Приказ Министерства экономического развития Иркутской области
от 6 февраля 2018 г. N 10-мпр
"Об утверждении Методики проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Иркутской области"
В соответствии со статьей 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктами 8, 25 Положения о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2017 года N 906-пп, руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:
1. Утвердить Методику проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Иркутской области (прилагается).
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Министр экономического развития Иркутской области |
Е.А.Орачевский |
Утверждена
приказом министерства
экономического развития
Иркутской области
от 6 февраля 2018 года N 10-мпр
Методика проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Иркутской области
1. Настоящая Методика разработана в целях проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Иркутской области, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Иркутской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Иркутской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - ОРВ), за исключением:
1) проектов законов Иркутской области, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;
2) проектов законов Иркутской области, регулирующих бюджетные правоотношения.
2. Целью ОРВ являются определение и оценка возможных положительных и отрицательных последствий принятия проекта нормативного правового акта Иркутской области на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения, а также выявление в проекте нормативного правового акта Иркутской области положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также консолидированного бюджета Иркутской области.
3. ОРВ основывается на следующих принципах:
1) прозрачность - доступность информации ОРВ на всех стадиях ее проведения;
2) публичность - обеспечение участия заинтересованных сторон в процессе разработки принимаемых нормативных правовых актов Иркутской области;
3) сбалансированность - обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон в рамках проведения ОРВ;
4) эффективность - обеспечение оптимального выбора варианта регулирования с точки зрения выгод и издержек социальных групп, включая хозяйствующих субъектов, граждан и государство в целом;
5) экономичность - обеспечение надлежащего качества проведения ОРВ при условии минимально необходимых затрат на ее проведение.
Нумерация глав приводится в соответствии с источником
Глава 2. Принятие решения о необходимости введения нового государственного регулирования
4. Необходимость введения нового государственного регулирования может быть признана обоснованной при наличии следующих условий:
1) несовершенная конкуренция (высокий уровень рыночной власти и наличие барьеров входа на рынки субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности);
2) ситуация, когда для осуществления субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности рационального выбора на рынке недостаточно информации (информация отсутствует, информация некачественная, информация чрезмерно дорогая);
3) наличие внешних эффектов, когда выгоды или издержки не отражены в условиях контрактов (соглашений);
4) высокие транзакционные издержки (затраты, возникающие в связи с заключением контрактов, в том числе с использованием рыночных механизмов), включая:
издержки сбора и обработки информации;
издержки проведения переговоров и принятия решений;
издержки контроля;
издержки юридической защиты выполнения контракта субъектами предпринимательской деятельности.
5. Наличие указанных условий не является абсолютным обоснованием необходимости введения нового государственного регулирования. Для принятия решения о государственном регулировании необходимо установить, что:
1) указанные условия являются существенными и не будут со временем преодолены самим рынком;
2) исполнительный орган государственной власти Иркутской области, ответственный за реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере, в состоянии найти, обосновать и обеспечить эффективное исполнение регулирующего решения проблемы.
6. Цели государственного регулирования должны быть просты для понимания, численно измеримы (если возможно) и не должны подменяться описанием решений, посредством которых предполагается их достигнуть.
7. При определении возможных вариантов достижения поставленной цели целесообразно сначала рассматривать вариант невмешательства, то есть оценивать издержки и выгоды текущего положения, далее варианты с минимальным государственным вмешательством, а затем варианты более масштабного вмешательства.
В ходе анализа различных вариантов решения проблемы (достижения цели) необходимо сначала рассмотреть возможные воздействия каждой из предлагаемых мер регулирования, а затем оценить каждое из воздействий качественно и, по возможности, количественно.
8. Необходимо оценить возможные прямые и косвенные экономические, бюджетные, социальные воздействия. В случае если какие-либо воздействия сложно оценить, то это должно быть отражено в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта Иркутской области.
9. Оценке подлежат следующие воздействия:
1) экономическое: воздействие, которое должно быть определено в терминах экономического роста, конкурентоспособности, изменений в издержках различных социальных групп (в том числе дополнительных издержках субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, включая дополнительное административное бремя, издержках государственных органов, связанных с правоприменением и т.п.), воздействие на инвестиционную активность, воздействие на цены и другие;
2) бюджетное: воздействие на расходы областного бюджета и местных бюджетов, на организацию исполнения полномочий, необходимых для реализации предлагаемого правового регулирования;
3) социальное: воздействие на человеческий капитал, права человека, уровень и качество занятости, социальное неравенство и бедность, здоровье, безопасность (включая уровень преступности), культуру, перераспределительные эффекты между различными социальными группами и другие.
10. Для качественной и количественной оценки различных воздействий могут применяться различные аналитические методы, в том числе:
1) анализ "затраты - результат" - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования путем сопоставления выгод и издержек социальных групп;
2) анализ эффективности затрат - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования на основе сопоставления результатов с необходимыми затратами на их достижение;
3) многофакторный анализ - предполагает выбор наиболее эффективного государственного регулирования при наличии нескольких критериев.
11. Для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности издержки могут включать:
1) ограничение доступа к различным рынкам (товарные, ценовые и т.д.);
2) повышение цен на ресурсы;
3) прямые денежные расходы (за получение лицензий, сертификатов и т.п.);
4) дополнительные административные издержки, связанные с заполнением форм, отчетностью и т.п.;
5) затраты на изменения в производстве, маркетинге или транспортировке;
6) усложнение существующего регулирования или появление неопределенности в порядке его применения.
12. Для государства издержки включают:
1) единовременные затраты на создание соответствующей инфраструктуры и постоянные затраты на ее поддержание и эффективную работу (сбор и обработка информации, проведение инспекций и наложение санкций);
2) затруднение процессов управления.
13. Выгоды для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности включают:
1) снижение возможного ущерба собственности, потерь рабочего времени, издержек на соблюдение различных правил и требований;
2) уменьшение возможностей для неконкурентного поведения на рынке или рост прозрачности и предсказуемости существующего регулирования.
