Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента строительства,
жилищно-коммунального хозяйства,
энергетики и транспорта
Ненецкого автономного округа
от 20 февраля 2018 N 7
"Об утверждении Методических
рекомендаций по подготовке и
проведению отопительного периода
на территории Ненецкого автономного округа"
Методические рекомендации
по подготовке и проведению отопительного периода на территории Ненецкого автономного округа
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по подготовке и проведению отопительного периода на территории Ненецкого автономного округа (далее - Рекомендации) разработаны в целях координации деятельности органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, организаций жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, социальной сферы, инспектирующих и надзорных органов при решении вопросов, связанных с подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, социальной сферы к очередному отопительному периоду.
1.2. Настоящие Рекомендации обязательны для исполнения органами исполнительной власти Ненецкого автономного округа.
1.3. Рекомендовать органам местного самоуправления, исполнителям и потребителям коммунальных услуг, тепло- и ресурсоснабжающим организациям, поставщикам топливно-энергетических ресурсов, строительно-монтажным, ремонтным и наладочным организациям, выполняющим строительство, монтаж, наладку и ремонт объектов жилищно-коммунального и энергетического комплекса Ненецкого автономного округа ежегодно при подготовке к очередному отопительному сезону и в период прохождения отопительного сезона руководствоваться настоящими Рекомендациями.
1.4. При составлении Рекомендаций учтены требования нормативных правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и оказания жилищно-коммунальных услуг населению. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в жилищно-коммунальной сфере и устанавливающих требования к эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, приведен в Приложении 1 к настоящим Рекомендациям.
1.5. В настоящих Рекомендациях используются следующие основные понятия:
подготовка к отопительному сезону и его проведение - комплекс организационно - технических мероприятий, осуществляемых уполномоченными (исполнительными) органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями и организациями - исполнителями коммунальных услуг и потребителями тепловой энергии по формированию, согласованию и исполнению плана подготовки жилищного и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры к предстоящему отопительному сезону, а также по эффективному взаимодействию перечисленных организаций в процессе его проведения в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений и объектов общего имущества в многоквартирных домах, а также помещениях нежилых зданий;
жилищный фонд - совокупность жилых помещений, включая жилые дома, специализированные жилые дома, жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания;
коммунальные объекты - электростанции, трансформаторные подстанции, установки водоснабжения и водоотведения, котельные установки; устройства для топливоподачи и другие объекты, предназначенные для обеспечения потребителей коммунальными услугами;
системы коммунальной инфраструктуры - коммунальные сооружения, используемые в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
коммунальные сооружения - комплекс коммунальных объектов, инженерных сетей и сооружений на них, предназначенных для обеспечения потребителей коммунальными услугами;
центральные котельные - теплоисточники, осуществляющие теплоснабжение (горячее водоснабжение и отопление) потребителей (многоквартирные жилые дома и социально значимые объекты), включенные в план подготовки администрации муниципальных образований к отопительному сезону, находящиеся в ведении организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности;
внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от точки присоединения (либо границы раздела ответственности) к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;
системы инженерно-технического обеспечения здания - системы здания, предназначенные для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности и др.;
инженерные сети (коммуникации) - комплекс инженерных систем, прокладываемых на территории и в зданиях, используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, кондиционирования, телефонизации с целью обеспечения жизнедеятельности объекта;
акт разграничения балансовой принадлежности - документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании;
граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности;
коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;
теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;
тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);
тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (или совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии);
источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;
теплопотребляющая энергоустановка (ТПЭ) - тепловая энергоустановка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды;
тепловая энергоустановка - энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя;
тепловая мощность (далее - мощность) - количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени;
тепловая нагрузка - количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени;
передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя;
точка учета тепловой энергии, теплоносителя (далее также - точка учета) - место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета;
коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также - коммерческий учет) - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами;
качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;
режим потребления тепловой энергии - процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения;
технологические нарушения - нарушения в работе систем коммунального энергоснабжения (электроснабжения, теплоснабжения) и эксплуатирующих их организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал, отклонение параметров энергоносителя, экологическое воздействие, объем повреждения оборудования, другие факторы снижения надежности) подразделяются на аварии и инциденты;
авария - отказ элементов систем, сетей и источников теплоснабжения, повлекший прекращение подачи тепловой энергии потребителям в отопительный период на срок более 24 часов;
инцидент - отказ или повреждение оборудования и (или) трубопроводов тепловых сетей, отклонения от гидравлического и (или) теплового режимов, нарушение требований федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;
чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии (инцидента), опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения;
эксплуатация - стадия жизненного цикла объекта, на которой реализуется, поддерживается, и восстанавливается его качество (работоспособное состояние).
