Распоряжение Губернатора Иркутской области
от 23 августа 2018 г. N 107-р
"О Концепции развития наркологической помощи в Иркутской области"
В целях повышения качества и обеспечения доступности медицинской помощи по профилю "наркология" для населения Иркутской области, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р, статьей 16 Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года N 62/28-оз "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Иркутской области", руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области:
1. Одобрить Концепцию развития наркологической помощи в Иркутской области (прилагается).
2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная".
|
С.Г.Левченко |
Одобрена
распоряжением Губернатора
Иркутской области
от 23 августа 2018 года N 107-р
Концепция развития наркологической помощи в Иркутской области
Глава 1. Общие положения
1. Концепция развития наркологической помощи в Иркутской области (далее - Концепция) определяет общую стратегию, принципы и приоритетные направления государственной политики, направленной на увеличение продолжительности жизни населения Иркутской области, сокращение уровня смертности, сохранение и укрепление здоровья, повышение качества жизни населения Иркутской области, снижение уровня заболеваемости наркологическими расстройствами, обеспечение доступности и качества наркологической помощи населению Иркутской области.
2. Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р, статьей 16 Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года N 62/28-оз "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Иркутской области", пунктом 3.3.1 протокола заседания антинаркотической комиссии в Иркутской области от 8 декабря 2017 года N 4-17.
3. Концепция включает в себя комплекс правовых, организационных и экономических мер, направленных на повышение доступности и качества оказания наркологической помощи населению в Иркутской области.
4. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
"психоактивные вещества" - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие (в том числе наркотические средства, психотропные и другие токсические вещества, алкоголь, иные средства и вещества);
"наркологические расстройства (заболевания)" - психические расстройства и (или) расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ;
"наркологическая помощь" - мероприятия по обследованию, консультированию, диагностике, лечению, медицинской и социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими расстройствами.
5. К субъектам, включенным в процесс развития наркологической помощи в Иркутской области, относятся: министерство здравоохранения Иркутской области, медицинские организации, подведомственные министерству здравоохранения Иркутской области, иные медицинские организации, общественные и некоммерческие организации.
6. Реализация настоящей Концепции предусмотрена на период до 2024 года.
Глава 2. Анализ текущего состояния наркологической ситуации в Иркутской области
7. Одной из негативных тенденций в динамике состояния здоровья населения Иркутской области является высокая распространенность наркологических заболеваний.
По данным федерального статистического наблюдения, в 2017 году медицинскими организациями, оказывающими наркологическую помощь, зарегистрировано 41134 больных наркологическими расстройствами, то есть 1707,6 больных в расчете на 100 тыс. населения, или 1,7% от общей численности населения Иркутской области.
75,8% от общего числа зарегистрированных наркологических больных - это больные алкоголизмом (синдромом зависимости от алкоголя).
Больные наркоманией (синдромом зависимости от наркотиков) и лица, употребляющие наркотики с вредными последствиями, составили 23,8%, а больные токсикоманией и лица, употребляющие ненаркотические психоактивные вещества с вредными последствиями, - 0,4%.
В Иркутской области на протяжении ряда лет отмечается негативная ситуация по заболеваемости хроническим алкоголизмом и связанными с этим негативными медико-социальными последствиями. Уровень первичной заболеваемости на протяжении ряда лет является одним из наиболее высоких в Российской Федерации и превышает среднероссийский в 1,6 раза.
Согласно социологическому исследованию, проведенному в 2017 году в рамках подготовки доклада о наркоситуации в Иркутской области, утвержденного на заседании антинаркотической комиссии в Иркутской области 21 марта 2017 года, проблема алкоголизации населения является приоритетной и требует неотложного решения: 50,3% опрошенных жителей Иркутской области поставили проблему алкоголизма на 4 место после проблем безработицы, качества дорог, качества медицинского обслуживания.
В 2017 году наркологической службой Иркутской области зарегистрировано 31192 больных алкоголизмом или 1294,9 на 100 тысяч населения, что составило почти 1,3% общей численности населения Иркутской области.
Наибольшее число лиц, больных алкоголизмом, зарегистрировано в Заларинском районе (3212,0 на 100 тыс. населения), в Куйтунском районе (2864,6 на 100 тыс. населения), в Усть-Удинском районе (2753,0 на 100 тыс. населения), в Чунском районе (2298,5 на 100 тыс. населения), в Нижнеудинском районе (2188,7 на 100 тыс. населения), в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе (2177,4 на 100 тыс. населения), в городе Тулуне и Тулунском районе (2968,5 на 100 тыс. населения), в Киренском районе (1987,2 на 100 тыс. населения), в Казачинско-Ленском районе (1889,0 на 100 тыс. населения), в Ольхонском районе (1802,2 на 100 тыс. населения), в городе Иркутске (1622,3 на 100 тыс. населения).
Злоупотребление алкоголем является одной из главных причин низкой продолжительности жизни населения Иркутской области (2016 год - 80 место из 85 субъектов Российской Федерации), основной причиной высокого уровня отравлений алкоголем (7 место по Российской Федерации), преждевременной смертности населения, что подтверждается статистическими данными, результатами корреляционно-регрессионного анализа, которые свидетельствуют о наличии обратной сильной корреляционной зависимости (r=-0,9, p<0,001) между уровнем потребления алкоголя и продолжительностью жизни населения Иркутской области, прямой сильной зависимости между уровнем смертности населения трудоспособного возраста и уровнем потребления алкоголя.
Впервые в жизни обратились за наркологической помощью 1520 больных алкоголизмом или 63,1 больных на 100 тыс. населения.
