Принято на 18-ом заседании Думы города Иркутска 6-го созыва 25 февраля 2016 г.
В целях приведения в соответствие с законодательством, а также совершенствования процедуры подготовки муниципальных правовых актов города Иркутска, руководствуясь ст.ст. 35, 43, 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов", ст.ст. 31, 32 Устава города Иркутска, Дума города Иркутска решила:
1. Внести в Положение о муниципальных правовых актах города Иркутска, утвержденное решением Думы города Иркутска от 21.10.2004 N 004-20-040012/4, с изменениями, внесенными решениями Думы города Иркутска от 03.07.2006 N 004-20-270381/6, от 27.03.2009 N 004-20-591035/9, от 23.12.2009 N 005-20-040059/9, от 25.06.2010 N 005-20-120160/10, от 30.09.2011 N 005-20-260403/1, от 31.01.2014 N 005-20-540920/4, от 12.09.2014 N 005-20-621040/4, от 25.12.2014 N 006-20-040073/4, следующие изменения:
1) главу 4 изложить в следующей редакции:
"Глава 4. Основные требования к муниципальным правовым актам.
Основы юридической техники
Статья 19. Основные требования к тексту муниципального правового акта
1. В тексте правового акта правовые предписания закрепляются в письменном виде и могут выражаться в языковой, знаковой, графической, словесно-терминологической формах.
Внесение рукописных и иных изменений в оригинал правового акта, исполненного в печатном виде, при его подписании не допускается.
2. Тексты правовых актов излагаются в соответствии с нормами официально-делового стиля и правилами русского языка, должны быть краткими, конкретными, логически последовательными и объективными по содержанию, не допускать различного понимания и толкования их содержания.
В правовых актах не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений и эпитетов.
3. Нормативный правовой акт не должен содержать коррупциогенных факторов, указанных в методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Правительством Российской Федерации.
4. Проект нормативного правового акта, устанавливающий новые или изменяющий ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и подлежащий оценке регулирующего воздействия в соответствии со статьей 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не должен содержать положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города Иркутска.
5. Слова и выражения в правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных федеральных правовых актах, законодательстве Иркутской области, Уставе города Иркутска и иных муниципальных правовых актах города Иркутска.
6. В правовом акте приводятся определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
7. Наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов государственной власти и иных государственных органов Российской Федерации, органов государственной власти и иных государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в правовых актах указываются в соответствии с правовыми актами, устанавливающими эти наименования.
8. В тексте правового акта допускается употребление только общепринятых сокращений.
9. Даты в правовых актах оформляются словесно-цифровым или цифровым способом.
При использовании словесно-цифрового способа обозначения даты указываются в следующей последовательности: число (цифрой или цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже без сокращения.
При использовании цифрового способа обозначения даты указываются в следующей последовательности: число и месяц (обозначенные двумя цифрами с заменой в необходимых случаях отсутствующей цифры нулем), год (обозначенный четырьмя цифрами или двумя последними цифрами) с добавлением слова "год" с сокращением до первой буквы с точкой.
Статья 20. Основные требования к структуре муниципального правового акта
1. Структура правового акта, а также необходимость включения в него тех или иных структурных элементов определяется исходя из объема и содержания правового акта.
2. К структурным элементам, включаемым в текст правового акта, относятся: наименование, констатирующая часть, преамбула, разделы, главы, статьи, части статьи, пункты статьи, абзацы статьи, абзацы части статьи, пункты части статьи, подпункты пункта статьи, подпункты пункта части статьи, абзацы подпункта пункта части статьи, пункты, подпункты пункта, подпункты подпункта пункта, абзацы пункта, абзацы подпункта пункта, абзацы подпункта подпункта пункта.
Правовой акт может иметь приложения, на наличие которых указывается в соответствующем структурном элементе правового акта. Приложения к правовому акту могут оформляться в виде текстов, таблиц, графиков, схем, чертежей, рисунков, карт. Приложения являются неотъемлемой составной частью правового акта, нумерация приложений производится по их количеству после слова "Приложение".
3. Наименование правового акта представляет собой обозначение индивидуализированного заголовка правового акта, отражающего его содержание и основной предмет правового регулирования. Индивидуализированный заголовок правового акта должен четко формулироваться и быть максимально информационно насыщенным.
