Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Проведение аудиторских проверок
30. Аудиторская проверка проводится в соответствии с Программой с применением следующих возможных методов аудита:
- инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций и (или) операций с материальными активами;
- наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций;
- запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
- пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работника подразделения внутреннего финансового аудита;
- аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы аудита, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторской проверки, временных ограничений и ограничений в ресурсах.
31. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля в ходе аудиторских проверок изучаются:
- наличие и полнота нормативного регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;
- организация планирования внутреннего финансового контроля, в том числе применяемые критерии отбора операций для их включения в карты внутреннего финансового контроля;
- содержание квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, указанных в должностных инструкциях, соответствие их квалификации установленным требованиям;
- укомплектованность структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры (далее - структурные подразделения);
- разграничение между сотрудниками структурных подразделений обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур и ответственности за их результаты;
- доведение до сотрудников структурных подразделений информации, необходимой для выполнения внутренних бюджетных процедур;
- учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании сотрудников структурных подразделений или применении к ним мер ответственности;
- своевременность заполнения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;
- учет результатов проведения контрольных мероприятий органов муниципального финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля;
- наличие (отсутствие) операций, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
- наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
- наличие (отсутствие) излишних операций и (или) излишних применяемых контрольных действий.
32. В целях подготовки рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля (качества выполнения внутренних бюджетных процедур) в ходе аудиторских проверок изучаются:
- организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке сотрудников структурных подразделений, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;
- использование практики периодического подведения итогов осуществления внутреннего финансового контроля за прошедшие периоды и принятия решений по изменению процедур внутреннего финансового контроля;
- понимание сотрудниками структурных подразделений значимости осуществления внутреннего финансового контроля;
- применение автоматизированных информационных систем в процедурах внутреннего финансового контроля.
33. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, в ходе аудиторских проверок изучаются:
- непрерывность ведения бюджетного учета;
- укомплектованность сотрудниками структурных подразделений, ведущих бюджетный учет и формирующих бюджетную отчетность, квалификация таких сотрудников;
- наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем объекта аудита и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета;
- наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям, частота и причины ее корректировки;
- правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
- включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;
- правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;
- соблюдение установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;
- соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
- наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;
- организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;
- наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, в том числе степень надежности контроля главного администратора бюджетных средств за соблюдением подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств требований к составлению и представлению бюджетной отчетности;
- надежность и эффективность ИТ-контролей, включая контроли, направленные на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных;
- наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате распоряжения руководителя объекта аудита.
34. Аудит достоверности бюджетной отчетности проводится в отношении:
- годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств до проведения внешней проверки бюджетной отчетности органом внешнего муниципального финансового контроля;
- бюджетной отчетности иного объекта аудита за 9 месяцев текущего финансового года и (или) годовой бюджетной отчетности этого объекта аудита до проведения внешней проверки бюджетной отчетности органами внешнего муниципального финансового контроля.
Для получения аудиторских доказательств достоверности бюджетной отчетности в обязательном порядке применяются методы аудита (по отдельности и в комбинации) к операциям (группам однотипных операций), неправильное проведение которых приводит к существенному искажению показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении. Применение методов аудита осуществляется с учетом результатов анализа внутреннего контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (к операциям с низкими рисками методы аудита могут не применяться).
В целях настоящего Порядка под существенным искажением показателя бюджетной отчетности понимается искажение такого показателя более чем на 10% или превышающее 1,5 миллиона рублей.
35. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств в ходе аудиторских проверок изучаются:
- качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
- полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов в случае их наличия;
- полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
- обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;
- равномерность принятия и исполнения обязательств по муниципальным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;
- обоснованность выбора способов размещения муниципальных закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;
- обоснованность установленных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) исходя из объемов муниципальных услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;
- сопоставление расходов на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;
- отклонение стоимости единицы муниципальной услуги (работы), оказанной в рамках муниципального задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;
- прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости муниципальных услуг (работ);
- сопоставление плановых и фактических расходов на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
- наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
- наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
- обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения;
- наличие порядка оплаты труда работников, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
36. В ходе проведения аудиторских проверок могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
37. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
38. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должны содержать:
а) документы, отражающие результаты подготовки аудиторской проверки, включая ее Программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторской проверки;
д) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
е) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
ж) копии обращений, направленных органам муниципального финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
з) акт аудиторской проверки (далее - Акт).
39. Предельный срок проведения аудиторской проверки составляет 30 рабочих дней. Срок проведения аудиторской проверки устанавливается исходя из темы и вида аудиторской проверки, проверяемого периода, объема предстоящих контрольных действий и других обстоятельств.
40. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы (должностное лицо главного администратора (администратора) бюджетных средств, уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита) направляет руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.
Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, но не может превышать 60 календарных дней.
Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки, принятое руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств в соответствии с мотивированной служебной запиской руководителя аудиторской группы (должностного лица главного администратора (администратора) бюджетных средств, уполномоченного на осуществление внутреннего финансового аудита), оформляется приказом (распоряжением) главного администратора (администратора) бюджетных средств, который(ое) доводится до сведения руководителя аудиторской группы (должностного лица главного администратора (администратора) бюджетных средств, уполномоченного на осуществление внутреннего финансового аудита), руководителя или уполномоченного должностного лица объекта аудита.
41. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено при:
- неудовлетворительном состоянии бюджетного учета у объекта аудита;
- непредставлении объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- воспрепятствовании проведению аудиторской проверки и (или) уклонении от проведения аудиторской проверки;
- возникновении обстоятельств непреодолимой силы;
- болезни должностного лица, проводившего аудиторскую проверку.
42. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия приказа (распоряжения) о приостановлении аудиторской проверки руководитель аудиторской группы (должностное лицо главного администратора (администратора) бюджетных средств, уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита):
- извещает руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита о приостановлении аудиторской проверки;
- выдает письменное предписание о восстановлении документов либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным проведение аудиторской проверки. В предписании должен быть указан срок его исполнения. Срок исполнения предписания не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторская проверка.
На время приостановления аудиторской проверки течение срока ее проведения прерывается.
43. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (должностное лицо главного администратора (администратора) бюджетных средств, уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита) возобновляет проведение аудиторской проверки.
44. Основаниями для продления срока проведения аудиторской проверки являются:
- большое количество и (или) объем документов, изучение которых необходимо для проведения аудиторской проверки объекта аудита;
- получение в ходе проведения аудиторской проверки информации, требующей дополнительного изучения, о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов;
- наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторской проверки в установленные сроки.
Приказ (распоряжение) главного администратора (администратора) бюджетных средств о продлении срока аудиторской проверки доводится руководителем аудиторской группы (должностным лицом главного администратора (администратора) бюджетных средств, уполномоченным на осуществление внутреннего финансового аудита) до сведения руководителя или уполномоченного должностного лица объекта аудита в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия.
45. Результаты аудиторской проверки оформляются Актом в соответствии с примерной формой (Приложение N 3 к настоящему Порядку), который подписывается руководителем аудиторской группы и членами аудиторской группы (в случае формирования аудиторской группы) либо должностным лицом главного администратора (администратора) бюджетных средств, уполномоченным на осуществление внутреннего финансового аудита, и направляется (вручается) руководителю или уполномоченному должностному лицу объекта аудита.
Объект аудита вправе представить в течение 10 рабочих дней со дня получения Акта письменные возражения по нему.
Результаты рассмотрения возражений объекта аудита, представленные в установленный срок, учитываются при подготовке отчета о результатах аудиторской проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.