Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации городского округа
"Город Чита" от 9 декабря 2016 г. N 365
Муниципальная программа
"Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом на 2017 - 2021 годы"
22 декабря 2016 г., 1 марта, 16 октября 2017 г.
Паспорт изменен с 19 октября 2017 г. - Постановление Администрации городского округа "Город Чита" от 16 октября 2017 г. N 257
Паспорт
Муниципальной программы городского округа "Город Чита" "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом на 2017 - 2021 годы"
1. Характеристика текущего состояния сферы управления муниципальными финансами и муниципальным долгом
тыс. руб.
Показатели |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Доходы бюджета, в т.ч. собственные |
4978277,2
2628023,3 |
5265471,2
2794224,9 |
5037126,3
2498432,5 |
5020514,9
2405649,6 |
Расходы бюджета |
5131972,3 |
5387647,0 |
5137222,2 |
5131066,7 |
Дефицит |
153695,1 |
122175,8 |
100095,9 |
110551,8 |
Объем муниципального долга |
145883,8 |
176840,6 |
225297,4 |
315170,0 |
В городском округе "Город Чита" в сфере муниципальных финансов систематически ведется работа по реформированию, повышению эффективности и результативности управления ими.
Начало этой работе было положено в 2006 году в рамках реализации Программы реформирования муниципальных финансов городского округа "Город Чита" на период 2006 - 2009 гг.
В 2011 году была утверждена Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2014 года (постановление администрации городского округа "Город Чита" от 19.09.2011 г. N 240).
В 2015 году была утверждена Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами в городском округе "Город Чита" на период до 2018 года (постановление администрации городского округа "Город Чита" от 04.06.2015 г. N 108).
В рамках данных Программ в городском округе удалось реализовать реформу по реструктуризации бюджетной сети на основе перехода к трем типам государственных и муниципальных учреждений; внедрить базовые принципы нормирования затрат на уровень учреждений, определить состав муниципальных услуг и параметры их объемной и качественной оценки.
Созданы предпосылки для перехода к государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", повышению открытости информации о местном бюджете и сделан ряд практических шагов в данных направлениях.
Проведение работы по совершенствованию управления финансами позволяет городскому округу удерживать высокий уровень качества управления муниципальными финансами, ежегодно подтверждаемый Министерством финансов Забайкальского края.
В то же время по причинам, во многом не зависящим от деятельности органов местного самоуправления, в настоящее время сложились предпосылки для обострения проблемы сбалансированности бюджета городского округа. Подобная ситуация вызвана возникновением двух разнонаправленных негативных тенденций: снижением темпов роста поступления налоговых доходов с одновременным ускорением роста бюджетных обязательств в социальной сфере.
В этой связи в среднесрочной перспективе необходимо продолжить работу по наращиванию собственных доходов с одновременным ограничением бюджетных расходов при безусловном исполнении текущих обязательств перед населением и кредиторами.
На данной стадии работы в дополнительном осмыслении и трансформировании с учетом имеющегося опыта и новых вызовов нуждается работа с бюджетной сетью. В числе направлений для трансформации - повышение стимулирующей роли механизмов нормирования затрат, показателей деятельности учреждений и показателей руководителей и специалистов в рамках "эффективных контрактов", привлечение внебюджетных источников финансирования деятельности бюджетной сети, рост активности при предоставлении муниципальных услуг негосударственным (немуниципальным) сектором.
Отмечающийся в городском округе в последние годы рост дефицита бюджета городского округа и сопряженное с этим увеличение муниципального долга городского округа "Город Чита" требует проведения более ответственной и эффективной долговой политики, позволяющей при сохранении безопасного уровня муниципального долга успешно проходить "пиковые" периоды повышенной расходной нагрузки городского бюджета.
Изменение норм бюджетного законодательства в сфере муниципального финансового контроля, а также норм законодательства о закупках ставит новые вызовы в части организации в городском округе контрольно-надзорной деятельности: необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, осуществлять подготовку кадров, внедрять новые методы работы в практическую деятельность. Более подробно состояние дел в сфере муниципального финансового контроля освещено в разделе, посвященном соответствующей подпрограмме.
