Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы городского
округа "Город Чита"
от 30 мая 2019 года N 69
Стратегия
организации (развития) регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа "Город Чита"
1. Цель Стратегии
Стратегия организации (развития) регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа "Город Чита" (далее - Стратегия) представляет собой общий план развития городского пассажирского транспорта.
Пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования являются одним из важных факторов обеспечения жизнедеятельности населения городского округа "Город Чита", базовой инфраструктурой экономического роста и значимым фактором повышения уровня жизни.
Устойчивое, сбалансированное и эффективное развитие городского общественного транспорта должно обеспечить растущий спрос на транспортные услуги.
Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, общественный транспорт должен перейти в качественное новое целевое состояние, обеспечивающее доступность и высокое качество транспортных услуг в соответствии с социальными стандартами.
Целью Стратегии является обеспечение реализации комплекса мер, направленных на совершенствование действующей системы организации пассажирских перевозок автотранспортом и создание прозрачного механизма определения перевозчиков на автобусных маршрутах. Для достижения указанной цели необходимо сформировать стратегию развития пассажирских перевозок в Чите на основе решения следующих задач:
1. Обеспечение потребностей населения в автобусных пассажирских перевозках на территории города;
2. Качественное предоставление населению городского округа "Город Чита" транспортных услуг;
3. Снижение убыточности транспортных предприятий и предпринимателей по перевозкам автомобильным транспортом на муниципальном маршруте путем предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края на организацию транспортного обслуживания населения:
- проведение конкурсов на перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования;
- повышения безопасности на общественном транспорте;
- обеспечение перевозок льготных категорий пассажиров;
- ремонт автодорог.
Правовую и методологическую базу документа планирования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы в сфере транспорта, Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, законодательство Забайкальского края и нормативно-правовая база городского округа "Город Чита".
2. Текущее состояние регулярных перевозок транспортом общего пользования на территории городского округа "Город Чита"
2.1. Общие сведения
Город Чита является крупным политическим, экономическим и социальным центром Забайкальского края. По численности населения город относится к категории крупных населенных пунктов. Территория городского округа "Город Чита" составляет 534 кв. км и разделена на 4 административных района:
- Центральный административный район (территория 83,7 кв. км);
- Ингодинский административный район (территория 131 кв. км);
- Железнодорожный административный район (территория 52,4 кв. км);
- Черновский административный район (территория 266,8 кв. км).
За период с 2013 по 2016 годы среднегодовая численность населения города Читы увеличилась на 11265 чел. (3,4%) и в 2016 году составила 345299 человек. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю на 1 января 2018 года численность постоянного населения города составила 349005 человек.
Городской пассажирский транспорт общего пользования является неотъемлемой инфраструктурной частью современного города, позволяя связать его территорию в единое жизненное пространство, а также является необходимым условием обеспечения повышения качества жизни населения.
Основной задачей планирования пассажирских перевозок является обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей населения в передвижении при оптимальном использовании транспортных средств.
Городской пассажирский транспорт города Читы представлен автобусами и троллейбусами. Регулярные перевозки пассажиров по маршрутам в городском сообщении ежедневно выполняют муниципальное предприятие города Читы "Троллейбусное управление", автобусы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2.2. Характеристика работы транспортных средств общего пользования. Анализ пассажиропотока
Пассажирские перевозки имеют большое значение для жизнеобеспечения города. Концентрация рабочих мест в центральной части города приводит к ежедневным утренним транспортным потокам из граничных районов города к центру и обратно в вечернее время.
Постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 22 марта 2016 года N 85 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории городского округа "Город Чита", который включает 52 маршрута, в том числе 48 автобусных (из них 4 - дачных) и 4 - троллейбусных. Перевозки на маршрутах осуществляются 126 индивидуальными предпринимателями и 1 муниципальным предприятием.
Автобусами в городе в 2015 г. перевезено 37 млн. пассажиров (на 1,7% меньше, чем в 2014 г.), из них автобусами физических лиц, привлеченными на маршруты общего пользования - 36,4 млн. человек (97,7% от общего числа).
