Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
постановлением администрации
города Усолье-Сибирское
от 15.01.2018 г. N 47
Стандарт осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Стандарт осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - Стандарт) разработан в целях обеспечения качества, эффективности и объективности деятельности по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений (далее - муниципальный финансовый контроль).
1.2. Стандарт разработан во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и в соответствии с Порядком осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок, утвержденным постановлением администрации города Усолье-Сибирское от 09.07.2015 N 1170 (с изменениями от 11.01.2016 N 2, от 04.08.2016 N 1890), (далее - Порядок).
1.3. Понятия и термины, используемые настоящим Стандартом, применяются в значениях, определенных БК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Иркутской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования "город Усолье-Сибирское", регулирующими бюджетные правоотношения.
2. Содержание контрольного мероприятия
2.1. Контрольное мероприятие - организационная форма внутреннего муниципального финансового контроля, осуществляемого отделом внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок администрации города Усолье-Сибирское (далее - отдел) в отношении объекта контроля.
2.2. В случае если контрольное мероприятие проводится в отношении нескольких объектов контроля, то такое мероприятие является комплексным контрольным мероприятием.
2.3. Общие правила организации, проведения и оформления результатов контрольного мероприятия применяются при организации, проведении и оформлении результатов комплексного контрольного мероприятия.
2.4. Целью контрольного мероприятия или комплексного контрольного мероприятия (далее - контрольное мероприятие) является:
2.4.1. Установление законности использования средств бюджета города Усолье-Сибирское, межбюджетных трансфертов, а также имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение.
2.4.2. Проверка полноты и достоверности отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.
2.4.3. Процесс формирования и использования средств, полученных муниципальными учреждениями города Усолье-Сибирское от приносящей доход деятельности.
2.4.4. Проверка:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок (осуществляется с 01.01.2017);
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
2.5. Контрольное мероприятие отвечает следующим требованиям:
1) проводится на основании полугодового/годового плана контрольных мероприятий отдела внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок, либо по поручению мэра города Усолье-Сибирское о проведении контрольного мероприятия в связи с поступлением информации о противоправных действиях объекта контроля (далее - внеплановое мероприятие) в соответствии с утвержденной программой проведения контрольного мероприятия (далее - Программа);
2) на основании распоряжения администрации города Усолье-Сибирское о назначении контрольного мероприятия, оформляется уведомлением Отдела (далее - Уведомление);
3) завершается составлением акта и (или) заключения.
2.6. Контрольное мероприятие проводится методом проверки, ревизии, обследования.
2.7. Объектами контрольного мероприятия являются:
1) главные распорядители (получатели) средств местного бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов местного бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита местного бюджета;
2) муниципальные казенные, бюджетные учреждения города Усолье-Сибирское;
3) муниципальные унитарные предприятия города Усолье-Сибирское;
4) юридические лица (за исключением муниципальных учреждений города Усолье-Сибирское и муниципальных унитарных предприятий города Усолье-Сибирское), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении муниципальных гарантий;
5) субъекты контроля в части закупок, в отношении которых органами муниципального контроля города Усолье-Сибирское осуществлены мероприятия по контролю в соответствии с частью 8, с частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.8. При проведении контрольного мероприятия должностные лица, осуществляющие контроль, имеют право:
1) запрашивать и получать для достижения целей контрольного мероприятия все необходимые документы (справки, письменные пояснения и другие документы), устные разъяснения по существу проверяемых вопросов;
2) получать от должностных, материально-ответственных и других лиц объектов контроля объяснения, в том числе письменные, по вопросам, возникающим в ходе контрольного мероприятия;
3) требовать от руководителей объекта контроля обязательного проведения инвентаризации имущества и обязательств при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, а при обнаружении подлогов, подделок и других злоупотреблений, выявлении факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, обращаться в правоохранительные органы для принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - законодательство РФ);
4) требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю;
5) привлекать для участия в проведении контрольных мероприятий специалистов отраслевых (функциональных) органов администрации города Усолье-Сибирское, других организаций;
6) выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
8) инициировать обращение в суд уполномоченного муниципальным правовым актом отраслевого (функционального) органа администрации города Усолье-Сибирское с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного городу Усолье-Сибирское нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
9) обращаться в суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с законодательством РФ;
10) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и Уведомления посещать все помещения и территории, занимаемые объектом контроля, при проведении осмотра объекта контроля, инвентаризации имущества и осуществлении контроля в сфере закупок;
11) требовать и получать доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности объекта контроля, к документации на используемые автоматизированные системы, а также письменные или устные разъяснения по вопросам, связанным с их разработкой, внедрением, стандартизацией и эксплуатацией.
