В целях повышения доходной базы местных бюджетов, выравнивания финансовой возможности муниципальных образований Иркутского района по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения, осуществления мер по противодействию коррупции в границах Иркутского района, во исполнение постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от 12 апреля 2012 года N 1651 "О результатах совместной работы администрации Иркутского районного муниципального образования, муниципальных образований Иркутского района и МИФНС России N 12 по Иркутской области по повышению доходной базы местных бюджетов в 2011 году и задачах на 2012 год", руководствуясь пунктами 20, 33 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 39, 45, 54 Устава Иркутского районного муниципального образования, администрация Иркутского района постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Типовой порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам (далее - Порядок).
1.2. Типовую методику оценки бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот и ставок по местным налогам (далее - Методика).
2. Рекомендовать поселениям, входящим в состав Иркутского районного муниципального образования:
2.1. При разработке нормативного акта муниципального образования о порядке и методике проведении оценки предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот и ставок по местным налогам на территории муниципального образования руководствоваться Порядком и Методикой, утвержденными п. 1.1 и 1.2 настоящего постановления.
2.2. Принимать решения об установлении и введении в действие местных налогов на территории муниципального образования на основании анализа оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Ангарские огни".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра по экономике и финансам Жука И.В.
Мэр района |
И.В.Наумов |
Утвержден
Постановлением администрации
Иркутского района
от 23 июля 2012 г. N 3519
Типовой порядок
проведения оценки эффективности налоговых
льгот и ставок по местным налогам
1. Общие положения
1.1. Типовой порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам разработан с целью разработки единого подхода к проведению оценки эффективности налоговых льгот муниципальными образованиями Иркутского района (далее - поселения) и рассмотрению предложений о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
1.2. Типовой порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам (далее - Порядок) определяет условия предоставления налоговых льгот, перечень и последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к применению результатов оценки. Применение настоящего Порядка позволяет обеспечить регулярную оценку фактических результатов предоставления налоговых льгот.
1.3. В настоящем Порядке используются следующие понятия:
бюджетная эффективность - влияние налоговых льгот на доходы и расходы бюджета поселения;
социальная эффективность - социальные последствия от предоставления налоговых льгот.
2. Основные принципы и цели установления налоговых льгот
2.1. Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
а) налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;
б) налоговые льготы устанавливаются отдельным категориям налогоплательщиков.
2.2. Основными целями предоставления налоговых льгот являются:
а) обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для поселения видов хозяйственной деятельности;
б) стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой поселению продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития поселения;
в) создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в поселении;
г) создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных категорий граждан;
д) оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для поселения социальных задач;
е) оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.
3. Виды налоговых льгот и условия их предоставления
3.1. Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании решений представительных органов местного самоуправления Иркутского района.
3.2. Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:
а) уменьшение налоговой базы;
б) освобождение от уплаты налога (полное или частичное);
в) установление уровня налоговой ставки ниже максимального значения, определенного налоговым законодательством Российской Федерации.
3.3. Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет поселения.
3.4. Налоговые льготы устанавливаются на срок не менее одного налогового периода по соответствующему налогу.
3.5. Налогоплательщики могут отказаться от использования налоговой льготы. Отказ от использования осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, предоставляемого в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.
При этом не использованные в текущем налоговом периоде налоговые льготы не подлежат переносу на иные налоговые периоды, зачету в счет предстоящих платежей по налогам или возмещению за счет средств бюджета поселения.
3.6. В целях обеспечения эффективности предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке бюджетной и социальной эффективности. При рассмотрении предложений о предоставлении налоговых льгот проводится оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящим Порядком в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).
4. Порядок оценки эффективности налоговых льгот
4.1. Объектом предстоящей оценки является бюджетная и социальная эффективность от предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
4.2. Оценка производится в разрезе отдельно взятых видов местных налогов в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).
4.3. Оценка эффективности налоговых льгот производится в следующие сроки:
а) по планируемым к предоставлению налоговым льготам - в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот;
б) по предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного года - в срок до 1 августа года, следующего за отчетным.
4.4. Источником информации для расчетов оценка эффективности:
- отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам форма N 5-МН;
- информационный ресурс "Расчеты с бюджетом МО";
- перечень организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, использующих налоговые льготы и пониженные ставки по местным налогам, установленные решениями представительных органов местного самоуправления Иркутского района, в разрезе категорий налогоплательщиков и градации ставок;
- сведения об отсутствии (наличии) задолженности в бюджеты поселений по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в разрезе налогоплательщиков, использующих налоговые льготы и пониженные ставки по местным налогам, установленные решениями представительных органов местного самоуправления Иркутского района;
- сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленных поселением налоговыми льготами по местным налогам в отчетном году;
- другая информация.