14. Выгоды для государства включают:
1) рационализация процесса регулирования и установки требований;
2) снижение затрат на мониторинг и контроль;
3) более высокая степень соблюдения норм действующего законодательства.
15. При проведении любого из представленных аналитических методов рекомендуется применять следующие основные принципы:
1) количественная оценка различных видов воздействия (в физическом или денежном измерении). Виды воздействия, которые невозможно оценить количественно, возможно рассматривать как не менее важные;
2) необходимость учета как краткосрочных, так и долгосрочных эффектов.
16. Рекомендуемый вариант государственного регулирования целесообразно оценивать исходя из критериев административной простоты, гибкости и эффективности (сравнительной и общей).
17. При выборе путей реализации государственного регулирования необходимо решить следующие вопросы:
1) вопросы административного характера: какие исполнительные органы государственной власти Иркутской области будут отвечать за реализацию выбранного варианта, каким образом они будут организовывать свою работу, какие для этого потребуются ресурсы;
2) порядок введения государственного регулирования: наличие переходных положений, распространение на действующие отношения, сроки введения регулирования, соотнесенные со сроками готовности инфраструктуры, необходимость выпуска иных нормативных правовых актов Иркутской области для введения государственного регулирования;
3) необходимость применения исключений по введению государственного регулирования в отношении отдельных социальных групп.
18. Вводимое государственное регулирование не должно дублировать существующее государственное регулирование, а предлагаемые процедуры и требования должны быть понятны всем социальным группам.
Глава 3. Проведение ОРВ и подготовка сводного отчета о результатах проведения ОРВ
19. ОРВ осуществляется исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики на территории Иркутской области и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, участвующим в процедуре ОРВ в части проведения ОРВ в отношении разрабатываемых им проектов нормативных правовых актов Иркутской области (в том числе на этапе формирования идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования), а также поступивших к нему в установленном порядке проектов законов Иркутской области, разработанных субъектами права законодательной инициативы в Законодательном Собрании Иркутской области, за исключением Губернатора Иркутской области, на этапе обсуждения проекта нормативного правового акта Иркутской области и сводного отчета о проведении ОРВ (далее - регулирующий орган, сводный отчет), в соответствии с Положением о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2017 года N 906-пп (далее - Положение), и настоящей Методикой.
20. В соответствии с Положением при разработке проекта нормативного правового акта Иркутской области регулирующий орган проводит:
1) публичные консультации с заинтересованными лицами на этапе формирования и обсуждения идеи (концепции) нового правового регулирования (при наличии);
2) публичные консультации по проекту нормативного правового акта Иркутской области и сводному отчету.
21. По результатам рассмотрения предложений, полученных в ходе проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта Иркутской области и сводному отчету, регулирующим органом дорабатываются проект нормативного правового акта Иркутской области и сводный отчет (при необходимости), содержащий использованные для проведения ОРВ расчеты, обоснования и прогнозы последствий реализации предлагаемых решений, варианты решения проблемы, обоснования и прогнозы социально-экономических и финансовых последствий реализации предлагаемых решений, необходимые для подготовки министерством экономического развития Иркутской области (далее - уполномоченный орган) заключения об ОРВ.
22. В сводном отчете приводятся источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета, приводятся в приложении к нему. Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные необходимо приводить в приложении к сводному отчету в полном объеме.
23. К моменту размещения сводного отчета на официальном сайте регулирующего органа для проведения публичных консультаций должны быть заполнены все разделы сводного отчета, за исключением разделов 18 - 20. В указанные разделы сведения вносятся после завершения публичных консультаций.
24. Заполнение раздела 1 сводного отчета "Общие сведения":
1) в данном разделе должны быть приведены сведения о регулирующем органе, вид и наименование нормативного правового акта Иркутской области, краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, основание для разработки проекта нормативного правового акта Иркутской области, краткое описание целей и способа предлагаемого регулирования, а также контактная информация исполнителей регулирующего органа.
2) в разделе в соответствующих пунктах должны быть также указаны основания для разработки проекта нормативного правового акта Иркутской области, а также те нормативные правовые акты Иркутской области, из которых непосредственно вытекают цели предлагаемого регулирования.
В качестве основания для разработки проекта нормативного правового акта Иркутской области указывается нормативный правовой акт Иркутской области, имеющий более высокую юридическую силу, поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации или дается указание на инициативный порядок разработки. В случае, если разработка проекта нормативного правового акта Иркутской области ведется не в инициативном порядке, приводятся конкретные пункты нормативных правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу, во исполнение которых разрабатывается рассматриваемый проект нормативного правового акта Иркутской области;
3) информация, приводимая в данном разделе, должна соответствовать информации, приведенной в других разделах сводного отчета.
25. Заполнение раздела 2 сводного отчета "Степень регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Иркутской области":
1) регулирующим органом должен быть приведен результат оценки степени регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Иркутской области согласно пункту 7 Положения. При этом, регулирующий орган представляет пояснения по каким основаниям, приведенным в указанном пункте Положения, проект нормативного правового акта Иркутской области был отнесен к той или иной степени регулирующего воздействия;
2) для проектов нормативных правовых актов Иркутской области с высокой степенью регулирующего воздействия приводятся формулировки конкретных положений или ссылки на положения проекта нормативного правового акта Иркутской области, которые устанавливают ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и Иркутской области обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их установлению и (или) положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных законодательством Российской Федерации и Иркутской области расходов (включая дополнительные временные затраты на исполнение вновь вводимых требований) указанных лиц в данной сфере;
3) для проектов нормативных правовых актов Иркутской области, имеющих среднюю степень регулирующего воздействия, приводится краткое описание предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Иркутской области, изменяемых проектом нормативного правового акта Иркутской области, обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и (или) положений проекта нормативного правового акта Иркутской области, способствующих их увеличению, со ссылкой на соответствующие положения действующих нормативных правовых актов.