4. Констатирующая часть правового акта, как правило, содержит мотивы и (или) цели (задачи) принятия акта, а также должна содержать ссылки на законы и иные правовые акты, в соответствии с которыми принимается правовой акт. Данные ссылки формируются посредством последовательного указания следующих реквизитов правовых актов:
1) в отношении Конституции Российской Федерации - формулировки "Конституция Российской Федерации" в соответствующем падеже;
2) в отношении федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Иркутской области - вида, наименования правового акта; а в случаях, когда существует более одного правового акта с идентичным наименованием - вида правового акта, даты подписания, регистрационного номера, наименования правового акта;
3) в отношении иных федеральных и областных правовых актов - вида правового акта, даты подписания, регистрационного номера, наименования правового акта либо ссылки на наименование приложения к правовому акту, вида правового акта, утвердившего данное приложение, даты подписания, регистрационного номера. В случае внесения изменений в данный правовой акт такие изменения не указываются;
4) в отношении Устава города Иркутска - формулировки "Устав города Иркутска" в соответствующем падеже;
5) в отношении иных муниципальных правовых актов - вида правового акта, даты подписания, регистрационного номера, наименования либо ссылки на наименование приложения к правовому акту, вида правового акта, утвердившего данное приложение, даты подписания, регистрационного номера. В случае внесения изменений в данный правовой акт такие изменения не указываются.
5. Преамбула правового акта - вводная часть нормативного правового акта, которая определяет его цели, задачи и предмет правового регулирования. Преамбула располагается в тексте Положений, Порядков и иных нормативных правовых актов, оформленных в виде приложений к правовому акту, после изложения их наименования. В преамбулу правового акта не включаются нормы-дефиниции, а также положения о признании утратившими силу и (или) об изменении иных правовых актов. Преамбула может состоять из абзацев и не подразделяется на иные структурные элементы. Абзацы преамбулы не нумеруются.
Преамбула является необязательным структурным элементом правового акта.
6. Статьи (пункты) правового акта являются основными структурными элементами правового акта, содержащими одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний однородного содержания.
Статьи (пункты) в пределах всего правового акта имеют сквозную нумерацию арабскими цифрами, начиная с цифры "1" (при наличии статей (пунктов) не менее двух). В случае наличия в правовом акте приложений нумерация структурных элементов в каждом приложении производится сначала.
Статьи правового акта, как правило, имеют наименования. Наименование статьи правового акта включает слово "статья" с заглавной буквы, затем порядковый номер с точкой и присваиваемый индивидуализированный заголовок статьи, после изложения которого точка не ставится.
После цифры, обозначающей пункт правового акта, точка ставится. Пунктам правового акта наименования не присваиваются.
7. Статьи правового акта делятся на части, выделяемые красной строкой и обозначаемые арабскими цифрами, начиная с цифры "1", с точкой. При этом часть статьи может состоять из одного или нескольких самостоятельных обособленных красной строкой структурных элементов - абзацев части. Часть статьи может включать пункты - обособленные элементы, которые выделяются красной строкой и обозначаются по порядку арабскими цифрами со скобкой. Если статья состоит только из одной части, данная часть не обозначается. При этом, если такая статья содержит пункты, то они являются пунктами статьи.
Пункт правового акта может состоять из одного или нескольких самостоятельных, обособленных красной строкой структурных элементов - абзацев пункта либо имеющих буквенное (начиная со строчной буквы "а") или цифровое (начиная с арабской цифры "1") обозначение со скобкой подпунктов. Подпункты также могут делиться на абзацы либо подпункты.
Текст правовых предписаний в структурных элементах, обозначенных цифрой с точкой, начинается с заглавной буквы. Текст правовых предписаний в структурных элементах, обозначенных буквой или цифрой со скобкой, начинается со строчной буквы (за исключением наименований и иных специальных обозначений).
8. Статьи (пункты) правового акта могут непосредственно объединяться в главы. Главы правового акта могут объединяться в разделы. Объединение статей (пунктов) в главы, а глав в разделы производится с учетом однородного содержания правовых предписаний.
Раздел, глава правового акта подразделяются не менее чем на два структурных элемента. Указанное правило не распространяется на разделы, главы, устанавливающие заключительные и переходные положения.
Разделы правового акта должны иметь сквозную нумерацию, обозначаемую римскими цифрами, начиная с цифры "I" без точки.
Главы правового акта должны иметь сквозную нумерацию, обозначаемую арабскими цифрами, начиная с цифры "1", с точкой.
Разделы и главы правового акта имеют наименования. Наименование раздела правового акта включает слово "раздел" с заглавной буквы, затем порядковый номер и строкой ниже присваиваемый индивидуализированный заголовок раздела без точки. Наименование главы правового акта включает слово "глава" с заглавной буквы, затем порядковый номер и присваиваемый индивидуализированный заголовок главы без точки.
9. Внесение изменений в правовой акт оформляется правовым актом.
Изменения вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт не допускается, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящей части.
Вносить изменения в правовой акт о внесении изменений допускается только до вступления в силу такого правового акта.