2.9. При проведении контрольного мероприятия должностные лица, осуществляющие контроль, обязаны:
1) своевременно и в полном объеме исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в установленной сфере деятельности;
2) соблюдать требования законодательства РФ в установленной сфере деятельности;
3) проводить контрольные мероприятия в соответствии с Программой и Уведомлением;
4) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта контроля с распоряжением и уведомлением о внесении изменений в Уведомление, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями);
5) обеспечивать охрану конфиденциальности ставших известными сведений, связанных с деятельностью объекта контроля;
6) сообщать о личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;
7) при выявлении факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, материалы контрольного мероприятия направлять мэру города Усолье-Сибирское для принятия решения о передаче их в правоохранительные органы. В правоохранительные органы направляются копии материалов контрольного мероприятия, заверенные надлежащим образом.
2.10. Сроки и последовательность действий должностных лиц при организации, проведении контрольного мероприятия и реализации его результатов устанавливаются Порядком.
2.11. При проведении контрольного мероприятия объекты контрольного мероприятия (их должностные лица) обязаны:
1) своевременно и в полном объеме представлять информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе, информацию об организации и о результатах проведения объектами контроля внутреннего финансового контроля;
2) предоставлять должностным лицам, осуществляющим контроль, допуск в помещения, а также на территорию объекта контроля, выполнять их законные требования;
3) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
4) предоставлять должностным лицам, осуществляющим контроль, при проведении контрольного мероприятия рабочее место, организационно-технические средства, в том числе компьютеры, ноутбуки, калькуляторы, телефоны, копировальную технику (по требованию);
5) предоставлять должностным лицам, осуществляющим контроль, доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности объекта контроля, к документации на используемые автоматизированные системы, а также письменные или устные разъяснения по вопросам, связанным с их разработкой, внедрением, стандартизацией и эксплуатацией.
2.12. При проведении контрольного мероприятия объекты контроля (их должностные лица) имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении контрольного мероприятия, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету контрольного мероприятия;
2) получать от должностных лиц, осуществляющих контроль, информацию, относящуюся к предмету контрольного мероприятия;
3) знакомиться с результатами контрольного мероприятия и указывать в акте контрольного мероприятия о своем ознакомлении с результатами контрольного мероприятия, согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц, осуществляющих контроль;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих контроль, повлекшие за собой нарушение прав объекта контроля при проведении контрольного мероприятия, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) привлекать профессиональную юридическую помощь.
2.13. Контрольное мероприятие включает в себя следующие этапы:
1) подготовительный этап;
2) основной этап;
3) заключительный этап.
3. Подготовительный этап контрольного мероприятия
3.1. Подготовительный этап включает в себя действия должностных лиц по организации проведения контрольного мероприятия.
3.2. На подготовительном этапе:
1) формируется состав ревизионной (проверочной) группы;
2) осуществляется предварительный сбор и изучение документов, нормативных правовых актов, относящихся к теме контрольного мероприятия;
3) определяется срок проведения контрольного мероприятия;
4) составляется Программа.
3.3. Подготовительный этап завершается оформлением Уведомления и уведомлением объекта контроля о его проведении.
3.4. Состав ревизионной (проверочной) группы формируется из числа работников Отдела начальником Отдела.
3.5. При наличии необходимости в состав ревизионной (проверочной) группы могут быть включены специалисты отраслевых (функциональных) органов администрации города Усолье-Сибирское. Для привлечения специалистов отраслевых (функциональных) органов администрации города Усолье-Сибирское начальником Отдела оформляется служебная записка на имя руководителя соответствующего органа администрации города Усолье-Сибирское, согласованная с мэром города Усолье-Сибирское. Руководитель органа администрации города Усолье-Сибирское на основании служебной записки начальника Отдела определяет специалиста для участия в проведении контрольного мероприятия. Привлеченный специалист включается в состав ревизионной (проверочной) группы. По обращению правоохранительного, надзорного или иного органа государственной власти в состав ревизионной (проверочной) группы могут входить его представители.
3.6. Ревизионную (проверочную) группу возглавляет руководитель, который назначается из числа членов ревизионной (проверочной) группы начальником Отдела.
3.7. В ходе подготовки к проведению контрольного мероприятия осуществляется предварительный сбор документов и нормативных правовых актов, относящихся к теме контрольного мероприятия.
