Принято Думой города Братска 22 декабря 2017 г.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", решением Думы города Братска от 23.12.2015 N 219/г-Д "Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в муниципальном образовании города Братска", руководствуясь статьями 28, 29, 63 Устава муниципального образования города Братска, Дума города Братска решила
1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития муниципального образования города Братска до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Настоящее решение Думы города Братска подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 01.01.2018.
3. Администрации города Братска организовать предоставление информации для государственной регистрации Стратегии в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 N 631 "О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования".
4. Контроль за исполнением настоящего решения Думы города Братска возложить на постоянную депутатскую комиссию по бюджету, налогам и финансам.
Председатель Думы города Братска |
Л.М.Павлова |
Утверждена
решением Думы города Братска
от 22.12.2017 N 474/г-Д
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования города Братска до 2030 года
Раздел 1. Общие положения
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования города Братска до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", решением Думы города Братска от 23.12.2015 N 219/г-Д "Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в муниципальном образовании города Братска", постановлением администрации муниципального образования города Братска от 11.02.2016 N 201 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования города Братска и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования города Братска" в целях определения цели, задач и направлений социально-экономического развития муниципального образования города Братска на период до 2030 года.
Стратегия разработана с учетом действующих документов стратегического планирования регионального и федерального уровней.
Муниципальные программы города Братска, утверждаемые после принятия Стратегии, разрабатываются в соответствии с целью, задачами и направлениями социально-экономического развития города Братска, установленными Стратегией.
Раздел 2. Оценка текущей социально-экономической ситуации и достигнутых результатов социально-экономического развития города Братска за предшествующий период
2.1. Социально-экономическое положение города Братска
Муниципальное образование города Братска (далее - город Братск, муниципальное образование, город, Братск) расположено на северо-западе Иркутской области в центральной части Ангарского кряжа, на берегу Братского водохранилища. Расстояние до областного центра по железной дороге составляет 983 км, по автомобильной дороге - 618 км, воздушным транспортом - 490 км.
Общая площадь муниципального образования составляет 43,2 тыс.га. Климат резко континентальный с продолжительной суровой зимой (до -35-40 градусов по Цельсию) и коротким жарким летом (до +25-30 градусов). Одна из важнейших особенностей климата города Братска - довольно частая смена погоды в течение всего года. Братск относится к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера. Несмотря на то, что город расположен в суровых климатических условиях, вне зоны интенсивного освоения Восточной Сибири, экономико-географическое положение его относительно благоприятное и характеризуется развитой инфраструктурой и высоким ресурсно-экономическим потенциалом.
Братск выполняет функции важной опорной базы освоения северных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Город расположен в центре Восточно-Сибирского региона России на пересечении важнейших коммуникаций (железнодорожных, водных, автомобильных, авиационных, информационных), связывающих европейский и азиатский континенты с Севером Восточной Сибири и Якутии, что является основой для его экономического, социального и культурного развития.
Братск связан авиалиниями и железнодорожными магистралями с городами центральной части России, Сибири, Якутии, Забайкалья, Дальнего Востока. Главные территориальные автомобильные дороги связывают Братск с Тулуном, Усть-Кутом, Усть-Илимском, Тайшетом, Чуной.
Административно город Братск разделен на 3 района: Центральный, Падунский, Правобережный. Районы отличаются между собой уровнем обеспеченности природными ресурсами и уровнем развития промышленности.
Население города Братска на 01 января 2017 года составило 231,6 тысяч человек, в том числе мужчины - 104,3 тысячи человек (45%), женщины - 127,3 тысячи человек (55%). По численности населения город Братск занимает третье место в Иркутской области после городов Иркутска и Ангарска. Доля численности населения по районам составляет: Центральный - 61,8%, Падунский - 22,5%, Правобережный - 15,7%.
Демографическая ситуация
Демографическая ситуация в городе Братске характеризуется снижением численности населения по причине естественной и механической (миграционной) убыли населения. При этом, на протяжении 2008 - 2016 годов в городе сохраняется тенденция превышения числа умерших над числом родившихся. Коэффициент естественного прироста (убыли) населения в 2008 году составил минус 0,3 промилле, в 2012 году - минус 0,75 промилле, в 2016 году - минус 2,4 промилле.
Анализ причин смертности показывает, что наибольшее число смертей происходит от сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований, травм и отравлений. К основным причинам низкой рождаемости можно отнести: недостаточный уровень доходов населения, нерешенность жилищных проблем, переход от многодетной к средне- и малодетной современной семье, нестабильность браков в связи со снижением ценности семьи.
Однако естественная убыль населения не оказывает значительного влияния на снижение населения. Основной причиной сокращения численности постоянного населения является миграционный отток и, несмотря на то, что на
протяжении последних четырех лет численность прибывших возрастает, однако и численность выбывших также увеличивается, сальдо миграции по-прежнему остается отрицательным. За 2008 - 2016 годы численность населения города Братска за счет естественной убыли сократилась на 2,2 тысячи человек, за счет миграционного оттока населения на 18,2 тысячи человек, из которых более 70% составляют люди в трудоспособном возрасте.
Таблица 1
Динамика численности населения города Братска, чел.
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2012 год |
2015 год |
2016 год |
Численность постоянного населения на конец года |
252 014 |
251 044 |
241 273 |
234 147 |
231 602 |
Родилось |
2 980 |
3 190 |
3 183 |
2 853 |
2 748 |
Умерло |
3 283 |
3 265 |
3 363 |
3 254 |
3 310 |
Естественный прирост (+), убыль (-) |
-303 |
-75 |
-180 |
-401 |
-562 |
Прибыло |
3 017 |
2 935 |
3 674 |
4 256 |
4 291 |
Выбыло |
3 854 |
3 957 |
6 147 |
6 021 |
6 274 |
Миграционный прирост (+), убыль (-) |
-837 |
-1 022 |
-2 473 |
-1 765 |
-1 983 |
Весь прирост (+), убыль (-) |
-1 140 |
-1 097 |
-2 653 |
-2 166 |
-2 545 |
Число прибывших в трудоспособном возрасте |
х |
х |
2 817 |
3 283 |
3 241 |
% к общему числу прибывших |
х |
х |
76,7 |
77,1 |
75,5 |
Число выбывших в трудоспособном возрасте |
х |
х |
4 523 |
4 564 |
4 547 |
% к общему числу выбывших |
х |
х |
73,6 |
75,8 |
72,5 |
К основным демографическим проблемам можно отнести демографическое старение населения, увеличение миграционного оттока населения, в основном в трудоспособном возрасте. Данные тенденции прогнозируются и в среднесрочной перспективе, что может иметь негативные социально-экономические последствия для современного и будущего развития города Братска.
Таблица 2
Численность населения города Братска по возрастам, чел.
Возраст (лет) |
на 01.01.2008 |
на 01.01.2013 |
на 01.01.2015 |
на 01.01.2016 |
0 |
2 940 |
3 154 |
2 796 |
2 830 |
1-6 |
16 237 |
17 658 |
18 206 |
17 884 |
7-17 |
30 269 |
26 609 |
26 769 |
27 423 |
18-34 |
73 813 |
64 580 |
59 980 |
57 484 |
35-54 |
74 015 |
69 341 |
66 969 |
66 062 |
55 и старше |
54 740 |
59 931 |
61 593 |
62 464 |
Всего: |
252 014 |
241 273 |
236 313 |
234 147 |
Из общей численности: |
х |
х |
х |
х |
моложе трудоспособного возраста |
41 916 |
42 429 |
43 146 |
43 717 |
в трудоспособном возрасте |
161 920 |
145 657 |
138 423 |
134 954 |
старше трудоспособного возраста |
48 178 |
53 187 |
54 744 |
55 476 |
Рынок труда и занятости
Рынок труда в городе Братске на протяжении 2008 - 2016 годов характеризуется снижением численности занятого населения, что связано как с закрытием ряда предприятий ввиду неблагоприятной финансовой ситуации, так и оптимизацией численности в организациях города. Снижение численности занятого в экономике города населения за указанный период составило 21,2 тысячи человек, в том числе среднесписочная численность уменьшилась на 17,9 тысяч человек. Наибольшее снижение численности работающих произошло на предприятиях обрабатывающих производств (на 4,9 тыс. чел.), транспорта и связи (на 1,6 тыс.чел.), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (на 1,5 тыс. чел.), осуществляющих деятельность в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 2,8 тыс. чел.).
