Приказ Министерства образования Иркутской области
от 9 февраля 2018 г. N 10-мпр
"Об утверждении Положения о проведении XXIX Регионального профессионального конкурса "Учитель года - 2018"
Руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, статьей 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области", Положением о министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, приказываю:
1. Утвердить Положение о проведении XXIX Регионального профессионального конкурса "Учитель года - 2018" (прилагается).
2. Признать утратившим силу приказ министерства образования Иркутской области от 17 февраля 2017 года N 07-мпр "Об утверждении Положения о проведении XXVIII Регионального профессионального конкурса "Учитель года - 2017".
3. Настоящий приказ вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования.
4. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Министр образования Иркутской области |
В.В.Перегудова |
Утверждено
приказом министерства образования
Иркутской области
от 9 февраля 2018 года N 10-мпр
Положение о проведении XXIX Регионального профессионального конкурса "Учитель года - 2018"
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения XXIX Регионального профессионального конкурса "Учитель года - 2018" (далее - конкурс).
2. Организацию и проведение конкурса осуществляют министерство образования Иркутской области (далее - министерство) и Иркутская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее - областная организация Профсоюза).
3. Организационно-техническое и информационно-методическое сопровождение конкурса осуществляет Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области "Институт развития образования Иркутской области" (далее - региональный оператор конкурса).
4. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников.
5. Цель конкурса - утверждение приоритета образования в обществе.
6. Задачи конкурса:
1) выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение;
2) повышение социального статуса педагогов и престижа учительского труда;
3) распространение педагогического опыта лучших учителей Иркутской области;
4) развитие творческой деятельности учительства по обновлению содержания образования с учетом Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее - ФГОС), профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н;
5) содействие росту профессионального мастерства учителей.
7. Принять участие в конкурсе могут граждане Российской Федерации, являющиеся педагогическими работниками общеобразовательных организаций, расположенных на территории Иркутской области, и соответствующие следующим критериям (далее - кандидаты):
1) наличие среднего профессионального или высшего образования;
2) работа в должности "Учитель" в общеобразовательной организации, расположенной на территории Иркутской области, является основным местом работы педагогического работника;
3) преподавание учебных предметов, входящих в предметные области, определенные ФГОС;
4) наличие статуса победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2017 - 2018 учебном году.
8. От каждого муниципального образования Иркутской области органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, осуществляющим управление в сфере образования, выдвигается один кандидат - победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2017 - 2018 учебном году.
9. Извещение о проведении конкурса размещается на официальных сайтах министерства (http://www.minobr.irkobl.ru/), регионального оператора конкурса (http://www.iro38.ru/) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты) в срок до 26 февраля 2018 года.
Глава 2. Организация деятельности регионального организационного комитета, регионального оператора конкурса, большого жюри, экспертов заочного этапа конкурса, экспертов очного этапа конкурса, родительского жюри, ученического жюри, счетной комиссии
10. Решение вопросов, связанных с проведением конкурса, осуществляет региональный организационный комитет (далее - оргкомитет).
В состав оргкомитета входят представители министерства, областной организации Профсоюза и регионального оператора конкурса.
11. К полномочиям регионального оператора конкурса относится:
1) разработка программы конкурса;
2) формирование списков участников конкурса;
3) подготовка бланков документов для конкурсных испытаний;
4) организационно-техническое и информационно-методическое сопровождение конкурсных испытаний;
5) организационно-методическое обеспечение деятельности большого жюри, экспертов заочного этапа конкурса, экспертов очного этапа конкурса, родительского жюри, ученического жюри, счетной комиссии;
6) организация и проведение очного установочного семинара.
12. Составы большого жюри, экспертов заочного этапа конкурса и экспертов очного этапа конкурса формируются из представителей министерства, иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области, Законодательного Собрания Иркутской области, областной организации Профсоюза, иных общественных организаций, регионального оператора конкурса, общеобразовательных организаций, организаций высшего образования, победителей регионального профессионального конкурса "Учитель года" прошлых лет.
13. Родительское жюри формируется из представителей родительской общественности, общественных объединений Иркутской области.
Ученическое жюри формируется из учащихся, имеющих высокие образовательные результаты и достижения, являющихся победителями и призерами международных, всероссийских и региональных конкурсов, представителей Областного детского парламента Иркутской области.
Средний балл всех членов родительского и ученического жюри учитывается при подведении итогов конкурсного испытания второго тура очного этапа "Мастер-класс" и фиксируется в протоколе большого жюри.
14. Для проведения жеребьевки, подсчета баллов, набранных участниками конкурса в конкурсных испытаниях, подготовки сводных оценочных ведомостей по результатам конкурсных испытаний создается счетная комиссия.
15. Составы оргкомитета, большого жюри, экспертов заочного этапа конкурса, экспертов очного этапа конкурса, родительского и ученического жюри, счетной комиссии утверждаются правовыми актами министерства в срок до 20 марта 2018 года.
