Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Муниципальная программа "Формирование комфортной городской среды города Иркутска на 2018 - 2022 годы" (далее - Программа) решает вопросы комплексного благоустройства территории города Иркутска, учитывает необходимость создания комфортной и качественной городской среды, генерирующей положительное эмоциональное восприятие города, а также предусматривает вовлечение граждан, организаций в реализацию мероприятий по формированию комфортной городской среды города Иркутска.
Начиная с 2017 года, комплексное развитие городской среды и повышение уровня благоустройства территории города Иркутска осуществляется в рамках реализации приоритетного проекта Российской Федерации "Формирование комфортной городской среды" через муниципальную программу "Формирование комфортной городской среды города Иркутска на 2017 год". Кроме того обеспечение надлежащего состояния и эксплуатации элементов благоустройства на территории муниципального образования (организация уборки мусора, освещение, озеленение общественных территорий), содержание объектов благоустройства и поддержание территории города Иркутска в надлежащем, комфортном состоянии обеспечивается за счет реализации отдельных мероприятий муниципальных программ города Иркутска "Эко-логичный город на 2013 - 2019 годы" (подпрограмма "Комфортная городская среда", подпрограмма "Зеленый город"), "Дороги города Иркутска на 2013 - 2019 годы", "Системы жизнеобеспечения города Иркутска на 2013 - 2019 годы" (подпрограмма "Светлый город").
Настоящая Программа разработана с учетом реализуемых на территории города Иркутска приоритетов муниципальной политики в сфере благоустройства и создания комфортных условий для проживания граждан и направлена на реализацию приоритетного проекта Российской Федерации "Формирование комфортной городской среды".
Основной задачей формирования комфортной городской среды на последующие пять лет до 2022 года является продолжение работы по созданию, содержанию и развитию территорий и объектов благоустройства в городе Иркутске, включая объекты, находящиеся в частной собственности, и прилегающие к ним территории, а также совершенствование внешнего облика города путем улучшения архитектурных решений, реализации инвестиционных проектов, привлечения на реализацию проектов благоустройства финансовых ресурсов из разных источников.
В целях организации процесса комплексного благоустройства проведена оценка состояния (инвентаризация) сферы благоустройства на территории города Иркутска, по результатам которой определены ключевые проблемы и общее состояние городской среды.
В городе Иркутске нет единой организованной системы озелененных и благоустроенных пространств. Зеленые зоны расположены на городской территории неравномерно и не связаны между собой. Система рекреационных зон города Иркутска представлена различными по качеству озеленения и благоустройства территориями. Некоторые территории озелененные, но не благоустроенные, другие наоборот - благоустроенные, но не озелененные.
Площадь зеленых насаждений общего пользования в городе Иркутске представлена существующими территориями парков, скверов и бульваров в количестве 287,3 га и существующими территориями, предназначенными для отдыха и туризма, 42,4 га. Нормативная обеспеченность озелененными территориями общего пользования составляет 16 кв. м / чел (из них 10 кв. м / чел - общегородские территории, 6 кв. м / чел - территории жилых районов).
Иркутск располагает значительными резервами для организации рекреационных зон и озелененных территорий общего пользования. Особую роль в зеленом каркасе города занимают прибрежные территории вдоль рек Ангара, Ушаковка, Иркут, а также островные и полуостровные территории в их акватории. Такие участки являются наиболее привлекательными для жителей города и требуют особого отношения. Непрерывность и качество организации зеленого каркаса обеспечивает формирование востребованной жителями и туристами системы пешеходно-велосипедных маршрутов.
Одна из важнейших архитектурно-планировочных задач развития города - улучшение архитектурно-эстетического характера городской среды, в том числе совершенствование архитектурного облика жилых микрорайонов города. Подготовка качественной проектной документации по благоустройству территорий требует актуализации топографического плана города Иркутска в связи с большим количеством земельных работ, проведенных в предшествующие проектированию годы в планируемых границах благоустройства либо рядом. Обновление топографической основы в масштабе 1:500 территорий, планируемых к благоустройству, позволит получить актуальную информацию о высотных отметках и о текущем состоянии инженерных сетей.
