Постановление администрации города Братска Иркутской области
от 8 ноября 2017 г. N 1730
"Об утверждении муниципальной программы города Братска "Здоровье" на 2020 - 2024 годы"
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядком разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ города Братска, утвержденным постановлением администрации муниципального образования города Братска от 23.07.2013 N 1958, руководствуясь статьями 8, 37, 38, 43, 65 Устава муниципального образования города Братска, администрация муниципального образования города Братска постановляет
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу города Братска "Здоровье" на 2020 - 2024 годы.
1.1. Установить расходные обязательства муниципального образования города Братска по вопросам местного значения в сфере охраны здоровья населения города Братска (далее - расходные обязательства) и включить их в реестр расходных обязательств муниципального образования города Братска.
1.2. Осуществлять финансовое обеспечение расходных обязательств за счет средств бюджета города Братска в объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных муниципальной программой "Здоровье" на 2020 - 2024 годы (далее - Программа).
1.3. Главными распорядителями бюджетных средств, уполномоченными на использование бюджетных средств, определить ответственных исполнителей и исполнителей Программы.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации по социальным вопросам Зубакову М.А.
И.о. мэра города Братска |
Л.Н.Урезалова |
Утверждена
постановлением администрации
муниципального образования
города Братска
от 08.11.2017 N 1730
Муниципальная программа города Братска "Здоровье" на 2014 - 2018 годы
Глава 1. Паспорт муниципальной программы
N п/п |
Наименование характеристик муниципальной программы |
Содержание характеристик муниципальной программы |
1 |
2 |
3 |
1. |
Правовое основание разработки муниципальной программы |
1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". 2. Закон Иркутской области от 05.03.2010 N 4-ОЗ "Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области". 3. Устав муниципального образования города Братска. 4 Среднесрочный план социально-экономического развития города Братска на 2013 - 2017 годы, утвержденный решением Думы города Братска от 21.06.2013 N 547/г-Д. 5. Решение Думы города Братска от 25.03.2011 N 211/г-Д "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан города Братска". 6. Перечень муниципальных программ города Братска, планируемых к реализации с 2014 года, утвержденный постановлением администрации муниципального образования города Братска от 23.07.2013 N 1957 |
2. |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация города Братска |
3. |
Участники муниципальной программы |
1. Управление социальной политики администрации города Братска (далее - управление социальной политики). 2. Областные государственные учреждения здравоохранения, расположенные на территории города Братска (далее - учреждения здравоохранения) (по согласованию). |
4. |
Цель муниципальной программы |
Создание условий для оказания медицинской помощи населению города Братска |
5. |
Задачи муниципальной программы |
1. Создание благоприятных условий для привлечения и закрепления медицинских работников; 2. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения |
6. |
Подпрограммы муниципальной программы |
1. Подпрограмма 1 "Медицинские кадры". 2. Подпрограмма 2 "Профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения". |
7. |
Сроки реализации муниципальной программы |
2020 - 2024 годы |
8. |
Объем и источники финансирования муниципальной программы |
Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 78 000,0 тыс. руб., в том числе: 1) по подпрограммам: а) подпрограмма 1 "Медицинские кадры" - 76 000,0 тыс. руб.; б) подпрограмма 2 "Профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения" - 2 000,0 тыс. руб.; 2) по годам реализации: а) 2020 год - 15 000,0 тыс. руб.; б) 2021 год - 15 000,0 тыс. руб.; в) 2022 год - 15 000,0 тыс. руб.; г) 2023 год - 15 000,0 тыс. руб.; д) 2024 год - 18 000,0 тыс. руб.; 3) по источникам финансирования: бюджет города Братска - 78 000,0 тыс. руб. |
9. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
1. Увеличение обеспеченности врачами в расчете на 10 тыс. населения до 25,5; 2. Увеличение доли молодых врачей в возрасте до 35 лет от общей численности врачебных кадров до 22,8%; 3. Снижение уровня смертности в расчете на 1 000 населения от всех причин до 12,6; 4. Увеличение доли населения, информированного о факторах риска заболеваний и о мерах профилактики до 44%. |
Глава 2. Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы
Законом Иркутской области от 05.03.2010 N 4-ОЗ "Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области" определены полномочия и ответственность органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для оказания медицинской помощи населению.
Основным полномочием, стоящим перед администрацией города Братска в создании условий для оказания медицинской помощи населению, является создание благоприятных условий для привлечения в учреждения здравоохранения квалифицированных врачебных кадров. Сохраняющийся на протяжении последних лет недостаток врачебных кадров приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи, в результате растет количество обоснованных жалоб на невозможность своевременного получения медицинской помощи.
Сегодня администрацией города Братска, в рамках утвержденных полномочий в сфере здравоохранения, проводится большая работа по созданию условий в целях привлечения медицинских работников: принят ряд нормативно-правовых актов, разработана система дополнительных мер социальной поддержки, ведется деятельность по повышению престижа профессии медицинских работников. Реализация комплекса мер способствовала привлечению в город более 250 врачей различных специальностей, но при этом их недостаток продолжает сохраняться, что подтверждает необходимость продолжить работу по привлечению врачей в город Братск.
