Постановление Правительства Забайкальского края от 23 октября 2018 г. N 446
"Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики Забайкальского края до 2025 года"
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р, в целях совершенствования правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи Забайкальского края, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития региона, а также содействия успешной интеграции молодежи в общество Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной молодежной политики Забайкальского края до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Забайкальского края руководствоваться Стратегией при разработке программных, плановых и прогнозных документов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Забайкальского края руководствоваться Стратегией при разработке программных, плановых и прогнозных документов.
Исполняющая обязанности Губернатора Забайкальского края |
М.В. Кириллова |
Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 23 октября 2018 года N 446
Стратегия
государственной молодежной политики Забайкальского края до 2025 года
1. Общие положения
Стратегия государственной молодежной политики Забайкальского края до 2025 года (далее - Стратегия) определяет стратегическую цель, систему приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики в Забайкальском крае до 2025 года.
Основные понятия Стратегии определяются Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р.
Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Забайкальского края, законами Забайкальского края, Государственной программой Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы" утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 225 (в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 25 декабря 2017 года N 564).
Стратегия адресована молодежи Забайкальского края, органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным организациям, другим институтам гражданского общества, бизнес-структурам, заинтересованным в развитии потенциала молодежи и его реализации в Забайкальском крае.
Стратегия разработана Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края совместно с Молодежным парламентом при Законодательном Собрании Забайкальского края и Молодежным правительством Забайкальского края.
2. Современное состояние и проблемы молодежной политики в Забайкальском крае
В настоящее время на территории Забайкальского края проживает 223,3 тысячи человек в возрасте от 14 до 29 лет, что составляет 20,8% от общей численности жителей Забайкальского края.
В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи в Забайкальском крае. Уменьшилась смертность среди молодежи, усилилось стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы.
Вместе с тем существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствиями которого в условиях социального расслоения стали повышенная агрессивность, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе.
Отток молодежи из Забайкальского края - основная проблема, которую необходимо решить в целях достижения устойчивого социально-экономического развития. Снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет может оказать системное влияние на социально-экономическое развитие субъекта, привести к убыли населения, сокращению трудовых ресурсов.
Стратегия направлена на создание условий для вовлечения молодежи Забайкальского края как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития государства и гражданского общества, развития краевой системы допризывной подготовки и патриотического воспитания молодежи Забайкалья.
Сегодня продолжается усиление потоков внутренней и внешней миграции молодежи, существенный отток молодежи из сельской местности, в том числе за пределы Забайкальского края, что ведет к быстрому "старению" данных территорий Забайкальского края. Вышеуказанное обстоятельство приводит к сокращению численности молодых людей в структуре населения муниципальных образований (преимущественно сельских районов), постепенному уменьшению социально-экономического и интеллектуально-творческого потенциала этих территорий.
В изменившихся социально-экономических и организационных условиях необходимо использовать имеющийся потенциал и возможности региона для того, чтобы определить новое содержание, направления и механизмы государственной молодежной политики, связанные с актуализацией субъектной позиции молодежи, привлечением ресурсов экспертного сообщества и институционализацией инноваций в сфере молодежной политики путем их законодательного закрепления.
Стратегия призвана:
выделить различные целевые группы молодежи и спроектировать мероприятия, направленные на удовлетворение их потребностей в различных сферах;
использовать ресурсы смежных региональных структур, учреждений и организаций с целью обеспечения разнонаправленного взаимодействия с региональными органами исполнительной власти;
сформировать комплексную инфраструктуру реализации молодежной политики совместно с другими организациями и учреждениями на основе сетевого взаимодействия и создания сетевых площадок;
реализовать системную кадровую политику и сформировать кадровый резерв в сфере государственной молодежной политики совместно с образовательными организациями.
3. Цель, задачи, направления и ожидаемые результаты реализации государственной молодежной политики на территории Забайкальского края
Цель государственной молодежной политики в Забайкальском крае - создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Забайкальского края.
Задачи, направления и ожидаемые результаты реализации государственной молодежной политики на территории Забайкальского края:
1) формирование у молодого человека способностей самостоятельно принимать осознанные решения и определять траекторию их реализации в различных сферах общественной жизни.
