познавательной деятельности, организации доступа к электронным библиотекам.
Муниципальные информационно-библиотечные центры
Муниципальные информационно-библиотечные центры (МИБЦ) обеспечивают информационно-образовательные потребности образовательных организаций муниципалитета (в первую очередь, доступ к информационным ресурсам, необходимым для реализации ООП).
МИБЦ является площадкой для взаимодействия (в том числе сетевого) образовательных организаций муниципалитета, а также межмуниципального взаимодействия.
Функции муниципального информационно-библиотечного центра:
- организация и координация совместной работы информационно-библиотечных центров в рамках муниципалитета;
- организация муниципальных и межмуниципальных мероприятий (в том числе сетевые) с использованием ресурсов зоны метапредметной деятельности по направлениям: использования современного образовательного контента; организации метапредметной деятельности обучающихся;
- проведение просветительских мероприятий по использованию ресурсов современных ИБЦ для образовательных организаций муниципалитета;
- организация использования общих информационно-образовательных ресурсов ИБЦ для качественного обновления содержания информационно-библиотечного обслуживания участников образовательных отношений муниципалитета;
- трансляция опыта построения современного ИБЦ.
МИБЦ обеспечивает доступ к площадям и ресурсам зоны метапредметной деятельности (информационным, программно-аппаратным) для проведения мероприятий муниципального и межмуниципального уровня. Предусмотрено использование площадей и ресурсов МИБЦ как площадки для проведения мероприятий регионального уровня.
На базе МИБЦ создаются консультационные площадки для участников образовательного процесса муниципалитета.
Межмуниципальные информационно-библиотечные центры
Межмуниципальные информационно-библиотечные центры выполняют те же функции, что и муниципальные ИБЦ, но в отличие от МИБЦ обеспечивают информационно-образовательные потребности образовательных организаций не одного, а нескольких муниципалитетов. Объединение информационных ресурсов образовательных организаций нескольких муниципалитетов расширит сферу предоставляемых информационно-библиотечных услуг, снизит трудоемкость информационно-библиотечных процессов и затраты на их реализацию.
В связи с ускорением процесса информатизации, постоянного изменения потока информации данная модель представляет собой перспективное направление в целях оптимизации ресурсных затрат.
Школьные информационно-библиотечные центры
Вновь созданные или модернизированные в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации ООП школьные информационно-библиотечные центры (ШИБЦ) становятся ядром информационно-образовательной среды образовательной организации. Это позволяет обеспечить информационно-образовательные потребности субъектов образовательных практик, создать комфортную зону для внедрения новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных качеств, интересов и потребностей обучающихся, создать условия для организации метапредметной деятельности, в том числе проектного обучения; создать условия для дистанционного обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья; организовать работу пресс-центра и научного общества школьного на базе информационно-библиотечного центра. ШИБЦ - центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса.
Модель взаимодействия информационно-библиотечных центров Магаданской области
/-----------------\
| РБША |
\-----------------/
/-----------------\
| ИЦ "Библиотека |
| им. К.Д. |
| Ушинского" |
/-----------------\ \-----------------/ /-----------------\
| Национальная | | | Магаданская |
| электронная | | | городская |
| библиотека | ----\ | /---- | библиотека им. |
| (НЭБ) | | | | | О.Куваева |
\-----------------/ | | | \-----------------/
| |
/-----------------\
|Региональный ИБП |
/------------| |-----------\
| ШИПБЦ |
/-----------------\ |ОО Магаданской | /-----------------\
| Дистрибьютеры | | области | | Магаданская |
| дистанционного | \-----------------/ | областная |
| обучения | | | | Юношеская |
| | | | | библиотека |
\-----------------/ | | \-----------------/
| |
| |
| |
/-----------------\ | | /-----------------\
| Магаданская | | | | Публичные |
| областная | | | | библиотеки |
| универсальная | ----/ \---- | системы |
| библиотека | | Минкультуры |
| им. А.С. Пушкина| | России |
\-----------------/ \-----------------/
Для эффективного развития ШИБЦ необходимо их объединение в сеть регионального масштаба с поддержкой со стороны Всероссийского информационно-методического центра "Библиотеки им. К.Д. Ушинского" (далее - ИЦ "Библиотека им. К.Д. Ушинского", г. Москва) и регионального ИБЦ.
На областном уровне необходимо определить организацию, на которую будут возложены функции регионального информационно-методического центра (координация деятельности муниципальных (городских) информационно-методических и ресурсных центров, мониторинг и распространение лучших практик, каталогизация ресурсных фондов, организация взаимодействия с федеральными государственными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными организациями и общественными объединениями.
Базовая модель ШБИЦ. Переход школьных библиотек в статус информационно-библиотечных центров
Школьный информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), то есть стать организационным и функциональным центром образовательного процесса, инфраструктурной основой для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях.
ШИБЦ должен быть центром внедрения инновационных технологий работы с информацией, распространения лучших практик работы с программным обеспечением для самообразования, поиска, обработки и распространения информации, поддерживать инфраструктуру виртуального образовательного пространства школы, систем электронного (дистанционного) обучения. Таким образом, в работе библиотекаря акцент делается на использовании современных технологий работы с информацией, ее фокус смещается от книговыдачи в сторону предоставления широкого спектра электронного контента, непрерывного процесса обучения и консультирования пользователей по работе с информацией.