Глава 3. Порядок проведения конкурса
16. Независимый общественный контроль над обеспечением прозрачности и гласности конкурсных испытаний, проводимых в соответствии с настоящим Положением, реализацией прав и интересов педагогических работников осуществляет областная организация Профсоюза.
17. Кандидаты представляют региональному оператору конкурса следующие документы:
1) заявление на участие в конкурсе по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению;
2) представление органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, осуществляющего управление в сфере образования (представляется в случае, если кандидат на участие в конкурсе является победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2017 - 2018 году) по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению;
3) информационную карту кандидата по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению;
4) копию документа об образовании и о квалификации, заверенную руководителем общеобразовательной организации;
5) выписку из трудовой книжки кандидата, заверенную руководителем общеобразовательной организации.
18. Прием документов, указанных в пункте 17 настоящего Положения, осуществляется региональным оператором конкурса в срок до 12 марта 2018 года включительно.
Дополнительная информация по вопросам организации и проведения конкурса предоставляется по телефону: (8-3952) 500-904 (внутренний 280, 257, 283) - Центр комплексной оценки персонала, лаборатория сопровождения профессионального развития педагогов регионального оператора конкурса, по электронной почте: Lpo@iro38.ru.
19. Документы, указанные в пункте 17 настоящего Положения, подаются в электронном виде путем их размещения в автоматизированной информационной системе "Процедура проведения экспертизы конкурсных материалов" (http://konkurs.iro38.ru) (далее - информационная система).
20. Регистрация документов, указанных в пункте 17 настоящего Положения, осуществляется региональным оператором конкурса в день их подачи в информационной системе.
Уведомление о регистрации в информационной системе направляется автоматически на электронную почту, указанную при регистрации в информационной системе, в день подачи документов.
21. В срок до 14 марта 2018 года включительно региональный оператор конкурса рассматривает документы, указанные в пункте 17 настоящего Положения, и принимает одно из следующих решений:
1) о допуске кандидата к участию в конкурсе;
2) об отказе кандидату в допуске к участию в конкурсе.
22. Основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
1) несоответствие кандидата критериям, установленным в пункте 7 настоящего Положения;
2) предоставление неполного перечня документов, указанных в пункте 17 настоящего Положения;
3) предоставление документов позже срока, указанного в пункте 18 настоящего Положения.
23. Региональный оператор конкурса в срок до 19 марта 2018 года включительно направляет уведомление о принятии решения о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе (с указанием причин отказа) на электронную почту, указанную при регистрации в информационной системе.
В случае устранения оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе кандидат вправе повторно представить документы не позднее 16 марта 2018 года.
24. Кандидат, допущенный к участию в конкурсе, становится участником конкурса.
25. Список участников конкурса размещается на официальных сайтах.
26. Конкурс проводится в два этапа согласно приложению 4 к настоящему Положению:
1) заочный этап "Методическое портфолио" состоит из конкурсного испытания "Интернет-ресурс".
Оценка представленного на конкурс интернет-ресурса осуществляется экспертами заочного этапа конкурса в период с 19 по 31 марта 2018 года включительно в соответствии с приложением 4 к настоящему Положению.
Сроки проведения заочного этапа - с 19 по 31 марта 2018 года включительно;
2) очный этап - оценка конкурсных испытаний, представляемых участниками конкурса, в соответствии с критериями конкурсного отбора очного этапа согласно приложению 4 к настоящему Положению.
Очный этап включает три тура.
Первый тур "Учитель-профи" включает три конкурсных испытания: эссе "Я - учитель", "Методический семинар" и "Урок", которые оцениваются экспертами очного этапа конкурса.
Второй тур "Учитель-мастер" включает три конкурсных испытания: "Мастер-класс", "Педагогический совет" и "Образовательный проект", которые оцениваются большим жюри, родительским и ученическим жюри.
Третий тур "Учитель-лидер" состоит из конкурсного испытания "Круглый стол образовательных политиков", которое оценивается большим жюри.
Сроки проведения очного этапа - с 7 по 13 апреля 2018 года включительно.
27. На основе оценок конкурсного испытания заочного этапа "Интернет-ресурс" на официальном сайте регионального оператора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.iro38.ru/) размещаются 20 интернет-ресурсов, набравших в своих номинациях наибольшее количество баллов по оценкам экспертов заочного этапа конкурса.
28. Все участники заочного этапа конкурса становятся участниками очного этапа.
29. По итогам конкурсного испытания заочного этапа и первого тура очного этапа "Учитель-профи" на основании суммарных оценок экспертов заочного этапа конкурса и экспертов очного этапа конкурса выстраивается общий рейтинг 15 участников, которые становятся лауреатами конкурса.
На основе оценок конкурсного испытания первого тура очного этапа эссе "Я - учитель" на официальном сайте регионального оператора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.iro38.ru/) размещаются 15 эссе, набравших в своих номинациях наибольшее количество баллов по оценкам экспертов очного этапа конкурса.
