Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Меры по модернизации общего образования
Забайкальского края в 2013 году
2.1. Цель и задача модернизации общего образования Забайкальского края
в 2013 году
Цель мероприятий по модернизации региональной системы образования в 2013 году состоит в обеспечении стабильной динамики роста основных показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с тенденциями социально-экономического развития на региональном и федеральном уровнях.
Ключевой задачей модернизации является институализация нормативно-правовых, организационно-экономических, программно-прогностических механизмов, обеспечивающих создание и стабилизацию современных условий в общеобразовательных учреждениях края, определяющих динамичное улучшение условий деятельности и развития учащихся, повышение удовлетворенности основных потребителей качеством образовательных услуг.
Приоритетным направлением модернизации системы общего образования в 2013 году является укрепление кадрового потенциала, совершенствование организации работы с кадрами.
2.2. Мероприятия, обеспечивающие к концу 2013 года достижение запланированных значений показателей результативности предоставления субсидии
1) Главным результатом реализации Комплекса мер станет дальнейший рост заработной платы педагогических работников общего образования в I квартале 2013 года. Планируется доведение средней заработной платы педагогических работников общего образования до средней заработной платы по экономике. В 2013 году планируется достичь значения показателя средней заработной платы по экономике за 2013 год. Будут внесены изменения в закон Забайкальского края о нормативах подушевого финансирования с целью установления его зависимости от средней заработной платы в экономике региона.
2) Для создания современных условий будут обеспечены безопасность образовательного процесса (ремонт аварийных и ветхих школ, установка, модернизация противопожарной и охранной сигнализаций, автоматической системы оповещения, своевременный контроль и замена электропроводки, соблюдение требований противопожарного режима), соответствие санитарным правилами нормам (температурный режим, канализация и водоснабжение в соответствии с СанПиН), созданы условия для питания школьников (оборудование столовых современным технологическим оборудованием, повышение квалификации работников столовых), условия для занятий физкультурой и спортом (оборудование спортзала инвентарем и раздевалками с душевыми кабинами), гардеробы с условиями для хранения личных вещей школьника, условия для реализации ФГОС (автоматизированные места учителя с мультимедийным оборудованием, доступ к сети Интернет на основе беспроводной технологии Wi-Fi на скорости не менее 2 Мбит/сек, лаборатории и др.)
3) Планируется разработка нормативно-правовой и программно-методической базы развития дистанционных форм обучения (их учет при финансировании на основе подушевого норматива: отдельный норматив/отдельная услуга, повышающий коэффициент, сетевой норматив), в том числе на основе межмуниципального сотрудничества.
4) Продолжится поэтапный переход на персонифицированную модель повышения квалификации, развитие сети региональных инновационных, стажировочных, базовых площадок, на базе которых будут проходить стажировки.
5) Будут усовершенствованы методики расчета стоимости государственной (муниципальной) услуги на основе подушевого норматива, разработка показателей эффективности деятельности руководителя образовательного учреждения, совершенствование механизмов стимулирования учителя с учетом требований к результатам ФГОС и ГОС 2004.
Планируемые значения показателей результативности предоставления субсидии в 2013 года представлены в таблице 4.
Таблица 4
N |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии на конец 2013 года, % |
1. |
Соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики (проценты) |
100 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
36,6 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
76 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
8 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
3. |
Доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности педагогических работников (проценты) |
18 |
4. |
Доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений (проценты) |
25 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
20 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
Положительная |
2.3. Структура и объемы финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации в 2013 году общего образования
На реализацию Комплекса мер в бюджете Забайкальского края в году запланировано 749732,2 тыс. рублей (из них 570848,0 тыс. рублей из федерального бюджета, 46884,2 тыс. рублей из краевого бюджета, 130000,0 тыс. рублей из местных бюджетов и 2000,0 тыс. рублей из внебюджетных источников), которые будут направлены на решение задач модернизации общего образования по основным направлениям (таблица 5).
