Распоряжение Правительства Иркутской области
от 18 октября 2017 г. N 563-рп
"Об утверждении долговой политики Иркутской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"
В целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Иркутской области, в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1482, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:
1. Утвердить долговую политику Иркутской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (прилагается).
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Иркутской области от 27 февраля 2017 года N 123-рп "Об утверждении долговой политики Иркутской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов".
3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная".
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2018 года.
Первый заместитель Губернатора Иркутской |
Р.Н.Болотов |
Утверждена
распоряжением Правительства Иркутской области
от 18 октября 2017 года N 563-рп
Долговая политика Иркутской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Глава 1. Общие положения
1. Под долговой политикой Иркутской области понимается стратегия управления государственным долгом Иркутской области, направленная на поддержание объема государственного долга Иркутской области на оптимальном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания и равномерное распределение во времени платежей, связанных с его погашением и обслуживанием, а также снижение влияния долговой нагрузки на областной бюджет.
2. Качественное управление государственным долгом Иркутской области позволит обеспечить отсутствие просроченных долговых обязательств и создать прозрачную систему управления государственным долгом Иркутской области.
3. Долговая политика Иркутской области является неотъемлемой частью основных направлений бюджетной и налоговой политики Иркутской области.
Глава 2. Итоги реализации долговой политики Иркутской области в 2014 - 2017 годах
4. Рост государственного долга Иркутской области в 2014 - 2015 годах связан с замедлением темпов роста экономики и увеличением расходных обязательств областного бюджета, в том числе в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации, принятых в мае 2012 года.
В Иркутской области с 2014 года разработан комплекс мер по совершенствованию долговой политики Иркутской области в 2014 - 2016 годах (далее - Комплекс мер), в составе которого установлены более жесткие ограничения по отношению к принятым Бюджетным кодексом Российской Федерации, а именно:
поддержание уровня государственного долга Иркутской области в пределах, не превышающих 50 процентов общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений;
поддержание расходов на обслуживание - не более пяти процентов общего объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С 2016 года в рамках реализации долговой политики Иркутской области за основу ограничений по уровню государственного долга Иркутской области, расходов на его обслуживание, а также размеру дефицита областного бюджета взяты целевые показатели, установленные соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов, заключенными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области с Министерством финансов Российской Федерации (далее - Соглашения).
Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в период 2014 - 2017 годов представлены в таблице:
N п/п |
Наименование показателя |
В соответствии с Комплексом мер |
В соответствии с Соглашениями |
||||||
на 01.01.2015 г. |
на 01.01.2016 г. |
на 01.01.2017 г. |
Фактическое значение на 01.10.2017 г. |
Плановое значение на 01.01.2018 г. |
|||||
Плановое значение |
Фактическое значение |
Плановое значение |
Фактическое значение |
Плановое значение |
Фактическое значение |
||||
1 |
Отношение объема государственного долга Иркутской области к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<=50 |
14,4 |
<=50 |
25,3 |
<=32 |
17,7 |
13,1 |
<=25 |
2 |
Отношение расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к расходам областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, % |
<=5 |
0,2 |
<=5 |
0,7 |
<=5 |
0,7 |
0,3 |
<=5 |
3 |
Отношение дефицита областного бюджета к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<=15 |
13,3 |
<=15 |
10,6 |
<=10 |
(*) |
(**) |
<=10 |
* По итогам исполнения областного бюджета за 2016 год сложился профицит областного бюджета в объеме 2 079,2 млн. рублей.
** По итогам исполнения областного бюджета за 9 месяцев 2017 года сложился профицит областного бюджета в объеме 8 304,8 млн. рублей.
5. Одной из основных задач в период 2014 - 2017 годов являлось использование долговых инструментов, отвечающих требованиям оптимизации структуры государственного долга Иркутской области, в целях минимизации стоимости его обслуживания.
В целях поддержания ликвидности областного бюджета активно использовались краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета через территориальные органы Федерального казначейства по ставке 0,1 процента годовых.
Для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета, применялся механизм временного заимствования средств со счетов бюджетных и автономных учреждений Иркутской области.
