Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации МО
"Городской округ "Город Нарьян-Мар"
от 31.08.2018 N 584
Муниципальная программа
муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" "Развитие предпринимательства в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
I. Паспорт
муниципальной программы муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" "Развитие предпринимательства в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" "Развитие предпринимательства в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление экономического и инвестиционного развития Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" |
Соисполнители муниципальной программы |
Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства города Нарьян-Мара" |
Подпрограммы муниципальной программы |
Подпрограмма 1 "Развитие предпринимательства и торговли в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Подпрограмма 2 "Популяризация предпринимательской деятельности в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" |
Цели муниципальной программы |
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" |
Задачи муниципальной программы |
1. Создание условий для вовлечения в предпринимательскую деятельность активных граждан города Нарьян-Мара. 2. Развитие торговли. 3. Снижение административных барьеров и налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства. 4. Обеспечение доступа предпринимателей к участию в муниципальных закупках. |
Целевые показатели муниципальной программы |
1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Обеспеченность населения города Нарьян-Мара площадью стационарных торговых объектов. 3. Доля проектов муниципальных нормативных правовых актов, прошедших оценку регулирующего воздействия с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. 4. Доля закупок среди субъектов малого предпринимательства, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". |
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
Программа реализуется в сроки с 2019 по 2023 годы. Этапы реализации Программы не выделяются. |
Объемы и источники финансирования муниципальной программы |
Общий объем финансирования Программы 23 516,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2019 год - 6 816,2 тыс. руб.; 2020 год - 4 175,0 тыс. руб.; 2021 год - 4 175,0 тыс. руб.; 2022 год - 4 175,0 тыс. руб.; 2023 год - 4 175,0 тыс. руб. В том числе: за счет средств бюджета МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - городской бюджет) 23 516,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2019 год - 6 816,2 тыс. руб.; 2020 год - 4 175,0 тыс. руб.; 2021 год - 4 175,0 тыс. руб.; 2022 год - 4 175,0 тыс. руб.; 2023 год - 4 175,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов: 1. Вовлечь активных граждан города Нарьян-Мара в предпринимательскую деятельность. 2. Обеспечить развитие торговли. 3. Снизить административные барьеры и налоговую нагрузку для субъектов малого и среднего предпринимательства. 4. Обеспечить доступ предпринимателей к участию в муниципальных закупках. |
II. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для развития малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Муниципальная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Положением "О муниципальной поддержке малого и среднего предпринимательства на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденным решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 25.06.2009 N 513-р.
Настоящая Программа определяет систему мер, направленных на усовершенствование благоприятных условий, способствующих развитию предпринимательской деятельности в городе Нарьян-Маре.
Развитие малого и среднего предпринимательства - одно из основных и приоритетных направлений экономики муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар". Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования. Развитие малого и среднего предпринимательства в социальном аспекте - это занятость и качество жизни горожан, обеспечение необходимыми товарами и услугами.
Основными проблемами малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" являются низкий уровень предпринимательской активности и высокие финансовые риски.
Специфика нашего региона, сложная транспортная схема, высокая себестоимость товаров (услуг) - все это влияет на процессы создания и функционирования малого и среднего предпринимательства и создает предпосылки к возникновению финансовых рисков.
Однако, несмотря на существующие проблемы, наметилось улучшение предпринимательского климата на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", о чем свидетельствует положительная динамика роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным Федеральной налоговой службы, количество субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 января 2017 года составило 853 ед., на 1 января 2018 года - 859 ед.
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в течение последних лет характеризуется рядом позитивных тенденций. Субъекты предпринимательства вносят значительный вклад в формирование доходной части бюджета города. В 2016 году доля поступлений в бюджет МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах бюджета города составила 12,1% или 68,8 тыс. рублей, в 2017 году - 12,6% или 65,7 тыс. рублей. Увеличение поступлений от местных налогов является важным источником мобилизации доходов местного бюджета.
Анализ ситуации в стране свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство играет все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Оно вбирает в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы. В малый бизнес вовлекается все большее количество граждан.
Поддержка предпринимательства, как важнейшая задача государственной политики, направлена на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации.
В последние годы отраслевая структура малых и средних предприятий остается стабильной. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная.
