Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Богдановой Н.Н.,
с участием представителя КНЦ СО РАН Тирранена В.А.,
представителя Красноярского городского Совета Депутатов Смоленскене К.Н.,
прокурора Моргуна О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального государственного бюджетного учреждения науки Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук об оспаривании Решения Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" в части Приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (далее - КНЦ СО РАН) обратилось с административным исковым заявлением об оспаривании Решения Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", мотивируя тем, что в Приложении 1 к оспариваемому Решению - "Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск" установлены границы и расположение территориальных зон, при этом в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:157160, площадью 2 069 665 кв.м., принадлежащего КНЦ СО РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования, установлено несколько территориальных зон, что противоречит требованиям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, а также части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичная норма установлена, но не соблюдается, и в части 3 статьи 11 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных оспариваемым Решением. При этом пунктом 3 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ определено, что границы зон могут устанавливаться по границам земельных участков, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В отношении участка с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 ранее был установлен вид разрешенного использования, соответствовавший территориальной зоне ОД. 2 ранее действовавших Правил землепользования и застройки.
При разработке проекта Генерального плана городского округа города Красноярска, а также последующей разработки Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, КНЦ СО РАН неоднократно обращалось в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Красноярска, Департамент градостроительства и Администрацию города Красноярска с просьбой учесть недопустимость разрозненного территориального зонирования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 и установить в отношении данного участка единую территориальную зону, включающую в себя виды разрешенного использования, которые указаны в свидетельстве о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и соответствующие сложившемуся землепользованию, однако замечания не были учтены.
Оспариваемые Правила землепользования и застройки не содержат некоторых из указанных в свидетельстве видов разрешенного использования, однако наиболее полно сложившиеся правила землепользования отражаются в многофункциональной зоне (МФ), которая была установлена только на части земельного участка, что противоречит закону и сложившемуся землепользованию, а также нарушает права КНЦ СО РАН на использование земельного участка в соответствии с определенными видами разрешенного использования (согласно свидетельства о праве на земельный участок), в том числе на осуществление строительства на некоторых частях данного земельного участка.
Административный истец просил признать недействительным Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" в части Приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск.
В судебном заседании представитель КНЦ СО РАН Тирранен В.А., действующий на основании доверенности, настаивал на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Красноярского городского Совета Депутатов Смоленскене К.Н., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражения, согласно которым в соответствии с действующим градостроительным законодательством Правила землепользования были подготовлены с учетом положений Генерального плана города Красноярска, в связи с чем Правила землепользования не противоречат Генеральному плану города Красноярска. При принятии оспариваемого Решения были соблюдены установленные законодательством требования к порядку его подготовки и принятия. Административным истцом не указано, какие его права, свободы и законные интересы нарушены оспариваемым приложением N 1 к Правилам землепользования. В случае признания судом приложения N 1 "Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск" к Правилам землепользования недействующим на территории городского округа город Красноярск будет отсутствовать нормативно-правовое определение границ территориальных зон.
Прокурор Моргун О.В. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению в части признания противоречащим федеральному законодательству приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122, в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 различных территориальных зон.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее - Управление Росимущества в Красноярском крае), извещенное о времени и месте рассмотрения дела путем вручения судебного уведомления представителю по доверенности Майловой С.В., своего представителя в судебное заседание не направило, письменных возражений и ходатайств не представило. Сведениями об уважительности причин неявки в судебное заседание представителя Управления Росимущества в Красноярском крае суд не располагает.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Управления Росимущества в Красноярском крае, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, против чего представитель КНЦ СО РАН Тирранен В.А., представитель Красноярского городского Совета Депутатов Смоленскене К.Н., прокурор Моргун О.В. не возражали.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заключение прокурора Моргуна О.В., суд полагает отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
На основании пунктов 8 и 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 20 статьи 14 Федерального закона 6 октября 2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (часть 9).
Статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 1).
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 2).
Согласно пункту 2 статьи 27 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24 декабря 1997 года N В-62, Красноярский городской Совет депутатов является постоянно действующим представительным органом городского самоуправления.
В соответствии со статьей 33 Устава города Красноярска организация работы Красноярского городского Совета депутатов определяется данным Уставом, Регламентом городского Совета и иными правовыми актами городского Совета. Как следует из статьи 56 Устава города Красноярска, принимаемые городским Советом решения, являющиеся нормативными правовыми актами, оформляются в форме решений городского Совета.
Статьей 57 Устава города Красноярска определено, что решение городского Совета - принятый городским Советом нормативный правовой акт по вопросам городского значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами края, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции (пункт 1). Принятые городским Советом решения в срок до 5 дней подписываются председателем городского Совета и направляются на подписание и обнародование Главе города. Глава города в срок до 10 дней со дня получения принятого решения подписывает его и передает для официального опубликования (пункт 6). Решения городского Совета официально публикуются в срок до десяти дней после их подписания Главой города (пункт 8).