Вторым важным полномочием в создании условий для оказания медицинской помощи является участие в мероприятиях по информированию населения о профилактике заболеваний. Профилактика является важнейшим фактором сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, а также экономии финансовых и материальных ресурсов. Высокие показатели смертности, заболеваемости, рост инвалидности населения, в том числе трудоспособного возраста; низкие показатели репродуктивного здоровья населения и здоровья новорожденных - это прямое свидетельство низкой приверженности населения к сохранению собственного здоровья. Отсутствие
мотивированного ценностного отношения к собственному здоровью как к необходимому жизненному ресурсу препятствует формированию среди населения здорового образа жизни.
Большое влияние на состояние общественного здоровья имеют поведенческие факторы и вредные привычки: распространенность алкоголизма, табакокурения, отсутствие интереса к занятиям физической культурой среди значительной части населения.
Сохраняется высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте. В заболеваемости населения увеличивается доля невротических и психических расстройств, по причине употребления алкоголя, психотропных веществ. В связи с этим возрастает роль информирования граждан о факторах риска для их здоровья, формирования мотивации к ведению здорового образа жизни, снижения уровней факторов риска неинфекционных заболеваний. Анализ причин смертности и заболеваемости населения указывает на необходимость принятия стратегических решений в отношении профилактики социально значимых заболеваний.
Решение обозначенных проблем в сфере здравоохранения требует комплексного подхода, планомерного, поэтапного достижения поставленных задач. Учитывая снижение доступности медицинской помощи ввиду низкой обеспеченности учреждений здравоохранения врачебными кадрами, низкую приверженность населения города Братска к здоровому образу жизни, для осуществления полномочий органами местного самоуправления в сфере охраны здоровья требуется разработка и реализация муниципальной программы.
Глава 3. Цель, задачи и перечень подпрограмм муниципальной программы
Целью муниципальной программы является создание условий для оказания медицинской помощи населению города Братска.
Достижение цели муниципальной программы возможно посредством решения следующих задач:
1) создание благоприятных условий для привлечения и закрепления медицинских работников;
2) профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения.
Решение каждой задачи муниципальной программы планируется обеспечить в рамках следующих подпрограмм, являющихся составной частью муниципальной программы:
1) подпрограммы 1 "Медицинские кадры" (далее - подпрограмма 1);
2) подпрограммы 2 "Профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения" (далее - подпрограмма 2).
Глава 4. Объем и источники финансирования муниципальной программы
Финансирование муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета города Братска.
Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 78 000,0 тыс. руб.
Распределение объема финансирования муниципальной программы по источникам финансирования, годам и подпрограммам представлено в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
Глава 5. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
В результате реализации муниципальной программы ожидается:
1. Увеличить обеспеченность врачами в расчете на 10 тыс. населения до 25,5.
2. Увеличить долю молодых врачей в возрасте до 35 лет от общей численности врачей до 22,8%.
3. Снизить уровень смертности в расчете на 1 000 населения от всех причин до 12,6.
4. Увеличить долю населения, информированного о факторах риска заболеваний и о мерах профилактики до 44%.
Количественные показатели результативности муниципальной программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели результативности муниципальной программы
N п/п |
Наименование показателя результативности |
Ед. изм. |
Базовое значение за 2019 год (оценка) |
Планируемое значение по годам |
||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Обеспеченность врачами |
врачей в расчете на 10 тыс. населения |
25,0 |
25,1 |
25,2 |
25,3 |
25,4 |
25,5 |
2. |
Доля молодых врачей в возрасте до 35 лет |
% |
22,3 |
22,4 |
22,5 |
22,6 |
22,7 |
22,8 |
3. |
Уровень смертности от всех причин |
случаев в расчете на 1 000 населения |
13,1 |
13,0 |
12,9 |
12,8 |
12,7 |
12,6 |
4. |
Доля населения, информированного о факторах риска заболеваний и о мерах профилактики |
% |
41,9 |
42,0 |
42,5 |
43,0 |
43,5 |
44,0 |
Методика расчета показателей результативности
Расчет показателей проводится по итогам года на основе анализа статистической учетно-отчетной документации (форма N 30), данных учреждений здравоохранения, переписи населения.
Показатель "Обеспеченность врачебными кадрами" рассчитывается по формуле:
,
где: - обеспеченность учреждений здравоохранения врачами;
- численность врачей учреждений здравоохранения (чел);
- численность постоянного населения города Братска за отчетный период (чел).
Показатель "Доля молодых врачей в возрасте до 35 лет" рассчитывается по формуле:
где: - доля молодых врачей в возрасте до 35 лет;
- численность молодых врачей в возрасте до 35 лет (чел);
- общая численность врачей (чел).
Показатель "Смертность от всех причин" рассчитывается по формуле:
,
где: - общая смертность от всех причин;
- общее число умерших от всех причин смерти в течение года;
- среднегодовая численность населения города Братска за отчетный период (чел).
Показатель "Доля населения, информированного о факторах риска заболеваний и о мерах профилактики" рассчитывается по формуле:
,
где: - доля населения, информированного о факторах риска заболеваний и о мерах профилактики;
- число информированного населения о факторах риска заболеваний и о мерах профилактики;
- среднегодовая численность населения города Братска за отчетный период (чел).