Проводимая на городском уровне финансовая и долговая политика должна быть понятна для населения - это является залогом социальной стабильности, доверия власти, законопослушного поведения граждан. Информацию важно распространять с учетом потребностей в информации по данному вопросу различных групп граждан, а также наиболее удобных для них методов получения данных. Одновременно важно совершенствовать "обратную связь" с гражданским обществом, слышать и максимально полно учитывать его предложения.
Таким образом, в сфере управления муниципальными финансами существуют следующие проблемы:
- опережающий рост расходов бюджета городского округа по сравнению с бюджетными доходами, что приводит к увеличению размера дефицита бюджета городского округа и осложняет обеспечение его сбалансированности;
- ограниченность возможностей финансирования дефицита бюджета городского округа за счет заимствований из-за сложившегося к настоящему времени достаточно высокого уровня муниципального долга городского округа "Город Чита";
- изменение федерального законодательства в сфере муниципального финансового контроля, требующее приведения в соответствие с ним правового регулирования и текущей деятельности по организации муниципального финансового контроля;
- необходимость обеспечения повышения прозрачности и открытости бюджета городского округа как части бюджетной системы Российской Федерации;
- потребность постоянного поддержания финансовой стабильности бюджета городского округа и стимулирования к развитию доходной базы.
Решению обозначенных проблем и посвящена настоящая муниципальная программа.
Более детальная информация применительно к текущему состоянию сферы реализации представлена далее в разделах, посвященных описанию отдельных подпрограмм.
Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского округа.
В долгосрочной перспективе в качестве приоритетов развития бюджетного планирования определены:
- сохранение надежности и консервативности оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики,
- сохранение налогового потенциала,
- проведение взвешенной долговой политики,
- повышение эффективности бюджетных расходов,
- создание условий для инвестиционной деятельности.
Стабильное поддержание доходного потенциала городского округа предполагается через создание условий для развития доходной базы, предусматривающих поддержание благоприятного налогового климата, комплекса мер поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, технологического обновления, модернизации производства, отдельных отраслей экономики.
Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации социально-экономической политики, проводимой в городском округе "Город Чита".
Механизмы социально-экономической политики должны иметь надежное, точно просчитанное финансовое обеспечение. Должны быть четко определены объемы финансовых ресурсов, необходимых для достижения конкретных количественно определенных целей социально-экономической политики.
Для этого необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Соответствующий анализ на основании динамики объемов расходов и значений целевых показателей необходимо проводить по муниципальным программам.
Следует провести работу по четкой расстановке приоритетов расходования средств бюджета городского округа, а именно, необходимо изменить структуру бюджетных расходов в пользу наиболее эффективных и обеспечивающих ускоренное социально-экономическое развитие, включая образование.
Инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие факторам нестабильности - бюджетному дефициту, росту долговой нагрузки. Без этого невозможно улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.
Опережающий рост расходной части бюджета привел к увеличению размера дефицита бюджета, необходимости обеспечения его сбалансированности за счет заимствований и значительному увеличению объема муниципального долга.
В среднесрочной перспективе бюджетный дефицит должен оказаться стимулом для активизации экономических процессов.
Если экономика первоначально находится в состоянии спада, то рост расходов местного бюджета будет оказывать на нее стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора. Это может улучшить ожидания прибылей у частного бизнеса и вызвать изменение инвестиционного спроса.
Если бюджетные ресурсы, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят понесенные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Вопрос дефицита бюджета - один из приоритетных вопросов, которые мы перед собою ставим. Нет смысла держать бюджет в жестких рамках, если ничего не развивается, реальное содержание заработной платы не увеличивается, объекты инфраструктуры не строятся. Другое дело - разумное сочетание: при наличии дефицита бюджета обеспечивать развитие в городском округе, приносящее дополнительный доход.
Основными задачами долговой политики городского округа являются:
- снижение объема муниципального долга;
- увеличение доли капитальных расходов бюджета;
- привлечение кредитов на расходы инвестиционного характера;
- последовательное снижение дефицита городского бюджета;
- своевременное исполнение имеющихся обязательств перед кредиторами.