В целях замещения части государственного долга Иркутской области по кредитам кредитных организаций в период 2015 - 2017 годов Иркутской области были предоставлены бюджетные кредиты по ставке 0,1 процента годовых сроком кредитования от трех до пяти лет в общем объеме 7,3 млрд. рублей.
В 2016 году, впервые за последние семь лет, осуществлен выпуск государственных облигаций Иркутской области в объеме 5,0 млрд. рублей по ставке купонного дохода 9,25 процента годовых сроком обращения пять лет, что позволило, помимо решения задачи минимизации расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области, включить в состав кредитного портфеля Иркутской области долгосрочный инструмент заимствования и привлечь широкий круг инвесторов.
Экономия расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области в результате проведенных мероприятий по минимизации стоимости обслуживания долговых обязательств по отношению к первоначально планируемым значениям в областном бюджете в 2014 - 2015 годах составила 831,7 млн. рублей и 580,9 млн. рублей соответственно.
В 2016 году сложившаяся благоприятная конъюнктура на рынке финансовых услуг и снижение государственного долга Иркутской области по сравнению с 2015 годом ("-" 2 331,1 млн. рублей) позволили достичь экономии бюджетных средств по расходам на обслуживание в сумме 993,6 млн. рублей.
По состоянию на 1 октября 2017 года государственный долг Иркутской области по отношению к 1 января 2017 года снижен до 13 778,6 млн. рублей ("-" 5 006,9 млн. рублей), экономия расходов на его обслуживание составила 1 090,1 млн. рублей.
6. Наличие кредитного рейтинга, присвоенного международным агентством, позволяет осуществлять государственные заимствования на более выгодных условиях, а также является существенным фактором, влияющим на стоимость их обслуживания.
В 2017 году кредитный рейтинг Иркутской области подтвержден на уровне "ВВ", прогноз по рейтингу "Стабильный", чему послужило улучшение ситуации с наполняемостью областного бюджета собственными доходными источниками и, как следствие, снижение размера дефицита областного бюджета, объема государственного долга Иркутской области и расходов на его обслуживание.
Глава 3. Цели долговой политики Иркутской области
7. Стратегической целью долговой политики Иркутской области является обеспечение потребностей областного бюджета в заемном финансировании при соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
8. Целями долговой политики Иркутской области являются:
1) достижение приемлемого, экономически обоснованного объема и структуры государственного долга Иркутской области;
2) своевременное исполнение долговых обязательств Иркутской области;
3) обеспечение открытости и доступности информации о состоянии государственного долга Иркутской области.
Глава 4. Основные направления долговой политики Иркутской области
9. Основными направлениями долговой политики Иркутской области являются:
1) поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения:
общего объема долговых обязательств Иркутской области, в том числе объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Иркутской области и кредитам, полученным от кредитных организаций, на уровне, не превышающем параметры, указанные в таблице:
Наименование параметра |
На 01.01.2019 г. |
На 01.01.2020 г. |
На 01.01.2021 г. |
Общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<=33 |
<=38 |
<=41 |
Доля долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг Иркутской области и кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<=29 |
<=36 |
<=39 |
общего объема расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем пять процентов общего объема расходов областного бюджета;
годовой суммы платежей по погашению (без учета краткосрочных заимствований в течение финансового года) и обслуживанию государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем 13 процентов общего объема налоговых, неналоговых доходов с учетом дотаций;
сохранения дефицита областного бюджета на уровне, не превышающем 10 процентов от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений;
2) осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований;
3) оценка способности областного бюджета исполнять долговые обязательства (как действующие, так и планируемые к принятию) с учетом доступности финансовых ресурсов на рынке капитала с приемлемыми условиями по срочности и стоимости;
4) снижение долговой нагрузки и оптимизация общего объема заимствований путем первоочередного направления дополнительных доходов и (или) экономии расходов при исполнении областного бюджета на сокращение объема государственного долга Иркутской области;
5) использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Иркутской области, среди которых:
осуществление досрочного выкупа облигационных займов и досрочного погашения долговых обязательств Иркутской области;
сокращение объема заимствований с учетом результатов исполнения областного бюджета;
диверсификация долгового портфеля Иркутской области за счет использования различных видов заимствований в зависимости от изменений на рынке капитала;
использование возможности осуществления реструктуризации и рефинансирования задолженности по долговым обязательствам Иркутской области;
6) обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств Иркутской области;
