Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
содействия развитию молодежного самоуправления в образовательных
организациях Забайкальского края на 2016 - 2018 годы
(утв. приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 30 декабря 2015 г. N 1035)
1. Введение
Молодёжное самоуправление представляет собой одну из форм активного участия молодёжи в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности, защиты прав и интересов общества, в том числе самой молодёжи, а также часть воспитательного процесса, формирования гражданской ответственности на основе социальных, правовых и этических принципов.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 26 мая 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений";
Основами государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р;
Уставом Забайкальского края;
Законом Забайкальского края от 29 октября 2010 года N 421-ЗЗК "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях в Забайкальском крае";
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Забайкальского края, регулирующими вопросы развития социальной сферы и институтов гражданского общества.
Концепция является рекомендательным документом, раскрывающим основные направления развития молодежного самоуправления в образовательных организациях в Забайкальском крае.
Концепция может являться основой для разработки программ, нормативных правовых актов, планов и других организационных и методических документов в сфере молодежного самоуправления.
В случае необходимости в положения Концепции могут вноситься изменения.
Концепция создает основу для совершенствования процесса управления молодежной политикой, воплощения общегосударственных проектов с учетом уникальной культурно-исторической специфики Забайкальского края.
2. Основные понятия
В Концепции используются следующие основные понятия:
Орган молодежного самоуправления - это представительная консультативно-совещательная структура при органах государственной и муниципальной власти, либо при руководстве учебных заведений и предприятий, позволяющая молодежи участвовать в выработке и принятии решений, социально-экономических и других сферах, затрагивающих права и интересы общества, в частности самих молодых людей.
Ученическое самоуправление - форма реализации обучающимися права на участие в управлении общеобразовательной организации, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.
Студенческое самоуправление - система органов молодежного самоуправления, созданных на базе учреждений профессионального
образования. Студенческое самоуправление - особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной и гражданской активности, поддержку инициатив.
Совет обучающихся образовательной организации или студенческий совет (далее - Совет обучающихся) - коллегиальный орган управления образовательной организацией, формирующийся по инициативе обучающихся с целью учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся.
Региональный совет обучающихся - представительный консультативно-совещательный орган молодежного самоуправления при Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, созданный в целях координации деятельности объединений ученического и студенческого самоуправления образовательных организаций Забайкальского края.
3. Современное состояние общественной активности обучающихся в образовательных организациях Забайкальского края
Совокупность органов ученического и студенческого самоуправления образовательных организаций Забайкальского края сегодня создает особую социальную нишу, позволяющую поддерживать и развивать формы проявления гражданского участия молодежи, формировать навыки социально-ответственного отношения к окружающим людям и пространству.
Первое десятилетие XXI века стало периодом начала формирования основ для модернизации российского образования. Произошли структурные и экономические изменения, введены новые образовательные стандарты, принят новый федеральный закон об образовании. Все эти перемены потребовали изменений в органах ученического и студенческого самоуправления образовательных организаций.
Сегодня молодежное самоуправление является одной из составляющих частей государственно-общественного управления образованием. Развитие самоуправления в образовательной организации - приоритетное направление государственной политики в сфере образования.
Однако на практике сегодня по результатам анализа порядка 30% образовательных учреждений под ученическим и студенческим самоуправлением ошибочно подразумевают краткосрочную программу или разовое проведение выборов, участие в организации мероприятий в рамках плана воспитательной работы. По результатам опроса к концу 2015 года ученическое и студенческое самоуправление сформировано в 86% образовательных организациях Забайкальского края.
На современном этапе можно выделить ряд проблем развития ученического и студенческого самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края:
1. Недостаточная системность и последовательность развития органов ученического и студенческого самоуправления, проявляющиеся в следующем:
не проработано документальное обеспечение назначения, функций, содержания деятельности органов ученического и студенческого самоуправления, педагогического руководства ими и методического сопровождения их;
слабо развита преемственность самоуправления в системе школа-техникум-вуз, отсутствие взаимодействия с молодежными общественными объединениями вузов.
2. Отсутствие привлекательного, узнаваемого образа органов ученического и студенческого самоуправления:
недостаточное понимание содержания деятельности органов ученического и студенческого самоуправления со стороны ряда родителей, педагогов, сверстников;
слабое развитие молодежных средств информации, отсутствие их взаимодействия с внешними информационными партнёрами.
3. Недостаточная системность и эффективность городских конкурсных мероприятий, нацеленных на выявление, анализ и распространение положительного опыта деятельности, перспективное развитие ученического и студенческого самоуправления.