Численность занятых в экономике города в 2016 году составила 80,4 тысяч человек, из них на крупных и средних предприятиях занято 66,1%, в сфере малого бизнеса - 33,9%. Структура занятых в экономике города по видам экономической деятельности в течении ряда лет остается практически неизменной - большая часть занята в сферах: промышленного производства (21,6%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (15,4%), оптовой и розничной торговли (14,8%), образования (11,3%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (9,3%).
По данным Центра занятости населения города Братска по состоянию на январь 2017 года уровень зарегистрированной безработицы (от трудоспособного населения) составил 0,66%. Ежегодно в базе данных Центра занятости населения города Братска имеется от 2 до 3 тысяч вакансий. Коэффициент напряженности на рынке труда (отношение количества ищущего работу населения к числу вакансий) в среднем составляет 0,6.
Большую часть в структуре вакансий по-прежнему составляет спрос на квалифицированных специалистов рабочих профессий (специальностей) - 53,3%. Вакансии специалистов, инженерно-технических работников и служащих составляют - 37,8%, неквалифицированный труд - 8,9%. Однако профессиональные качества безработных во многих случаях не соответствуют предъявляемым требованиям работодателей, а условия работы и оплаты труда не соответствуют запросам безработных, в связи с чем наблюдается несоответствие спроса и предложения на рынке труда.
Уровень жизни населения
Базовой характеристикой уровня жизни являются доходы населения. Основным источником доходов большинства граждан, составляющих трудоспособное население, является заработная плата, которая оказывает доминирующее влияние на уровень жизни.
В 2016 году среднемесячная начисленная заработная плата по городу Братску составила 35 351 рубль, что составляет 101,3% к уровню начисленной заработной платы по Иркутской области и 96,2% к уровню начисленной заработной платы по Российской Федерации. За период 2008 - 2016 годы заработная плата по городу Братску номинально выросла в 2,5 раза, при этом реальная заработная плата (с учетом инфляции) выросла в 1,1 раза.
Уровень оплаты труда в сфере малого бизнеса и по крупным и средним организациям заметно отличается. За 2016 год среднемесячная начисленная заработная плата работников малых предприятий составила 17 148 рублей, работников крупных и средних организаций города - 40 943 рубля.
Дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности является достаточно высокой. Наиболее высокая заработная плата сложилась в отраслях: "транспорт и связь" (на 42,7% выше уровня заработной платы в целом по крупным и средним организациям города Братска), "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" (на 32%). Сравнительно низкую заработную плату получают работники отраслей: "гостиницы и рестораны" (39,2% к уровню заработной платы в целом по крупным и средним организациям города Братска), "предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" (53,4%), "рыболовство и рыбоводство" (53,0%).
Средний размер назначенных пенсий по городу Братску и Братскому району в 2016 году составил 14 833 рубля. При этом средний размер назначенных пенсий в Иркутской области - 12 483 рубля, в Российской Федерации - 12 081 рубль.
Экономическое развитие
В отраслевой структуре экономики города Братска преобладающими являются виды деятельности, относящиеся к обрабатывающим производствам (54,5% от объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним предприятиям города Братска), транспорту и связи (39,7%).
В обрабатывающих производствах основную долю занимают металлургическое (52,8%) и целлюлозно-бумажное производства (35,6%), в транспорте и связи 97,3% занимает трубопроводный транспорт.
Кроме металлургического и целлюлозно-бумажного производства промышленный комплекс города Братска включает: производство пищевых продуктов, химическое производство, обработку древесины и производство изделий из дерева, производство прочих неметаллических минеральных продуктов.
Крупнейшими предприятиями металлургического производства являются ПАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод", выпускающий 30% общероссийского и 4% общемирового алюминия, и ООО "Братский завод ферросплавов". Продукция ПАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" поставляется в страны Европы, Азии, СНГ, США и Японию. Большая часть продукции ООО "Братский завод ферросплавов" поставляется в Японию, США и Канаду для использования в металлургическом производстве. В 2016 году был отмечен существенный рост поставок на внутренний рынок.
Филиал АО "Группа "Илим" в г.Братске производит более 22% всей российской товарной целлюлозы. Основные рынки сбыта продукции предприятия Китай (до 80% от общего объема экспорта) и Юго-Восточная Азия. Помимо целлюлозы предприятие производит картон, канифоль, синтетические смолы, жидкий хлор, соду каустическую.
Крупными предприятиями пищевой промышленности являются ОАО "Падун-Хлеб" (производство хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий), АО "Гелиос" (производство пива), ООО "БратскАква" (производство минеральных вод, безалкогольных напитков).
По виду деятельности "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов" крупным предприятием является ООО Комбинат "Братскжелезобетон", который производит блоки стеновые крупные, конструкции и детали сборные железобетонные, бетонную смесь, строительный раствор. В 2016 году индекс промышленного производства по данному виду деятельности составил 137,8%.
Значительную роль в решении экономических и социальных задач города Братска играет малое предпринимательство, которое охватывает практически все виды экономической деятельности. На территории города осуществляют деятельность более 1,4 тысяч малых предприятий, в которых трудится 17,6 тысяч человек и 4,3 тысячи индивидуальных предпринимателей. В целом в 2016 году в малом бизнесе было занято 27,2 тысячи человек, что составляет 33,8% от занятых в экономике города Братска.
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течении ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. В общем количестве малых предприятий предприятия оптовой и розничной торговли занимают наибольший удельный вес - 42%, на втором месте организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 20,1%, затем идут обрабатывающиеся производства - 9,1% и строительство - 8,4%.
На территории города реализуется и планируется к реализации ряд инвестиционных проектов в различных отраслях, характеризующихся потенциально высоким уровнем воздействия на экономику города. Среди них строительство фармацевтического, металлургического и газоперерабатывающего заводов, модернизация крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности.
За прошедшие 10 лет объем инвестиций в основной капитал на душу населения (без малых предприятий) по городу вырос в 13,3 раза, составив в 2016 году 130,4 тыс. рублей. Этому в том числе способствует созданная в городе система поддержки инвесторов: опыт города Братска в этой сфере признан Агентством стратегических инициатив (АСИ) одним из лучших не только на областном, но и на федеральном уровне. Многие положения муниципального инвестиционного стандарта АСИ сформированы на базе практики города Братска, и сегодня они распространяются и внедряются в ряде муниципалитетов России.
Потребительский рынок города Братска характеризуется позитивной динамикой развития и высокой насыщенностью товарами и услугами. К положительным тенденциям, закрепившимся на потребительском рынке в последние годы, можно отнести: увеличение количества торговых организаций, развитие новых форматов торговых предприятий и сферы услуг.
Торговая сеть города Братска включает около четырех тысяч объектов. Годовой оборот розничной торговли в городе Братске составляет 32,2 млрд. рублей, в расчете на душу населения - 11,6 тыс. рублей в месяц.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составляет 42,6%, непродовольственных товаров - 57,4%. Обеспеченность жителей города Братска торговыми площадями составляет 816,9 кв.м в расчете на тысячу жителей.
Сеть общественного питания в городе Братске представлена 282 объектами. Оборот общественного питания за 2016 год составил 1,3 млрд. рублей, в расчете на душу населения - 465 рублей в месяц. Обеспеченность жителей города Братска предприятиями общественного питания в расчете на тысячу жителей составляет 30 посадочных мест.
В последние годы в город заходят крупные федеральные и региональные торговые сети, что влечет за собой рост конкуренции на потребительском рынке, которую не всегда выдерживают местные предприниматели.
Состояние окружающей среды
На территории города Братска расположено более двухсот промышленных предприятий, деятельность которых связана с природопользованием и загрязнением окружающей среды, что оказывает негативное влияние на экологическую обстановку в городе.