По данным Федеральной налоговой службы, основные направления ведения бизнеса в регионе распределяются по следующим видам экономической деятельности:
Отраслевая структура
малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности
N п/п |
Виды экономической деятельности |
В 2018 году, (%) |
1 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
29 |
2 |
Строительство |
12 |
3 |
Обрабатывающие производства |
5 |
4 |
Транспортировка и хранение |
15 |
5 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
4 |
6 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
3 |
7 |
Деятельность в области информации и связи |
3 |
8 |
Деятельность финансовая и страховая |
1 |
9 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
3 |
10 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
6 |
11 |
Образование |
1 |
12 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
2 |
13 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
2 |
12 |
Иные виды деятельности |
14 |
|
Итого |
100 |
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что объем закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должен составлять не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок. Так, фактическая доля участия субъектов малого предпринимательства в общем объеме закупок, проводимых Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", составила за 2015 год - 56,8%, за 2016 год - 47,2%, за 2017 год - 50,23%.
В рамках поставленной задачи по снижению административных барьеров предполагается работа муниципалитета, связанная с совершенствованием нормативной базы документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных актов и экспертизы действующих нормативных актов.
В целях получения обратной связи от бизнеса на официальном сайте Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" создан специальный раздел: Деятельность\Экономика\Оценка регулирующего воздействия и Экспертиза действующих НПА. В данном разделе размещены необходимые документы и нормативные правовые акты, подлежащие оценке регулирующего воздействия, результаты оценки регулирующего воздействия и экспертизы действующих нормативных правовых актов, информация об утвержденных нормативных правовых актах. Всего за 2015-2017 годы с целью проведения оценки регулирующего воздействия было рассмотрено 40 проектов нормативных актов, в том числе и те нормативные акты, в которые вносились изменения.
К сожалению, городское предпринимательское сообщество, несмотря на приглашения к участию в публичных обсуждениях проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы бизнеса, не принимает активного участия в процедуре оценки регулирующего воздействия и, как следствие, у органов местного самоуправления отсутствует информация об их мнении по конкретным документам.
В качестве снижения налоговой нагрузки на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" установлены меры муниципальной поддержки в форме предоставления налоговой льготы в виде снижения коэффициента базовой доходности К2.
Одним из качественных показателей состояния и развития инфраструктуры потребительского рынка является фактическая обеспеченность населения торговыми объектами. Обеспеченность населения торговыми площадями в нашем городе по состоянию на 01.01.2018 превышает нормативную в 2 раза. На начало 2018 года на территории города Нарьян-Мара осуществляют деятельность более 220 стационарных объектов розничной торговли, 24 объекта нестационарной торговли, 27 объектов общественного питания, свыше 100 объектов бытового обслуживания. Площадь торговых объектов на начало 2018 года составила порядка 17 тыс. кв. м.
Следует отметить, что положительная динамика развития малого и среднего предпринимательства в городе Нарьян-Маре сдерживается рядом причин и факторов, среди которых можно выделить:
- недостаток собственных финансовых ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства для развития бизнеса;
- высокую стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;
- недостаток квалифицированных кадров, отсутствие навыков в получении информации для ведения предпринимательской деятельности.
С 2014 по 2018 год в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" реализовывалась муниципальная программа "Создание условий для экономического развития". В рамках программы осуществлялась финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Программа позволила определить приоритетные виды деятельности развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так же в период реализации программы в 2014-2018 годы проводились обучающие семинары, в средствах массовой информации размещались публикации, рекламно-информационные материалы о проблемах, достижениях и перспективах развития малого и среднего предпринимательства, предоставлялась финансовая поддержка управляющим организациям и товариществам собственников жилья.
Настоящая Программа предполагает продолжение мероприятий, направленных на развитие деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение благоприятных условий для устойчивого функционирования и роста малого и среднего бизнеса, повышение вклада предпринимателей в инфраструктуру города, увеличение поступлений налогов в городской бюджет, решение проблем в сфере деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными принципами поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках настоящей Программы являются:
- заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
- равная доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в мероприятиях, проводимых в рамках Программы.