Функции ШИБЦ:
Информационно-методическая функция информационно-библиотечного центра как функция обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации способствует формированию метапредметной деятельности, всестороннему овладению навыками работы с информацией. Кроме того, данная функция предполагает развитие информационной культуры педагогических работников и обеспечивает кадровые условия реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.
На уровне образовательной организации ШИБЦ должен стать катализатором инновационной педагогической активности, предоставить педагогам необходимую для этого инфраструктуру и информационно-методическую поддержку, способствовать общему развитию информационной культуры всех субъектов образовательного процесса. Со стороны сотрудников ШИБЦ педагогу должна оказываться квалифицированная помощь в формировании поисковых запросов, в повышении информационной грамотности. Информационно-библиотечный центр должен стать для педагога источником самых актуальных методик и держателем самых современных инструментов работы с информацией. Сервисы работы с информацией, предоставляемые ШИБЦ должны включать оцифровку и распознавание контрольных и проверочных работ, компоновку и верстку раздаточных материалов к очным занятиям, создание электронных курсов.
ШИБЦ должен аккумулировать научно-методические наработки, рождающиеся на уровне района и региона, обеспечивать педагога современными методиками в его предметной области, помогать педагогу в формировании собственной инновационной программы и педагогического портфолио для использования в образовательном процессе и прохождения педагогической аттестации.
Культурно-просветительская функция информационно-библиотечных центров играет решающую роль при формировании личностных результатов, определенных ФГОС, таких как формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами. При подборе информационных ресурсов педагог - библиотекарь должен быть чувствителен к заинтересованности посетителей, рекомендовать контент, ориентированный на их запросы.
Культурно-просветительская деятельность информационно-библиотечного центра должна быть направлена на повышение уровня культуры, образования пользователя, его интеллектуальное и духовное развитие, социализацию. Контент, предоставляемый информационно-библиотечным центром, должен быть ориентирован не только на учебные предметы, но и на подготовку к жизни, расширение кругозора, выстраивание жизненных маршрутов и познание.
Информационно-библиотечный центр должен принимать активное участие во внеучебной (внеурочной) деятельности образовательной организации: в подготовке стенгазет, в подготовке театральных постановок, в проведении интеллектуальных игр и других мероприятий соответствующей направленности - выставок, тематических чтений, работы кружков, клубов, студий.
Образовательная функция способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
ШИБЦ должен обеспечивать интеграцию отдельных предметных дисциплин и поддержку метапредметного образовательного процесса. Ресурсы информационно-библиотечного центра должны способствовать формированию предметных и метапредметных универсальных учебных действий за счет применения в современных технологий образовательных онлайн-сервисов, виртуального образовательного пространства, электронного образовательного контента и других видов информационных образовательных средств.
Использование ресурсов ШИБЦ позволит удовлетворять индивидуальные образовательные потребности пользователя в рамках самостоятельных занятий. Педагог-библиотекарь должен помогать обучающимся ориентироваться в печатных источниках и иных информационно-образовательных ресурсах в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями, способствовать развитию навыков самостоятельного мышления обучающихся.
Пространство ШИБЦ должно обеспечивать возможность организации учебно-исследовательской и проектной деятельности и предоставлять необходимую инфраструктуру для коллективной работы.
Обеспечивающая функция позволяет информационно-библиотечным центрам образовательных организаций обеспечить необходимые условия реализации ФГОС, предоставить участникам образовательного процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение. Эта функция должна быть расширена за счет предоставления новых видов ресурсов, удовлетворения новых типов потребностей образовательной организации. Помимо предоставления книжных фондов, информационно-библиотечный центр должен обеспечивать поддержку образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами, доступом к сети Интернет. Помещения и оборудование информационно-библиотечного центра должны активно использоваться в образовательном процессе.
При отсутствии необходимых ресурсов информационно-библиотечный центр может использовать возможности кооперации с другими информационно-библиотечными центрами. Таким образом, общее количество ресурсов, доступных посетителям конкретного информационно-библиотечного центра, увеличивается.
Профориентационная функция информационно-библиотечных центров обеспечивает возможность самоопределения обучающихся, позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию и способствует развитию способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
На базе ШИБЦ педагогом - библиотекарем должна быть реализована профориентационная поддержка в игровой форме. Инструментами такой поддержки должны стать тематические мероприятия (дни профессий, профориентационные игры).
Воспитательная функция информационно-библиотечного центра связана с воспитательной стороной образовательного процесса и позволяет обеспечить необходимое возрастное психофизическое развитие и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
ШИБЦ должен стать общественным пространством для встреч и неформального общения. Посетителям должны обеспечиваться комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в Интернет через Wi-Fi. Досуговая деятельность, организуемая на базе ШИБЦ, должна нести развивающую и расслабляющую функции, что позволит стимулировать когнитивную деятельность и будет способствовать всестороннему развитию обучающихся.
На базе ШИБЦ должны действовать различные клубы и объединения.
Модернизация ШИБЦ в образовательных организациях в соответствии с их спецификой должна вестись в следующих аспектах.
Оснащение ШИБЦ должно производиться в соответствии с условиями их работы: спецификой образовательной организации, особенностями территории.
ШИБЦ образовательных организаций коррекционного типа или осуществляющих инклюзивное обучение должны предоставлять своим посетителям необходимые условия для доступа к и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.