Необходимо повысить качество предоставляемых населению муниципальных услуг. Прежде всего, это относится к столь значимым для общества сферам, как образование и культура. От успешности действий в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах непосредственно определяет качество инвестиционного климата, поскольку данные расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.
С другой стороны, представляется недопустимым ограничиваться механическим наращиванием бюджетных расходов в этих сферах с учетом возможных рисков сокращения доходов бюджета. Задача нового этапа развития заключается в повсеместном внедрении и обеспечении практической реализации уже предусмотренного законодательством нового механизма финансирования государственных и муниципальных учреждений, а в самих учреждениях - в переходе к "эффективному контракту", который должен четко определять условия оплаты труда и "социальный пакет" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы.
Указанные приоритеты должны реализовываться при прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества. С этой целью планируется развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", позволяющей повысить качество финансового менеджмента органов местного самоуправления за счет формирования единого информационного пространства и обеспечить открытость и доступность для граждан и организаций информации о прошлой, текущей и планируемой деятельности городского округа по подготовке и исполнению его бюджета.
Для достижения целей в сфере бюджетно-финансовой политики на долгосрочную перспективу необходимо соблюдение следующих основных принципов:
- долгосрочная сбалансированность бюджета городского округа;
- сохранение объема муниципального долга городского округа на экономически безопасном уровне;
- полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов, инструментов, используемых для достижения целей и результатов реализуемой политики;
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе - с учетом их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
- принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки эффективности таких обязательств и с учетом сроков и механизмов их реализации в пределах располагаемых ресурсов;
- создание механизмов повышения результативности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью муниципальной программы является сохранение финансовой стабильности в долгосрочной перспективе на основе совершенствования управления муниципальными финансами и повышения их открытости.
Данная цель объединяет все аспекты управления муниципальными финансами и характеризует консолидированный результат усилий, прилагаемых в данном направлении.
Для достижения цели муниципальной программы планируется выполнение следующих задач:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа в условиях ограниченности его доходных источников и источников финансирования дефицита бюджета;
- повышение эффективности управления муниципальным долгом городского округа;
- осуществление и совершенствование контрольно-ревизионной работы в следующих направлениях: внутренний муниципальный финансовый контроль, внутренний финансовый контроль, контроль в сфере закупок;
- создание организационных условий для эффективного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках установленных функций и полномочий комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита".
Указанные задачи в полной мере охватывают всю деятельность ответственного исполнителя (комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита") и позволяют акцентировать внимание на наиболее актуальных вопросах в финансово-бюджетной сфере. При этом обозначенные задачи точно коррелируют с рассмотренными выше приоритетами политики в финансовой сфере и с подпрограммами, выделяемыми в настоящей муниципальной программе.
Муниципальная программа будет выполняться в течение 2017 - 2021 годов в один этап.
Большинство основных мероприятий и мероприятий рассчитаны на весь период реализации муниципальной программы и должны выполняться постоянно либо ежегодно.
В то же время часть мероприятий, ориентированных на совершенствование нормативно-правовой и методической базы, будут выполнены в первые годы реализации муниципальной программы в сроки, установленные в Приложении "Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования муниципальной программы "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом на 2017 - 2021 годы" (далее - Приложение) к настоящей программе.
3. Перечень основных мероприятий муниципальной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов
Представлен в Приложении к муниципальной программе.
4. Перечень показателей конечных результатов муниципальной программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации муниципальной программы
Представлен в Приложении к муниципальной программе.
5. Информация о финансовом обеспечении муниципальной программы за счет средств бюджета городского округа
Представлена в Приложении к муниципальной программе.
6. Описание рисков реализации муниципальной программы и способов их минимизации
Реализация муниципальной программы сопряжена с рядом рисков, большинство из которых носит внешний по отношению к администрации городского округа "Город Чита" и ее отраслевым (функциональным) и территориальным органам, реализующим программу, характер.
