Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Кежемского районного
Совета депутатов Красноярского края
от 28 сентября 2007 г. N 27-173
Положение об аренде имущества, находящегося в муниципальной собственности Кежемского района
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об аренде имущества, находящегося в муниципальной собственности Кежемского района (в дальнейшем - Положение), разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Положением "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Кежемского района" утвержденного решением Кежемского районного Советом депутатов N 26-158 от 29.06.2007 г., Уставом Кежемского района и иными нормативными правовыми актами.
1.2. Настоящее Положение регулирует:
1.2.1. Порядок сдачи в аренду имущества (движимого и недвижимого), находящегося в муниципальной собственности Кежемского района (далее - муниципальное имущество), в том числе имущества, переданного в оперативное управление муниципальных учреждений или в хозяйственное ведение муниципальных унитарных предприятий;
1.2.2. Порядок сдачи в аренду имущества (движимого и недвижимого), составляющего муниципальную казну Кежемского района;
1.2.3. Порядок сдачи в субаренду имущества (движимого и недвижимого), находящегося в муниципальной собственности Кежемского района.
1.2.4. Методику определения арендной платы за пользование объектами муниципальной собственности.
1.3. Настоящее Положение содержит следующие основные понятия и термины:
движимое имущество - оборудование, механизмы, транспортные средства;
недвижимое имущество - объекты нежилого фонда (предприятия, здания, сооружения, нежилые помещения);
арендодатель - полномочия арендодателя при сдаче в аренду муниципального имущества (движимого и недвижимого) осуществляет уполномоченный орган - Управление имущественных отношений Администрации Кежемского района;
балансодержатель - муниципальное учреждение или муниципальное унитарное предприятие, структурное подразделение администрации Кежемского района, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или пользовании которых находится муниципальное имущество;
держатель имущества казны - муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, структурные подразделения администрации Кежемского района с правами юридического лица, индивидуальные предприниматели, организации других организационно-правовых форм, которым имущество муниципальной казны передано в пользование в установленном законом порядке;
арендатор - юридическое лицо, физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, или гражданин, заключившие договор аренды и пользующиеся муниципальным имуществом за установленную плату.
1.4. Муниципальные образовательные учреждения в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условия. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Муниципальные унитарные предприятия, с согласия собственника, вправе сдавать в аренду муниципальное имущество, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения.
1.5. Муниципальные предприятия, не финансируемые из бюджета и не выполняющие муниципальный заказ, пользуются объектами нежилого муниципального фонда, не находящимися в их хозяйственном ведении, на праве аренды или безвозмездного пользования.
1.6. Заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно следующими способами:
а) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;
б) без проведения торгов, в случаях предусмотренных статьей 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
в) без проведения торгов, в случае предоставления указанного имущества в виде муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Порядок заключения договоров аренды
2.1. Заявления о предоставлении имущества в аренду направляются в уполномоченное структурное подразделение администрации района - Управление имущественных отношений администрации Кежемского района (далее - Управление).
Заявление оформляется письменно в произвольной форме.
2.2. Для принятия решения о передаче объектов муниципальной собственности, заявитель представляет:
1) копии учредительных документов - для юридических лиц; копию свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей;
2) копию свидетельства, выданного налоговым органом, о государственной регистрации;
3) копию свидетельства о постановке на налоговый учет и присвоении ИНН;
4) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц
5) копию информационного письма статистического органа о присвоении кодов статистики;
6) копию приказа (решения) или выписку из него о назначении руководителя (для юридического лица);
7) копию доверенности на представителя юридического лица;
8) копию паспорта - для физического лица, индивидуального предпринимателя;
9) справку налогового органа об отсутствии задолженности.
По необходимости могут быть затребованы иные документы.
2.3. Объект муниципального имущества может быть сдан в аренду только по результатам торгов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды объекта муниципального имущества принимает Глава района.
2.4. Заинтересованное лицо обязано по требованию Управления предоставить заключения (согласования) государственных надзорных органов (государственного пожарного надзора, СЭС, экологии и др.) по вопросу возможности использования испрашиваемого в аренду помещения для определенных видов деятельности.