Наибольшее число лиц с установленным диагнозом "алкоголизм" зафиксировано в Катангском районе (386,7 на 100 тыс. населения), в Нижнеудинском районе (366,1 на 100 тыс. населения), в городе Тулуне и Тулунском районе (321,4 на 100 тыс. населения), в Заларинском районе (218,2 на 100 тыс. населения), в Качугском районе (164,4 на 100 тыс. населения), в Нукутском районе (133,7 на 100 тыс. населения), в Казачинско-Ленском районе (129,1 на 100 тыс. населения), в Усть-Удинском районе (125,5 на 100 тыс. населения), в Чунском районе (123,3 на 100 тыс. населения), в Ольхонском районе (103,6 на 100 тыс. населения), в Осинском районе (94,1 на 100 тыс. населения), в Баяндаевском районе (90,8 на 100 тыс. населения), в Куйтунском районе (87,6 на 100 тыс. населения), в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе (83,9 на 100 тыс. населения), в городе Бодайбо и районе (82,3 на 100 тыс. населения).
Ситуация, связанная с распространением и потреблением наркотиков на территории Иркутской области, также остается сложной. На протяжении последних лет Иркутская область относится к наиболее нарконеблагополучным регионам Российской Федерации: наркотизация населения региона почти в два раза превышает среднероссийский уровень.
По итогам 2016 года по общей заболеваемости наркоманией и обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, Иркутская область находилась на 12-ом месте по Российской Федерации и на 3-ем месте по Сибирскому федеральному округу.
Уровень наркопотребительства в Иркутской области по итогам 2017 года составил 406,6 человек в расчете на 100 тыс. населения, что на 17,7% ниже уровня 2016 года (493,12 человек в расчете на 100 тыс. населения).
В целом в Иркутской области общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, оценивается как тяжелая.
Наиболее высокий показатель по общей заболеваемости наркоманией и обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, на территории двух муниципальных образований - города Черемхово (798,36 на 100 тыс. населения), города Тулуна (719,93 на 100 тыс. населения). На данных территориях ситуация оценивается как кризисная.
В четырех муниципальных образованиях ситуация предкризисная - город Иркутск (524,42 на 100 тыс. населения), город Усолье-Сибирское (523,15 на 100 тыс. населения), город Братск (500,43 на 100 тыс. населения), Ангарский городской округ (490,55 на 100 тыс. населения).
Общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, тяжелая в девяти территориях: в городе Усть-Илимске (477,84 на 100 тыс. населения), в Зиминском городском муниципальном образовании (473,92 на 100 тыс. населения), в Киренском районе (466,28 на 100 тыс. населения), в Шелеховском районе (441,70 на 100 тыс. населения), в Усть-Удинском районе (428,08 на 100 тыс. населения), в Тайшетском районе (378,77 на 100 тыс. населения), в городе Саянске (377,92 на 100 тыс. населения), в Нижнеудинском районе (361,40 на 100 тыс. населения), в Черемховском районном муниципальном образовании (351,68 на 100 тыс. населения).
Гендерный анализ данных показывает, что подавляющее большинство потребителей наркотических веществ (84,3%) - мужчины (8255 человек), на женщин в регионе приходится 15,7% от числа потребителей наркотиков (1539 человек).
В 2017 году 67,41% наркопотребителей составляли лица в возрасте 20 - 39 лет, 18,01% - лица в возрасте 40 - 59 лет, 12,13% - лица в возрасте 18 - 19 лет.
В 2017 году впервые зарегистрировано с диагнозом "наркомания" 462 человека (19,1 человек в расчете на 100 тыс. населения), что на 6,3% ниже показателя 2016 года (в 2016 году - 432 человека или 17,9 человек в расчете на 100 тыс. населения).
Показатель "первичная заболеваемость наркоманией" в 2017 году имеет итоговую оценку "напряженная" (в 2016 году первичная заболеваемость также оценивалась как "напряженная").
Значительно количество впервые зарегистрированных больных с диагнозом "наркомания" на 13 территориях: в Качугском районе (58,7 чел. на 100 тыс. населения), в городе Свирске (53,4 чел. на 100 тыс. населения), в Нукутском районе (50,9 чел. на 100 тыс. населения), в городе Тулуне (40,8 чел. на 100 тыс. населения), в городе Усть-Илимске (38,8 чел. на 100 тыс. населения), в Тулунском районе (35,2 чел. на 100 тыс. населения), в Куйтунском районе (31,5 чел. на 100 тыс. населения), в Катангском районе (на 29,7 чел. на 100 тыс. населения), в городе Иркутске (24,8 чел. на 100 тыс. населения), в городе Братске (22,8 чел. на 100 тыс. населения), в Киренском районе (22,2 чел. на 100 тыс. населения), в городе Черемхово (21,5 чел. на 100 тыс. населения), в Черемховском районном муниципальном образовании (20,9 чел. на 100 тыс. населения).
Кризисная ситуация по первичной заболеваемости отмечается в семи муниципальных образованиях: в Качугском районе, в Нукутском районе, в городе Свирске, в городе Тулуне, в Тулунском районе, в городе Усолье-Сибирское, в городе Усть-Илимске.
Предкризисная ситуация - в Катангском районе.
Тяжелая ситуация в пяти муниципальных образованиях: в городе Братске, в городе Иркутске, в Киренском районе, в городе Черемхово, в Черемховском районе.
Гендерный анализ лиц, впервые зарегистрированных с диагнозом "наркомания", показывает, что в 2017 году с синдромом зависимости от наркотических средств, установленным впервые в жизни, зарегистрировано 11% женщин и 89% мужчин.