Риск |
Последствия наступления |
Способы минимизации |
1. Внешние риски | ||
1.1. Низкая активность инвесторов, предпринимателей в развитии бизнеса на территории городского округа |
Замедление темпов роста налоговой базы, поступлений в бюджет собственных доходов |
Активизация работы с инвесторами и предпринимательским сообществом, создание финансовых и организационных условий в городском округе, благоприятствующих развитию бизнеса. |
1.2. Неблагоприятная конъюнктура международных товарных рынков |
Замедление реализации крупных инвестиционных проектов, замедление темпов роста налоговой базы, поступлений в бюджет собственных доходов |
Принятие мер по диверсификации налоговой базы, активная работа со всем бизнес-сообществом, представителями разных отраслей, использование широкого круга методов поддержки, актуальных для бизнеса |
1.3. Рост оплаты труда в среднем по экономике |
Необходимость увеличения социальных расходов бюджета в части оплаты труда работников муниципальных учреждений в сферах образования, культуры, более высокими темпами, чем планировалось |
Принятие мер по повышению эффективности работы бюджетного сектора, внедрению новых технологий работы, расширению роли частного сектора при предоставлении муниципальных услуг |
1.4. Ухудшение положения на финансовых рынках, удорожание стоимости заимствований |
Рост расходов на обслуживание муниципального долга |
Осуществление долгосрочного планирования объемов муниципального долга и расходов на его обслуживание; мониторинг уровня процентных ставок, выбор лучших вариантов заимствований |
1.5. Низкая активность органов местного самоуправления городского округа в отказе от неэффективных расходов |
Сохранение превышения темпов роста расходов над темпом роста доходов, нарушение баланса между доходами и расходами бюджета |
Создание организационных и финансовых стимулов для повышения заинтересованности органов местного самоуправления в повышение эффективности управления ресурсами |
1.6. Изменение правового регулирования на федеральном уровне, неблагоприятно отражающееся на финансовой ситуации |
Ухудшение сбалансированности бюджета |
Регулярный мониторинг изменений правового регулирования на федеральном уровне; своевременная подача предложений, направленных на защиту интересов городского округа |
Внутренние риски | ||
2.1. Недостаточная скоординированность деятельности по реализации муниципальной программы |
Нарушение сроков выполнения мероприятий муниципальной программы, недостижение запланированных результатов деятельности |
Назначение ответственных исполнителей, организация текущего мониторинга хода выполнения мероприятий программы |
2.2. Недостаточный уровень подготовки кадров |
Нарушение сроков выполнения мероприятий муниципальной программы, недостижение запланированных результатов деятельности |
Своевременная организация обучения специалистов |
Подпрограмма "Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа"
Паспорт подпрограммы "Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" |
Соисполнители подпрограммы |
- |
Цели подпрограммы |
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа в условиях ограниченности его доходных источников и источников финансирования дефицита бюджета. |
Задачи подпрограммы |
- Обеспечение эффективного управления муниципальными финансами, составление и организация исполнения бюджета городского округа, реализация возложенных на комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" бюджетных полномочий. - Совершенствование программно-целевых методов управления. - Повышение качества управления финансами органов местного самоуправления городского округа. - Повышение достоверности и надежности прогнозных параметров бюджета городского округа в части налоговых и неналоговых доходов. - Создание условий для наращивания налогового потенциала городского округа. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Срок реализации 2017 - 2021 гг. Подпрограмма реализуется в один этап. |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
в 2017 году - 0 рублей; в 2018 году - 0 рублей; в 2019 году - 0 рублей; в 2020 году - 0 рублей; в 2021 году -0 рублей. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы |
Сбалансированность бюджета городского округа в долгосрочном периоде. Совершенствование нормативного правового регулирования и методологического обеспечения бюджетного процесса, своевременная и качественная подготовка проекта решения Думы городского округа "Город Чита" Об утверждении Бюджета городского округа "Город Чита" на очередной финансовый год и плановый период. Обеспечение взаимодействия с налоговыми органами по снижению размера задолженности по налогам и сборам. Ежегодная оптимизация расходов в общем объеме расходов бюджета городского округа до 2,0%. Формирование и исполнение бюджета городского округа на программной основе (удельный вес расходов бюджета городского округа, формируемых программным методом, в общем объеме расходов бюджета в соответствующем финансовом году не менее 90%). Повышение качества управления муниципальными финансами. |
1. Характеристика обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа является основной задачей бюджетной политики с целью безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в первую очередь, социально-значимых.
