Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 ноября 2015 г. N 351-15-15
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 20 октября 2015 года. В полном объеме решение изготовлено 2 ноября 2015 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления; члены Комиссии - Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, Муковозчик О.С., старший государственный инспектор отдела естественных монополий, рассмотрев дело N 351-15-15, возбужденное по признакам нарушения муниципальным казенным учреждением "Служба единого заказчика" (далее - МКУ "Служба единого заказчика") (663981, Красноярский край, г.Бородино, ул.Горького, 6) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося в наделении индивидуального предпринимателя <_> функциями контрольно-распорядительного характера органа местного самоуправления по организации похоронного дела (оформление документов на захоронение, ведение книги учета и регистрации захоронений) по результатам торгов
в присутствии директора МКУ "Служба единого заказчика" <_> (в соответствии с Решением администрации г. Бородино Красноярского края от 10.04.2014 N 64-к) установила:
На основании приказа руководителя управления N 147 от "27" марта 2015 года "О проведении выездной плановой проверки" инспекцией Красноярского УФАС России была проведена выездная плановая проверка на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства администрацией города Бородино Красноярского края (далее - Администрация), по результатам которой было установлено следующее.
01.01.2015 между МКУ "Служба единого заказчика" и <_> на основании протокола конкурсной комиссии по отбору специализированной службы по вопросу похоронного дела на территории г.Бородино от 16.12.2014 N 1 был заключен договор на оказание услуг гарантированного перечня по захоронению умерших на безвозмездной основе на территории муниципального образования города Бородино.
Согласно п.п. 4.1.4 указанного договора Исполнитель обязан, в том числе, отводить место захоронения умершего на кладбище.
Согласно п.п. 4.1.5 Исполнитель обязан, в том числе, вести учет и контроль захоронений на территории кладбища, регистрировать захоронение в книге регистрации захоронений.
П.п.4.1.6 договора предусмотрено, что Исполнитель выдает удостоверение (паспорт) на захоронение лицам, оформившим захоронение в книге регистрации захоронений.
В соответствии с п.п.4.1.7 Исполнитель обязан регистрировать установку надмогильного сооружения в книге регистрации надмогильных сооружений.
Исполнитель в соответствии с вышеуказанным договором также обязан по окончанию срока действия договора или его расторжении передавать книгу регистрации захоронений, план захоронений и книгу регистрации надмогильных сооружений Заказчику в течение 5 дней (п.п.4.1.8 договора).
В соответствии с письменными пояснениями МКУ "Служба единого заказчика", полученными при проведении выездной плановой проверки от директора учреждения <_>, исполнитель также ведет книгу регистрации захоронений на территории МО г.Бородино.
Реализация требований статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" исключает возможность передачи отдельным хозяйствующим субъектам полномочий органа местного самоуправления в части организации похоронного дела.
В связи с тем, что в действиях МКУ "Служба единого заказчика" по наделению <_> функциями органов местного самоуправления по организации похоронного дела, функциями контрольно-распорядительного характера (выделение мест для захоронений, оформлению документов на захоронение, ведению книги учета и регистрации захоронений) выявлены признаки нарушения части 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", приказом Красноярского УФАС России N 563 от 10.09.2015 возбуждено настоящее дело в отношении МКУ "Служба единого заказчика".
20.10.2015 на заседании Комиссии <_> сообщила, что учреждением направлены меры на устранение нарушения, а именно внесены соответствующие изменения в Постановление администрации г.Бородино N 679 от 13.09.2011, которым были утверждены Правила содержания кладбищ г. Бородино, на основании которых в конкурсную документацию и были включены условия о ведении специализированной организацией учета захоронений, а также оформлении документов на захоронение (раздел 2 и 5 указанных Правил). Кроме того, в договор от 01.01.2015 на оказание услуг гарантированного перечня по захоронению на безвозмездной основе на территории муниципального образования г.Бородино дополнительным соглашением от 01.10.2015 внесены изменения, а именно из указанного договора исключены пункты 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.1.8, 4.1.9. Соответственно, в настоящий момент нарушение устранено.
В доказательство изложенным обстоятельствам <_> представила копию дополнительного соглашения от 01.10.2015.
Исследовав материалы дела N 351-15-15, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона N 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Таким образом, из системного толкования статей 18, 25 закона N 8-ФЗ следует, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
Земельные участки в пределах территории кладбища являются муниципальной (государственной собственность), распоряжение которой относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Из системного толкования пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" следует, что статус специализированной службы, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права по оказанию всего комплекса ритуальных услуг, а также передаче полномочий органа местного самоуправления.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе функциями по выдаче разрешений на захоронение, определению мест для захоронения умерших, осуществлению регистрации, учета и инвентаризации захоронений указанными Законами не предусмотрена и прямо противоречит законодательству.
Частью 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Отвод земельных участков для захоронения, учет и регистрация захоронений должны осуществляться органами местного самоуправления. Реализация требований статьи 18 Закона N 8-ФЗ исключает возможность передачи отдельным хозяйствующим субъектам полномочий органа местного самоуправления в части организации похоронного дела.
В силу прямого указания закона МКУ "Служба единого заказчика" не вправе было наделять хозяйствующего субъекта - <_> функциями органов местного самоуправления путем включения в договор на оказание гарантированного перечня услуг по захоронению на безвозмездной основе на территории МО г.Бородино от 01.01.2015 условий о том, что исполнитель услуг обязан осуществлять отвод земельных участков для захоронения; вести учет и контроль захоронений, оформлять и выдавать документы на захоронение, регистрацию захоронений.
Действия МКУ "Служба единого заказчика" по наделению <_> функциями органов местного самоуправления по организации похоронного дела, функциями контрольно-распорядительного характера (оформлению документов на захоронение, ведению книги учета и регистрации захоронений), являются нарушением запрета, установленного частью 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия учитывает то обстоятельство, что МКУ "Служба единого заказчика" в договор от 01.01.2015 на оказание услуг гарантированного перечня по захоронению на безвозмездной основе на территории муниципального образования г.Бородино дополнительным соглашением от 01.10.2015 внесены изменения, а именно из указанного договора исключены пункты 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.1.8, 4.1.9. Указанные обстоятельства принимаются Комиссией как доказательство добровольного устранения нарушения.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.48 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи Комиссия приходит к выводу:
- о наличии в действиях МКУ "Служба единого заказчика" состава нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта";
- о прекращении дела в связи с добровольным устранением нарушения Администрацией антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пункта 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства решила:
1. Признать муниципальное казенное учреждение "Служба единого заказчика" нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в части наделения индивидуального предпринимателя <_> функциями контрольно-распорядительного характера органа местного самоуправления по организации похоронного дела (выделение мест для захоронений, оформление документов на захоронение, ведение книги учета и регистрации захоронений).
2. На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции" производство по делу N 351-15-15, возбужденному в отношении муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика" по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии |
В.М.Захаров |
Члены Комиссии |
М.А.Дударева О.С.Муковозчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 ноября 2015 г. N 351-15-15
Текст решения официально опубликован не был