Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Общая характеристика сферы реализации государственной программы и прогноз ее развития
Ненецкий автономный округ имеет особый административный статус в рамках федеративного устройства Российской Федерации - территориально он входит в состав Архангельской области, одновременно являясь самостоятельным субъектом Российской Федерации.
Численность населения Ненецкого автономного округа на начало 2017 года составила 43 937 человек, из них городское население 31 832 человека, сельское население 12 105 человек. Площадь Ненецкого автономного округа составляет 176,7 тыс. кв. км - 4-е место в Северо-Западном федеральном округе и 20-е место в России. Наибольшая протяженность Ненецкого автономного округа с севера на юг в материковой части составляет около 320 км, с запада на восток - 950 км. В состав Ненецкого автономного округа входят острова, на которых имеются поселения, Колгуев и Вайгач. Административно-территориальное деление Ненецкого автономного округа включает 21 муниципальное образование - 1 муниципальный район, 1 городской округ, 18 сельских поселений и 1 городское поселение.
К наиболее крупным поселениям с численностью населения свыше 1000 человек относятся город Нарьян-Мар (административный центр Ненецкого автономного округа), поселок городского типа Искателей, п. Красное и с. Несь, входящие в состав следующих муниципальных образований: МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей", МО "Приморско-Куйский сельсовет" Ненецкого автономного округа и МО "Канинский сельсовет" Ненецкого автономного округа соответственно.
В процессе экономического развития, включая повышение доступности социально-культурных и торгово-бытовых услуг на основе развития дорожно-транспортных коммуникаций, стационарных, мобильных и дистанционных форм обслуживания и прочих благ современной цивилизации, необходимо кардинальное улучшение среды обитания населения. Актуальность повышения уровня благоустройства в муниципальных образованиях Ненецкого автономного округа за последние несколько лет значительно возросла.
Одним из приоритетов является обеспечение комфортных условий проживания граждан, в том числе улучшение внешнего облика муниципальных образований Ненецкого автономного округа, благоустройство дворовых территорий, организация досуга населения и обустройство комфортных зон отдыха.
Улучшение функциональных возможностей территории должно достигаться за счет создания на территории муниципальных образований в Ненецком автономном округе безопасной, удобной, функциональной, комфортной, привлекательной и эстетичной среды, обеспечивающей доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения, и в полной мере соответствующей утвержденным правилам благоустройства.
Комплексный подход предполагает реализацию проектов по благоустройству, предусматривающих одновременное использование различных элементов благоустройства, обеспечивающих повышение удобства использования и визуальной привлекательности благоустраиваемой территории, с учетом интересов жителей и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе с привлечением их к участию.
Концепцию благоустройства для каждой территории рекомендуется создавать с учетом потребностей и запросов жителей и других участников деятельности по благоустройству и при их непосредственном участии на всех этапах создания концепции, а также с учетом стратегических задач комплексного устойчивого развития городской среды, в том числе формирования возможности для создания новых связей, общения и взаимодействия отдельных граждан и сообществ, их участия в проектировании и реализации проектов по развитию территории, содержанию объектов благоустройства и для других форм взаимодействия жителей населенного пункта.
Обоснование предложений по определению конкретных зон, территорий, объектов для проведения работ по благоустройству, установления их границ, определения очередности реализации проектов, объемов и источников финансирования для последующего учета в составе документов территориального планирования, планировки территории рекомендуется осуществлять на основе исследования современного состояния и потенциала развития территории муниципального образования.
В качестве приоритетных объектов благоустройства общественных территорий необходимо выбирать активно посещаемые или имеющие очевидный потенциал для роста пешеходных потоков территории населенного пункта, с учетом объективной потребности в развитии тех или иных общественных пространств, экономической эффективности реализации и планов развития муниципального образования.
Государственная программа определяет мероприятия, направленные на обеспечение единых подходов и приоритетов формирования комфортной и современной городской среды на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа.
При разработке государственной программы учитывались требования постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды" и приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06 апреля 2017 года N 691/пр "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта в "Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы".
Программа разработана в рамках двух приоритетных проектов "Формирование комфортной городской среды (благоустройство дворов)" и "Формирование комфортной городской среды (благоустройство парков)", паспорта которых утверждены Управляющим Советом при губернаторе Ненецкого автономного округа по организации проектной деятельности (протокол от 24.05.2017 N 5).
Вопросы благоустройства и формирования комфортной среды обитания человека - это вопросы местного значения, реализация которых возложена Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений.
Городская среда должна соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, а также иметь завершенный, привлекательный и эстетичный внешний вид.
В настоящее время органы местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа (далее - органы местного самоуправления) при реализации полномочий по решению вопросов местного значения столкнулись с рядом проблем, среди которых наиболее актуальными являются:
недостаточное бюджетное финансирование благоустройства и озеленения населенных пунктов;
неудовлетворительное состояние покрытия на придомовых и общественных территориях;
недостаточная обеспеченность жилой среды элементами благоустройства (урны, скамейки, детские и спортивные площадки, парковочные карманы, контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, освещение, объекты, предназначенные для обслуживания лиц с ограниченными возможностями);
неудовлетворительное состояние либо отсутствие озеленения;
отсутствие комплексного подхода при проектировании, строительстве и благоустройстве.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов органов местного самоуправления софинансирование муниципальных программ по благоустройству является одной из задач органов государственной власти Ненецкого автономного округа. Расходное обязательство по финансовой поддержке местных бюджетов в рамках приоритетных проектов по направлению стратегического развития Российской Федерации "ЖКХ и городская среда" установлено постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 28.02.2017 N 52-п.
С 2017 года за счет средств окружного бюджета предоставляются субсидии бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа в рамках реализации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды". В 2017 году участниками проекта являются административный центр округа МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и городское поселение МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей". С 2018 по 2022 годы в состав участников входят МО "Канинский сельсовет" Ненецкого автономного округа и МО "Приморско-Куйский сельсовет" Ненецкого автономного округа.
Кроме того, за счет средств окружного бюджета предоставляются субсидии бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на реализацию проекта по поддержке местных инициатив в соответствии с Порядком о порядке и условиях предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на реализацию проекта по поддержке местных инициатив, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2017 N 175-п. Субсидии предоставляются по заявкам муниципальных образований на конкурсной основе.
За счет средств районного бюджета Заполярного района предоставляются субсидии на благоустройство территорий в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, входящих в состав района. Субсидии предоставляются пропорционально численности населения.
До 2017 года существующие муниципальные программы благоустройства носили точечный характер и не позволяли реализовать мероприятия по формированию комфортной среды как комплекс мероприятий, предусматривающий в том числе и поддержку инициативы собственников помещений в многоквартирных домах.
В этой связи формирование комфортной среды с учетом реализации вышеуказанного приоритетного проекта позволит определить ключевые параметры данного направления, а также будет способствовать восприятию гражданами территории населенного пункта как единого пространства, обеспечивающего комфорт и безопасность проживания и вовлечению в процесс благоустройства самих граждан.
С 2018 года критерием отбора органов местного самоуправления - участников государственной программы является наличие на территории муниципального образования населенных пунктов с численностью свыше 1000 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.