Таблица 1. Показатели работы городского пассажирского транспорта в 2016 году
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Кол-во единиц |
1 |
Количество маршрутов, в том числе: |
ед. |
52 |
1.1 |
троллейбус |
ед. |
4 |
1.2 |
автобус |
ед. |
48 |
2 |
Протяженность маршрутной сети, в том числе |
км |
1013,85 |
2.1 |
троллейбус |
км |
34,85 |
2.2 |
автобус |
км |
979,0 |
3 |
Объем перевозок пассажиров |
млн. чел. |
69,1 |
3.1 |
троллейбус |
млн. чел. |
17,7 |
3.2 |
автобусы |
млн. чел. |
51,4 |
Муниципальным предприятием "Троллейбусное управление" в 2016 году перевезено 25,6% всех пассажиров, перевозимых по регулярным маршрутам в городском сообщении.
Наибольший объем перевозок пассажиров транспортом общего пользования приходится в утренние часы пик. На эти же часы приходится и наибольшая нагрузка на сеть городского пассажирского транспорта в центральной части города. Недельная неравномерность выражается в увеличении исходящих потоков в предвыходные дни недели и увеличении входящих потоков в конце выходных дней и утренние часы рабочих дней недели. Также наблюдается сезонная неравномерность, которая выражается в уменьшении пассажиропотока в летний период года.
Основным фактором, определяющим величину транспортной подвижности, является распределение населения по социально-культурным категориям - рабочие, служащие, учащиеся вузов и техникумов, пенсионеры, школьники и др. При этом, согласно традиционным подходам к организации пассажирских перевозок общественным транспортом все передвижения жителей можно распределить следующим образом:
1) передвижения с трудовыми целями;
2) передвижения с учебными целями;
3) передвижения к зрелищным и культурно-просветительным учреждениям (театрам, концертным залам, кино, клубам, музеям и т.д.);
4) бытовые передвижения населения (к магазинам, рынкам, столовым, кафе, ателье, детским садам, яслям, поликлиникам, больницам, различным мастерским);
5) передвижения с целями активного отдыха (в том числе поездки на дачу).
При делении по возрастным группам с учетом транспортной активности (социальному положению) все население города можно разделить условно следующим образом:
Таблица 2. Активность возрастных категорий населения по целям поездок
Категория |
Возраст |
Активность |
Цели поездок |
дети |
0-6 |
не активна |
- |
школьники |
7-17 |
слабо активна |
2,3,4 |
студенты, армия |
18-24 |
очень активна |
1,2,3,4,5 |
молодые рабочие, служащие |
25-34 |
очень активна |
1,2,3,4,5 |
рабочие, служащие среднего возраста |
35-54 |
активна |
1,3,4,5 |
пожилые рабочие, служащие |
55-69 |
слабо активна |
1,4,5 |
пенсионеры |
70 и старше |
слабо активна |
4 |
Таблица 3. Показатели пассажиропотока
N |
Наименование показателей |
Единица измерения |
2015 |
2016 |
2017 |
1. |
Количество перевезенных пассажиров коммерческими рейсами |
млн. пасс |
36,4 |
51,4 |
52,1 |
2. |
Перевезено пассажиров на городском электротранспорте |
млн. пасс |
18,4 |
17,7 |
16,9 |
|
Итого |
|
54,8 |
69,1 |
69,0 |
2.3. Анализ уровня безопасности дорожного движения
Анализ уровня безопасности дорожного движения показывает, что одной из причин совершения дорожно-транспортных происшествий остается состояние дорожной сети, в том числе отсутствие необходимого количества дорожных знаков и разметки, недостаточное искусственное освещение, недостаточная видимость дорожных знаков и светофоров, отсутствие пешеходных ограждений на наиболее опасных участках дорог.
Общее количество дорожно-транспортных происшествий города Читы приведено в следующей таблице.
Таблица 4. Общее количество дорожно-транспортных происшествий
|
2015 |
2016 |
2017 |
г. Чита |
630 |
513 |
394 |
Отмечается снижение общего числа дорожно-транспортных происшествий в 2016 году к аналогичному периоду 2015 года на 18,6%, общее количество раненых в 2016 году - 639 (АППГ - 770) снижение - 17,0%, количество погибших в 2016 году - 21 (АППГ - 35) снижение - 40%. За 9 месяцев 2017 года количество дорожно-транспортных происшествий - 394, количество раненых - 491 и 18 человек погибли. 22 дорожно-транспортных происшествия произошло с участием автобусов (АППГ - 23, снижение - 4,3%) от всех дорожно-транспортных происшествий - 5,6%. Количество раненых 36 (АППГ - 41, снижение - 12,2%) от всех раненых - 7,3%.