При наличии указываются положения проекта нормативного правового акта Иркутской области, приводящие к увеличению предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Иркутской области расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также оценки текущего уровня расходов, связанных с действующими обязанностями, запретами и ограничениями.
4) проекты нормативных правовых актов Иркутской области, не устанавливающих новых обязанностей, запретов, ограничений, а также не изменяющих содержания существующих обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, но подпадающих под предметную область ОРВ, имеют низкую степень регулирующего воздействия (например, проекты нормативных правовых актов Иркутской области, которые устанавливают новые преимущества для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности).
В случае, если проект нормативного правового акта Иркутской области устанавливает новые преимущества или увеличивает доходы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, такие положения с описанием преимуществ и доходов также указываются в разделах 10 и 11 сводного отчета.
26. Заполнение раздела 3 сводного отчета "Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы":
1) в данном разделе регулирующим органом с учетом предложений, поступивших в связи с размещением уведомления о разработке проекта нормативного правового акта Иркутской области, должно быть обосновано существование проблемы, на решение которой направлено действие проекта нормативного правового акта Иркутской области, описаны негативные эффекты, связанные с существованием проблемы, риски и последствия сохранения текущей ситуации;
2) проблема должна быть сформулирована и описана максимально конкретно. По возможности проблема должна быть оценена количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных источников, которые могут быть верифицированы другими заинтересованными лицами. Желательным является подтверждение существования проблемы с использованием данных из нескольких независимых источников.
Формулирование регулирующим органом проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
Не является проблемой отсутствие нормативного правового регулирования какой-либо сферы. Нормативное правовое регулирование является способом решения проблемы.
Наличие поручения о разработке проекта нормативного правового акта Иркутской области не является обоснованием наличия проблемы. Это управленческое решение, направленное на минимизацию влияния данной проблемы.
Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы, в том числе, следующие источники информации:
обращения граждан и организаций в исполнительный орган государственной власти Иркутской области, свидетельствующие о наличии проблемы; при этом важно иметь в виду, что обращения могут быть как следствием наличия системной проблемы, так и частным случаем, когда указанная ситуация не является проблемой изменения регулирования в целом;
данные исполнительных органов государственной власти Иркутской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, статистических данных о случаях причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба;
данные опросов общественного мнения, обследований предприятий, иных данных независимых исследований;
иные данные, подтверждающие наличие существования проблемы;
3) в целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в данном разделе сводного отчета необходимо привести описание негативных эффектов и последствий, связанные с наличием проблемы (пункт 3.2 раздела 3 сводного отчета). Такие эффекты могут проявляться в следующем:
наличие недопустимого риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба, в том числе консолидированному бюджету Иркутской области. Подтверждением существования этой проблемы (количественной оценки таких последствий) служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, исполнительных органов государственной власти Иркутской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, страховых компаний;
необоснованно высокие издержки применения участниками отношений установленных процедур. Подтверждением наличия этого эффекта могут быть количественные оценки стоимости и продолжительности процедур (в сопоставлении со стоимостью и продолжительностью аналогичных процедур в других субъектах Российской Федерации, с оборотными и иными показателями деятельности участников отношений), а также данные об обращениях граждан и организаций;
недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений. Вследствие недостатка информации у участников общественных отношений возможны такие негативные последствия, как возможность недобросовестного поведения более информированных участников отношений в отношении менее информированных участников отношений, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе недобросовестная конкуренция, неэффективное размещение ресурсов и иные негативные последствия;
наличие прочих негативных эффектов для общества, в том числе для экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия, иных негативных эффектов.
Регулирующий орган указывает иные важные с его точки зрения негативные эффекты для общества в целом или отдельных групп участников отношений. Наличие таких негативных эффектов также должно быть подтверждено объективными данными;
4) при выявлении причин и факторов существования проблемы следует опираться на данные исследований, собственную экспертную оценку, мнения участников отношений. При этом, необходимо учитывать возможный риск предоставления участниками отношений искаженных сведений. Причинно-следственная связь между проблемой и факторами, обуславливающими ее существование, должна быть логически обоснована. Выявление факторов и условий существования проблемы является важным пунктом публичных консультаций;
5) в сводном отчете приводится информация о времени возникновения проблемы, а также времени выявления проблемы (пункт 3.3 раздела 3) сводного отчета. Регулирующему органу следует определить, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению не привели к позитивным результатам (были безрезультатными). Если проблема существует в течение длительного времени и предпринимались определенные меры, направленные на ее решение, то необходимо указать, какие именно меры и когда были предприняты, каковы были результаты и почему, по мнению регулирующего органа, принятые меры явились или являются недостаточными и не привели к достижению цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов (в том числе бюджетных), затраченных на решение данной проблемы, если для решения проблемы были проведены мероприятия, связанные с финансовыми затратами;
6) при определении причин невозможности устранения проблемы участниками соответствующих отношений самостоятельно, без вмешательства государства, регулирующему органу (в пункте 3.4 раздела 3 сводного отчета) необходимо обосновать, почему без введения нового регулирования проблема не может быть решена или стать незначимой для участников отношений.
Необходимо описать, как может развиваться проблема и связанные с ней негативные эффекты без вмешательства государства (отразить базовый сценарий развития событий). Ввиду прогнозного характера такого анализа следует указать условия, при сохранении которых возможно указанное развитие. Если проводится экстраполяция имеющихся данных на будущие периоды, необходимо указать обоснование, почему такая экстраполяция не вызвана случайными и (или) временными факторами. В том случае, если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых более вероятным оказывается тот или иной сценарий;
7) в пункте 3.6 раздела 3 сводного отчета приводится любая дополнительная информация, позволяющая более точно охарактеризовать проблему с количественной и качественной сторон, оценить масштаб негативных последствий, а также наличие возможных взаимосвязанных проблем и последствий для участников рассматриваемых общественных отношений.