По итогам конкурсного испытания заочного этапа, первого тура очного этапа "Учитель-профи" и второго тура очного этапа "Учитель-мастер" на основании суммарных оценок экспертов заочного этапа конкурса, экспертов очного этапа конкурса, большого жюри, родительского и ученического жюри выстраивается общий рейтинг лауреатов конкурса. Первые по рейтингу 5 лауреатов становятся призерами конкурса и допускаются к участию в третьем туре очного этапа "Учитель-лидер".
По итогам конкурсного испытания третьего очного тура на основании оценок большого жюри выстраивается рейтинг призеров конкурса.
Призер конкурса, набравший наибольшее количество баллов в третьем туре очного этапа "Учитель-лидер", объявляется победителем конкурса.
30. В случае равенства количества баллов у нескольких призеров конкурса победитель конкурса определяется большим жюри по наивысшему баллу критерия 1 конкурсного испытания третьего тура очного этапа "Круглый стол образовательных политиков", определенному в приложении 4 к настоящему Положению.
31. На основе оценочных ведомостей большого жюри, экспертов заочного этапа конкурса, экспертов очного этапа конкурса, родительского и ученического жюри счетная комиссия заносит набранные участниками конкурса баллы в сводные оценочные ведомости и производит подсчет суммы баллов по результатам выполнения каждого конкурсного испытания, ведет подсчет сводной суммы баллов по результатам туров очного этапа конкурса.
Сводные оценочные ведомости подписываются всеми членами счетной комиссии и передаются большому жюри.
Рейтинг участников конкурса определяется на основе сводных оценочных ведомостей, оформляется протоколом большого жюри.
32. Министерство на основании протокола большого жюри не позднее 21 мая 2018 года издает правовой акт о победителе, призерах, лауреатах конкурса и об участниках очного этапа конкурса.
33. Победитель конкурса награждается ценным призом - автомобилем.
Призеры и лауреаты конкурса награждаются призами - планшетными компьютерами.
34. Победителю конкурса предоставляется право участвовать в заключительном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России".
35. Информация о результатах конкурса размещается на официальных сайтах в течение 5 рабочих дней со дня принятия правового акта министерства, указанного в пункте 32 настоящего Положения, а также публикуется в общественно-политической газете "Областная".
36. Награждение лауреатов, объявление и награждение призеров и победителя конкурса осуществляется на торжественных мероприятиях, организуемых министерством.
37. Ценный приз победителю, призы лауреатам и призерам конкурса передаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Иркутской области от 6 декабря 2011 года N 123-ОЗ "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области".
38. Передача ценного приза победителю, призов лауреатам и призерам конкурса осуществляется не позднее трех месяцев со дня издания правового акта министерства, указанного в пункте 32 настоящего Положения.
39. Финансирование проведения конкурса осуществляется по мероприятию "Организация работы по подготовке и проведению конкурсных мероприятий среди государственных (муниципальных) образовательных организаций Иркутской области, педагогических и руководящих работников государственных (муниципальных) образовательных организаций Иркутской области" основного мероприятия "Государственная политика в сфере образования" подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия в области образования" на 2014 - 2020 годы" государственной программы Иркутской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года N 456-пп.
Министр образования Иркутской области |
В.В.Перегудова |
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 1
к Положению о проведении
XXIX Регионального
профессионального конкурса
"Учитель года - 2018"
В региональный организационный комитет
XXIX Регионального профессионального
конкурса "Учитель года - 2018"
__________________________________________
Ф.И.О. педагогического работника, наименование
общеобразовательной организации, в которой
осуществляется трудовая деятельность
Заявление на участие в XXIX Региональном профессиональном конкурсе
"Учитель года - 2018"
Прошу принять документы для участия в XXIX Региональном
профессиональном конкурсе "Учитель года - 2018".
Даю свое согласие на автоматизированную, а также без использования
средств автоматизации обработку моих персональных данных, а именно
совершение действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального
закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", указанных
в документах, для проверки достоверности предоставленной мной информации.
Даю свое согласие на размещение моей фотографии, фамилии, имени и
отчества и информации о должности на официальном сайте Государственного
автономного учреждения дополнительного профессионального образования
Иркутской области "Институт развития образования Иркутской области" (в
случае, если стану победителем, призером, лауреатом или участником
первого тура очного этапа данного конкурса).
"__"______ 2018 года __________/_________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 2
к Положению о проведении
XXIX Регионального
профессионального конкурса
"Учитель года - 2018"
В региональный организационный комитет
XXIX Регионального профессионального
конкурса "Учитель года - 2018"
Представление
_________________________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления, осуществляющего управление
в сфере образования)
выдвигает _______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество кандидата)
_________________________________________________________________________
(занимаемая должность (наименование в соответствии с трудовой книжкой))
_________________________________________________________________________
(место работы (наименование в соответствии с уставом образовательной
организации))
на участие в XXIX Региональном профессиональном конкурсе
"Учитель года - 2018".
Электронная регистрация на сайте конкурса (http://konkurs.iro38/ru)
пройдена.
Приложения:
1. Заявление кандидата.
2. Информационная карта кандидата.
3. Копия документа об образовании и о квалификации кандидата.