Число подростков в возрасте 15 - 17 лет с впервые в жизни установленным диагнозом наркологического расстройства в 2017 году составило 266 человек или 354,0 на 100 тыс. подросткового населения, из них 58% составили лица с диагнозом "употребление алкоголя с вредными последствиями".
Врачами-психиатрами-наркологами, обслуживающими детско-подростковое население Иркутской области, в 2017 году с диагнозом "синдром зависимости от наркотических средств" зарегистрировано 20 несовершеннолетних, с диагнозом "употребление наркотических веществ с вредными последствиями" - 213 несовершеннолетних, в том числе 11 детей в возрасте до 14 лет.
В 2017 году на диспансерном наблюдении состояли с диагнозом "синдром зависимости от наркотических средств" - 10 подростков, с диагнозом "употребление наркотических средств с вредными последствиями" - 139 человек.
В Иркутской области наблюдается высокий уровень потребления контрафактного алкоголя, значительно расширился спектр наркотических средств и психотропных веществ, которые применяются в немедицинских целях.
В 2017 году отмечается снижение на 25% числа зарегистрированных потребителей наркотиков, употребляющих наркотики инъекционным способом, с 317,3 на 100 тыс. населения до 238,2 на 100 тыс. населения. Одновременно увеличилось в 1,8 раза число лиц, потребляющих другие психостимуляторы, другие наркотики и их сочетания, с 11,1 на 100 тыс. населения до 19,5 на 100 тыс. населения, что подтверждает употребление наркозависимыми новых видов наркотиков (курительные смеси и их аналоги).
Наркологическая служба образована в Иркутской области в 1975 году. Координатором наркологической службы Иркутской области является областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутский областной психоневрологический диспансер" (далее - ОГБУЗ "ИОПНД").
Наркологической службой организована работа по профилактике наркологических заболеваний и раннему выявлению потребителей наркотических средств.
В диспансерно-поликлиническом отделении ОГБУЗ "ИОПНД" выделен кабинет для профилактической работы, ведется журнал учета профилактической работы, представлен план профилактической работы, назначено ответственное лицо за профилактическую работу - врач организационно-методического отдела.
Приоритетным направлением является первичная профилактика наркомании, алкоголизма, включающая в себя антинаркотическую пропаганду, формирование в обществе негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ, формирование здорового образа жизни. Профилактическая работа проводится в школах, колледжах, военкоматах, воинских частях, на семинарах для педагогов, в институте усовершенствования учителей, родительских собраниях.
В Иркутской области система профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни у граждан представлена кабинетами и отделениями медицинской профилактики, которые являются структурными подразделениями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.
Кроме этого, для решения задач по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у населения в ряде медицинских организаций Иркутской области созданы детские и взрослые центры здоровья.
Центры здоровья для взрослого населения:
1. областное государственного автономное учреждение здравоохранения (далее - ОГАУЗ) "Иркутская городская клиническая больница N 1";
2. ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8";
3. областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения (далее - ОГБУЗ) "Иркутская городская поликлиника N 17";
4. ОГБУЗ "Ангарский врачебно-физкультурный диспансер "Здоровье";
5. ОГБУЗ "Братский врачебно-физкультурный диспансер "Здоровье";
6. ОГБУЗ "Тайшетская районная больница";
7. ОГБУЗ "Саянская городская больница";
8. ОГБУЗ "Усольская городская больница".
Центры здоровья для детей:
1. ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8";
2. ОГБУЗ "Саянская городская больница";
3. ОГАУЗ "Иркутская городская детская поликлиника N 1";
4. ОГБУЗ "Иркутская городская детская поликлиника N 6";
5. ОГБУЗ "Больница г.Бодайбо";
6. ОГБУЗ "Усть-Илимская городская детская поликлиника";
7. ОГБУЗ "Братская детская городская больница";
8. ОГАУЗ "Ангарская городская детская больница N 1";
9. ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1".
Организационно-методическое сопровождение работы отделений (кабинетов) медицинской профилактики и центров здоровья осуществляется ОГБУЗ "Иркутский областной центр медицинской профилактики".
В настоящее время штатная численность и оснащение структурных подразделений профилактической направленности в ряде медицинских организаций не соответствуют Порядку организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 683н (далее - Порядок).
С целью эффективного проведения мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний, коррекции факторов риска их развития, формирования здорового образа жизни среди населения Иркутской области, необходимо привести структуру и штатную численность профилактического подразделения в каждой медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, в соответствие с Порядком.
За последние пять лет отмечены следующие тенденции в развитии наркологической службы Иркутской области:
1) проведена оптимизация работы наркологических диспансеров.
В 2014 году в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 2 декабря 2013 года N 541-рп проведена реорганизация ОГБУЗ "ИОПНД" путем присоединения ОГБУЗ "Усть-Ордынский областной психоневрологический диспансер". В настоящее время стационарная наркологическая помощь в Иркутской области оказывается в семи специализированных учреждениях здравоохранения: ОГБУЗ "ИОПНД", ОГБУЗ "Братский областной психоневрологический диспансер", ОГБУЗ "Тулунский областной психоневрологический диспансер", ОГБУЗ "Усть-Илимский областной психоневрологический диспансер", ОГБУЗ "Ангарская областная психиатрическая больница", ОГБУЗ "Усольская областная психоневрологическая больница", ОГБУЗ "Черемховская областная психиатрическая больница" и семи наркологических отделениях районных больниц (город Саянск, муниципальное образование город Бодайбо и район, Казачинско-Ленский район, Нижнеилимский район, Нижнеудинский район, Слюдянский район, Тайшетский район).