В условиях замедления экономики, ежегодного снижения финансовой помощи из краевого бюджета, ограничение возможности привлечения кредитов, в связи со значительным наращиванием муниципального долга, проблема сбалансированности бюджета городского округа в последние годы приобрела особое значение.
Фактическое поступление налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа за 2015 год составило 2405,6 млн. рублей, или 100,7% к годовым бюджетным назначениям.
К соответствующему уровню 2014 года уменьшение доходов составило 92,8 млн. рублей, или 3,7%.
Расходы бюджета городского округа исполнены в 2015 году в сумме 5234,7 млн. руб., или 98,0% к уточненным годовым бюджетным назначениям.
Доля социально-значимых и первоочередных расходов в общей структуре расходов составила - 74,2%, из них общий объем расходов на оплату труда с начислениями - 3238,1 млн. рублей, социальное обеспечение - 198,0 млн. рублей.
Бюджет исполнен с дефицитом в сумме 110,6 млн. рублей.
Определены основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа, нацеленные на сохранение социальной и экономической стабильности в городе, обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета в условиях ограниченности его доходных источников и источников финансирования дефицита бюджета.
Важным шагом в данной связи должен стать выбор приоритетных направлений расходов, оценка их объемов, необходимых для достижения конкретных количественно определенных целей социально-экономической политики. При этом потребуется выбирать наиболее эффективные, обеспечивающие ускоренное социально-экономическое развитие, направления. И напротив, в условиях дефицита бюджета привлекаемые из источников финансирования дефицита бюджета средства недопустимо направлять на финансирование текущих затрат, субсидирование нерентабельного производства в негосударственном (немуниципальном) секторе.
Ограниченность финансовых ресурсов в условиях несоразмерного с ростом доходов увеличения расходных обязательств обуславливает необходимость усиления мер по повышению эффективности бюджетных расходов, стимулирования роста доходов бюджета и обеспечения эффективной долговой политики.
Необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, а также предусмотреть меры ответственности за недостижение поставленных целей. Это возможно сделать благодаря переходу с 2017 года к программному принципу формирования бюджета, предпосылкой для чего является многолетний опыт работы с целевыми программами.
Для внедрения изложенных подходов в практику потребуется провести работу по совершенствованию методологии планирования расходов бюджета, а также оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, положительно зарекомендовавшей себя в предшествующие годы.
2. Описание целей и задач подпрограммы
Целью данной подпрограммы является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа в условиях ограниченности его доходных источников и источников финансирования дефицита бюджета.
К ключевым задачам подпрограммы относятся:
- обеспечение эффективного управления муниципальными финансами, составление и организация исполнения бюджета городского округа, реализация возложенных на комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" бюджетных полномочий;
- совершенствование программно-целевых методов управления;
- повышение качества управления финансами органами местного самоуправления городского округа;
- повышение достоверности и надежности прогнозных параметров бюджета городского округа в части налоговых и неналоговых доходов.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в 2017 - 2021 годы, в один этап.
4. Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов
Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов представлен в Приложении к муниципальной программе.
5. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы
Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы представлены в Приложении к муниципальной программе.
6. Информация о финансовом обеспечении подпрограммы
Бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы не предусмотрены.
Раздел 7. Описание рисков реализации подпрограммы и способов их минимизации
К основным рискам подпрограммы относятся:
- возможное недостижение темпов роста в части показателей прогноза социально-экономического развития и, в соответствии с этим, снижение поступлений по налоговым доходам в бюджет городского округа;
- ограничение возможности привлечения источников финансирования дефицита бюджета в виде кредитных ресурсов;
- наличие кредиторской задолженности на начало года по расходным обязательствам, не обеспеченным источниками финансирования.
Управление рисками реализации подпрограммы будет осуществляться на основе следующих мер:
- содействие сокращению задолженности и недоимки по платежам в бюджет городского округа;
- направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита;
- выявление резервов и перераспределение бюджетных ассигнований с учетом изменения структуры бюджетных расходов в пользу первоочередных, приоритетных направлений;
- сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности муниципальных учреждений;
- недопущение принятия расходных обязательств сверх утвержденных лимитов;
- совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств городского округа.
