Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утвержден
приказом министерства
образования и молодежной политики
Магаданской области
N 890/112 от "29" ноября 2018 г.
Концепция
развития школьных информационно-библиотечных центров Магаданской области
1. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области школьных библиотек, с учетом отечественного и зарубежного опыта. В концепции определены цели, задачи, функции, основные проблемы и направления модернизации библиотек общеобразовательных организаций Магаданской области на 2018 - 2020 годы.
Концепция призвана определить статус, цели, задачи и функции школьных библиотек, пути, методы и средства достижения этих целей. Она исходит из анализа проблемной ситуации в деятельности школьных библиотек региона и учитывает происходящие в обществе демографические, политические, экономические, социально-культурные и информационно-технические изменения и их влияние на условия функционирования библиотечной системы в целом и школьных библиотек, в частности.
Концепция основывается, прежде всего, на следующих документах:
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 года N 273-ФЗ);
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", которая направлена, в том числе, на развитие комфортной и инновационной школьной среды, где важное место должна занять современная школьная библиотека;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 29.05 2015 года N 996-р);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года N 373);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года N 1897);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 года N 413).
- Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (приказ Минобрнауки России от 15.06.2016 года N 715);
- Концепция развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций (проект Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА));
2. Анализ состояния школьных библиотек Магаданской области
Школьных библиотек - 48; фонды - 54224 экземпляров; кадровый состав - 48 библиотекарей; электронных ресурсов - 48 компьютеров.
Ключевые препятствия для развития школьных библиотек региона:
- Существующая нормативная правовая база, регулирующая деятельность школьных библиотек, не соответствует вызовам времени;
- незаслуженно заниженная роль школьной библиотеки в образовательном и воспитательном процессе учащихся школы;
- несоответствие материально-технического оснащения библиотек возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники и т.д.;
- низкое качество книжных фондов школьных библиотек, противоречащее образовательному и социальному заказу; недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим возможность использования текстов художественных произведений, профессиональных баз данных, информационных справочных и поисковых систем, а также иных информационных ресурсов;
- проблемы кадрового обеспечения школьных библиотек, неготовность сотрудников библиотек к широкому использованию новых информационных технологий, практическому применению современных технических средств;
- недостаточно развитая система подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей и других работников школьных библиотек;
- изолированность школьных библиотек в составе системы библиотек региона, взаимодействие носит эпизодический характер и не является последовательно организованным, системным процессом;
- слабое взаимодействие библиотек с бизнес-сообществом, основанное на принципах государственно-частного партнерства и др.
Решение обозначенных проблем позволит позиционировать школьную библиотеку, как общедоступный, открытый, технически оснащенный центр дополнительного образования, интеллектуальную базу внеурочной жизни всего школьного сообщества, обеспечит условия для реализации ФГОС общего образования.
3. Цели и задачи Концепции
Цель настоящей Концепции - определение основных направлений развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций региона, обеспечивающих необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Задачами Концепции являются:
- Определение роли библиотеки в структуре образовательного процесса ОО региона;
- создание модели информационно-библиотечного центра образовательной организации, обеспечивающего необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- разработка вертикали и горизонтали сетевого взаимодействия информационно-библиотечных центров образовательных организаций, обеспечивающих оптимизацию затрат и внедрение инновационных механизмов работы и т.д.
4. Основные направления реализации Концепции
В рамках совершенствования нормативно-правовой базы должна быть обеспечена актуализация ФГОС в части определения роли и задач ШБИЦ в структуре ОО.
Требуется создание нормативных документов:
- Положение и правила пользования ШИБЦ общеобразовательной организации;
- Структура и штатное расписание ШИБЦ общеобразовательной организации;
- Должностные инструкции работников ШИБЦ общеобразовательной организации;
- Нормативная и технологическая документация по работе системы ШБИЦ региона, муниципалитета, сельского поселения и т.д. и функционированию отдельных ШИБЦ общеобразовательной организации т.д.