1.6. Подготовка и проведение отопительного периода органами местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса Ненецкого автономного округа осуществляются с учетом настоящих Рекомендаций, а также с учетом задач по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к предстоящему осенне-зимнему периоду, содержащихся в распоряжениях, ежегодно издаваемых губернатором Ненецкого автономного округа и в нормативных правовых актах, ежегодно издаваемых администрациями соответствующих муниципальных образований.
1.7. Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду проводится в целях исключения влияния температурных и других погодных факторов на надежность их работы, предотвращения аварийных ситуаций и инцидентов, предупреждения сверхнормативного износа и выхода из строя, а также для обеспечения требуемых условий жизнедеятельности населения и режимов функционирования систем коммунальной инфраструктуры и инженерно-технического обеспечения зданий в отопительный период.
1.8. Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду должна обеспечивать:
нормативную техническую эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, соблюдение установленного температурно-влажностного режима в помещениях, санитарно-гигиенических условий проживания населения;
максимальную надежность и экономичность работы объектов жилищно-коммунального хозяйства;
соблюдение нормативных сроков службы строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения зданий жилищного фонда и социальной сферы, оборудования коммунальных сооружений;
рациональное расходование материально-технических средств и топливно-энергетических ресурсов.
1.9. Своевременная и качественная подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду достигается:
выполнением должностными лицами требований федерального и окружного законодательства, муниципальных нормативных правовых актов, требований правил, руководств и инструкций по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства;
разработкой, утверждением и соблюдением планов капитального и текущего ремонтов, а также технического обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства;
постоянным контролем за техническим состоянием, проведением всех видов планово-предупредительных осмотров, а также тщательным анализом причин возникновения аварий (инцидентов) и неисправностей и определением необходимого объема ремонтно-восстановительных работ;
организацией коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
четкой организацией и выполнением ремонтно-восстановительных и наладочных работ в установленные сроки и с требуемым качеством, эффективной системой постановки задач и подведения итогов ремонтно-восстановительных работ;
укомплектованием организаций жилищно-коммунального хозяйства, подготовленным эксплуатационным и эксплуатационно-ремонтным персоналом до уровня, обеспечивающего решение возлагаемых задач;
материально-техническим обеспечением ремонтно-восстановительных работ, выделением необходимого целевого финансирования на эксплуатационные нужды, капитальный и текущий ремонты, рациональным использованием материальных ресурсов;
выполнением в полном объеме организационно-технических мероприятий перед началом отопительного периода, комплекса проверок и испытаний оборудования на функционирование.
1.10. Важнейшими условиями надежности обеспечения теплоснабжения потребителей является своевременная и всесторонняя подготовка к отопительному периоду и взаимодействие во время его проведения ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и потребителей тепловой энергии.
1.11. Взаимоотношения ресурсоснабжающих организаций с потребителями коммунальных ресурсов определяются заключенными между ними договорами и действующим законодательством Российской Федерации.
