Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5 к приказу
Министерства образования, науки
и молодежной политики Забайкальского края
от 27 июля 2015 г. N 621
Положение
О IV Краевом конкурсе организаторов воспитательного процесса "Воспитать человека"
2. Цель и задачи конкурса
Цель конкурса: выявление и популяризация перспективных воспитательных идей и практик, способных сохранить образовательным организациям институциональное лидерство в сфере воспитания.
Задачи конкурса:
- привлечение внимания общественности и профессионального педагогического сообщества к наиболее острым проблемам воспитания и способам их решении;
- актуализация воспитательного потенциала работников образовательных учреждений Забайкальского края;
- поддержка педагогов-воспитателей, эффективно работающих в системе отечественного образования;
- распространение инновационного опыта воспитания;
- создание банка перспективных методик и технологий воспитания;
- повышение качества воспитания в образовательных учреждениях Забайкальского края.
3. Участники конкурса:
В Конкурсе могут принять участие работники образовательных организаций (руководители, заместители руководителей, педагоги-организаторы, учителя, педагоги дополнительного образования, классные руководители, воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, вожатые и др.). имеющие педагогический стаж работы не менее 5 лет, и заявка на участие и содержание конкурсных работ которых отвечает требованиям настоящего Положения. Возраст участников не ограничивается.
4. Номинации Конкурса и их обоснование
Достижение поставленной цели станет возможным, если содержание Конкурса будет отвечать тем социальным вызовам, которые адресуются сегодня системе образования, а конкурсные работы его участников смогут быть ответом на эти вызовы.
Одним из таких вызовов является настоятельная необходимость формирования российской гражданской идентичности детей и молодежи. Об этом все чаще говорят сегодня политики, ученые, общественные деятели. Формирование российской гражданской идентичности заявлена как одна из приоритетных задач нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Вне идентичности, ощущения своей причастности к чему-то большему человек рискует погрузиться в самомнение и самодовольство. Идентичность - основа понимания человеком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире. Без российской идентичности человека проблематичным становится его готовность и способность к конструктивному социальному действию, к заботе о своей стране, к улучшению условий жизни в ней. Без нее социально-иждивенческие и обывательские установки начинают превалировать над гражданскими.
Не менее важным для будущего нашей страны является и то, какие ответы общество и система образования сумеют найти па вызовы, связанные с вырастающей мобильностью населения земного шара и превращением российских городов и поселений в поликультурные сообщества. С этой тенденцией неразрывно связаны возникающие то тут, то там проблемы взаимоотношений носителей различных этнических, конфессиональных традиций. К сожалению, экстремизм, ксенофобия, националистические предрассудки, профашистская идеология активно проникают в молодежную среду И перед работниками образовательных учреждений как одна из актуальных встает задача профилактики этих негативных проявлений.
Образовательное учреждение - далеко не единственный и не самый влиятельный институт воспитания. Сегодня на этом поле работают многие другие социальные субъекты, и те ценности, которые они пытаются транслировать детям, далеко не всегда совпадают с гуманистическими ценностями семьи и школы. По мере взросления ребенка, его социальное окружение становится все шире, он начинает встречаться с другими людьми, испытывать на себе влияние других норм, видеть другие интерпретации действительности: чьи установки он воспримет, чьи ценности возымеют для него силу, в чью сторону направится вектор его мировоззренческого самоопределения? Эти вопросы - еще один вызов системе образования. И если она хочет быть конкурентоспособной, ей необходимо отказываться от понимания воспитания как однонаправленной передачи ценностей от старших поколений младшим. Воспитание в системе образования должно стать сферой взаимодействия и сотрудничества взрослых и детей, обращаясь в большей мере не к методам "передачи" ценностей, а к методам воспитания в них культуры ценностного выбора, мировоззренческого самоопределения.
Детство, и в особенности подростничество и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участим в жизни, пробы себя, самоутверждения в том или ином виде социальной активности. Однако формы реализации этой потребности могут быть самыми разными, в том числе и антиобщественными. Сумеет ли система образования создать для детей такие социальные среды, которые предоставляли бы им привлекательную для них возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный общественный эффект. И это также является вызовом современной системе образования.
Еще одним вызовом является нарастающее с каждым годом влияние на социализацию подрастающих поколений информационных и масс-медийных технологий. Их влияние на личностное развитие детей столь велико, что заставило многих специалистов говорить даже о феномене "киберсоциализации". Система образования не может позволить себе игнорировать это влияние. Ей важно включиться в данный процесс, научившись сдерживать оказываемый на ребенка негативный информационный прессинг и использовать позитивный воспитательный потенциал медиатехнологий. Актуальным сегодня становится поиск способов конструктивной педагогической деятельности в сети интернет, обучения детей медиаграмотности, формирования умений противостоять манипуляции их сознанием посредством информационных технологий.