Подпрограмма "Управление муниципальным долгом городского округа"
Паспорт изменен с 19 октября 2017 г. - Постановление Администрации городского округа "Город Чита" от 16 октября 2017 г. N 257
Паспорт
подпрограммы "Управление муниципальным долгом
городского округа "Город Чита"
1. Характеристика текущего состояния сферы управления муниципальным долгом городского округа "Город Чита"
Объем муниципального долга городского округа "Город Чита" в последние годы неуклонно увеличивается в связи с необходимостью финансирования дефицита бюджета городского округа "Город Чита", а также рефинансирования ранее принятых обязательств. На 01 января 2016 года объем муниципальный долга городского округа "Город Чита" составил 315,2 млн. рублей, при этом значительную долю в структуре муниципального долга занимают кредиты, полученные в кредитных организациях, а сравнительно меньшую - кредиты из бюджетов других уровней (см. Таблицу).
Таблица. Структура муниципального долга городского округа "Город Чита" 2012 - 2015 гг.
млн. рублей
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Муниципальный долг городского округа "Город Чита", в том числе: |
145,9 |
176,8 |
225,3 |
315,8 |
Кредиты от кредитных организаций |
127,5 |
165,0 |
200,0 |
301,8 |
Бюджетные кредиты от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации |
18,4 |
11,8 |
25,3 |
13,4 |
Муниципальные гарантии городского округа "Город Чита" |
0 |
0 |
0 |
0 |
Заимствования путем размещения облигационных займов городской округ "Город Чита" до настоящего времени не осуществлял.
Возможности осуществления муниципальных заимствований позволяют городскому округу "Город Чита" сохранять поступательный тренд в своем развитии, даже в условиях дефицитного бюджета, и данные возможности должны грамотно и эффективно использоваться, что возможно при создании имиджа городского округа как надежного и осмотрительного заемщика. В связи с ростом процентных ставок по коммерческим кредитам возможно увеличение расходов на обслуживание муниципального долга городского округа "Город Чита" на долгосрочный период (например, с 9,88 процента в 2013 году до 11,96 - 13,95 процента в 2016 - 2017 годах).
В рамках данной подпрограммы предполагается вести работу в направлении организации долгосрочного планирования заимствований и оптимизации расходов на обслуживание муниципального долга городского округа "Город Чита", совершенствования структуры муниципального долга, обеспечения безусловного исполнения требований бюджетного законодательства к организации управления муниципальным долгом.
Долговая политика городского округа "Город Чита" является неотъемлемой частью финансовой политики городского округа "Город Чита". Эффективное управление муниципальным долгом означает не только своевременное обслуживание долговых обязательств, но и проведение рациональной долговой политики, направленной на сохранение объема и структуры муниципального долга на экономически безопасном уровне при соблюдении ограничений, установленных федеральным законодательством.
Приоритетом долговой политики является обеспечение сбалансированности бюджета городского округа "Город Чита". В качестве основных инструментов заимствований используются кредиты, привлекаемые из федерального бюджета, бюджета Забайкальского края, а так же кредиты коммерческих банков.
2. Описание целей и задач подпрограммы
Целью данной подпрограммы является повышение эффективности управления муниципальным долгом городского округа "Город Чита".
С учетом сложившейся ситуации к ключевым задачам подпрограммы относятся следующие:
- удержание объема муниципального долга городского округа "Город Чита" на безопасном для финансовой системы городского округа уровне;
- планирование долговых обязательств городского округа "Город Чита";
- оптимизация структуры и объема муниципального долга городского округа "Город Чита" в целях минимизации расходов на его обслуживание с учетом ситуации на финансовых рынках.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в 2017 - 2021 годы, в один этап.
4. Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов
Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов представлен в Приложении к муниципальной программе.
5. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы
Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы представлены в Приложении к муниципальной программе.
Раздел 6 изменен с 19 октября 2017 г. - Постановление Администрации городского округа "Город Чита" от 16 октября 2017 г. N 257
6. Информация о финансовом обеспечении подпрограммы
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств бюджета городского округа "Город Чита" на весь период ее реализации составляет 182138,6 тыс. руб., в том числе по годам:
в 2017 году - 45461,9 тыс. руб.;
в 2018 году - 34766,4 тыс. руб.;
в 2019 году - 33970,1 тыс. руб.;
в 2020 году - 33970,1 тыс. руб.;
в 2021 году - 33970,1 тыс. руб.