Город Иркутск подразделяется на пять районов (Ленинский, Октябрьский, Куйбышевский, Кировский и Свердловский). Жилая функционально-планировочная структура города представлена крупными жилыми образованиями в Ленинском районе, высокоплотной жилой застройкой Октябрьского района; в Свердловском районе можно выделить достаточно крупный жилой массив Студгородка и небольшие микрорайоны юго-западной части города, сложившиеся от раздробленной геоморфологической структуры местности. Наиболее низкоплотная жилая застройка сложилась в Куйбышевском районе.
В настоящее время значительная доля земельных участков под многоквартирными домами в городе Иркутске не поставлена на кадастровый учет. Для целей межевания территории города Иркутска и дальнейшей постановки земельных участков под многоквартирными домами на кадастровый учет согласно действующему законодательству, комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска разработан и утвержден график подготовки и утверждения документации по планировке территории города Иркутска на период 2016 - 2019 гг.
Плотные кварталы многоэтажной жилой застройки зачастую недостаточно обеспечивают потребности в социальных объектах и объектах бытового обслуживания. На сегодняшний день требуется комплексный подход к развитию жилых территорий города с формированием разной типологии жилья, что могло бы повысить комфорт городской среды. При этом особое внимание необходимо уделять благоустройству дворовых территорий.
Так, состояние наружного освещения города Иркутска, в том числе дворовых территорий, требует качественного улучшения. Это вызвано тем, что физическое и моральное устаревание оборудования значительно опережает темпы объемов его строительства, капитального ремонта и модернизации. Сложившееся отставание необходимо устранять, учитывая, что наружное освещение является важным компонентом комфорта и безопасности граждан в темное время суток.
В связи с постоянным увеличением количества индивидуальных автотранспортных средств, остро встал вопрос о нехватке парковочных мест на дворовых территориях. Проведение работ по строительству автостоянок на дворовых территориях, расширению существующих парковок позволит в дальнейшем "разгрузить" дворовые территории и обеспечить комфортные условия проживания для жителей многоквартирных домов.
В наибольшей степени востребованными являются мероприятия Программы по оснащению дворовых территорий тротуарами (дорожно-тропиночной сетью), временными парковками для автомобилей, качественными проездами. Кроме того при полном отсутствии площадок для выгула домашних животных, потребность в их обустройстве становится все более актуальной при обращении жителей города с заявлениями о включении дворовых территорий в Программу.
Ранее осуществляемые на территории города Иркутска мероприятия по благоустройству дворовых территорий позволили обеспечить дворы многоквартирных жилых домов детскими и спортивными площадками, кортами, что в значительной степени снизило потребность в их обустройстве в рамках реализации настоящей Программы. Тем не менее необходимость обустройства детских, спортивных площадок на территории жилой застройки в городе Иркутске остается актуальной и должна учитываться при разработке дизайн-проектов благоустройства дворовых и общественных территорий.
Кроме того существует потребность в обеспечении не только функционального наполнения дворовых территорий многоквартирных домов (обустройство детских и спортивных площадок), но и организации площадок, специально оборудованных для отдыха, общения и проведения досуга разными группами населения и обеспечивающих комфортное времяпрепровождение (наличие зон с удобными скамейками для отдыха, привлекательный вид).
При оценке состояния сферы благоустройства на территории города Иркутска в 2017 году определены следующие показатели:
Таблица 2
Показатели состояния сферы благоустройства на территории города Иркутска по состоянию на 1 октября 2017 года
В 2017 году в рамках реализации муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды города Иркутска на 2017 год" проводится благоустройство 13 городских общественных пространств (территорий парков, скверов и бульваров) и 87 дворовых территорий многоквартирных домов в городе Иркутске. Кроме того в рамках иных мероприятий, предусмотренных за счет средств бюджета города Иркутска, проводится ремонт асфальтового покрытия 121 дворовой территории, запланировано обновление топографической основы территорий общественных пространств. В настоящее время осуществлено проектирование и разработано 198 дизайн-проектов дворовых территорий, из которых 87 утверждены в установленном порядке, и 13 дизайн-проектов общественных пространств (в том числе с механизмом соучаствующего проектирования).
Основными принципами разработки Программы на 2018 - 2022 годы является выработка единого, комплексного подхода к формированию современной комфортной городской среды в городе Иркутске, эффективное применение мер государственной и областной поддержки в рамках реализации приоритетного проекта Российской Федерации "Формирование комфортной городской среды", оптимизация существующих и создание новых механизмов по привлечению жителей города к благоустройству дворовых и общественных территорий, формирование среди жителей ответственности за сохранение и развитие территории своего проживания.