Наибольшее влияние на состояние воздуха оказывают стационарные источники цветной металлургии - 75,8%, теплоэнергетика - 18%, целлюлозно-бумажная промышленность - около 6%. Значительным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомобильный транспорт, выбросы от которого составляют около 25% от выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов.
Обострение экологической ситуации в отдельные периоды связано с тем, что регион характеризуется высоким метеорологическим показателем загрязнения атмосферы и низким показателем ее самоочищения.
В 2016 году по сравнению с 2008 годом на 9,2 тысяч тонн снизился объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников (практически по всем специфическим веществам), несмотря на то, что увеличился объем промышленного производства. Сброс загрязняющих веществ в водоемы также снизился - на 20,7 тыс. тонн.
Наряду с вышеперечисленными источниками загрязнения окружающей среды не меньший вред наносят отходы производства, образующиеся в результате производственных процессов, а также отходы потребления, возникающие в процессе жизнедеятельности человека. Несанкционированные места размещения отходов на территории города являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и почв.
Наблюдается значительный рост вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот: Филиалом АО "Группа "Илим" в городе Братске введен в эксплуатацию корьевой котел для сжигания древесных отходов, Филиалом АО "Группа "Илим" в Братском районе организован прием технологической щепы и отходов лесопиления для производства целлюлозы и картона, Филиалом ТЭЦ-6 ПАО "Иркутскэнерго" организовано сжигание кородревесных отходов в смеси с углем в котлоагрегатах на теплоисточниках, организована передача для использования золошлаковых отходов, налажены производства по изготовлению пеллет из опилок деревообрабатывающих предприятий, ООО "Братский завод ферросплавов" производится реализация микрокремнезема.
Градостроительное развитие города
Необходимым условием для развития города является строительство жилья, объектов социальной и инженерной инфраструктуры, производственных объектов, соответствующих современному уровню развития общества.
Основными направлениями градостроительной политики города Братска являются:
1) развитие жилищного строительства;
2) развитие транспортной инфраструктуры;
3) комплексное освоение территории, строительство объектов коммунальной и социальной инфраструктуры;
4) повышение уровня благоустройства и улучшение внешнего облика города.
При существующем ограничении бюджетного финансирования успешное комплексное выполнение масштабных и разнородных задач, удовлетворяющих социальные потребности населения, возможно лишь с привлечением средств вышестоящих бюджетов. Поэтому темпы строительства напрямую зависят от объемов полученных средств из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С 2005 года город Братск принимает участие в государственных
программах по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, в рамках которых осуществляется привлечение средств госкорпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (федерального бюджета) и бюджета Иркутской области для строительства (участия в долевом строительстве) многоквартирных жилых домов под переселение граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания. За 2008 - 2016 годы в городе было построено и введено в эксплуатацию около шестидесяти многоквартирных жилых домов, из аварийного жилищного фонда переселено более 4 тысяч граждан.
В рамках переселения жителей жилого района Чекановский города Братска из санитарно-защитной зоны Братского алюминиевого завода построено четыре 9-этажных и два 5-этажных дома - всего на 408 жилых помещений (площадь 24 тыс.кв.м.).
Также на территории города активно ведется индивидуальное жилищное строительство, что непосредственно влияет на улучшение условий и качества жизни горожан.
Всего за период 2008 - 2016 годов в городе введено в эксплуатацию 256,3 тыс.кв.м. жилья (в том числе индивидуального - 111,4 тыс. кв.м.).
По итогам 2017 года будет построено 42 многоквартирных жилых дома в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Кроме того, одной из важнейших задач является создание социальной и инженерной инфраструктуры города. За период с 2008 по 2016 годы в городе Братске построено: муниципальный детский сад на 140 мест в 26 микрорайоне Центрального района города; амбулаторный диализный центр на 20 аппаратов "искусственная почка" для пациентов северных территорий Иркутской области; новая автомобильная дорога по улице Возрождения (первый пусковой комплекс от улицы Комсомольская до улицы Мира).
В настоящее время в городе ведется строительство: муниципального детского сада в жилом районе Порожский; филиала "Иркутского областного клинического консультативно-диагностического центра" в жилом районе Энергетик. Администрацией города Братска проводятся работы по выбору типового проекта для строительства школы в 26 микрорайоне Центрального района города, а также достигнуты договоренности с Правительством Иркутской области о строительстве в Братске современного перинатального центра для жителей северных территорий Иркутской области.
Основными проблемами в сфере строительства в городе Братске, наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и сложной процедурой предоставления земельных участков, являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной и транспортной инфраструктурой, и ограниченные возможности использования действующих мощностей инженерных сооружений для наращивания объемов строительства. Для увеличения объемов строительства в городе Братске необходимо опережающее развитие коммунальной и транспортной инфраструктуры, что требует значительных капитальных вложений на начальном этапе строительства.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Сфера жилищно-коммунального хозяйства города Братска имеет следующие характеристики:
- протяженность сетей теплоснабжения в двухтрубном исчислении составляет 443,8 тысяч метров, из которых 59% нуждаются в замене;
- одиночное протяжение сетей водоснабжения составляет 256 тысяч метров, из которых 82% нуждаются в замене;
- одиночное протяжение сетей водоотведения составляет 166,7 тысяч метров, из которых 60% нуждаются в замене;
- протяженность автомобильных дорог местного значения города составляет 577,6 км, доля протяженности автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 35,4%;
- протяженность введенных в эксплуатацию внутрипоселковых сетей газопровода составляет 33 км, газифицировано 379 домовладений, к 965 домовладениям подведены сети газораспределения;
- жилищный фонд города составляет 5 287,5 тысяч квадратных метров, общая площадь жилых помещений в ветхих и аварийных жилых домах составляет 135,4 тысячи квадратных метров.
Несмотря на ограниченные возможности бюджета города в части обеспечения развития отрасли ЖКХ, за последние годы удалось выйти на высокие темпы текущего и капитального ремонта автомобильных дорог, обеспечить реализацию мероприятий по энергосбережению в коммунальной сфере. Экономический эффект от проведения мероприятий по энергосбережению (установки приборов учета и регулирования тепловой энергии, холодной и горячей воды, проведение реконструкции систем энергопотребления, утепление ограждающих конструкций и трубопроводов) за 2007 - 2016 годы составил 38,2 млн рублей.
С 2009 года ведется подача природного газа с Братского газоконденсатного месторождения, запасы природного газа которого составляют 10,7 млрд куб.м. Работа администрации города в области развития газификации направлена на подключение к подаче природного сетевого газа домовладений Правобережного района города, расширение использования природного газа в качестве моторного топлива автотранспортными средствами, применение топлива на котельных Правобережного района. По состоянию на 01.01.2017 из 965 домовладений, к которым обеспечена подача природного сетевого газа, подключено 342 домовладения, объем потребления газа домовладениями составил 655 тыс. куб.м, потребление топлива на котельной "Гидростроитель" Правобережного района составило 9,13 млн. куб.м.
Долгосрочной задачей в сфере газификации является наращивание объемов потребления природного газа за счет строительства новых сетей газопровода, повышения уровня газификации жилого фонда, использования компримированного газа муниципальным автотранспортом и котельными, привлечения промышленных потребителей газа.
С 2017 года город Братск принимает участие в приоритетном проекте "Формирование комфортной городской среды", что позволит комплексно решить проблему улучшения качества городской среды.
Наиболее проблемными для отрасли ЖКХ остаются следующие вопросы:
- высокий износ объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, необходимость привлечения внебюджетных средств на их модернизацию;
- недостаточные темпы благоустройства общественных и придомовых территорий;
- капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов;
- низкая удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог.
Транспортная инфраструктура
Транспортное обслуживание населения города Братска осуществляется общественным электрическим и автомобильным транспортом. В настоящее время на рынке транспортных услуг в городе Братске работают три муниципальных пассажирских транспортных предприятия и три частных перевозчика.
Маршрутная сеть города Братска насчитывает 102 маршрута. Из них 7 маршрутов троллейбусных и 95 автобусных, которые в свою очередь подразделяются на регулярные - 59 маршрутов, специальные (или договорные) - 23 маршрутов и сезонные - 13 маршрутов. Постоянно проводится работа по оптимизации маршрутной сети, исходя из обращений жителей и потребности в связи с открытием новых объектов.