Более детально информация по данной подпрограмме представлена в Приложении к муниципальной программе.
7. Описание рисков реализации подпрограммы и способов их минимизации
Основными рисками в ходе реализации долговой политики городского округа "Город Чита", являются риск рефинансирования, процентный и операционный риски.
Риск рефинансирования - вероятность того, что городской округ не сможет провести рефинансирование накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим либо более низким) или невозможность рефинансировать текущие обязательства вовсе.
Процентный риск - риск увеличения объема расходов на обслуживание долга вследствие изменения процентных ставок. Динамика процентных ставок непосредственно влияет на стоимость обслуживания как новых, принимаемых при рефинансировании долга обязательств, так и имеющихся долговых обязательств, обслуживаемых по переменной ставке. Как следствие, краткосрочные долговые обязательства или обязательства с переменной ставкой должны рассматриваться как более рискованные, чем долгосрочные обязательства с фиксированной ставкой.
Операционный риск - риск возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат в результате несоответствия законодательству установленных порядков и процедур совершения операций и других сделок или их нарушения сотрудниками, некомпетентности или ошибок персонала, несоответствия или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и других систем.
В целях минимизации данных рисков комитету по финансам администрации городского округа "Город Чита" необходимо осуществлять постоянный мониторинг, оценку уровня рисков и вырабатывать меры по их снижению.
Основными мерами являются контроль и планирование структуры муниципального долга городского округа "Город Чита" на безопасном уровне, разработка долговой стратегии, позволяющей обеспечить привлечение необходимых объемов заемных ресурсов при сохранении общего уровня риска долгового портфеля на уровне, признанном приемлемым для бюджета городского округа "Город Чита".
Подпрограмма "Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита и контроля в сфере закупок"
Постановлением Администрации городского округа "Город Чита" от 22 декабря 2016 г. N 388 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита и контроля в сфере закупок"
1. Характеристика текущего состояния сферы осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита и контроля в сфере закупок
Текущее состояние организации внутреннего муниципального финансового контроля характеризуется рядом устойчивых положительных показателей.
Сформирована нормативная правовая база, отвечающая установленным на федеральном уровне требованиям к осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-правовым управлением администрации городского округа "Город Чита" (далее по тексту контрольно-правовое управление), контрольные полномочия которого закреплены в Положении о контрольно-правовом управлении администрации городского округа "Город Чита", утвержденном распоряжением руководителя администрации городского округа "Город Чита" от 29.03.2016 года N 379-р, на основании следующих нормативных документов: Порядок осуществления контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ органами внутреннего муниципального финансового контроля городского округа "Город Чита", утвержденный постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 13.04.2016 г. N 108; Положение о формах и порядке осуществления финансового контроля органами администрации городского округа "Город Чита", утвержденное постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 24.03.2016 г. N 92, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется в плановом режиме в соответствии с перспективным Планом ревизий на соответствующий год и планом проверок на полугодие, а также путем проведения внеплановых контрольных мероприятий по заданиям правоохранительных органов и поручениям руководителя администрации городского округа "Город Чита".
Основная проблема в существующей системе управления муниципальными финансовыми ресурсами - отсутствие на федеральном уровне единого методологического подхода к осуществлению контрольной деятельности.
Подпрограмма "Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита и контроля в сфере закупок" направлена на совершенствование контроля в финансово-бюджетной сфере, повышение его эффективности путем создания условий, способствующих соблюдению общепринятых принципов финансового контроля, разработки единых стандартов контроля, определения критериев эффективности и целесообразности произведенных муниципальных расходов и принятых обязательств.
2. Описание целей и задач подпрограммы
Целью подпрограммы является обеспечение осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Эта деятельность будет способствовать дальнейшему повышению финансовой дисциплины организаций, получающих средства муниципального бюджета, снижению объемов нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, повышению эффективности расходования бюджетных средств.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Реализация данной подпрограммы будет осуществляться в течение 2017 - 2021 гг. В силу постоянного характера решаемых в рамках подпрограммы задач выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
4. Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов
Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации представлен в Приложении к подпрограмме.