2.5. В течение 10 календарных дней со дня поступления всей необходимой документации Управление либо дает мотивированный отказ о передаче объекта муниципального имущества в аренду, либо извещает о принятии решения о передаче объекта муниципального имущества в аренду, либо извещает о принятии решения о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды объекта муниципального имущества.
Неподписание заявителем (потенциальным арендатором) договора в течение 7 дней с даты его получения считается отказом заявителя от заключения договора аренды.
2.6. Заявление на заключение договора аренды на новый срок подлежит подаче арендатором Управлению в срок, указанный в договоре аренды.
Договор аренды на новый срок может быть заключен только при отсутствии задолженности за аренду муниципального имущества и при должном соблюдении условий предыдущего договора.
При заключении договора аренды на новый срок стороны не связаны условиями ранее действовавшего договора.
2.7. При прекращении договора аренды в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных законом или договором, а также при расторжении договора имущество возвращается Арендатором Арендодателю по акту приема-передачи в 30-тидневный срок в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.
Каждая из сторон договора, заключенного на неопределенный срок вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 3 месяца.
2.8. В случае невыполнения арендатором существенных условий договора аренды это отражается в акте для дальнейшего разрешения спора, в том числе в арбитражном суде.
2.9. Управление осуществляет контроль за соблюдением арендаторами условий договора аренды и при их нарушении принимает необходимые меры, предусмотренные договором и действующим законодательством, направленные на защиту прав и законных интересов муниципального образования.
3. Порядок сдачи муниципального имущества в субаренду
3.1. Арендодатель может предоставить арендатору по его просьбе право передачи арендуемого недвижимого имущества в субаренду юридическим и физическим лицам при отсутствии задолженности по арендной плате.
Заявление о предоставлении разрешения на субаренду подается арендатором в (Управление) в произвольной форме с обязательным указанием цели использования, предполагаемой площади субаренды.
3.2. Срок субаренды может быть от 1 до 12 месяцев, но не может превышать срока действия договора аренды.
Договор субаренды прекращается вместе с прекращением договора аренды.
3.3. Условия предоставления части недвижимого имущества в субаренду устанавливаются договором субаренды с соблюдением требований по использованию недвижимого имущества, установленных договором аренды.
3.4. В случае передачи муниципального имущества в субаренду без получения разрешения договор аренды подлежит расторжению.
За нарушение требований по использованию имущества, сданного в субаренду, арендатор несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством и договором аренды, вплоть до расторжения договора аренды.
3.5. Арендная плата за муниципальное имущество, сданное в субаренду, распределяется следующим образом:
50 % - в бюджет района,
50 % - арендатору, передающему муниципальное имущество в субаренду.
4. Договор аренды муниципального имущества
4.1. Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя с арендатором, является договор аренды.
4.2. Решение о передаче муниципального имущества в аренду принимает Глава района.
4.3. Договор аренды может быть краткосрочным - менее 1 года и долгосрочным - 1 год и свыше.
Договоры аренды здания, сооружения или помещения, заключенные на срок более года, подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством и вступают в силу с момента регистрации. Договоры аренды, заключенные на срок менее года, вступают в силу с момента подписания их сторонами или в иной согласованный сторонами срок.
Расходы по оформлению документов, необходимых для государственной регистрации, несет арендатор. Расходы по оформлению документов, необходимых для государственной регистрации права и договора аренды, в стоимость арендной платы не засчитываются.
4.4. В договоре аренды указываются данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору, указывается местонахождение объекта (почтовый адрес, этаж, номер помещения), определяется состав передаваемого в аренду имущества, размер и порядок внесения арендной платы, сроки аренды, распределение обязанностей и ответственность сторон..
4.5. При заключении договора аренды на арендатора возлагается обязанность на основании п. 4 ст. 935 ГК РФ страховать имущество, сдаваемое в аренду (арендуемое имущество). Страховой взнос не входит в арендную плату и уплачивается арендатором в качестве отдельного платежа в размере и на условиях, определяемых договором страхования. Стоимость муниципального имущества для целей страхования определяется отчетом об оценке объекта.
4.6. Договор аренды должен предусматривать проведение текущего ремонта за счет средств арендатора, которые не подлежат возмещению арендодателем.