Глава 6. Риски реализации муниципальной программы
Важным условием успешной реализации муниципальной программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы.
Реализация муниципальной программы может быть подвержена влиянию следующих рисков:
1) финансового риска, связанного с возникновением бюджетного дефицита, инвестированием бюджетных расходов на установленные сферы деятельности, соответственно, недостаточным уровнем финансирования мероприятий муниципальной программы.
Способы ограничения финансового риска:
а) ежегодное уточнение объема финансовых средств исходя из возможностей бюджета города Братска;
б) определение наиболее значимых мероприятий для первоочередного финансирования;
в) привлечение внебюджетных источников финансирования;
2) риска, связанного с изменениями законодательства (как на федеральном, так и на региональном уровне). Влияние данного риска на результаты муниципальной программы может быть минимизировано путем осуществления мониторинга планируемых изменений законодательства;
3) административного риска, связанного с неправомерными либо несвоевременными действиями людей, непосредственно или косвенно связанных с исполнением мероприятий муниципальной программы. Для минимизации данного риска будет осуществляться мониторинг реализации муниципальной программы.
Меры по минимизации остальных возможных рисков, связанных со спецификой цели и задач муниципальной программы, будут приниматься в ходе оперативного управления реализации муниципальной программы.
Глава 7. Подпрограмма 1. "Медицинские кадры"
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 1
Современное качественное доступное здравоохранение - одно из условий развития общества и государства. Уровень качества системы здравоохранения зависит от многих факторов: состояния материально-технической базы, финансово-экономических условий функционирования учреждений, однако в первую очередь определяется уровнем обеспеченности врачебными кадрами.
Существующая низкая обеспеченность врачами является одной из главных проблем учреждений здравоохранения, которая приводит в целом к снижению эффективности деятельности учреждений здравоохранения и в результате - к снижению удовлетворенности населения медицинской помощью.
По состоянию на 01.01.2017 года в учреждениях здравоохранения работает 3545 медицинских работников, из них 684 врача. Из общей численности врачей 605 врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и 79 врачей, оказывающих специализированную помощь в диспансерах и иных учреждениях.
Показатель обеспеченности врачами в городе Братске сохраняется на уровне 25,0 в расчете на 10 тыс. населения, при показателе по Иркутской области 36,4, в среднем по Российской Федерации 37,2.
С целью снижения дефицита врачей в государственных учреждениях здравоохранения, создания привлекательных социально-экономических условий для привлечения в отрасль молодых специалистов в городе Братске создана и реализуется система дополнительных мер социальной поддержки врачей. С 2013 года врачам выплачиваются частичная компенсация затрат за найм жилого помещения на период 3 лет работы и единовременные денежные пособия при трудоустройстве в лечебные учреждения. В рамках реализации подпрограммы "Жилье отдельным категориям граждан" муниципальной программы "Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем" 7 семей врачей получили выплаты для приобретения собственного жилья. В рамках данной подпрограммы выплаты врачам, как приоритетной категории, предоставляются в первоочередном порядке. Кроме того, ежегодно из специализированного жилищного фонда города Братска работникам здравоохранения выделяются квартиры и комнаты в благоустроенных общежитиях.
С целью закрепления в городе Братске привлеченных врачей в 2016 году установлена новая дополнительная мера социальной поддержки - предоставление врачам социальной выплаты на приобретение жилого помещения при ипотечном кредитовании.
Реализуемый комплекс мероприятий способствовал привлечению в город Братск за указанный период 250 врачей, в том числе 121 молодого врача в возрасте до 35 лет, из которых 94 предоставлены единовременные пособия, 67 - ежемесячная частичная компенсация затрат за найм жилого помещения.
Благодаря привлеченным врачам удалось снизить долю врачей пенсионного и предписанного возрастов до 60,4% в 2016 году (2015 год - 70%) и увеличить долю врачей в возрасте до 30 лет с 9,6% в 2013 году до 11,6% в 2016 году.
Однако дефицит врачебных кадров сохраняется. Количество фактически занятых врачебных должностей не соответствует тому объему медицинских услуг, который необходим для удовлетворения потребностей населения. В учреждениях здравоохранения остаются вакантными порядка 500 должностей, из них в поликлиническом подразделении - 278 человек, что составляет 44 % от штатной численности; в стационарном подразделении дефицит врачей - 210 человек или 42,6% от штатной численности.
Из 30 основных медицинских специальностей, по которым обеспечивается медицинская помощь населению города Братска, по большинству существует дефицит врачебных кадров.
Проведенный анализ кадрового состояния в учреждениях здравоохранения выявил сохранение наибольшего дефицита врачей в учреждениях поликлинического звена. Существует крайне низкая укомплектованность врачами-аллергологами - 28,6%, врачами-кардиологами - 47,9%; врачами-неврологами - 47,8%, врачами-нефрологами - 40%, врачами-оториноларингологами - 44,9%, врачами-патологоанатомами - 31,2%, врачами по лечебной физкультуре - 28,6%, врачами-рентгенологами - 46,4%, врачами скорой медицинской помощи - 35,1%, врачами клинической лабораторной диагностики - 24,6%, врачами-стоматологами - 46,6%, врачами ультразвуковой диагностики - 36,2%, врачами-физиотерапевтами - 29,3%, врачами функциональной диагностики - 18,2%.