Вся информация о способах и формах поддержки предпринимателей находится в открытом доступе и размещена на официальном сайте Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в разделах Деятельность / Экономика / Малый и средний бизнес, а также регулярно публикуется в официальном печатном издании муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Комплексная реализация мероприятий Программы будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, позволит проводить целенаправленную муниципальную политику в области поддержки предпринимательства.
В целях достижения поставленных задач Программы будут реализовываться две подпрограммы:
- Подпрограмма 1 "Развитие предпринимательства и торговли в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар";
- Подпрограмма 2 "Популяризация предпринимательской деятельности в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Реализация Подпрограмм позволит создать более благоприятные условия для развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, что приведет к усилению их роли в социально-экономическом развитии города Нарьян-Мара.
III. Цели и задачи муниципальной программы
Цель Программы - содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
На достижение поставленной цели направлены следующие задачи:
- создание условий для вовлечения в предпринимательскую деятельность активных граждан города Нарьян-Мара;
- развитие торговли;
- снижение административных барьеров и налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение доступа предпринимателей к участию в муниципальных закупках.
IV. Целевые показатели достижения целей и задач
Сбор информации по целевым показателям Программы осуществляется на основе данных государственного статистического наблюдения, данных Федеральной налоговой службы, исполнительных органов власти и данных, имеющихся в распоряжении Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
На момент формирования показателей программы за значение базового периода были приняты показатели за 2017 год.
Реализация поставленных целей Программы выражается в количественных показателях и используется для оценки результативности реализации Программы:
1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства. Источник информации - официальный сайт Федеральной налоговой службы, официальный сайт Управления федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Данные целевого показателя рассчитываются на конец отчетного года.
Показатель рассчитывается по формуле:
, где:
К - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц на 10 тыс. чел. населения;
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.;
- среднегодовая численность постоянного населения МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", чел.
2. Обеспеченность населения города Нарьян-Мара площадью стационарных торговых объектов. Источник информации - Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа. Значение показателя рассчитывается в соответствии с постановлением Администрации НАО от 14.09.2016 N 293-п "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Ненецкого автономного округа и о признании утратившим силу постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 30.09.2011 N 212-п". Данные целевого показателя рассчитываются на конец отчетного года.
Показатель рассчитывается по формуле:
, где:
- обеспеченность населения площадью торговых объектов, кв. м. на 1 тыс. человек;
- площадь торговых объектов предприятий розничной торговли на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", кв. м.;
- среднегодовая численность постоянного населения МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", чел.
3. Доля проектов муниципальных нормативных правовых актов, прошедших оценку регулирующего воздействия с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Показатель определяется по фактическим данным на основании поступивших замечаний и (или) предложений от субъектов малого и среднего предпринимательства. Данные целевого показателя рассчитываются за отчетный год.
Показатель рассчитывается по формуле:
, где:
- доля проектов муниципальных нормативных правовых актов, прошедших оценку регулирующего воздействия с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, %;
- количество проектов муниципальных нормативных правовых актов, прошедших оценку регулирующего воздействия и на которые получены замечания и (или) предложения от субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.;
- общее количество проектов муниципальных нормативных правовых актов, прошедших оценку регулирующего воздействия, ед.
4. Доля закупок среди субъектов малого предпринимательства, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Источник информации - отдел муниципального заказа МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара". Значение показателя определяется в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Данные целевого показателя рассчитываются за отчетный год.
, где:
- доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, %;
- стоимость закупок товаров, работ, услуг контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, руб.;
- стоимость закупок товаров, работ, услуг контрактов с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, при условии, что в извещении установлено требование в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", руб.;
СГО - совокупный годовой объем закупок, рассчитанный с учетом п. 1.1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", руб.
Перечень целевых показателей реализации Программы представлен в Приложении 1 к настоящей Программе.
V. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Программа реализуется в сроки с 2019 по 2023 годы. Этапы реализации Программы не выделяются.
VI. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств городского бюджета. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Программы утверждаются решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" о городском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Информация о ресурсном обеспечении Программы представлена в приложении 2 к Программе.
Объемы указанных средств являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта городского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
VII. Анализ рисков реализации муниципальной программы и меры управления рисками
Сводный анализ рисков, вероятность их наступления и сила влияния, а также мер по их минимизации при реализации Программы приведен в таблице 1.