Направления реализации данной задачи:
а) развитие профориентации;
б) развитие предпринимательской активности молодых людей согласно актуальным направлениям и потенциальным возможностям общественного и коммерческого секторов муниципальных образований Забайкальского края;
в) развитие добровольчества и гражданственности;
г) развитие просветительских площадок, научно-исследовательской деятельности и деловых коммуникаций среди молодых людей через различные современные практики (рефлексия, технологии развития критического мышления, лаборатории идей, дискуссионные клубы и др.);
д) создание условий для участия молодых граждан в созидательной политической сфере жизни общества;
Результатами успешного развития данного направления являются:
сеть инициативных молодежных сообществ по разработке и внедрению механизмов решения ключевых проблем региона, а также удовлетворения общественных потребностей;
реализация долгосрочных программ грантовой поддержки социально ориентированных и просветительских молодежных организаций;
научно-практическая модель системного анализа изменений социальной реальности;
появление сетевых проектных мастерских для молодежных лидеров;
реализация долгосрочных добровольческих проектов;
система включения молодежи в многообразные социальные практики;
2) создание условий для реализации экономического, интеллектуального и духовного потенциала молодежи в муниципальных образованиях Забайкальского края.
Направления реализации данной задачи:
а) законодательное закрепление социально-экономических мер первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в развитие молодежи Забайкальского края;
б) разработка модели национального воспитания (в том числе гражданско-патриотической направленности, с учетом современных тенденций общественного развития и политических взглядов), ее осознание современным молодым человеком и интеграция в мероприятия и проекты реализации государственной молодежной политики Забайкальского края;
Результатами успешного развития данного направления являются:
сеть молодежных форумных площадок на территории Забайкальского края (в том числе на территории каждого муниципального образования края);
модель поддержки социально-экономических инициатив молодежи Забайкальского края;
осуществление системной работы в области организации национального воспитания молодежи Забайкальского края;
3) интеграция ресурсов субъектов молодежной политики (государства и гражданского общества) в систему сетевого взаимодействия для создания условий самореализации молодежи.
Направления реализации задачи:
а) развитие дворовых видов активности и культуры здорового образа жизни;
б) содействие в создании и развитии институтов гражданского общества в молодежной среде, преимущественно учитывая локальной принцип.
Результатами успешного развития направления являются:
механизм социального партнерства в сфере реализации молодежной политики;
деятельность сети высокоорганизованных и технологически обеспеченных НКО и молодежных общественных объединений;
определение уникальных задач, которые стоят перед молодыми людьми в части развития Забайкальского края, а также организация системной работы по вовлечению молодежи в их решения;
4) формирование единого открытого молодежного информационно-коммуникативного пространства.
Направления реализации данной задачи:
а) совершенствование жилищной и семейной политики;
б) развитие площадок досуга, творческой деятельности, изобретательского искусства;
в) формирование условий и обеспечение развития туризма, в том числе в аспекте разработки новых форм и направлений современной туристской деятельности;
г) создание и развитие многофункциональных (общественно-просветительских) молодежных центров, организованных по межмуниципальному принципу;
д) разработка и реализация молодежных медиа-проектов различного формата.
Результатами успешного развития направления являются:
система вовлечения молодого человека по достижении 14-летнего возраста в сферу реализации государственной молодежной политики и деятельности институтов гражданского общества;
молодежный ТВ-интернет-портал для информирования молодежи о потенциальных возможностях развития в Забайкальском крае;
деятельность открытых площадок общественной экспертизы социально ориентированных и молодежных проектов;
внедрение интерактивных рекламных социальных проектов;
организация и проведение мероприятий по обучению молодежи навыкам пользования информацией и ее применения в жизни;
запуск системы молодежных СМИ в муниципальных образованиях Забайкальского края, в том числе регионального молодежного телеканала;
5) формирование и развитие кадрового (человеческого) потенциала в сфере реализации государственной молодежной политики.
Направления реализации задачи:
а) разработка и внедрение механизмов (через сотрудничество с образовательными организациями Забайкальского края) подготовки специалистов по вопросам реализации государственной молодежной политики для исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления, НКО и общественных объединений, деятельность которых ориентирована на работу с молодежью;
б) создание и развитие межмуниципальных и региональной площадок дополнительного профессионального образования в сфере государственной молодежной политики;
в) развитие практик и образовательных центров повышения квалификации и переподготовки кадров как единой системы "социального лифта" для специалистов и общественных деятелей в сфере государственной молодежной политики;
г) разработка рейтинговых систем в сфере государственной молодежной политики (по ключевым и приоритетным направлениям) как методологии формирования объективной картины положения молодежи и государственной молодежной политики в разрезе муниципальных образований края;
д) формирование качественных социально-бытовых условий для осуществления трудовой деятельности специалистов по вопросам реализации молодежной политики различного уровня;
е) разработка и реализация государственных программ по софинансированию проектов в сфере государственной молодежной политики, исходящих от органов по делам молодежи муниципальных образований края, НКО и общественных объединений.