4.7. Договором аренды должна быть предусмотрена возможность изменения размера арендной платы (индексация) в связи с изменением базовой ставки арендной платы и порядка расчета арендной платы в связи с внесением изменений и дополнений в порядок расчета арендных платежей за муниципальное имущество.
4.8. Договор аренды должен предусматривать срок внесения арендной платы и ответственность арендатора в случае его нарушения в виде уплаты пеней.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по внесению арендной платы, начиная со дня, следующего за установленным договором днем внесения арендной платы. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от невнесенной суммы арендной платы. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма пеней уплачивается одновременно с внесением сумм арендной платы или после внесения таких сумм в полном объеме.
4.9. На основании подписанного сторонами договора составляется акт приема-передачи имущества, подписываемый арендодателем, арендатором.
Арендодатель осуществляют фактическую передачу объекта арендатору и оформляют акт приема-передачи только после подписания договора аренды всеми сторонами и в сроки, указанные в договоре.
Арендодатель осуществляют фактический прием объекта от арендатора и оформляют акт приема-передачи в сроки, указанные в договоре аренды или соглашении о досрочном расторжении договора аренды или в уведомлении арендодателя об отказе от договора.
4.10. Обязательным приложением к договору аренды является акт приема-передачи имущества и расчет арендной платы.
4.11. Договоры аренды недвижимого имущества, заключаемые сроком до 1 года, оформляются в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон и учитываются в Управлении. В случае заключения договора на срок 1 год и более оформляется дополнительно 1 экземпляр - органу, производящему государственную регистрацию.
4.12. После заключения договора аренды недвижимого имущества арендатор обязан в течение 5 дней заключить договор на коммунальные услуги и эксплуатационные расходы обслуживание арендуемого объекта с обслуживающей организацией.
4.13. Договор аренды может быть расторгнут:
- по соглашению сторон;
- в судебном порядке, по требованию одной из сторон при существенном нарушении условий договора.
По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, в случае отсутствия соглашения сторон, когда арендатор:
- пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
- существенно ухудшает имущество;
- более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
- не производит текущего ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре - в разумные сроки.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя.
4.14. Договор аренды может содержать другие условия, связанные с особенностями сдаваемого в аренду имущества.
4.15. Если арендодателями муниципального имущества выступают муниципальные унитарные предприятия, договоры аренды заключаются с учетом требований настоящего Положения.
4.17. Вносимые в договор аренды муниципального имущества изменения и дополнения оформляются дополнительными соглашениями.
4.18. Выкуп арендованного имущества может быть осуществлен в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами о приватизации муниципального имущества.
4.19. Договоры аренды муниципального имущества, заключенные с нарушением законодательства РФ, признаются недействительными в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
4.20. Договор аренды земельного участка, на котором расположен арендуемый объект недвижимого муниципального имущества, заключается арендатором в соответствии с действующим законодательством. Отношения, возникающие в связи с предоставлением в аренду земельных участков, настоящим Положением не регулируются.
5. Учет и контроль за использованием объектов муниципального имущества, передаваемых в аренду
5.1. Учет объектов муниципального имущества, передаваемых в аренду, учет договоров и контроль за их исполнением осуществляет арендодатель.
5.2. Арендодатель ведет реестр договоров аренды, в котором отражается:
- порядковый номер договора;
- наименование и почтовый адрес объекта, переданного в аренду;
- площадь объекта недвижимости (или иные характеристики имущества);
- индивидуальные признаки арендатора (наименование, местонахождение, данные о государственной регистрации - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные о государственной регистрации и адрес места жительства - для физического лица, индивидуального предпринимателя);
- срок договора аренды;
- данные о государственной регистрации для долгосрочных договоров аренды;
- сумма годовой арендной платы;
- сведения об имеющейся задолженности;
- сведения о наличии договоров субаренды.
5.3. На каждый объект муниципального имущества, переданный в аренду, формируется дело соответствующего N договора аренды, в котором должно находиться:
- заявление арендатора;
- договор аренды;
- копии учредительных и иных документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении объекта в аренду;
- расчет арендной платы;
- выписка из реестра объектов муниципальной собственности;
- сведения о государственной регистрации договора аренды, если она осуществлялась;
- иные сведения, необходимые для объективного контроля за соблюдением условий договора и порядка использования муниципального имущества.