4. Выписка из трудовой книжки кандидата.
Должность руководителя
____________________________ _____________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
М.П.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 3
к Положению о проведении
XXIX Регионального
профессионального конкурса
"Учитель года - 2018"
(фотопортрет 4х6 см) |
Информационная карта кандидата XXIX Регионального профессионального конкурса "Учитель года - 2018" ______________________________________________ (фамилия) ______________________________________________ (имя, отчество) (____________________________________________) (муниципальное образование) |
1. Общие сведения | |
Населенный пункт |
|
Дата рождения (день, месяц, год) |
|
Место рождения |
|
Адреса в Интернете (сайт, блог и т.д.), где можно познакомиться с кандидатом на участие в конкурсе и публикуемыми им материалами |
|
Адрес школьного сайта в Интернете |
|
2. Работа | |
Место работы (наименование образовательной организации в соответствии с уставом) |
|
Занимаемая должность (наименование в соответствии с записью в трудовой книжке) |
|
Преподаваемые предметы |
|
Классное руководство в настоящее время, в каком классе |
|
Общий трудовой стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) |
|
Общий педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) |
|
Дата установления квалификационной категории (если она имеется), какой именно категории |
|
Почетные звания и награды (наименования и даты получения в соответствии с записями в трудовой книжке) |
|
3. Образование | |
Название и год окончания профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования |
|
Специальность, квалификация по диплому |
|
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования дополнительных профессиональных программ, места и сроки их освоения) |
|
Знание иностранных языков (укажите уровень владения) |
|
Ученая степень |
|
4. Общественная деятельность | |
Участие в общественных объединениях (наименование, направление деятельности и дата вступления) |
|
Участие в деятельности коллегиальных органов управления образовательной организацией |
|
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) |
|
5. Дополнительная информация | |
Ваше педагогическое кредо |
|
Почему Вам нравится работать в школе? |
|
Профессиональные и личностные ценности, наиболее Вам близкие |
|
6. Семья | |
Семейное положение |
|
7. Досуг | |
Хобби |
|
Спортивные увлечения |
|
Сценические таланты |
|
8. Контакты | |
Рабочий адрес с индексом |
|
Домашний адрес с индексом |
|
Рабочий телефон с междугородним кодом |
|
Домашний телефон с междугородним кодом |
|
Мобильный телефон |
|
Рабочая электронная почта |
|
Личная электронная почта |
|
9. Документы | |
Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан) |
|
ИНН |
|
Свидетельство пенсионного государственного страхования |
|
Правильность сведений, представленных в информационной карте,
подтверждаю:
_______________________ (___________________________________)
(подпись) (фамилия, имя, отчество участника)
"____" __________ 20____ г.
Приложение 4
к Положению о проведении
XXIX Регионального
профессионального конкурса
"Учитель года - 2018"
Критерии оценивания конкурсных испытаний
I. Заочный этап "Методическое портфолио"
Конкурсное испытание "Интернет-ресурс"
Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.
Формат конкурсного испытания: представление интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых оценивается в 7 баллов и имеет равнозначный вес. Максимальный общий балл - 35.
Критерии оценки конкурсного испытания "Интернет-ресурс"
N |
Критерии |
Показатель по критерию |
Максимальный балл |
1 |
Информационная насыщенность |
Полнота информации. Методическая ценность материалов. Разнообразие форматов структурирования (текстовый, графический, звуковой и др.). Комплексность (для разных участников образовательного процесса). Тематическая организованность информации. Научная корректность. Методическая грамотность |
7 |
2 |
Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды |
Понятное меню (рубрикация). Удобство навигации. Разумная скорость загрузки. Языковая культура. Наличие инструкций и пояснений для пользователей (карты сайта, навигатор, подсказки, помощь). Защищенность пользователей. Адекватность образовательным целям. |
7 |
3 |
Эффективность обратной связи |
Разнообразие форм для обратной связи. Доступность обратной связи. Наличие контактных данных. Пространство для форумов и обсуждений. Удобство использования механизмов обратной связи. Систематичность и адресная помощь (ответы на вопросы, комментарии). Регулярность обратной связи и количество вовлеченных пользователей (наличие информации о посещении сайта). |
7 |
4 |
Актуальность информации |
Регулярность обновления информации. Связь информации с текущими событиями. Наличие информации о нормативно-правовой базе образования. Нестандартность информации. Возможности создания детско-взрослых виртуальных сообществ. Наличие возможностей использования информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями. |
7 |
5 |
Оригинальность и адекватность дизайна |
Четкая информационная архитектура (логика расположения материалов). Грамотные цветовые решения (привлечение внимания, фон и анимация не мешают восприятию текстовых материалов). Оригинальность стиля (индивидуальность). Корректность обработки графики. Сбалансированность разных способов структурирования информации. Учет требований здоровьесбережения в дизайне |
7 |
|
|
Максимальный балл |
35 |
II. Очный этап (первый, второй и третий туры)
Первый тур "Учитель-профи"
1.1. Конкурсное испытание эссе "Я - учитель"
Цель: раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.