Подвижной состав муниципального пассажирского транспорта за последние годы не претерпел значительных изменений. Пополнение подвижного состава происходит в объемах, не соответствующих темпам физического износа. Так, коэффициент износа автобусов составляет 78%, троллейбусов 92%.
В последние 3 года наблюдается ежегодное снижение пассажирооборота по муниципальным предприятиям - с 31,8 млн. человек в 2013 году до 20 млн. человек в 2016 году.
С целью создания благоприятных условий для организации транспортного обслуживания и предоставления транспортных услуг населению в границах города Братска в 2016 году утверждена муниципальная программа "Транспорт", в рамках которой предусматривается внедрение транспортной модели города, автоматизированной системы централизованного диспетчерского управления общественным транспортом и оплаты проезда в муниципальном общественном транспорте, а также обновление парка муниципального пассажирского транспорта.
Образование
Система образования города Братска представлена образовательными организациями муниципального, областного и федерального уровня. На начало 2017 года она включает:
- 61 муниципальное дошкольное образовательное учреждение;
- 1 негосударственное дошкольное образовательное учреждение (Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация Центр раннего развития "Теремок");
- 40 муниципальных общеобразовательных учреждений;
- 6 муниципальных учреждений дополнительного образования;
- 3 областных государственных общеобразовательных учреждения;
- 1 частное общеобразовательное учреждение (ЧОУ "Братская Православная гимназия");
- 13 учреждений профессионального образования, предоставляющих начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
Дошкольные учреждения города Братска посещают 15,6 тысяч детей, в том числе 25 детей - негосударственный детский сад раннего развития "Теремок". Укомплектованность дошкольных учреждений педагогическими кадрами составляет 100%.
За 2008 - 2016 годы в сфере дошкольного образования были реализованы мероприятия, которые позволили дополнительно ввести 3 042 мест, что позволило решить проблему обеспеченности местами в детских садах детей в возрасте от 3 до 7 лет, на 91,3%. Снизилась актуальная очередь детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (на 01.01.2017 составляет 574 ребенка).
В городе Братске функционирует 40 муниципальных общеобразовательных учреждений (37 дневных, в том числе 1 гимназия и 3 лицея, и 3 вечерних), в которых обучается 25,1 тысячи человек. Укомплектованность муниципальных общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами составляет 99,9%.
В рамках обеспечения доступности общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях города обучается 436 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (186 детей получают образование в условиях инклюзии, 154 ребенка обучаются в специализированных коррекционных классах, 96 детей - по индивидуальным учебным планам на дому).
Дополнительное образование детей и подростков в сфере образования осуществляют 6 муниципальных учреждений дополнительного образования, в которых действует 480 объединений, образовательные услуги в них получают около 7 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет по художественно-эстетическому, эколого-биологическому, техническому, спортивному, спортивно-техническому, туристско-краеведческому, социально-педагогическому направлениям.
В системе образования города Братска существует ряд проблем:
- изношенность, ветхость отдельных зданий образовательных учреждений;
- 18 школ из 37 осуществляют обучение в 2 смены. Для повышения доступности качественного образования должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения;
- отсутствие в учреждениях дополнительного образования целевых средств на приобретение техники и оборудования;
- не полная обеспеченность местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детей в возрасте от 1,5 до 8 лет, поставленных на учет по предоставлению места.
Физическая культура и спорт
Общая ситуация в сфере физической культуры и спорта в городе Братске характеризуется наличием богатых спортивных традиций, квалифицированного тренерско-преподавательского состава, спортсменов высокого класса, достаточно развитой инфраструктурой детско-юношеских спортивных школ. Общее количество спортивных сооружений на территории города Братска составляет 312 единиц. Исходя из социальных норм и нормативов уровень обеспеченности спортивными сооружениями из расчета на 10 тысяч жителей составляет:
1) спортивными залами - 41,5% от нормы;
2) плавательными бассейнами - 5,9% от нормы;
3) плоскостными сооружениями - 42,9% от нормы.
Общая численность регулярно занимающихся в секциях спортивной и оздоровительной направленности в городе Братске ежегодно растет - с 44,5 тыс. человек в 2008 году до 47,5 тыс. человек в 2016 году. Удельный вес населения города Братска, систематически занимающегося физической культурой и спортом увеличился с 17,7% в 2008 году до 21,6% в 2016 году (средний уровень по Иркутской области - 21,5%, по России - 31,9%).
В период 2008 - 2016 годов была закончена реконструкция санной трассы, введены в эксплуатацию на горнолыжном комплексе буксировочные канатные дороги и система оснеживания, выполнена реконструкция футбольного поля стадиона "Металлург" и стадиона "Локомотив", установлена многофункциональная спортивная площадка на стадионе жилого района Порожский, выполнен ремонт большого и детского бассейнов СК "Таежный", бассейна СК "Солнечный", городские бассейны переведены на более эффективный и безопасный комбинированный метод системы водоподготовки с применением гипохлорита натрия и ультрафиолетового излучения, на стадионе "Металлург" возвели крытую спортивную площадку арочного типа с износоустойчивым покрытием из искусственной (синтетической) травы, на хоккейных кортах в жилых районах Центральный и Падун были введены в эксплуатацию быстровозводимые укрытия с использованием ПВХ, проведен капитальный ремонт кровли СК "Олимпия", на стадионе "Северный Артек" построена лыжероллерная трасса и так далее.
В то же время, несмотря на достигнутые результаты, основными проблемами в развитии физической культуры и спорта в городе Братске пока остаются:
- несоответствие имеющейся материально-технической базы и состояния спортивных сооружений современным требованиям предоставления качественных физкультурно-спортивных услуг, тренировочного процесса;
- недостаточная обеспеченность спортивными объектами, что снижает доступность для населения физкультурно-оздоровительных услуг;
- дефицит квалифицированных кадров, обладающих компетенциями для работы с различными группами населения;
- старение тренерских кадров, недостаточное количество молодых специалистов и, как следствие, отсутствие преемственности и утеря традиций;
- низкий уровень общественных инициатив и проектов в области физической культуры и спорта.
Культура
В городе Братске функционируют 14 муниципальных учреждений культуры и учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры: централизованная библиотечная система (объединяет 11 библиотек), Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары, четыре учреждения клубного типа, 2 профессиональных театра, духовой оркестр и пять образовательных учреждений дополнительного образования.
Муниципальную сеть учреждений культуры дополняют 2 киноцентра, 67 библиотек организаций и учебных заведений, 54 музея, действующих на общественных началах, Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Иркутской области "Братское музыкальное училище" (техникум).
На территории каждого административного района города Братска находится библиотека, учреждение культурно-досугового типа, детская школа искусств, что позволяет обеспечить равный доступ населения города Братска к культурным ценностям и информационным ресурсам.
Тем не менее, исходя из социальных норм и нормативов уровень обеспеченности населения объектами культуры из расчета 1 тысячу жителей составляет:
- культурно-досуговыми учреждениями - 41%;
- театрами - 31%;
- библиотеками - 54%;
- музеями - 56%;
- учреждениями дополнительного образования - 101%.
Ежегодно муниципальные учреждения культуры проводят около четырех тысяч культурно-массовых и информационно-просветительских мероприятий. Главным индикатором отрасли является продвижение и востребованность жителями культурных услуг.
Основными проблемами в сфере развития культуры в городе Братске остаются:
- недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений культуры;
- труднодоступность учреждений культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- недостаточная оснащенность школ искусств современным и качественным музыкальным и учебным оборудованием.
Молодежная политика
В городе Братске проживает более 50 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.
За последние три года молодежная политика в городе Братске получила устойчивые тенденции развития и перешла от работы по проведению массовых мероприятий к деятельности по созданию системных условий для развития человеческого потенциала молодежи в городе Братске: создан общественный молодежный информационный центр "Сделано в Братске", образованы Братское местное отделение МООО "Российские студенческие отряды" и Союз волонтеров города Братска "БраВо", открыт Центр по работе с молодыми семьями.
