Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы городского округа "Город Чита"
от 23 июня 2016 г. N 112
Обращение
Одной из актуальных проблем в настоящее время является вопрос правового регулирования распоряжения земельными участками. Право собственности (государственной, муниципальной) на земельные участки при разграничении собственности на землю возникает по основаниям, установленным федеральным законодательством. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных в указанном Законе.
При этом на практике вопрос разграничения государственной собственности на землю возникает особенно остро в свете определения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
Так, в соответствии с Законом Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края" и Законом Забайкальского края от 24.12.2014 N 1120-ЗЗК "О перераспределении между органами местного самоуправления городского округа "Город Чита" и органами государственной власти Забайкальского края полномочия по распоряжению земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена" распоряжение земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям Правительства Забайкальского края.
Считаем, что в связи с отсутствием в настоящее время критериев, объективных обстоятельств, обоснованных сроков перераспределения полномочий между органами государственной власти Забайкальского края и органами местного самоуправления городского округа "Город Чита", которые должны быть установлены законом края, передача полномочий по распоряжению земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, исполнительному органу государственной власти Забайкальского края в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края противоречит действующему федеральному законодательству и не позволяет органам местного самоуправления городского округа "Город Чита" осуществлять полномочия по регулированию земельных отношений в полном объеме.
Необходимо отметить, что исполнение Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края полномочий по распоряжению земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, выявило следующие проблемы:
- неэффективное исполнение полномочий по учету земельных участков (из имеющихся на территории городского округа 29312 земельных участков около 17 тысяч сформированы на неразграниченных землях, при этом на более чем 12 тысяч сформированных земельных участков отсутствуют договоры аренды и начисления по ним);
- недостаточная эффективность работы по осуществлению полномочий администратора доходов от использования земельных участков.
Статистика поступлений доходов в бюджет городского округа "Город Чита" от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сложилась следующим образом: за 2014 год исполнение составило 194,2 млн. руб., недоимка - 336,5 млн. руб., за 2015 год исполнение - 169,2 млн. руб, недоимка 351,9 млн. руб. За I квартал 2016 года при плане 39,1 млн. руб. поступило 27,7 млн. руб. арендных платежей или 71 процент к соответствующему периоду прошлого года.
Также, приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 10.12.2014 N 6/НПА (вступил в силу с 01.01.2015) утверждена кадастровая стоимость земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края. Основная задача перехода на кадастровую оценку земель, которая применяется для целей налогообложения, заключается в увеличении доходов местных бюджетов. Однако ожидаемого роста не произошло и связано это с тем, что установление кадастровой стоимости напрямую затронув интересы собственников и иных категорий землепользователей, вынудила их обращаться в органы судебной власти, а также в комиссию, созданную при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю с требованиями по снижению кадастровой стоимости, что в конечном итоге привело к снижению поступлений в бюджет городского округа, который в 2015 году потерял доходов от земельного налога порядка 50 млн. руб., при этом прогноз на 2016 год - 75 млн. руб.;
- недостаточное взаимодействие между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и органами местного самоуправления городского округа "Город Чита" по вопросу предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан. Земельные участки зачастую выделяются в совершенно неприспособленных для этих целей местах (отсутствие необходимой инфраструктуры, труднодоступность, подверженность риску подтопления), что в дальнейшем может привести к недовольству граждан и претензиям к органам местного самоуправления городского округа;
- появление дополнительного административного барьера в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, куда, помимо обращения в профильный орган местного самоуправления, вынуждены обращаться граждане и юридические лица по вопросу оформления земельных участков.
Указанные проблемы правового регулирования управления и распоряжения земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, не являются исчерпывающими, а являются наиболее значимыми с точки зрения правоприменительной практики.
С учетом изложенного в целях обеспечения прав и законных интересов субъектов земельных отношений, эффективного использования земельных ресурсов на территории городского округа и упорядочения земельных отношений Дума городского округа "Город Чита" считает необходимым передачу полномочий по распоряжению земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления городского округа "Город Чита".
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы городского округа "Город Чита" от 23 июня 2016 г. N 112 "Об обращении к временно исполняющей обязанности Губернатора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.