Таблица 5
N |
Мероприятие |
Объемы финансирования |
||||||
Всего |
В том числе |
|||||||
Федеральный бюджет (субсидия) |
Консолидированный бюджет Забайкальского края |
|||||||
Всего |
Региональный бюджет |
Местные бюджеты |
Внебюджетные источники |
|||||
1 |
Приобретение оборудования, в том числе: |
271211,2 |
260848,0 |
10363,2 |
2863,2 |
5500,0 |
2000,0 |
|
1.1 |
Учебно-лабораторное оборудование |
35000,0 |
35000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.2 |
Учебно-производственное оборудование |
112348,0 |
110848,0 |
1500,0 |
0 |
1500,0 |
0 |
|
1.3 |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
10000,0 |
10000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1.4 |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
2000,0 |
0 |
2000,0 |
0 |
1500,0 |
500,0 |
|
1.5 |
Компьютерное оборудование |
82700,0 |
80000,0 |
2700,0 |
200,0 |
1000,0 |
1500,0 |
|
1.6 |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
500,0 |
0 |
500,0 |
0 |
500,0 |
0 |
|
1.7 |
Оборудование для школьных столовых |
26000,0 |
25000,0 |
1000,0 |
0 |
1000,0 |
0 |
|
1.8 |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
2663,2 |
0 |
2663,2 |
2663,2 |
0 |
0 |
|
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
68000,0 |
65000,0 |
3000,0 |
0 |
3000,0 |
0 |
|
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
100500,0 |
100000,0 |
500,0 |
0 |
500,0 |
0 |
|
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
93000,0 |
0 |
93000,0 |
0 |
93 000,0 |
0 |
|
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников |
10500,0 |
10000,0 |
500,0 |
0 |
500,0 |
0 |
|
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
47021,0 |
3000,0 |
44021,0 |
44021,0 |
0 |
0 |
|
6.1 |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
44021,0 |
0 |
44021,0 |
44021,0 |
0 |
0 |
|
6.2 |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
3000,0 |
3000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
22500,0 |
20000,0 |
2500,0 |
0 |
2500,0 |
0 |
|
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
137000,0 |
112000,0 |
25000,0 |
0 |
25000,0 |
0 |
|
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
749732, |
570848, |
178884, |
46884,2 |
130000,0 |
2000,0 |
На приобретение учебно-лабораторного, учебного и учебно-производственного, спортивного, компьютерного оборудования, оборудования для школьных столовых и медицинских кабинетов планируется направить 45,6% средств субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края (260848,0 тыс. рублей), 6,1% (2863,2 тыс. рублей) средств регионального и 4,2% (5500 тыс. рублей) средств муниципальных бюджетов и 100% (2000 тыс. рублей) внебюджетных источников в связи с острой потребностью образовательных учреждений в оснащении учебного процесса современным оборудованием.
На приобретение транспортных средств для перевозки учащихся планируется направить 11,4% средств субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края (65 млн. рублей), местных бюджетов (3 млн. рублей). В связи с реализацией муниципальных программ реструктуризации сети образовательных учреждений количество средних школ в 2011 - 2012 годов сократилось на 26 единиц, что вызвало увеличение школьных маршрутов.
На пополнение фондов школьных библиотек запланировано 17,5% средств субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края (100 млн. рублей), которые будут направлены на приобретение учебников для учащихся 3, 4 и 6 классов, переходящих на обучение по новым ФГОС. Из средств субвенции на учебные расходы (учебники), выделяемой из регионального бюджета на школы планируется направить 171493,0 тыс. рублей, в муниципальных бюджетах заложено 500,0 тыс. рублей.
На развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья учащихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) в соответствии с Соглашениями между Минобразования Забайкальского края с органами местного самоуправления муниципальных образований и городских округов планируется направить 71,5% средств местных бюджетов (93 млн. рублей). В основном работы будут направлены на обеспечение безопасности образовательного процесса.