В рамках развития кадрового состава на базе МОГАУДПО "ИРО и ПКПК"
- создать инфраструктуру переподготовки и повышения квалификации работников, участвующих в библиотечной деятельности;
- обеспечить разработку системы непрерывного образования, ориентированную на гуманитарную, психолого-педагогическую и библиотечно-информационную подготовку педагогов-библиотекарей, включая освоение ими современных библиотечных, культурологических, педагогических и информационных технологий. В результате обучения работники ШИБЦ общеобразовательных организаций должны понимать роль ШИБЦ в образовательном процессе, уметь организовать работу ШБИЦ, согласно новых нормативно-правовых документов; быть всесторонне образованными, технически грамотными специалистами, вызывающими уважение и доверие всего школьного сообщества.
В рамках материально-технического обеспечения в каждом ШИБЦ общеобразовательной организации необходимо:
- создавать или передавать в пользование ШБИЦ помещения, оборудованные согласно современным требованиям технического оснащения, предусматривающие пространственно-обособленные зоны различных типов для хранения и обработки фондов, работы с читателями, проведения мероприятий и т.д.;
- актуализировать целевые высококачественные разноформатные фонды (печатные, мультимедийные, цифровые/электронные), способствующие реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению коллективных и индивидуальных проектов, а также личностному росту читателей и педагогов;
- создать условия для организации образовательной, творческой и игровой деятельности учащихся;
- распространять технологии электронного обучения, обеспечивать свободный доступ для участников образовательных отношений к ресурсам учебного назначения, ресурсам ведущих федеральных и региональных библиотек с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав и т.д.
В рамках развития информационно-ресурсного обеспечения необходимо:
- ориентироваться на использование печатных изданий, электронных информационных и образовательных ресурсов, в том числе мультимедийных и интерактивных;
- обеспечить централизованную каталогизацию фондов печатных изданий, электронных ресурсов и оборудования;
- проработать механизмы привлечения к разработке, актуализации и экспертизе контента участников образовательной деятельности - учителей, методистов, руководящих работников, родителей, обучающихся, а также общественных и некоммерческих организаций и др.
В рамках развития планирования и организации внеурочной деятельности на базе ШБИЦ
- организовать единую службу, в том числе виртуальную, для методического сопровождения всех этапов деятельности ШБИЦ и т.д.
5. Механизм реализации Концепции
Для реализации концепции в первую очередь необходимо создать, протестировать, скорректировать и внедрить единую региональную автоматизированную информационно-библиотечную систему региона и разработать базовую модель ШБИЦ.
Единая региональная система может иметь вертикальную и горизонтальную системы взаимодействия.
Вертикальная кооперация позволит осуществить разработку, апробацию и распространение образовательных моделей и практик, создаваемых научно-педагогическим сообществом, и поддерживать единство, полноту и актуальность нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, программного и информационно-ресурсного обеспечения школьных ИБЦ на всей территории региона.
Горизонтальная кооперация школьных информационно-библиотечных центров обеспечит совместную реализацию образовательного процесса несколькими образовательными организациями, в частности, выполнение учебно-исследовательских проектов и проведение внеурочных мероприятий культурно-просветительского, гражданско-патриотического и информационно-развлекательного характера. Горизонтальная кооперация позволит расширить образовательный контент, создаст условия для обмена методическими разработками педагогов.
Субъектами единой библиотечной системы региона могут выступать: региональный информационно-библиотечный центр, муниципальные информационно-библиотечные центры, межмуниципальные информационно-библиотечные центры, школьные информационно-библиотечные центры и др.
Региональный информационно-библиотечный центр
Региональный информационно-библиотечный центр - это просветительская площадка, обладающая условиями для формирования профессиональных компетентностей сотрудников системы образования Магаданской области, реализации инновационных педагогических практик, трансляции новаторского опыта.
Региональный информационно-библиотечный центр предоставляет возможность:
- получения доступа к любой информации, касающейся системы образования;
- реализации активных методов обучения педагогов;
- осуществления педагогических проб с использованием инновационных инструментов, средств и методов организации учебной деятельности;
- работы с обучающимися образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного образования;
- реализации образовательных проектов;
- обмена опытом (здесь можно дать открытый урок, мастер-класс с трансляцией для образовательных организаций региона и Российской Федерации);
- представления современного ИБЦ и определения перспектив для развития информационно-образовательной среды образовательной организации.
