Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению Правительства
Иркутской области
от 15 июня 2017 г. N 399-пп
"Приложение 2.1
к государственной программе
Иркутской области
"Развитие здравоохранения"
на 2014 - 2020 годы
Паспорт
подпрограммы 2.1 "Развитие оказания
скорой специализированной медицинской помощи
в экстренной форме гражданам, проживающим в труднодоступных
районах Иркутской области, с применением воздушных судов"
государственной программы Иркутской области
"Развитие здравоохранения" на 2014 - 2020 годы
Наименование государственной программы |
"Развитие здравоохранения" на 2014 - 2020 годы |
Наименование подпрограммы |
Развитие оказания скорой специализированной медицинской помощи в экстренной форме гражданам, проживающим в труднодоступных районах Иркутской области, с применением воздушных судов |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
Участники подпрограммы |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
Цель подпрограммы |
Повышение доступности оказания скорой специализированной медицинской помощи в экстренной форме гражданам, проживающим в труднодоступных районах Иркутской области, с применением воздушных судов |
Задачи подпрограммы |
1. Создание региональной системы оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушного судна (вертолета), произведенного на территории Российской Федерации не ранее 1 января 2014 года (далее - новое воздушное судно), оснащенного медицинским модулем. 2. Строительство, реконструкция вертолетных площадок при медицинских организациях. |
Сроки реализации подпрограммы |
2017 - 2019 годы |
Целевые показатели подпрограммы |
1. Доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток. 2. Смертность населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения 3. Смертность населения в трудоспособном возрасте от дорожно-транспортных травм |
Перечень основных мероприятий подпрограммы |
1. Обеспечение оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Иркутской области, в том числе с использованием нового воздушного судна, оснащенного медицинским модулем. 2. Строительство, реконструкция вертолетных площадок при медицинских организациях. |
Перечень ведомственных целевых программ, входящих в состав подпрограммы |
нет |
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации подпрограммы |
Общий объем финансирования по годам реализации составляет: 2017 год - 114 256,7 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств областного бюджета по годам реализации составляет: 2017 год - 33 264,3 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета по годам реализации составляет: 2017 год - 79 492,4 тыс. рублей. Объем финансирования за счет иных источников по годам реализации составляет: 2017 год - 1 500 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
Доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток в 2017 году до 79,9%, в 2018 году - 83,5%, в 2019 - 90%. Смертность населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения в 2017 году - 223,5 случаев на 100 тыс. населения, в 2018 году - 222,8 случаев на 100 тыс. населения, в 2019 году - 221,5 случаев на 100 тыс. населения Смертность населения в трудоспособном возрасте от дорожно-транспортных травм в 2017 году - 17,3 случаев на 100 тыс. населения, в 2018 году - 17 случаев на 100 тыс. населения, в 2019 году - 16,5 случаев на 100 тыс. населения |
Раздел 1. Цель и задачи подпрограммы, целевые показатели подпрограммы, сроки реализации
Подпрограмма представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие оказания медицинской помощи в экстренной форме с использованием санитарной авиации.
Подпрограмма разработана в соответствии с решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (паспорт проекта, утвержденный протоколом от 25 октября 2016 года N 9), на основании Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку авиационной услуги органами государственной власти субъектов Российской Федерации для оказания медицинской помощи с применением авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Целью реализации подпрограммы является повышение доступности оказания скорой специализированной медицинской помощи в экстренной форме гражданам, проживающим в труднодоступных районах Иркутской области, с применением воздушных судов.
Задачи подпрограммы:
Создание региональной системы оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушного судна (вертолета), произведенного на территории Российской Федерации не ранее 1 января 2014 года (далее - новое воздушное судно), оснащенного медицинским модулем.
Строительство, реконструкция вертолетных площадок при медицинских организациях.
Сведения о составе и значениях целевых показателей подпрограммы приведены в приложении 12 к государственной программе.
Прогнозные значения целевых показателей подпрограммы определены в соответствии с целью и задачами реализации подпрограммы.
Мероприятия подпрограммы планируется реализовывать в период с 2017 по 2019 годы.
Раздел 2. Ведомственные целевые программы и основные мероприятия подпрограммы
Основное мероприятие 1. Обеспечение оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием нового воздушного судна, оснащенного медицинским модулем
1.1. Закупка авиационной услуги для оказания экстренной медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) с применением авиации гражданам, проживающим в труднодоступных районах Иркутской области
Площадь Иркутской области составляет 774,8 тыс. кв. км. Протяженность области с запада на восток 1500 км, с юга на север - 1400 км.