Правовые акты городского Совета вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не указано в самом акте (пункт 5 статьи 56 Устава города Красноярска).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (далее - Решение от 07 июля 2015 N В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению (далее - Правила землепользования и застройки, утвержденные Решение от 07 июля 2015 N В-122).
Приложением N 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 N В-122, является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, на которой установлены территориальные зоны городского округа город Красноярск.
Решение от 07 июля 2015 N В-122 было подписано Главой города Красноярска и опубликовано 15 июля 2015 года в периодическом печатном издании "Городские новости" N 102, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов г.Красноярска, и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования - 15 июля 2015 года.
До принятия Решения от 07 июля 2015 N В-122 были проведены публичные слушания, что в соответствии с требованиями частей 11, 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необходимым процедурным условием для принятии вышеуказанного нормативного правового акта.
Так, Постановлением администрации города Красноярска от 30 марта 2015 N 159 "О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Красноярска" комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Красноярска поручено в срок до 01 мая 2015 года подготовить проект внесения изменений в Правила землепользования, а управлению архитектуры администрации города Красноярска - обеспечить проверку подготовленного проекта внесения изменений в Правила землепользования на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану городского округа город Красноярск, схеме территориального планирования Красноярского края.
Постановлением администрации города Красноярска от 14 апреля 2015 N 215 "О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Красноярска" были назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования в срок два месяца один день с даты опубликования проекта.
Проект решения Красноярского городского Совета депутатов "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов" был опубликован в газете "Городские новости" N 53(3156) от 15 апреля 2015 года.
Результаты проведенных публичных слушаний отражены в протоколе публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск от 11 июня 2015 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Судом установлено, что земельный участок, площадью 2 069 665 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0000000:157160, категория земель: земли населенных пунктов, адрес (местонахождение): Красноярский край, г.Красноярск, Академгородок, является собственностью Российской Федерации и на основании Решения Красноярского Совета народных депутатов от 04 июня 1985 года находится во владении КНЦ СО РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 июля 2015 года.
Согласно указанному свидетельству о регистрации права и кадастровому паспорту земельного участка от 29 июня 2015 года, разрешенное использование земельного участка включает следующие виды: размещение объектов среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного образования; размещение научно-исследовательских учреждений; размещение жилых домов, предназначенных для проживания работников и студентов средних специальных и высших учебных заведений, работников научно-исследовательских учреждений; размещение объектов торговли, общественного питания; размещение объектов социального и коммунально-бытового назначения, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан; размещение объектов спортивно-оздоровительного назначения; размещение объектов культуры (театры; концертные залы, кинотеатры, музеи, выставочные центры, библиотеки и другие); размещение открытых площадок для временной парковки автотранспорта, открытых стоянок, подземных и многоэтажных гаражей-стоянок, связанных с объектами, расположенными в зоне объектов образования, либо с обслуживанием таких объектов; размещение объектов благоустройства; размещение парков, скверов, бульваров; размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне объектов образования, либо с обслуживанием таких объектов; размещение коммунальных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне объектов образования, либо с обслуживанием таких объектов; размещение сооружений связи.
Как следует из материалов дела, ранее действующими Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29 мая 2007 года N В-306 (утратили силу с 15 июля 2015 года на основании Решения от 07 июля 2015 N В-122), земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 был отнесен к территориальной зоне ОД. 2, в которой, в частности, допускалось размещение на всей территории земельного участка жилых домов, предназначенных для проживания работников и студентов средних специальных и высших учебных заведений, работников научно-исследовательских учреждений (основной вид разрешенного использования) и размещение жилых домов (условно разрешенный вид использования).
Указанная территориальная зона не предусматривала размещение лесопитомников, лесопарков, дендропарков, городских садов, рощ и т.п.
Также из материалов дела следует, что Картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 N В-122) в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 установлены следующие территориальные зоны: зона застройки среднеэтажными многоквартирными блокированными жилыми домами (Ж-2); зона застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3); зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4); многофункциональная зона (МФ); общественно-деловая зона (О); зона делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-I); зона объектов образования (0-2); зона рекреационная лесопарковая (Р-1); зона территории спортивного назначения (Р-2); зона городской рекреации (Р-3).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением от 07 июля 2015 N В-122, одним из основных видов разрешенного использования в зоне городской рекреации (Р-3) является деятельность по особой охране и изучению природы, в части сохранения и изучения растительного и животного мира путем создания особо охраняемых природных территорий, в границах которых хозяйственная деятельность, кроме деятельности, связанной с охраной и изучением природы, не допускается (памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, лесопарки, рощи, водоемы, прокладка лыжных трасс, велосипедных дорожек).