РИБЦ обеспечивает методическое сопровождение функционирования сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций, в целях обеспечения информационно-образовательных потребностей субъектов образовательных практик.
Функции регионального информационно-библиотечного центра:
- координация инновационных практик информационно-библиотечных центров, направленных на организацию эффективной деятельности ИБЦ различного уровня;
- повышение квалификации сотрудников в области эффективного использования всего видового многообразия информационных ресурсов, технологических средств и программно-аппаратных комплексов, используемых в информационно-библиотечных центрах различного уровня;
- организация мероприятий методического характера федерального и регионального уровней при участии муниципальных и школьных ИБЦ с целью распространения положительного опыта функционирования информационно-библиотечных центров различного уровня;
- оказание консультативной, информационно-библиографической поддержки в решении задач, возникающих в профессиональной или познавательной деятельности, организации доступа к электронным библиотекам.
Муниципальные информационно-библиотечные центры
Муниципальные информационно-библиотечные центры (МИБЦ) обеспечивают информационно-образовательные потребности образовательных организаций муниципалитета (в первую очередь, доступ к информационным ресурсам, необходимым для реализации ООП).
МИБЦ является площадкой для взаимодействия (в том числе сетевого) образовательных организаций муниципалитета, а также межмуниципального взаимодействия.
Функции муниципального информационно-библиотечного центра:
- организация и координация совместной работы информационно-библиотечных центров в рамках муниципалитета;
- организация муниципальных и межмуниципальных мероприятий (в том числе сетевые) с использованием ресурсов зоны метапредметной деятельности по направлениям: использования современного образовательного контента; организации метапредметной деятельности обучающихся;
- проведение просветительских мероприятий по использованию ресурсов современных ИБЦ для образовательных организаций муниципалитета;
- организация использования общих информационно-образовательных ресурсов ИБЦ для качественного обновления содержания информационно-библиотечного обслуживания участников образовательных отношений муниципалитета;
- трансляция опыта построения современного ИБЦ.
МИБЦ обеспечивает доступ к площадям и ресурсам зоны метапредметной деятельности (информационным, программно-аппаратным) для проведения мероприятий муниципального и межмуниципального уровня. Предусмотрено использование площадей и ресурсов МИБЦ как площадки для проведения мероприятий регионального уровня.
На базе МИБЦ создаются консультационные площадки для участников образовательного процесса муниципалитета.
Межмуниципальные информационно-библиотечные центры
Межмуниципальные информационно-библиотечные центры выполняют те же функции, что и муниципальные ИБЦ, но в отличие от МИБЦ обеспечивают информационно-образовательные потребности образовательных организаций не одного, а нескольких муниципалитетов. Объединение информационных ресурсов образовательных организаций нескольких муниципалитетов расширит сферу предоставляемых информационно-библиотечных услуг, снизит трудоемкость информационно-библиотечных процессов и затраты на их реализацию.
В связи с ускорением процесса информатизации, постоянного изменения потока информации данная модель представляет собой перспективное направление в целях оптимизации ресурсных затрат.
Школьные информационно-библиотечные центры
Вновь созданные или модернизированные в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации ООП школьные информационно-библиотечные центры (ШИБЦ) становятся ядром информационно-образовательной среды образовательной организации. Это позволяет обеспечить информационно-образовательные потребности субъектов образовательных практик, создать комфортную зону для внедрения новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных качеств, интересов и потребностей обучающихся, создать условия для организации метапредметной деятельности, в том числе проектного обучения; создать условия для дистанционного обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья; организовать работу пресс-центра и научного общества школьного на базе информационно-библиотечного центра. ШИБЦ - центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса.