1.12. Граница ответственности между потребителем и ресурсоснабжающей организацией определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности инженерных сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
1.13. Потребители коммунальных ресурсов обеспечивают:
выполнение заключенных с ресурсоснабжающими организациями договоров;
надежную эксплуатацию, своевременное и качественное техническое обслуживание, и ремонт теплопотребляющих систем и инженерных сетей, при заключении договора со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт, допуск ее персонала в любое время суток;
круглосуточный допуск на придомовую территорию, на территорию предприятий (организаций) специалистов ресурсоснабжающих организаций для производства работ по ремонту и обслуживанию наружных инженерных сетей, находящихся на балансе ресурсоснабжающих организаций;
беспрепятственный допуск представителей надзорных органов в помещения жилых и нежилых зданий для осмотра систем теплопотребления и общего осмотра и проверки готовности объекта к отопительному сезону;
выполнение распоряжений о введении графиков ограничения потребления тепловой энергии (мощности) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований.
1.14. Владелец территории (объекта) и владелец подземных коммуникаций обеспечивают своевременную очистку крышек колодцев и камер от загрязнения, снега и наледи, постоянно поддерживают в исправном состоянии указательные знаки расположения колодцев и подземных коммуникаций.
1.15. Земляные работы, связанные со вскрытием грунта и дорожных покрытий, должны вестись в соответствии с действующими Правилами производства работ при прокладке и переустройстве подземных инженерных сетей и сооружений, строительстве и ремонте дорожных покрытий, и благоустройстве.
1.16. Плановые работы на инженерных сетях и оборудовании могут производиться в течение всего года в соответствии с технической документацией, согласно графикам производства работ по согласованию с администрациями муниципальных образований, при этом должны быть приняты меры по обеспечению ресурсоснабжением потребителей в соответствии с условиями договора. Капитальный ремонт производится в летний период по заранее составленному плану-графику, утвержденному ресурсоснабжающей организацией.
1.17. Комплекс мероприятий, связанных с подготовкой и проведением отопительного сезона, состоит из шести этапов:
подготовка к отопительному сезону;
опробование систем теплоснабжения и резервных топливных хозяйств в работе (пробное протапливание);
периодическое протапливание;
регулярное отопление;
прохождение зимнего максимума энергетических нагрузок;
завершение отопительного сезона и обеспечение горячим водоснабжением в межотопительный период.
2. Контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона
2.1. Непосредственная ответственность за качество организации и контроль проведения мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду возлагается на руководителей организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
2.2. Ответственность и контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона предприятиями, организациями и службами, расположенными на территории Ненецкого автономного округа, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности возлагаются на органы местного самоуправления.
2.3. Совместно с администрациями муниципальных образований в пределах своих полномочий контроль осуществляют:
за подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы, находящихся на балансе подведомственных организаций - соответствующие исполнительные органы государственной власти Ненецкого автономного округа;
за выполнением требований промышленной безопасности на объектах жилищно-коммунального хозяйства - Печорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор);
за выполнением требований, установленных жилищным законодательством, к использованию и сохранности жилищного фонда - Государственная инспекция строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа.
2.4. Общий контроль за подготовкой и проведением отопительного периода на территории Ненецкого автономного округа осуществляется Комиссией по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в Ненецком автономном округе к осенне-зимним периодам (далее - окружная комиссия), действующей в соответствии с Положением об окружной комиссии. Состав окружной комиссии утверждается распоряжением губернатора Ненецкого автономного округа. Решения, принимаемые окружной комиссией, носят рекомендательный характер.
2.5. Контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона на территории муниципального района осуществляется районной комиссией по осуществлению контроля за проведением подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы муниципального района (далее - районная комиссия), действующей в соответствии с Положением о районной комиссии. Состав районной комиссии утверждается постановлением администрации муниципального района. Решения, принимаемые районной комиссией, носят обязательный характер.