Учитывая безопасность участников дорожного движения, на основании статистических данных по аварийности с участием автобусов приводятся следующие показатели:
- за 10 месяцев 2018 г. по вине водителей автобусов, осуществляемых лицензированные перевозки (то есть перевозки транспортом общего пользования) допущено 3 дорожно-транспортных происшествия с пострадавшими, ранено 4 человека.
- в 2017 г. по вине лицензиатов допущено 13 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, ранено 29 человек.
При этом по вине водителей автобусов как лицензированных, так и не лицензированных перевозок (то есть перевозки по заказам или для собственных нужд) за 10 месяцев 2018 г. было допущено 28 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, погибло 4 человека, ранено 44 человека.
Таким образом, статистика свидетельствует о том, что перевозки, выполняемые лицензиатами, более безопасны.
Анализ травматизма на общественном транспорте, на примере МП "Троллейбусное управление", показывает:
- производственный травматизм за 9 месяцев 2018 года - 1 производственная травма;
- в 2017 году - 6 производственных травм.
Анализ травматизма на транспорте: за 9 месяцев 2018 года - 6 падений пассажиров в троллейбусе (4 - по вине МП "Троллейбусное управление");
В 2017 году - 11 падений пассажиров в троллейбусе (8 - по вине МП "Троллейбусное управление").
На основании приведенных статистических данных можно сделать вывод о том, что перевозки на электротранспорте (троллейбусах) являются более безопасным видом транспорта. Кроме того, использование троллейбусов оказывает менее негативное воздействие на экологическую обстановку города, являясь бесшумным и с высокой системой надежности транспортом. В связи с чем, необходимо развитие современного городского электрического транспорта.
3. Проблемы в организации регулярных пассажирских перевозок на территории городского округа "Город Чита"
В последние годы в г. Чите отмечается снижение пассажиропотоков на общественном транспорте, в первую очередь это связано с всеобщей автомобилизацией населения, а во вторых с недостаточным качеством предоставляемых транспортных услуг. Необходимо отметить, что существующая улично-дорожная сеть города Читы, как и большинства крупных городов Российской Федерации не соответствует уровню автомобилизации. Растущая автомобилизация и недостаточная протяженность путей сообщения выдвинули на первый план и проблему экологической безопасности от транспортных потоков. В связи с этим, необходимо отметить следующие проблемы в организации регулярных пассажирских перевозок:
- неудовлетворительное качество пассажирских перевозок;
- отсутствие муниципального автобусного парка;
- угроза безопасности движения транспорта за счет увеличения подвижного состава на дорогах города;
- несоответствие дорожно-транспортной сети грузовым и пассажирским потокам (пропускная способность);
- плохое состояние дорожных покрытий;
- медленные темпы строительства объектов транспортной инфраструктуры;
- высокая степень износа транспортных средств МП "Троллейбусное управление" (70% транспортных средств эксплуатируются за пределами амортизационных сроков).
4. План основных мероприятий по развитию пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа "Город Чита" на 2019 - 2022 гг.