7) минимизация стоимости заимствований за счет:
организации конкурентных процедур на право заключения государственных контрактов по оказанию финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов для финансирования дефицита областного бюджета;
взаимодействия с кредитными организациями по вопросам снижения стоимости привлеченных кредитных ресурсов в случаях соответствующих изменений на рынке капитала;
взаимодействия с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению бюджетных кредитов из федерального бюджета, в том числе на замещение долговых обязательств Иркутской области по коммерческим заимствованиям;
использования механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета;
8) управление ликвидностью областного бюджета в целях сглаживания объемов платежей по привлечению и погашению государственного долга Иркутской области за счет:
введения жесткого платежного календаря, позволяющего приблизить дату основной нагрузки на областной бюджет к срокам уплаты основных налогов и, как следствие, отодвинуть сроки привлечения государственных заимствований;
внедрения подневной модели кассовых расходов и доходов, позволяющей планировать государственные заимствования в момент образования кассовых разрывов;
временного заимствования средств со счетов бюджетных и автономных учреждений Иркутской области;
9) осуществление дальнейшей реализации программы оптимизации расходов областного бюджета на 2017 - 2019 годы, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 29 марта 2017 года N 173-рп;
10) поддержание репутации Иркутской области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности - осуществление мероприятий, направленных на повышение кредитного рейтинга Иркутской области.
Глава 5. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Иркутской области
10. Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики Иркутской области (далее - Риски), являются:
1) риск недостаточного поступления доходов в областной бюджет;
2) риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
3) риск снижения ликвидности рынка капитала.
11. Основной целью управления Рисками является стабилизация показателей долговой устойчивости Иркутской области за счет:
1) снижения объемов финансирования бюджетных обязательств за счет привлечения заемных средств;
2) сглаживания объемов платежей по погашению долговых обязательств Иркутской области и удлинение сроков привлечения кредитных ресурсов;
3) совершенствования системы управления государственным долгом Иркутской области.
12. Основные меры, принимаемые в отношении управления Рисками:
1) проведение аналитической работы, мониторинга рыночной конъюнктуры с целью прогнозирования рисков;
2) осуществление планирования государственных заимствований с проведением "стресс"-тестирования кредитного портфеля при разных сценарных условиях прогнозирования основных параметров областного бюджета и ожидаемой конъюнктуры на финансовых рынках;
3) использование стратегии, направленной на осуществление государственных заимствований с плавающими процентными ставками, позволяющих минимизировать необходимость рефинансирования долговых обязательств.
Учитывая, что риск кредитного портфеля Иркутской области во многом определяется наполняемостью областного бюджета доходными источниками, Иркутская область планирует продолжить практику использования бюджетных кредитов для пополнения остатков средств на счетах областного бюджета через территориальные органы Федерального казначейства для обеспечения покрытия кассовых разрывов при исполнении областного бюджета, а также в целях своевременного погашения долговых обязательств.
Глава 6. Ожидаемые результаты реализации долговой политики Иркутской области
13. Реализация долговой политики Иркутской области позволит:
1) поддерживать высокий уровень долговой устойчивости с учетом всех обозначенных рисков;
2) сохранить объем расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем пять процентов общего объема расходов областного бюджета;
3) поддерживать величину государственного долга Иркутской области в пределах обозначенных параметров;
4) диверсифицировать объем государственного долга Иркутской области в сторону увеличения доли долгосрочных видов заимствований;
5) не допускать единовременного отвлечения значительного объема средств областного бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Иркутской области;
6) оптимизировать структуру государственного долга Иркутской области с целью минимизации расходов на его обслуживание;
7) создать предпосылки для повышения кредитного рейтинга Иркутской области;
8) обеспечить открытость и доступность информации о государственном долге Иркутской области.
Заместитель Председателя Правительства Иркутской области |
А.Б.Логашов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Иркутской области от 18 октября 2017 г. N 563-рп "Об утверждении долговой политики Иркутской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2018 г.
Текст распоряжения опубликован в газете "Областная" от 30 октября 2017 г. N 122
Распоряжением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г. N 831-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Иркутской области от 4 июня 2018 г. N 389-рп
Изменения вступают в силу с 4 июня 2018 г.