Написание эссе "Я - учитель" проводится в рамках участия кандидатов на очном установочном семинаре.
Формат конкурсного испытания: текст эссе (до 6 страниц), тема которого определяется организаторами конкурса и объявляется на очном установочном семинаре. Время написания эссе в аудитории - 5 часов. Использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 7 критериям, каждый из которых оценивается в 3 балла и имеет равнозначный вес. Максимальный общий балл - 21.
Критерии оценки конкурсного испытания эссе "Я - учитель"
N |
Критерии |
Показатель по критерию |
Максимальный балл |
1 |
Языковая грамотность текста |
Грамотность в области грамматики, орфографии и пунктуации. Культура письменной речи. Понимание лексического значения слов. Соблюдение логики изложения. Корректность использования терминологии. |
3 |
2 |
Обоснование актуальности |
Профессиональный кругозор и широта взгляда. Понимание современных тенденций развития образования. Опора на вызовы времени и запросы социума. Использование примеров из собственной педагогической практики. Глубокое понимание рассматриваемых вопросов. |
3 |
3 |
Ценностная направленность |
Понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие собственной мировоззренческой позиции. Внимание к вопросам воспитания. Обращение внимания на развитие гражданских качеств учащихся. Отделение значимого от второстепенного |
3 |
4 |
Аргументированность позиции |
Четкость аргументации, отделение фактов от мнений. Использование иллюстрирующих примеров. Обоснованность положений. Понимание причинно-следственных связей. Взаимосвязь элементов в общей композиции и структуре работы. Наличие выводов и обобщений. |
3 |
5 |
Формулирование проблем и видение путей их решения |
Четкость и обоснованность при определении существующих проблем. Конструктивность и способность выделять значимое. Собственные находки и оригинальные суждения (предложения). Нестандартность и реалистичность предлагаемых решений. |
3 |
6 |
Рефлексивность |
Понимание смысла педагогической деятельности (способность к самоанализу). Анализ и оценка собственного видения роли образования. Опора на опыт. Способность находить проблемные зоны и точки роста в своем профессиональном и личностном развитии. |
3 |
7 |
Оригинальность изложения |
Художественно-публицистический стиль и нестандартность изложения. Эмоциональное воздействие текста. Яркость и образность изложения. Ясность и целостность изложения. |
3 |
|
|
Максимальный балл |
21 |
1.2. Конкурсное испытание "Методический семинар"
Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее - ФГОС), профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 18 октября 2013 года N 544н (далее - профессиональный стандарт "Педагог").
Формат конкурсного испытания: методический семинар (регламент - 20 минут) проводится перед началом для всех участников конкурсного испытания "Урок", что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Участник в тезисной форме в течение 5 - 10 минут излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог". Затем в течение 10 - 15 минут проходит диалог экспертов очного этапа конкурса с участником в форме вопросов и ответов.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает набор показателей. Все критерии являются равнозначными и оцениваются по 10 баллов. Максимальный общий балл за выполнение конкурсного испытания - 50.
Критерии оценки конкурсного испытания "Методический семинар"
N |
Критерии |
Показатель по критерию |
Максимальный балл |
1 |
Результативность и практическая применимость |
Применение методики на практике (связь с проведенным уроком). Наличие количественных и качественных показателей достижения результатов (предметных, метапредметных и личностных). Воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя. Технологичность и возможность транслирования педагогического опыта. |
10 |
2 |
Коммуникативная культура |
Умение вести диалог. Точность и полнота ответов на вопросы экспертов очного этапа конкурса. Широкий взгляд на методические проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым вопросам. Целеполагание и проведение рефлексии. Толерантное отношение к различным позициям и уважение других точек зрения |
10 |
3 |
Оригинальность и творческий подход |
Умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания. Творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач. Проявление индивидуальности и отход от шаблонов. Яркие примеры и образы, используемые в выступлении и ответах на вопросы. Разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал. |
10 |
4 |
Научная корректность и методическая грамотность |
Убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности педагогического опыта. Точность и корректность использования педагогической терминологии. Логическая последовательность в представлении опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов). Использование активных и интерактивных подходов для мотивации и поддержки самостоятельности учащихся. Адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания |
10 |
5 |
Информационная и языковая грамотность |
Удачная и разнообразная визуализация информации. Грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства. Разнообразие источников информации и образовательных ресурсов (в том числе и электронных). Структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.). Педагогический кругозор и общая эрудиция. |
10 |
|
|
Максимальный балл |
50 |
1.3. Конкурсное испытание "Урок"
Цель: раскрытие участниками своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.
Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент - 40 минут, самоанализ урока и вопросы экспертов очного этапа конкурса - 10 минут), который проводится в образовательной организации. Темы уроков определяются в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учетом их фактического выполнения в соответствующих классах и размещаются на официальном сайте регионального оператора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за 2 дня до начала конкурсных испытаний. В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 10 критериям, которые включают набор показателей. Каждый критерий является равнозначным и оценивается в 10 баллов. В случае несоответствия урока установленной теме конкурсное испытание автоматически оценивается в 0 баллов. Максимальный общий балл за выполнение конкурсного испытания - 100.