Результатами успешного развития направления являются:
система подготовки и развития специалистов и общественных деятелей в сфере реализации государственной молодежной политики;
единое профессиональное сообщество в сфере реализации государственной молодежной политики Забайкальского края;
развитие у специалистов по вопросам реализации государственной молодежной политики различного уровня качества свободного перемещения в рамках осуществления их профессиональной и общественной деятельности.
По результатам работы будет формироваться ежегодный аналитический доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики Забайкальского края.
4. Механизмы реализации государственной молодежной политики на территории Забайкальского края
1. Правовыми механизмами реализации Стратегии являются:
1) совершенствование законодательства и нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики на территории Забайкальского края;
2) разработка и анализ комплексных программ по реализации государственной молодежной политики с учетом современных условий и взглядов, в том числе программ патриотического воспитания молодого поколения (на территории всех муниципальных образований);
3) развитие механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам реализации государственной молодежной политики;
4) развитие системы государственно-частного партнерства в целях вовлечения в реализацию государственной молодежной политики бизнес-сообществ, общественных объединений и граждан;
5) создание условий для самореализации молодежи Забайкалья, стимулирование трудовой и образовательной мобильности молодых людей;
6) создание программы по поддержке молодежного предпринимательства.
2. Организационными механизмами реализации государственной молодежной политики являются:
1) создание единого краевого межкоординационного совета;
2) подготовка ежегодного доклада о положении молодежи в Забайкальском крае и реализации государственной молодежной политики;
3) разработка комплексных планов реализации государственной молодежной политики и мониторинг их эффективности (в том числе на территории муниципальных образований);
4) проведение научно-аналитических исследований по вопросам положения молодежи на региональном и муниципальном уровнях;
5) увеличение финансирования реализации государственной молодежной политики за счет средств регионального и муниципальных бюджетов, в том числе с помощью привлеченных средств из внебюджетных источников.
3. Информационными механизмами реализации государственной молодежной политики являются:
1) размещение информации о реализации государственной молодежной политики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средствах массовой информации;
2) развитие государственных и муниципальных информационно-аналитических систем, в том числе баз данных, социально-экспертных сетей и систем, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также реализацию обратной связи молодых граждан с органами государственной власти и местного самоуправления;
3) создание единого информационного портала.
4. Научно-аналитическими механизмами реализации государственной молодежной политики являются:
1) расширение практики системных научных исследований по вопросам развития и проблемам молодежи;
2) регулярное проведение региональных и межрегиональных научно-практических, учебно-методических конференций и семинаров по вопросам реализации государственной молодежной политики;
3) определение и регулярная оптимизация перечня статистических, социологических и иных показателей положения молодежи и реализации государственной молодежной политики, а также обеспечение систематического сбора соответствующих данных;
4) развитие системы мониторинга и оценки качества реализации программ и проектов в сфере государственной молодежной политики на всех уровнях управления.
5. Социальными механизмами реализации государственной молодежной политики являются:
1) развитие комплексной системы социальной защиты и социальной поддержки молодежи, охватывающей основные сферы жизнедеятельности;
2) развитие форм и методов социальной работы с молодежью, способствующих улучшению положения различных категорий молодежи;
3) совершенствование комплекса мер государственной поддержки детей и молодежи, оставшихся без попечения родителей, в том числе для развития инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
4) развитие форм государственной поддержки для молодежи, находящейся на профилактическом лечении и в исправительных учреждениях (в том числе для ее дальнейшей социализации);
5) совершенствование условий для осуществления образовательного и воспитательного процессов в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, в том числе для развития системы стипендиального обеспечения;
6) формирование у молодежи путем широкой информационно-разъяснительной работы качественного уровня правовой и функциональной грамотности.
6. Контрольными механизмами реализации государственной молодежной политики являются:
1) осуществление процессов государственного контроля за ходом реализации Стратегии, в том числе на территории муниципальных образований;
2) формирование системы общественного контроля над деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной молодежной политики;
3) развитие системы мониторинга и оценки качества реализации программ и проектов в сфере государственной молодежной политики на всех уровнях управления.