Таблица 1
Риски
невыполнения Программы
Виды рисков |
Оценка вероятности наступления неблагоприятных последствий |
Методы контроля рисков |
Степень контроля рисков (полный/ частичный/ отсутствует) |
Недостаточное финансирование мероприятий |
средняя |
- оценка выполнения основных мероприятий Программы в отчетном периоде и корректировка на ее основе основных мероприятий, объемов финансирования и целевых показателей на предстоящий период; - определение приоритетов финансирования на плановый период |
частичный |
Недостаточная предпринимательская активность |
средняя |
- проведение мониторинга реализации Программы; - консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам, касающимся предпринимательской деятельности; - привлечение представителей субъектов малого и среднего предпринимательства к разработке, осуществлению и управлению Программой. - популяризация проектов по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализованных с помощью Программы |
частичный |
Несоответствие (в сторону уменьшения) фактически достигнутых показателей эффективности реализации программы |
средняя |
- проведение ежеквартального мониторинга эффективности реализации мероприятий программы; - анализ причин отклонения фактически достигнутых показателей эффективности реализации программы от запланированных; - оперативная разработка комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий программы |
частичный |
Снижение актуальности мероприятий Программы, в том числе из-за недостаточной информированности |
средняя |
- ежегодный анализ эффективности мероприятий Программы; - перераспределение средств между мероприятиями Программы; - внедрение и реализация новых мероприятий по предоставлению поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет перераспределения средств внутри мероприятий Программы; - осуществление регулярного информирования и (или) анкетирования предпринимательской среды об осуществляемых мероприятиях Программы |
полный |
Правовые риски |
низкая |
- проведение мониторинга федерального и регионального законодательства; - принятие и (или) внесение изменений в муниципальные нормативные правовые акты (в целях их приведения в соответствие нормативным актам на федеральном уровне) |
полный |
Риски, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, необходимых для реализации программы, в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
низкая |
- проведение мониторинга всех этапов закупок, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013; - проведение мониторинга выполнения муниципальных контрактов; - внесение изменений в план-график закупок (в план закупок) товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" |
частичный |
Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации Программы и оценки ее эффективности и результативности.
Минимизация рисков, обусловленных действиями внешних факторов, обеспечивается соответствующими инициативами со стороны ответственного исполнителя Программы.
VIII. Перечень программных мероприятий
Программа включает в себя две подпрограммы, каждая из которых направлена на развитие предпринимательской деятельности и предусматривает определенный перечень мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Деление Программы на подпрограммы осуществлено исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках Программы задач, с учетом применения механизмов обеспечения результативности и обеспечения эффективности процесса достижения цели Программы.
Перечень программных мероприятий с указанием объемов и источников финансирования представлен в приложении 3 к Программе.
IX. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
Эффективность реализации мероприятий Программы оценивается исходя из соотношений позитивных изменений, произошедших в малом и среднем предпринимательстве, вследствие проведения мероприятий по реализации Программы.
Итогом реализации настоящей программы станет:
- вовлечение активных граждан города Нарьян-Мара в предпринимательскую деятельность;
- обеспечение развития торговли;
- снижение административных барьеров и налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение доступа предпринимателей к участию в муниципальных закупках.
Отрицательных эффектов от реализации мероприятий настоящей Программы не ожидается.