N |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Ожидаемые результаты |
1. Формирование рынка услуг автотранспорта по перевозке пассажиров | |||
1.1 |
Проведение сплошного обследования маршрутной сети |
Администрация городского округа "Город Чита" |
Качественное предоставление автотранспортных услуг населению города Чита
Организация открытого доступа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям к осуществлению регулярных пассажирских перевозок
Снижение убыточности транспортных предприятий по перевозкам автомобильным транспортом |
1.2 |
Оптимизация маршрутной сети по итогам сплошного обследования |
Администрация городского округа "Город Чита" |
|
1.3 |
Формирование реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок |
Администрация городского округа "Город Чита", Автоперевозчики |
|
1.4 |
Формирование реестра и обустройство остановочных пунктов по маршрутной сети регулярных перевозок |
Администрация городского округа "Город Чита" |
|
1.5 |
Проведение открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок |
Администрация городского округа "Город Чита" |
|
1.6 |
Осуществление регулярных перевозок на основании договоров в порядке, определенном Федеральным законом N 220-ФЗ |
Администрация городского округа "Город Чита" |
|
1.7 |
Обеспечение перевозок льготных категорий пассажиров в соответствии с федеральным и краевым законодательством |
Администрация городского округа "Город Чита" |
|
2. Повышение уровня безопасности автотранспорта на муниципальных маршрутах регулярных перевозок | |||
2.1 |
Перспективное планирование обустройства светофоров и пешеходных переходов |
Администрация городского округа "Город Чита" |
Снижение аварийности на дороге |
2.2 |
Своевременная замена устаревших транспортных средств |
Автоперевозчики |
|
2.3 |
Выполнение нормативных требований эксплуатации транспортных средств |
Автоперевозчики |
|
2.4 |
Проведение инструктажей водителей |
Автоперевозчики |
|
2.5 |
Улучшение кадрового обеспечения автотранспортных предприятий автоперевозчиков |
Автоперевозчики |
|
3. Актуализация нормативно-правовой базы | |||
3.1 |
Актуализация нормативно-правовой базы по вопросам организации регулярных перевозок на территории городского округа "Город Чита" |
Администрация городского округа "Город Чита" Дума городского округа "Город Чита" |
Обеспечение работы автоперевозчиков в соответствии с нормативными правовыми актами |
5. Реализация Стратегии
5.1. Совершенствование маршрутной сети
Для определения и уточнения пассажиропотоков на разных направлениях проводится мониторинг с использованием автоматизированной системы мониторинга пассажирских перевозок (АСМ-ПП). Полученные результаты используются для организации рациональной маршрутной сети и ее корректировки.
Значительная концентрация потока автобусов малого класса на магистральных улицах, уже имеющих предельную степень загрузки 80-100% (улицы Ленина, Бутина, Рахова, частично улицы Бабушкина, Богомягкова, Ленинградская, Амурская, Полины Осипенко, Новобульварная), с одной стороны, снижает эксплуатационные характеристики маршрутов, с другой - перегружает магистральные улицы, уменьшает скорость транспортного потока.
Решением данной проблемы может стать изменение маршрутов, обслуживаемых автобусами малого класса.
В качестве основного каркаса системы пассажирского транспорта для г. Читы должны быть приняты линии транспорта общегородского уровня с высокой провозной способностью: маршруты троллейбусов и автобусов большого или среднего классов, которые будут эксплуатироваться по магистральным направлениям улично-дорожной сети.
Для увеличения пропускной способности рассмотреть возможность расширения проезжих частей, а в долгосрочной перспективе в соответствии с Генеральным планом городского округа "Город Чита" предусмотреть строительство новых магистралей.
Запланировать создание удобных комплексных пересадочных узлов между маршрутами пригородного сообщения и городскими маршрутами.
Максимальное устранение в центральной части города стоянок легкового транспорта, так как припаркованные автомобили занимают часть крайней правой полосы, делая ее непригодной для движения транспорта. Для решения данной проблемы необходимо при строительстве новых объектов предусматривать организацию подземных стоянок либо вынесение парковок с центральных улиц на дворовые территории.
5.2. Оптимизация структуры подвижного состава
Общий рост количества пассажирского транспорта произошел за счет превышения выпуска на линию автобусов малого класса. Фактическое отсутствие автобусов большой или средней вместимости привело к перенасыщению автобусами малого класса основных пассажирских магистралей города, при этом часть из них дублируют маршруты электрического транспорта. Избыток транспорта приводит к резкому снижению скорости сообщения, безопасности поездки, увеличению дорожно-транспортных происшествий и ухудшению экологии.
В связи с этим необходима оптимизация соотношения между разными видами и типами транспортных средств, которые используются на городских маршрутах. Добиться этого возможно путем привлечения инвестиций в городской электрический и автобусный транспорт большого или среднего класса.
С учетом сокращения количества автобусов малого класса возникнет возможность поэтапно закрывать маршруты, обслуживаемые данными автобусами, которые, в свою очередь, дублируют маршруты городского электрического транспорта и автобусов большого или среднего класса.
Также необходимо усилить работу по оптимизации процесса управления и координации работы городского пассажирского транспорта, усилению контроля за деятельностью субъектов рынка пассажирских перевозок.
5.3. Обеспечение безопасности дорожного движения
С каждым годом увеличиваются негативные последствия, связанные с перегруженностью улично-дорожной сети города, обусловленной диспропорцией между ростом транспортных средств и развитием дорожно-транспортной инфраструктуры.