27. Заполнение раздела 4 сводного отчета "Анализ опыта других субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности":
1) в данном разделе приводится описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в других субъектах Российской Федерации с указанием на экономические, правовые, географические и иные особенности, включая определение проблем, на решение которых было направлено регулирование, оценку расходов участников деятельности и государства, показатели, по которым оценивалась эффективность установления обязательных требований, и результаты такой оценки;
2) при анализе опыта других субъектов Российской Федерации предпочтительным является не описание отдельных случаев и примеров, а сводная информация по субъекту Российской Федерации. Выбор субъектов Российской Федерации для сравнения с Иркутской областью должен быть обоснован с точки зрения социально-экономических условий, степени успешности реализации подхода и возможных иных условий. При анализе зарубежного опыта необходимо обратить внимание на то, что практически для любого выбранного способа решения проблемы могут быть подобраны как положительные, так и отрицательные примеры ввиду различий в условиях и факторах существования сходных проблем. Аналогичный предлагаемому регулирующим органом способ регулирования, применяемый в одной или нескольких странах, не является достаточным обоснованием того, что именно этот способ является наилучшим для Российской Федерации.
28. Заполнение раздела 5 сводного отчета "Цели предлагаемого правового регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области":
1) цели предлагаемого правового регулирования должны быть указаны максимально конкретно, соответствовать заявленным проблемам, на решение которых направлено предлагаемое правовое регулирование, и содержанию предлагаемого проекта нормативного правового акта Иркутской области. Точное соответствие заявленной цели проблеме, описанной в разделе 3 сводного отчета, является ключевым условием эффективности мер предлагаемого регулирования.
При определении цели правового регулирования регулирующему органу необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования.
Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанные условия необходимы для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого регулирующим органом правового регулирования;
2) при формулировании цели регулирования необходимо руководствоваться следующими положениями:
формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения;
ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены; в случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.
Если формулировка цели не позволяет измерить степень ее достижения по причине своей абстрактности, замены характеристики конечного результата описанием средств достижения цели или другим причинам, то такая формулировка не должна применяться;
3) в разделе должны быть указаны ожидаемые обозримые сроки достижения поставленных целей;
4) обоснование соответствия целей принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области приводится отдельно для каждой указанной цели. При обосновании необходимо указывать конкретные положения указанных документов.
29. Заполнение раздела 6 сводного отчета "Описание предлагаемого правового регулирования и иных возможных способов решения проблемы":
1) выбранный способ правового регулирования должен существенным образом снижать негативное воздействие проблемы в сфере регулирования (обеспечивать достижение целей регулирования).
Необходимо четко описать, в чем именно состоит предлагаемый способ правового регулирования: на какие отношения и каких именно участников отношений распространяется правовое регулирование, какие требования к участникам отношений, видам деятельности устанавливаются (изменяются или отменяются) предлагаемым проектом нормативного правового акта Иркутской области, какие новые права возникают у участников отношений, каким образом они будут реализованы и какими механизмами соблюдение требований будет контролироваться.
Выбор наилучшего из возможных способов правового регулирования осуществляется на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) консолидированного бюджета Иркутской области. Указанный выбор осуществляется на основе анализа данных, отражаемых в разделах 7 - 13 сводного отчета.
В отсутствие возможности произвести сопоставление возможных способов правового регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа;
2) в сводном отчете приводится описание иных способов решения проблемы и достижения поставленных целей в том же формате, что и описание предлагаемого правового регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства. Если иного, кроме предложенного регулирующим органом, способа достижения целей не существует (не приведено), то следует убедиться, что формулировка цели не предопределяет выбор конкретного способа ее достижения;
3) в данном разделе приводится обоснование, почему из возможных способов решения проблемы был выбран именно предложенный. Наилучшим обоснованием является количественное сопоставление издержек и выгод различных способов решения проблемы. В отсутствие возможности провести соответствующие расчеты должны быть логически обоснованы сравнительные преимущества выбранного способа. Наиболее детальные обоснования предпочтительности выбранного способа требуются для положений, обладающих высокой степенью регулирующего воздействия. Необходимо обосновать, что нужный результат не может быть получен при регулирующем воздействии меньшей степени.
30. Заполнение раздела 7 сводного отчета "Основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая исполнительные органы государственной власти Иркутской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов":
1) в данном разделе указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Указание следует начинать с групп, которые непосредственно являются объектом регулирования (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения). Источником могут быть статистические данные о количестве предприятий (граждан) той или иной категории, данные реестров о количестве выданных лицензий, полученных разрешений и иные имеющиеся данные. Возможно использование результатов исследований рынков, иных независимых исследований. При невозможности точной однозначной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок, с обоснованием методов получения таких оценок;
2) прогноз изменения числа участников должен быть обоснован. В некоторых случаях возможна экстраполяция существующей динамики численности числа участников. Однако необходимо принимать во внимание те изменения, которые прямо следуют из предлагаемого регулирования, например, ужесточение требований к участникам определенного вида деятельности, вероятно, приведет к сокращению числа таких участников, даже если до введения регулирования их численность росла.
Результатом анализа групп потенциальных адресатов регулирования и их прогнозной динамики должны стать выводы регулирующего органа о том, учитывает ли проект нормативного правового акта Иркутской области законные интересы участников указанных групп, а также о влиянии изменения их численности и структуры на инвестиционный и предпринимательский климат в отдельных отраслях, регионах, экономике в целом.
31. Заполнение раздела 7.1 сводного отчета "Анализ влияния социально-экономических последствий реализации проекта нормативного правового акта Иркутской области на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства":
1) в пункте 7.1.1 раздела 7.1 сводного отчета приводится оценка структуры регулируемых субъектов малого и среднего предпринимательства по категориям (микропредприятия, малые и средние предприятия). Также оценка структуры регулируемых субъектов приводится для крупных предприятий в целях сопоставления с нагрузкой на субъекты малого и среднего предпринимательства.
Источниками информации о субъектах малого, среднего и крупного предпринимательства могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с раскрытием методов их получения.