Критерии оценки конкурсного испытания "Урок"
N |
Критерии |
Показатель по критерию |
Максимальный балл |
1 |
Информационная и языковая грамотность |
Корректность содержания и использования научного языка. Глубина знаний. Доступность и адекватность информации по объему и сложности. Владение ИКТ и визуализация информации. Языковая культура учителя и направленность на развитие культуры речи учащихся. Использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) |
10 |
2 |
Результативность |
Эффективное достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации). Соотнесение действий с планируемыми результатами. |
10 |
3 |
Методическое мастерство и творчество |
Разнообразие методов и приемов. Новизна и оригинальность подходов, нестандартность и индивидуальность учителя. Использование сравнительных и дискуссионных подходов, развитие умений аргументировать позицию и проектировать свою деятельность. Разнообразие способов работы с информацией и использование разных источников. Соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов). |
10 |
4 |
Мотивирование к обучению |
Использование различных способов мотивации. Умение заинтересовать и удивить. Системность и последовательность мотивации на уроке. Доброжелательная атмосфера. Использование проблемных ситуаций с опорой на жизненный опыт и интересы учащихся. Поддержка образовательной успешности для всех учащихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями |
10 |
5 |
Рефлексия и оценивание |
Объективность и открытость оценивания. Разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе. Обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения. Понятность процедуры и критериев оценивания. Адекватность оценки и рефлексии проведенного урока. Понимание вопросов при самоанализе и точность ответов. Убедительное обоснование собственной позиции. |
10 |
6 |
Организационная культура |
Постановка и понимание целей, задач и планируемых результатов урока. Наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий. Установление правил и процедур совместной работы на уроке. Обращение внимание# на индивидуальные запросы и интересы учащихся, создание возможностей для инклюзивного образования. Рациональное использование образовательного пространства и средств обучения |
10 |
7 |
Эффективная коммуникация |
Взаимодействие учащихся с учителем и между собой. Поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности высказывания разных точек зрения. Способность учителя задавать модель коммуникации на уроке. Использование вопросов на понимание. Развитие умений учащихся формулировать вопросы. Развитие навыков конструктивного диалога, в том числе и при самоанализе проведенного урока. |
10 |
8 |
Ценностные ориентиры |
Воспитательный эффект деятельности учителя на уроке. Обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания. Поддержка толерантного отношения к культурным особенностям. Создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности. Уважение достоинства учащихся. Обращение внимания на культуру здорового образа жизни и безопасного поведения. |
10 |
9 |
Метапредметность и межпредметная интеграция |
Использование потенциала различных дисциплин при корректности содержания. Поддержка универсальных учебных действий разных видов. Понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от междисциплинарных связей. Системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов. Умение анализировать проведенное занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока. Адекватность интеграции предметов |
10 |
10 |
Самостоятельность и творчество |
Использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности учащихся (работа в группах, формулирование вопросов и т.п.). Создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения. Поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий. Решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке. |
10 |
|
|
Максимальный балл |
100 |
Второй тур "Учитель-мастер"
Второй очный тур ("Учитель-мастер") включает три конкурсных испытания: "Мастер-класс", "Педагогический совет" и "Образовательный проект".
2.1. Конкурсное испытание "Мастер-класс"
Цель: демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.
Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.). Регламент: выступление участника - до 20 мин., вопросы большого жюри и ответы участника - до 5 мин.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 10 критериям, каждый из которых включает набор показателей. По каждому критерию выставляется максимально 10 баллов, максимальный общий балл - 100.