10. При внесении изменений в правовой акт производится замена слов, цифр, исключение слов, цифр, предложений, структурных единиц правового акта, дополнение правового акта структурными единицами, словами, цифрами, предложениями, изложение структурной единицы правового акта в новой редакции.
11. При внесении изменений в правовой акт допустим один из следующих вариантов изложения:
1) указывается вид изменяемого правового акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование;
2) указывается наименование приложения к правовому акту, в которое вносятся изменения, вид правового акта, утвердившего данное приложение, дата его подписания, регистрационный номер.
Если в изменяемый правовой акт вносилось два и более изменения, также перечисляются виды, даты подписания и регистрационные номера правовых актов, которыми были внесены такие изменения. Допустимо указывать вид, дату подписания и регистрационный номер правового акта, которым были внесены наиболее поздние изменения в правовой акт, с предварительным изложением формулировки "с последними изменениями, внесенными".
12. Вносимые в правовой акт изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретного структурного элемента, в который вносятся изменения. При этом сначала указывается, какой структурный элемент изменяется, потом указывается характер изменений.
Внесение изменений в правовой акт оформляется начиная с наименьшего структурного элемента. При внесении в один структурный элемент правового акта нескольких изменений такие изменения излагаются отдельными структурными элементами. При этом вначале отдельно указывается структурный элемент, общий для предусматриваемых изменений.
13. При внесении изменений в абзацы структурного элемента номер абзаца обозначается прописью.
14. В случае необходимости заменить цифровые обозначения при внесении изменений в правовой акт употребляется термин "цифра" (с 0 до 9) либо термин "цифры" (с 10 и более).
15. Включаемым в текст правового акта новым структурным элементам, как правило, присваиваются порядковые номера (буквенные обозначения) предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам (буквенным обозначениям) дополнительных индексов (надстрочных знаков), начиная с арабской цифры "1".
Новым структурным элементам правового акта, имеющим цифровое или буквенное обозначение, включаемым в текст правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера (буквенные обозначения), следующие за номером (буквенным обозначением) последнего.
16. В случае исключения из текста правового акта структурного элемента изменение нумерации (буквенного обозначения) последующих структурных элементов не производится.
17. При отмене правового акта должны отменяться все правовые акты (их структурные элементы), которыми в разное время в основной правовой акт вносились изменения. В отношении каждого из таких актов указывается вид правового акта, дата подписания, регистрационный номер, наименование, а также структурный элемент, подлежащий отмене, - в случае отмены отдельного структурного элемента правового акта.
18. В случае если правовым актом предусмотрено установление нового правового регулирования (в частности, утверждение Положения, Порядка) и отмена правового акта или структурного элемента правового акта с аналогичным предметом правового регулирования, сведения об отмене не отображаются в наименовании правового акта.
При установлении правовым актом нового правового регулирования с одновременным внесением изменений в иные правовые акты сведения о таком внесении изменений отображаются в наименовании правового акта.
19. Правила юридической техники, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если иное не установлено федеральными, областными правовыми актами либо муниципальными правовыми актами, устанавливающими требования к подготовке муниципальных правовых актов по отдельным вопросам.
Статья 21. Реквизиты муниципального правового акта
1. К реквизитам правовых актов относятся:
1) герб города Иркутска;
2) вид правового акта;
3) индивидуализированный заголовок, обозначающий предмет правового регулирования правового акта;
4) дата и место подписания правового акта;
5) удостоверительная подпись (удостоверительные подписи) соответствующего должностного лица (должностных лиц), уполномоченного (уполномоченных) подписывать правовой акт;
6) индивидуально присвоенный данному правовому акту номер в соответствии с установленным порядком регистрации правовых актов.
2. Решение Думы города Иркутска должно иметь следующие реквизиты:
1) изображение герба города Иркутска, расположенное по центру;
2) ниже отдельными строками по центру - "Российская Федерация", "г.Иркутск", "Городская Дума", "Решение";
3) ниже по центру - индивидуализированный заголовок правового акта;
4) ниже отдельными строками в левой части "Принят на ___ заседании" с указанием очередности заседания, "Думы города Иркутска __-го созыва" с указанием созыва; на одной линии со второй строкой в правой части указывается дата заседания;
5) после положений правового акта:
а) в отношении нормативных правовых актов - отдельной строкой в левой части указывается полное наименование должности "Председатель Думы города Иркутска", ниже двумя строками фамилия и инициалы имени и отчества и личная подпись; на одном уровне с указанными реквизитами в правой части располагается наименование должности "Мэр города Иркутска", ниже двумя строками фамилия и инициалы имени и отчества и личная подпись;
б) в отношении индивидуальных правовых актов - отдельной строкой в левой части указывается полное наименование должности "Председатель Думы города Иркутска", по центру располагается личная подпись с указанием в правой части фамилии и инициалов имени и отчества;
6) после подписи (подписей) ниже отдельными строками указываются дата подписания правового акта, которая считается официальной датой принятия (издания) правового акта, и номер правового акта.