Остродефицитными должностями остаются должности врачей-терапевтов и участковых врачей терапевтов, укомплектованность которыми составляет 37,1% и 34,1% соответственно.
Приоритетным направлением в здравоохранении является поддержка семьи, материнства и детства, профилактика материнской заболеваемости и смертности. При этом укомплектованность учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" врачами крайне низкая и составляет:
врачами-акушерами-гинекологами - 42%, врачами-неонатологами - 33%, врачами-анестезиологами - 43,8%, врачами ультразвуковой диагностики - 52,2%.
Выраженный дефицит врачей существует и в единственном учреждении здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь детскому населению в "Братская детская городская больница". Недостаток врачей имеется по врачам-хирургам детским - 53%, врачам-травматологам-ортопедам - 36,2%, врачам-неврологам - 52,2%, врачам-офтальмологам - 28,6%, врачам-оториноларингологам - 50%, врачам-педиатрам - 47,9%, врачам лабораторной диагностики - 28,6%, врачам-аллергологам - 50%, врачам-стоматологам детским - 32%, врачам ультразвуковой диагностики - 14,3%. В учреждении отсутствуют специалисты врач-фтизиатр, врач функциональной диагностики, врач-эндоскопист, врач-эндокринолог, врач лечебной физкультуры.
Недостаток врачебных кадров в учреждениях здравоохранения ведет к перегруженности в работе, коэффициент совместительства врачей при норме 1,1 в городе Братске составляет две единицы. Укомплектованность учреждений штатными единицами при ограниченном количестве специалистов обеспечивается за счет совместительства по должностям. Низкая укомплектованность врачами и высокий коэффициент совместительства приводят к перегрузке врачей, что ведет к ухудшению доступности и качества работы, приводит к увеличению сроков ожидания диагностических исследований и оказания плановой медицинской помощи, в результате растет количество обоснованных жалоб на невозможность своевременного получения медицинской помощи.
Анализ факторов приводящих к недостатку врачебных кадров в отрасли, показывает, что основными причинами сохраняющегося дефицита врачей остаются:
1) отток врачебных кадров в частные структуры, где значительно выше заработная плата и гораздо ниже ежедневная нагрузка;
2) низкий уровень заработной платы у начинающих трудовую деятельность медицинских работников;
3) невозможность приобретения жилья;
4) снижение престижа профессии.
Решение кадровой проблемы требует значительных организационных, правовых и финансовых ресурсов и возможно только программным методом.
Программно-целевой метод позволяет последовательно реализовывать решение проблем в области кадровой политики, основными преимуществами которого являются наличие целевого источника финансирования, создание системы управления и координации работы с возможностью анализа результативности всей совокупности действий по решению данной проблемы.
Раздел II. Цель и задачи подпрограммы 1
Целью подпрограммы 1 является создание благоприятных условий для привлечения и закрепления медицинских работников.
Достижение цели подпрограммы 1 возможно посредством решения следующих задач:
1) реализация мероприятий, направленных на привлечение и закрепление медицинских работников;
2) реализация мероприятий, направленных на популяризацию и повышение имиджа профессии медицинских работников.
Раздел III. Система мероприятий подпрограммы 1
Реализация подпрограммы 1 осуществляется системой мероприятий, представленных в приложении 2 к настоящей муниципальной программе.
Раздел IV. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1
Реализация мероприятий подпрограммы 1 будет способствовать сохранению обеспеченности врачебными кадрами учреждений здравоохранения, повышению престижа медицинской профессии.
Количественные показатели результативности подпрограммы 1 приведены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели результативности подпрограммы 1
Показатель результативности "Количество врачебных кадров, привлеченных для работы в учреждения здравоохранения" определяется ежеквартально и по итогам года. Источником данных являются первичные учетные документы управления социальной политики.
Показатель результативности "Количество врачебных кадров, которым предоставлены единовременные пособия" определяется ежеквартально и по итогам года. Источником данных являются первичные учетные документы управления социальной политики.
Показатель результативности "Количество врачебных кадров, которым предоставлена частичная компенсация платы за жилое помещение, занимаемое по договору найма" определяется ежеквартально и по итогам года. Источником данных являются первичные учетные документы управления социальной политики.
Показатель результативности "Количество врачебных кадров, которым предоставлены социальные выплаты на приобретение жилья" определяется ежеквартально и по итогам года. Источником данных являются первичные учетные документы управления социальной политики.
Показатель результативности "Количество лиц, направленных на поступление в ВУЗы в рамках целевой подготовки специалистов с высшим медицинским образованием" определяется на основании отчетности, предоставляемой в управление социальной политики учреждениями здравоохранения.
Показатель результативности "Количество выпущенных телевизионных сюжетов, направленных на популяризацию профессии врача" определяется ежеквартально. Источником данных является муниципальный контракт, заключенный с поставщиком услуг на вещание цикла передач.