4.5. Оценка эффективности налоговых льгот производится в следующем порядке:
4.5.1. Производится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления Иркутского района налоговых льгот.
По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
4.5.2. Определяются потери (суммы недополученных доходов) бюджета поселения, обусловленные предоставлением налоговых льгот.
По установленным налоговым льготам сумма выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот за отчетный период определяется в соответствии с отчетными данными налогового органа.
По налоговым льготам, планируемым к предоставлению, сумма выпадающих доходов рассчитывается по следующим формулам:
а) в случае если предоставление налоговой льготы заключается в освобождении от налогообложения части налоговой базы или полном освобождении от уплаты налога:
где:
- сумма выпадающих доходов бюджета поселения в случае предоставленная налоговых льгот;
- сумма сокращения налоговой базы по причине предоставления налоговых льгот (размер налоговой базы, исключенный из налогообложения);
- действующая в период предоставления налоговых льгот налоговая ставка;
б) в случае если предоставление налоговой льготы заключается в обложении налоговой базы (или ее части) по пониженной налоговой ставке:
где:
- размер налоговой базы, на которую распространяется действие льготной налоговой ставки;
- льготная налоговая ставка.
Сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот представляет собой:
а) по земельному налогу - кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения, облагаемых по более низкой налоговой ставке;
б) по налогу на имущество физических лиц - инвентаризационную стоимость строений, помещений и сооружений, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке.
Оценка потерь бюджета при планировании установления налоговых льгот осуществляется по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку в разрезе видов налогов, содержания льготы и категории получателей.
4.5.3. Производится оценка бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот по методике, утвержденной правовым актом органа местного самоуправления поселения.
4.5.4. По результатам проведенной оценки эффективности налоговых льгот составляется аналитическая записка, которая должна содержать перечень предоставленных и планируемых к предоставлению на территории поселения налоговых льгот, информацию о доходах бюджета поселения, выпадающих по причине предоставления налоговых льгот, сведения о бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот и предложения по сохранению, корректировке или отмене неэффективных налоговых льгот. Приложением к аналитической записке готовится информация об объеме установленных налоговых льгот федеральным законодательством и решениями представительных органов местного самоуправления Иркутского района по форме согласно приложению 3 к Порядку.
4.6. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются для:
- разработки проекта бюджета поселения на очередной финансовый год;
- своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;
- введения новых видов налоговых льгот, внесения изменений в существующую систему налоговых льгот.
Заместитель мэра по экономике и финансам |
И.В.Жук |
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 1
к Порядку проведения оценки
эффективности налоговых
льгот и ставок по местным
налогам
Реестр
предоставленных налоговых льгот по состоянию
на "___" __________ 20 __ года
N п/п |
Вид налога |
Содержание льготы |
Условия предоставления |
Категория получателей, отрасли экономики (виды деятельности) |
Нормативный правовой акт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 2
к Порядку проведения оценки
эффективности налоговых
льгот и ставок по местным
налогам
Отчетная форма
для оценки потерь бюджета поселения
при планировании установления
налоговых льгот по состоянию
на "__" ___________ 20 ___ г.
____________________________________________________________________
(Вид налога)
____________________________________________________________________
(Содержание налоговой льготы)
____________________________________________________________________
(Категория получателей льготы (наименование отраслей экономики,
на которые распространяется налоговая льгота))
N п/п |
Показатель |
Значения показателя |
Примечание |
1 |
Налоговая база по налогу за период с начала года, тыс. руб. |
|
|
2 |
Размер сокращали налоговой базы по налогу за период с начала года, тыс. руб. |
|
При освобождении от налогообложения части базы налога |
3 |
Базовая ставка налога, зачисляемого в бюджет поселения, % |
|
|
4 |
Льготная ставка налога, зачисляемого в бюджет поселения, % |
|
При применении пониженной стихи налога |
5 |
Сумма потерь бюджета (сумма недополученных доходов) по причине предоставления налоговых льгот, тыс. руб. |
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 3
к Порядку проведения оценки
эффективности налоговых
льгот и ставок по местным
налогам
Объем установленных налоговых льгот
по местным налогам за период __________________.
