Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
содействия развитию молодежного самоуправления в образовательных
организациях Забайкальского края на 2016 - 2018 годы
(утв. приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 30 декабря 2015 г. N 1035)
1. Введение
Молодёжное самоуправление представляет собой одну из форм активного участия молодёжи в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности, защиты прав и интересов общества, в том числе самой молодёжи, а также часть воспитательного процесса, формирования гражданской ответственности на основе социальных, правовых и этических принципов.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 26 мая 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений";
Основами государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р;
Уставом Забайкальского края;
Законом Забайкальского края от 29 октября 2010 года N 421-ЗЗК "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях в Забайкальском крае";
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Забайкальского края, регулирующими вопросы развития социальной сферы и институтов гражданского общества.
Концепция является рекомендательным документом, раскрывающим основные направления развития молодежного самоуправления в образовательных организациях в Забайкальском крае.
Концепция может являться основой для разработки программ, нормативных правовых актов, планов и других организационных и методических документов в сфере молодежного самоуправления.
В случае необходимости в положения Концепции могут вноситься изменения.
Концепция создает основу для совершенствования процесса управления молодежной политикой, воплощения общегосударственных проектов с учетом уникальной культурно-исторической специфики Забайкальского края.
2. Основные понятия
В Концепции используются следующие основные понятия:
Орган молодежного самоуправления - это представительная консультативно-совещательная структура при органах государственной и муниципальной власти, либо при руководстве учебных заведений и предприятий, позволяющая молодежи участвовать в выработке и принятии решений, социально-экономических и других сферах, затрагивающих права и интересы общества, в частности самих молодых людей.
Ученическое самоуправление - форма реализации обучающимися права на участие в управлении общеобразовательной организации, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.
Студенческое самоуправление - система органов молодежного самоуправления, созданных на базе учреждений профессионального
образования. Студенческое самоуправление - особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной и гражданской активности, поддержку инициатив.
Совет обучающихся образовательной организации или студенческий совет (далее - Совет обучающихся) - коллегиальный орган управления образовательной организацией, формирующийся по инициативе обучающихся с целью учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся.
Региональный совет обучающихся - представительный консультативно-совещательный орган молодежного самоуправления при Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, созданный в целях координации деятельности объединений ученического и студенческого самоуправления образовательных организаций Забайкальского края.
3. Современное состояние общественной активности обучающихся в образовательных организациях Забайкальского края
Совокупность органов ученического и студенческого самоуправления образовательных организаций Забайкальского края сегодня создает особую социальную нишу, позволяющую поддерживать и развивать формы проявления гражданского участия молодежи, формировать навыки социально-ответственного отношения к окружающим людям и пространству.
Первое десятилетие XXI века стало периодом начала формирования основ для модернизации российского образования. Произошли структурные и экономические изменения, введены новые образовательные стандарты, принят новый федеральный закон об образовании. Все эти перемены потребовали изменений в органах ученического и студенческого самоуправления образовательных организаций.
Сегодня молодежное самоуправление является одной из составляющих частей государственно-общественного управления образованием. Развитие самоуправления в образовательной организации - приоритетное направление государственной политики в сфере образования.
Однако на практике сегодня по результатам анализа порядка 30% образовательных учреждений под ученическим и студенческим самоуправлением ошибочно подразумевают краткосрочную программу или разовое проведение выборов, участие в организации мероприятий в рамках плана воспитательной работы. По результатам опроса к концу 2015 года ученическое и студенческое самоуправление сформировано в 86% образовательных организациях Забайкальского края.
На современном этапе можно выделить ряд проблем развития ученического и студенческого самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края:
1. Недостаточная системность и последовательность развития органов ученического и студенческого самоуправления, проявляющиеся в следующем:
не проработано документальное обеспечение назначения, функций, содержания деятельности органов ученического и студенческого самоуправления, педагогического руководства ими и методического сопровождения их;
слабо развита преемственность самоуправления в системе школа-техникум-вуз, отсутствие взаимодействия с молодежными общественными объединениями вузов.
2. Отсутствие привлекательного, узнаваемого образа органов ученического и студенческого самоуправления:
недостаточное понимание содержания деятельности органов ученического и студенческого самоуправления со стороны ряда родителей, педагогов, сверстников;
слабое развитие молодежных средств информации, отсутствие их взаимодействия с внешними информационными партнёрами.