В 2015 году начата работа над созданием первого в Иркутской области молодежного центра (Дома молодежи) в здании клуба бывшего пионерского лагеря Северный Артек, в котором планируется создать крытый комплекс экстремальных видов спорта, помещения для работы молодежных организаций, кластер для развития молодежного предпринимательства.
Ежегодно для молодежи реализуются мероприятия по различным направлениям: профилактика социально-негативных явлений, формирование приоритетов здорового образа жизни, патриотическое воспитание, профилактика экстремизма, развитие навыков межкультурного и межнационального общения, творческая самореализация, всестороннее развитие и поддержка талантливой молодежи, добровольчество.
Здравоохранение
На территории города Братска расположено 18 областных государственных учреждений и филиалов областных государственных учреждений здравоохранения. Обеспеченность врачами в 2016 году составила 25,8 человек в расчете на 10 тысяч жителей, что на 28,7% ниже показателя по Иркутской области и на 35% ниже общероссийского показателя.
С целью снижения дефицита врачей в государственной системе здравоохранения, привлечения в отрасль молодых специалистов в городе Братске реализуется система дополнительных мер социальной поддержки врачей, что позволило за 2008 - 2016 годы привлечь в город 426 врачей, в том числе 160 молодых специалистов в возрасте до 35 лет. Однако за этот же период убыло 499 врачей, в том числе 43 молодых специалиста.
Средний возраст врачей снизился с 56 лет в 2010 году до 51,3 лет в 2016 году. Доля врачей в возрасте до 30 лет увеличилась с 8,7% в 2009 году до 11,6% в 2016 году.
Тем не менее, дефицит врачебных кадров по-прежнему сохраняется. Так, в поликлиническом подразделении дефицит врачебных кадров составляет 44% от штатной численности, в стационарном подразделении - 42,6% от штатной численности. Наибольший дефицит имеется среди специалистов, осуществляющих медицинскую помощь в участковой службе, укомплектованность которыми в 2016 году составила: участковые врачи терапевты - 34,1%, участковые врачи педиатры - 70%.
Социальная поддержка граждан
В настоящее время в городе Братске около 111 тысяч получателей социальной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, бюджета Иркутской области и бюджета города Братска, что составляет 48% населения города Братска. По сравнению с 2008 годом число получателей социальной поддержки возросло в 1,5 раза.
Объем средств за счет всех бюджетных источников, направляемых на социальную поддержку, увеличился с 795,9 млн. рублей в 2008 году до 1,1 млрд. рублей в 2016 году.
Численность населения с доходами ниже установленной величины прожиточного минимума уменьшилась с 33,1 тысячи человек в 2008 году до 27,8 тысяч человек в 2016 году. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума уменьшилась с 13,2% в 2008 году до 12% в 2016 году.
На территории города Братска функционируют 3 объекта социального обслуживания населения:
- 1 стационарное учреждение социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых) на 344 места;
- 1 учреждение для детей-инвалидов на 220 мест
- 1 центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (ежегодно обслуживает около тысячи человек).
Основным направлением социальной политики в городе Братске является улучшение качества жизни отдельных категорий граждан. За счет средств городского бюджета оказываются дополнительные меры социальной поддержки лицам, имеющим почетные звания, предоставляются льготы по услугам, оказываемым муниципальным учреждениями, бесплатные единые социальные проездные билеты, льготный проезд на сезонных (садоводческих) маршрутах, учащиеся школ из малообеспеченных и малоимущих семей обеспечиваются бесплатным питанием, предоставляются субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказывается адресная социальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (многодетные, малоимущие семьи, семьи с подопечными детьми, с детьми-инвалидами, инвалиды, неработающие пенсионеры).
Особое внимание уделяется ветеранам и инвалидам - оказывается содействие деятельности ветеранских центров и обществ инвалидов, функционируют группы здоровья, проводятся различные мероприятия. В рамках поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций на конкурсной основе предоставляются субсидии и гранты на реализацию мероприятий по социальной адаптации инвалидов, повышению качества жизни ветеранов, развитие образовательной деятельности.
Безопасность жизнедеятельности населения
Город Братск относится к городам с высокой потенциальной опасностью возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что обусловлено высокой концентрацией потенциально опасных объектов экономики. Опасные природные явления, опасные процессы биогенного характера также представляют собой потенциальный источник угроз и рисков.
Основными направлениями обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города Братска являются:
1) защита населения и территории города Братска от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера;
2) обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории города Братска;
3) обеспечение личной защищенности и имущественной безопасности граждан;
4) повышение эффективности работы и взаимодействия служб экстренного реагирования на территории города Братска;
5) предупреждение террористических проявлений на территории города Братска.
В 2009 году в городе Братске был создан постоянно действующий орган управления Братского городского звена территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - МКУ "Центр по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций" муниципального образования города Братска, а также орган повседневного управления - единая дежурно-диспетчерская служба города Братска (далее - ЕДДС города Братска).
В целях своевременного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в городе Братске функционирует автоматизированная система централизованного оповещения.
Учитывая опыт прошлых лет администрацией города Братска большое внимание уделяется вопросам охраны городских лесов от пожаров. Принимаемые меры позволяют обеспечить действенный контроль за лесопожарной обстановкой на территории города и результативно организовывать охрану лесов от пожаров. В сравнении с 2011 годом количество лесных пожаров в 2016 году сократилось в 7 раз, площадь пожаров уменьшилась более чем в 9 раз.
На территории города Братска осуществляется планомерная работа по укреплению взаимодействия правоохранительных органов с органами местного самоуправления в целях обеспечения безопасности граждан на территории города.
По данным Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Братское" (далее - МУ МВД России "Братское"), криминогенная обстановка на территории города характеризуется ежегодным снижением общего числа зарегистрированных преступлений.
К 2016 году на территории города количество преступлений в расчете на 100 тыс. населения в сравнении с 2012 годом снизилось на 67,8%. Несмотря на положительную динамику, складывающаяся ситуация продолжает требовать особого внимания к решению проблем в области укрепления правопорядка и общественной безопасности.
С 2016 года в городе Братске реализуется проект по построению аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". Осуществлен монтаж 80 камер видеонаблюдения во всех территориальных районах города в местах массового пребывания людей, на улицах и транспортных развязках. Изображения с камер выведены на мониторы ЕДДС города Братска, дежурную часть МУ МВД России "Братское" и охранное агентство "Рубеж Плюс".
Использование камер видеонаблюдения позволяет повысить оперативность реагирования на происшествия, уличные преступления и правонарушения, а также организовать контроль передвижения автотранспорта, что, в конечном счете, помогает пресекать и предотвращать правонарушения и преступления, совершаемые на улицах города и в общественных местах.
Система управления муниципалитетом
Налоговая и бюджетная политика
Общий объем доходов бюджета города Братска за последние 10 лет вырос на 61% или на 2 594 млн.руб., при этом на 4 370 млн.руб. увеличился объем безвозмездных поступлений, тогда как объем налоговых и неналоговых доходов (собственные доходы) снизился на 219 млн.руб.
Основной объем безвозмездных поступлений в бюджет составляют субвенции на выполнение государственных полномочий, а также межбюджетные трансферты на реализацию в городе Братске государственной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.
Доля собственных доходов в общем объеме доходов бюджета сократилась с 63% до 36%. В значительной степени изменилась и структура доходов по видам поступлений.
Расходы бюджета города Братска с 2008 года увеличились на 80% или на 3 481,5 млн.руб., что обусловлено реализацией в городе Братске государственной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также увеличением бюджетных обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, подпадающим по действие "майских" Указов 2012 года.
Бюджет города является социально ориентированным (без учета расходов на переселение из ветхого жилья) - более 80% его расходов приходится на социальную сферу. Численность работников, получающих заработную плату из бюджета города Братска, составляет 8,4 тыс. чел., в связи с чем удельный вес расходов на оплату труда в общем объеме расходов бюджета в настоящее время составляет почти 45% или 3 462,8 млн руб.