Показатель результативности "Количество проведенных общественных мероприятий направленных на повышение престижа профессии врача" определяется по итогам года. Источником данных являются первичные учетные документы управления социальной политики.
Глава 8. Подпрограмма 2 "Профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения"
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 2
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения. Профилактика заболеваний и формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни являются главным принципом отечественного здравоохранения.
Важнейшей составной частью профилактики является сохранение и улучшение здоровья населения, воспитание здорового молодого поколения, обеспечение высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни населения. Удельный вес тех, кто поддерживает здоровый или близкий к нему образ жизни, - не более 45-50%. По данным статистического наблюдения общая заболеваемость всего населения города Братска по итогам 2016 года составила 200 512,9 случаев в расчете на 100 тысяч населения, что выше на 3,1% показателя 2015 года (194 417,6) за счет роста заболеваемости у подростков и взрослых.
Увеличился уровень первичной заболеваемости всего населения и составил 92 888,2 случаев в расчете на 100 тыс. населения, что выше показателя 2015 года на 7%, за счет болезней: системы кровообращения на 5,3%; мочеполовой системы на 22%; новообразований на 5,3%; болезням крови на 14,8%; болезням эндокринной системы на 8,2%; инфекционным паразитарным болезням на 33%, травмам и отравлениям на 3%.
В структуре общей заболеваемости взрослого населения стабильно лидируют болезни системы кровообращения, составляющие 19,9%. Среди многочисленных факторов риска развития болезней системы кровообращения неустранимыми являются лишь 4 (пол, возраст, наследственность, этническая принадлежность). Остальные (курение, злоупотребление алкоголем, избыточный вес, повышенное артериальное давление и другие) в той или иной степени поддаются управлению. При снижении влияния только трех из них (гипертонии, алкоголя, курения) можно сохранить 46% всех потерянных лет здоровой жизни.
Второе место в структуре общей заболеваемости занимают болезни мочеполовой системы - 14,5%, третье место болезни костно-мышечной системы - 13,1%, четвертое место заболевания органов дыхания - 10,6%, на пятом месте болезни глаза - 7,6%, на шестом месте травмы и отравления - 7,3%.
По-прежнему остается высокой онкологическая заболеваемость. Показатели заболеваемости новообразованиями всего населения с впервые установленным диагнозом в 2016 году составили 2 672,3 в расчете на 100 тысяч населения, что выше на 5,3% показателя 2015 года (2 538,52). При этом показатель смертности населения от новообразований в 2016 году, в том числе злокачественных, снизился на 4,6% по отношению к уровню 2015 года.
Социально-значимые заболевания остаются актуальной проблемой для города Братска.
Туберкулез продолжает оставаться одной из острых медицинских проблем в городе Братске, в равной степени зависящей от социально-гигиенических проблем, экономических, экологических и медико-организационных факторов. Эпидемическая ситуация по туберкулезу в целом остается стабильной - произошло снижение показателя заболеваемости на 0,9% с 66,4 в расчете на 100 тыс. населения в 2015 году до 65,8 в 2016 году. При этом отмечается рост показателя заболеваемости туберкулезом детского населения за счет отказов родителей от вакцинации детей. Снизился показатель смертности от туберкулеза с 16,5 в 2015 году до 13,2 в 2016 году.
Взято на диспансерный учет больных с впервые установленным диагнозом активного туберкулеза 150 человек. Охват населения в 2016 году флюорографическим обследованием составил 84,3%, что выше на 1,03% показателя 2015 года (81,4%). Охват детского населения до 14 лет туберкулинодиагностикой в 2016 году составил 89,3%, что выше на 35,8% в сравнении с 2015 годом (53,5%). В целом отмечается увеличение охвата населения целевыми профилактическими осмотрами на туберкулез до 85,4% (2015 год - 75,6%). Вместе с тем в проведении профилактических мероприятий имеются проблемы: недостаточный охват флюорографическими осмотрами неорганизованного населения, низкий охват флюорографическими осмотрами групп риска (ВИЧ - инфицированные и другие группы), низкая информированность населения по вопросам профилактики туберкулеза.
В 2016 году продолжают сохраняться достаточно высокие темпы распространения ВИЧ-инфекции. Показатель заболеваемости за 2016 год составил 161,8 в расчете на 100 тыс. населения, что выше на 13% по сравнению с 2015 годом. В эпидемию ВИЧ-инфекции вовлечены все возрастные группы населения, но преобладают лица в возрасте от 30 до 44 лет, на долю которых приходится максимальное количество ВИЧ-инфицированных - 59,3%.
Кроме того, в последние годы стабильно сохраняется число ВИЧ-инфицированных беременных женщин (2013 год - 89, 2014 год - 87, 2015 год -90, 2016 год - 85).
2016 год отмечен ростом сочетанной патологии ВИЧ-инфекции и туберкулеза, что на 2,8 % больше в сравнении с 2015 годом. Профилактические мероприятия, реализованные на территории города Братска, позволили снизить уровень заболеваемости ВИЧ среди молодежи в возрасте 14-25 лет. В настоящее время эпидемия "уходит" в старшие возрастные группы 30-44 лет.
