Распоряжение Правительства Иркутской области
от 31 октября 2018 г. N 831-рп
"Об утверждении долговой политики Иркутской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов"
В целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Иркутской области, в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1482, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:
1. Утвердить долговую политику Иркутской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
1) распоряжение Правительства Иркутской области от 18 октября 2017 года N 563-рп "Об утверждении долговой политики Иркутской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов";
2) распоряжение Правительства Иркутской области от 4 июня 2018 года N 389-рп "О внесении изменений в долговую политику Иркутской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов".
3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная".
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2019 года.
Первый заместитель Губернатора Иркутской области - |
Р.Н.Болотов |
Утверждена
распоряжением Правительства
Иркутской области
от 31 октября 2018 года N 831-рп
Долговая политика
Иркутской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
Глава 1. Общие положения
1. Под долговой политикой Иркутской области понимается стратегия управления государственным долгом Иркутской области, направленная на поддержание объема государственного долга Иркутской области на оптимальном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания и равномерное распределение во времени платежей, связанных с его погашением и обслуживанием, а также снижение влияния долговой нагрузки на областной бюджет.
2. Долговая политика разработана с учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики.
3. Основным фактором, определяющим направление долговой политики Иркутской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, является влияние нестабильной экономической ситуации в стране на волатильность финансовой конъюнктуры и, как следствие, на возможность осуществления Иркутской областью коммерческих заимствований в необходимых объемах и по стоимости, не превышающей ограничения, установленные условиями дополнительных соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, заключенных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области с Министерством финансов Российской Федерации.
4. Качественные характеристики управления государственным долгом Иркутской области определяются отсутствием просроченных долговых обязательств и созданием прозрачной системы осуществления государственных заимствований Иркутской области.
5. Долговая политика Иркутской области является неотъемлемой частью основных направлений бюджетной и налоговой политики Иркутской области.
Глава 2. Итоги реализации долговой политики Иркутской области в 2017 - 2018 годах
6. В рамках реализации долговой политики Иркутской области в 2017 -2018 годах за основу ограничений по уровню государственного долга Иркутской области, расходов на его обслуживание, а также размеру дефицита областного бюджета взяты целевые показатели, установленные соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов и дополнительными соглашениями о реструктуризации обязательств (задолженности) Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, заключенными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области с Министерством финансов Российской Федерации (далее - Соглашения).
Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в 2017 - 2018 годах представлены в таблице:
N п/п |
Наименование показателя |
В соответствии с Соглашениями |
|||
На 1 января 2018 года |
Плановое значение на 1 января 2019 года |
Фактическое значение на 1 октября 2018 года |
|||
Плановое значение |
Фактическое значение |
||||
1 |
Отношение объема государственного долга Иркутской области к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<=20 |
16,3 |
<=20 |
10,9 |
2 |
Отношение объема долговых обязательств Иркутской области по ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<=14 |
9,6 |
<=14 |
4,3 |
3 |
Отношение расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к расходам областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, % |
<=5 |
0,4 |
<=5 |
0,2 |
4 |
Отношение дефицита областного бюджета к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<=10 |
0,2 |
<=10 |
-(1) |
1 По итогам исполнения областного бюджета сложился профицит областного бюджета в объеме 15 091,2 млн рублей.
7. Одной из основных задач в 2017 - 2018 годах являлось использование долговых инструментов, отвечающих требованиям оптимизации структуры государственного долга Иркутской области, в целях минимизации стоимости его обслуживания.
В целях поддержания ликвидности единого счета областного бюджета использовались краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета через территориальные органы Федерального казначейства по ставке 0,1 процента годовых.
Для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета, применялся механизм временного заимствования средств со счетов бюджетных и автономных учреждений Иркутской области.
В целях замещения части государственного долга Иркутской области по кредитам кредитных организаций в 2017 году Иркутской области были предоставлены бюджетные кредиты по ставке 0,1 процента годовых сроком кредитования от трех до пяти лет в общем объеме 0,5 млрд рублей.
В декабре 2017 года обязательства перед Российской Федерацией по предоставленным бюджетным кредитам реструктуризированы, что позволило продлить сроки погашения задолженности по бюджетным кредитам на период с 2018 по 2024 годы и, как следствие, сократить в 2018 - 2020 годах объем коммерческих заимствований, необходимых для рефинансирования указанных бюджетных кредитов, а также расходов на их обслуживание.
По состоянию на 1 января 2018 года объем государственного долга Иркутской области составил 18,6 млрд рублей или 16,3 процента от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, что ниже установленного Соглашениями ограничения (20 процентов).
