Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Методические рекомендации
для специалистов главного управления образования, центров диагностики
и консультирования, руководителей дошкольных и общеобразовательных
учреждений но защите детей от любых форм насилия
1. Понятие и формы жестокого обращения с детьми,
их влияние на ребенка
Понятие "жестокое обращение с детьми" впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень основания для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.
Предлагается следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).
Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Формы насилия над детьми
1. Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.
Влияние физического насилия на ребенка
1) Поведенческие и психологические индикаторы:
- Задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, гики, сосание пальцев, раскачивание.
2) Признаки физического насилия над ребенком:
Раны и синяки:
- Разные по времени возникновения;
- В разных частях тела (например на спине и груди одновременно);
- Непонятного происхождения;
- Имеют особую форму предмета (например форму пряжки ремня, ладони, прута);
Ожоги:
- Топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;
Укусы:
- Следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы: отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной формы, типично наличие кровоподтеков;
"Синдром тряски ребенка"
- Возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;
- У ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:
- Родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициаторами обращения являются другие люди;
- Следы травм различной деятельности;
- Родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся;
- Обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;
- Не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;
- Отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);
- Повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Влияние на ребенка:
- Не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес
- Ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
- Пег прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия, чесотка)
- Не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
- Устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
3. Психическое насилие (эмоционально-дурное обращение с детьми):
- Обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
- Принижение его успехов, унижение его достоинства;
- Отвержение ребенка;
- Длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
- Принуждение к одиночеству;
- Совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям, родственника;
- Причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Влияние на ребенка:
- Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
- Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
- Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
- Ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
- Депрессии, печаль, беспомощность. безнадежность, заторможенность.
4. Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Влияние на ребенка:
- Обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
- Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
- Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
- Может жаловаться на физическое нездоровье;
- Девочка может забеременеть;
- Ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
- Скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.
Распознание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью педагогических работников, сотрудников органон и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.
Однако существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:
- Следы побоев, истязания, другого физического воздействия;
- Следы сексуального насилия;
- Запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и др.);
- Отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены; отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей. одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
- Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна. ребенка выгоняют из дома.
Если педагоги, сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:
- Направить информацию в правоохранительные органы для привлечения к ответственности лиц. допустивших жестокое обращение;
- Направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится.
- Принять меры по оказанию помощи ребенку.
2. Основные задачи образовательных учреждений в случаях
выявления фактов жестокого обращения с детьми
Проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;
- Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;
- Оперативно информировать правоохранительные органы о случаях жестокого обращения с детьми;
- Проводить работу по реабилитации жертв насилия.
- Проводить анализ детскою травматизма, суицидального поведения несовершеннолетних, бродяжничества, попрошайничества, оставления ими учебы, обусловленные жестоким обращением в семье и родительским безразличием.
- Обеспечивать доступность информации о местах, куда можно обратиться за помощью в случае подтверждения насилию
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.