N п/п |
Наименование показателя |
Земельный налог |
Налог на имущество физических лиц |
Всего местные налоги |
по годам (не менее трех лет) |
по годам (не менее трех лет) |
по годам (не менее трех лет) |
||
1. |
Общая сумма установленных льгот, в т.ч. |
|
|
|
1.1. |
Федеральным законодательством РФ |
|
|
|
1.2. |
Органами местного самоуправления |
|
|
|
2. |
Начисленная сумма налогов, подлежащая уплата в бюджет |
|
|
|
3. |
Процент налоговых льгот к начисленным налогам, % |
|
|
|
4. |
Процент налоговых льгот к общей сумме налоговых доходов бюджет поселения, в том числе: |
|
|
|
5. |
Процент налоговых льгот, установленных местными органами самоуправления, в общей сумме налоговых доходов бюджета поселения |
|
|
|
Утверждена
Постановлением администрации
Иркутского района
от 23 июля 2012 г. N 3519
Типовая методика
оценки бюджетной и социальной эффективности
предоставления налоговых льгот и ставок по местным налогам
1. Общие положения
1.1. Оценка эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам проводится с целью повышения адресности финансовой поддержки хозяйствующим субъектам и населению района и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета муниципального образования Иркутского района (далее - поселение).
2. Бюджетная и социальная эффективность налоговых льгот
2.1. Бюджетная эффективность налоговых льгот приравнивается к сумме установленных налоговых льгот в отношении следующих категорий налогоплательщиков:
- органы местного самоуправления;
- муниципальные учреждения, финансируемые из местных бюджетов;
- учреждения и организации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- организации - в отношении земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования местного значения;
- физкультурно-спортивные объединения и физкультурно-спортивные организации - в отношении земельных участков, занятых дворцами спорта, спорткомплексами, стадионами (за исключением земельных участков или их частей, используемых не по профилю указанных спортивных сооружений).
Бюджетная эффективность налоговых льгот по местным налогам, предоставленных данным категориям налогоплательщиков, также проявляется в экономии бюджетных расходов на уплату налогов по местным налогам, минимизации встречных финансовых потоков и экономии трансфертных издержек.
Социальная эффективность налоговых льгот, предоставленных данным категориям налогоплательщиков, состоит в повышении эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.
2.2. Бюджетная эффективность налоговых льгот для прочих организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе субъектов инвестиционной деятельности, определяется по формуле:
где:
- сумма бюджетной эффективности налоговых льгот;
- сумма поступлений за период предоставления льгот;
- сумма поступлений за предыдущий период.
В качестве бюджетной эффективности от предоставления налоговых льгот прочим организациям и индивидуальным предпринимателям, в том числе субъектам инвестиционное деятельности, рассматривается прирост фактических (планируемых) поступлений по всем видам налогов.
В качестве социальной эффективности от предоставления налоговых льгот прочим организациям и индивидуальным предпринимателям, в том числе субъектам инвестиционной деятельности, рассматривается достижение (планируемые результаты) поставленных целей (показателей), которые установлены соглашением о социально-экономическом сотрудничестве, в том числе создание дополнительных рабочих мест, повышение заработной платы, улучшение условий и охраны труда, формирование благоприятных условий жизнедеятельности для социально незащищенных слоев населения, трудоустройство лиц, нуждающихся в социальной помощи, улучшения качества, ассортимента товаров, работ, услуг, предоставляемых налогоплательщиком.
2.3. Социальная эффективность налоговых льгот, предоставляемых физическим лицам, проявляется в повышении уровня и улучшении качества.
3. Расчет коэффициента бюджетной эффективности
налоговых льгот
3.1. Коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот рассчитывается по следующей формуле:
где:
- коэффициент бюджетной эффективности;
- сумма бюджетной эффективности налоговых льгот;
- сумма выпадающих доходов бюджета поселения от предоставления налоговых льгот.
Налоговые льготы имеют высокую бюджетную эффективность, если коэффициент эффективности налоговых льгот больше либо равен единице.
Налоговые льготы имеют низкую бюджетную эффективность, если коэффициент эффективности налоговых льгот меньше единицы.
4. Сводная оценка бюджетной эффективности налоговых льгот
Подведение итогов сводной оценки бюджетной эффективности налоговых льгот осуществляется по форме согласно приложению.
Оценка бюджетной эффективности налоговых льгот проводится за период не менее трех лет.
Получение (планирование) меньшей эффективности от предоставления налоговых льгот по сравнению с фактическими (плановыми) потерями бюджета поселения, вызванными предоставлением налоговых льгот, означает низкую эффективность налоговых льгот.
При выявлении фактов низкой эффективности налоговых льгот налоговые льготы не предоставляются, а предоставленные льготы подлежат отмене. Исключение может быть сделано отдельным видам деятельности, определенным в Прогнозе социально-экономического развития поселения, в качестве приоритетных для развития поселения.
Заместитель мэра |
И.В.Жук |
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Иркутского района от 23 июля 2012 г. N 3519 "Об утверждении типового порядка и типовой методики оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот и ставок по местным налогам"
Текст постановления опубликован в газете "Ангарские огни" от 10 августа 2012 г. N 30