По состоянию на 01.07.2017 года в городе Иркутске зарегистрировано 78 органов территориального общественного самоуправления (далее - ТОС), в том числе 22 - на территории частного сектора. Количество жителей города, участвующих в осуществлении деятельности ТОС, составляет 147 745 человек (24% от общего числа жителей города Иркутска). В целях вовлечения органов ТОС и инициативных групп граждан по созданию ТОС в решение наиболее значимых вопросов формирования комфортной городской среды проводятся постоянные совещания и обсуждения. Вовлечение жителей города, ТОС и бизнес-сообщества в определение целей и задач развития территории и реализацию проектов развития городской среды способствует повышению эффективности проектных решений и использования бюджетных средств, развитию диалога муниципалитета, бизнеса и горожан, снижению рисков градостроительных конфликтов, удовлетворению граждан и бизнес-сообщества от участия в принятии градостроительных решений.
В целях создания условий для повышения гражданской активности населения, организаций и вовлечения общественности в реализацию мероприятий по формированию комфортной городской среды города Иркутска, а также с целью развития системы социального и информационного партнерства, внедрения и развития инновационных форм взаимодействия населения и органов местного самоуправления необходимо организовать информирование местного населения, в том числе путем размещения информации в сети Интернет и организации общественных семинаров и обсуждений о реализации проектов благоустройства на территории города Иркутска, возможности участия в этом процессе, представления собственных предложений по благоустройству территорий, а также о муниципальной поддержке мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами и органами ТОС, готовыми принять трудовое участие в указанных мероприятиях. Учитывая необходимость комплексного решения проблем благоустройства дворовых территорий, следует проводить активную работу по информированию населения, в том числе с вовлечением в этот процесс управляющих организаций города Иркутска, с целью привлечения как можно большего количества жителей многоквартирных домов к участию в разработке и реализации проектов благоустройства. Своевременное информирование позволит привлечь к мероприятиям по благоустройству и профессиональное сообщество, и жителей города.
Ключевую роль в создании и управлении городской средой играет участие жителей города в обсуждении проектов благоустройства дворовых территорий и общественных пространств (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий). При организации общественных обсуждений не допускаются случаи проведения формальных мероприятий без реального вовлечения в них граждан и представителей предпринимательского сообщества. Должен быть обеспечен принципиально новый уровень взаимодействия с общественностью и учет результатов общественных обсуждений при принятии решений, касающихся городской среды.
Также необходима активизация применения практики социологических и иных исследований, предваряющих проектирование благоустройства городских пространств, для выявления потребностей и спроса населения в реализации комплексных проектов благоустройства и оценки текущего состояния сферы благоустройства.
Подход к формированию качественной городской среды, обеспечивающей комфорт повседневной городской жизни для различных слоев населения, включает в себя взаимодействие с организациями и физическими лицами также по вопросу реализации мероприятий Программы, не требующих специального финансирования из городского бюджета (ликвидация вывесок, баннеров, объявлений, нарушающих архитектурный облик зданий, разработка правил уборки территорий, прилегающих к коммерческим объектам и т. д.), а также по вопросу благоустройства территорий индивидуальной жилой застройки и территорий в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с требованиями Правил благоустройства.
В 2018 - 2022 годах планируется сохранить практику благоустройства общественных территорий за счет привлекаемых внебюджетных источников как один из перспективных механизмов по улучшению качества городской среды в Иркутске. Привлечение внебюджетных источников финансирования мероприятий осуществляется на основании соглашений о социально-экономическом сотрудничестве.
Использование программно-целевого метода в рамках реализации Программы позволит:
- эффективно управлять бюджетными средствами, выделяемыми на реализацию мероприятий Программы;
- координировать весь комплекс мероприятий, направленных на реализацию обозначенных в Программе задач;
- гибко реагировать на возможные изменения внешней и внутренней среды;
- осуществлять объективный контроль реализации Программы в соответствии с четко обозначенными критериями достижения цели и целевыми индикаторами Программы.
Программа направлена на обеспечение благоустройства и повышение уровня комфортности территорий города Иркутска, что соответствует приоритетам Программы комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы: "Развитие гармоничной городской среды, генерирующей положительное эмоциональное восприятие города и привлекающей в город представителей "креативного" класса".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.