4. Недостаточно эффективно работающая система трансляции передового опыта.
5. Низкий уровень развития инфраструктуры органов ученического и студенческого самоуправления в образовательных организациях.
4. Субъекты, включенные в процесс развития молодежного самоуправления в образовательных организациях
К субъектам, включенным в процесс развития молодежного самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края, относятся:
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края;
муниципальные органы управления образованием (по согласованию); образовательные организации (по согласованию); органы молодежного самоуправления образовательных организаций; общественные организации (по согласованию).
5. Цель, задачи и принципы содействия развитию молодежного самоуправления в образовательных организациях
Целью содействия развитию молодежного самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края является создание целостного системного подхода к развитию ученического и студенческого самоуправления, создание условий для системной и эффективной работы молодежного самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края.
Развитие молодежного самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края требует решения следующих задач:
1. Формирование единого понимания молодежного самоуправления системы образования всеми участниками образовательного процесса.
2. Организация продуктивного взаимодействия органов молодежного самоуправления образовательных организаций с коллегиальными органами управления образовательными организациями.
3. Развитие системы методического сопровождения деятельности органов молодежного самоуправления в образовательных организациях.
4. Создание условий для развития и трансляции инновационной, проектной, социально-преобразовательной деятельности лидеров органов ученического и студенческого самоуправления.
5. Создание системы механизмов оценки качества деятельности органов молодежного самоуправления в образовательных организациях.
При организации деятельности молодежного самоуправления в образовательных организациях необходимо опираться на следующие принципы:
социальная активность обучающихся по отношению к социальным
вопросам различного уровня (внутри класса/группы, внутри образовательной организации, муниципального, регионального, окружного, государственного уровней);
многоаспектный характер организуемой деятельности, обеспечивающей
включенность в нее каждого обучающегося;
преемственность в деятельности между обучающимися разных уровней
образования.
6. Основные направления содействия развитию молодежного самоуправления в образовательных организациях
Методическое обеспечение развития молодежного самоуправления в образовательных организациях предусматривает осуществление следующих мероприятий:
организация системы семинаров-практикумов, мастер-классов, конференций по современным технологиям работы органов молодежного самоуправления;
проведение научно-практических и практико-ориентированных конференций, "круглых столов", дискуссий, форумов по проблематике ученического и студенческого самоуправления для педагогических работников и обучающихся;
разработка показателей эффективности деятельности органов молодежного самоуправления в образовательных организациях;
издание научно-методических, практических пособий для лидеров и руководителей органов молодежного самоуправления.
Внедрение социально-значимых проектов в практику деятельности органов ученического и студенческого самоуправления предусматривает осуществление следующих мероприятии:
разработка и тиражирование инновационных социально-образовательных технологий, способствующих социализации, формированию основ здорового, активного образа жизни, позитивных ценностных ориентаций, моделей активного гражданского поведения, положительной мотивации к обучению и общественной деятельности;
проведение ежегодной презентации социально-значимых проектов и инициатив органов ученического и студенческого самоуправления;
проведение открытых мероприятий, мастер-классов, презентаций успешного опыта деятельности;
создание электронного сборника лучших социальных проектов, инновационных технологий деятельности органов ученического и студенческого самоуправления;
активизация межрегионального и международного сотрудничества органов ученического и студенческого самоуправления (через Интернет- ресурсы, межрегиональные и интернациональные лидерские профильные смены).
Информационное обеспечение и позитивное позиционирование молодежного самоуправления в образовательных организациях предусматривает осуществление следующих мероприятий:
развитие информационных ресурсов органов молодежного самоуправления образовательных организаций;
создание условий для проведения открытых дискуссий, проблемных публикаций в муниципальных и региональных СМИ, организация специализированных пресс-конференций;
персонификация молодежного самоуправления: активная реклама достижений конкретных лидеров и руководителей органов ученического и студенческого самоуправления;
проведение и позитивное позиционирование ярких массовых публичных событий.
Конкурсная система предусматривает осуществление следующих мероприятий:
разработка полугодичных и годичных конкурсных программ, нацеленных на оценку и развитие определенных направлений деятельности органов ученического и студенческого самоуправления.
проведение конкурса для педагогических работников - кураторов органов ученического и студенческого самоуправления.
7. Механизмы и условия реализации Концепции
В основе реализации Концепции лежит государственно-общественный принцип взаимодействия, в соответствии с которым максимально используется потенц
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 30 декабря 2015 г. N 1035 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.