На повышение квалификации, профессиональную переподготовку педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений планируется направить 1,7% субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края (10 млн. рублей), 0,3% (500 тыс. рублей) средств местных бюджетов с учетом того, что в крае функционируют два краевых института повышения квалификации с бюджетом 73 млн. рублей, в том числе расходами на повышение квалификации 50,2 млн. рублей. В 2013 году на реализацию мероприятий ФЦПРО на 2011 - 2015 годы планируется направить 24,549 млн. рублей.
На организацию дистанционного обучения, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов планируется направить 0,5% средств субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края, что составит 3 000,0 тыс. рублей. На увеличение пропускной способности и оплаты Интернет-трафика из регионального бюджета будет выделено 44 021,0 тыс. рублей (93,8%). В 2013 году планируется приобрести специальное оборудование для организации обучения детей-инвалидов в общеобразовательные школы края на сумму более 13 000,0 тыс. рублей, из бюджета края 200,0 тыс. рублей. Кроме того, между Минобрнауки России и Правительством Забайкальского края заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в размере 12 246,6 тыс. рублей. Проведены необходимые процедуры по оснащению компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием 10 рабочих мест детей-инвалидов и 53 рабочих места учителя, подключению к сети Интернет, а также по обучению педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования. В 2013 году продолжится работа по оборудованию рабочих мест и включению 255 детей инвалидов в дистанционное обучение. В 2012 году определены образовательные учреждения среднего профессионального образования, в которых поэтапно с 2013 года по 2017 год будут созданы условия для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Финансирование мероприятий планируется за счет средств краевого бюджета в объеме 5 млн. рублей и внебюджетных средств образовательных учреждений (30% от указанной суммы) на 5 лет. В 2013 году планируется выделение 500,0 тыс. рублей на приобретение оборудования рабочих мест для дистанционного обучения детей - инвалидов.
На осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования, будут направлены 15,5% (20000,0 тыс. рублей) средств субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края, 1,9% (2500 тыс. рублей) средств местных бюджетов, что позволит снизить потребление топливно-энергетических ресурсов.
На проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений учитывая острую потребность, будут направлены 19,6% средств федеральной субсидии, что составляет 112 000,0 тыс. рублей, 19,2% средств регионального бюджета.
2.4. Сведения о реализации в Забайкальском крае нормативного
подушевого финансирования
В соответствии с Законом Забайкальского края от 23 декабря 2011 года N 612-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях" определены переход от норматива расчета субвенции к нормативу финансового обеспечения образовательной деятельности общеобразовательных учреждений; переход от расчетного способа определения норматива к установлению его в абсолютной величине при кластерном подходе; нормативное закрепление величины учебных расходов (впервые в Забайкальском крае учебные расходы были определены законодательно в 3%); введение коэффициента выравнивания на переходный период. Определен особый расчет финансового обеспечения малокомплектных сельских школ. В соответствии со ст. 4. Закона Забайкальского края от 29 апреля 2009 года N 168-ЗЗК "Об образовании" к малокомплектным школам отнесены: начальные - до 45 человек обучающихся при 3 и менее классах-комплектах и основные - до 120 обучающихся при 8 и менее классах-комплектах, расположенные в сельской местности. Для сохранения финансирования, независящего от количества учащихся, в школе должны соединиться все три фактора, постановлением Правительства Забайкальского края от 3 сентября 2010 года N 347 "Об утверждении перечня труднодоступных местностей, на территории которых норматив финансирования общеобразовательных учреждений должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся" этим статусом наделены 36 общеобразовательных школ из 19 районов края.
Для совершенствования механизмов нормативного подушевого финансирования необходимо продолжить работу над совершенствованием нормативной базы, включая принятие новых нормативно-правовых актов на региональном уровне; разработку муниципальных актов, регламентирующих формирование муниципального задания для образовательных учреждений и доведение до них средств на основе подушевого норматива. Завершить переход на нормативное подушевое финансирование планируется к 01 января 2015 года.