2.6. Контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона на территории городского округа, городского и сельских поселений осуществляется комиссиями администраций городского округа, городских и сельских поселений по осуществлению контроля за организацией мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы (далее - комиссии администраций городского округа, городского и сельских поселений), действующими в соответствии с Положениями о комиссиях администраций городского округа, городского и сельских поселений. Состав комиссий утверждается постановлениями администраций городского округа, городского и сельских поселений. Решения, принимаемые комиссиями администраций городского округа, городского и сельских поселений, носят обязательный характер.
2.7. В целях своевременной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на территории Ненецкого автономного округа к осенне-зимнему периоду органами местного самоуправления формируются комплексные планы.
2.8. Комплексные планы подготовки городского и сельских поселений, городского округа к очередному отопительному периоду формируются администрациями городского и сельских поселений, городского округа по форме согласно Приложению 2 к настоящим Рекомендациям в сроки, установленные нормативными актами соответствующих муниципальных образований, совместно с предприятиями и организациями жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса.
2.9. Администрация муниципального района на основе утвержденных комплексных планов подготовки сельских поселений к очередному отопительному периоду, формирует комплексный план подготовки муниципального района к работе в очередном отопительном периоде по форме согласно Приложению 2 к настоящим Рекомендациям.
2.10. Утвержденные главами муниципальных образований комплексные планы муниципального района, городского поселения, городского округа до 15 июня предоставляются в Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа.
2.11. Ежемесячные отчеты по выполнению комплексных планов подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному сезону представляются с 1 июня по 1 ноября в печатном и электронном виде по форме статистической отчетности 1-ЖКХ-зима (срочная):
предприятиями и организациями жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса - в администрации городского и сельских поселений, городского округа не позднее последнего числа отчетного месяца;
администрациями сельских поселений - в администрацию муниципального района не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным;
администрациями муниципального района, городского округа, городского поселения - в Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным.
2.12. Результаты проверки готовности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, муниципальных образований к отопительному сезону оформляются актом проверки и паспортом готовности к отопительному периоду в соответствии с Приложениями 3, 4 к настоящим Рекомендациям.
2.13. Сроки выдачи паспортов определяются в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
2.14. В целях своевременной подготовки образовательных учреждений к новому учебному году срок выдачи паспортов готовности к отопительному периоду для учреждений образования определяется не позднее 20 августа.
3. Подготовка к отопительному сезону
3.1. Подготовка к отопительному сезону включает:
анализ недостатков, выявленных в предыдущем отопительном периоде, разработку и выполнение мероприятий по устранению выявленных дефектов и нарушений;
утверждение комплексного плана мероприятий по подготовке жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры к работе в очередном отопительном сезоне;
решение вопросов финансирования и материально-технического обеспечения ремонтных и строительно-монтажных работ, заключение договоров с подрядными организациями;
проведение необходимых работ на источниках теплоснабжения, в том числе осмотры и испытания котлов, сосудов, трубопроводов, в соответствии с установленными требованиями;
выполнение работ на инженерных сетях, в том числе связанных с реконструкцией, капитальным и текущим ремонтами, испытаниями и промывками, разработка графика отпуска тепла и гидравлического режима работы тепловых сетей;
проведение работ по подготовке зданий, профилактике, ремонту и замене оборудования на инженерных системах;
выполнение профилактических, плановых и внеплановых ремонтов на системах водоснабжения;
выполнение работ по профилактике и ремонту приборов коммерческого учета и регулирования тепловой энергии, в том числе своевременную поверку приборов коммерческого учета, а при необходимости установку новых приборов учета (с обязательной установкой пломб теплоснабжающей (ресурсоснабжающей) организацией и составлением актов;
обеспечение потребителями своевременного расчета за потребляемые топливно-энергетические ресурсы (с обязательными утвержденными и согласованными с ресурсоснабжающими организациями графиками погашения задолженности);
создание необходимых запасов основного и резервного топлива, а также создание в необходимом объеме и номенклатуре резерва материально-технических ресурсов для устранения неисправностей и технологических нарушений (аварий, инцидентов) на объектах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в зимний период и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
укомплектование аварийно-восстановительных бригад необходимыми людскими, транспортными и материально-техническими ресурсами;
проведение противоаварийных тренировок с участием оперативного персонала энергоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии и соответствующих служб на объектах коммунальной инфраструктуры.