Все названные выше проблемы воспитания и социализации подрастающих поколений особенно остро проявляют себя в детях так называемой группы риска. Именно они являются наиболее уязвимой категорией детей, нуждающихся в самом пристальном внимании педагогов-воспитателей, в особой заботе и защите. Помочь им органично вписаться в детские сообщества и занять в них свое место, вовлечь их в совместную с педагогом и другими детьми конструктивную деятельность, стать для них значимым взрослым, авторитетным и влиятельным - это, наверное, самые сложные задачи, стоящие перед работниками образовательных учреждений.
Указанные общественные вызовы, адресованные системе образования, определили состав и название номинаций конкурса "Воспитать человека-2015":
1. "НА БЛАГО ОТЕЧЕСТВА" - формирование российской гражданской идентичности детей и молодежи;
2. "МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ" - формирование умений жить в многокультурном обществе;
3. ЦЕННОСТИ, КОТОРЫМ НЕТ ЦЕНЫ - воспитание культуры мировоззренческого самоопределения детей и молодежи, гармоничной встроенности личности в общество и окружающий мир;
4. "ВМЕСТЕ НА БЛАГО ВСЕХ" - организация социально значимой деятельности детей и молодежи;
5. "НА ОДНОЙ ВОЛНЕ" - воспитание в пространстве медиатехнологий и интернет;
6. "ЗАЩИТА И ПОДДЕРЖКА" - воспитание детей группы риска.
5. Порядок проведения Конкурса
Конкурс проводится на краевом уровне в три этапа:
I - муниципальный очный этап, до 19 октября 2015 г. По итогам очного этапа определяются участники, набравшие наибольшее количество баллов по каждой номинации и подается заявка на участие в краевом конкурсе только по одному победителю от каждой номинации.
II - краевой заочный с 02 ноября 2015 г. по 16 ноября 2015 г. По итогам заочною этапа определяются участники, набравшие наибольшее количество баллов по каждой номинации.
III - очный этап (финал), декабрь 2015 г. (очный) проводится в рамках деловой программы краевого образовательного форума и включает публичное представление инновационного опыта.
6. Требования к содержанию и оформлению
конкурсных материалов заочного этапа, отражающих базовые подходы и целевые установки Конкурса
Описание модели воспитательной деятельности должно содержать:
- цель воспитания, которую ставит перед собой педагог, а также ее обоснование, указывающее на то, что именно победило педагога поставить именно эту цель;
- направления, формы, способы, приемы, оригинальные идеи и находки, которые использует педагог для достижения поставленной цели, а также их обоснование, указывающее на то, почему выбраны именно они;
- проблемы, с которыми столкнулся педагог по реализации модели воспитания, а также пути (уже осуществленные или только предполагаемые) решения этих проблем;
- полученные результаты реализации модели воспитания, а также используемые педагогом способы определения этих результатов;
- приложения, включающие в себя конкретные методические материалы, относящиеся к описываемой автором модели воспитания (например, рабочие планы и программы, алгоритмы деятельности, сценарные разработки, диагностические методики, схемы, таблицы и т.п.).
Объем основного описания модели не должен превышать 15 страниц, объем приложений не ограничивается. Материал должен быть представлен в печатном виде и на электронном носителе (диске или флеш-накопителе) в формате Word for Windows.
На титульном листе указываются: название конкурсного материала, номинация, фамилия, имя, отчество автора (полностью), место работы, должность, адрес, телефоны, а также перечень представленных конкурсных материалов.
Критерии оценки конкурсных материалов заочного этапа
Критерии оценки конкурсных материалов:
1) цель воспитания:
- сформулирована ясно и конкретно;
- грамотно обоснована;
- реалистична и соответствует возрастным особенностям детей;
- корректна по отношению к ребенку;
- диагностируема.
2) направления, формы, способы, приемы, оригинальные идеи и находки:
- выбраны, исходя из поставленных целей;
- грамотно обоснованы;
- имеют очевидную воспитательную значимость или эта значимость показана и разъяснена автором:
- носят системный характер, взаимозависимы или выстроены как алгоритм;
- в их осуществлении есть "изюминка", оригинальный авторский подход;
- их описание дает ясное представление о содержании работы педагога.
3) проблемы, с которыми столкнулся педагог в реализации модели воспитания:
- сформулированы грамотно;
- дают представление об умении педагога анализировать свою профессиональную деятельность, видеть ее препятствия и перспективы;
4) полученные результаты:
- реальны:
- адекватны поставленным целям;
- способы их определения корректны.
5) приложения:
- отражают основное содержание конкурсной работы;
- расширяют и дополняют представление о модели воспитания;
- технологичны и могут быть использованы другими педагога
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.