В целях обеспечения населения Иркутской области первичной медико-санитарной и специализированной наркологической медицинской помощью в амбулаторных и стационарных условиях в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, а также организации взаимодействия между медицинскими организациями по вопросам выявления, диагностики, профилактики, лечения и реабилитации больных, страдающих наркологическими расстройствами, министерством здравоохранения Иркутской области определена схема госпитализации пациентов с наркологическими расстройствами, определены межрайонные центры, которые обеспечивают оказание наркологической помощи жителям закрепленных территорий.
В регионе работают 42 амбулаторных наркологических кабинета, 52 кабинета медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также 3 передвижных пункта медицинского освидетельствования.
В городах Братске, Иркутске, Усть-Илимске и Тулуне кабинеты по обслуживанию детско-подросткового населения развернуты на базе амбулаторных отделений диспансеров, в городах Ангарске, Усолье-Сибирское - на базе психиатрических больниц.
В остальных муниципальных образованиях Иркутской области оказание наркологической помощи детям и подросткам осуществляется врачами-психиатрами-наркологами по приему взрослого населения.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года N 62/28-оз "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Иркутской области" в медицинских организациях государственной системы здравоохранения области создаются условия для раздельного оказания наркологической помощи совершеннолетним и несовершеннолетним лицам, больным наркоманией.
Согласно пункту 4.2.3 протокола заседания антинаркотической комиссии в Иркутской области от 22 марта 2016 года N 1-16, министерству здравоохранения Иркутской области было необходимо решить вопрос о размещении амбулаторных кабинетов для несовершеннолетних вне общего потока наркологических больных. В ОГБУЗ "ИОПНД" подготовлено помещение для осуществления амбулаторного приема несовершеннолетних с соблюдением требований разделения потоков пациентов: произведен монтаж отдельного дверного проема с тыльной стороны здания. В настоящее время решается вопрос о согласовании обустройства входа и монтажа крыльца для соблюдения требования безопасности пациентов.
Стационарная наркологическая помощь детям и подросткам оказывается в медицинских организациях на выделенных 15 наркологических койках в ОГБУЗ "ИОПНД" и выделенных 10 койках в ОГБУЗ "Братский психоневрологический диспансер", выделяются при необходимости по 2 койки в ОГБУЗ "Усть-Илимский психоневрологический диспансер" и в ОГБУЗ "Тулунский областной психоневрологический диспансер".
Стационарное лечение в 2017 году прошел 61 несовершеннолетний, страдающий наркологической патологией, из них 13 подростков с синдромом зависимости от наркотических средств и 6 несовершеннолетних с диагнозом "употребление наркотических средств с вредными последствиями".
По окончании стационарного курса лечения подростки наблюдаются в амбулаторных условиях врачом-психиатром-наркологом по обслуживанию детско-подросткового населения, для несовершеннолетних проводятся поддерживающие курсы лечения, включающие психологическую, психотерапевтическую помощь (проблемно-ориентированная психотерапия, тренинг социальных навыков, психическая саморегуляция, методики личностного роста, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, психотерапевтическая поддержка семьи, терапия созависимости), фармакотерапию.
При условии соблюдения подростком рекомендаций врача, соблюдения сроков наблюдения, при отказе от психоактивных веществ по истечении года подросток, замеченный в употреблении наркотических средств, снимается с учета.
В 2017 году в связи с выздоровлением снято с наркологического наблюдения 246 подростков (в 2016 году - 327 подростков), из них 84 подростка, которые ранее употребляли наркотические средства.
2) необходимо проведение дополнительной работы по оптимизиции# коечного фонда.
В настоящее время для оказания медицинской помощи больным наркоманией в Иркутской области развернуто 464 койки, в том числе 384 койки для оказания специализированной наркологической медицинской помощи и 80 коек в отделениях медицинской реабилитации.
В дневных наркологических стационарах развернуто 170 коек, на которых в 2017 году пролечено 1828 пациентов.
Средняя длительность пребывания больного в стационаре в 2017 году составляла 13,3 дней.
Фактически средняя длительность пребывания больного с диагнозом "синдром зависимости от наркотиков" в стационаре по Иркутской области - 21,7 дней.
3) сократилось число врачей-психиатров-наркологов, увеличился коэффициент совместительства этих специалистов.
В 2017 году число врачей психиатров - наркологов составило 67 человек (в 2013 году - 77 человек), при этом число занятых должностей всего 159,75, из них 111, 75 - в амбулатории.
Таким образом, коэффициент совместительства в 2017 году составил 2,38 (в 2013 году - 2,1), при этом коэффициент совместительства в Российской Федерации в 2016 году составил 1,6, а по Сибирскому федеральному округу - 1,9.
Обеспеченность врачами-психиатрами-наркологами в Иркутской области на 10 тыс. населения составляет 0,28, что ниже показателя 2013 года на 0,39 (в 2013 году - 0,67).
В 2013 году 55 психиатров-наркологов работали в составе амбулаторий, 22 - в стационаре. В 2017 году 40 врачей-психиатров-наркологов работали в составе амбулаторий, 27 человек - в стационаре.
В 22 муниципальных образованиях Иркутской области: в Аларском районе, в Баяндаевском районе, в Боханском районе, в Нукутском районе, в Балаганском районе, в Жигаловском районе, в Зиминском районном муниципальном образовании, в Казачинско-Ленском районе, в Катангском районе, в Качугском районе, в Киренском районе, в Мамско-Чуйском районе, в Нижнеудинском районе, в Ольхонском районном муниципальном образовании, в городе Саянске, в Тайшетском районе, в городе Тулуне, в Тулунском районе, в городе Черемхово, в Черемховском районном муниципальном образовании, в Чунском районном муниципальном образовании, в Усть-Кутском муниципальном образовании, в Усть-Удинском районе работа наркологической службы осуществлялась врачами-психиатрами и врачами-психиатрами-наркологами по совмещению.