Экономия расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области составила 1,4 млрд рублей по отношению к первоначально планируемому объему, что, в первую очередь, обусловлено снижением государственного долга Иркутской области по отношению к первоначально прогнозируемому объему на 15,2 млрд рублей.
В первом квартале 2018 года Иркутская область досрочно погасила долговые обязательства по кредитам кредитных организаций в объеме 6,0 млрд рублей.
По итогам исполнения областного бюджета за 9 месяцев 2018 года государственный долг Иркутской области составил 12,6 млрд рублей, из которых 5,0 млрд рублей - государственные ценные бумаги Иркутской области (40 процентов от общего объема долговых обязательств Иркутской области) и 7,6 млрд рублей - реструктурированная задолженность по бюджетным кредитам (60 процентов от общего объема долговых обязательств Иркутской области).
8. Наличие кредитного рейтинга, присвоенного рейтинговым агентством, позволяет осуществлять государственные заимствования на более выгодных условиях, а также является существенным фактором, влияющим на стоимость их обслуживания.
В 2018 году Иркутской области Акционерным обществом "Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство" присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне АА-(RU), прогноз изменения рейтинга - "Стабильный". Оценка аналитиков обусловлена темпом роста экономики Иркутской области, взвешенной политикой в отношении расходов, поддержанием умеренного уровня дефицита областного бюджета и объема долговых обязательств с учетом расходов на их обслуживание.
9. В рамках проведения работы по снижению долговой нагрузки муниципальных образований Иркутской области в апреле 2018 года проведена реструктуризация обязательств (задолженности) муниципальных образований Иркутской области перед областным бюджетом по бюджетным кредитам, предоставленным в 2013 - 2016 годах, что позволило муниципальным образованиям Иркутской области получить рассрочку по погашению основного долга на семь лет (с 2018 года по 2024 год), сократить объем средств, направляемых на погашение бюджетных кредитов и снизить стоимость их обслуживания.
Глава 3. Цели долговой политики Иркутской области
10. Стратегической целью долговой политики Иркутской области является обеспечение потребностей областного бюджета в заемном финансировании при соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
11. Целями долговой политики Иркутской области являются:
1) достижение приемлемого, экономически обоснованного объема и структуры государственного долга Иркутской области;
2) своевременное исполнение долговых обязательств Иркутской области;
3) обеспечение открытости и доступности информации о состоянии государственного долга Иркутской области.
Глава 4. Основные направления долговой политики Иркутской области
12. Основными направлениями долговой политики Иркутской области являются:
1) поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения:
общего объема долговых обязательств Иркутской области, в том числе объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Иркутской области и кредитам, полученным от кредитных организаций, на уровне, не превышающем параметры, указанные в таблице:
Наименование параметра |
На 1 января 2020 года |
На 1 января 2021 года |
На 1 января 2022 года |
Общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<=20 |
<=20 |
<=20 |
Доля долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг Иркутской области и кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<=15 |
<=15 |
<=16 |
общего объема расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем пять процентов от общего объема расходов областного бюджета;
годовой суммы платежей по погашению (без учета краткосрочных заимствований в течение финансового года) и обслуживанию государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем 13 процентов от общего объема налоговых, неналоговых доходов с учетом дотаций;
сохранения дефицита областного бюджета на уровне, не превышающем 10 процентов от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений;
2) осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований;
3) оценка способности областного бюджета исполнять долговые обязательства (как действующие, так и планируемые к принятию) с учетом доступности финансовых ресурсов на рынке капитала с приемлемыми условиями по срочности и стоимости;
4) снижение долговой нагрузки и оптимизация общего объема заимствований путем первоочередного направления дополнительных доходов и (или) экономии расходов при исполнении областного бюджета на сокращение объема государственного долга Иркутской области;
5) использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Иркутской области, среди которых:
осуществление досрочного выкупа облигационных займов и досрочного погашения долговых обязательств Иркутской области;
сокращение объема заимствований с учетом результатов исполнения областного бюджета;
диверсификация долгового портфеля Иркутской области за счет использования различных видов заимствований в зависимости от изменений на рынке капитала;
использование возможности осуществления реструктуризации
и рефинансирования задолженности по долговым обязательствам Иркутской области;
6) обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств Иркутской области;
7) минимизация стоимости заимствований за счет:
организации конкурентных процедур на право заключения государственных контрактов по оказанию финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов для финансирования дефицита областного бюджета по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на один процент годовых;