Х. Подпрограмма 1 "Развитие предпринимательства и торговли в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
1.1. Паспорт
Подпрограммы 1 "Развитие предпринимательства и торговли в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма 1 "Развитие предпринимательства и торговли в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" муниципальной программы муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" "Развитие предпринимательства в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - Подпрограмма 1) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление экономического и инвестиционного развития Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" |
Соисполнители муниципальной программы |
Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства города Нарьян-Мара" |
Цели подпрограммы |
Развитие инструментов финансовой и имущественной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства |
Задачи подпрограммы |
1. Предоставление мер финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. 2. Включение дополнительных объектов в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, обеспечивающим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень муниципального имущества). 3. Создание условий, способствующих развитию многоформатной торговли на территории города. |
Целевые показатели подпрограммы |
1. Количество сохраненных и вновь созданных рабочих мест у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку в рамках Подпрограммы 1. 2. Доля объектов недвижимого имущества, вовлеченного в экономический оборот, по отношению к общему числу объектов, включенных в Перечень муниципального имущества. 3. Количество проведенных ярмарок (в том числе ярмарок выходного дня). 4. Доля договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства на размещение нестационарных торговых объектов, к общему количеству мест, указанных в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - Схема НТО). |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
Подпрограмма 1 реализуется в сроки с 2019 по 2023 годы. Этапы реализации Подпрограммы 1 не выделяются. |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы 1 20 941,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2019 год - 6 301,2 тыс. руб.; 2020 год - 3 660,0 тыс. руб.; 2021 год - 3 660,0 тыс. руб.; 2022 год - 3 660,0 тыс. руб.; 2023 год - 3 660,0 тыс. руб. В том числе: за счет средств городского бюджета 20 941,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2019 год - 6 301,2 тыс. руб.; 2020 год - 3 660,0 тыс. руб.; 2021 год - 3 660,0 тыс. руб.; 2022 год - 3 660,0 тыс. руб.; 2023 год - 3 660,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Реализация Подпрограммы 1 позволит достичь следующих результатов: 1. Оказать финансовую и имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. 2. Стимулировать развитие инфраструктуры торговли и продвижение продукции через малые форматы торговли. 3. Повысить ярмарочную активность у субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги). |
1.2. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальной программе "Создание условий для экономического развития" были предусмотрены следующие мероприятия:
- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- консультационная, организационная поддержка развития малого и среднего предпринимательства;
- информационная поддержка развития малого и среднего предпринимательства;
- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- повышение привлекательности предпринимательской деятельности;
- развитие торговли.
Финансовая поддержка в основном осуществлялась в форме предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, а именно:
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по приобретению имущества;
- субсидирование части затрат по подготовке кадров субъектам малого и среднего предпринимательства;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат по коммунальным услугам субъектам малого и среднего предпринимательства;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат за аренду нежилых помещений немуниципальной формы собственности.
На территории города за истекший период сформировалось предпринимательское сообщество, стабильно осуществляющее свою деятельность на протяжении ряда лет. Значительному вкладу малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" во многом способствовала реализация предыдущих программ развития предпринимательства. Структура субъектов предпринимательства по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью является наиболее востребованной в бизнесе.
В экономике муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" малый и средний бизнес является одним из основных источников создания новых рабочих мест и позволяет наполнить рынок различными товарами и услугами.
В современных экономических условиях выход на предпринимательский рынок начинающим предпринимателям затруднен, поэтому муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на начальных этапах деятельности становится приоритетной.
В 2015 году за счет предоставления гранта субъектам малого и среднего предпринимательства на создание сервисного центра по ремонту технически сложных товаров бытового назначения организация смогла расширить свой бизнес, обновить оборудование, обучить работников.
Для устойчивого обеспечения населения услугами торговли и создания комфортной среды требуется сбалансированное развитие всех форм торговли, в том числе малых форм торговли, к которым относятся специализированные магазины "шаговой доступности", нестационарные торговые объекты, мобильные формы торговли, ярмарочная торговля. Развитие всех форматов розничной торговли создает конкурентную среду и создает предпосылки к сдерживанию роста цен.
Помимо розничной торговли в стационарных объектах торговое обслуживание жителей города осуществляется посредством нестационарной и ярмарочной торговли. Социальная значимость нестационарной торговли остается высокой.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа размещение нестационарных объектов розничной торговли в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" регламентировано Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
По состоянию на 01.07.2018 в Схему НТО включено 45 мест, в т.ч. 4 места под размещение передвижных торговых объектов (автолавки) и 2 места для торговли сельхозпродукцией через уличный прилавок. Заключено 26 договоров на размещение нестационарных торговых объектов. Остальные места у предпринимателей не пользуются спросом.