Злоупотребление алкоголем - одна из важнейших медико-социальных проблем. Алкоголь является третьим по степени значимости фактором риска преждевременной смертности, инвалидности и потерь здоровья в мире.
О высокой значимости проблемы алкоголизма для общества свидетельствуют и результаты социологического исследования, проведенного правительством Иркутской области в 2014 году, показавшего, что среди наиболее острых проблем, требующих неотложного решения, проблема алкоголизма имеет наибольшую значимость. 63,7% респондентов поставили данную проблему на первое место и отметили необходимость незамедлительного решения.
В 2016 году под наблюдением областного государственного учреждения здравоохранения "Братский областной психоневрологический диспансер" находилось 2 632 больных с хроническим алкоголизмом (2015 год - 2551), с пагубным употреблением алкоголя 321 человек (2015 год - 280), взято на учет больных с впервые установленным диагнозом хронического алкоголизма и алкогольного психоза 112 человек. Наиболее высокие показатели первичной заболеваемости алкоголизмом зарегистрированы в возрастной группе 40-59 лет (54 случая), а также в возрастных группах 20-39 лет (48 случаев), в возрасте 60 лет (10 случаев). Злоупотребление алкоголем является одной из главных причин случаев отравления среди населения.
Последствия, связанные с наркотизацией населения, угрожают национальной безопасности государства. Это заболевания и смертность населения в молодом и работоспособном возрасте, уменьшение рождаемости и численности населения, рост правонарушений и безнадзорности.
В 2016 году на учете находилось больных наркоманиями - 1 575 человек, что выше на 53 человека, чем в 2015 году. Число больных наркоманией, взятых на учет в 2016 году - 93 человека, из них: взрослые - 91, подростки - 2. Число больных наркоманией, взятых на учет впервые в жизни - 75, в том числе: взрослые - 73, подростки - 2. Анализ показывает, что большинство пациентов, стоящих на учете с диагнозом "наркомания", составляют мужчины - 71,7%, женщины - 28,3%.
Низкий уровень гигиенических знаний населения, наряду с другими причинами, способствует высокой распространенности инфекционных и паразитарных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, также имеют значительное место в структуре социально значимых заболеваний.
В 2016 году отмечается рост заболеваемости сифилисом на 6,3%, отмечено снижение заболеваемости гонореей на 11,1%. Способствуют распространению данной группы заболеваний недостаточный уровень информированности населения города Братска по вопросам профилактики инфекций, передаваемых половым путем.
Показатели общей заболеваемости по городу Братску выше среднеобластных значений, что объясняется превышением доли населения старше трудоспособного возраста, более суровыми климатическими условиями. Кроме того, влияет низкая приверженность населения к здоровому образу жизни, низкая ответственность населения за собственное здоровье, отказы от посещения смотровых кабинетов и от приглашения на диспансерный осмотр к участковому врачу, недостаточная доступность медицинской помощи в связи с недостаточной укомплектованностью учреждений здравоохранения врачебными кадрами.
В соответствии с полномочиями администрация города Братска реализует мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья населения, улучшение качества жизни граждан. Регулярно ведется сотрудничество со средствами массовой информации по вопросам санитарно-гигиенического просвещения, информирования населения о возможности распространения социально-значимых заболеваний, формирования мотивации у населения к ведению здорового образа жизни. Транслируются аудиоролики и видеоролики по профилактике социально-значимых заболеваний, размещаются баннеры, изготавливается печатная продукция. Ежегодно для старшего поколения жителей города Братска организуются городские конференции по профилактике заболеваний с приглашением ведущих областных специалистов. Для работающего населения проводятся семинары, круглые столы. С целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики социально - негативных явлений в городе проводились масштабные мероприятия в рамках Всемирного Дня борьбы с туберкулезом, Всемирного Дня здоровья, Всемирного Дня без табака, Всемирного Дня борьбы со СПИД, Дня инвалида. Все мероприятия сопровождались раздачей памяток, листовок. В рамках муниципальной программы города Братска "Безопасность" на 2016 - 2018 годы реализуются мероприятия, направленные на оздоровление детского населения.
Сохранение высокого уровня заболеваемости и смертности, сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости продолжать целенаправленную профилактическую работу по воспитанию у населения личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательного отказа от вредных привычек.
Ведение населением здорового образа жизни повлияет на снижение уровня первичной заболеваемости, смертности, в том числе среди трудоспособного населения, предупреждению болезней и выявлению болезней на ранних стадиях.
Раздел II. Цель и задачи подпрограммы 2
Целью подпрограммы 2 является профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения.
Достижение цели подпрограммы 2 возможно посредством осуществления мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению, информированию населения о возможности распространения социально-значимых заболеваний, формирование мотивации у населения к ведению здорового образа жизни.
Раздел III. Система мероприятий подпрограммы 2
Реализация подпрограммы 2 осуществляется системой мероприятий представленных в приложении 3 к настоящей муниципальной программе.