Критерии оценки конкурсного испытания "Мастер-класс"
N |
Критерии |
Показатель по критерию |
Максимальный балл |
1 |
Актуальность и методическое обоснование |
Доказательство значимости и актуальности рассматриваемых вопросов. Убедительность и аргументированность педагогической позиции. Оригинальность и новизна технологий, методов и приемов. Технологичность и практическая применимость. Разнообразие подходов и их грамотное сочетание. |
10 |
2 |
Творческий подход и импровизация |
Нестандартность подходов в решении педагогических задач и способность удивить. Проявление педагогической индивидуальности. Композиционное построение выступления, личный имидж, выразительность и артистизм. Удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры). Интерес и создание профессионального пространства для обсуждения. |
10 |
3 |
Исследовательская компетентность и культура |
Видение актуальных и нестандартных проблем в образовании. Способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы. Понимание разных подходов в педагогике к решению ряда теоретических и практических вопросов. Выход за пределы одного учебного предмета - широта видения. Использование сравнительных подходов. |
10 |
4 |
Коммуникативная культура |
Активное взаимодействие и контакт с аудиторией, использование вопросов для проверки понимания и конструктивного диалога. Способность задавать модель коммуникации. Толерантное отношение к различным позициям, уважение различных точек зрения. Владение культурными нормами и традициями (в том числе и своего региона). Эффективные механизмы обратной связи. |
10 |
5 |
Рефлексивная культура |
Умение оценить выбор методов и достигнутые результаты. Осознание педагогической деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте. Осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования опыта преподавания. Адекватность оценки и рефлексии проведенного мастер-класса, точность ответов на вопросы. |
10 |
6 |
Информационная и языковая культура |
Корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, глубина знаний по теме. Разнообразие источников информации (в том числе использование электронных образовательных ресурсов). Структурирование информации в разных форматах. Удачная обработка и представление информации. Грамотность речи. Образность и ассоциативное мышление. |
10 |
7 |
Ценностные ориентиры и воспитательная направленность |
Понимание ценностных аспектов образования. Поддержка уважения достоинства личности и толерантного отношения к культурным различиям. Поддержка безопасного поведения и культуры здорового образа жизни, ценностей морально-нравственной и гражданско-патриотической направленности. |
10 |
8 |
Метапредметность и межпредметная интеграция |
Разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал. Доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации). Системность и целесообразность использования метапредметных подходов и межпредметной интеграции. |
10 |
9 |
Развивающий характер и результативность |
Опора на потенциал личностного развития учащихся, самостоятельность и самореализацию. Поддержка индивидуальных образовательных маршрутов. Учет разнообразных образовательных потребностей. Использование инклюзивного подхода. Разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные). |
10 |
10 |
Проектные подходы |
Четкое планирование работы. Выстраивание целеполагания (понимание целей, задач и прогнозируемых результатов). Конструктивность и видение реалистичных путей решения проблем. Наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности. Моделирование ситуаций. Подведение итогов (анализ и осмысление). |
10 |
|
|
Максимальный балл |
100 |
2.2. Конкурсное испытание "Педагогический совет"
Цель: организация открытого профессионального пространства для обсуждения существующих проблем, путей их решения и перспектив развития образования.
Формат конкурсного испытания: дискуссия в группе из 5 конкурсантов (состав определяется жребием) на заданную ведущим тему с индивидуальными выступлениями по рассматриваемым вопросам и общим обсуждением. Регламент - до 45 минут. Тема педагогического совета определяется организаторами конкурса и объявляется накануне его проведения, после завершения мастер-классов. Ведущими педагогического совета являются абсолютные победители и/или победители конкурса предыдущих лет.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает набор показателей. По каждому критерию выставляется максимально 10 баллов, максимальный общий балл - 50.
Критерии оценки конкурсного испытания "Педагогический совет"
N |
Критерии |
Показатель по критерию |
Максимальный балл |
1 |
Понимание проблемы |
Умение четко и понятно сформулировать свою позицию по ключевой проблеме. Связь высказываний с обсуждаемыми вопросами. Конкретность, нестандартность и реалистичность предложений. Умение отделять факты от мнений и рассматривать проблему объективно. Понимание актуальности обсуждаемых вопросов. |
10 |
2 |
Убедительность и аргументация позиции |
Понятность и конкретность занятой позиции. Четкое и логичное выстраивание своего выступления. Аргументированность и доказательность. Признание возможности других взглядов и мнений по обсуждаемым вопросам. Яркие примеры и образы, подкрепляющие высказывания. |
10 |
3 |
Взаимодействие и коммуникационная культура |
Сотрудничество и выстраивание взаимодействия со всеми участниками обсуждения. Умение формулировать вопросы и делать точные комментарии. Активность и грамотное участие в дискуссии. Способность осмыслить и переработать имеющийся опыт. Корректность и доброжелательность по отношению к окружающим. |
10 |
4 |
Творческий подход и оригинальность суждений |
Нестандартность предлагаемых решений. Новизна и умение видеть неожиданные стороны в обсуждаемых вопросах. Проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач. Яркий стиль и удачная манера общения. |
10 |
5 |
Информационная и языковая культура |
Педагогический кругозор и общая эрудиция. Корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка. Грамотность речи. Знание нормативно-правовой базы современного образования. Понимание современных тенденций развития образования. |
10 |
|
|
Максимальный балл |
50 |
2.3. Конкурсное испытание "Образовательный проект"
Цель: демонстрация лауреатами конкурса культуры проектирования в образовании, видения существующих проблем и путей их решения, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие.
Формат конкурсного испытания: группы из 5 конкурсантов (состав определяется жребием) в течение 15 минут проводят обсуждение и выбирают тему образовательного проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Группы получают не менее 6 часов для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном и/или другом формате. Для представления образовательного проекта на сцене группа получает 20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы большого жюри.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, включающим набор показателей. По каждому критерию выставляется максимально 10 баллов, максимальный общий балл - 50. Последовательность критериев и показателей не имеет принципиального значения. Оценивается индивидуальное участие каждого конкурсанта в групповой разработке и представлении образовательного проекта.