По итогам реализации подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
- соответствие организации и осуществления внутреннего государственного финансового контроля требованиям федерального законодательства;
- соответствие контроля в сфере закупок требованиям федерального законодательства.
5. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы
Перечень показателей конечных результатов подпрограммы и плановые значения по годам реализации подпрограммы представлены в Приложении к подпрограмме.
6. Информация о финансовом обеспечении подпрограммы
Бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы не предусмотрены.
7. Описание рисков реализации подпрограммы и способов их минимизации
К рискам реализации подпрограммы относятся:
- возможные изменения в социально-экономической и политической обстановке Российской Федерации, а также в финансово-бюджетной сфере;
- изменения федерального, краевого и муниципального законодательства, определяющего систему государственного финансового контроля;
- нарушение сроков реализации, как отдельных мероприятий, так и всей подпрограммы в целом;
- возможные изменения структуры органов финансового контроля в ближайшие годы, требующие изменения структуры управления подпрограммы.
Управление рисками реализации подпрограммы будет осуществляться на основе следующих мер:
- подготовка изменений в муниципальные правовые акты городского округа "Город Чита" по мере принятия нормативных правовых актов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации;
- мониторинг и контроль за соблюдением сроков выполнения работ по реализации мероприятий подпрограммы и анализу причин отклонений, координирование деятельности участников и исполнителей по реализации мероприятий подпрограммы;
- формирование гибкой структуры управления реализацией подпрограммы;
- проведение изменений системы управления во взаимосвязи с реализацией основных направлений подпрограммы;
- повышение квалификации муниципальных служащих контрольно-правового управления, осуществляющих внутренний государственный финансовый контроль и контроль в сфере закупок.
Подпрограмма "Обеспечение и управление"
Паспорт изменен с 19 октября 2017 г. - Постановление Администрации городского округа "Город Чита" от 16 октября 2017 г. N 257
Паспорт подпрограммы "Обеспечение и управление"
1. Характеристика текущего состояния сферы обеспечения и управления
В рамках реализации обеспечивающей подпрограммы планируется принятие мер по сопровождению программного комплекса "АЦК-Финансы", используемого при планировании и исполнении бюджета городского округа. Комплекс также используется при проведении расчетных операций бюджетополучателей городского округа по казначейской схеме исполнения расходов. Кроме того, предусмотрены средства для организации юридически значимого электронного документооборота.
2. Описание целей и задач подпрограммы
Целью данной подпрограммы является бесперебойное функционирование комплекса "АЦК-Финансы". Создание условий для бесперебойного осуществления расчетов бюджетополучателей, планирования и исполнения бюджета городского округа. А также создание условий для организации юридически значимого электронного документооборота.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Реализация данной подпрограммы будет осуществляться в течение 2017 - 2021 г.г. В силу постоянного характера решаемых в рамках подпрограммы задач, выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
4. Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов
Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации представлен в Приложении к подпрограмме.
5. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы
Перечень показателей конечных результатов подпрограммы и плановые значения по годам реализации подпрограммы представлены в Приложении к подпрограмме.
6. Информация о финансовом обеспечении подпрограммы
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств бюджета городского округа "Город Чита" на весь период ее реализации составляет 17932,7 тыс. руб., в том числе по годам:
в 2017 году - 3480,4 тыс. руб.;
в 2018 году - 3480,4 тыс. руб.;
в 2019 году - 3480,4 тыс. руб.;
в 2020 году - 3654,4 тыс. руб.;
в 2021 году - 3837,1 тыс. руб.
Более детально информация по данной подпрограмме представлена в Приложении к муниципальной программе.
7. Описание рисков реализации подпрограммы и способов их минимизации
В случае неисполнения программы существуют значительные риски, связанные с изменениями нормативной базы в бюджетном и банковском законодательстве. В случае отсутствия сопровождения комплекса, возможны отказы в обслуживании в органах Федерального казначейства и Банка России, остановка расчетов бюджетополучателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.