С 2011 года начался переход на модельную методику расчета заработной платы "ученико-час", рекомендованную Минобрнауки России. В соответствии с этой методикой осуществляется оплата труда учителей в более чем половине школ Забайкальского края, что позволяет решить многие проблемы, такие как, учет детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе при выделении на них отдельного подушевого норматива, учет учащихся, находящихся на дистанционных формах обучения и другие. Но переход на данную методику сопряжен с рядом трудностей:
при переходе на новую систему оплаты труда недостаточно внимания уделяется тщательной проработке нормативных актов на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений;
введение новой системы оплаты труда не во всех школах приводит к повышению заработной платы учителя без увеличения учебной нагрузки;
необходимость коррекции систем оплаты труда в связи с переходом на реализацию ФГОС;
стоимость "ученико-часа" в образовательных учреждениях различается.
В настоящее время в регионе сформировалась модель новой системы оплаты труда "должностной оклад - все включено" с условным нормированием неаудиторной занятости учителя на основе школьного Положения, разработано Положение о стимулирующих выплатах.
В целях повышение заработной платы педагогов предпринимаются меры: по увеличению доли стимулирующих выплат в фонде оплаты труда; расширению возможностей учета общественного заказа в системе оценки результативности труда педагогов и повышению прозрачности процедуры распределения стимулирующих выплат за счет участия управляющих советов школ, в том числе через мониторинг участия управляющих советов школ в распределении стимулирующих выплат; совершенствованию оценки результативности труда педагогов с учетом ФГОС и тенденций развития общероссийской и региональной систем оценки качества; проведению семинаров по диссеминации лучших практик образовательных учреждений Забайкальского края по реализации новой системы оплаты труда.
2.5. Информация о мерах, направленных на привлечение молодых педагогических работников в общеобразовательные учреждения.
В Забайкальском крае работает 10961 учитель, наблюдается положительная динамика доли молодых специалистов за последние 5 лет с 12,3% в 2007 году до 15,4% в 2011 году. На начало 2012-2013 учебного года прибыло 270 молодых специалистов, из них 169 подготовленных на контрактно-целевой основе в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского".
В целях привлечения и закрепления молодых специалистов, повышения их социальной защищенности и социального статуса в муниципальных районах и городских округах предусматриваются следующие льготы: надбавки к должностному окладу, выплата подъемных средств, компенсация коммунальных услуг, оплата первоначального взноса по кредитованию на приобретение жилья, участие в ипотечном строительстве, внеочередное предоставление мест в дошкольных учреждениях детям молодых специалистов, создание условий для развития личного подсобного хозяйства. Кроме того, в 2011 году 55 выпускников педагогических вузов 2009 и 2010 годов получили гранты в размере 500 тыс. рублей в рамках реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы.
В целях успешной профессиональной адаптации молодых педагогов в крае реализуются специальные программы повышения квалификации, работают муниципальные клубы (школы) молодых педагогов, краевая школа молодого педагога-исследователя. В рамках реализации Комплекса мер уделено особое внимание обучению молодых педагогических работников современным технологиям и подготовки их к введению нового ФГОС начального и основного общего образования. В целях научно-методического и психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального становления молодых педагогических работников разработан проект "Педагогическая интернатура", сопровождает которую ЗабКИПКРО.
В 2012 году впервые в рамках реализации мероприятий КДЦПО организован конкурс молодых педагогов с грантовой поддержкой 2 млн. рублей.
