Приказ Министерства образования Иркутской области
от 12 апреля 2017 г. N 29-мпр
"О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке" на 2014 - 2020 годы"
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2013 года N 261-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь Положением о министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:
1. Внести в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке" на 2014 - 2020 годы, утвержденную приказом министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 93-мпр (далее - программа), следующие изменения:
1) в паспорте программы:
строку "Целевые показатели программы" изложить в следующей редакции:
" |
Целевые показатели программы |
1. Средний балл ГВЭ в расчете на 1 предмет в государственных специальных (коррекционных) образовательных организациях Иркутской области. 2. Средняя наполняемость классов в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области. 3. Средний балл качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. 4. Доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области. |
"; |
строку "Ожидаемые конечные результаты реализации программы" изложить в следующей редакции:
" |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Средний балл ГВЭ в расчете на 1 предмет в государственных специальных (коррекционных) образовательных организациях Иркутской области - 3,4 балла 2. Средняя наполняемость классов в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области - 12 чел. 3. Средний балл качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам - 3,7 баллов. 4. Доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области - 27 %. |
"; |
2) в тексте программы:
раздел 1 "Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения на ведомственном уровне" изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения на ведомственном уровне
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Так, с 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который внес существенные изменения в организацию системы образования. С 1 сентября 2015 года вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", а также постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 года N 8, которым введены в действие СанПин 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Это один из важнейших шагов по совершенствованию нормативно-правового регулирования, поскольку постановление направлено на решение наболевших проблем в работе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот). В частности, оно ориентирует на организацию проживания детей по принципам семейного воспитания в воспитательных группах. Необходимо отметить, что указанные документы требуют совершенно иного формата работы организаций для детей-сирот.
С 1 сентября 2016 года введены в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, которые представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Вместе с тем, несмотря на положительные изменения проблемы социального сиротства остаются актуальными как для Российской Федерации, так и Иркутской области, поскольку число детей-сирот, состоящих в региональном банке данных на 31 декабря 2016 года составило 2 684 ребенка.
Вопросы специального образования сегодня также являются одними из самых актуальных в сфере образования. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) и детей-инвалидов, неуклонно растет.
По информации федерального регистра пенсионного фонда Иркутской области на начало 2017 года в Иркутской области числилось 232,1 тыс. инвалидов, в том числе 12,4 тыс. детей-инвалидов от 0 до 18 лет.
Дети-сироты, дети-инвалиды и дети с ОВЗ относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей и нуждаются в особой заботе государства, в социальной адаптации, социализации и интеграции в общество. Опыт работы организаций для детей-сирот показывает, что вхождение выпускников в самостоятельную жизнь и решение, стоящих перед ними жизненных задач, затруднено и не всегда проходит успешно. Следует помнить, что во многом "успешный выпускник" является результатом многолетней кропотливой работы образовательных организаций для детей-сирот. Современные педагоги - исследователи пришли к твердому убеждению, что воспитание и образование успешно, если оно системно.
Организация для детей-сирот - это особая образовательная организация, которая становится для детей основной моделью социального мира и от того, как будет построен процесс обучения и воспитания, зависит приобретение ими социального опыта, формирование основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Таким образом, сегодня перед государством и обществом стоит задача - выступить гарантом социальной защищенности таких детей, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде.
В целях обеспечения вышеизложенных требований необходимо в таких организациях создавать условия, приближенные к семейным, готовить выпускников к самостоятельной жизни в обществе посредством социальной адаптации и постинтернатного сопровождения, в том числе оказывая им качественное образование и воспитание.
В образовательных организациях для детей-сирот в 80% воспитанники относятся к категории детей с ОВЗ, в связи с чем образовательный процесс осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам. Для качественного и доступного образования указанных лиц необходимо и создание специальных условий, включающих в себя использование специальных образовательных программ, и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Создание таких условий послужит лучшему усвоению знаний, обучению вопросам профориентации и дальнейшему получению образования в профессиональных организациях. В качественном и доступном образовании и новых современных подходах в работе нуждаются и дети-сироты, проживающие в организациях для детей-сирот, и занимающиеся по основным общеобразовательным программам, поскольку при получении документа об образовании необходимо иметь высокий балл по основному государственному экзамену и государственному выпускному экзамену.
Необходимо отметить и тот факт, что группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая расстройство аутистического спектра, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностям всех детей с ОВЗ, включая как полное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми.
Инструментом решения вопроса в достижении цели программы: организации эффективной системы специального (коррекционного) образования является реализация требований вышеуказанных нормативно-правовых документов, касающихся сферы образования, в том числе государственного федерального специального стандарта общего образования для детей с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью.";
раздел 3 "Целевые показатели и ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы, оценка рисков реализации ведомственной целевой программы" дополнить пунктами 3 - 4 следующего содержания:
"3. Средний балл качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам - 3,7.
4. Доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области - 27 %.";
раздел 5 "Методика оценки эффективности ведомственной целевой программы" дополнить пунктами 3 - 4 следующего содержания:
"3. Средний балл качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, балл:
,
где:
- средний балл,
- сумма средних баллов качества знаний обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области,
- количество государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций Иркутской области.
4. Доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области, %:
,
где:
- доля детей с ОВЗ и инвалидностью, охваченных образовательным процессом в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области,
- количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях Иркутской области,
- количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в общеобразовательных организациях Иркутской области.";
раздел 7 "Описание системы управления реализацией ведомственной целевой программы" изложить в следующей редакции:
"Раздел 7. Описание системы управления реализацией ведомственной целевой программы
Выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных мероприятиями Программы, осуществляется на основании государственных контрактов (договоров), заключенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предоставление бюджетных средств в рамках настоящей Программы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Контроль по реализации Программы осуществляется министерством образования Иркутской области и иными исполнительными органами государственной власти Иркутской области в установленном порядке.
Взаимодействие министерства образования Иркутской области с государственными образовательными организациями Иркутской области осуществляется посредством ежеквартальных запросов в государственные образовательные организации в установленном порядке.
Министерство образования Иркутской области:
- осуществляет управление Программой и проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- доводит до сведения всех заинтересованных лиц информацию о реализации мероприятий Программы посредством размещения на официальном сайте министерства образования Иркутской области www.38edu.ru;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы.".
3) Приложение 1 к программе изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте министерства образования Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Министр |
В.В.Перегудова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 12 апреля 2017 г. N 29-мпр "О внесении изменений в ведомственную целевую программу Иркутской области "Развитие организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке" на 2014 - 2020 годы"
Текст приказа опубликован в газете "Областная" от 22 мая 2017 г. N 54
Приказом Министерства образования Иркутской области от 30 октября 2018 г. N 118-мпр настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2019 г.