3.8. Предварительный сбор документов и нормативных правовых актов осуществляется руководителем ревизионной (проверочной) группы либо по его поручению членами рабочей группы.
3.9. Документы, указанные в пункте 3.7 настоящего Стандарта, должны содержать общую информацию, характеризующую:
1) направления деятельности объекта контроля;
2) объем полученных и использованных им бюджетных средств;
3) достигнутые показатели результативности (эффективности) деятельности объекта контроля.
3.10. Руководитель ревизионной (проверочной) группы организует изучение членами ревизионной (проверочной) группы предварительно собранных документов и нормативных правовых актов, относящихся к теме контрольного мероприятия.
3.11. Срок проведения контрольного мероприятия определяется исходя из объема необходимых контрольных действий и не может превышать 45 рабочих дней на одном объекте контроля.
3.12. Срок проведения контрольного мероприятия может быть продлен мэром города Усолье-Сибирское по обращению начальника Отдела, но не более чем на 30 рабочих дней, при наличии следующих оснований:
1) изменение и дополнение Программы;
2) необходимость сплошной проверки хозяйственных операций объекта контроля с целью установления полного размера причиненного материального ущерба при выявлении фактов хищений, злоупотреблений и других нарушений;
3) нетрудоспособность члена ревизионной (проверочной) группы;
4) наличие форс-мажорных обстоятельств на территории объекта контроля;
5) получение в ходе контрольного мероприятия от правоохранительных органов либо иных источников информации, свидетельствующей о нарушении объектом контроля требований законодательства и требующей дополнительной проверки.
3.13. Проект Программы подготавливается руководителем рабочей группы, подписывается начальником Отдела.
3.14. В Программе указывается наименование объекта контроля либо объектов контроля при проведении комплексного контрольного мероприятия, тема контрольного мероприятия, метод, применяемый при проведении контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия (далее - вопросы программы).
3.15. Уведомление объекта контроля о проведении контрольного мероприятия осуществляется путем направления ему информации о теме контрольного мероприятия и сроке его проведения. К уведомлению прилагается копия Программы, копия распоряжения на проверку, обследование, ревизию. Уведомление направляется объекту контроля не позднее 1 рабочего дня до даты начала проведения контрольного мероприятия посредством почтовой, факсимильной или электронной связи либо иным способом, обеспечивающим его получение.
В случае проведения внепланового мероприятия уведомление допускается направлять объекту контроля в день начала его проведения.
4. Основной этап контрольного мероприятия
4.1. Основной этап контрольного мероприятия включает в себя действия членов ревизионной (проверочной) группы (далее - контрольные действия) по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектом контроля в проверяемый период.
4.2. Контрольные действия по документальному изучению финансовых и хозяйственных операций объекта контроля осуществляются путем анализа и оценки:
1) учредительных, регистрационных, бухгалтерских, отчетных и других документов;
2) полноты, своевременности и правильности отражения, совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
3) фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
4) постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности у объекта контроля;
5) наличия и состояния текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильности формирования затрат, полноты оприходования, сохранности и фактического наличия продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверности объемов выполненных работ и оказанных услуг;
6) достоверности отражаемых в отчете о ходе реализации муниципальных программ конкретных результатов, достигнутых за отчетный период;
7) перечня мероприятий, выполненных и не выполненных в установленные сроки, данных об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий;
8) достоверности отражаемых в отчете об исполнении муниципального задания фактических значений показателей муниципального задания;
9) принятых объектом контроля мер по устранению нарушений бюджетного законодательства, возмещению материального ущерба, привлечению виновных лиц к ответственности по результатам предыдущих контрольных мероприятий.
4.3. Контрольные действия по фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций объекта контроля проводятся путем осмотра, наблюдения, пересчета, экспертизы и иных действий.
4.4. При проведении контрольных действий по фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций может использоваться фото-, видео- и аудиотехника, а также иные виды техники и приборы, в том числе измерительные приборы.
4.5. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
4.6. Сплошной способ заключается в проведении контрольных действий в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы.
4.7. Выборочный способ заключается в проведении контрольных действий в отношении части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы.
4.8. Объем выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной (проверочной) группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по соответствующему вопросу программы.
4.9. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы принимается руководителем ревизионной (проверочной) группы исходя из содержания вопроса программы, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета объекта контроля, срока проведения контрольного мероприятия.