Модель взаимодействия информационно-библиотечных центров Магаданской области
/-----------------\
| РБША |
\-----------------/
/-----------------\
| ИЦ "Библиотека |
| им. К.Д. |
| Ушинского" |
/-----------------\ \-----------------/ /-----------------\
| Национальная | | | Магаданская |
| электронная | | | городская |
| библиотека | ----\ | /---- | библиотека им. |
| (НЭБ) | | | | | О.Куваева |
\-----------------/ | | | \-----------------/
| |
/-----------------\
|Региональный ИБП |
/------------| |-----------\
| ШИПБЦ |
/-----------------\ |ОО Магаданской | /-----------------\
| Дистрибьютеры | | области | | Магаданская |
| дистанционного | \-----------------/ | областная |
| обучения | | | | Юношеская |
| | | | | библиотека |
\-----------------/ | | \-----------------/
| |
| |
| |
/-----------------\ | | /-----------------\
| Магаданская | | | | Публичные |
| областная | | | | библиотеки |
| универсальная | ----/ \---- | системы |
| библиотека | | Минкультуры |
| им. А.С. Пушкина| | России |
\-----------------/ \-----------------/
Для эффективного развития ШИБЦ необходимо их объединение в сеть регионального масштаба с поддержкой со стороны Всероссийского информационно-методического центра "Библиотеки им. К.Д. Ушинского" (далее - ИЦ "Библиотека им. К.Д. Ушинского", г. Москва) и регионального ИБЦ.
На областном уровне необходимо определить организацию, на которую будут возложены функции регионального информационно-методического центра (координация деятельности муниципальных (городских) информационно-методических и ресурсных центров, мониторинг и распространение лучших практик, каталогизация ресурсных фондов, организация взаимодействия с федеральными государственными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными организациями и общественными объединениями.
Базовая модель ШБИЦ. Переход школьных библиотек в статус информационно-библиотечных центров
Школьный информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), то есть стать организационным и функциональным центром образовательного процесса, инфраструктурной основой для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях.
ШИБЦ должен быть центром внедрения инновационных технологий работы с информацией, распространения лучших практик работы с программным обеспечением для самообразования, поиска, обработки и распространения информации, поддерживать инфраструктуру виртуального образовательного пространства школы, систем электронного (дистанционного) обучения. Таким образом, в работе библиотекаря акцент делается на использовании современных технологий работы с информацией, ее фокус смещается от книговыдачи в сторону предоставления широкого спектра электронного контента, непрерывного процесса обучения и консультирования пользователей по работе с информацией.
Функции ШИБЦ:
Информационно-методическая функция информационно-библиотечного центра как функция обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации способствует формированию метапредметной деятельности, всестороннему овладению навыками работы с информацией. Кроме того, данная функция предполагает развитие информационной культуры педагогических работников и обеспечивает кадровые условия реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.
На уровне образовательной организации ШИБЦ должен стать катализатором инновационной педагогической активности, предоставить педагогам необходимую для этого инфраструктуру и информационно-методическую поддержку, способствовать общему развитию информационной культуры всех субъектов образовательного процесса. Со стороны сотрудников ШИБЦ педагогу должна оказываться квалифицированная помощь в формировании поисковых запросов, в повышении информационной грамотности. Информационно-библиотечный центр должен стать для педагога источником самых актуальных методик и держателем самых современных инструментов работы с информацией. Сервисы работы с информацией, предоставляемые ШИБЦ должны включать оцифровку и распознавание контрольных и проверочных работ, компоновку и верстку раздаточных материалов к очным занятиям, создание электронных курсов.
ШИБЦ должен аккумулировать научно-методические наработки, рождающиеся на уровне района и региона, обеспечивать педагога современными методиками в его предметной области, помогать педагогу в формировании собственной инновационной программы и педагогического портфолио для использования в образовательном процессе и прохождения педагогической аттестации.
Культурно-просветительская функция информационно-библиотечных центров играет решающую роль при формировании личностных результатов, определенных ФГОС, таких как формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами. При подборе информационных ресурсов педагог - библиотекарь должен быть чувствителен к заинтересованности посетителей, рекомендовать контент, ориентированный на их запросы.
Культурно-просветительская деятельность информационно-библиотечного центра должна быть направлена на повышение уровня культуры, образования пользователя, его интеллектуальное и духовное развитие, социализацию. Контент, предоставляемый информационно-библиотечным центром, должен быть ориентирован не только на учебные предметы, но и на подготовку к жизни, расширение кругозора, выстраивание жизненных маршрутов и познание.