На основе количественной оценки регулируемых субъектов по категориям (микропредприятий, малых, средних и крупных предприятий) высчитывается их удельный вес в общем количестве субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием. Данное значение приводится в процентном выражении (например, указывается, что количество микропредприятий в сфере розничной торговли определенным видом продукции составляет 30 процентов от общего числа субъектов, осуществляющих розничную торговлю данным видом продукции);
2) в пункте 7.1.3 раздела 7.1 сводного отчета должна быть представлена оценка влияния проекта нормативного правового акта Иркутской области на достижение целевых ориентиров Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р.
3) в пункте 7.1.4 раздела 7.1 сводного отчета должны быть описаны следующие возможные социально-экономические последствия реализации проекта нормативного правового акта Иркутской области на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства:
содержательные издержки субъектов малого и среднего предпринимательства (могут быть выражены, например, в приобретении (установке и обслуживании) оборудования, найме дополнительного персонала, заказе (представлении) услуг, выполнении работ, обучении персонала, создании новых рабочих мест);
информационные издержки субъектов малого и среднего предпринимательства (могут быть выражены, например, в представлении информации (документов и их копий, уведомлений), формировании и хранении информации, необходимой для представления по запросу со стороны федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и (или) уполномоченных представителей;
преимущества и (или) иные выгоды субъектов малого и среднего предпринимательства (могут быть выражены, например, в предоставлении налоговых льгот, субсидий либо иных выгод и (или) преимуществ).
Приводится оценка расходов субъектов малого и среднего предпринимательства и оценка возможных преимуществ и (или) иных выгод, вызванных реализацией проекта нормативного правового акта Иркутской области;
4) в пункте 7.1.5 раздела 7.1 сводного отчета приводится количественная оценка описываемых в пункте 7.1.4 раздела 7.1 сводного отчета социально-экономических последствий реализации проекта нормативного правового акта Иркутской области на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
При характеристике издержек (содержательных и (или) информационных), преимуществ и (или) иных выгод выделяются единовременные и периодические издержки (содержательные и (или) информационные), преимущества и (или) иные выгоды. Периодические издержки (содержательные и (или) информационные), преимущества и (или) иные выгоды приводятся с указанием периода их осуществления (возникновения).
На основе оценки издержек (содержательных и (или) информационных), преимуществ и (или) иных выгод по каждому предполагаемому социально-экономическому последствию формируется итоговая оценка издержек (содержательных и информационных), преимуществ и (или) иных выгод, в том числе единовременных и периодических;
5) в пункте 7.1.8 раздела 7.1 сводного отчета описываются нормативно-правовые и (или) организационные меры, предпринятые регулирующим органом для сокращения диспропорции в нагрузке, связанной с реализацией проекта нормативного правового акта Иркутской области;
6) в пункте 7.1.9 раздела 7.1 сводного отчета дается прогноз количественной динамики структуры субъектов малого и среднего предпринимательства при введении предлагаемого регулирования.
32. Заполнение раздела 8 сводного отчета "Новые функции, полномочия, обязанности и права исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области или сведения об их изменении, а также порядок их реализации":
1) в данном разделе необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, которые вводятся, отменяются или изменяются проектом нормативного правового акта Иркутской области. Кратко описывается порядок реализации соответствующих функций, каким именно органом они реализуются (будут реализовываться). Под порядком реализации функции в том числе понимаются постоянное наблюдение, выборочные проверки (документарные, выездные), анализ отчетности и (или) статистических данных, выдача разрешений, согласование, экспертиза, прием уведомлений;
2) по каждой изменяемой функции необходимо указать изменение трудозатрат. Приводятся данные о совокупном изменении трудозатрат по всем органам, реализующим соответствующую функцию.
В случае появления новой функции указываются дополнительные трудозатраты по ее реализации. Не допускается указание, что введение новой функции не потребует дополнительных трудозатрат: любое новое действие, процедура, обязанность предполагают дополнительные трудозатраты. Прогноз трудозатрат на осуществление новой функции делается на основе оценки трудозатрат по аналогичным функциям и объему предполагаемой деятельности.
При отмене существующих функций следует рассчитать возможные поступления в консолидированный бюджет Иркутской области.
3) в данном разделе сводного отчета указываются также иные ресурсы (финансовые, материальные, временные), которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате появления (изменения) функций. При невозможности дать стоимостную оценку указанных ресурсов необходимо дать их оценку в натуральном выражении.
33. Заполнение раздела 9 сводного отчета "Оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) консолидированного бюджета Иркутской области":
1) в данном разделе сводного отчета указывается оценка влияния проекта нормативного правового акта Иркутской области на уровень расходов консолидированного бюджета Иркутской области и оценка возможных поступлений, вызванных введением, изменением или отменой регулирования. Указанная оценка проводится в разрезе новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов, выделенных в разделе 8 сводного отчета. Оценка расходов и возможных поступлений приводится в миллионах рублей в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и возможных поступлений используются индексы-дефляторы в соответствии с последним доведенным прогнозом социально-экономического развития Иркутской области на среднесрочную перспективу;
2) введение или изменение функций, полномочий, обязанностей и прав исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности могут приводить к:
росту или сокращению (экономии) расходов бюджетов бюджетной системы;
дополнительным (за счет появления новых источников или за счет расширения доходной базы) или выпадающим (сокращению объемов поступлений налогов, сборов, неналоговых доходов) доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) при характеристике расходов выделяют единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
Виды единовременных и периодических расходов приводятся в соответствии с видами расходов консолидированного бюджета Иркутской области (по выбору регулирующего органа) с пояснениями (например, "расходы на содержание дополнительной численности инспекторов", "расходы на создание информационной системы мониторинга").
Для уровня муниципальных образований Иркутской области расходы определяются обобщенно для соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации (в пункте "Наименование органа" указывается "органы местного самоуправления"). При оценке расходов (возможных поступлений) внебюджетных фондов приводится наименование внебюджетного фонда;
4) данные о возможных поступлениях (доходах) представляются в разрезе исполнительных органов государственной власти Иркутской области - администраторов доходов (администраторов источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в которые отчисляются налоговые и неналоговые доходы, с корректировкой на объем выпадающих доходов, с указанием причин и объемов недополучения доходов (снижение ставок, введение налоговых льгот и налоговых вычетов, налоговых каникул).