4.10. При проведении основного этапа контрольного мероприятия в случае необходимости установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, проводится встречная проверка, завершающаяся составлением акта.
4.11. Руководитель ревизионной (проверочной) группы при проведении основного этапа контрольного мероприятия:
1) организовывает деятельность членов ревизионной (проверочной) группы и осуществляет контроль за выполнением Программы;
2) дает членам ревизионной (проверочной) группы поручения, обязательные для исполнения;
3) взаимодействует с должностными лицами объекта контроля, в том числе запрашивает необходимые документы, информацию и (или) пояснения;
4) обеспечивает соблюдение членами ревизионной (проверочной) группы установленного режима работы объекта контроля при проведении выездного контрольного мероприятия;
5) по требованию начальника Отдела информирует его о ходе проведения контрольных действий и их предварительных результатах;
6) несет ответственность за соблюдение сроков проведения основного этапа контрольного мероприятия.
4.12. При проведении основного этапа контрольного мероприятия члены ревизионной (проверочной) группы:
1) осуществляют контрольные действия в соответствии с утвержденной Программой;
2) по результатам контрольных действий составляют документы, полно, всесторонне и объективно отражающие их итоги, в том числе сведения о наличии или отсутствии нарушений бюджетного законодательства и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета города Усолье-Сибирское, муниципальных контрактов, целей, порядка и условий размещения бюджетных средств в ценные бумаги объектов контроля;
3) формируют документы, подтверждающие выявленные нарушения;
4) информируют руководителя ревизионной (проверочной) группы о ходе проведения контрольных действий и их предварительных результатах.
5. Заключительный этап контрольного мероприятия
5.1. Заключительный этап контрольного мероприятия осуществляется путем составления акта или заключения (в случае проведения проверки, ревизии - актом проверки, ревизии; в случае проведения обследования - заключением по результатам обследования), оформляемого по результатам контрольного мероприятия (далее - акт), не позднее даты окончания контрольного мероприятия.
5.2. Акт составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц и регистрационные реквизиты (дату и номер).
5.3. Один экземпляр акта вручается (направляется) объекту контроля.
5.4. Второй экземпляр акта является внутренним документом Отдела.
5.5. При составлении акта обеспечивается:
1) объективность, краткость и ясность, логическая и хронологическая последовательность изложения результатов контрольных действий;
2) четкость формулировок выявленных нарушений, подтверждаемых ссылками на соответствующие документы.
5.6. В акте последовательно излагаются результаты контрольного мероприятия на объекте по всем вопросам, указанным в Программе.
5.7. При изложении в акте выявленных нарушений должна обеспечиваться объективность, обоснованность, лаконичность, четкость, доступность и системность, со ссылкой на подлинные документы, подтверждающие достоверность записей в акте и на нарушенные нормы (статьи и пункты нормативных правовых актов).
5.8. По нарушениям, имеющим стоимостную оценку, в акте указываются их суммы. Суммы нарушений указываются по годам (бюджетным периодам), видам средств, кодам бюджетной классификации.
5.9. В случае если по вопросу контрольного мероприятия не выявлено нарушений и недостатков, в акте делается запись: "По данному вопросу контрольного мероприятия нарушений и недостатков не выявлено".
5.10. В акте не допускается включение оценок, предположений, изложение фактов, не подтвержденных соответствующими документами, и не дается морально-этическая или правовая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц объекта контроля, а также их характеристика с использованием таких юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение".
5.11. Акт, составленный по результатам контрольного мероприятия, подписывают все участники ревизионной (проверочной) группы и руководитель объекта контроля.
5.12. При наличии возражений по акту, оформленному по результатам контрольного мероприятия, объект контроля излагает их в письменном виде и в срок до 5 рабочих дней со дня получения акта направляет руководителю ревизионной (проверочной) группы одновременно с подписанным актом со ссылкой в нем на наличие возражений.
5.13. В случае отказа руководителя объекта контроля подписать акт с указанием на наличие замечаний и пояснений, членами ревизионной (проверочной) группы, проводившими данное контрольное мероприятие, делается в акте специальная запись об этом отказе с обязательным указанием даты, времени и обстоятельств получения отказа либо периода времени, в течение которого не был получен ответ руководителя объекта контроля.
5.14. В случае представления объектом контроля возражений к акту ревизии (проверки) начальник Отдела рассматривает возражения в срок до 10 рабочих дней. При необходимости проверки обоснованности представленных возражений назначается внеплановая проверка.
Начальник отдела внутреннего муниципального |
Е.А.Сиротинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.