взаимодействия с кредитными организациями по вопросам снижения стоимости привлеченных кредитных ресурсов в случаях соответствующих изменений на рынке капитала;
взаимодействия с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению бюджетных кредитов из федерального бюджета, в том числе на замещение долговых обязательств Иркутской области по коммерческим заимствованиям;
использования механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета;
8) управление ликвидностью областного бюджета в целях сглаживания объемов платежей по привлечению и погашению государственного долга Иркутской области за счет:
введения жесткого платежного календаря, позволяющего приблизить дату основной нагрузки на областной бюджет к срокам уплаты основных налогов и, как следствие, отодвинуть сроки привлечения государственных заимствований;
внедрения подневной модели кассовых расходов и доходов, позволяющей планировать государственные заимствования в момент образования кассовых разрывов;
временного заимствования средств со счетов бюджетных и автономных учреждений Иркутской области;
9) осуществление реализации программы оздоровления государственных финансов Иркутской области на 2019 - 2021 годы, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 28 сентября 2018 года N 724-рп;
10) поддержание репутации Иркутской области в качестве заемщика высокой степени надежности и кредитоспособности - осуществление мероприятий, направленных на повышение кредитного рейтинга Иркутской области;
11) повышение долговой устойчивости муниципальных образований Иркутской области за счет:
предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям Иркутской области, проведения реструктуризации обязательств (задолженности) муниципальных образований Иркутской области перед областным бюджетом по бюджетным кредитам при условии принятия муниципальными образованиями Иркутской области обязательств по сдерживанию долговой нагрузки и снижению расходов на обслуживание муниципального долга, в том числе за счет привлечения в местный бюджет кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на один процент годовых;
ужесточения условий предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям Иркутской области.
Глава 5. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Иркутской области
13. Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики Иркутской области (далее - Риски), являются:
1) риск недостаточного поступления доходов в областной бюджет;
2) риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
3) риск снижения ликвидности рынка капитала.
14. Основной целью управления Рисками является стабилизация показателей долговой устойчивости Иркутской области за счет:
1) снижения объемов финансирования бюджетных обязательств за счет привлечения заемных средств;
2) сглаживания объемов платежей по погашению долговых обязательств Иркутской области и удлинения сроков привлечения кредитных ресурсов;
3) совершенствования системы управления государственным долгом Иркутской области.
15. Основные меры, принимаемые в отношении управления Рисками:
1) проведение аналитической работы, мониторинга рыночной конъюнктуры с целью прогнозирования Рисков;
2) осуществление планирования государственных заимствований с проведением "стресс"-тестирования кредитного портфеля при разных сценарных условиях прогнозирования основных параметров областного бюджета и ожидаемой конъюнктуры на финансовых рынках;
3) использование стратегии, направленной на осуществление государственных заимствований с плавающими процентными ставками, позволяющих минимизировать необходимость рефинансирования долговых обязательств.
Учитывая, что риск кредитного портфеля Иркутской области во многом определяется наполняемостью областного бюджета доходными источниками, Иркутская область планирует продолжить практику использования бюджетных кредитов для пополнения остатков средств на счетах областного бюджета через территориальные органы Федерального казначейства для обеспечения покрытия кассовых разрывов при исполнении областного бюджета, а также в целях своевременного погашения долговых обязательств.
Глава 6. Ожидаемые результаты реализации долговой политики Иркутской области
16. Реализация долговой политики Иркутской области позволит:
1) поддерживать высокий уровень долговой устойчивости с учетом Рисков;
2) сохранить объем расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем пять процентов от общего объема расходов областного бюджета;
3) поддерживать величину государственного долга Иркутской области в пределах обозначенных параметров;
4) диверсифицировать объем государственного долга Иркутской области в сторону увеличения доли долгосрочных видов заимствований;
5) не допускать единовременного отвлечения значительного объема средств областного бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Иркутской области;
6) оптимизировать структуру государственного долга Иркутской области с целью минимизации расходов на его обслуживание;
7) создать предпосылки для повышения кредитного рейтинга Иркутской области;
8) обеспечить открытость и доступность информации о государственном долге Иркутской области.
Заместитель Председателя Правительства |
А.Б.Логашов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г. N 831-рп "Об утверждении долговой политики Иркутской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2019 г.
Текст распоряжения опубликован в газете "Областная" от 16 ноября 2018 г. N 128
Распоряжением Правительства Иркутской области от 8 ноября 2019 г. N 891-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2020 г.