Недостаток финансовых средств приводит к тому, что при формировании бюджета ассигнованиями обеспечивается только текущее содержание сложившейся муниципальной бюджетной инфраструктуры. Планирование и финансовое обеспечение расходных обязательств в целях развития и капитального ремонта городской инфраструктуры (инвестиционные расходы и расходы на капитальный ремонт), проблематично.
В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач по изменению структуры и повышению эффективности бюджетных расходов. Тем не менее, в целях обеспечения сбалансированности, платежеспособности и устойчивости бюджета города необходимы изыскание дополнительных резервов для роста доходной базы бюджета, дальнейшая оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет привлечения негосударственных организаций к оказанию муниципальных услуг, реализации адресной социальной поддержки гражданам на основе принципа нуждаемости, сокращения объемов субсидий юридическим лицам, проведение выверенной долговой политики.
Муниципальная собственность
Решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных субъектом Российской Федерации, обеспечивается, в том числе, путем эффективного использования муниципальной собственности, включающего в себя обеспечение ее сохранности, развития, функционирования и использования в интересах муниципального образования.
В собственности муниципального образования города Братска по состоянию на 01.01.2017 находится муниципальное имущество балансовой стоимостью 20 262 млн. руб. и земельные участки кадастровой стоимостью 9 222,9 млн. руб.
На протяжении ряда лет администрацией города Братска проводится постоянная работа по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе за счет внедрения автоматизированных информационных систем, повышения качества администрирования, осуществления муниципального земельного контроля.
При этом в сфере управления муниципальной собственностью имеется ряд проблем:
1) недостаточный уровень обеспечения объектов муниципального имущества актуальной технической документацией и, соответственно, правоустанавливающими документами;
2) неудовлетворительное техническое состояние большей части объектов муниципального имущества, требующее значительных финансовых затрат на проведение восстановительных и ремонтных работ;
3) низкий уровень формирования фонда муниципальных земель.
Наличие указанных проблем не позволяет в полной мере обеспечить выполнение требований законодательства Российской Федерации и Иркутской области, регламентирующего вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также поддерживать необходимые условия для социально-экономического развития города Братска и пополнения доходной части бюджета города Братска.
По состоянию на 01.01.2017 в Реестр муниципального имущества города Братска включено 826 объектов недвижимости (здания, помещения), из которых на 724 объекта недвижимости зарегистрировано право муниципальной собственности, что составляет 87,7%, доля земельных участков под объектами муниципального имущества, на которые зарегистрирована муниципальная собственность, составляет лишь 97%. Кроме того, в Реестре муниципального имущества города Братска числятся инженерные сооружения, на которые не зарегистрировано право муниципальной собственности.
Выполнение технической инвентаризации и паспортизации объектов муниципального имущества, проведение работ по постановке муниципальной собственности на государственный кадастровый учет, осуществление дальнейшей регистрации прав собственности на объекты муниципальной собственности позволят обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации и Иркутской области, регламентирующего вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также обеспечить условия для социально-экономического развития города Братска и пополнять доходную часть бюджета города Братска.
Транспарентность власти
Открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления являются важнейшими показателями эффективности их функционирования, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданским обществом и органами власти.
С целью обеспечения открытости деятельности администрации города Братска:
1) на официальном сайте администрации города Братска размещается полная и актуальная информация о деятельности администрации города Братска, социально-экономическом и культурном развитии города Братска, порядке и сроках предоставления муниципальных услуг, постановления и распоряжения администрации муниципального образования города Братска, организована работа интернет - приемной, позволяющей направить обращение гражданина мэру города Братска в электронном виде. Ежегодно в среднем на сайте размещается более двух тысяч информационных материалов. При этом следует отметить, что в 2016 году посещаемость сайта выросла на 20%, а это в среднем 3,3 тысяч посетителей в сутки;
2) в печатном средстве массовой информации - газете "Братские вести" публикуются муниципальные правовые акты города Братска, официальная информация о деятельности администрации города Братска, социально-экономическом и культурном развитии города Братска;
3) муниципальное автономное учреждение "Телерадиокомпания "Братск" осуществляет телевизионное и радиовещание в целях информирования населения города Братска о решении вопросов местного значения;
4) проводятся регулярные приемы граждан должностными лицами администрации города Братска и мэром города;
5) ежегодно мэр города Братска выступает с отчетом о результатах своей деятельности и деятельности администрации города за год, в котором раскрываются основные достижения и проблемы;
6) в 2016 году впервые мэр города Братска выступил с посланием об основных направлениях, механизмах и перспективах развития Братска.
В рамках развития территориальных, правовых, культурных, организационных и финансово-экономических основ местного самоуправления муниципальное образование города Братска является членом трех ассоциаций экономического взаимодействия: Некоммерческая организация "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области", Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация экономического взаимодействия "Союз городов Заполярья и Крайнего Севера".
Одним из значимых направлений деятельности в повышении эффективности деятельности городской администрации является улучшение качества предоставления муниципальных услуг, в том числе по принципу "одного окна", обеспечена возможность получения муниципальных услуг на базе ГАУ "МФЦ ИО". На сегодняшний день, на территории муниципального образования города Братска открыто 3 отдела ГАУ "МФЦ ИО", в которых функционирует 49 окон.
Ежегодный мониторинг качества предоставления муниципальных услуг позволяет оценить основные параметры, характеризующие качество и доступность предоставления муниципальных услуг.С каждым годом показатель растет. Так, например, уровень удовлетворенности заявителей качеством предоставления муниципальных услуг увеличился с 77% (2013 год) до 92% (2017 год).
2.2. Оценка факторов социально-экономического развития города Братска
Социально-экономическое развитие города определяется функционированием пяти основных подсистем: административной, территориальной, социальной, экологической, экономической. Анализ каждой из них позволяет выявить слабые и сильные стороны, возможности и угрозы, способные повлиять на развитие города в перспективе ближайших 10 лет (Приложение N 1 к настоящей Стратегии).
Стратегия направлена на снижение угроз развития, нивелирование слабых сторон, использование возможностей и сильных сторон города. При этом необходимо учитывать, насколько изменима та или иная характеристика подсистемы, какой период времени займет ее изменение, и какое количество ресурсов потребуется затратить. В целях проведения такой оценки используется методика определения "мягких" и "жестких" факторов. "Жесткие" факторы - это те факторы, которые являются частью существующей среды и не могут быть изменены в краткосрочной и среднесрочной перспективе, либо возможность оказывать на них влияние весьма ограничена. "Мягкие" факторы - это факторы, которые можно изменить в краткосрочной и долгосрочной перспективе, используя сравнительно небольшой объем ресурсов. Кроме того, изменение факторов характеризует параметр времени, определяя их "частичную ограниченность" (изменение возможно в краткосрочной перспективе) и "ограниченность" (изменение возможно в долгосрочной перспективе).
На рисунке представлена матрица "мягких" и "жестких" факторов социально-экономического развития города Братска.
Рисунок
"Мягкие" и "жесткие" факторы социально-экономического развития города Братска
В зависимости от группы фактора и его содержания определяется механизм воздействия на него. Так, на "частично ограниченные мягкие" целесообразно воздействовать методами оперативного управления, на "ограниченные мягкие" - методами долгосрочного управления, на "частично ограниченные жесткие" - методами проектного управления, для "ограниченных жестких" факторов рационально применять механизмы адаптирования, инверсии, реструктурирования. "Жесткие" факторы изменению не подлежат. Объединяющим для всех изменяемых факторов является применение программно-целевого метода управления.
На основе проведенного анализа факторов социально-экономического развития города Братска, определены следующие наиболее значимые проблемы каждой из пяти основных подсистем социально-экономического развития города Братска, решение которых возможно в рамках реализации Стратегии:
1) рост уровня финансовой зависимости от вышестоящих бюджетов;
2) высокие издержки различных отраслей, обусловленные низкой транспортной доступностью города и территориальной отдаленностью жилых районов города;
3) снижение численности населения и качества человеческого потенциала, необходимость модернизации социальной инфраструктуры;
4) относительно неблагоприятная экологическая обстановка;
5) необходимость модернизации как отдельных предприятий, так и общей структуры экономики города, ориентированной на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.