5.4. Арендодатель и собственник муниципального имущества вправе проверять арендованный объект недвижимости и выполнение арендатором обязательств по договору аренды. Арендатор обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителей арендодателя и собственника муниципального имущества для проведения проверок состояния и использования арендуемого объекта.
6. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по договору аренды
6.1. В случае нарушения арендатором условий договора аренды объекта муниципальной собственности обязаны оперативно сообщить о нарушениях арендодателю.
6.2. Арендодатель принимает к нарушающему договор арендатору меры, предусмотренные действующим законодательством и договором аренды.
6.3. За несвоевременное внесение арендной платы за объект недвижимости арендатор обязан уплатить арендодателю пеню в размере, определенном договором, от несвоевременно уплаченной суммы арендной платы за каждый день просрочки.
6.4. В случае невнесения арендной платы или пени в полном размере более двух месяцев арендодатель вправе в судебном порядке, в случае отсутствия соглашения сторон расторгнуть договор аренды и арендатор обязан освободить объект.
6.5. В случае передачи Арендатором арендованного объекта недвижимости или его части в субаренду без письменного разрешения Арендодателя, Арендодатель вправе расторгнуть договор аренды и освободить объект недвижимости от арендатора в судебном порядке, в случае отсутствия соглашения сторон.
Доказательствами субаренды могут быть акты проверки, составленные представителями Арендодателя с участием Арендатора, или любые другие доказательства, предусмотренные действующим законодательством.
6.6. В случае использования объекта аренды не по назначению или в случае не использования арендованного объекта недвижимости в течение трех месяцев и более или при реконструкции или перепланировке объекта недвижимости без согласия Арендодателя и органов, уполномоченных давать разрешение на реконструкцию или перепланировку, Арендодатель вправе расторгнуть договор аренды и освободить объект от арендатора в судебном порядке, в случае отсутствия соглашения сторон.
Доказательствами указанных в настоящем пункте нарушений могут быть акты проверки, составленные представителями арендодателя с участием арендатора, или любые другие доказательства, предусмотренные действующим законодательством.
6.7. Балансодержатель не вправе самостоятельно, без участия арендодателя и без оформления договора в установленном настоящим Положением порядке сдавать объекты недвижимости в аренду. В таком случае арендодатель вправе принять меры к расторжению договора в установленном законом порядке и взыскать в местный бюджет незаконно полученную арендную плату.
7. Платежи и расчеты по договору
7.1. Арендная плата по договорам аренды имущества казны подлежит перечислению в местный бюджет в размере 100 %.
7.2. Размер арендной платы в договоре аренды указывается без учета НДС.
НДС перечисляется арендатором в соответствующие бюджеты в соответствии с налоговым законодательством.
7.3. Арендные платежи вносятся арендаторами ежемесячно до 20 числа текущего месяца. Датой уплаты арендных платежей считается дата приема банком к исполнению платежного поручения арендатора.
7.4. При заключении или изменении договора аренды размер арендной платы определяется в соответствии с Методиками определения арендной платы, утвержденных решением районного Совета депутатов.
Размер арендной платы, установленный в твердой денежной сумме, может быть изменен в порядке, предусмотренном действующим гражданским законодательством, но не чаще одного раза в год.
В случае определения арендной платы расчетным путем фактический размер арендной платы изменяется при изменении в централизованном порядке базовой ставки арендной платы и корректирующих коэффициентов с момента вступления в силу новых значений базовой ставки и соответствующих коэффициентов. При этом фактическое изменение размера арендной платы в результате корректировки базовой ставки и корректирующих коэффициентов не является изменением условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение данного условия. Арендодатель уведомляет арендатора об изменении значений базовой ставки и корректирующих коэффициентов в течение 1 месяца с момента принятия соответствующих нормативных правовых актов районного Совета депутатов.
7.5. В случае увеличения (уменьшения) величины сдаваемого в аренду движимого и недвижимого имущества размер арендной платы корректируется каждый раз при внесении указанных изменений в договор аренды.
7.6. Базовая ставка арендной платы за муниципальное имущество ежегодно утверждается Постановлением Главы района на соответствующий финансовый год.
7.7. Арендная плата может устанавливаться за все арендуемое имущество в совокупности или отдельно по каждому объекту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.