В сфере реализации государственной молодежной политики в Забайкальском крае планируется внедрение наиболее эффективных механизмов координации и консолидации усилий всех заинтересованных сторон на региональном и муниципальном уровнях. Данный фактор позволит оптимизировать процесс социального развития молодежи в Забайкальском крае и совершенствовать ее духовно-нравственные качества.
5. Перечень показателей конечных результатов государственной молодежной политики Забайкальского края
Код |
Тип |
Наименование |
Сроки реализации |
Показатель |
Методика расчета |
Единица измерения |
Коэффициент значимости |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
140106010100 |
Основное мероприятие |
Организация мероприятий в сфере молодежной политики |
2014 - 2025 годы |
Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в реализуемые исполнительными органами государственной власти Забайкальского края проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет |
I = А / В * 100, где: А - численность молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в реализуемые органами исполнительной власти проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи; В - общая численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет |
% |
1 |
21 |
21,5 |
22 |
22,5 |
23 |
23,5 |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
6. Информация о финансовом обеспечении государственной молодежной политики Забайкальского края
Наименование целей, задач, подпрограмм, основных мероприятий, мероприятий, ведомственных целевых программ, показателей |
Единица измерения |
Сведения об объемах расходов по годам |
|||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||
"Развитие молодежной политики и системы поддержки молодежных инициатив" |
тыс. рублей |
484 850,90 |
204 761,20 |
52 601,10 |
62 387,60 |
30 392,60 |
37 112,90 |
100 487,20 |
100 487,20 |
100 487,20 |
100 487,20 |
100 487,20 |
100 487,20 |
финансирование за счет краевого бюджета |
тыс. рублей |
484 850,90 |
204 761,20 |
52 601,10 |
62 387,60 |
30 392,60 |
37 112,90 |
100 487,20 |
100 487,20 |
100 487,20 |
100 487,20 |
100 487,20 |
100 487,20 |
кроме того, финансирование из других источников: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из федерального бюджета |
тыс. рублей |
0,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
из местных бюджетов |
тыс. рублей |
0,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
из внебюджетных источников |
тыс. рублей |
0,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7. Описание рисков реализации государственной молодежной политики Забайкальского края
N п/п |
Риск |
Последствия наступления |
Способы минимизации |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Внешние риски | |||
1.1. |
Изменения федерального законодательства, реализация на федеральном уровне мероприятий, влияющих на содержание, сроки и результаты реализации мероприятий государственной молодежной политики |
Невыполнение заявленных показателей реализации государственной молодежной политики |
Мониторинг изменений федерального законодательства, реализуемых на федеральном уровне мер; внесение в установленном порядке предложений по разрабатываемым на федеральном уровне проектам; |
1.2. |
Уменьшение объемов финансирования государственной молодежной политики |
Недостаточность средств для реализации мероприятий государственной программы; невыполнение заявленных показателей реализации государственной молодежной политики |
Определение приоритетов для первоочередного финансирования; привлечение средств федерального бюджета на реализацию государственной молодежной политики |
1.3. |
Изменение демографической ситуации в крае |
Невыполнение заявленных показателей реализации государственной молодежной политики |
Мониторинг демографической ситуации, своевременная корректировка государственной молодежной политики |
1.4. |
Низкая активность и мотивация муниципальных образований к достижению целевых значений показателей государственной молодежной политики |
Невыполнение заявленных показателей реализации государственной молодежной политики |
Активное взаимодействие с муниципальными образованиями; создание инструментов мотивации, в том числе при предоставлении межбюджетных трансфертов |
2. Внутренние риски | |||
2.1. |
Недостаточная подготовка специалистов и (или) ответственного исполнителя |
Невыполнение заявленных показателей реализации государственной молодежной политики; затягивание сроков реализации мероприятий |
Своевременное направление специалистов на курсы повышения квалификации, обучающие мероприятия и тренинги, организация мероприятий по обмену опытом, в т.ч. с другими субъектами Российской Федерации |
2.2. |
Низкая мотивация специалистов и (или) ответственного исполнителя к повышению качества деятельности |
Невыполнение заявленных показателей реализации государственной молодежной политики; затягивание сроков реализации мероприятий |
Разработка системы мер по стимулированию и мотивации персонала |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 23 октября 2018 г. N 446 "Об утверждении Стратегии молодежной политики Забайкальского края до 2025 года" (с изменениями и дополнениями)
Настоящее постановление вступает в силу с 27 октября 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 октября 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 14 декабря 2021 г. N 497
Изменения вступают в силу с 16 декабря 2021 г.