Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III
Осуществление внутреннего финансового аудита
33. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами Администрации города (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
34. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
35. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Администрации города, исполняющие бюджетные полномочия, подведомственные учреждения, предприятия (далее - объекты аудита).
36. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет первый заместитель главы Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
37. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым заместителем главы Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" по экономике и финансам.
Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании решения главы МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
38. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Администрации города, направляемых в Управление финансов Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в целях составления и рассмотрения проекта городского бюджета.
39. Аудиторские проверки подразделяются на:
камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
40. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах внутреннего финансового контроля, а также информацию о возникновении коррупционных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, в том числе о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.
В случае направления запроса объекту аудита он вручается руководителю (уполномоченному им лицу) объекта аудита под роспись до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения запросов, касающихся темы аудиторской проверки, но не позднее дня окончания срока проведения аудиторской проверки.
Исполнение объектами аудита запросов осуществляется не позднее окончания срока проведения аудиторской проверки.
41. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и принятых в соответствии с ними правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности (достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) бюджетных средств (индивидуальной бюджетной отчетности), а также соблюдения главным администратором (администратором) бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности (консолидированной бюджетной отчетности);
знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами, отчетами и заключениями);
не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
42. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году. Форма Плана приведена в Приложении 6 к настоящему Порядку.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объект аудита, метод аудита, проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
43. При планировании аудиторских проверок учитываются:
степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными);
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
44. При подготовке плана субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
45. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года, но не позднее 15 декабря текущего года. В план могут вноситься изменения путем его актуализации (составления измененного плана).
Копия плана, в том числе измененного плана, направляется Администрацией города в орган внутреннего муниципального финансового контроля не позднее десяти рабочих дней со дня его утверждения.
46. Аудиторская проверка назначается решением главы МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар". Решение оформляется распоряжением Администрации города.
47. Подготовка к проведению аудиторской проверки включает в себя следующие действия:
опросы и собеседования, предварительный анализ данных об объекте аудита, соответствующих теме аудиторской проверки, а также результатов оценки бюджетных рисков, в том числе рисков искажения бюджетной отчетности;
разработка и утверждение программы аудиторской проверки;
формирование аудиторской группы, состоящей из работников, проводящих аудиторскую проверку, либо назначение лица уполномоченного на проведение аудиторской проверки (аудитора).
48. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита. Форма Программы приведена в Приложении 7 к настоящему Порядку
49. Программа аудиторской проверки должна содержать:
тему аудиторской проверки;
наименование объектов аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
50. Программа аудиторской проверки содержит следующие вопросы вне зависимости от направления аудиторской проверки:
организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры;
применение автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств;
наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры.
51. В ходе внутреннего финансового аудита проводится оценка надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств, отражения операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств.
52. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля (качества осуществления внутренних бюджетных процедур) в обязательном порядке анализируются результаты контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в том числе операций, имеющих коррупционные риски.
53. Аудиторская проверка проводится с применением следующих возможных методов аудита:
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) материальных активов;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита.
54. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
55. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
документы, отражающие результаты подготовки аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, изученных в ходе аудиторской проверки;
копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
копии обращений, направленных органам муниципального финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
акт аудиторской проверки.
56. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта аудита, объемов его финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней.
57. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено:
на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов по учету и отчетности в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита;
на период устранения обстоятельств, препятствующих проведению аудиторской проверки, в случае непредставления (неполного представления) объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, воспрепятствования объектом аудита проведению аудиторской проверки и (или) уклонения его от проведения аудиторской проверки.
Проведение аудиторской проверки приостанавливается распоряжением Администрации города на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы или аудитора.
На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
Руководитель аудиторской группы (аудитор) в срок не позднее 3 рабочих дней со дня подписания распоряжения о приостановлении аудиторской проверки направляет руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу):
копию распоряжения Администрации города о приостановлении аудиторской проверки;
требование о восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета или о приведении в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности либо об устранении иных обстоятельств, препятствующих проведению аудиторской проверки (далее - требование).
58. В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостановлено проведение аудиторской проверки.
59. После окончания срока приостановления проведения аудиторской проверки аудиторская группа (аудитор) возобновляет проведение аудиторской проверки, о чем письменно извещает руководителя объекта аудита (уполномоченное им лицо).
60. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться главой Администрации города, но не более чем на 20 календарных дней на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы (аудитора). Решение о продлении срока аудиторской проверки оформляется распоряжением Администрации города.
61. Основаниями продления срока аудиторской проверки являются:
необходимость проведения сложных и длительных исследований документов, подлежащих проверке и анализу;
получение в ходе проведения аудиторской проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения.
62. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается аудитором либо руководителем аудиторской группы и вручается ими представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта под подпись. Форма акта приведена в Приложении 8 к настоящему Порядку.
Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения одного экземпляра Акта руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу).
Руководитель аудиторской группы (аудитор) вправе устанавливать по согласованию с руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом) срок для ознакомления последнего с Актом и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения Акта.
63. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
При наличии у руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) возражений по Акту, об этом делается отметка в Акте, возражения в письменном виде вместе с подписанным Актом представляются руководителю аудиторской группы (аудитору). Данные возражения приобщаются к материалам аудиторской проверки.
Руководитель аудиторской группы (аудитор) в течение 10 рабочих дней со дня получения письменных возражений по Акту рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее - заключение). Один экземпляр заключения направляется объекту аудита, один экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.
Заключение направляется объекту аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо вручается руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) под расписку.
64. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;
выводы о достоверности и полноте бюджетной отчетности, а также о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе предложения по устранению ограничений (нормативов) в правовых актах главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита.
Форма отчета приведена в Приложении 9 к настоящему Порядку.
65. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется заместителю главы Администрации по экономике и финансам. По результатам рассмотрения указанного отчета заместитель главы Администрации по экономике и финансам вправе принять одно или несколько из решений:
о необходимости внесения изменений в существующие процессы осуществления внутренних бюджетных процедур главным администратором (администратором) бюджетных средств, разработки плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита, и его реализации;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным в допущении нарушений (недостатков) должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
о направлении материалов в соответствующий орган муниципального финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционных проявлений, нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) влекущих применение бюджетных мер принуждения и (или) привлечение к административной и (или) уголовной ответственности. Указанные материалы направляются в течение трех рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
66. Субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление полугодовой и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
67. Отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Администрации города.
68. Структурными подразделениями Администрации города, исполняющими бюджетные полномочия, составляются полугодовой и годовой отчеты о результатах осуществления внутреннего финансового аудита и направляются в орган внутреннего муниципального финансового контроля не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
69. Структурные подразделения Администрации города обязаны предоставлять в орган внутреннего муниципального финансового контроля запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.