То обстоятельство, что на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 находятся объекты, названные в пункте 1 части 1 статьи 36 Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением от 07 июля 2015 N В-122, представителем административного истца не оспаривалось.
Согласно приложению N 2 к протоколу публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск от 11 июня 2015 года, в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Красноярска поступали предложения от административного истца об отнесении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 к одной территориальной зоне.
Согласно протоколу заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г.Красноярска по проекту Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск от 10, 11 июня 2015 года указанное предложение не было учтено.
Частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В силу части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 N 7-107 был утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск до 2033 года, которым определено функциональное назначение территорий города, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, муниципального образования.
Согласно заключению управления архитектуры администрации города Красноярска по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Красноярска, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 29 мая 2007 года N В-306, от 10 апреля 2015 года, управлением архитектуры администрации города Красноярска осуществлена проверка проекта изменений в Правила землепользования, по результатам которой принято решение о соответствии данного проекта схеме территориального планирования Красноярского края, Генеральному плану городского округа город Красноярск, утвержденному решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года N 7-107, техническим регламентам.
Указанное заключение было представлено в Красноярский городской Совет депутатов 18 июня 2015 года вместе с внесенным проектом решения Красноярского городского Совета депутатов "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов".
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Предусмотренное статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации права собственника земельного участка или иного землевладельца возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Из содержания административного иска и пояснений представителя КНЦ СО РАН следует, что нарушение прав административного истца оспариваемым нормативным актом заключается в том, что многофункциональная зона (МФ), на которой допускается жилищное строительство, установлена только на часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:157160, что по утверждению административного истца, ограничивает его право на использование земельного участка в соответствии с видами разрешенного использования, которые указаны в свидетельстве о регистрации права, в том числе, право на строительство на всей площади земельного участка.
Вместе с тем, вышеприведенными нормами федерального законодательства предусмотрено ограничение прав землевладельца по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
При этом по смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
На основании части 1 статьи 9, части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов, как документы территориального планирования муниципальных образований, в соответствии с которыми разрабатываются правила землепользования и застройки, также должны разрабатываться исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:157160 находится в Академгородке в границах городского округа город Красноярск, занимает значительную часть города (площадь 2 069 665 кв.м.) и был предоставлен административному истцу в 1985 году. В настоящее время на данном земельном участке расположены самые различные объекты (жилые дома, лесопарки и др.), размещение которых в соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением от 07 июля 2015 N В-122, возможно лишь в различных территориальных зонах, в связи с чем, установление в отношении указанного земельного участка одной территориальной зоны невозможно.
При таких обстоятельствах Красноярский городской Совет депутатов, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан, в частности, на сохранение в черте городского округа город Красноярск зоны рекреационной лесопарковой, зоны городской рекреации, принял оспариваемые Правила землепользования и застройки, утвержденными Решением от 07 июля 2015 N В-122, которые соответствуют схеме территориального планирования Красноярского края, Генеральному плану городского округа город Красноярск, техническим регламентам.
Учитывая изложенное, у суда не имеется оснований для вывода о том, что оспариваемая Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, являющаяся приложением N 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 07 июля 2015 N В-122, противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Представленное административным истцом Заключение консультационного совета по градостроительной деятельности при постоянной комиссии по градостроительной политике Красноярского городского Совета депутатов на научно-исследовательскую работу по разработке проекта Генерального плана города Красноярска, не содержит сведений, опровергающих вышеприведенный вывод суда.
Кроме того, в данном Заключении указано на то, что существующий участок дендрария в Академгородке необходимо вернуть из жилых зон в рекреацию. Спорный участок расположен в северо-восточной части дендрария. Участок ошибочно "покрашен" в "зоны застройки многоэтажными домами".
Суд не принимает доводы представителя административного истца о том, что оспариваемый нормативный акт принят без учета фактического землепользования, поскольку принятие изменений в правила землепользования и застройки не препятствует административному истцу в дальнейшем использовать земельный участок для эксплуатации расположенных на нем объектов, за исключением случаев, если использование земельного участка и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник или иной землевладелец вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов.
При изложенных обстоятельствах суд полагает в удовлетворении административного иска отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
В удовлетворении административного иска Федерального государственного бюджетного учреждения науки Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук об оспаривании Решения Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" в части Приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда |
Д.В.Андриишин |
Решение отменено апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Красноярского краевого суда от 17 ноября 2015 г. N 3-215/2015
Текст решения официально опубликован не был