В целях снижения административных барьеров для претендентов на размещение нестационарных
торговых объектов на территории МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в 2016 году были внесены существенные изменения в нормативные документы, а именно предусмотрено, что договоры на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов заключаются Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" с хозяйствующими субъектами в случаях, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о поступившем заявлении на размещение нестационарного торгового объекта в указанном месте, иных заявлений не поступит. Ранее договоры на размещение НТО заключались только по результатам торгов. Кроме того, новые правила позволяют владельцам нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарных торговых объектов заключать действующие договоры на новый срок без проведения торгов.
Основной проблемой в данной сфере деятельности является дефицит земельных участков на территории города, свободных от прав третьих лиц и отвечающих требованиям, установленным для размещения нестационарных торговых объектов.
В процессе реализации Подпрограммы 1 в существенной мере планируется изменить требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города.
Также необходимо развитие и такого направления как ярмарочная торговля. Большинство хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей, а также граждан, занимающихся огородничеством и животноводством) не имеют доступа к торговым площадям для цивилизованной реализации произведенной ими продукции. Ярмарочная торговля может быть приурочена к отраслевым праздникам или иным другим событиям и мероприятиям с участием местных товаропроизводителей, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям, минуя посредников.
Организация услуг сезонной торговли и детских развлекательных аттракционов на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" регламентирована соответствующими нормативными правовыми актами. В 2016 году были внесены изменения в нормативные документы и увеличено количество мест под размещение объектов сезонной торговли на территории города Нарьян-Мара, а именно определены дополнительные места под размещение летних кафе. На период осуществления сезонной торговли места под размещение объектов сезонной торговли и летних кафе предоставляются без взимания платы.
В целях предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и обеспечения субъектам малого и среднего предпринимательства доступа к неиспользуемому муниципальному имуществу, не вовлеченному в экономический оборот, принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу. Утвержден Перечень муниципального имущества, переданного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Положением "О порядке и условиях предоставления в аренду муниципального имущества, включенного в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", утвержденным постановлением Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 13.10.2015 N 1170, в марте 2016 года нежилое помещение передано в аренду индивидуальному предпринимателю, который осуществляет услуги по изготовлению рукавов высокого давления, ремонту и техническому обслуживанию гидравлического оборудования транспортных средств.
На территории муниципального образования сложились достаточно благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на решение вышеуказанных задач необходимо продолжить работу по развитию инструментов финансовой и имущественной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.3. Цели и задачи подпрограммы
Цель Подпрограммы 1 - развитие инструментов финансовой и имущественной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в рамках Подпрограммы 1 необходимо решение следующих задач:
- предоставление мер финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- включение дополнительных объектов в Перечень муниципального имущества;
- создание условий, способствующих развитию многоформатной торговли на территории города.
1.4. Целевые показатели достижения целей и задач
Сбор информации по целевым показателям Подпрограммы 1 осуществляется на основе данных, имеющихся в распоряжении Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
На момент формирования показателей Подпрограммы 1 за значение базового периода были приняты показатели за 2017 год.
Реализация поставленных целей Подпрограммы 1 выражается в количественных показателях и используется для оценки результативности реализации Программы:
1. Количество сохраненных и вновь созданных рабочих мест у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку в рамках Подпрограммы 1. Значение показателя определяется методом прямого подсчета на основании учета данных отдела инвестиционной политики и предпринимательства управления экономического и инвестиционного развития Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в соответствии с отчетами субъектов малого и среднего предпринимательства о достижении значений показателей результативности, представленными предпринимателями по окончании действия Соглашений о предоставлении субсидий (договоров о предоставлении грантов субъектам малого и среднего предпринимательства).
Данные целевого показателя рассчитываются за отчетный год.
2. Доля объектов недвижимого имущества, вовлеченного в экономический оборот, по отношению к общему числу объектов, включенных в Перечень муниципального имущества. Источник информации - Перечень муниципального имущества.
Показатель рассчитывается по формуле:
, где:
- доля объектов недвижимого имущества, вовлеченного в экономический оборот, по отношению к общему числу объектов, включенных в Перечень муниципального имущества, %.
- количество объектов, переданных во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, обеспечивающим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, из объектов, включенных в Перечень муниципального имущества, ед.
- общее количество объектов, включенных в Перечень муниципального имущества, ед.
Данные целевого показателя рассчитываются на конец отчетного года.