В двух муниципальных образованиях: в городе Тулуне и районе, в Нижнеудинском районе - врачи-психиатры-наркологи оказывают стационарную помощь и совмещают работу в амбулаторном отделении.
Несмотря на низкую укомплектованность медицинских организаций врачами-психиатрами-наркологами, уровневая система оказания наркологической помощи позволяет обеспечить доступность наркологической помощи жителям муниципальных образований, в которых медицинская организация не укомплектована специалистами по психиатрии-наркологии.
В целях решения проблемы кадрового обеспечения системы здравоохранения Иркутской области 18 февраля 2016 года при министерстве здравоохранения Иркутской области был создан Координационный совет, куда вошли руководители медицинских организаций, руководители высших и средних медицинских образовательных организаций, главные внештатные специалисты министерства здравоохранения Иркутской области. Основное направление деятельности совета - организация работы по привлечению медицинских кадров.
С целью привлечения и закрепления медицинских специалистов на территории Иркутской области руководители медицинских организаций ежегодно участвуют в проведении встреч с выпускниками, "ярмарках вакансий" в образовательных организациях высшего профессионального образования медицинского профиля. На уровне Правительства Иркутской области приняты и реализуются меры социальной поддержки: по оплате коммунальных услуг, оплате проезда в северные районы, компенсации платы за аренду жилья, доплаты компенсационного характера медицинским работникам сельских населенных пунктов до 25 %, дополнительный отпуск работникам северных территорий до 16 календарных дней и другие.
На официальном сайте министерства здравоохранения Иркутской области размещены вакансии врачей-психиатров-наркологов в медицинских организациях Иркутской области.
В 2017 году на кафедрах психиатрии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации и Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации прошли цикл повышения квалификации 23 человека, 11 человек прошли профессиональную переподготовку в связи с получением сертификата врача-психиатра-нарколога.
4) обеспеченность наркологических больных врачами-психотерапевтами остается крайне низкой.
На одного психотерапевта приходится 5141 зарегистрированных больных, из них 880 больных наркоманией; на одного психолога - 3226 больных, из них 552 больных наркоманией.
Для оказания психотерапевтической помощи больным наркологическими расстройствами в Иркутской области в наркологической службе занято 8,0 ставок врачей-психотерапевтов (в 2013 году - 7 ставок врачей-психотерапевтов), 12,75 должностей медицинских психологов, 2 должности специалистов по социальной работе. Во многих медицинских организациях должности психотерапевтов, медицинских психологов и социальных работников отсутствуют.
5) на сегодняшний день остаются актуальными проблемы, связанные с недостаточным финансированием, износом оборудования, необходимого для оказания специализированной медицинской помощи наркологическим больным.
В некоторых медицинских организациях наркологического профиля удалось укрепить материально-техническую базу, вместе с тем, требования Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034 н (далее - приказ N 1034 н), и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом N 1034 н, в медицинских организациях не выдержаны:
в ОГБУЗ "ИОПНД" - недостаточные площади наркологического отделения;
в ОГБУЗ "Братский областной психоневрологический диспансер" - отсутствует отделение неотложной наркологической помощи и ряд позиций медицинского оборудования, недостаточные площади наркологического отделения;
в ОГБУЗ "Тулунский областной психоневрологический диспансер" - отсутствует отделение неотложной наркологической помощи и ряд позиций медицинского оборудования, недостаточные площади наркологического отделения (здание, в котором размещено наркологическое отделение (стационарное и диспансерно-поликлиническое), построено в 1955 году, требует капитального ремонта;
в ОГБУЗ "Усть-Илимский областной психоневрологический диспансер" - отсутствует отделение неотложной наркологической помощи и ряд позиций медицинского оборудования, недостаточные площади наркологического отделения.
в ОГБУЗ "Черемховская психиатрическая больница" - здание, в котором размещено наркологическое отделение (стационарное и диспансерно-поликлиническое), построено в 1905 году, требует капитального ремонта.
Укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала медицинских организаций позволит обеспечить доступность, качество и своевременность оказания специализированной медицинской помощи наркологическим больным, усовершенствовать методы интенсивной терапии в наркологии.
6) недостаточные возможности химико-токсикологических лабораторий региона по выявлению фактов опьянения новыми синтетическими наркотиками.
Для проведения химико-токсикологических исследований биологических жидкостей организма человека на наличие наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих опьянение, в Иркутской области действуют четыре химико-токсикологических лаборатории: в городах Иркутске, Братске, Саянске, Тайшете.
В целом, как показывает анализ работы химико-токсикологических лабораторий, количество проведенных исследований на состояние опьянения в регионе за последние пять лет увеличилось в 17,5 раза: с 4755 до 65357.
Согласно полученным результатам исследований, в регионе в 2017 году выявлено 2011 положительных результатов на синтетические наркотики (в 2016 году - 1743 положительных результата на синтетические наркотики, в 2015 году - 743 положительных результата).
Доля положительных результатов на синтетические наркотики значительна и составляет 39,7%, на втором месте - наркотические средства каннабисной группы (32,8%), на третьем месте - наркотические средства опийной группы (12%).
Таким образом, сравнительный анализ положительных результатов по итогам химико-токсикологических исследований подтверждает доступность на территории Иркутской области синтетических наркотиков, наркотических средств каннабисной группы, героина.
Специалисты лабораторий постоянно обновляют базу данных и вносят новые формулы наркотиков. В тоже время формулы наркотиков стремительно меняются, поэтому в отдельных случаях не представляется возможным подтвердить состояние наркотического опьянения, если на данное химическое вещество не разработаны маркеры.