3.2. Подготовка к отопительному сезону должна проводиться с учетом требований готовности к отопительному периоду глав III, IV Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 (далее - Приказ Минэнерго).
3.3. Перечень документов, подтверждающих выполнение требований готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и тепловых организаций в соответствии с главой III Приказа Минэнерго и предоставляемых комиссиям при оценке готовности к отопительному периоду представлен в Приложении 5 к настоящим Рекомендациям.
3.4. Перечень документов, подтверждающих выполнение требований готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии в соответствии с главой IV Приказа Минэнерго и предоставляемых комиссиям при оценке готовности к отопительному периоду представлен в Приложении 6 к настоящим Рекомендациям.
3.5. К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - потребители тепловой энергии).
3.6. В отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям Приказа Минэнерго:
лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;
лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.
3.7. В отношении жилых домов, относящихся к типу блокированной застройки, проверка осуществляется в соответствии с требованиями Приказа Минэнерго.
3.8. В отношении жилых домов, относящихся к типу блокированной застройки с индивидуальным отоплением и многоквартирных домов, подлежащих к сносу в текущем году, выдача паспортов готовности к отопительному периоду не осуществляется.
3.9. При подготовке к отопительному периоду потребители коммунальных ресурсов проводят комплекс обязательных мероприятий. Перечень обязательных мероприятий представлен в Приложении 7 к настоящим Рекомендациям.
Потребители коммунальных ресурсов при реализации комплекса обязательных мероприятий составляют план-график по подготовке объектов потребителя коммунальных ресурсов к осенне-зимнему периоду и отчет об исполнении плана-графика в соответствии с Приложениями 8, 9 к настоящим Рекомендациям.
3.10. Примерный перечень эксплуатационной документации потребителей тепловой энергии (за исключением жилищного фонда) представлен в Приложении 10 к настоящим Рекомендациям.
3.11. Основные работы на источниках теплоснабжения должны быть завершены:
по ремонту и профилактике электро-, водо- и газовых коммуникаций, обеспечивающие включение в работу источников тепла, - до 25 августа;
для обеспечения нужд отопления в осенне-зимний период - до 1 сентября;
для обеспечения нужд отопления в период прохождения зимнего максимума температур - до 1 ноября.
3.12. Работы на вводах в здания и внутренних домовых системах, необходимых для обеспечения теплоснабжения потребителей, должны быть завершены до 1 сентября.
3.13. Работы по планово-предупредительному ремонту резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива должны быть завершены к 1 октября.
3.14. Тепловые сети в соответствии с действующей нормативно-технической документацией должны подвергаться:
гидравлическим испытаниям (на прочность и плотность) - не позднее чем через две недели после окончания отопительного сезона и после окончания ремонтных работ;
тепловым испытаниям (на максимальную температуру теплоносителя) - один раз в пять лет;
гидравлическим испытаниям (на гидравлические потери) и тепловым испытаниям (на тепловые потери) - один раз в пять лет.
Порядок проведения гидравлических испытаний тепловых сетей на прочность и плотность и испытаний на максимальную температуру теплоносителя представлен в Приложении 11 к настоящим Рекомендациям. По результатам испытаний составляются акты (Приложение 12 к настоящим Рекомендациям).
3.15. Все виды испытаний тепловых сетей проводятся отдельно, при этом должны быть обеспечены тщательное наблюдение за теплосетями и оперативная связь между руководителями испытаний и отдельными исполнителями.
3.16. Плановый ремонт источников теплоснабжения и тепловых сетей, а также проведение испытаний тепловых сетей осуществляются в соответствии с графиками, согласованными с органами местного самоуправления.