3. Количество проведенных ярмарок (в том числе ярмарок выходного дня). Показатель определяется методом прямого подсчета по факту на основе представленной информации от МБУ "Чистый город" о ярмарках выходного дня. Данные целевого показателя рассчитываются за отчетный год.
4. Доля договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства на размещение нестационарных торговых объектов, к общему количеству мест, указанных в Схеме НТО. Источник информации - Схема НТО и учетные данные отдела инвестиционной политики и предпринимательства управления экономического и инвестиционного развития Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Показатель рассчитывается по формуле:
, где:
- доля договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, к общему количеству мест, указанных в Схеме НТО, %.
- количество договоров на предоставление мест под размещение НТО, действующих и действовавших в течение календарного года, ед. При определении количества действующих и вновь заключенных договоров на одно место учитывается один договор.
- количество мест под размещение нестационарных торговых объектов, предусмотренных Схемой НТО, ед.
Данные целевого показателя рассчитываются на конец отчетного года.
1.5. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма 1 реализуется в сроки с 2019 по 2023 годы. Этапы реализации Подпрограммы 1 не выделяются.
1.6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование мероприятий Подпрограммы 1 осуществляется за счет средств городского бюджета. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы 1 утверждаются решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" о городском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Информация о ресурсном обеспечении Подпрограммы 1 представлена в приложении 2 к Программе.
Объемы указанных средств являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта городского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
1.7. Перечень мероприятий подпрограммы
Перечень мероприятий Подпрограммы 1 с указанием объемов и источников финансирования представлен в приложении 3 к Программе.
1.8. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
В результате реализации Подпрограммы 1:
- субъектам малого и среднего предпринимательства будет оказана финансовая и имущественная поддержка;
- для осуществления предпринимательской деятельности на территории города планируется создать благоприятные условия, такие как развитие методов и форм торговли; повышение ярмарочной активности у субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги).
XI. Подпрограмма 2 "Популяризация предпринимательской деятельности в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
1.1. Паспорт
Подпрограммы 2 "Популяризация предпринимательской деятельности в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма 2 "Популяризация предпринимательской деятельности в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" муниципальной программы муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" "Развитие предпринимательства в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - Подпрограмма 2) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление экономического и инвестиционного развития Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" |
Цели подпрограммы |
Формирование положительного имиджа предпринимательства, стимулирование граждан к занятию предпринимательской деятельностью |
Задачи подпрограммы |
1. Пропагандирование предпринимательской деятельности среди населения 2. Оказание информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. |
Целевые показатели подпрограммы |
1. Количество информационных материалов о мерах, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, популяризацию предпринимательской деятельности, размещенных в средствах массовой информации. 2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших консультации по различным направлениям предпринимательской деятельности. 3. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, принявших участие в конкурсах, проведенных в рамках Подпрограммы 2 |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
Подпрограмма 2 реализуется в сроки с 2019 по 2023 годы. Этапы реализации Подпрограммы 2 не выделяются. |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы 2 2 575,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2019 год - 515,0 тыс. руб.; 2020 год - 515,0 тыс. руб.; 2021 год - 515,0 тыс. руб.; 2022 год - 515,0 тыс. руб.; 2023 год - 515,0 тыс. руб. В том числе: за счет средств городской бюджет 2 575,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2019 год - 515,0 тыс. руб.; 2020 год - 515,0 тыс. руб.; 2021 год - 515,0 тыс. руб.; 2022 год - 515,0 тыс. руб.; 2023 год - 515,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
1. Повышение уровня информированности предпринимателей в сфере предпринимательства. 2. Популяризация предпринимательской деятельности среди населения. |
1.2. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Основными проблемами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства, являются:
- недостаточность информационного обеспечения предпринимательской деятельности;
- недостаточность возможностей для получения субъектами малого и среднего предпринимательства доступных бесплатных и качественных информационных и консультационных услуг;
- низкий уровень благоприятного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве.
Для популяризации достижений и поддержки предпринимательских инициатив организованы и ежегодно
проводятся городские конкурсы: "Лучший предприниматель года", "Лучшее новогоднее оформление объектов торговли и общественного питания".