3. Недостаточная системность и эффективность городских конкурсных мероприятий, нацеленных на выявление, анализ и распространение положительного опыта деятельности, перспективное развитие ученического и студенческого самоуправления.
4. Недостаточно эффективно работающая система трансляции передового опыта.
5. Низкий уровень развития инфраструктуры органов ученического и студенческого самоуправления в образовательных организациях.
4. Субъекты, включенные в процесс развития молодежного самоуправления в образовательных организациях
К субъектам, включенным в процесс развития молодежного самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края, относятся:
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края;
муниципальные органы управления образованием (по согласованию); образовательные организации (по согласованию); органы молодежного самоуправления образовательных организаций; общественные организации (по согласованию).
5. Цель, задачи и принципы содействия развитию молодежного самоуправления в образовательных организациях
Целью содействия развитию молодежного самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края является создание целостного системного подхода к развитию ученического и студенческого самоуправления, создание условий для системной и эффективной работы молодежного самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края.
Развитие молодежного самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края требует решения следующих задач:
1. Формирование единого понимания молодежного самоуправления системы образования всеми участниками образовательного процесса.
2. Организация продуктивного взаимодействия органов молодежного самоуправления образовательных организаций с коллегиальными органами управления образовательными организациями.
3. Развитие системы методического сопровождения деятельности органов молодежного самоуправления в образовательных организациях.
4. Создание условий для развития и трансляции инновационной, проектной, социально-преобразовательной деятельности лидеров органов ученического и студенческого самоуправления.
5. Создание системы механизмов оценки качества деятельности органов молодежного самоуправления в образовательных организациях.
При организации деятельности молодежного самоуправления в образовательных организациях необходимо опираться на следующие принципы:
социальная активность обучающихся по отношению к социальным
вопросам различного уровня (внутри класса/группы, внутри образовательной организации, муниципального, регионального, окружного, государственного уровней);
многоаспектный характер организуемой деятельности, обеспечивающей
включенность в нее каждого обучающегося;
преемственность в деятельности между обучающимися разных уровней
образования.
6. Основные направления содействия развитию молодежного самоуправления в образовательных организациях
Методическое обеспечение развития молодежного самоуправления в образовательных организациях предусматривает осуществление следующих мероприятий:
организация системы семинаров-практикумов, мастер-классов, конференций по современным технологиям работы органов молодежного самоуправления;
проведение научно-практических и практико-ориентированных конференций, "круглых столов", дискуссий, форумов по проблематике ученического и студенческого самоуправления для педагогических работников и обучающихся;
разработка показателей эффективности деятельности органов молодежного самоуправления в образовательных организациях;
издание научно-методических, практических пособий для лидеров и руководителей органов молодежного самоуправления.
Внедрение социально-значимых проектов в практику деятельности органов ученического и студенческого самоуправления предусматривает осуществление следующих мероприятии:
разработка и тиражирование инновационных социально-образовательных технологий, способствующих социализации, формированию основ здорового, активного образа жизни, позитивных ценностных ориентаций, моделей активного гражданского поведения, положительной мотивации к обучению и общественной деятельности;
проведение ежегодной презентации социально-значимых проектов и инициатив органов ученического и студенческого самоуправления;
проведение открытых мероприятий, мастер-классов, презентаций успешного опыта деятельности;
создание электронного сборника лучших социальных проектов, инновационных технологий деятельности органов ученического и студенческого самоуправления;
активизация межрегионального и международного сотрудничества органов ученического и студенческого самоуправления (через Интернет- ресурсы, межрегиональные и интернациональные лидерские профильные смены).
Информационное обеспечение и позитивное позиционирование молодежного самоуправления в образовательных организациях предусматривает осуществление следующих мероприятий:
развитие информационных ресурсов органов молодежного самоуправления образовательных организаций;
создание условий для проведения открытых дискуссий, проблемных публикаций в муниципальных и региональных СМИ, организация специализированных пресс-конференций;
персонификация молодежного самоуправления: активная реклама достижений конкретных лидеров и руководителей органов ученического и студенческого самоуправления;
проведение и позитивное позиционирование ярких массовых публичных событий.
Конкурсная система предусматривает осуществление следующих мероприятий:
разработка полугодичных и годичных конкурсных программ, нацеленных на оценку и развитие определенных направлений деятельности органов ученического и студенческого самоуправления.
проведение конкурса для педагогических работников - кураторов органов ученического и студенческого самоуправления.