Особенностью Иркутской области является наличие труднодоступных для своевременного оказания медицинской помощи районов. Из-за наличия обширных неосвоенных территорий плотность населения в Иркутской области составляет 3,1 чел. на 1 кв. км. При этом средняя плотность автомобильных дорог в регионе вдвое ниже, чем в целом в России. Основная дорожная сеть сконцентрирована у крупных городов, особенно в южных промышленно освоенных районах области, а также вдоль транссибирской железнодорожной магистрали.
Современная система административно-территориального устройства Иркутской области включает в себя 22 города областного и районного подчинения, 54 поселка городского типа, 1488 сельских населенных пунктов. Из них около 1200 населенных пунктов, имеющих постоянное население, находятся на расстоянии более 20 км до ближайшей медицинской организации, что не позволяет обеспечить 20-минутный доезд бригады скорой медицинской помощи.
Расстояние между городами Иркутской области
Населенные пункты |
км |
Населенные пункты |
км |
Населенные пункты |
км |
Братск - Иркутск |
621 |
Иркутск - Ангарск |
45 |
Ангарск - Саянск |
234 |
Братск - Ангарск |
568 |
Иркутск - Саянск |
285 |
Ангарск - Усть-Илимск |
847 |
Братск - Саянск |
354 |
Иркутск - Усть-Илимск |
898 |
Ангарск - Куйтун |
277 |
Братск - Усть-Илимск |
282 |
Иркутск - Куйтун |
328 |
Ангарск - Черемхово |
99 |
Братск - Куйтун |
294 |
Иркутск - Черемхово |
151 |
Ангарск - Усолье-Сибирское |
31 |
Братск - Черемхово |
478 |
Иркутск - Усолье-Сибирское |
82 |
Ангарск - Зима |
217 |
Братск - Усолье-Сибирское |
539 |
Иркутск - Зима |
268 |
Ангарск - Свирск |
78 |
Братск - Зима |
357 |
Иркутск - Свирск |
130 |
Куйтун - Черемхово |
187 |
Братск - Свирск |
508 |
Саянск - Усть-Илимск |
632 |
Куйтун - Усолье-Сибирское |
248 |
Усть-Илимск - Куйтун |
572 |
Саянск - Куйтун |
62 |
Куйтун - Зима |
66 |
Усть-Илимск - Черемхово |
756 |
Саянск - Черемхово |
145 |
Куйтун - Свирск |
216 |
Усть-Илимск - Усолье-Сибирское |
817 |
Саянск - Усолье-Сибирское |
205 |
Черемхово - Усолье-Сибирское |
71 |
Усть-Илимск - Зима |
635 |
Саянск - Зима |
24 |
Черемхово - Зима |
127 |
Усть-Илимск - Свирск |
785 |
Саянск - Свирск |
174 |
Черемхово - Свирск |
30 |
Усолье-Сибирское - Зима |
188 |
Усолье-Сибирское - Свирск |
50 |
Зима - Свирск |
157 |
Кроме того, особенности климато-географических условий, связанных с периодами ледостава и ледохода на реках бассейна реки Ангары и реки Лена, становятся преградой для регулярного транспортного сообщения между некоторыми населенными пунктами области. Зимняя дорога действует в течение четырех, пяти месяцев в году, в остальное время для оказания экстренной медицинской помощи используется авиация.
Таким образом, районами, труднодоступными для оказания медицинской помощи (далее - труднодоступные районы), являются населенные пункты, в которых невозможно обеспечить своевременное оказание медицинской помощи пациенту в соответствии с порядками оказания и стандартами медицинской помощи в виду:
а) удаленности места нахождения пациента на расстояние, не позволяющее доставить его в медицинскую организацию, в возможно короткий срок;
б) невозможности обеспечения санитарной эвакуации пациента в медицинскую организацию в возможно короткий срок иными видами транспорта, кроме авиационного.
Востребованность в санитарной авиации ежегодно увеличивается. За последние 5 лет число приобретенных у авиакомпаний летных часов увеличилось практически на 30%. Однако, это не покрывает потребности в санитарно-авиационной эвакуации.
Объемы работы санитарной авиации в Иркутской области и объемы финансирования в 2011 - 2016 гг.
