Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждена
приказом от 08 августа 2018 г. N 678
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров в общеобразовательных организациях Забайкальского края на 2018 - 2025 годы
1. Общие положения
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (далее - ШИБЦ) Забайкальского края на 2018 - 2025 годы (далее - Концепция) разработана в целях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р, Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 715.
В концепции определяются цели, задачи, функции, основные проблемы и направления модернизации библиотек общеобразовательных организаций Забайкальского края на 2018 - 2025 годы.
Концепция призвана определить статус, цели, задачи и функции школьных библиотек, информационно-библиотечных центров, пути, методы и средства достижения этих целей на основе анализа проблемных направлений деятельности школьных библиотек края и учитывает происходящие в обществе демографические, политические, экономические, социально-культурные и информационно-технические изменения и их влияние на условия функционирования и школьных библиотек.
Концепция разработана с учетом следующих документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.052015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
- приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 года N 715 "Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров";
- постановление Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 N 225 (ред. от 21.05.2018) "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы".
2. Актуальные тенденции и приоритеты развития школьных библиотек в современном образовательном пространстве
В современном образовательном пространстве школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для осуществления обучения и воспитания, ориентированных на самоопределение и комплексное системное удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.
Школьная библиотека - это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.
В образовательных организациях школьная библиотека становится пространством развития компетентности педагогов и внедрения современных образовательных технологий. Приоритетом профессиональной деятельности педагогов становится создание авторского информационно-образовательного контента, включая: электронные информационные и электронные образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и другие.
Школьная библиотека в современном образовании становится инфраструктурой для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Эта тенденция, соответствуя принципам непрерывности в образовании, предполагает гибкое обучение в информационной образовательной среде.
Социальная роль школьных библиотек определяется следующими направлениями их деятельности:
- концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;
- совершенствованием читательской и речевой культуры приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников;
- формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе;
- развитием и совершенствованием коммуникативной культуры за счет расширения социокультурных практик в разных формах образовательной деятельности.
Основными проблемами и противоречиями развития школьных библиотек являются:
- недооценка школьной библиотеки как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной системы;
- низкое качество книжных фондов школьных библиотек, не отвечающее образовательному и социальному заказу;
- несоответствие технического оснащения и уровня информатизации школьных библиотек возрастающим требованиям современного образования;
- низкий квалификационных уровень кадрового обеспечения школьных библиотек, отсутствие у специалистов навыков работы с использованием ИКТ;
- слабое использование дополнительных возможностей расширения библиотечно-информационных фондов.
На сегодняшний день во всех общеобразовательных организациях Забайкальского края функционируют школьные библиотеки, 576 из которых оснащены персональными компьютерами, 302 из них - с выходом в сеть "Интернет", общее количество посадочных мест - 5 052.
Общий объем фонда книжной литературы составляет 5 371 456 экз., из них учебников - 2 342 2010 экз., учебных пособий 252 738 экз., художественной литературы 2 385 497 экз., справочного материала 136 870 экз.
В образовательных организациях Забайкальского края созданы предпосылки расширения сети ШИБЦ в связи с участием в мероприятиях федеральной целевой программы развития образования в 2016 году по созданию и развитию ШИБЦ.
В Забайкальском крае имеются материально-технические, кадровые ресурсы предоставления доступа к электронным изданиям, необходимым для реализации основной образовательной программы образовательной организации, в том числе электронным информационным и образовательным ресурсам и изданиям гражданско-патриотической направленности за счет реализации модели централизованного информационно- методического центра (ИМЦ).
В образовательной организации, подключенной к КСПД, развернута локальная сеть. В муниципальных ИБЦ созданы комфортные зоны, оборудованные рабочими местами (компьютерами), локальная сеть оборудуется точками доступа Wi-Fi. Доступ в сеть Интернет осуществляется через КСПД. В образовательной организации создаются зоны получения информационных ресурсов во временное пользование, зона получения информации на различных носителях. Зона доступа к государственным информационным ресурсам и ресурсам ограниченного использования организуется за счет категоризации ресурсов. Для учащихся представлен сводный информационный каталог об имеющихся информационных массивах и ресурсах, который постоянно централизованно обновляется.