Раздел IV. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 2
Реализация подпрограммы 2 позволит повысить информированность населения по вопросам здоровья и, следовательно, уменьшить вероятность и риски первичной заболеваемости и болезненности (накопленной заболеваемости) населения, достичь укрепления физического и духовного здоровья, в первую очередь, по социально значимым заболеваниям, сформировать и сохранить положительные показатели и количественно-качественные характеристики здоровья населения города Братска.
Количественные показатели результативности подпрограммы 2 приведены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели результативности подпрограммы 2
Расчет показателей результативности проводится по итогам года на основе анализа статистической учетно-отчетной документации (форма N 30), данных переписи населения.
"Показатель "Доля посещений населением учреждений здравоохранения с профилактической целью от общего числа посещений" рассчитывается по формуле:
,
где: - доля посещений с профилактической целью;
- число посещений с профилактической целью;
- общее число посещений.
"Показатель "Охват населения, мероприятиями, направленными на профилактику заболеваний" рассчитывается по формуле:
,
где: - население, охваченное профилактическими мероприятиями;
- число лиц, участвующих в мероприятиях по профилактике заболеваний;
- среднегодовая численность населения города Братска на конец отчетного периода (чел).
Заместитель мэра по социальным вопросам |
М.А.Зубакова |
Приложение 1
к муниципальной программе города Братска
"Здоровье" на 2020 - 2024 годы
Объем и источники финансирования муниципальной программы города Братска "Здоровье" на 2020 - 2024 годы
N п/п |
Источники финансирования |
Объем финансирования, тыс. руб. |
|||||
за весь период реализации |
в том числе по годам |
||||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Муниципальная программа |
||||||
1.1. |
Всего, в том числе: |
78 000,0 |
15 000,0 |
15 000,0 |
15 000,0 |
15 000,0 |
18 000,0 |
1.1.1. |
Бюджет города Братска |
78 000,0 |
15 000,0 |
15 000,0 |
15 000,0 |
15 000,0 |
18 000,0 |
2. |
Подпрограмма "Медицинские кадры" |
||||||
2.1. |
Всего, в том числе |
76 000,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
17 600,0 |
2.1.1. |
Бюджет города Братска |
76 000,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
17 600,0 |
3. |
Подпрограмма "Профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения" |
||||||
3.1. |
Всего, в том числе |
2 000,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
3.1.1. |
Бюджет города Братска |
2 000,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
Приложение 2
к муниципальной программе города Братска
"Здоровье" на 2020 - 2024 годы
Система мероприятий подпрограммы 1 "Медицинские кадры"
N п/п |
Наименование основных мероприятий |
Ответственный исполнитель или соисполнитель (участники) |
Источники финансирования |
Объем финансирования всего, тыс. руб. |
В том числе по годам |
Показатели результативности подпрограммы |
||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Цель. Создание благоприятных условий для привлечения и закрепления медицинских работников |
|||||||||
1.1. |
Задача 1. Реализация мероприятий, направленных на привлечение и закрепление медицинских работников |
|||||||||
1.1.1. |
Основное мероприятие: Предоставление врачам учреждений здравоохранения дополнительных мер социальной поддержки |
Администрация (УСП) |
ГБ |
75 000,0 |
14 400,0 |
14 400,0 |
14 400,0 |
14 400,0 |
17 400,0 |
|
1.1.1.1. |
Предоставление единовременного денежного пособия при трудоустройстве врачам учреждений здравоохранения |
Администрация (УСП) |
ГБ |
17 241,5 |
3 448,3 |
3 448,3 |
3 448,3 |
3 448,3 |
3 448,3 |
|
1.1.2.1. |
Предоставление ежемесячной частичной компенсации платы за жилое помещение врачам учреждений здравоохранения |
Администрация (УСП) |
ГБ |
33 000,0 |
6 600,0 |
6 600,0 |
6 600,0 |
6 600,0 |
6 600,0 |
|
1.1.3.1. |
Предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения врачам учреждений здравоохранения |
Администрация (УСП) |
ГБ |
24 758,5 |
4 351,7 |
4 351,7 |
4 351,7 |
4 351,7 |
7 351,7 |
|
1.2. |
Итого по задаче 1: |
|
ГБ |
75 000,0 |
14 400,0 |
14 400,0 |
14 400,0 |
14 400,0 |
17 400,0 |
|
1.3. |
Задача 2. Реализация мероприятий, направленных на популяризацию и повышение имиджа профессии медицинских работников |
|||||||||
1.3.1. |
Основное мероприятие: Повышение престижа профессии медицинских работников |
Администрация (УСП) |
ГБ |
1 000,0 |
200,0 |
200, |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
|
1.3.1.1. |
Довузовская профориентация учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений |
Администрация (УСП) |
ГБ |
350,0 |
70,0 |
70,0 |
70,0 |
70,0 |
70,0 |
|
1.3.1.2. |
Организация и проведение городских профессиональных конкурсов среди медицинских работников, профессионального праздника День медицинского работника, чествования молодых врачей |
Администрация (УСП) |
ГБ |
650,0 |
130,0 |
130,0 |
130,0 |
130,0 |
130,0 |
|
1.4. |
Итого по задаче 2: |
1 000,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
|
||
1.5. |
Итого по подпрограмме |
76 000,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
17 600,0 |
|
||
1.5.1. |
в том числе по источникам финансирования |
|||||||||
1.5.1.1. |
ГБ |
76 000,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
14 600,0 |
17 600,0 |
|
||
1.6. |
Справочно: инвестиционные расходы |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
||
1.7. |
Справочно: публичные нормативные обязательства |
75 000,0 |
14 400,0 |
14 400,0 |
14 400,0 |
14 400,0 |
17 400,0 |
|
Список сокращений, используемых в тексте приложения 2:
Администрация - администрация города Братска;
ГБ - бюджет города Братска;
УСП - управление социальной политики администрации города Братска.