3.17. Срок предоставления на согласование в орган местного самоуправления графиков планового ремонта источников теплоснабжения, ремонта и реконструкции тепловых сетей, тепловых испытаний тепловых сетей (на максимальную температуру теплоносителя), гидравлических испытаний тепловых сетей (на прочность и плотность) в межотопительном периоде по форме согласно Приложению 13 к настоящим Рекомендациям - до 1 июня.
3.18. После согласования графиков планового ремонта источников теплоснабжения и тепловых сетей теплоснабжающая организация в недельный срок доводит их до сведения заинтересованных организаций, в том числе:
исполнителей коммунальных услуг;
потребителей первой категории;
строительных организаций, имеющих согласованные проекты по реконструкции источников теплоснабжения, тепловых сетей и внутридомовых систем теплоснабжения, связанные с врезками в действующие сети.
3.19. Тепловые сети после монтажа, капитального ремонта и реконструкции подвергаются гидравлической промывке. Гидравлическая промывка участков тепловых сетей производится также после выполнения аварийно-восстановительных работ.
Методика проведения гидропневматической промывки систем центрального отопления зданий представлена в Приложениях 14, 15 к настоящим Рекомендациям. По результатам промывки составляются акты (Приложение 16 к настоящим Рекомендациям).
Промывка и гидравлические испытания тепловых сетей, в том числе вводов теплосетей в здание, производятся согласно требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" и раздела 6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, по программе, утвержденной главным инженером организации, в эксплуатационной ответственности которой находятся тепловые сети. Необходимость и периодичность проведения дезинфекции тепловых сетей открытых систем теплоснабжения и связанных с ними систем отопления и горячего водоснабжения определяются Роспотребнадзором по Ненецкому автономному округу в зависимости от качества горячей воды, поступающей к потребителю.
Промывка считается законченной, когда при анализе отобранных проб воды представителями исполнителя коммунальных услуг (потребителя) и теплоснабжающей организации цветность воды на сливе соответствует цветности исходной воды.
Ответственность за качество промывки тепловых сетей возлагается на организации, эксплуатирующие тепловые сети, а систем центрального отопления, вентиляции и горячего водоснабжения зданий - на организации, эксплуатирующие внутридомовые системы.
3.20. Ремонтные и строительные организации за 15 дней до начала работ на действующем оборудовании теплоисточников или тепловых сетей обязаны согласовывать с теплоснабжающей организацией, органом местного самоуправления график производства работ. Если технологический цикл работ требует больше времени, чем период отключения горячего водоснабжения, в проекте организации работ должны быть предусмотрены мероприятия, позволяющие обеспечить потребителей горячим водоснабжением.
3.21. Готовность к отопительному сезону источников теплоснабжения, тепловых сетей и в целом теплоснабжающих организаций определяется не позднее 1 ноября комиссиями, образуемыми в установленном порядке органами местного самоуправления и действующими в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду.
3.22. В процессе подготовки к отопительному сезону исполнители коммунальных услуг проводят ремонтные и профилактические работы в жилищном фонде, руководствуясь Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, и с учетом результатов весеннего осмотра зданий и внутридомовых систем, указанных в акте общего осмотра многоквартирного дома, оформленном по форме согласно Приложению 17 к настоящим Рекомендациям.
3.23. Общий осмотр зданий (за исключением жилищного фонда) с целью оценки их состояния оформляется актом по форме согласно Приложению 18 к настоящим Рекомендациям.
3.24. Приемка систем теплопотребления после выполнения работ осуществляется теплоснабжающей организацией и оформляется двухсторонними актами по формам согласно Приложению 19 к настоящим Рекомендациям.
3.25. Вновь присоединяемые теплопотребляющие установки должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией. До пуска тепловых установок и сетей в эксплуатацию исполнитель коммунальных услуг совместно с монтажной организацией в присутствии представителя теплоснабжающей организации должен произвести необходимые испытания, наладку и промывку.