Годы |
Количество вылетов |
Число эвакуированных пациентов |
Налет часов |
Финансирование санитарно-авиационных услуг (тыс. рублей) |
2011 |
148 |
217 |
493 ч. 40 мин. |
42 114,8 |
2012 |
157 |
240 |
524 ч. 05 мин. |
50 786,6 |
2013 |
167 |
315 |
585 ч. 56 мин. |
66 068,4 |
2014 |
185 |
331 |
642 ч. 30 мин. |
69 521,0 |
2015 |
168 |
229 |
663 ч. 00 мин. |
77 516,3 |
2016 |
184 |
295 |
685 ч. 50 мин. |
83 973,3 |
В целях обеспечения своевременности оказания экстренной медицинской помощи и доступности санитарно-авиационной эвакуации жителям труднодоступных районов области, кроме подразделения в г.Иркутске, организованы обособленные подразделения санитарной авиации в г.Братске, г.Киренске и г.Нижнеудинске. В каждом подразделении имеется вертолет Ми-8, таким образом, для нужд санитарной авиации в Иркутской области используются 4 вертолета Ми-8 (модели Ми-8П и Ми-8Т 1988-1993 годов выпуска, последний капитальный ремонт проведен в 2015 году), а также самолеты Ан-24, Ан-26 (модели Ан-24РВ, Ан-26-100, 1986-1988 годов выпуска, последний капитальный ремонт проведен в 2009 году). Однако, ни один из имеющихся вертолетов не оснащен типовым медицинским модулем для проведения интенсивной терапии.
Для обеспечения своевременности оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) и эвакуации пациентов, проживающих в труднодоступных районах Иркутской области, Правительство Российской Федерации выделяет дополнительные субсидии субъектам Российской Федерации для приобретения летных часов у авиакомпаний, имеющих современное (не ранее 1 января 2014 года выпуска) воздушное судно типа Ми-8 или Ансат, оснащенное медицинским модулем.
Использование дополнительного воздушного судна, оборудованного медицинским модулем, позволит увеличить объем летных часов до 800 в год.
В результате планируется увеличить долю лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток и снизить показатель смертности населения, в том числе трудоспособного возраста.
1.2. Обеспечение санитарно-авиационной эвакуации населения из труднодоступных районов Иркутской области для своевременного оказания медицинской помощи
В Иркутской области санитарно-авиационная эвакуация реализуется в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - приказ N 388н).
Санитарно-авиационная эвакуация из районов, труднодоступных для оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания и стандартами медицинской помощи осуществляется в случаях:
а) тяжести состояния пациента, требующей его скорейшей доставки в медицинскую организацию, при наличии технической возможности использования авиационного транспорта и невозможности обеспечить санитарную эвакуацию в оптимальные сроки другими видами транспорта;
б) наличия противопоказаний к медицинской эвакуации пострадавшего наземным транспортом;
в) удаленности места происшествия от ближайшей медицинской организации на расстояние, не позволяющее доставить пациента в медицинскую организацию в возможно короткий срок;
г) климатических и географических особенностей места происшествия и отсутствия транспортной доступности;
д) масштабов происшествия, не позволяющих выездным бригадам скорой медицинской помощи осуществить медицинскую эвакуацию другими видами транспорта.
Санитарно-авиационная эвакуация осуществляется с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), а также из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания и стандартами медицинской помощи пациентам при угрожающих жизни состояниях, женщинам в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Выбор медицинской организации для доставки пациента при осуществлении медицинской эвакуации производится исходя из тяжести состояния пациента, минимальной по времени транспортной доступности до места расположения медицинской организации и профиля медицинской организации, куда будет доставляться пациент.
Служба оказания скорой специализированной санитарно-авиационной медицинской помощи и санитарно-авиационной эвакуации на территории области функционирует на базе ОГБУЗ "Центр медицины катастроф".
Услуги санитарно-авиационной эвакуации на территории Иркутской области оказываются авиационной компанией, выбранной на конкурсной основе.
В качестве авиационного транспорта используются вертолеты МИ-8. Финансирование расходов на осуществление санитарно-авиационной эвакуации из труднодоступных районов Иркутской области осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках настоящей подпрограммы.
Основное мероприятие 2. Строительство, реконструкция вертолетных площадок при медицинских организациях
2.1. Проведение мероприятий по подготовке к реконструкции и эксплуатации вертолетных площадок при медицинских организациях на условиях государственно-частного партнерства
Оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, частью которой является санитарно-авиационная эвакуация, реализуется в Иркутской области в соответствии с требованиями приказа N 388н.
В целях реализации мероприятий по обеспечению оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Иркутской области, разработана схема маршрутизации пациентов, госпитализируемых по экстренным показаниям в течение первых суток при жизнеугрожающих состояниях, которая включает в себя места базирования санитарной авиации в городе Иркутске, городе Братске, городе Киренске и городе Нижнеудинске (рис.1).