Решение указанных проблем, положительная динамика в оценке их тренда является основой Стратегии, отраженной в цели, задачах и приоритетах социально-экономического развития города Братска.
Раздел 3. Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития города Братска
Основным приоритетом социально-экономического развития города Братска является дальнейшее развитие качественной среды жизнеобеспечения, как совокупности факторов, обеспечивающих уровень благосостояния жителей, качества социальных услуг и городской среды, позволяющих удовлетворять жизненные потребности населения.
Целью социально-экономического развития города Братска является обеспечение роста качества жизни жителей города.
Исходя из обозначенной цели, сформулировано три задачи:
1) обеспечение благоприятной социально-инфраструктурной среды;
2) развитие экономического потенциала города;
3) совершенствование системы управления муниципалитетом.
Направлениями реализации указанных задач являются:
1. По задаче 1:
1) улучшение состояния окружающей среды;
2) развитие системы транспортного обслуживания;
3) повышение качества городской среды и обеспечение устойчивого градостроительного развития города;
4) создание условий для оказания медицинской помощи населению;
5) повышение доступности и качества дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования;
6) создание условий для организации досуга и обеспечение услугами организаций культуры;
7) развитие физической культуры и массового спорта;
8) реализация молодежной политики и патриотическое воспитание молодежи;
9) реализация социальной политики и поддержка отдельных категорий граждан;
10) обеспечение общественной безопасности.
2 По задаче 2:
1) содействие развитию малого и среднего бизнеса;
2) обеспечение благоприятного инвестиционного климата;
3) развитие партнерских отношений с предприятиями города.
3. По задаче 3:
1) совершенствование бюджетного процесса;
2) совершенствование управления земельно-имущественным комплексом;
3) повышение открытости и эффективности деятельности администрации города Братска.
Система целей социально-экономического развития города Братска представлена в Приложении N 2 к настоящей Стратегии. Приоритеты социально-экономического развития города Братска устанавливаются Планом мероприятий для каждого этапа реализации Стратегии последовательно, исходя из достигнутых показателей развития.
Раздел 4. Сроки, этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии
Стратегия реализуется в период до 2030 года в два этапа:
1) первый этап - 2018 - 2023 годы (шесть лет);
2) второй этап - 2024 - 2029 годы (шесть лет).
Ожидаемые результаты реализации Стратегии в области обеспечения благоприятной социально-инфраструктурной среды:
1) уменьшение валового объема выбросов в атмосферу от стационарных источников на 7%, сбросов в водоемы загрязняющих веществ на 10%, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;
2) удовлетворенность населения качеством транспортного обслуживания;
3) рост доли благоустроенных территорий города;
4) повышение надежности объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения;
5) снижение степени износа жилищного фонда до 34%;
6) снижение степени износа объектов социальной инфраструктуры;
7) увеличение потребления природного газа Братского газоконденсатного месторождения;
8) удовлетворенность населения состоянием автомобильных дорог местного значения;
9) увеличение обеспеченности медицинских учреждений врачебными кадрами до 26 врачей в расчете на 10 тысяч населения;
10) полная обеспеченность местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детей в возрасте от 1,5 до 8 лет, поставленных на учет по предоставлению места;
11) перевод муниципальных общеобразовательных учреждений города на односменный режим работы;
12) увеличение удельного веса населения, вовлеченного в культурную жизнь города;
13) увеличение удельного веса населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 23,8%;
14) повышение уровня активности, самореализации и самоуправления молодежи в жизни города;
15) сохранение принципа нуждаемости при оказании мер социальной поддержки;
16) увеличение доли социальных услуг населению, оказываемых некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере;
17) сокращение доли преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах города, в общем числе зарегистрированных преступлений, до 37,6%.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии в области развития экономического потенциала города:
1) рост вклада малого и среднего предпринимательства в экономику города;
2) увеличение объемов выпускаемой продукции, работ, услуг;
3) сохранение объема финансирования социальных городских мероприятий предприятиями города.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии в области совершенствования системы управления муниципалитетом:
1) увеличение уровня обеспеченности города доходными источниками;
2) повышение качества администрирования неналоговых доходов;
3) снижение издержек на содержание муниципального имущества, развитие применения энергосберегающих технологий в учреждениях бюджетной сферы и муниципальном жилищном фонде;
4) обеспечение транспарентности муниципального управления.
Количественные характеристики ожидаемых результатов реализации Стратегии устанавливаются по этапам ее реализации в соответствии с Планом мероприятий по реализации стратегии и муниципальными программами города Братска.
Раздел 5. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии
Реализация Стратегии требует привлечения финансовых ресурсов, источниками которых являются средства бюджетов всех уровней, а также привлеченные средства из внебюджетных источников.
В соответствии с проектом бюджетного прогноза города Братска на долгосрочный период общий объем доходов бюджета города Братска на 2018 - 2029 годы составляет 69 347,9 млн. руб., в том числе: доходы без учета межбюджетных трансфертов - 33 643,9 млн.руб., безвозмездные поступления - 35 704,0 млн.руб. Объем прогнозируемых доходов и расходов бюджета города по этапам реализации Стратегии приведен в таблице 3.
Таблица 3
Доходы и расходы бюджета города Братска по этапам реализации Стратегии
Показатели |
Всего, млн. руб. |
в том числе по этапам реализации Стратегии, млн. руб. |
||
1 этап |
2 этап |
|||
2018 - 2020 годы |
2021 - 2023 годы |
2024 - 2029 годы |
||
Прогноз доходов бюджета города Братска всего, в том числе: |
69 347,9 |
15 186,8 |
16 666,5 |
37 494,6 |
доходы без учета межбюджетных трансфертов |
33 643,9 |
7 116,4 |
7 779,0 |
18 748,5 |
безвозмездные поступления |
35 704,0 |
8 070,4 |
8 887,5 |
18 746,1 |
Прогноз расходов бюджета города Братска |
69 699,2 |
15 368,1 |
16 766,5 |
37 564,6 |
Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, будет осуществляться ежегодно на трехлетний период в рамках реализации муниципальных программ города Братска.
Раздел 6. Информация о муниципальных программах города Братска, утверждаемых в целях реализации Стратегии
По состоянию на 01 января 2018 года утверждены следующие муниципальные программы города Братска:
1. "Социальная поддержка населения".
2. "Здоровье".
3. "Образование".
4. "Молодежь".
5. "Культура".
6. "Физическая культура и спорт".
7. "Жилищно-коммунальное хозяйство и инфраструктура".
8. "Газификация".
9. "Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем".
10. "Безопасность".
11. "Энергосбережение"*.
12. "Охрана окружающей среды в городе Братске".
13. "Построение (развитие) аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
14. "Транспорт".
15. "Формирование современной городской среды".
16. "Стимулирование экономической активности".
17. "Муниципальные финансы".
18. "Муниципальная собственность".
19. "Муниципальное управление".
Утвержденные по состоянию на 01 января 2018 года муниципальные программы города Братска обеспечивают реализацию Стратегии на срок своего действия.
Стратегия является основой для разработки муниципальных программ города Братска. Количество и состав муниципальных программ города Братска может изменяться исходя из приоритетов, целей, задач и направлений социально-экономического развития города Братска, определенных в Стратегии, а также по результатам ежегодной оценки эффективности их реализации, проводимой в установленном порядке.