Управлением по контролю за оборотом наркотиков Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области фиксируются факты, когда, несмотря на клиническую картину опьянения и признание самих потребителей в употреблении синтетических наркотиков, по результатам химико-токсикологического исследования опьянение не было установлено: в химико-токсикологической лаборатории ОГБУЗ "ИОПНД" - у 20% наркопотребителей, в химико-токсикологической лаборатории ОГБУЗ "Братский психоневрологический диспансер" - у 80% лиц, доставленных на медицинское освидетельствование с клиническими симптомами наркотического опьянения, в химико-токсикологической лаборатории города Тайшет - у 10% наркопотребителей.
Невозможность установления фактов опьянения синтетическими наркотиками влечет целый комплекс проблем: потребители синтетических наркотиков избегают административной ответственности, выпадают из системы побуждения к диагностике, лечению и реабилитации, снижается результативность противодействия такому виду преступной деятельности, как притоносодержание, возрастает угроза безопасности дорожного движения в связи употреблением водителями психоактивных веществ, не определяемых при проведении освидетельствования, и риски техногенных происшествий по вине работников - потребителей наркотиков.
Решить вышеобозначенную проблему может специально оборудованная химико-токсикологическая лаборатория, оснащенная дорогостоящим оборудованием, укомплектованная квалифицированными специалистами.
На сегодняшний день химико-токсикологическая лаборатория ОГБУЗ "ИОПНД" несет значительную нагрузку по производству исследований и обслуживает ряд крупных городов Иркутской области, где выявляется наибольшее количество административных правонарушений, связанных с потреблением синтетических наркотиков. Вместе с тем, существующее оборудование не позволяет выявлять все новые виды наркотических средств и психотропных веществ. Аналогичная ситуация сложилась и в химико-токсикологической лаборатории ОГБУЗ "Братский психоневрологический диспансер".
Таким образом, необходимо оснащение химико-токсикологических лабораторий в Иркутской области современным оборудованием для анализа проб методом высокоэффективной жидкостной хроматографии и тандемной масс-спектрометрии, приобретение мобильных комплексов, позволяющих выявлять новые виды наркотических средств и психотропных веществ.
7) в наркологической службе Иркутской области в последнее время получило развитие реабилитационное направление.
Оказание специализированной наркологической помощи предусматривает комплексный подход к лечению и реабилитации пациентов с обязательным применением различных реабилитационных программ (медико-социальная, подростковая, трудовая и т.д.).
Распоряжением Губернатора Иркутской области от 31 декабря 2015 года N 157-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Поэтапное создание и развитие региональных сегментов национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, в Иркутской области на 2016 - 2017 годы".
С целью медицинской и социальной реабилитации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, на территории Иркутской области созданы 5 кабинетов медико-социальной реабилитации, в структуре ОГБУЗ "ИОПНД" действуют центр медицинской реабилитации, амбулаторное реабилитационное отделение.
За последние 5 лет количество реабилитационных коек в Иркутской области увеличилось с 25 до 80: в настоящее время в Иркутской области выделено 80 круглосуточных реабилитационных коек, в том числе в центре медицинской реабилитации ОГБУЗ "ИОПНД" функционируют 2 отделения круглосуточного пребывания на 50 коек, на базе ОГБУЗ "Ангарская областная клиническая психиатрическая больница N 1" работает стационарное реабилитационное отделение на 25 коек, в ОГБУЗ "Братский областной психоневрологический диспансер" в 2016 году открыто 5 реабилитационных коек.
Кроме этого, в центре медицинской реабилитации ОГБУЗ "ИОПНД" работают отделение дневного пребывания на 40 пациенто-мест, амбулаторное реабилитационное отделение.
В рамках центра медицинской реабилитации ОГБУЗ "ИОПНД" решаются вопросы по содействию в трудоустройстве пациентов во взаимодействии с министерством труда и занятости Иркутской области, оказывается помощь пациентам в вопросах восстановления утраченных документов во взаимодействии с Управлением по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, оказывается помощь семьям наркозависимых во взаимодействии с органами опеки и попечительства, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области.
Для поддержания связи с прошедшими реабилитацию, выздоравливающими пациентами в целях профилактики рецидивов и своевременной помощи в кризисных ситуациях в центре медицинской реабилитации ОГБУЗ "ИОПНД" проводятся анонимные собрания по амбулаторно-реабилитационной работе с алко- и наркозависимыми гражданами.
В целом в Иркутской области обеспеченность реабилитационными койками на 10 тыс. населения составляет 0,3.
Занятость реабилитационной койки для наркологических больных в году составила 317 дней (по Российской Федерации - 311 дней). Средняя длительность стационарной реабилитации для пациентов, успешно ее закончивших, составила 71,8 койко-дня.
В 2017 году в медицинских организациях, оказывающих наркологическую помощь, общее число вступивших в медицинскую реабилитацию составило 1770 пациентов наркологического профиля, что на 4,1% больше, чем в 2016 году (в 2016 году - 1700 наркологических пациентов).
Из числа ранее употребляющих наркотические вещества в 2017 году вступили в реабилитацию 850 пациентов, из них проходили стационарные реабилитационные программы 246 человек или 21,7% от числа проходивших стационарное лечение с диагнозом "синдром зависимости от наркотиков" (в 2016 году - 187 человек). Успешно закончили этап стационарной реабилитации 74,7% больных или 184 человека, в 2016 году - 140 человек.