Эффективной формой поддержки молодых учителей стало предоставление льготной ипотеки. Постановлением Правительства Забайкальского края от 13 марта 2012 года N 106 утверждена краевая долгосрочная целевая программа "Льготная ипотека для отдельных категорий граждан в Забайкальском крае (2012 - 2015 годы)". Минобразования Забайкальского края сформированы списки претендентов (постановление Правительства Забайкальского края от 25 сентября 2012 года N 402). Приказом Минобразования Забайкальского края от 27 ноября 2012 года N 1281 утвержден список учителей - участников программы в количестве 210 чел.
Реализация комплекса мер в 2011 - 2012 годах позволила заметно повысить заработную плату молодых педагогов, привлечь внимание органов исполнительной власти и местного самоуправления к проблемам закрепления молодых специалистов. При этом остаются острыми вопросы профессиональной ориентации выпускников школ на педагогические специальности, модернизации педагогического образования, обеспечения жильем молодых учителей.
2.6. Институциональные результаты модернизации общего образования
Институциональными результатами модернизации общего образования являются:
1) введённое нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений по реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования при формировании бюджетов всех бюджетных и автономных образовательных учреждений общего образования на основе подушевого принципа в 100% образовательных учреждений Забайкальского края;
2) введённые на основе региональных и муниципальных нормативных и инструктивно-методических документов новые системы оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, отличные от ЕТС и обеспечивающие: зависимость размера заработной платы от результатов труда работника; учет интенсивности труда работников, обеспечение возможности самостоятельного условного нормирования оплаты неурочных видов деятельности педагогов; прозрачность распределения стимулирующей части фонда оплаты труда при участии коллегиального органа управления; зависимость величины заработной платы руководителя образовательного учреждения от величины средней заработной платы педагогических работников образовательного учреждения в 100% образовательных учреждений Забайкальского края;
3) введённые персонифицированные модели повышения квалификации работников образования;
4) наличие в каждом общеобразовательном учреждении действующего на основании Устава органа коллегиального управления с участием родителей и представителей местного сообщества, обладающего полномочиями согласовывать программу развития образовательного учреждения, основные образовательные программы в части перечней образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС ступеней общего образования и распределения часов вариативной части учебного плана, показатели для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения, показатели качества услуг, оказываемых образовательными учреждениями в рамках государственных (муниципальных) заданий, план финансово-хозяйственной деятельности, отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества в 100% образовательных учреждений Забайкальского края;
5) у каждого общеобразовательного учреждения есть Интернет-сайт, отражающий основания и результаты деятельности (включая ежегодный публичный доклад) по реализации основных образовательных программ ступеней общего образования, иную информацию, обязательную для размещения на сайте в соответствии с законодательством.
2.7. Проектные результаты модернизации общего образования
Проектными результатами модернизации образования являются:
1) своевременное прохождение всеми педагогическими работниками начальной и основной школы повышения квалификации для работы по ФГОС ежегодно на 25% от общего количества педагогических работников;
2) организация безопасного подвоза обучающихся в базовые школы, обучающие детей из других населенных пунктов по потребности;
3) предоставление каждому старшекласснику, независимо от места проживания, материальной обеспеченности и физических особенностей возможности обучения по индивидуальному учебному плану (профилю обучения), в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
4) обеспеченность всех обучающихся по новым ФГОС необходимыми бесплатными учебниками, обновление учебного фонда за счет средств субвенции на учебные расходы из регионального бюджета;
5) наличие и использование в каждой начальной школе комплекта мультимедийного оборудования для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов;
6) увеличение доли школ со всеми видами благоустройства от 32,5%) (198 школ) до 39% (229 школ), оборудованных в соответствии с установленными санитарными требованиями (при наличии технической возможности централизованного или локального водоснабжения), ежегодное увеличение на 10% количества школ, имеющих базовые условия для обучения (теплые туалеты, канализация) и доведение их до 100% к 2020 году;
7) сокращение не менее чем в 2-3 раза объемов и видов отчетности, представляемой общеобразовательными учреждениями с учетом рекомендаций, данных Минобрнауки России (письмо от 12 сентября 2012 года N ДЛ 150/08).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.