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и доходов. При формировании сумм учитываются все виды влияния на доходы и расходы (например, итоговый объем доходов равен объему дополнительных доходов, уменьшенному на объем выпадающих доходов);
5) в разделе приводятся иные имеющиеся сведения о расходах (возможных поступлениях) консолидированного бюджета Иркутской области. В частности, в данном пункте указываются итоговое соотношение расходов и возможных поступлений, их соотношение по времени реализации нормативного правового акта Иркутской области (если указанные расходы и поступления неравномерны во времени; так, при высоких единовременных расходах первого года реализации проекта нормативного правового акта Иркутской области объем дополнительных доходов за трехлетний период может не превышать планируемый объем расходов).
34. Заполнение раздела 10 сводного отчета "Новые преимущества, обязанности, запреты, ограничения, а также ответственность за нарушение нормативных правовых актов Иркутской области для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, либо изменение содержания ранее предусмотренных нормативными правовыми актами Иркутской области обязанностей, запретов, ограничений и ответственности за нарушение нормативных правовых актов Иркутской области для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также порядок организации их исполнения":
В данном разделе сводного отчета приводятся группы участников отношений так, как они указаны в разделе 7 сводного отчета, новые преимущества, обязанности, запреты, ограничения, а также ответственность за нарушение нормативных правовых актов Иркутской области для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, либо изменение содержания ранее предусмотренных нормативными правовыми актами Иркутской области обязанностей, запретов, ограничений и ответственности за нарушение нормативных правовых актов Иркутской области для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Необходимо также указать порядок организации исполнения новых обязанностей и ответственности, а также соблюдения запретов и ограничений. Такой порядок может предполагать технологические изменения деятельности участников отношений (например, использование новых технологий и (или) оборудования для выполнения требований), дополнительные информационные требования (например, представление отчетности, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах и (или) в определенный промежуток времени) и другое. Если порядок должен быть определен другим нормативным правовым актом Иркутской области, указывается необходимость принятия соответствующего акта.
35. Заполнение раздела 11 сводного отчета "Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо изменением содержания таких обязанностей, а также связанные с введением или изменением ответственности":
1) в данном разделе сводного отчета указывается оценка влияния проекта нормативного правового акта Иркутской области на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений;
2) для каждой группы участников отношений, прямо или косвенно затронутых предлагаемым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов.
Указанная оценка проводится в разрезе групп, в том числе косвенно затронутых регулированием, выделенных в разделе 7 сводного отчета. Оценка расходов и доходов приводится в миллионах рублей в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и доходов используются индексы-дефляторы в соответствии с последним доведенным прогнозом социально-экономического развития Иркутской области на среднесрочную перспективу. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей и ответственности, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей и ответственности не представляется возможным.
Введение (отмена, изменение) обязанностей и ответственности участников отношений может приводить к росту или сокращению расходов участников, а также к дополнительным или выпадающим доходам (например, за счет сокращения объемов производства и продаж, сокращения числа участников рынка).
При характеристике расходов выделяют единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей соответствующих групп (в том числе информацию, полученную в ходе публичных консультаций), социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, а также иную релевантную информацию.
Для оценки расходов и доходов по каждой группе участников отношений и каждой категории требований определяются расходы и доходы "репрезентативного" участника, которые умножаются на число участников группы. Для периодических расходов принимается во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы. При необходимости допускается применять и иные методы расчетов с соответствующим обоснованием.
36. Заполнение раздела 12 сводного отчета "Информация об отмене обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности":
Если регулирующим органом в проекте нормативного правового акта Иркутской области с высокой степенью регулирующего воздействия определены положения, приводящие к возникновению у субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности расходов, связанных с необходимостью соблюдения установленных требований регулирования, то в целях снижения количества требований, предъявляемых к субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, проект нормативного правового акта Иркутской области должен содержать положения об отмене соразмерных действующих требований в той же области правового регулирования соответствующей сферы отношений. Количественная оценка расходов проводится путем оценки издержек на выполнение участниками регулируемых отношений типовых действий, осуществляемых для исполнения требований регулирования.
37. Заполнение раздела 13 сводного отчета "Риски решения проблемы предложенным способом правового регулирования и риски негативных последствий, а также описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели правового регулирования":
1) в данном разделе для предлагаемого способа решения проблемы производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, а также риска нежелательных последствий для адресатов, а также лиц, не являющихся адресатами предлагаемого регулирующим органом правового регулирования.