3.26. После подготовки систем отопления производится ее консервация путем заполнения сетевой водой с дальнейшим отключением от внешней сети, а при необходимости - с установкой заглушек.
3.27. Готовность жилых и общественных зданий к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортами готовности, которые оформляются до 15 сентября. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно Приложению 3 к настоящим Рекомендациям.
В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:
объект проверки готов к отопительному периоду;
объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;
объект проверки не готов к отопительному периоду.
3.28. Подготовку к отопительному сезону котельных, тепловых сетей, насосных станций, систем центрального отопления и горячего водоснабжения домов-новостроек, не принятых в эксплуатацию исполнителями коммунальных услуг (потребителями) и теплоснабжающими организациями, обеспечивают строительные организации.
3.29. При проведении любых ремонтных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, связанных с увеличением водоразбора из водопроводной сети, теплоснабжающие организации заблаговременно (за 2 - 3 дня) должны ставить об этом в известность водоснабжающую организацию.
Требования настоящего пункта не распространяются на аварийно-восстановительные работы, выполнение которых осуществляется в особом порядке, определенном положением о взаимодействии предприятий и организаций при ликвидации аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
4. Опробование систем теплоснабжения и резервных топливных хозяйств в работе (пробное протапливание)
4.1. Опробование систем теплоснабжения и резервных топливных хозяйств в работе (пробное протапливание) производится в целях проверки готовности источников теплоснабжения, тепловых сетей и резервных топливных хозяйств к началу периодического протапливания и выявления скрытых дефектов.
4.2. Решение о фактическом сроке начала опробования систем теплоснабжения и резервных топливных хозяйств в работе принимается органами местного самоуправления после письменного уведомления исполнителей коммунальных услуг, теплоснабжающих и ресурсоснабжающих организаций о готовности к проведению опробования.
4.3. Опробование систем теплоснабжения проводится в течение 72 часов, при этом должна обеспечиваться работа источников теплоснабжения по рабочей схеме с расчетным расходом и параметрами теплоносителя и полностью включенными отопительными системами зданий.
4.4. Для включения оборудования теплоисточников и зданий в первые сутки:
на теплоисточниках выполняются работы по сборке схем теплофикационного оборудования, расконсервированию и опробованию оборудования, максимально допустимому заполнению баков-аккумуляторов, заполнению водой и постановке под давление подающего и обратного трубопровода тепловых сетей и установлению циркуляции;
на внутридомовых системах производятся работы по установке пускового положения арматуры, заполнению подводящих трубопроводов и систем теплоснабжения водой, наличию поверенных контрольно-измерительных приборов и регуляторов.
Начиная со вторых суток производится подключение зданий в строгом соответствии с графиком.
4.5. Пуск тепловых сетей производится пусковой бригадой в соответствии с рабочей программой, утвержденной руководителем или главным инженером организации, эксплуатирующей тепловые сети, и согласованной с руководителем или главным инженером организации, эксплуатирующей источник теплоснабжения. До пуска должна быть проверена исправность оборудования пускаемого участка сети, просмотрены акты испытаний, промывки и приемки.
Независимо от утвержденной программы пуск тепловых сетей без разрешения, выданного непосредственно перед пуском лицом, ответственным за организацию работ, не допускается.
4.6. Подключение внутридомовых систем к тепловым сетям производится в следующем порядке:
отключается горячее водоснабжение здания (только при открытой водяной системе теплоснабжения);
консервирующая вода домовой системы методом вытеснения со сливом в канализацию заменяется сетевой водой с последующим включением систем отопления и горячего водоснабжения.
Заполнение внутридомовых систем производится исполнителем коммунальных услуг в соответствии с инструкцией по обслуживанию систем теплоснабжения зданий.
Во время заполнения системы воздухосборники в верхних точках должны быть открыты до момента прекращения выхода воздуха и появления воды. Во время заполнения систем теплоснабжения зданий необходимо обеспе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.