________________________________
* Наименование данной муниципальной программы города Братска с 01.01.2020 меняется на "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Братске"
Приложение N 1
к Стратегии социально-экономического
развития муниципального образования
города Братска до 2030 года
SWOT-анализ социально-экономического развития города Братска
N п/п |
Подсистема |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Административная (система управления, бюджетно-налоговая система) |
1. Выстроенная система управления муниципалитетом 2. Высокий уровень общественной безопасности |
1. Недостаточность собственных средств бюджета для прорывного развития |
1. Укрепление связей с территориями севера Иркутской области 2. Сближение со странами Юго-Восточной Азии |
1. Возможность дестабилизации политической обстановки в ходе проведения выборных кампаний |
2. |
Территориальная (географическое положение, транспортная система) |
1. Наличие всех видов транспортной инфраструктуры |
1. Отдаленность от крупных экономических центров 2. Географическое расположение города 3. Территориальная отдаленность жилых районов города |
1. Завершение строительства дороги Братск-Красноярск 2. Развитие аэропортового комплекса |
1. Снижение объемов финансирования на реализацию инфраструктурных проектов |
3. |
Социальная (население, а также отрасли, обеспечивающие формирование, развитие и функционирование населения: образование, здравоохранение, культура, физкультура, жилищно-коммунальное хозяйство) |
1. Развитая сеть социальной инфраструктуры 2. Наличие собственной базы высшего образования и науки |
1. Дефицит квалифицированных кадров 2. Высокая степень износа социальной инфраструктуры и части жилищного фонда 3. Низкий уровень благоустройства территорий |
1. Продолжение реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья 2. Привлечение частного капитала в социальную и коммунальную сфер |
1. Снижение численности населения 2. Снижение качества человеческого потенциала 3. Отток квалифицированных кадров 4. Высокий износ коммунальных сетей |
4. |
Экологическая (окружающая среда, биологические и природные ресурсы) |
1. Наличие уникальных природных рекреационных ресурсов |
1. Неблагоприятная экологическая обстановка |
1. Реализация экологических программ градообразующими предприятиями 2. Разработка и реализация областной экологической программы |
1. Возможный рост нагрузки на окружающую среду при развитии производительных сил |
5. |
Экономическая (домохозяйства, предприятия и организации, производственная система) |
1. Диверсифицированная структура экономики 2. Низкая стоимость энергоресурсов 3. Высокая обеспеченность предприятиями потребительского рынка 4. Наличие собственной продовольственной базы и близость к продовольственной базе сельскохозяйственных районов |
1. Низкая активность малого бизнеса 2. Низкая вовлеченность населения в предпринимательство |
1. Модернизация крупных и средних предприятий 2. Вовлечение в хозяйственный оборот ресурсов Братского ГКМ 3. Кооперация с сельскохозяйственными районами в части развития продовольственной базы 4. Дальнейшее развитие социального партнерства с предприятиями города |
1. Изменение структуры налогов после 2018 года 2. Снижение реальных доходов и потребительской активности населения 3. Снижение числа работоспособного населения 4. Возрастающий уровень конкуренции с другими территориями за размещение производств |
Приложение N 2
к Стратегии социально-экономического
развития муниципального образования
города Братска до 2030 года
Система целей социально-экономического развития города Братска
N п/п |
Цель, задачи, направления социально-экономического развития города Братска |
Решаемая проблема |
Ожидаемый результат |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. |
Стратегическая цель. Обеспечение роста качества жизни жителей города Братска |
|||
1.1. |
Стратегическая задача 1. Обеспечение благоприятной социально-инфраструктурной среды |
Снижение численности населения |
Снижение миграционного оттока населения |
|
1.1.1. |
Направление 1. Улучшение состояния окружающей среды |
Неблагоприятная экологическая обстановка |
Уменьшение валового объема выбросов в атмосферу от стационарных источников на 7%, сбросов в водоемы загрязняющих веществ на 10%, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами |
|
1.1.2. |
Направление 2. Развитие системы транспортного обслуживания |
Недостаточный уровень качества транспортных услуг для населения |
Удовлетворенность населения качеством транспортного обслуживания |
|
1.1.3. |
Направление 3. Повышение качества городской среды и обеспечение устойчивого градостроительного развития города |
Недостаточный уровень благоустройства территорий |
Рост доли благоустроенных территорий города |
|
Высокий износ коммунальных сетей |
Повышение надежности объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения |
|||
Высокая степень износа части жилищного фонда |
Снижение степени износа жилищного фонда до 34% |
|||
Неудовлетворительное техническое состояние части объектов социальной инфраструктуры |
Снижение степени износа объектов социальной инфраструктуры |
|||
Низкая вовлеченность в хозяйственный оборот Братского газоконденсатного месторождения |
Увеличение потребления природного газа Братского газоконденсатного месторождения |
|||
Низкое качество автомобильных дорог |
Удовлетворенность населения состоянием автомобильных дорог местного значения |
|||
1.1.4. |
Направление 4. Создание условий для оказания медицинской помощи населению |
Дефицит квалифицированных медицинских кадров |
Увеличение обеспеченности медицинских учреждений врачебными кадрами до 26 врачей в расчете на 10 тысяч населения |
|
1.1.5. |
Направление 5. Повышение доступности и качества дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования |
Очередность в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях |
Полная обеспеченность местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детей в возрасте от 1,5 до 8 лет, поставленных на учет по предоставлению места |
|
Доступность качественного образования |
Перевод муниципальных общеобразовательных учреждений города на односменный режим работы |
|||
1.1.6. |
Направление 6. Создание условий для организации досуга и обеспечение услугами организаций культуры |
Недостаточность финансовых средств для расширения спектра услуг |
Увеличение удельного веса населения, вовлеченного в культурную жизнь города |
|
1.1.7. |
Направление 7. Развитие физической культуры и массового спорта |
Низкий уровень обеспеченности современными спортивными сооружениями |
Увеличение удельного веса населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 23,8% |
|
1.1.8. |
Направление 8. Реализация молодежной политики и патриотическое воспитание молодежи |
Низкий уровень вовлеченности молодежи в социально-политическую жизнь общества |
Повышение уровня активности, самореализации и самоуправления молодежи в жизни города |
|
1.1.9. |
Направление 9. Реализация социальной политики и поддержка отдельных категорий граждан |
Наличие незащищенных слоев населения, нуждающихся в мерах социальной поддержки |
Сохранение принципа нуждаемости при оказании мер социальной поддержки |
|
Низкая заинтересованность частного капитала в инвестировании в социальную сферу |
Увеличение доли социальных услуг населению, оказываемых некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере |
|||
1.1.10. |
Направление 10. Обеспечение общественной безопасности |
Преступность в общественных местах |
Сокращение доли преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах города, в общем числе зарегистрированных преступлений, до 37,6% |
|
1.2. |
Стратегическая задача 2. Развитие экономического потенциала города |
Необходимость модернизации предприятий и общей структуры экономики города |
Рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами |
|
1.2.1. |
Направление 1. Содействие развитию малого и среднего бизнеса |
Низкая активность малого бизнеса и вовлеченность населения в предпринимательство |
Рост вклада малого и среднего предпринимательства в экономику города |
|
1.2.2. |
Направление 2. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата |
Возрастающий уровень конкуренции с другими территориями за размещение производств |
Увеличение объемов выпускаемой продукции, работ, услуг |
|
1.2.3. |
Направление 3. Развитие партнерских отношений с предприятиями города |
Недостаточность средств городского бюджета |
Сохранение объема финансирования социальных городских мероприятий предприятиями города |
|
1.3. |
Стратегическая задача 3. Совершенствование системы управления муниципалитетом |
Несовершенство процессов управления муниципалитетом |
Удовлетворенность населения качеством муниципального управления |
|
1.3.1. |
Направление 1. Совершенствование бюджетного процесса |
Недостаточность средств бюджета для развития города |
Увеличение уровня обеспеченности города доходными источниками |
|
1.3.2. |
Направление 2. Совершенствование управления земельно-имущественным комплексом |
Наличие объектов собственности, не вовлеченных в хозяйственный оборот |
Повышение качества администрирования неналоговых доходов |
|
Высокие издержки на содержание муниципального имущества, наличие неэффективных по энергозатратам муниципальных объектов |
Снижение издержек на содержание муниципального имущества, развитие применения энергосберегающих технологий в учреждениях бюджетной сферы и муниципальном жилищном фонде |
|||
1.3.3. |
Направление 3. Повышение открытости и эффективности деятельности администрации города Братска |
Низкий уровень вовлеченности населения в принимаемые решения по вопросам местного значения |
Обеспечение транспарентности муниципального управления |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы города Братска Иркутской области от 22 декабря 2017 г. N 474/г-Д "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования города Братска до 2030 года"
Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2018 г.
Текст решения опубликован в газете "Братские вести" от 27 декабря 2017 г. N 86