При подготовке сводного отчета производится:
оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков, связанных с выбранным способом решения проблемы);
оценка рисков негативных последствий введения предложенного способа регулирования (влияние проекта нормативного правового акта Иркутской области на иные сферы, безотносительно того, направлен ли проект нормативного правового акта Иркутской области на решение проблем в данных сферах или нет);
2) при оценке рисков решения проблемы предложенным способом рассматриваются следующие виды рисков:
риски несоответствия между предложенным способом регулирования и заявленными целями предложенного способа регулирования. Такие риски возможны, если предлагаемый проект нормативного правового акта Иркутской области направлен на решение части проблем (не всех выявленных проблем), при выработке решений наблюдается недостаток информации (возможно проанализировать не все аспекты проблемы), способ решения проблемы обозначен на этапе постановки задачи о ее решении (например, доведено поручение по решению проблемы конкретным способом) либо есть высокая вероятность изменения содержания проекта нормативного правового акта Иркутской области на дальнейших этапах прохождения. В качестве методов контроля эффективности избранного способа достижения целей регулирования рассматриваются мероприятия по сбору и анализу данных, мониторингу, "пилотному" внедрению (апробации) и иные методы в зависимости от причины возникновения данного риска;
риски недостаточности механизмов реализации предложенного способа регулирования для решения проблемы. Данные риски могут быть вызваны как положениями иных нормативных правовых актов Иркутской области, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли. Такие риски возможны и в тех случаях, когда отсутствует достаточная информация об оптимальных механизмах реализации (например, о наиболее оптимальных методах поддержки развития тех или иных предприятий, оптимальной организации процедур налогового администрирования). Меры по минимизации данных рисков могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к разработке решений выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в иные нормативные правовые акты Иркутской области, если такие изменения возможны) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации нормативного правового акта Иркутской области;
риски невозможности обеспечения достаточного контроля соблюдения предлагаемых требований. Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствуют механизмы контроля либо полномочий по контролю), с отсутствием достоверной информации, а также с расходами на осуществление такого контроля. При анализе данных рисков рассматриваются, как контроль за соблюдением предлагаемых требований государственными (муниципальными) органами, так и возможности общественного контроля, в том числе контроля саморегулируемыми организациями;
риски отсутствия необходимых материальных и человеческих ресурсов. Данные риски рассматриваются как в отношении ресурсного обеспечения государственных (муниципальных) органов, так и в отношении ресурсного обеспечения иных участников отношений. Соответственно, в качестве механизмов по минимизации данных рисков рассматривается как выделение средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе на обучение (если недостаток кадрового и ресурсного обеспечения выявлен в государственном секторе), так и мероприятия по обеспечению доступности кадровых и финансовых ресурсов для хозяйствующих субъектов (иных заинтересованных групп);
риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий. Указанные риски связаны с ограничениями возможностей практического внедрения, в том числе внедрения новых технологий. В связи с неизбежностью присутствия данного риска при регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, наилучшие доступные технологии, защита окружающей среды, нормативы допустимых выбросов), вызванного неравномерностью экономического развития, Органом должен предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска должны учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
В случае выявления регулирующим органом указываются и иные риски решения проблемы предложенным способом;
3) риски негативных последствий реализации проекта нормативного правового акта Иркутской области рассматриваются с учетом рисков его реализации, приведенных выше. При анализе рисков негативных последствий от внедрения предлагаемого проекта нормативного правового акта Иркутской области рассматриваются следующие риски:
риски для инвестиционного климата, связанные в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью начала бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
риски для состояния конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности по сравнению с другими либо определенным категориям субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностями недобросовестной конкуренции;
риски для безопасности и качества продукции, связанные со снижением требований к качеству продукции, могут быть вызваны недостатком информации, при котором рыночные механизмы не могут компенсировать отсутствие контроля за качеством продукции непосредственно потребителями;
риски для окружающей среды могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, вызванным вводимыми мерами государственного регулирования, а также недостижением планируемого уровня снижения такого воздействия (если именно на эту цель направлены меры государственного регулирования).
Социальные риски могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы и иные социальные характеристики.
В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер государственного регулирования рассматриваются и иные возможные последствия, в том числе макроэкономические (влияние меры на экономический рост, производительность труда, инфляцию), производственные (влияние на развитие техники и технологий), последствия в сфере внешнеэкономической деятельности (стимулирования экспорта либо импорта, международной кооперации, переноса производств в другие юрисдикции), риски возможных коррупционных проявлений и иные риски;
4) по каждому выявленному риску приводится оценка вероятности наступления риска. В случае отсутствия возможности расчета точного значения указанной вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности (весьма вероятен, вероятен или маловероятен). Для каждого выявленного риска указываются:
меры, направленные на снижение данного риска: организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия, мероприятия по мониторингу, иные меры;
оценка степени контроля рисков в процентах.
В случае отсутствия возможности расчета точного значения указанной степени контроля допускается указание соответствующего интервала или оценочной характеристики: полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю); частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска); контроль отсутствует (меры отсутствуют либо не оказывают влияние на вероятность наступления риска и (или) степень влияния риска);
5) наличие рисков решения проблемы предложенным способом либо рисков негативных последствий реализации проекта нормативного правового акта Иркутской области само по себе не является основанием для отклонения данной инициативы. В то же время при выявлении весьма вероятных рисков негативного воздействия проекта нормативного правового акта Иркутской области, степень контроля которых является частичной (либо контроль над которыми отсутствует), целесообразно рассмотреть возможные альтернативные способы решения проблемы. Если и после такого рассмотрения предложенный способ решения проблемы является наилучшим, несмотря на высокую степень рисков, должно быть приведено соответствующее обоснование (со ссылкой на рассмотренные проблемы). Такая информация приводится в пункте 6.3 раздела 6 сводного отчета.
Отсутствие указания рисков решения проблемы предложенным способом и (или) рисков негативных последствий реализации проекта нормативного правового акта Иркутской области свидетельствует об отсутствии проведенной оценки рисков и несоответствии отчета об ОРВ предъявляемым требованиям.
38. Заполнение раздела 14 сводного отчета "Необходимые для достижения заявленных целей правового регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия".
В данном разделе указываются все мероприятия, которые необходимы для достижения заявленных целей правового регулирования и прямо не прописаны в проекте нормативного правового акта Иркутской области, в том числе:
разработка подзаконных актов, инструкций, методических указаний и (или) иных документов;
создание новых органов, структурных подразделений;
создание информационных ресурсов, баз данных;
обучение сотрудников органов государственной власти и управления, иных участников отношений;
мероприятия по доведению информации до участников отношений;
иные мероприятия.
По каждому мероприятию должен быть описан измеряемый результат, сроки реализации, даны оценки необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования.
39. Заполнение раздела 15 сводного отчета "Индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей правового регулирования":
1) в данном разделе указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют достижение целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели. В случае, если показатель прямо не рассчитывается статистическими органами, указываются способы расчета показателя и источники информации для его расчета;
2) в случае, если показатель напрямую не рассчитывается государственными статистическими органами, необходимо оценить затраты на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку.