3. Требования к реквизитам правовых актов Председателя Думы города Иркутска и иных должностных лиц Думы города Иркутска определяются правовыми актами Председателя Думы города Иркутска в соответствии общими правилами, установленными частью 1 настоящей статьи.
Требования к реквизитам правовых актов администрации города Иркутска, должностных лиц администрации города Иркутска устанавливаются правовыми актами администрации города Иркутска в соответствии общими правилами, установленными частью 1 настоящей статьи.
Требования к реквизитам правовых актов иных органов местного самоуправления города Иркутска и должностных лиц местного самоуправления города Иркутска устанавливаются руководителями соответствующих органов в соответствии общими правилами, установленными частью 1 настоящей статьи.";
2) в статье 24:
а) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. При внесении проекта постановления администрации города Иркутска в порядке реализации правотворческой инициативы граждан должны быть представлены:
1) сопроводительное письмо на имя мэра города Иркутска с указанием наименования проекта постановления администрации города Иркутска и лица, уполномоченного представлять инициативную группу граждан при рассмотрении проекта постановления администрации города Иркутска;
2) текст проекта постановления администрации города Иркутска в письменном и электронном видах;
3) пояснительная записка, в которой указываются: правовые основания принятия проекта правового акта и состояние законодательства, нормативных правовых актов в данной сфере правового регулирования; обоснование необходимости принятия правового акта, его цели и основные положения, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия, перечень муниципальных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие правового акта; предложения о разработке муниципальных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного правового акта;
4) финансово-экономическое обоснование (в случаях, когда проект правового акта предусматривает изменение доходов (расходов) бюджета города Иркутска). Финансово-экономическое обоснование должно содержать финансово-экономическую оценку проекта правового акта, в том числе расчетные данные об изменении доходов (расходов) бюджета города, а также определять источники финансирования расходов по реализации правового акта;
5) иные документы, предусмотренные Уставом города Иркутска и настоящим Положением.";
б) в части 3 слова "частью 5 статьи 19 настоящего Положения" заменить словами "частью 2.1 настоящей статьи";
3) часть 1 статьи 29.2 изложить в следующей редакции:
"1. Проекты нормативных правовых актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой администрацией города Иркутска в порядке, установленном нормативным правовым актом администрации города Иркутска в соответствии с Законом Иркутской области "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов", за исключением:
1) проектов нормативных правовых актов Думы города Иркутска, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
2) проектов нормативных правовых актов Думы города Иркутска, регулирующих бюджетные правоотношения.
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета города Иркутска.".
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Со дня вступления в силу настоящего решения подготовка проектов муниципальных правовых актов города Иркутска осуществляется с учетом требований, предусмотренных Положением о муниципальных правовых актах города Иркутска с учетом изменений, внесенных настоящим решением.
Муниципальные правовые акты города Иркутска, принятые после 01.06.2016 г., не должны противоречить Положению о муниципальных правовых актах города Иркутска с учетом изменений, внесенных настоящим решением.
Изменения в муниципальные правовые акты города Иркутска, которые приняты до 01.06.2016 г. и не полностью отвечают требованиям Положения о муниципальных правовых актах города Иркутска с учетом изменений, внесенных настоящим решением, вносятся в соответствии с Положением о муниципальных правовых актах города Иркутска с учетом изменений, внесенных настоящим решением, в той части, в какой это допустимо без нарушения формы и содержания таких муниципальных правовых актов города Иркутска. При ссылках на структурные элементы указанных муниципальных правовых актов города Иркутска, внесении в них изменений и исключении их структурных элементов применяются те обозначения структурных элементов, которые уже используются в данных муниципальных правовых актах города Иркутска.
3. Администрации города Иркутска:
1) опубликовать настоящее решение;
2) внести в оригинал решения Думы города Иркутска от 21.10.2004 N 004-20-040012/4 "О Положении о муниципальных правовых актах города Иркутска" информационную справку о внесенных настоящим решением изменениях.
Председатель Думы города Иркутска |
И.В.Ежова |
Мэр города Иркутска |
Д.В.Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы города Иркутска от 25 февраля 2016 г. N 006-20-180278/6 "О внесении изменений в Положение о муниципальных правовых актах города Иркутска"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется с учетом особенностей, установленных пунктом 2
Текст решения опубликован в газете "Иркутск официальный" от 1 марта 2016 г. N 9, в Ведомостях органов местного самоуправления г.Иркутска, март 2016 г. N 2