Между тем, для своевременной санитарно-авиационной эвакуации пациента в медицинскую организацию с целью обеспечения вышеуказанного порядка оказания медицинской помощи, который требует доставки пациента в возможно короткий срок от момента вызова, необходимо наличие вертолетной площадки при медицинских организациях, расположенных в труднодоступных районах Иркутской области.
Рисунок 1. Зоны обслуживания санитарной авиацией в Иркутской области
На территории Иркутской области имеются 35 вертолетных площадок, расположенных преимущественно в районных центрах муниципальных образований Иркутской области. Из них только 9 вертолетных площадок оборудованы согласно требованиям, предусмотренным Федеральными авиационными правилами "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 марта 2011 года N 69 (далее - Федеральные авиационные правила) и приспособлены к ночному старту: г.Бодайбо, г.Братск, г.Железногорск-Илимский, г.Киренск, г.Усть-Илимск, г.Усть-Кут, поселок Ербогачен, поселок Мама, село Казачинское. Оборудованные площадки с ночным стартом имеются также в вахтовых поселках Дулисминского и Верхнечонского нефтегазодобывающего комплекса. Остальные 26 площадок являются приспособленными (грунтовыми) и не оборудованы ночным стартом.
Кроме того, в северных территориях Иркутской области (Братский, Киренский, Катангский и Нижнеудинский (Тофалария) районы) санитарно-авиационная эвакуация пациентов осуществляется непосредственно из населенных пунктов, для чего посадка вертолета производится на грунт по решению командира воздушного судна.
Рисунок 2. Распределение вызовов санитарной авиации в разрезе муниципальных образований Иркутской области в 2015 году
Основными показаниями к санитарно-авиационной эвакуации являются тяжесть состояния пациента, удаленность места нахождения пациента на расстояние, не позволяющее доставить его в медицинскую организацию в возможно короткий срок и невозможность обеспечения санитарной эвакуации пациента в медицинскую организацию в возможно короткий срок иными видами транспорта, кроме авиационного.
В целях эффективного использования воздушного транспорта при вылетах, на санитарные задания направляются разнопрофильные бригады, например, акушерско-гинекологическая и взрослая реанимационная для оказания помощи большему числу пациентов. Кроме того, прорабатывается маршрут следования с двумя или тремя посадками в разных населенных пунктах, что позволяет оказывать помощь при одном вылете в нескольких медицинских организациях районов области.
Ниже приведены схемы маршрутизации пациентов, госпитализируемых по экстренным показаниям в течение первых суток при жизнеугрожающих состояниях.
Рисунок 3. Маршрутизация пациентов, госпитализируемых по экстренным показаниям в течение первых суток при травмах
Рисунок 4. Маршрутизация пациентов, госпитализируемых по экстренным показаниям в течение первых суток при перинатальной патологии
Рисунок 5. Маршрутизация пациентов, госпитализируемых по экстренным показаниям в течение первых суток при остром нарушении мозгового кровообращения и остром коронарном синдроме
В соответствии с современными требованиями персонал авиамедицинских бригад (27 врачей и средних медицинских работников), участвующих в санитарно-авиационной эвакуации в Иркутской области, в сентябре 2016 года обучен на выездном цикле повышения квалификации "Санитарно-авиационная эвакуация больных и пораженных". Цикл проведен преподавателями отдела методического обеспечения подготовки специалистов санитарной авиации ФГБУ ВЦМК "Защита". В процессе обучения проведены практические занятия на вертолете Ми-8 в аэропорту г.Иркутска на медицинском модуле, имеющемся в ФГКУ Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России в поселке Никола.
В рамках настоящего мероприятия планируется определение земельного участка вблизи медицинской организации и закрепление его за медицинской организацией (на праве оперативного управления/договора аренды/договора безвозмездного пользования/на иных основаниях) для строительства вертолетной площадки в рамках государственно-частного партнерства и/или определение действующей вблизи медицинской организации вертолетной площадки, с целью ее реконструкции также с применением механизмов государственно-частного партнерства для приведения в соответствие с требованиям Федеральных авиационных правил.
Раздел 3. Меры государственного регулирования,
направленные на достижение цели и задач подпрограммы
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Сведения о ресурсном обеспечении подпрограммы приведены в приложении 16 к государственной программе "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Иркутской области за счет средств областного бюджета" и в приложении 17 к государственной программе "Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации государственной программы Иркутской области за счет всех источников финансирования.".
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Иркутской области от 15 июня 2017 г. N 399-пп "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.