В 2017 году включено в амбулаторные реабилитационные программы 1363 пациента наркологического профиля (в 2016 году - 1392 человека), что составляет 24,3% от числа обратившихся за амбулаторной наркологической помощью. Из числа пациентов с диагнозом "синдром зависимости от наркотиков", состоящих под диспансерным наблюдением, в амбулаторную реабилитацию вступили 604 человека или 10,7% от числа состоящих на диспансерном наблюдении.
Из числа включенных в амбулаторные реабилитационные программы успешно завершили амбулаторную реабилитацию всего 817 человек, из них 285 человек, ранее употреблявших наркотические вещества, или 34,9% от числа закончивших амбулаторную реабилитацию. На конец года продолжили амбулаторную реабилитацию 319 человек или 23,4% от общего числа вступивших в программу амбулаторной реабилитации (из них 223 человека, ранее употреблявших наркотические вещества, или 36,9% от числа вступивших в программу амбулаторной реабилитации).
В 2017 году в отделении медицинской реабилитации ОГБУЗ "ИОПНД" прошли реабилитацию 410 пациентов, в том числе в отделении дневного пребывания 132 пациента (в 2016 году - 325 пациентов, в том числе в отделении дневного пребывания - 111 человек; в 2015 году - 145 человек; в 2014 году - 116 человек).
Вместе с тем, несмотря на предпринятые меры, медицинская реабилитация наркологических больных развивается медленно, что негативно отражается на эффективности оказания наркологической помощи. В большинстве муниципальных образований Иркутской области медицинская реабилитация не осуществляется: например, в городах Тулун, Братск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Зима, Усть-Илимск при заболеваемости, превышающей среднеобластной показатель, не организована медицинская реабилитация лиц с наркологическими расстройствами.
Серьезной проблемой остается отсутствие должного взаимодействия между наркологическими учреждениями и негосударственными реабилитационными центрами, что препятствует осуществлению преемственности между лечебно-реабилитационным процессом и последующей социальной реабилитацией. В негосударственных реабилитационных центрах пациенты не получают необходимую медицинскую помощь в связи с наркологической патологией и в связи с сопутствующими заболеваниями.
В целях организации взаимодействия с организациями, работающими в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, профилактики рецидивов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, обеспечения последовательности и преемственности в оказании помощи лицам, страдающим психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с потреблением наркотических средств или психотропных веществ ОГБУЗ "ИОПНД" заключены соглашения о взаимном сотрудничестве со следующими некоммерческими организациями:
Местная религиозная организация православный Приход храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Иркутска Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (соглашение от 30.09.2014 года);
Областное государственное казенное учреждение "Центр реабилитации наркозависимых "Воля" (соглашение от 05.08.2014 года);
Иркутский некоммерческий благотворительный фонд "Новая жизнь" (соглашение от 12.11.2015 года);
Автономная некоммерческая организация по поддержке социальных инициатив "Будущее Сибири" (соглашение от 28.07.2014 года);
Иркутская автономная некоммерческая организация "Шанс" (соглашение от 19.08.2013 года).
Кроме этого, ОГБУЗ "ИОПНД" сотрудничает с Автономной некоммерческой организацией "Здоровая Сибирь": на базе центра медицинской реабилитации ОГБУЗ "ИОПНД" Автономной некоммерческой организацией "Здоровая Сибирь" организована работа мастерской, направленной на осуществление работы новейших методик реабилитации зависимого поведения через творчество (арт-терапию).
Однако, несмотря на предпринятые меры, в муниципальных образованиях недостаточно развита преемственность в деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "наркология", и негосударственных реабилитационных центров, оказывающих социальные услуги наркологическим больным.
Глава 3. Цели, задачи Концепции
8. Согласно пункту 31 Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, стратегической целью государственной политики в области развития наркологической медицинской помощи является своевременное выявление и лечение лиц, незаконно потребляющих наркотики, совершенствование наркологической медицинской помощи больным наркоманией, повышение ее доступности и качества, снижение уровня смертности.
В соответствии со статьей 16 Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года N 62/28-оз "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Иркутской области" больным наркоманией на территории области предоставляются все виды наркологической помощи, включая обследование, консультирование, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и социальную реабилитацию.
Таким образом, целью настоящей Концепции является совершенствование профилактики, диагностики, выявления лиц, употребляющих психоактивные вещества, привлечение их к лечению, обеспечение адекватного лечения и реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, а также лиц, злоупотребляющих различными психоактивными веществами.
9. В соответствии с приоритетами, вытекающими из анализа ситуации, современного состояния наркологической службы в муниципальных образованиях Иркутской области, ее материально-технического оснащения, обеспеченности кадрами, главные усилия должны быть сосредоточены на решении следующих задач:
1) развитие профилактики наркологических заболеваний;
2) совершенствование оказания наркологической помощи населению, организация оказания наркологической помощи в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи, улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь;
3) совершенствование кадровой политики при организации наркологической помощи, подготовка, повышение квалификации кадров и обеспечение медицинских организаций врачами психиатрами-наркологами;
4) повышение качества проводимых медицинских освидетельствований;
5) совершенствование работы по проведению судебно-психиатрических экспертиз, обеспечение врачами-экспертами;
6) создание эффективно действующей системы контроля деятельности наркологических учреждений;
7) развитие взаимодействия медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "психиатрия-наркология" государственной системы здравоохранения, с организациями, работающими в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
8) совершенствование нормативного правового регулирования организации наркологической помощи.