Увеличение заторовых ситуаций обусловлено рядом факторов: резкий рост количества транспорта, концентрация транспортных средств на основных улицах города, отсутствие объездных магистралей, несопоставимый поток транзитного транспорта с улично-дорожной сетью города, большое количество возникающих дорожно-транспортных происшествий.
Аварийность является одной из серьезнейших социально-экономических проблем. Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения носит приоритетный характер. В этих целях необходимо предусмотреть выполнение работ по расширению участков дорог и улиц, строительству новых светофорных объектов, установке новых и восстановлению утраченных дорожных знаков, строительству надземных и подземных пешеходных переходов, устройству пешеходных ограждений и другие мероприятия.
Необходимо с привлечением образовательных, научных учреждений в сфере транспорта разработать проекты координированного управления дорожным движением. Целью создания проектов дислокации технических средств организации дорожного движения является создание безопасных условий для всех участников дорожного движения в зависимости от ширины улицы, категории, плотности транспортного потока и других факторов. Поэтому необходимо на первом этапе создать научно-обоснованные схемы дислокации технических средств организации дорожного движения на центральных магистралях города, а в дальнейшей перспективе разработать комплексную схему дислокации на все улицы города.
5.4. Обеспечение стабильной работы городского пассажирского транспорта, в том числе социальных видов перевозок
В целях обеспечения стабильной работы городского пассажирского транспорта, усиления и совершенствования контроля за движением транспортных средств необходимо:
- создание единой диспетчерской службы.
- обслуживание и поддержание инфраструктуры общественного транспорта (остановочные павильоны, разворотные площадки).
Одна из актуальных проблем городского пассажирского транспорта - это работа низкорентабельных или убыточных автобусных маршрутов. Это маршруты пригородного направления, проходящие через секторы индивидуальной застройки, а также сезонные садоводческие, не имеющие альтернативных транспортных решений, пользуются этими маршрутами социально-незащищенные слои населения, что делает невозможным повышение тарифов до полной окупаемости их работы. В этой связи рассмотреть возможность субсидирования работы транспорта на социально значимых маршрутах. Продолжить поддержку социальных перевозок, выполняемых МП "Троллейбусное управление".
5.5. Развитие муниципального электрического транспорта
Одним из важных направлений перспективного развития транспортной системы города является обеспечение экологической безопасности, снижение уровня загрязнения окружающей среды.
Основным направлением улучшения экологической обстановки является сохранение сети городского электрического транспорта.
Приоритет планируется отдавать троллейбусам, их сохранению и приобретению новых в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных программ.
В целях уменьшения расходов МП "Троллейбусное управление" на электроэнергию и снижения ее потребления осуществить выполнение мероприятий по повышению энергоэффективности данного предприятия.
5.6. Повышение качества транспортного обслуживания населения
На качество влияют:
- оптимальный подбор подвижного состава;
- регулярность перевозок - отношение количества выполненных рейсов без отклонений от расписания к плановому количеству рейсов;
- комфортабельность поездок.
Для обеспечения соответствия качества предлагаемых транспортных услуг потребностям населения в меняющихся условиях жизни городского округа осуществлять:
- получение информации о работе транспорта от населения;
- проведение конкурсов профессионального мастерства на выявление лучших водителей по видам транспорта;
- допуск перевозчиков к работе на маршрутной сети только через конкурсный отбор.
Отсутствие сегодня надлежащего квалификационного уровня кадров вызывает рост аварийности и травматизма, снижение качества обслуживания, снижение готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и снижение уровня технического обслуживания подвижного состава.
Поэтому необходимо осуществлять совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
6. Ожидаемые социально-экономические результаты
В области транспорта:
- повышение качества перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок;
- создание условий для организации гарантированного обслуживания населения в сфере пассажирских перевозок;
- обновление подвижного состава и совершенствование его структуры;
- обеспечение взаимодействия различных видов пассажирского транспорта (электрического и автомобильного) и сокращение времени поездок пассажиров между конечными пунктами назначения.
В области безопасности движения:
- повышение уровня безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте общего пользования;
- улучшение транспортно-эксплуатационных качеств улично-дорожной сети и совершенствование организации дорожного движения на улицах и дорогах;
- усовершенствование системы подготовки и переподготовки руководителей и специалистов автомобильной сферы, а также подготовки и повышения профессионализма водителей.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы городского округа "Город Чита" от 30 мая 2019 г. N 69 "Об утверждении Стратегии организации (развития) регулярных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.