В 2016 году для реализации мероприятий по пополнению фондов школьных библиотек и созданию школьных информационно-библиотечных центров, отвечающих современным требованиям, на базе двух структурных подразделений ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края": Центра информационных технологий образования и дистанционного обучения и Информационно-библиотечного отдела создан Региональный информационно-библиотечный центр (РИБЦ). Основными функциями РИБЦ являются научное, информационно-методическое и организационно-технологическое сопровождение развития муниципальных и школьных информационно-библиотечных центров (ИБЦ).
Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края N 342 от 11 мая 2016 г. "Об утверждении состава опорных площадок по реализации направлений Федеральной целевой программы "Развитие образования на 2016 - 2020 годы" определены 16 образовательных организаций в качестве опорных площадок по созданию информационно-библиотечных центров. В крае реализуется трехуровневая модель реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием электронных учебников. На настоящий момент дистанционные образовательные технологии в своей деятельности применяют более одной трети (187 школ) края. Используя данный опыт и имеющиеся материальные и кадровые ресурсы муниципальных ресурсных центров (далее - МРЦ) в рамках проекта школьные библиотеки МРЦ реорганизованы в муниципальные информационно-библиотечные центры (МИБЦ) с подключением к региональному информационно-библиотечному центру.
В целях методического сопровождения в ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края" реализуются программы повышения квалификации школьных библиотекарей "Информационно-технологическое сопровождение библиотечно-библиографической деятельности" (76 час.) и "Организация инновационного библиотечного пространства в школе" (108 час.), обучено 19 сотрудников школьных библиотек, разработаны методические рекомендации по применению дистанционных технологий и созданию школьных информационно-библиотечных центров. В информационно-библиотечном отделе продолжает формироваться банк информации "Современная школьная библиотека". Значимую роль в процессе модернизации
школьных библиотек выполняет создание сетевого сообщества "Школьные библиотеки Забайкалья", создается Ассоциация школьных библиотекарей в Региональной общественной организации "Забайкальское педагогическое общество".
Развернута и функционирует автоматизированная информационно-библиотечная система "Электронная библиотека Забайкальского края" (АИБС). За счет внедрения АИБС организации Забайкальского края, осуществляющие образовательную деятельность, получают необходимые для обеспечения образовательной деятельности (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) решение для информационно-библиотечных центров, обеспечивающее возможность осуществлять выдачу электронного (цифрового) образовательного контента, сохранность фонда электронного образовательного контента и функции медиатеки. Созданная модель централизации доступа к коллективной сети передачи данных (КСПД) позволила реализовать технологическую связь по следующей схеме: при составлении сотрудником МИБЦ заявки на получение необходимых книг, учебников, пособий и т. д. из региональной базы данных через подключение к КСПД Забайкальского края загружаются необходимые электронные образовательные ресурсы в базу данных школы.
Созданная сеть ИБЦ предоставляет возможности организации электронных библиотек с инструментами планирования и пополнения фондов электронных (цифровых) учебных изданий, организации поэкземплярного учета и распределения электронных (цифровых) учебных изданий между образовательными организациями и обучающимися как на региональном, так и на муниципальном и школьном уровнях.
Не смотря на созданные предпосылок в развитии ШИБЦ в образовательных организациях Забайкальского края, для обеспечения эффективного развития АИС в ШИБЦ необходима поэтапная модернизация как АИБС, так и технологическое оснащение ИБЦ, пополнение фондов АИБЦ электронными изданиями, необходимыми для реализации образовательной программы образовательных организаций, в том числе электронными изданиями гражданско-патриотической направленности, а также электронными информационными и образовательными ресурсами, организация дополнительных МИБЦ, проведение дополнительного обучения сотрудников вновь подключаемых школ. Решение перечисленных проблем требует определения приоритетных направлений, целей, задач развития школьных библиотек.
3. Цели и задачи Концепции
Цель настоящей Концепции - создание условий для формирования современной школьной библиотеки, ИБЦ как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания школьников.
Задачами развития школьных библиотек и ШИБЦ в Забайкальском крае являются:
1) совершенствование нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного программного обеспечения школьных библиотек и ИБЦ;
2) организация методического сопровождения деятельности школьных библиотек и ИБЦ;
3) расширение функций школьных библиотек и ИБЦ для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
4) организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;
5) содействие в реализации региональных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения.