Организация и проведение различных конкурсов, распространение информации о предпринимательстве, а также иные мероприятия направлены на пропаганду ведения собственного дела и популяризацию предпринимательской деятельности.
Мероприятия Подпрограммы 2 - это продолжение и совершенствование мероприятий, реализованных в рамках муниципальной программы "Создание условий для экономического развития".
В целях совершенствования форм и механизмов взаимодействия власти и бизнеса, устранения административных барьеров в развитии предпринимательства продолжается работа телефона "Прямая линия", проводятся заседания Координационного совета при Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" по поддержке малого и среднего предпринимательства, который является главным связующим звеном между муниципальной властью и бизнес-сообществом.
В целях улучшения предпринимательского климата решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 20.05.2016 N 238-р утверждено положение "О муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
В 2018 году подписано соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между мэрией и индивидуальным предпринимателем. Сотрудничество предполагает безвозмездную реконструкцию и содержание одного из памятных знаков города Нарьян-Мара.
Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства оказывается специалистами управления экономического и инвестиционного развития Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" непосредственно по телефону и при личном обращении. Кроме того, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется возможность пользования информационно-правовыми системами "Консультант Плюс", "Гарант".
Вся информация о способах и формах поддержки предпринимателей находится в открытом доступе и размещена на официальном сайте Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в разделах Деятельность / Экономика / Малый и средний бизнес и в разделе Информация / Предпринимательство, а также регулярно публикуется в официальном печатном издании МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
1.3. Цели и задачи подпрограммы
Цель Подпрограммы 2 - формирование положительного имиджа предпринимательства, стимулирование граждан к занятию предпринимательской деятельностью.
Для достижения поставленной цели в рамках Подпрограммы 2 необходимо решение следующих задач:
- повышение уровня информированности предпринимателей;
- организация и проведение различных конкурсов, направленных на популяризацию предпринимательской деятельности;
- пропаганда ведения собственного дела;
- оказание информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
1.4. Целевые показатели достижения целей и задач
Сбор информации по целевым показателям Подпрограммы 2 осуществляется на основе данных, имеющихся в распоряжении Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
На момент формирования показателей Подпрограммы 2 за значение базового периода были приняты показатели за 2017 год. Данные целевых показателей рассчитываются за отчетный год.
Реализация поставленных целей Подпрограммы 2 выражается в количественных показателях и используется для оценки результативности реализации Подпрограммы 2:
1. Количество информационных материалов о мерах, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, популяризацию предпринимательской деятельности, размещенных в средствах массовой информации. Показатель определяется методом прямого подсчета по факту на основе публикаций, объявлений в официальном бюллетене МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" "Наш город", в общественно-политической газете Ненецкого автономного округа "Няръяна вындер" и на официальном сайте Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших консультации по различным направлениям предпринимательской деятельности. Показатель определяется методом прямого подсчета на основании учетных данных отдела инвестиционной политики и предпринимательства управления экономического и инвестиционного развития Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на основе журнала регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, обратившихся за консультациями.
3. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, принявших участие в конкурсах, проведенных в рамках Подпрограммы 2. Показатель определяется методом прямого подсчета по факту на основе протоколов заседаний конкурсной комиссии по проведению ежегодных конкурсов.
1.5. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма 2 реализуется в сроки с 2019 по 2023 годы. Этапы реализации Подпрограммы 2 не выделяются.
1.6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование мероприятий Подпрограммы 2 осуществляется за счет средств городского бюджета. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы 2 утверждаются соответственно решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" о городском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Информация о ресурсном обеспечении Подпрограммы 2 представлена в приложении 2 к Программе.
Объемы указанных средств являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта городского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
1.7. Перечень мероприятий подпрограммы
Перечень мероприятий Подпрограммы 2 с указанием объемов и источников финансирования представлен в приложении 3 к Программе.
1.8. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
В результате реализации Подпрограммы 2 планируется создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности на территории города, а именно:
- повышение информированности, в том числе законодательной, нормативной, справочной и коммерческой информации, связанной с деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
- всестороннее освещение состояния и проблем развития предпринимательства в городе;
- содействие повышению престижа предпринимательской деятельности и развитию делового сотрудничества органов исполнительной власти, местного самоуправления и бизнеса;
- оказание консультационной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.