Глава 4. Основные направления развития наркологической помощи в Иркутской области
10. Исходя из результатов анализа состояния наркологической помощи в Иркутской области, а также для достижения поставленных целей, предлагаются мероприятия по следующим направлениям:
1) укрепление материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих наркологическую помощь:
оснащение медицинским оборудованием в соответствии с порядками оказания медицинской помощи;
выделение дополнительных помещений, расширение площадей наркологических отделений медицинских организаций;
подготовка медико-технического задания, строительство здания наркологического отделения ОГБУЗ "Тулунский областной психоневрологический диспансер", позволяющего осуществлять широкий спектр лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;
подготовка медико-технического задания и строительство здания наркологического отделения ОГБУЗ "Черемховская психиатрическая больница", позволяющего осуществлять широкий спектр лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;
2) улучшение обеспеченности медицинскими кадрами медицинских организаций, оказывающих психиатрическую и наркологическую помощь:
введение необходимых должностей врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, специалистов по социальной работе в штат медицинских организаций, оказывающих наркологическую помощь;
разработка планов повышения квалификации медицинских работников и иного персонала, участвующего в оказании наркологической помощи, с учетом современных требований к лечению и реабилитации больных;
осуществление мероприятий по повышению квалификации медицинских работников и иного персонала, участвующего в оказании наркологической помощи, с учетом современных требований к лечению и реабилитации больных, переподготовка (первичная специализация), тематическое усовершенствование специалистов, оказывающих наркологическую, медицинскую реабилитационную помощь (врач психиатр-нарколог, психотерапевт, психолог, социальный работник, инструктор по химической зависимости);
осуществление мероприятий по укомплектованию необходимыми специалистами для оказания наркологической помощи;
подготовка специалистов в области профилактики потребления психоактивных веществ (участие в семинарах-конференциях, съездах, форумах по актуальным проблемам потребления психоактивных веществ, подготовка консультантов по химической зависимости, волонтеров из числа реабилитированных пациентов для работы в наркологической службе Иркутской области);
3) совершенствование оказания наркологической помощи населению:
внедрение новых современных технологий специализированной наркологической помощи, мобильные бригады, десанты;
размещение амбулаторных кабинетов для несовершеннолетних вне общего потока наркологических больных;
внедрение в лечебную практику новых лекарственных препаратов, медицинской техники, современных технологий диагностики и лечения наркологических больных;
4) развитие медицинской реабилитации наркологических больных:
организация реабилитационных наркологических подразделений в структуре действующих наркологических диспансеров (отделений), а также на базе районных больниц Иркутской области с целью повышения доступности медицинской реабилитации для больных алкоголизмом и наркоманией, а также для обратившихся за медицинской помощью лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями;
внедрение комплекса медико-социальных программ по реабилитации наркологических больных в стационарных условиях, создание механизмов, мотивирующих больных алкоголизмом и наркоманией на участие в реабилитационных программах;
развитие программ помощи больным алкоголизмом и наркоманией, организация групп само - и взаимопомощи ("анонимные алкоголики" и "анонимные наркоманы"). Организация взаимодействия медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "психиатрия-наркология" государственной системы здравоохранения, с организациями, работающими в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
5) совершенствование профилактики наркологических расстройств:
развитие деятельности центров здоровья и кабинетов (отделений) медицинской профилактики, лечебно-профилактических кабинетов, оказывающих наркологическую помощь на базе лечебно-профилактических учреждений для несовершеннолетних и молодежи, взрослому населению;
оснащение отделений (кабинетов) медицинской профилактики и центров здоровья в соответствии с Порядком организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 683н;
создание постоянного системного информационного поля по формированию здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака (проведение массовых профилактических акций, подготовка анкет, методических материалов для пациентов и медицинских работников, размещение в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" материалов по профилактике и формированию здорового образа жизни);
обучение сотрудников отделений (кабинетов) медицинской профилактики по вопросам профилактики в области зависимого поведения, выработка единых подходов к межведомственному взаимодействию в сфере выявления и профилактики зависимого поведения;
развитие системы раннего выявления злоупотребления алкоголем и наркотиками среди различных слоев населения (проведение двухэтапного тестирования посетителей центров здоровья, проведение ежегодных наркологических медицинских осмотров для различных слоев населения);
6) повышение качества проводимых химико-токсикологических исследований путем оснащения химико-токсикологических лабораторий современным оборудованием для анализа проб методом высокоэффективной жидкостной хроматографии и тандемной масс-спектрометрии, приобретение мобильных комплексов, позволяющих выявлять новые виды наркотических средств и психотропных веществ.
11. В соответствии с подпунктом "ж" пункта 32 Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, основные мероприятия по повышению эффективности и развитию наркологической медицинской помощи включают в себя улучшение финансового обеспечения деятельности специализированных государственных наркологических учреждений субъектов Российской Федерации, наркологических подразделений медицинских организаций за счет средств бюджетов всех уровней.
Глава 5. Ожидаемые результаты реализации Концепции
12. Итогами реализации Концепции станут:
1) улучшение материально-технической базы наркологической службы Иркутской области, совершенствование кадровой политики, включая профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, улучшение кадрового состава, внедрение в деятельность медицинских организаций порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи по профилю "наркология";
2) повышение эффективности функционирования наркологической службы Иркутской области;
3) повышение качества и обеспечение доступности медицинской помощи по профилю "наркология" для населения Иркутской области на основе формирования единого эффективного организационно-технологического процесса ее оказания;
4) совершенствование работы по проведению химико-токсикологических исследований и судебно-психиатрических экспертиз.
Заместитель Председателя Правительства Иркутской области |
В.Ф.Вобликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Иркутской области от 23 августа 2018 г. N 107-р "О Концепции развития наркологической помощи в Иркутской области"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 23 августа 2018 г.
Текст распоряжения опубликован в газете "Областная" от 3 сентября 2018 г. N 97
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Губернатора Иркутской области от 3 декабря 2020 г. N 290-р
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.