Информационно-библиотечный центр должен принимать активное участие во внеучебной (внеурочной) деятельности образовательной организации: в подготовке стенгазет, в подготовке театральных постановок, в проведении интеллектуальных игр и других мероприятий соответствующей направленности - выставок, тематических чтений, работы кружков, клубов, студий.
Образовательная функция способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
ШИБЦ должен обеспечивать интеграцию отдельных предметных дисциплин и поддержку метапредметного образовательного процесса. Ресурсы информационно-библиотечного центра должны способствовать формированию предметных и метапредметных универсальных учебных действий за счет применения в современных технологий образовательных онлайн-сервисов, виртуального образовательного пространства, электронного образовательного контента и других видов информационных образовательных средств.
Использование ресурсов ШИБЦ позволит удовлетворять индивидуальные образовательные потребности пользователя в рамках самостоятельных занятий. Педагог-библиотекарь должен помогать обучающимся ориентироваться в печатных источниках и иных информационно-образовательных ресурсах в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями, способствовать развитию навыков самостоятельного мышления обучающихся.
Пространство ШИБЦ должно обеспечивать возможность организации учебно-исследовательской и проектной деятельности и предоставлять необходимую инфраструктуру для коллективной работы.
Обеспечивающая функция позволяет информационно-библиотечным центрам образовательных организаций обеспечить необходимые условия реализации ФГОС, предоставить участникам образовательного процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение. Эта функция должна быть расширена за счет предоставления новых видов ресурсов, удовлетворения новых типов потребностей образовательной организации. Помимо предоставления книжных фондов, информационно-библиотечный центр должен обеспечивать поддержку образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами, доступом к сети Интернет. Помещения и оборудование информационно-библиотечного центра должны активно использоваться в образовательном процессе.
При отсутствии необходимых ресурсов информационно-библиотечный центр может использовать возможности кооперации с другими информационно-библиотечными центрами. Таким образом, общее количество ресурсов, доступных посетителям конкретного информационно-библиотечного центра, увеличивается.
Профориентационная функция информационно-библиотечных центров обеспечивает возможность самоопределения обучающихся, позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию и способствует развитию способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
На базе ШИБЦ педагогом - библиотекарем должна быть реализована профориентационная поддержка в игровой форме. Инструментами такой поддержки должны стать тематические мероприятия (дни профессий, профориентационные игры).
Воспитательная функция информационно-библиотечного центра связана с воспитательной стороной образовательного процесса и позволяет обеспечить необходимое возрастное психофизическое развитие и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
ШИБЦ должен стать общественным пространством для встреч и неформального общения. Посетителям должны обеспечиваться комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в Интернет через Wi-Fi. Досуговая деятельность, организуемая на базе ШИБЦ, должна нести развивающую и расслабляющую функции, что позволит стимулировать когнитивную деятельность и будет способствовать всестороннему развитию обучающихся.
На базе ШИБЦ должны действовать различные клубы и объединения.
Модернизация ШИБЦ в образовательных организациях в соответствии с их спецификой должна вестись в следующих аспектах.
Оснащение ШИБЦ должно производиться в соответствии с условиями их работы: спецификой образовательной организации, особенностями территории.
ШИБЦ образовательных организаций коррекционного типа или осуществляющих инклюзивное обучение должны предоставлять своим посетителям необходимые условия для доступа к информационным ресурсам, как с точки зрения организации пространства (поручни, пандусы, подъемники при наличии ступеней), так и с точки зрения получения информации (брайлевские дисплеи и клавиатуры, синтезаторы речи, книги, напечатанные шрифтом Брайля).
ШИБЦ в сельской местности должны компенсировать затрудненный доступ к культурным объектам с помощью виртуальных музейных туров и расширенного фонда информационных ресурсов. Одним из перспективных направлений развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций, расположенных в сельской местности, является их кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь - сельскими библиотеками. Формой такой кооперации может стать создание единой системы обслуживания читателей, работа по общему плану, согласованному с администрацией образовательной организации и местными органами власти, принятие совместных решений по вопросам, связанным с информатизацией библиотек, выработка совместных решений по совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания населения.