6) создание условий для дополнительного профессионального образования библиотекарей, педагогов-библиотекарей.
4. Основные направления реализации Концепции
В рамках совершенствования нормативной правовой базы должна быть обеспечена актуализация ФГОС в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовыми материально-техническим условиям школьных библиотек и ШИБЦ.
Основными направлениями реализации Концепции являются:
1. Развитие сети виртуальных читальных залов для организации доступа к местным, региональными и национальным библиотечным ресурсам, подключение к созданной АИБС не менее 95% общеобразовательных организаций Забайкальского края.
2. Повышение квалификации педагогов.
3. Комплектование фондов школьных библиотек электронными изданиями, необходимыми для реализации образовательной программы образовательных организаций, в том числе электронными изданиями гражданско-патриотической направленности, а также электронными информационными и образовательными ресурсами:
- комплектование фондов электронными изданиями книг художественной литературы;
- комплектование фондов электронными формами учебников;
- комплектование фондов электронными образовательными ресурсами.
4. Развитие функциональных возможностей аппаратно-программного решения информационно-библиотечных центров:
- создание единого регионального портала доступа к услугам АИБС, реализующего возможность предоставления услуг информационно-библиотечных центров для всех обучающихся Забайкальского края;
- реализация функций обмена электронными фондами между общеобразовательными организациями;
- интеграция портала со школьной системой электронных дневников и журналов Забайкальского края в части реализации функций сквозной авторизации пользователей.
5. Техническое оснащение школьных информационно-библиотечных центров, отвечающих современным требованиям.
6. Диссеминация опыта в рамках проведения стажировочных мероприятий, вебинаров, других интерактивных мероприятий в рамках краевых Августовских совещаний, конференций, пр. Разработка и издание методических пособий, как по технологическим аспектам, так и по информационно обеспечивающим объединение всех образовательных организаций в единую библиотечную сеть региона.
7. Развитие сети методических объединений, ассоциации школьных библиотекарей с охватом всех образовательных организаций.
Реализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в том числе школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения всех учебных предметов. В результате реализации Концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.
5. Механизмы реализации Концепции
Основным механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы", муниципальные программы развития образования, программы развития отдельных образовательных организаций.
Реализация Концепции обеспечивается механизмами:
1. Нормативно-правового регулирования: обновление нормативно-правовой базы деятельности школьных библиотек и ИБЦ в соответствии с современными требованиями к образованию; планирование региональных подпрограмм, ориентированных на существенное обновление и пополнение основных и учебных фондов школьных библиотек, в региональные программы по поддержке и развитию чтения населения территории.
2. Финансового планирования и обеспечения: включение школьных библиотек в региональные программы информатизации образовательных организаций региона; финансирование программ комплектования основных фондов школьных библиотек/ИБЦ.
3. Организационно-методического сопровождения: усиление методического сопровождения деятельности школьной библиотеки и ИБЦ (расширение функций районных методистов по организации деятельности школьной библиотеки); выявление и широкое распространение инновационного опыта школьных библиотек и ИБЦ посредством проведения ежегодных конференций, вебинаров, публикаций в СМИ.
4. Технического и технологического обеспечения: развитие автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС), регионального информационно-библиотечного центра; создание условий для доступа к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам.
5. Кадрового обеспечения и кадровой модернизации, разработка проектов развития современной системы повышения квалификации школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей, ориентированной на использование различных моделей и форм постдипломного обучения в условиях принятого профессионального стандарта "педагог-библиотекарь"; содействие развитию системы повышения квалификации и дополнительного образования школьных библиотекарей, кадровый менеджмент специалистов школьных библиотек; разработка мер экономического и информационного поощрения лучших школьных библиотекарей и библиотек/ИБЦ, увеличение поощрительного фонда областного профессионального конкурса "Библиотекарь года" и "Создание и развитие школьных информационно-библиотечных центров (ИБЦ) в условиях ФГОС", грантовая поддержка работы лучших школьных библиотек области.
6. Мониторингового сопровождения: организация ежегодного мониторинга развития школьных библиотек /ИБЦ региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.