7. Механизмы и условия реализации Концепции
В основе реализации Концепции лежит государственно-общественный принцип взаимодействия, в соответствии с которым максимально используется потенциал органов ученического и студенческого самоуправления, образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием Забайкальского края по согласованию с ними.
Механизмами реализации Концепции являются:
принятие нормативных правовых актов, направленных на создание системы содействия развитию молодежного самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края;
разработка и утверждение планов мероприятий по реализации Концепции на соответствующие годы;
проведение мониторинга процесса создания и функционирования
инфраструктуры поддержки молодежного самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края;
создание системы способов передачи полученных знаний и опыта между организациями и специалистами.
Условиями реализации Концепции является наличие ресурсного обеспечения, включающего:
финансовые ресурсы, предусматриваемые в бюджете образовательных организаций, местных бюджетах;
кадровые ресурсы, предусматривающие выявление имеющихся специалистов и подготовку кадров для организации молодежного самоуправления в образовательных организациях Забайкальского края;
информационно-методические ресурсы, включающие сбор, классификацию и распространение информационных и методических материалов и технологий, формирование и подготовку сертифицированных групп специалистов-координаторов, консультантов, лекторов и тренеров в области молодежного самоуправления.
8. Региональный совет обучающихся
Региональный совет обучающихся - представительный консультативно-совещательный орган молодежного самоуправления при Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, созданный в целях координации деятельности объединений ученического и студенческого самоуправления образовательных организаций Забайкальского края.
Региональный совет обучающихся создается в целях координации деятельности объединений ученического и студенческого самоуправления общеобразовательных организаций, учреждений профессионального и высшего образования Забайкальского края по вопросам организации, реализации и развития ученического и студенческого самоуправления и молодежной политики, обобщения и распространения положительного опыта в этих видах деятельности, совершенствование систем работы с обучающейся молодежью Забайкальского края, усиление роли ученического и студенческого самоуправления на уровне социального, образовательного и культурного развития обучающейся молодежи Забайкальского края.
Региональный совет обучающихся создается совместным решением председателей объединений ученического и студенческого самоуправления, представляющих интересы обучающихся в своих учреждениях. Региональный совет обучающихся не является юридическим лицом. Для достижения поставленных целей в качестве основных задач взаимодействия объединений ученического и студенческого самоуправления образовательных организаций Забайкальского края Региональный совет обучающихся определяет:
координацию деятельности председателей по формированию современной, актуальной, качественно функционирующей модели органов ученического и студенческого самоуправления;
координацию деятельности по непрерывной модернизации ученического и студенческого самоуправления, внедрению лучших практик и передовых методик по работе с обучающейся молодёжью;
развитие обучающейся молодежи и формирование состава лидеров молодёжи, способных грамотно выстраивать работу органов молодежного самоуправления и реализовывать молодёжную политику в образовательных организациях Забайкальского края;
повышение качества образования путём всестороннего укрепления роли ученического и студенческого самоуправления, привлечения к участию органов молодежного самоуправления во внутренней оценке качества образования;
создание единого пространства для обмена опытом в сфере молодежного самоуправления и реализации молодёжной политики.
Основными направлениями деятельности Регионального совета обучающихся являются:
выработка рекомендаций и определение новых подходов в сфере молодежного самоуправления и молодёжной политики, направленных на дальнейшее совершенствование молодежного самоуправления в образовательных организациях, использование этих рекомендаций при проведении работы;
изучение мнения обучающейся молодёжи образовательных организаций Забайкальского края с целью определения качества организации молодежного самоуправления и реализации молодёжной политики;
разработка, согласование и реализация проектов и мероприятий в сфере молодежного самоуправления и молодёжной политики;
укрепление связей образовательных организаций с Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, иными организациями сферы молодёжной политики в области проведения совместных мероприятий, региональных мероприятий, в т.ч. форумов и конференций;
обмен опытом и мнениями относительно развития воспитательной работы, в том числе путем проведения тематических конференций, съездов, совещаний.
К компетенции Регионального совета обучающихся относится: определение основных направлений деятельности Регионального совета обучающихся;
избрание председателя Регионального совета обучающихся, заместителя, секретаря;
заслушивание и утверждение отчетов председателя Регионального совета обучающихся;
подготовка предложений по вопросам молодежного самоуправления и молодёжной политики в законодательные и исполнительные органы власти Забайкальского края.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 30 декабря 2015 г. N 1035 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.