Определяющую роль в информационно-ресурсном обеспечении современного информационно-библиотечного центра будет играть Интернет как источник и средство совместного создания информационного контента, комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам.
Для реализации ФГОС функции ШИБЦ должны быть обеспечены современными средствами работы с информацией - программами и доступом к сети Интернет.
При оборудовании помещений ШИБЦ необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства. ШИБЦ образовательных организаций должны быть зонированы.
Все посадочные места должны быть оборудованы бесплатным доступом к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться как по кабелю через интерфейс Интернет, так и в беспроводном режиме через Wi-Fi.
Точная конфигурация помещений и размещаемого в них оборудования определяется количеством доступных помещений, их размерами, формой и другими особенностями конкретного информационно-библиотечного центра.
В зависимости от количества обучающихся образовательной организации модель технического оснащения ШИБЦ будет иметь варианты:
Перечень оборудования, для технического оснащения ШИБЦ |
Количество единиц техники в общеобразовательной организации, расположенной в городской местности |
Зона размещения технических средств |
Аппаратно-программный комплекс педагога - библиотекаря, оборудованный современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС) |
1 |
Зона абонемента |
Ноутбук |
Не менее 3 |
Зона абонемента |
Ридер (или планшет) |
Не менее 10 |
Зона абонемента |
Многофункциональное устройство (МФУ) |
1 |
Зона абонемента |
Веб-камера |
1 |
Зоны коллективной работы, проведения мероприятий |
Проектор |
1 |
Зоны коллективной работы, проведения мероприятий |
Экран |
1 |
Зоны коллективной работы, проведения мероприятий |
Колонки |
1 |
Зоны коллективной работы, проведения мероприятий |
Wi-Fi роутер |
1 |
Помещение ШИБЦ |
Мебель для оборудования ШИБЦ определяется исходя из площади и конфигурации имеющегося помещения. Количество посадочных мест в ШИБЦ (зона коллективной работы, зона проведения мероприятий) должно соответствовать средней наполняемости класса.
Для поддержки образовательного процесса со стороны ШИБЦ должны быть разработаны (использоваться) современные сервисы, реализующие принципы смарт-обучения. Средства электронной поддержки реализации ФГОС должны предоставлять возможность сборки комплексных курсов (предметных и метапредметных) на основе коллективных облачных электронных изданий, и экспорта собранных электронных курсов в форматы систем электронного обучения.
Для поддержки метапредметной учебно-исследовательской проектной деятельности должны быть реализованы сервисы, обеспечивающие возможность совместной работы в режиме реального времени. Сервисы должны обеспечивать совместное создание авторского электронного контента в виде коллективных облачных электронных изданий, поддерживающих возможность комментариев, интерактивных и мультимедийных вставок, гипертекстовых ссылок.
Средства электронной поддержки реализации федеральных государственных образовательных стандартов и метапредметного образовательного процесса должны предоставлять возможность создания проектных сайтов и блогов для поддержки активности обучающихся и доступа к результатам совместной учебно-проектной работы.
Инструмент создания проектных сайтов и блогов также должен позволять создавать сайты и блоги информационно-библиотечных центров и образовательных организаций, что повысит качество выполнения ими своих функций, связанных с реализацией ФГОС.