Критерии оценки конкурсного испытания "Образовательный проект"
N |
Критерии |
Показатель по критерию |
Максимальный балл |
1 |
Исследовательская деятельность |
Продуманный и разносторонний анализ ситуации. Видение разных проблем и понимание сути решаемой проблемы. Способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы. Продуманность и четкая последовательность плана действий. Выстраивание целеполагания (умение ставить и осознавать цели, понимание ожидаемых результатов, соотнесение задач с поставленными целями). |
10 |
2 |
Коммуникационная и языковая культура |
Выстраивание конструктивного взаимодействия в командной работе. Вовлеченность в разработку и представление проекта, умение осмыслить и переработать имеющийся опыт. Культура речи и корректное использование понятийного аппарата. Умение формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы. Культура ведения дискуссии (уважение и понимание других точек зрения). |
10 |
3 |
Актуальность и реалистичность решений |
Доказательство значимости и актуальности проблемы проекта для образования. Видение разных путей решения проблемы, обоснование гипотезы и аргументированность выбора решения. Реалистичность ресурсного обеспечения и минимизация возможных рисков. Возможность распространения проекта в образовании. |
10 |
4 |
Результативность и продуктивность |
Объективность и наглядность достижения поставленных целей и выполнения задач проекта. Прогнозируемость результатов, соотнесение достигнутых и планируемых результатов. Конкретность и продуктивность деятельности. Использование сравнительных подходов в разработке и представлении образовательного проекта. Визуализация информации. Удачная демонстрация исследовательской работы и проектного продукта. |
10 |
5 |
Творчество и оригинальность в представлении проекта |
Нестандартность и оригинальность идей и предложений. Умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме. Инициативность и ответственность при выполнении задач образовательного проекта. Адекватность оценки и самооценки деятельности и результатов проекта, способность к внесению корректив. Проявление творчества, индивидуальности и яркий стиль представления проекта. |
10 |
|
|
Максимальный балл |
50 |
Третий тур "Учитель-лидер"
Третий тур "Учитель-лидер" включает конкурсное испытание "Круглый стол образовательных политиков"
Конкурсное испытание "Круглый стол образовательных политиков"
Цель: раскрытие потенциала лидерских качеств призеров конкурса, демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем.
Формат конкурсного испытания: круглый стол образовательных политиков (регламент - 60 минут), который проводится с участием министра образования Иркутской области. Тема "Круглого стола образовательных политиков" определяется организаторами конкурса. Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает набор показателей. По каждому критерию выставляется максимально 5 баллов, максимальный общий балл - 25. Все критерии равнозначны, независимо от их последовательности и количества показателей в каждом.
Критерии оценки конкурсного испытания "Круглый стол образовательных политиков"
N |
Критерии |
Показатель по критерию |
Максимальный балл |
1 |
Понимание тенденций развития образования |
Понимание проблем развития образования, широта педагогического кругозора. Умение анализировать и осмысливать достижения науки и практики в образовании. Разнообразие используемой информации, умение выделять главное и отделять факты от мнений. Видение и оценка современных мировых и отечественных тенденций в развитии образования. Знание новостей и событий, происходящих в образовании. |
5 |
2 |
Масштабность и нестандартность суждений |
Понимание вызовов времени и запросов социума. Нестандартность, оригинальность идей и предложений. Умение видеть новые стороны в обсуждаемых вопросах. Творческий подход. Собственное видение конструктивных решений существующих проблем. |
5 |
3 |
Обоснованность и конструктивность предложений |
Способность видеть конструктивные и реалистичные пути решения имеющихся проблем. Реалистичность и последовательность предложений. Убедительность, последовательность и четкость изложения собственной позиции (конкретность и обоснованность). Понимание смысла педагогической деятельности и демонстрация навыков конструктивного диалога |
5 |
4 |
Коммуникационная и языковая культура |
Умение формулировать вопросы и давать комментарии по рассматриваемым темам. Корректное использование понятийного аппарата. Уважение других точек зрения и толерантное отношение к различным позициям. Понимание обсуждаемых вопросов, логичность изложения своих взглядов и демонстрация способности к обобщению. Убедительность, наглядность и четкость в представлении своей позиции |
5 |
5 |
Наличие ценностных ориентиров и личная позиция |
Понимание ценностных ориентиров современной системы образования. Понимание воспитательных эффектов педагогической деятельности. Обращение внимания на индивидуальные запросы и интересы учащихся, создание возможностей для инклюзивного образования, поддержку безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни. Раскрытие потенциала лидерских качеств, проявление творчества и индивидуальности. Обращение внимания на формирование гражданской позиции в системе образования. |
5 |
|
|
Максимальный балл |
25 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Иркутской области от 9 февраля 2018 г. N 10-мпр "Об утверждении Положения о проведении XXIX Регионального профессионального конкурса "Учитель года - 2018"
Настоящий приказ вступает в силу с 26 февраля 2018 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 февраля 2018 г., в газете "Областная" от 12 марта 2018 г. N 25
Приказом Министерства образования Иркутской области от 13 февраля 2019 г. N 13-мпр настоящий приказ признан утратившим силу через 10 дней после дня официального опубликования названного приказа