Приложение 3
к муниципальной программе города Братска
"Здоровье" на 2020 - 2024 годы
Система мероприятий подпрограммы 2 "Профилактика заболеваний и укрепление здоровья населения"
N п/п |
Наименование основных мероприятий, мероприятий |
Ответственный исполнитель или соисполнитель (участники) |
Источники финансирования |
Объем финансирования всего, тыс. руб. |
в том числе по годам |
Показатель результативности подпрограммы |
||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Цель. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения |
|||||||||
1.1. |
Задача 1. Осуществление мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению, информированию населения о возможности распространения социально-значимых заболеваний, формирование мотивации у населения к ведению здорового образа жизни |
|||||||||
1.1.1. |
Основное мероприятие: Информирование населения о профилактике заболеваний и реализация мер по формированию здорового образа жизни у населения |
Администрация (УСП) |
ГБ |
2 000,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
|
1.1.1.1. |
Проведение городских конференций, семинаров, обучающих школ для населения города по вопросам обучения методам профилактики при различных заболеваниях |
Администрация (УСП) |
ГБ |
250,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
|
1.1.1.2. |
Изготовление и демонстрация социальных роликов по профилактике социально-значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих |
Администрация (УСП) |
ГБ |
1 500,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
|
1.1.1.3. |
Издание информационных материалов по формированию здорового образа жизни |
Администрация (УСП) |
ГБ |
250,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
|
1.2. |
Итого по задаче 1 |
2 000,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
|
||
1.3. |
Итого по подпрограмме 2 |
2 000,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
|
||
1.3.1. |
в том числе по источникам финансирования |
|||||||||
1.3.1.1. |
ГБ |
2 000,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
|
||
1.4. |
Справочно: инвестиционные расходы |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
||
1.5. |
Справочно: публичные нормативные обязательства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Список сокращений, используемых в тексте приложения 3
ГБ - бюджет города Братска;
УСП - управление социальной политики администрации города Братска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Братска Иркутской области от 8 ноября 2017 г. N 1730 "Об утверждении муниципальной программы города Братска "Здоровье" на 2020 - 2026 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 8 ноября 2017 г.
Текст постановления опубликован в газете "Братские вести" от 10 ноября 2017 г. N 74
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 26 июля 2024 г. N 2213
Изменения вступают в силу с 1 августа 2024 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 19 февраля 2024 г. N 536
Изменения вступают в силу с 19 февраля 2024 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 27 декабря 2023 г. N 4032
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2023 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 21 ноября 2023 г. N 3588
Изменения вступают в силу с 25 ноября 2023 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 26 октября 2023 г. N 3046
Изменения вступают в силу с 28 октября 2023 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 26 сентября 2023 г. N 2223
Изменения вступают в силу с 28 сентября 2023 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 23 июня 2023 г. N 1162
Изменения вступают в силу с 23 июня 2023 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 8 февраля 2023 г. N 161
Изменения вступают в силу с 8 февраля 2023 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 23 декабря 2022 г. N 2357
Изменения вступают в силу с 23 декабря 2022 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 17 июня 2022 г. N 1086
Изменения вступают в силу с 17 июня 2022 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 16 февраля 2022 г. N 277
Изменения вступают в силу с 16 февраля 2022 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 8 декабря 2021 г. N 2566
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2021 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 22 октября 2021 г. N 2190
Изменения вступают в силу с 22 октября 2021 г.
Постановление администрации муниципального образования города Братска Иркутской области от 17 мая 2021 г. N 975
Изменения вступают в силу с 17 мая 2021 г.
Постановление администрации г.Братска Иркутской области от 27 января 2021 г. N 89
Изменения вступают в силу с 27 января 2021 г.
Постановление администрации г.Братска Иркутской области от 25 декабря 2020 г. N 2728
Изменения вступают в силу с 25 декабря 2020 г.
Постановление администрации г.Братска Иркутской области от 4 декабря 2020 г. N 2549
Изменения вступают в силу с 4 декабря 2020 г.
Постановление администрации г.Братска Иркутской области от 31 августа 2020 г. N 1654
Изменения вступают в силу с 31 августа 2020 г.
Постановление администрации г.Братска Иркутской области от 6 июля 2020 г. N 1101
Изменения вступают в силу с 6 июля 2020 г.
Постановление администрации г.Братска Иркутской области от 26 ноября 2019 г. N 2301
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Постановление администрации г.Братска Иркутской области от 29 октября 2018 г. N 1682
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.