Базовая модель ШИБЦ Магаданской области
Описание условий |
Необходимое оборудование и программное обеспечение |
Необходимая мебель |
ИБЦ общеобразовательных организаций должны быть зонированы. При оборудовании помещений ИБЦ необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства. Все посадочные места должны быть оборудованы бесплатным доступом к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться или по кабелю через интерфейс Ethernet, или и в беспроводном режиме через Wi-Fi. Точная конфигурация пространственных зон и размещаемого в них оборудования определяется количеством доступных помещений, их размерами, формой и другими особенностями конкретного ИБЦ. |
- Широкополосное подключение к сети Интернет, как основному каналу доступа к информационным ресурсам - Оборудование, дающее бесплатный доступ к Wi-Fi, подключенный к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента. |
|
Зона абонемента Пространство ИБЦ должно включать зону абонемента, предназначенную для получения информационных ресурсов (как бумажных, так и электронных) во временное пользование. В зоне абонемента должны размещаться книгохранилища, обеспечивающие сохранность книжного фонда, медиатека и рабочее место педагога - библиотекаря, оборудованное современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС). Книгохранилища должны быть оборудованы архивными стеллажами для хранения части книжного фонда, шкафами с замками для хранения учебного оборудования. В зоне абонемента обеспечивается доступ к государственным информационным ресурсам. Зона должна быть оборудована стеллажами открытого доступа, содержащими наиболее востребованную литературу, литературу гражданско-патриотической направленности (включая краеведческую литературу), предметную литературу для углубленного изучения, иную актуальную литературу в соответствии со спецификой конкретной образовательной организации и условий ее работы. Пространство абонемента должно включать зону, предназначенную для самостоятельной работы с использованием ресурсов, предоставляемых ИБЦ. Она должна быть оборудована одно- и двухсторонними стационарными стеллажами, выставочными стеллажами, в том числе мобильными. Оснащение абонемента также может включать газетные и журнальные шкафы, если этого требует специфика фондов ИБЦ и если размеры зоны допускают такое размещение. Пространство абонемента должно быть оборудовано посадочными местами нескольких типов: стульями, диванами, пуфиками, встраиваемыми посадочными местами. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны иметь доступ к государственным электронным библиотечным ресурсам, а также к информационной системе горизонтального распространения авторского электронного контента включающего полнотекстовые документы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны обеспечивать возможность получения информации об имеющихся ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание). Зона абонемента должна быть оснащена одним или несколькими местами для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), оборудованием для сеансов дистанционного обучения. Зона абонемента должна быть оснащена оборудованием для сканирования и печати. В зоне абонемента должен действовать бесплатный Wi-Fi, подключенный к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента. |
- Аппаратно-программный комплекс педагога-библиотекаря, оборудованный современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС) - Одно или несколько (1 - 4 в зависимости от количества обучающихся) рабочих мест для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), дистанционного обучения. - Устройства для чтения электронных книг (5 - 15 в зависимости от количества обучающихся) - Оборудование для сканирования и печати Бесплатный доступ к государственным электронным библиотечным ресурсам, а также к информационной системе горизонтального распространения авторского электронного контента. - Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны обеспечивать возможность получения информации об имеющихся ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание). |
- Рабочее место педагога-библиотекаря; - Стеллажи открытого доступа; - Архивные стеллажи; - Шкафы с замками для хранения учебного оборудования; - выдаваемого во временное пользование - Одно- и двухсторонние стеллажи, мобильные выставочные стеллажи; - Газетные и журнальные шкафы; - Посадочные места нескольких типов: стулья, диваны, пуфики; - Встраиваемые посадочные места; - Столы и т.д.
|
Презентационная зона Пространство ИБЦ должно включать пространство для экспозиций (выставочную зону). Оборудование презентационной зоны должно включать: - стенды, подвесные системы, иное выставочное и презентационное, а также интерактивное оборудование, необходимое для проведения выставок и экспозиций. |
|
- Стенды, подвесные системы, иное выставочное и презентационное; - Интерактивное оборудование, необходимое для проведения; выставок и экспозиций и располагающееся в холлах и коридорах информационно-библиотечного центра и т.д. |
Рекреационная зона и зона для проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности. ИБЦ общеобразовательной организации должен быть оснащен рекреационной зоной, предназначенной для досуга, проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий - литературных студий для взрослых и детей, "библиотечных уроков", литературных встреч и других мероприятий. Рекреационная зона должна быть оборудована эргономичными посадочными местами, обеспечивающими максимальный комфорт: креслами, диванчиками, пуфиками в безопасном для детей исполнении. В рекреационной зоне должен действовать бесплатный Wi-Fi, подключенный к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента. |
|
- Эргономичные посадочные места, обеспечивающие максимальный комфорт: кресла, диванчики, пуфики в безопасном для детей исполнении. - Стенды гражданско-патриотического содержания и др.
|
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в том числе школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения всех учебных предметов.
В результате реализации Концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.