40. Заполнение раздела 16 сводного отчета "Предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного правового акта Иркутской области, оценка необходимости установления переходных положений (переходного периода) и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта Иркутской области либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения, а также эксперимента":
1) в данном разделе указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного правового акта Иркутской области, наличие и сроки (переходных положений) переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта Иркутской области либо обоснование необходимости распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения, а также обоснование необходимости установления и сроки проведения эксперимента.
Если отдельные положения проекта нормативного правового акта Иркутской области вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
2) если установлены переходные положения (переходный период) и (или) отсрочка вступления в силу проекта нормативного правового акта Иркутской области, приводится обоснование необходимости такой отсрочки. Необходимость установления переходных положений (переходного периода) и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта Иркутской области обосновывается необходимостью технологических, экономических, организационных и иных ограничений (указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая исполнительные органы государственной власти Иркутской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования;
3) необходимость проведения правового эксперимента может возникнуть в целях апробации правового регулирования в ограниченном масштабе на ограниченный промежуток времени для повышения будущей эффективности вводимого правового регулирования, дальнейшей корректировки тех или иных предписаний, предотвращения нормотворческих ошибок и нейтрализации возможных негативных последствий регулирования.
41. Заполнение раздела 17 сводного отчета "Сведения о размещении уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление), сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения, и рассмотрении их регулирующим органом":
1) в данном разделе указывается полный электронный адрес размещенного уведомления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте регулирующего органа;
2) в данном разделе указываются сроки представления предложений в связи с размещением уведомления, в соответствии информацией, указанной в уведомлении;
3) указываются сведения о лицах, представивших предложения в связи с размещением уведомления о разработке проекта нормативного правового акта Иркутской области (перечисление всех лиц, от которых поступили предложения всеми указанными в уведомлении способами);
4) указываются ответственные структурные подразделения, а также иные структурные подразделения Органа, принимавшие участие в рассмотрении представленных предложений.
Заполнение раздела 17 сводного отчета производится только в случае проведения публичных консультаций на уведомление о разработке предлагаемого правового регулирования (на этапе формирования и обсуждения идеи (концепции) нового правового регулирования).
42. Заполнение раздела 18 сводного отчета "Сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта Иркутской области".
В случае поступления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в данном разделе указываются:
1) количество поступивших заключений (при наличии);
2) выявленные коррупциогенные факторы и способы их устранения (при наличии).
Заполнение раздела 18 сводного отчета производится только после проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта Иркутской области.
43. Заполнение раздела 19 сводного отчета "Сведения о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта Иркутской области":
1) сведения о размещении сведений, указанных в пункте 26 Положения, по проекту нормативного правового акта Иркутской области представляют собой полный электронный адрес размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте регулирующего органа;
2) сроки предоставления предложений в связи с проведением публичных консультаций по проекту нормативного правового акта Иркутской области указываются в соответствии с информацией, указанной в уведомлении;
3) указание сведений о лицах, извещенных о проведении публичных консультаций, предполагает перечисление всех лиц, которым было направлено извещение о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта Иркутской области;
4) указание сведений о лицах, предоставивших предложения, предполагает перечисление всех лиц, от которых поступили предложения в рамках публичных консультаций по проекту нормативного правового акта Иркутской области всеми указанными в уведомлении способами;
5) сведения о структурных подразделениях регулирующего органа, рассмотревших предоставленные предложения, предполагают указание ответственных структурных подразделений, а также иных структурных подразделений, принимавших участие в рассмотрении предоставленных предложений. Указанные сведения допускается сгруппировывать по рассмотренным предложениям.
Заполнение раздела 19 сводного отчета производится только после проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта Иркутской области в соответствии с пунктом 21 Положения (в случае принятия решения о разработке проекта нормативного правового акта Иркутской области). Указание требуемой информации производится аналогично разделу 17 сводного отчета.
44. Заполнение раздела 20 сводного отчета "Иные сведения, которые, по мнению регулирующего органа, позволяют оценить обоснованность предлагаемого правового регулирования".
В данном разделе регулирующий орган приводит любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, подтверждают обоснованность предлагаемого регулирования, со ссылками на источники информации и методы расчетов (если применимо).
45. Приложения к сводному отчету:
1) в приложении к сводному приводится свод предложений по результатам публичных консультаций по проекту нормативного правового акта Иркутской области;
2) при наличии необходимости в иных приложениях к сводному отчету также представляются данные о расчетах, проведенных в ходе его составления, а также, при необходимости, другая существенная, по мнению регулирующего органа, информация. Целесообразно привести формулы и результаты расчетов, использованные при подготовке разделов 10 и 11 сводного отчета, предусматривающих оценку расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с введением предлагаемого регулирования, расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений либо изменением содержания таких обязанностей, запретов и ограничений.
Сводный отчет для проектов нормативных правовых актов Иркутской области со средней степенью регулирующего воздействия должен заполняться в соответствии с пунктом 23 Положения.
Сводный отчет для проектов нормативных правовых актов Иркутской области с низкой степенью регулирующего воздействия должен заполняться в соответствии с пунктом 24 Положения.
Министр экономического развития Иркутской области |
Е.А.Орачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Иркутской области от 6 февраля 2018 г. N 10-мпр "Об утверждении Методики проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Иркутской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 6 февраля 2018 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 февраля 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области от 28 марта 2023 г. N 62-5-мпр
Изменения вступают в силу с 28 марта 2023 г.
Приказ Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области от 18 октября 2022 г. N 62-24-мпр
Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.
Приказ Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области от 18 октября 2022 г. N 62-24-мпр
Изменения вступают в силу с 19 октября 2022 г., за исключением
изменений в подпункте 1 пункта 1 названного приказа, который вступает в силу с 1 января 2023 г.
Приказ Министерства экономического развития Иркутской области от 1 июля 2021 г. N 62-23-мпр
Изменения вступают в силу с 1 августа 2021 г.
Приказ Министерства экономического развития Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 62-30-мпр
Изменения вступают в силу с 17 июля 2019 г.